Недвижимое военное имущество это

Обновлено: 24.05.2024

  • дополнил перечень видов передаваемого имущества;
  • расширил перечень видов муниципальных образований, в собственность которых передается имущество;
  • установил новые условия передачи военного недвижимого имущества;
  • определил механизм передачи военного недвижимого имущества, которое находится в аварийном состоянии;
  • установил необходимость выделения межбюджетных трансфертов для содержания переданного имущества и переселения нанимателей из аварийных домов.

Какое имущество будут передавать военные

Прежняя формулировка была недостаточно конкретной. Это приводило к тому, что военные не передавали в собственность муниципалитетов часть имущества (например, жилые помещения). Сейчас названы конкретные виды имущества. Передаче не будут подлежать лишь объекты, которые необходимы для обеспечения федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Какие муниципальные образования могут получать имущество

Теперь военное имущество, используемое не по назначению, смогут получить все муниципалитеты. Будет производиться безвозмездная передача военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность всех видов муниципальных образований, на территориях которых расположены данные объекты. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ.

Ранее недвижимое имущество передавалось в собственность муниципальных образований только двух видов — поселений и городских округов. При этом муниципальные районы, на территории которых находятся военные городки и военные части, не могли принять в муниципальную собственность военное имущество и использовать его для решения вопросов местного значения.

В каких случаях муниципалитет получит землю под имуществом

На заметку: Военное недвижимое имущество теперь можно передать муниципалитету, даже если право федеральной собственности не было оформлено. Отсутствие государственного учета имущества или установленных границ земельных участков — также не препятствие для передачи

Одновременно с недвижимым военным имуществом в муниципальную собственность передадут земельные участки, на которых оно расположено и которые необходимы для его использования. Исключение из этого правила установлено только для сетей инженерно-технического обеспечения. Они передаются в собственность муниципалитета без земельного участка. Ранее здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, передавались без земельных участков под ними.

В новом законе установлен порядок согласования границ земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества. Исполнительный орган федеральной власти согласовывает данные границы с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого безвозмездно передается имущество.

На что будут выделены межбюджетные трансферты

При передаче не предназначенных для проживания граждан зданий и сооружений, находящихся в пригодном для эксплуатации состоянии, федеральный центр будет выделять регионам межбюджетные трансферты на содержание этого имущества. Регионы, в свою очередь, смогут предоставлять средства муниципальным образованиям, которые получают объекты недвижимости в собственность. Объем трансфертов не должен быть меньше суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти в том финансовом году, в котором произведена передача имущества (ч. 2.3 ст. 2 Закона № 423-ФЗ).

Ранее имущество передавалось без дополнительного финансирования и ремонта. Органы местного самоуправления получали объекты водоснабжения и водоотведения, котельные, электроустановки, кабельные сети и другие объекты в неудовлетворительном состоянии. Обязанность принять такое имущество создавала большие проблемы. Расходы ложились на местные бюджеты дополнительным бременем, от которого местные власти часто старались избавиться, продавая имущество по бросовым ценам. Ситуация усугублялась отсутствием у муниципалитетов прав на земельные участки под переданными объектами. Это делало невозможным выполнение норм градостроительного и земельного законодательства, которое регламентирует процедуру надлежащего оформления документации на проведение капитального ремонта и замены объектов социальной инфраструктуры. Меры поддержки трансфертами передачи военного имущества должны значительно облегчить муниципалитетам его капитальный ремонт, обслуживание и эксплуатацию.

При передаче в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, нанимателей и членов их семей переселят (ч. 2.4 ст. 2 Закона № 423-ФЗ). Переселением может заниматься принявший решение о передаче дома федеральный или региональный орган либо орган местного самоуправления. Если переселение — задача регионального органа или органа местного самоуправления, на ее решение выделят межбюджетные трансферты. Их объем должен быть не ниже суммы, выделенной на эти цели из федерального бюджета федеральным органам на плановый период в том финансовом году, в котором осуществлена передача указанного имущества. Средства поступят из федерального бюджета в регионы, а те, в свою очередь, смогут предоставить субсидии муниципальным образованиям.

Важно запомнить! На основании решения имущество исключат из федерального реестра. После этого объект нужно включить в реестр имущества муниципального образования

Переселению подлежат только наниматели жилых помещений. Однако в аварийном доме может быть и приватизированное жилье. Механизм переселения собственников в новом законе не обозначен. Возможно, данные пробелы будут устранены позднее.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную принимает орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — Минобороны, Росгвардия или ФСО. В решении он укажет орган власти федерального, регионального или муниципального уровня, на который возлагается обязанность по переселению нанимателей жилых помещений в аварийных МКД.

В письме Минфина России от 26.05.2021 № 03-05-05-01/40484 чиновники решали важный теоретический вопрос: что считать недвижимым имуществом? С тех пор, как движимое имущество перестали облагать налогом на имущество, споры не утихают.

Часть недвижимости попала под обложение по кадастровой стоимости, но далеко не вся.

Нормы законодательства

На основании ГК РФ (ст. 130 и 131) к недвижимому имуществу относятся:

объекты незавершенного строительства;

иные объекты, подлежащие государственной регистрации или государственному учету.

Как показала практика и такую классификацию можно трактовать по-разному.

Для решения вопроса зачастую приходится обращаться к судебным решениям. К ним обращается и Росреестр – ведомство, наделенное, в частности, полномочиями:

по государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в нем;

государственному кадастровому учету недвижимого имущества.

В письме от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20 Росреестр указал на необходимость в спорных вопросах учитывать позицию ВС РФ, отраженную в Определении от 22.12.2015 № А27-18141/2014 по делу № 304-ЭС15-11476.

Суд отмечал, что для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства:

возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости;

получения разрешительной документации;

соблюдения градостроительных норм и правил.

Согласно ГрК РФ (п. 10 ст. 1, ст. 51, 55) здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства признаются объектами капитального строительства, для создания которых необходимо получение разрешения на строительство. После завершения строительства должно быть получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Этим же законом (подп. 24 п. 2 ст. 2) определено, что строительные конструкции зданий или сооружений, выполняющие определенные несущие, ограждающие или эстетические функции, признаются неотъемлемыми частями таких зданий, сооружений.

В силу ГрК РФ (подп. 10, 10.2 ст. 1) не являются объектами капитального строительства некапитальные строения и сооружения при условии, что они не имеют прочной связи с землей, и конструктивные характеристики которых позволяют демонтировать, перемещать и собирать затем без несоразмерного ущерба их назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений. Это относится, в том числе, к киоскам и навесам. Не являются объектами капитального строительства также неотделимые улучшения земельных участков – например, замощения, покрытия и прочее.

Какой вывод можно сделать из сказанного? Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости. Соответственно, объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не относятся к недвижимому имуществу.

Судебная практика

Минфин России напомнил о судебных решениях, в которых арбитры в решении вопроса о квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого, встали на сторону налогоплательщиков. Это определения ВС РФ:

от 20.05.2015 № 306-ЭС15-5227 (движимым имуществом признано ограждение земельного участка (забора), смонтированного из унифицированных частей с возможностью разборки и сборки на ином земельном участке);

от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520 (замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью);

Признаки недвижимости от ФНС

В письме от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ ФНС России выделила для инспекторов три признака недвижимости, которыми они должны руководствоваться в работе:

прочная связь объекта с землей (непосредственно, через соединение с другой недвижимостью, или как подземная коммуникация);

перемещение объекта невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, после чего он не будет пригоден к использованию;

наличие у объекта собственных полезных свойств, которые не зависят от участка, на котором он находится, или от другой недвижимости.

Судьи добавляют также собственные критерии: прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность, индивидуальная определенность, место нахождения. (например, Постановление Девятого ААС от 21.01.2020 № 09АП-71722/2019).

Проблем много и кажется, что Правительство РФ уже грезит идеей отменить льготу по налогу для движимого имущества, и облагать налогом все подряд. Ведь для чего-то ввели в обновленную декларацию по налогу на имущество за 2020 год раздел 4 для движимого имущества. Да, налогом оно по-прежнему не облагается. Заполняли раздел 4 только владельцы объектов налогообложения (недвижимости с остаточной стоимостью отличной от нуля). Информация о движимых основных средствах – справочная. Но может это только пока?


На сегодняшний день тема разграничения движимого и недвижимого имущества является крайне важной, так как отнесение имущества к тому или другому виду влияет на порядок его приобретения, реализации, а также защиты прав. Помимо теоретического интереса, исследование данного вопроса имеет также и практическое значение, поскольку правовой режим движимых вещей отличается от недвижимых, для последних предусмотрен специальный порядок государственной регистрации прав.

Часто установить, является имущество движимым или недвижимым, довольно тяжело. В таких случаях приходится использовать результаты экспертизы, назначаемой судом. Главным образом, отличие движимого имущества от недвижимого эксперты рассматривают через их признаки, которые связаны с природой тех вещей, которые относятся к данному виду имущества.

Для того чтобы выявить, в чём заключаются существенные отличия между движимым и недвижимым имуществом, сначала обратимся к содержанию и понятиям данных терминов, которые содержаться в ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ к движимому имуществу относятся все вещи, которые не являются недвижимыми, включая деньги и ценные бумаги.

В статье 130 ГК РФ законодатель даёт определение понятию недвижимого имущества через перечисление объектов (и некоторых их признаков), которые к нему относятся, а именно:

  • земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства;
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
  • жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учёте порядке ;
  • иное имущество, отнесённое законом к недвижимости (например, предприятия, космические объекты, единые недвижимые комплексы).

Таким образом, по своим природным свойствам движимое имущество отличается от недвижимого тем, что оно:

  • не обладает прочной связью с землёй;
  • не всегда индивидуально определено, в отличие от недвижимости, которая всегда определена чётко (например, у здания есть адрес, кадастровый номер и технические характеристики – этаж, площадь и др.).

Однако на практике часто не представляется возможным руководствоваться критерием о том, что недвижимость - это любая вещь, настолько прочно связанная с землей, что её перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба её назначению. Особенно когда возникает вопрос о признании её, например, принадлежностью главной (недвижимой) вещи, её составной частью или её улучшением.

Поскольку гражданское законодательство не содержит всех отличительных признаков недвижимости, отличающих её от движимого имущества, то для их определения, помимо законодательства, следует обращаться к судебной практике.

Во-первых, применение критериев бухучёта. ВС РФ решил , что при разграничении объектов нужно применять критерии бухучёта.

Во-вторых, прочная связь с землёй. ВС РФ пояснил , почему нельзя отнести объект к недвижимости только по той причине, что он связан с землёй и его нельзя переместить без разрушения или повреждения.

Сами по себе критерии прочной связи вещи с землёй, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения её назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством ( п.1. ст. 130 , п.1 ст. 133, ст. 134 ГК РФ), не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений. В обоих случаях до приобретения и монтажа объекты не имеют связи с землёй, а после начала эксплуатации могут образовать сложную вещь с недвижимостью.

В-третьих, наличие сведений в ЕГРН. По мнению ВС РФ , критерий, который часто используют, — наличие либо отсутствие сведений об объекте в ЕГРН можно применять как доказательство в споре. Однако оценить право на льготу только на основании такого критерия нельзя.

Наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу п. 6 ст. 8.1 ГК РФ имеет доказательное значение для целей применения пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы. Это объясняется тем, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств ( абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ) либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинён режиму недвижимых вещей ( абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости. На это ВС РФ указывал ещё в 2015 году.

Таким образом, Верховный Суд данным Определением сделал очередной шаг на пути разграничения движимого и недвижимого имущества. Полагаем, что теперь к указанным разъяснениям прислушаются, в том числе и фискальные органы. Так, в Письме № БС-4-21/7027@ ФНС не только привела основные положения решения ВС РФ, но и распорядилась довести представленные сведения до должностных лиц, которые осуществляют мероприятия налогового контроля, рассматривают налоговые споры, касающиеся исчисления имущественного налога.

Ранее мы сообщали о том, что Верховный Суд РФ сформулировал подход к разграничению движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения.

Подробнее о налоге на имущество и других актуальных для бухгалтера вопросах вы можете узнать на нашем семинаре.

1. Установить, что решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (далее - недвижимое военное имущество), принимает Министерство обороны Российской Федерации.

2. Установить, что функции по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет федеральное государственное учреждение "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации".

3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

постановлением Правительства Российской Федерации

от 29 декабря 2008 г. N 1054

Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3080; 1999, N 43, ст. 5213):

а) наименование изложить в следующей редакции:

"О порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов";

б) в пункте 1 слова "Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" заменить словами "внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Реализацию высвобождаемого недвижимого военного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.";

г) в Порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденном указанным постановлением:

наименование изложить в следующей редакции:

"Порядок высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов";

в пункте 1 слова "Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации)" заменить словами "внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов";

абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

"недвижимое военное имущество" - недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти;";

пункт 4 признать утратившим силу;

в пункте 9 слова "Российскому фонду федерального имущества," исключить;

в абзаце третьем пункта 10 слова "и направляют в Российский фонд федерального имущества и его отделениям" исключить;

в пункте 12 слова "Российский фонд федерального имущества, его отделения" заменить словами "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные органы";

в пункте 13 слова "Российский фонд федерального имущества" заменить словами "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом";

пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 5 дней со дня утверждения итогового протокола аукциона (конкурса) направляет по одному экземпляру протокола в федеральные органы исполнительной власти.";

в пункте 16 слова "Российский фонд федерального имущества" заменить словами "Федеральное агентство по управлению государственным имуществом";

в пункте 17 слова "по предложению Российского фонда федерального имущества" исключить.

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549 "Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3051; 2006, N 52, ст. 5600; 2008, N 38, ст. 4322):

а) в пункте 2 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденного указанным постановлением:

слово "осуществляет" заменить словом "осуществляют";

после слова "имуществом" дополнить словами "или специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено осуществлять от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества";

б) в пункте 2 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного указанным постановлением:

слово "осуществляет" заменить словом "осуществляют";

после слова "имуществом" дополнить словами "или специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено осуществлять от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества".

3. В абзаце первом пункта 2 Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 584 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3228; 2006, N 52, ст. 5600; 2008, N 38, ст. 4322):

а) слово "осуществляет" заменить словом "осуществляют";

б) после слова "имуществом" дополнить словами "или специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено осуществлять от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества".

4. В абзаце первом пункта 2 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3229; 2006, N 52, ст. 5600; 2008, N 38, ст. 4322):

а) слово "осуществляет" заменить словом "осуществляют";

б) после слова "имуществом" дополнить словами "или специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено осуществлять от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества".

Читайте также: