Незаконный кадастровый учет земельного участка

Обновлено: 18.04.2024

При проведении геодезической съемки, выявлена ошибка в положении границ смежных земельных участков. При этом один из смежников (сосед) отказывается ее исправлять и подавать заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка. Приведите правильный алгоритм действий по устранению кадастровой ошибки в такой ситуации.

Последовательность действий при исправлении кадастровой ошибки, если границы смежного ЗУ внесены в ГКН с неверными координатами. Подготовка межевого плана.

Однако, следует различать 2 ситуации:

1. Заинтересованным лицом в исправлении кадастровой ошибки (КО) является сам землепользователь (собственник) участка

2. Правообладатель смежного участка (границы которого определены с ошибкой) не признает кадастровую ошибку и (или) отказывается предпринимать действия по ее устранению, чем создает препятствие в оформлении земельных участков другим землепользователям - случай автора вопроса.

В первом случае, Законом предусмотрена следующая процедура:

  1. Заинтересованное лицо обращается к кадастровому инженеру и заключается договор подряда на проведение кадастровых работ.
  2. Кадастровый инженер осуществляет кадастровые работы, в результате которых подготавливается межевой план в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка (в связи с устранением кадастровой ошибки).

В случае если кадастровая ошибка допущена кадастровым инженером в соответствии с частью 1 статьи 44 №221-ФЗ от 24.07.2007 при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 28 Закона о кадастре для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.

В результате выполнения кадастровых работ в таком случае, в орган кадастрового учета представляются следующие документы:

В случае если кадастровая ошибка допущена кадастровым инженером в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о кадастре в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о кадастре.

При этом в орган кадастрового учета представляются документы:

  • заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка;
  • межевой план, в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения, в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка;
  • заявление собственника, землепользователя или землевладельца указанного ранее учтенного земельного участка о государственном кадастровом учете изменений данного земельного участка (в случае если при исправлении кадастровой ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация).

Орган кадастрового учета принимает решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка (об учете изменений земельного участка) и решение об уточнении местоположения границы ранее учтенного земельного участка.

После завершения процедуры кадастрового учета, орган кадастрового учета направляет кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка его правообладателю и органу, осуществляющему государственную регистрацию прав (в случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменившихся площади и конфигурации такого земельного участка).

На второй ситуации остановимся подробнее и рассмотрим в виде блок-схемы:

KO sosed protiv

В такой ситуации, возможны 2 варианта:

  1. "Сосед_1" признает кадастровую ошибку и согласен подать заявление на внесение изменений в сведения ГКН о своем участке и (или) подписать новый акт согласования границ;
  2. "Сосед_2" ошибку не признает, исправлять и что-либо делать отказывается (либо, найти "Соседа_2" не представляется возможным?)

Исходим из того, что о выявленном в процессе межевания наложении границ, заинтересованное лицо - заказчик кадастровых работ надлежащим образом известил смежников и предпринял шаги по урегулированию пересечений в процессе переговоров в досудебном порядке.

Пошаговый алгоритм действий по устранению кадастровой ошибки в таком случае:

Описанная процедура соответствует позиции Минэкономразвития отраженной в Письме № Д23и-2144 от 23.06.2014 "О подготовке межевого плана и исправлении кадастровой ошибки."

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров - искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела - наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

Судебная практика показывает: споры о земле между соседями участков - самые трудные. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Судебная практика показывает: споры о земле между соседями участков - самые трудные. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Фото: Reuters

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что "захватчик" перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик - собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно - на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное - нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что "местоположение" границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда "в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости".

Верховный суд подчеркивает - предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения - не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон "О государственном кадастре" говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил - обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один - смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент - кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул - кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод - отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Батура Ольга

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет - при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Официальный сайт Администрации

Вы здесь: Главная Информация Росреестра Заведомо ложные сведения в кадастровых документах: это должен знать каждый

Заведомо ложные сведения в кадастровых документах: это должен знать каждый

В настоящее время у граждан и юридических лиц часто возникает необходимость в кадастровых работах, выполняемых кадастровыми инженерами.

Кадастровые инженеры - преемники землеустроителей (землемеров), наделенные специальным правом на выполнение кадастровых работ, по результатам которых обеспечивается подготовка документов (межевой план, технический план, акт обследования), необходимых для осуществления кадастрового учета.

Кадастровый инженер наделен значительными полномочиями, которые предполагают высокую степень ответственности. От качества работы и добросовестности кадастрового инженера во многом зависит, как будут реализованы и защищены права граждан и юридических лиц на принадлежащие им объекты недвижимости.

К сожалению, на практике встречаются случаи, когда кадастровые инженеры вносят заведомо ложные сведения в документы, представляемые в орган регистрации прав для осуществления кадастрового учета.

Как правило, кадастровые инженеры вносят ложные сведения в документы в угоду заказчикам кадастровых работ - правообладателям объектов недвижимости, которые хотят извлечь для себя из этого обстоятельства какую-либо выгоду.

Так, например, одним из распространенных случаев, когда кадастровый инженер вносит ложные сведения, является случай, когда в техническом плане приводится описание объекта незавершенного строительства, тогда как в натуре (на местности) такой объект не существует. Оформление права собственности на такой не существующий объект позволяет его собственнику необоснованно продлить время на строительство объекта путем продления договора аренды земельного участка.

Ещё одним примером внесения ложных сведений является подделка личных подписей правообладателей в акте согласования границ земельных участков. Такая ситуация нередко возникает тогда, когда между собственниками смежных земельных участков имеются разногласия в прохождении границы, что порождает отказ в проставлении личной подписи в акте согласования границ.

За внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в подготовленные им документы, а также за подлог документов действующим законодательством предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 170.2 УК РФ).

Однако на практике уличить кадастрового инженера во включении ложных сведений в документы не просто, поскольку орган регистрации прав, который проверяет подготовленные кадастровым инженером документы, не обладает полномочиями по проверке объектов в натуре (на местности), нет у него полномочий и по проведению почерковедческой экспертизы.

В случае если органом регистрации прав усматриваются признаки, которые могут свидетельствовать о факте включения кадастровым инженером ложных сведений, такая информация для её проверки направляется в саморегулируемую организацию, членом которой является кадастровый инженер.

Сведения, которые квалифицируются как ложные, внесенные в документы кадастровым инженером, наиболее часто выявляются в ходе проведении муниципального земельного контроля, при рассмотрении жалоб граждан правоохранительными органами, а также при выявлении реестровых ошибок, допущенных при проведении кадастровых работ.

Кадастровая палата по Республике Адыгея рекомендует внимательно подходить к выбору кадастрового инженера, с которым будет заключен договор на выполнение кадастровых работ.

Государственный реестр кадастровых инженеров, а также результаты мониторинга принятых решений о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета по причине ненадлежащего качества документов, подготовленных кадастровым инженером (рейтинг кадастровых инженеров), размещены на официальном сайте Росреестра.

Читайте также: