Незаконное списание имущества ответственность

Обновлено: 24.04.2024

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы


Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

По стандарту "Основные средства" с баланса нужно списать объекты, которые перестали соответствовать критериям актива. Применение этого правила на практике вызывает вопросы. Какие решения можно найти и что необходимо изменить в учете, поможет разобраться наш обзор.

Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения

Основными средствами признаются только активы.

Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.

Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.

Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.

Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.

Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.

Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций

Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт "Основные средства" это решение стало признаваться объектом бухучета.

Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.

Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте "Основные средства" переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.

Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.

Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.

После прекращения использования объект еще не выбывает из состава имущества учреждения

На основании решения о прекращении использования объект только переносят с балансовых счетов на забалансовые.

Выбывает объект из состава имущества учреждения после проведения следующих процедур:

  • согласования с собственником в случаях, установленных законом;
  • реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании (например, демонтаж, разборка, передача отходов).

Минфин подтвердил, что правила списания основных средств с баланса применяют все учреждения. Собственники имущества регламентируют только процедуры по согласованию выбытия объекта из состава имущества учреждения.

Также Минфин разъяснил, что при переносе особо ценного имущества на забалансовые счета не нужно исключать его из перечня ОЦДИ. Сделайте это при выбытии объекта.

Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектов

Основные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником.

Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса.

Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения.

В период забалансового учета может появиться другой способ использования объекта

Если появилась возможность использовать объект, восстановите его на балансовом учете.

Минфин также пояснил, что объекты, которые могут быть задействованы в других учреждениях того же собственника, признаются активами, если принято решение об их передаче. Например, при согласовании выбытия объекта из состава имущества учреждения собственник решил передать его другому подведомственному учреждению. Если объект уже списан на забалансовый счет, его нужно перенести обратно на баланс. Он списывается с балансовых счетов при передаче другому учреждению.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

ПРИМЕРЫ СПОРНЫХ РЕШЕНИЙ

Как показывает практика, правоприменитель не всегда исследует признаки элементов объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, с должной тщательностью.

ИЗ ПРАКТИКИ. Мировой судья судебного участка № 109 г. Санкт-Петербурга признал М. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ. Суд приговорил ее к штрафу в размере 5 тыс. руб. Ее вина заключалась вовсе не в незаконной передаче арестованного имущества. Она не сообщила при наложении ареста на имущество судебному приставу-исполнителю, что ранее выдала доверенность на право пользования данным имуществом (автомобилем) третьему лицу (приговор от 17.04.2012 по делу № 1–30/2012–109).

Мировой судья судебного участка № 181 г. Санкт-Петербурга признал бывшего генерального директора М. виновным в совершении незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи и аресту. Его вина заключалась не в отчуждении арестованного имущества, а в том, что он не сообщил о наложенном на него аресте вновь назначенному руководителю Торгового дома (приговор от 14.10.2010 по делу № 1–54/2010–181).

В других регионах есть и более примечательные судебные решения.

ИЗ ПРАКТИКИ. Мировой судья судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл признал Р. виновной по ч. 1 ст. 312 УК РФ, так как она, являясь ответственным хранителем арестованного имущества (автомобиля), не сообщила судебному приставу-исполнителю о том, что данным автомобилем без ее ведома пользовались третьи лица, не просила оказать помощь в обнаружении и истребовании вышеуказанного имущества, с заявлением в органы внутренних дел по факту преступных действий в отношении принадлежащего ей на праве собственности автомобиля не обращалась и тем самым мер по сохранению оставленного ей на ответственное хранение имущества не принимала (приговор от 22.09.2015 по делу № 1–21/2015).

Мировой судья судебного участка № 13 Каларского района Забайкальского края признал Д. виновной по ч. 1 ст. 312 УК РФ в сокрытии арестованного имущества, поскольку без ее ведома и в ее отсутствие третье лицо самовольно распорядилось этим имуществом (апелляционное постановление от 08.10.2015 по делу № 10–9/2015).

ПРЕСТУПНОЕ ДЕЙСТВИЕ И БЕЗДЕЙСТВИЕ

Общественная опасность деяния — обязательный элемент объективной стороны любого преступления.

Статья 14 УК РФ также предусматривает две формы деяния: активное поведение — действие и пассивное — бездействие. Каково же их конкретное содержание?

ФОРМА ДЕЯНИЯ И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

Можно сделать вывод, что действие наказуемо лишь тогда, когда законом запрещено его совершение, то есть когда имеется юридическая обязанность воздержаться от подобных действий. О преступном бездействии можно говорить, когда на правонарушителе лежала юридическая обязанность выполнять определенные действия, совершать определенные поступки, и конкретное решение этого вопроса зависит от установления круга обязанностей лица, требований, которые предъявляются к нему в определенной ситуации.

Если проанализировать уголовный закон, можно увидеть, что наиболее распространенная форма деяния — действие. Значительное количество преступных деяний может совершаться как в форме действия, так и в форме бездействия. И только примерно 10% от общего количества преступлений совершается в форме бездействия.

Чем же руководствуется законодатель при установлении конкретной формы совершения того или иного деяния?

Как представляется, та или иная форма деяния в составе преступления определяется в зависимости от характера его общественной опасности и содержания объекта уголовно-правовой охраны.

В тех же случаях, когда необходимы содействие, помощь, то есть вмешательство в развитие охраняемых уголовным законом отношений, законодатель устанавливает признаки общественно опасного деяния в форме бездействия.

ПОЧЕМУ СОКРЫТИЕ — ТОЖЕ ДЕЙСТВИЕ

В диспозициях некоторых статей Особенной части УК РФ нет указания на конкретную форму осуществления деяния. Это означает, что для наличия объективной стороны данного преступления она не имеет существенного значения. Однако в диспозиции ч. 1 ст. 312 УК РФ форма деяния прямо указана и имеет важное значение для установления признаков данного состава преступления. Чтобы констатировать состав незаконных действий в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, необходимо установить, что субъект виновно совершил хотя бы одно из действий, указанных в ч. 1 данной статьи, а не бездействовал.

Самый существенный элемент ареста — запрет распоряжаться имуществом, то есть изменение уполномоченным на то субъектом правового режима имущества. Именно за распоряжение арестованным имуществом вопреки наложенному запрету и наступает ответственность по ч. 1 ст. 312 УК РФ. Сокрытие представляет собой утаивание имущества, затрудняющее его изъятие. Оно может заключаться в передаче имущества другим лицам на хранение, помещении в тайник, перевозке в иное место и т. п.

Таким образом, сокрытие в любом случае требует от лица каких-либо активных действий. Поэтому сложно себе представить, что сокрыть имущество можно ничего для этого не делая, то есть путем бездействия.

Уголовная ответственность за бездействие наступает, только когда уголовный закон рассматривает данное бездействие в качестве преступного. Поэтому сокрытие лишь информации о месте нахождения арестованного имущества, если оно было перемещено третьими лицами без согласия ответственного хранителя, не является преступлением. За подобное деяние лицо может быть подвергнуто административному наказанию (например, по ст. 17.14 КоАП РФ), но никак ни уголовному преследованию.

На сегодня можно констатировать одно: если на субъекта не возложена обязанность действовать определенным образом, он не может нести ответственность за бездействие, даже если не предотвратил наступление вреда, хотя и имел возможность его предотвратить.

Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, выражается именно в преступном обращении с имуществом, подвергнутым описи или аресту, и обязательным конструктивным элементом данного состава является деяние в форме действия.

1 Уголовное право России. Общая часть: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ф. Р. Сундурова, И. А. Тарханова. М.: Статут, 2009. 751 с.

2 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для вузов / под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжковой. М.: Статут, 2012. 879 с.

5 Малинин В. Б., Парфенов А. Ф. Объективная сторона преступления. СПб.: Изд-во Юридического института, 2004. 301 с.

7 Уголовное право России. Общая и особенная части: учебник для высших учебных заведений / под. общ. ред. Н. Г. Кадникова. М.: Книжный мир, 2006. С. 745.

Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы


Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Читайте также: