Налагаются ли ограничения на зарубежную собственность национальных компаний

Обновлено: 03.07.2024

Заместитель Председателя Правления МКА "Право и Защита"

Права собственности на недвижимое имущество и сделки с недвижимостью иностранных граждан в России

В последнее время на рынке недвижимости появилась новая тенденция: иностранные граждане активно включаются в операции с недвижимым имуществом в РФ. Распространение получили сделки купли-продажи квартир, загородных домов, земельных участков с различным назначением (для огородничества, садоводства, личного подсобного хозяйства и др.), а не просто оформление в аренду квартир, в которых проживают иностранные граждане, пока живут и работают в России.

Конечно, чаще всего иностранные граждане - это не жители Европы или Америки, а граждане ближайшего зарубежья или бывшие российские граждане, которые стали гражданами других государств, не допускающих двойного гражданства.

Широко известно, что существуют страны, такие как: Турция, Чехия, Болгария, Словакия, Австрия, Австралия, Швейцария и др., в которых иностранным гражданам как физическим лицам труднее инвестировать в приобретение недвижимости из-за ограничений или запретов внутреннего законодательства данных стран. Иностранцы в таких странах зачастую вынуждены регистрировать юридические лица и впоследствии приобретать на их имя в собственность понравившееся недвижимое имущество.

Справедливо, что граждане подобных стран или бывшие россияне опасаются, а нет ли в России аналогичных ограничений для иностранных граждан.

Необходимо отметить, что либеральные страны с устойчивой экономикой, поощряющие инвестиционные вливания в свою экономику, такие как Германия, Франция, Испания, Бельгия, Китай и др. не устанавливают законодательных ограничений при приобретении, продаже, владении и распоряжении недвижимостью для иностранных граждан.

К числу стран, в которых не существует препятствий для иностранцев при операциях с недвижимым имуществом, относится и Российская Федерация, что декларируется в Основном законе - Конституции РФ.

Согласно ст.62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Общий конституционный принцип подкрепляется положениями Гражданского кодекса РФ и российским миграционным законодательством.

Свобода совершать сделки иностранным гражданином связана с таким фундаментальным юридическим понятием, как правосубъектность, включающая в себя правоспособность и дееспособность физического лица.

В соответствии со ст.1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. При этом если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

Перечень необходимых документов для регистрации иностранного гражданина по месту жительства указан в ст.17 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ":

- документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

- вид на жительство или разрешение на временное проживание;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;

- постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства:

- вид на жительство или разрешение на временное проживание;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

При наличии жилого помещения (квартиры, жилого дома, комнаты) в собственности у иностранного гражданина достаточно в миграционную службу предъявить свидетельство о государственной регистрации права и договор купли-продажи данного жилого помещения.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Основные начала жилищного законодательства всецело относятся к иностранным гражданам, законно находящимся на территории России, им также гарантируется нашим государством неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, реализация прав наравне с другими участниками жилищных отношений в реализации прав и их судебной защиты и т.п.

Вместе с тем иностранные граждане, имеющие равные права и свободы с гражданами России, обязаны обеспечивать сохранность жилищного фонда, использовать жилые помещения по назначению и не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Так же как и россияне, иностранец может быть выселен из жилого помещения по решению суда, в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, например, за систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или за бесхозяйственное обращение с жилым помещением или его разрушение.

Гражданская правоспособность физического лица - способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая в момент рождения и прекращающаяся смертью (ст.17 ГК РФ). Правоспособность включает в себя возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В силу ст.1196 ГК РФ гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Согласно ст.1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст.21 ГК РФ). Для краткости изложения случаи досрочного приобретения дееспособности иностранным гражданином нами не рассматриваются.

Коновалов Андрей

Суть нововведений

Перед новым годом президент подписал закон о расширении субъектов, признанных иностранными агентами, и установил уголовную ответственность за несоблюдение соответствующего законодательства

Из ч. 1 указанной статьи следует, что под иностранным агентом понимается физическое лицо, осуществляющее на территории России в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Если с военной и военно-технической деятельностью в целом все понятно, то изложенное в законе понятие политической деятельности заслуживает особого внимания.

В контексте абз. 2 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ политической признается любая деятельность (в сфере обеспечения законности, правопорядка, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и т.д.) с целью оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, органов местного самоуправления, их решения и действия и осуществляемая в предусмотренных данной статьей формах (собраний, митингов, пикетирований, в проведении опросов общественного мнения и т.п.). Исчерпывающий перечень форм политической деятельности из текста данной нормы вывести, на мой взгляд, невозможно.

Норма ч. 2 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ гласит, что любое физическое лицо, чья деятельность хоть каким-то образом подпадает под перечень, приведенный в ч. 1, и получившее даже минимальную поддержку от иностранного источника (в том числе в виде небольшого денежного пожертвования), обязано подать заявление о включении в список иностранных агентов 2 , а не являющееся гражданином РФ – уведомить об этом уполномоченный орган до своего въезда на территорию страны. В случае выявления физического лица, выполняющего функции иностранного агента и не сообщившего об этом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе внести его в список по собственной инициативе (ч. 3 ст. 2.1).

Последствия такого внесения указаны в ч. 6–7 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ и заключаются в обязанности:

  • не реже раза в полгода представлять отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, а также об их фактическом расходовании и использовании;
  • указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации, а также на материалах, издаваемых и (или) распространяемых таким физическим лицом, в том числе через СМИ.

Дополнительно в ч. 8 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ предусмотрен запрет для физических лиц, включенных в список иностранных агентов, на допуск к службе в госорганах и органах местного самоуправления, имеющий немалое сходство с применявшимся во времена раннего РСФСР таким видом уголовного наказания, как поражение в политических и отдельных гражданских правах в виде лишения права занимать ответственные государственные должности 3 .

За неисполнение приведенных обязанностей введены административная и уголовная ответственность.

Соответствие заявленным целям

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на основании которого был принят Закон № 272-ФЗ, целями его разработки являлись совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности.

Проанализировав ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, в том числе на предмет соответствия заявленным целям, можно сделать следующие выводы.

Поскольку внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления, такое правовое регулирование неизбежно наводит на мысль о возможности его использования в качестве инструмента для борьбы с неугодными оппонентами. Его эффективность видится, в первую очередь, в том, что оспаривание включения в список иностранных агентов (соответственно ограничения в допуске к госслужбе) займет у заинтересованного лица определенное – возможно, продолжительное – время, по истечении которого должность, на которую претендовал кандидат, может уже не быть вакантной.

Соответствие Конвенции и подходам ЕСПЧ

Кроме того, внесение в список иностранных агентов, запрет занятия определенных должностей, а также требование представления отчетности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученного от иностранных источников, вызывают серьезные сомнения с точки зрения соответствия ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), гарантирующей каждому право на неприкосновенность частной жизни.

Поскольку замещение должностей государственной и муниципальной службы является разновидностью профессиональной деятельности, занятие которой может рассматриваться как способ самореализации и развития личностных качеств, можно прийти к выводу, что применение ст. 8 Конвенции не видится явно необоснованным. Более того, право на допуск к госслужбе в своей стране без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений закреплено и в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Например, в одном из постановлений ЕСПЧ признал, что несанкционированная публикация фотографии сына заявительницы имела негативные последствия для его репутации, помешав заявительнице пользоваться правом на уважение частной жизни 10 .

Установленные ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ требования, позволяющие признавать российских физических лиц иностранными агентами и, соответственно, ущемлять их права на неприкосновенность частной жизни, предусматривают широкий простор для свободы усмотрения в части как видов деятельности, так и мер поддержки со стороны иностранных источников, получение которых способно привести к внесению физического лица в соответствующий список, что, на мой взгляд, свидетельствует о низком качестве обсуждаемого законодательного акта.

Понятно, что сформулировать абсолютно определенное понятие политической деятельности весьма затруднительно, и винить в этом недостатке законодателя не стоит. В то же время, в отличие от Закона № 272-ФЗ, его американский аналог содержит четкий и понятный ориентир, позволяющий однозначно отделить иностранного агента от иных, не относящихся к нему лиц, а именно – полный или в значительной части контроль, финансирование или субсидирование иностранным принципалом как непосредственно, так и через другое лицо.

Помимо мотива необходимости любое вмешательство (с учетом обстоятельств конкретной ситуации) также должно быть соразмерным защищаемому интересу, справедливым и не выходить за пределы дозволенного при соблюдении баланса частных и публичных интересов 14 .

Вместе с тем введение для физических лиц – иностранных агентов ограничений, предусмотренных ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, на мой взгляд, вряд ли оправданно и соразмерно таким провозглашенным разработчиками законопроекта № 1057914-7 целям, как совершенствование правового регулирования деятельности лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности, поскольку их достижению не способствует.

Мотивы и результат

В такой ситуации неизбежно напрашивается одна из двух версий, объясняющих принятие обсуждаемого Закона:

  • реальные мотивы, которыми руководствовались его авторы, не соответствуют декларируемым;
  • введенные им ограничения представляют собой ничем не обоснованное вторжение в сферу частной жизни.

Безусловно, реальная цель, которую преследовал законодатель, позволяя признавать физических лиц иностранными агентами, может и не быть известна, однако, полагаю, что конечный результат, выразившийся в нормах ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права неприемлем.

1 Ранее таковыми в России могли признаваться исключительно юридические лица.

2 Во всяком случае именно такой подход встречается в настоящее время в судебной практике в отношении некоммерческих организаций, получающих зарубежное финансирование. Ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения для признания организации иностранным агентом не имеют и судами во внимание не принимаются (см., например, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по делу № 88а-27084/2020).

В отношении физических лиц судебная практика пока отсутствует, однако оснований полагать, что к ним будет применяться какой-либо иной подход, нет.

Читайте также: