На каком основании меняется кадастровая оценка земли и она очень завышена как оспорить

Обновлено: 04.05.2024

Основной смысл существования кадастровой стоимости состоит в том, чтобы рассчитывать размер налога, который мы платим за свою недвижимость. Однако кадастровую стоимость можно уменьшить, а значит, на законных основаниях платить меньше налогов. О том, как это сделать, эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость".

Кадастровая стоимость – это оценка недвижимости, которую делает государство для целей определения налогообложения (налога на имущество) и расчета платы за пользование государственной недвижимостью (арендной платы за городские земельные участки). Ее делают оценщики по заказу государственных органов. Оценка должна быть приближена к рыночной стоимости, но часто происходят ошибки и несоответствия, поэтому лица, чьи интересы затронуты неверной оценкой, вправе ее оспорить.

Поскольку этот налог поступает в бюджет субъекта Российской Федерации, то и ставку определяет субъект. Федеральный закон лишь ограничивает ее предельное значение: для собственников жилья размер налога не должен превышать 0,1 процента от кадастровой стоимости.

Надо отметить, что налог на имущество платится не только на квартиры и их доли, но и на гаражи, машиноместа, дачи, объекты незавершенного строительства.

Дело в том, что ранее стоимость квартир и прочей недвижимости оценивалась по данным БТИ, которые никак не отражали рыночную цену недвижимости. Для того чтобы налогообложение имущества отражало его реальную стоимость, государство проводит на постоянной основе его оценку.

Результатом такой оценки является кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая отражена в ЕГРН и Фонде данных государственной кадастровой оценки. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе государственная кадастровая оценка (ГКО) проводится не чаще одного раза в два года, в других регионах – не чаще одного раза в три года, но не позже пяти лет с даты проведения предыдущей ГКО.

Кадастровая стоимость недвижимости устанавливается в результате ее массовой оценки, проведенной на определенную дату. Кадастровую стоимость определяет уполномоченное государственное бюджетное учреждение (ГБУ) по определенной методике, утвержденной Минэкономразвития России. Разумеется, эта методика основана на модели массовой оценки и не подразумевает оценку стоимости каждой квартиры либо другого объекта недвижимости.

Для этого ему нужно отслеживать изменения на сайте Росреестра, где есть сервис, который позволяет узнать стоимость объекта на настоящий момент по его кадастровому номеру. Если этого не делать, то об изменениях вы узнаете только тогда, когда по обновленной стоимости вам пересчитают налог, причем вполне возможно, что в он вырастет.

Для этого тоже понадобятся знания, в данном случае речь идет о понимании реальной рыночной стоимости именно вашей квартиры или другого объекта недвижимости. Кадастровая оценка производится без учета индивидуальных особенностей каждого объекта, так что вероятность неточности достаточно высока.

Чтобы убедиться в завышении, собственник может посмотреть, например, на специализированных риелторских порталах, какова средняя цена продажи/покупки квартир, аналогичных той, которой владеет человек, и получит примерное представление о рыночной стоимости. Также можно прибегнуть к услугам независимого оценщика, который более квалифицированно и точно оценит рыночную стоимость вашего объекта.

В соответствии с законодательством (237-ФЗ) для целей оспаривания кадастровой стоимости имущества к соответствующему заявлению налогоплательщика необходимо приложить, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости объекта, подготовленный независимым оценщиком и составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа. То есть справки застройщика, риелтора и прочих участников рынка недвижимости не могут быть основанием для оспаривания кадастровой стоимости.

Оспорить кадастровую стоимость можно по двум основаниям: если при оценке были использованы недостоверные сведения (размер площади, материал стен и так далее) и если стоимость объекта превышает рыночную стоимость.

В тех субъектах РФ, в которых перешли на новую схему оспаривания в соответствии с законом №269-ФЗ, порядок следующий: обязательная досудебная стадия рассмотрения заявления и отчета об оценке в региональном ГБУ по кадастровой оценке. В случае, если ГБУ вынесет отрицательное решение, заявитель вправе оспорить его в суде, в том числе потребовать установить кадастровую стоимость объекта в размере рыночной. Суд, как правило, для этого назначает судебную экспертизу, на основании выводов которой и выносится итоговое решение.

В большинстве же регионов РФ, которые не перешли на вышеуказанную схему, в том числе в Москве и Московской области, сохраняется текущий порядок оспаривания кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 закона №237-ФЗ: или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (в случае ее создания в субъекте РФ; в Москве, например, данная комиссия не была создана), или в суде.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в комиссии считается более простой и быстрой. К тому же, если она завершится неудачей, и комиссия откажет в пересмотре кадастровой стоимости, можно продолжить оспаривание в суде.

Можно ли изменить кадастровую оценку, если рыночная стоимость недвижимости снизилась? Например, началось строительство дороги или вредного производства рядом, произошел пожар или стихийное бедствие?

В регионах, которые перешли на описанную выше схему оспаривания по закону №269-ФЗ, это возможно, так как по ней предусмотрено определение рыночной стоимости на текущую дату. В иных же регионах РФ оспорить кадастровую стоимость можно только на дату проведения последней ГКО, которая всегда является ретроспективной (например, в Москве сейчас это дата – 01.01.2018 года) и учитывать новые обстоятельства, возникшие после этой даты, нельзя. Придется дожидаться проведения очередной ГКО и, если ее результаты также будут не соответствовать рынку, прибегнуть к их оспариванию.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ сделал оспаривание кадастровой стоимости недвижимости очень выгодным. Теперь пересмотр стоимости позволит вернуть и пересчитать имущественные налоги организаций и физлиц сразу за несколько лет. Рассказываем, как оспорить стоимость недвижимости и как это повлияет на налоговые обязательства.

Зачем оспаривать кадастровую стоимость недвижимости

Перечень регионов, в которых недвижимое имущество организаций и физлиц облагается налогом по кадастровой стоимости, растет с каждым годом. В 2019 году имущество организаций облагается по кадастровой стоимости уже в 74 регионах. Имущество физлиц, в том числе ИП, – в 70 субъектах РФ.

Во всех этих регионах вопрос об оспаривании ранее утвержденной кадастровой стоимости стоит довольно остро. Ведь чем ниже стоимость объекта, тем меньше и подлежащие уплате налоги. Тем более, что с 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить следующие налоги:

  • налог на имущество организаций,
  • земельный налог,
  • налог на имущество физлиц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица.

2. Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

3. С 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

4. Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Как оспорить кадастровую стоимость

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Судебное оспаривание кадастровой стоимости

shutterstock_722251237 (1).jpg

Заявить об оспаривании кадастровой стоимости можно непосредственно в суд, минуя стадию ее обжалования в комиссии. Порядок судебного оспаривания кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Подавая иск в суд, нужно уплатить госпошлину. Ее размер установлен в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Госпошлина составляет:

  • 300 рублей – для физлиц (в том числе ИП);
  • 2 000 рублей – для организаций.

Наряду с исковым заявлением в суд необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости объекта;
  • копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности).

Также в суд представляются документы, которые доказывают недостоверность сведений о недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Данный факт могут доказывать документы, определяющие правильную площадь недвижимости, ее действительное местоположение, целевое назначение и степень аварийности. Сюда можно приложить документы о скрытых недостатках недвижимости или информацию о том, когда в последний раз производился ее капитальный ремонт.

Если до обжалования кадастровой стоимости заявитель установил рыночную стоимость недвижимости, он предоставляет в суд также отчет оценщика. Если рыночная стоимость объекта не устанавливалась, отчет не нужен. Документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предоставлять также не нужно.

Суд пересмотрит кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • если заявитель докажет, что при определении стоимости объекта действительно использовались недостоверные сведения;
  • если заявитель установит рыночную стоимость недвижимости и подтвердит этот факт надлежащим отчетом оценщика.

Спор должен быть рассмотрен судом в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. По сложным делам срок может быть продлен еще на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости (участка земли, квартиры или дома) является расчетной величиной, устанавливаемой по результатам кадастровой оценки имущества. Она формируется из совокупности нескольких критериев, таких как площадь объекта, год постройки, район расположения, целевое назначение и др.

Стоимость недвижимости по кадастровому заключению используется при исчислении имущественного или земельного налога, а также для целей выкупа из государственного или муниципального фонда или при расчете арендной платы. Как оспорить кадастровую стоимость в 2021 году? Чаще всего этот вопрос актуален, когда она значительно завышена.

Причины оспаривания кадастровой стоимости недвижимости?

Выводы по расчету стоимости недвижимого объекта по кадастру могут быть обжалованы в случаях, когда затронуты права и обязанности их собственников (ч. 2 ст. 24.18 Закона от 19.07.1998 № 135-ФЗ, ч.1 ст.22 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ). Обратиться за пересмотром стоимостной оценки могут граждане или организации, зарегистрировавшие объект в собственность, в чьей собственности находится объект, а также органы государственной или муниципальной власти в отношении имущества, им принадлежащего.

Действующим законодательством предусмотрены причины пересмотра кадастровой стоимости недвижимости:

  • при проведении оценки были использованы неверные данные об объекте;
  • на день проведения процедуры оценки кадастровая стоимость оказалась завышенной (приближенной или выше рыночной).

Какие потребуются документы?

В зависимости от того, в какую инстанцию обращается заинтересованный в оспаривании кадастровой стоимости, требуется подготовить следующие документы:

Для комиссии, созданной для урегулирования споров при органе Росреестра:

  • заявление с указанием ФИО заявителя, адреса по месту проживания и причины, по которой представляется указанная стоимость неверной;
  • копия документа, устанавливающего право собственности заявителя на объект; в отношении оспариваемой недвижимости;
  • документы в подтверждение недостоверности информации, использованной при оценке, либо отчет об установлении стоимости по рыночному уровню на дату определения кадастровой стоимости (в зависимости от основания для обращения).

Для судебного разбирательства:

  • исковое заявление;
  • в зависимости от основания для обращения: документы, указывающие на недостоверность информации, использованной при оценке, либо отчет об определении рыночной стоимости на дату кадастровой оценки (на бумажном носителе и в форме электронного документа); по которому оспаривается стоимость;
  • копия документа, устанавливающего право собственности заявителя на объект;
  • решение вышеуказанной комиссии (если документы подавались сначала в комиссию, но она отказала в пересмотре кадастровой стоимости);
  • квитанция об оплате госпошлины (300 руб.);
  • доверенность, если интересы истца представляет доверенное лицо;
  • иные документы в подтверждение требований истца.

К административному исковому заявлению предъявляются требования, перечисленные в ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ. По содержанию оно должно иметь следующую структуру:

  1. Указание судебного органа, куда направляется заявление.
  2. Реквизиты заявителя:
  • Ф.И.О. (полностью), почтовые данные места жительства (пребывания), дата, место рождения в соответствии с паспортом;
  • в случае подачи иска представителем заинтересованного лица, наименование представителя или его Ф.И.О., адрес местонахождения, информация о высшем образовании юридического профиля;
  • дополнительно указываются контактные данные (электронный почтовый адрес, номера телефонов, факсов).
  1. Информация об ответчике по иску (наименование, адрес нахождения, контактные данные).

Для подачи иска установлены следующие сроки:

  • если оспаривается решение комиссии, то срок подачи иска составляет 3 месяца от даты ознакомления заявителем с решением;
  • если оспаривается результат кадастровой оценки, заявление подать можно в течение 5 лет от момента определения кадастровой стоимости и внесения ее в Единый государственный реестр.

Образец бланка:

Процедура оспаривания

Обратиться за рассмотрением и пересмотром стоимостной оценки недвижимости можно в специально созданную комиссию при Росреестре либо в суд.

На законодательном уровне оценка Росреестром проводится:

  • не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года для всех регионов РФ;
  • не чаще одного раза в 2 года для Москвы, С-Петербурга и Севастополя.

Возможны случаи внеочередного определения стоимости имущества по кадастру.

Внесудебное оспаривание в Росреестре

Работа комиссии, создаваемой при органе Росреестра, регламентируется Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 620 от 17.11.2017.

При обжаловании кадастровой стоимости объекта недвижимости следует придерживаться следующего порядка:

  1. Обращение в комиссию, созданную при территориальной структурной единице органа Росреестра с пакетом необходимых документов (заявление с приложенными документами можно передать через МФЦ);
  2. Участие в заседании комиссии. После поступления заявления назначается дата его рассмотрения и в адрес заявителя направляется соответствующее уведомление (в семидневный срок от даты поступления документов). Для рассмотрения дела в комиссии отводится 30 дней, которые отсчитываются с момента передачи заявления;
  3. Получение решения комиссии. Решение может быть в пользу пересмотра стоимости либо об отказе. В случае пересмотра и установления новых значений комиссия передает уведомление в орган Росреестра в срок до 5 рабочих дней. Комиссией принимается решение в ходе простого голосования (большинством голосов) в присутствии не менее половины членов состава. При этом воздерживаться они не имеют права, а равное количество голосов считается в пользу заявителя.

При несогласии заявителя с полученным решением можно обратиться с иском в суд.

Судебное оспаривание

Граждане и юридические лица могут подавать документы на оспаривание кадастровой стоимости сразу в суд. Ранее действовал порядок, когда организации были обязаны сначала обращаться в комиссию и только при несогласии с ее решением готовить иск в суд. С внесением поправок в ч.1 ст.22 Закона 237-ФЗ (вступивших в силу с 10 августа 2017 года) они освобождены от такой необходимости и вправе сразу обращаться в суд.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости следующий:

  1. Оформление искового заявления и подготовка необходимых документов;
  2. Передача документов в суд по месту нахождения заказчика работ по назначению кадастровой стоимости имущества;
  3. Участие в заседании суда. На рассмотрение материалов дела по переоценке стоимости недвижимости отводится два месяца. Если обращение в суд связано с отказом комиссии, то решение должно быть вынесено в течение месяца;
  4. Получение решения судебного органа. В решении указывается не только вновь установленная стоимость имущества, но и дата ее установления (подачи искового заявления).

После того, как применена новая кадастровая стоимость, должен быть произведен перерасчет земельного или имущественного налога в отношении объекта. При этом учитывается, что новая кадастровая стоимость имущества в целях налогообложения применяется с даты принятия решения комиссии или суда (для решений, принятых после 1 января 2019 года).


Кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определённая в результате проведения государственной кадастровой оценки, которая может служить налоговой базой для целей налогообложения, а также базой для расчёта арендной платы по договору аренды государственного (муниципального) земельного участка.

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке и требованиями законодательства об оценочной деятельности на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками объекта недвижимости: площадь, разрешенное использование, месторасположение, категория земель и другое.

В рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость определяется в результате массовой оценки, то есть оценки групп объектов недвижимости, а не конкретного объекта. Не редки случаи, когда в такой группе имеется объект, который обладает уникальными характеристиками, установление которых может существенно снизить размер его кадастровой стоимости и, соответственно, уменьшить вытекающие из неё платежи (налог, арендная плата).

В этом случае установление кадастровой стоимости такого объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является законным способом уточнения основных экономических характеристик объекта, которое направлено на установление кадастровой стоимости в соответствующем объекту недвижимости размере.

Право оспаривания кадастровой стоимости может быть реализовано через подачу заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации (Комиссия) в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Что нужно знать о комиссии?

Комиссия, созданная в субъекте Российской Федерации, рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам оспаривания кадастровой стоимости зданий, помещений, земельных участков и иных объектов недвижимости.

Применяемый закон

Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и Комиссии, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости по новым правилам могут быть оспорены в Комиссии в случае её создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

Таким образом, в первую очередь необходимо установить, на основании какого закона была проведена государственная кадастровая оценка и определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, с которой вы не согласны и хотите оспорить. После чего обращаться с соответствующим требованием в созданную согласно положениям такого закона Комиссию.

Необходимо ли предварительное обращение в Комиссию для последующего обращения в суд?

Ранее обращение в Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости было обязательным требованием для последующей подачи аналогичного требования в суд (соблюдение досудебного порядка).

Теперь выбор стоит только за заявителем – Комиссия или суд.

Преимущества оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии перед судом

Обращение с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной именно в Комиссию имеет ряд преимуществ перед обращением в суд.

Рассмотрение заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в Комиссии занимает всего 30 дней со дня поступления заявления, когда в суде срок получения вступившего в законную силу решения может составить 5 – 8 месяцев.

Здесь стоит обратиться к обобщённой статистике рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра, расположенной по ссылке .

Так, за период с 1 января 2020 года по 31 марта 2020 года в созданные при территориальных органах комиссии поступило 4 142 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 6 064 объектов недвижимости. Вместе с тем комиссиями к рассмотрению принято только 3 130 заявлений в отношении 4 506 объектов недвижимости.

Из общего числа заявлений, принятых комиссиями к рассмотрению, за указанный период решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 1 479 заявлений (2 177 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 16 заявлений (16 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 856 заявлений (1 235 объектов недвижимости), 22 заявления (22 объекта недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией. Принятие решений в отношении 757 заявлений (1 056 объектов недвижимости) комиссиями планируется в следующем отчётном периоде.

Таким образом, удовлетворяемость подаваемых в Комиссию требований об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости за указанный период составила 52 %.

Стоит обратить внимание, что в судебном порядке такой процент существенно выше, поскольку при обращении именно в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, по итогам проведения судебной оценочной экспертизы, будет получено положительное решение.

Однако высокий процент удовлетворяемых требований в Комиссии в совокупности с более короткими сроками рассмотрения явно являются существенными преимуществами Комиссии перед судом.

При обращении в суд заявителю, помимо подготовки отчёта о рыночной стоимости объекта недвижимости, который необходимо прикладывать к требованию как в случае обращения в Комиссию, так и в суд, нужно будет понести также судебные расходы: уплата государственной пошлины при подаче административного искового заявления, оплата судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости. С детальным расчётом расходов на процедуру оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии, а также сравнение с необходимыми расходами процедуры в суде можно ознакомиться на нашем сайте по ссылке .

В некоторых случаях расходы на процедуру оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости в суде могут вовсе превысить экономическую выгоду от такого действия. Тогда обращение в Комиссию является единственным экономически обоснованным вариантом оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости. Зачастую это касается небольших объектов, чья кадастровая стоимость несущественно отличается от рыночной, однако всё же может принести своему собственнику экономию при уплате налогов на такое имущество или арендатору при уплате арендных платежей.

Рассмотрение Комиссией обращения происходит в одно заседание, когда в суде таких заседаний будет минимум 3 (2 ‒ в суде первой инстанции и 1 ‒ в суде апелляционной инстанции), а иногда и больше.

Комиссия заранее готовится к заседанию, знакомится с полученными замечаниями к отчёту от государственного бюджетного учреждения (ГБУ) и Администрации района, изучает сам отчёт, сравнивает со стоимостями за прошлые периоды. В самом заседании Комиссия рассматривает требование по существу и голосует. По итогам голосования Комиссия удовлетворяет требования заявителя или отказывает в их удовлетворении.

Как правило, технические ошибки в отчёте (например, отказ от применения корректировки по существенному элементу сравнения) Комиссия в заседании не обсуждает, но указывает их в протоколе, что служит основанием для отказа в удовлетворении требований. После исправления таких ошибок в отчёте заявитель вправе повторно обратиться в Комиссию с тем же требованием.

Состав Комиссии

В состав Комиссии должно быть включено не менее пяти человек, из них:

  • один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации;
  • один представитель органа регистрации прав;
  • один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
  • также могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Срок подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано в Комиссию со дня внесения в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и до дня внесения в ЕГРН новых сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости.

Новые сведения могут быть внесены в ЕГРН в результате:

  • проведения новой государственной кадастровой оценки;
  • оспаривания кадастровой стоимости;
  • определения кадастровой стоимости у вновь учтённых объектов недвижимости;
  • определение кадастровой стоимости у ранее учтённых объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении количественных и (или) качественных характеристик объекта недвижимости.

Но не стоит забывать, что при изменении кадастровых сведений ранее внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и считаются архивными сведениями.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 указано, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Именно от наличия у заявителя права применения такой кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, зависит, будет ли рассмотрено такое обращение.

Указанное означает, что в первую очередь надо смотреть, с какой даты подлежит замена кадастровой стоимости на рыночную. Такая дата будет разная для объектов, находящихся в аренде и в собственности.

Аренда: кадастровая стоимость меняется на рыночную с 1 января того года, когда подано заявление. Таким образом, чтобы пересмотреть архивную стоимость 2019 года, заявление должно было быть подано до 31.12.2019. Подать в 2020-м уже нельзя.

Собственность: кадастровую стоимость меняем на рыночную с даты её применения, но не более чем за три года. Таким образом, если стоимость 2019 года стала архивной, её можно пересмотреть в 2019-м, 2020-м и 2021-м в Московской области и в 2019-м и 2020-м в Москве.

Данный пункт постановления относится чаще всего к стоимости, ставшей архивной, не по причине проведения очередной кадастровой оценки, а по причине изменения качественных или количественных показателей объекта (изменение разрешённого вида использования, площади).

Кроме того, данные правила установлены не законом, а судебной практикой, которая может измениться, поэтому настоятельно рекомендуем своевременно оспаривать кадастровую стоимость, не дожидаясь, пока она станет архивной.

В каких субъектах Российской Федерации создана Комиссия?

Подготовленное заявление об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной может быть подано в Комиссию в случае её создания в субъекте Российской Федерации, в котором расположен объект.

Так, например, комиссии действуют в Московской области, Свердловской области, Смоленской области и других субъектах Российской Федерации.

Подробнее об учреждении нужной Комиссии того или иного субъекта следует узнавать на сайтах или по телефонам уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (например, Департамент имущественных отношений/Министерство по управлению имуществом субъекта Российской Федерации).

Если же в субъекте Российской Федерации такая Комиссия не создана, то установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной возможно только путём обращения в суд.

Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного на территории Московской области, возможно через соответствующую Комиссию.

А вот в городе Москве такая Комиссия не была создана, в связи с чем оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного на территории города Москвы, в Комиссии невозможно.

Статистика рассмотрения обращений об оспаривании кадастровой стоимости Комиссией по Московской области

Согласно информации, расположенной на сайте Министерства имущественных отношений Московской области, с января по ноябрь 2019 года в адрес Министерства, ГБУ, Комиссии и судов поступили обращения по 8 000 из 12,3 млн объектов недвижимости. По итогам рассмотрения пересмотрена кадастровая стоимость 40 % из них.

А с марта по ноябрь 2019 года Комиссия рассмотрела 630 заявлений по 2 500 объектам недвижимости, положительные решения приняты по 265 заявлениям по 840 объектам. Наибольшее количество заявлений – 16,5 % было направлено по земельным участкам промышленного назначения, а по садовым, дачным участкам и землям под ведение личного подсобного хозяйства – 12 %.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии

Для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости следует подготовить заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. К указанному заявлению в обязательном порядке прилагаются:

  • оригинал выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • оригинал отчёта об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа;
  • копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.

Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных документов.

Обращаем внимание, что в отчёте рыночная стоимость объекта недвижимости определяется на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Комиссия в течение трёх рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании направляет представленный отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение.

Также Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет заявителю уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты заседания по вопросу рассмотрения заявления.

Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании Комиссии, а также приглашаются для участия в заседании Комиссии.

В заседании подлежит рассмотрению сам отчёт о рыночной стоимости объекта недвижимости, поэтому в процессе желательно участвовать оценщику, который осуществит защиту подготовленного им отчёта. Комиссия проверяет оформление и содержание отчёта, его соответствие с требованиями оценочной деятельности и федеральными стандартами.

По итогам рассмотрения заявления об оспаривании Комиссия вправе принять:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов.

Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия Комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.

Решение же об отклонении заявления об оспаривании может быть оспорено в суде.

В результате оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости путём подачи в Комиссию заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной должен быть установлен соответствующий такому объекту размер кадастровой стоимости. Если желаемый результат так и не был достигнут, то перед заявителем есть выбор следующих действий:

  • оспорить решение Комиссии об отклонении заявления об оспаривании в суде;
  • обратиться в суд с административным исковым заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

Рассматриваемая категория споров является достаточно сложной и трудоёмкой, поэтому при возникновении затруднений советуем всё же обратиться за помощью к юристу.

Читайте также: