Можно ли на землях лесного фонда осуществлять сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных

Обновлено: 02.05.2024

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, все земельные участки делятся на категории, которые предопределяют их целевое назначение и вид использования, разрешенный для юридических и физических лиц, а также муниципалитету.

Лесной фонд – это земли, покрытые лесной растительностью. Целевое назначение таких земель – восстановление лесных угодий и ведение лесного хозяйства (ст. 8 Земельного Кодекса РФ). Подробнее об этом в статье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Целевое назначение

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:

  • Выращивание, рациональное использование и воспроизводство лесов.
  • Временно не покрытые лесной растительностью – для ее восстановления естественным или искусственным образом (к таким участкам относятся вырубки, пустыри, прогалины, питомники, земли с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.).

Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).

Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды.

Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:

  • защитные;
  • эксплуатационные;
  • резервные;
  • иные участки, предназначенные для леса, которые определяются как защитные.

Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.

Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.

Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.

Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.

Виды разрешенного использования

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  • Сбор грибов и ягод, лекарственных растений, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
  • Заготовка древесины.
  • Охота и рыбалка.
  • Ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ), а именно: сенокошение, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность.
  • Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства.
  • Рекреационная деятельность, а именно: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов (ст. 41 ЛК РФ).
  • Выращивание лесных плантаций (деятельность, связанная с выращиванием деревьев определенных пород).
  • Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений.
  • Геолого-исследовательские изыскания.
  • Создание водохранилищ, линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
  • Переработка древесины.
  • Религиозная деятельность, а именно: возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения (ст. 47 ЛК РФ).

Допустимо ли строительство на таких территориях?

На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:

  • временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:

Какие из них могут облагаться сервитутом?

Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.

Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Можно ли использовать для огорода?

Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:

  • Если организуется природная охраняемая территория.
  • При установлении или изменении границ населенного пункта.
  • При создании туристических особых экономических зон.

В целом, процесс перевода земель из лесной категории в другую достаточно сложный и длительный.

Важно! Земельные лесные участки не передаются в аренду некоммерческим организациям граждан для развития личного хозяйства и ИЖС.

Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.

Что нельзя делать?

Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:

Классификатор

Классификатор ВРИ лесных земельных участков:

Право пользования

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

    ;
  1. концессии;
  2. на безвозмездной основе;
  3. не длительного пользования.

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласование границ земельного участка

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:

  1. Акт согласования границы с землями федеральной собственности.
  2. Чертеж участка с указанием поворотных точек.
  3. Письмо из лесничества, подтверждающее смежность границ участков и тот факт, что они не пересекаются.
  4. Картографические документы, обозначающие границы земельных участков и позволяющие определить, что границы лесных земель не нарушаются.

Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Такое положение содержится в п.5 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Значит ли это, что все граждане, имеющие в собственности сельскохозяйственных животных, вправе получить земельный участок в аренду для этих целей?

Почему бы нет, подумаете Вы, ведь в законе прямо об этом говорится.

Но, все не так просто как может показаться на первый взгляд.

Посредством элементарного размышления над текстом законов можно прийти к выводу, что гражданин, собственник сельскохозяйственных животных, в земельных правоотношениях может выступать как лицо, ведущее личное подсобное хозяйство и как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность – животноводство.

Приобретение статуса гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, возможно при наличии следующих условий:

- отсутствие регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

- учет личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге.

Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется на приусадебном и (или) полевом земельном участке. Максимальный размер общей площади земельных участков принадлежащих на любом праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 гектара, в том числе в границах населенного пункта – 0,5 гектара. Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство (ст.ст.2,3,4,8,10 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

Для того чтобы заниматься животноводством гражданин должен иметь статус предпринимателя который он приобретает с момента государственной регистрации в этом качестве (ст.2, п.1 ст.23 ГК РФ).

Животноводство предполагает осуществление хозяйственной деятельности, под которой понимается деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер. ("ГОСТ Р 52104-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения" утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 № 235-ст, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в редакции Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709)

Теперь о земельном участке и нормах закона, в соответствии с которыми устанавливается вид его разрешенного использования.

Образование земельного участка для целей "сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных", осуществляется в порядке, предусмотренном п.п.3 п.1 ст.11.3, п.3 ст.11.10 ЗК РФ. В решениях органа местного самоуправления закон требует указывать виды разрешенного использования земельного участка (п.п.4, п.14 ст.11.10, п.п.10 п.9 ст.39.15 ЗК РФ). Виды разрешенного использования земельных участков определяются классификатором (п.2 ст.7 ЗК РФ).

По классификатору видов разрешенного использования земельных участков в редакции Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2015 года № 709 для ведения личного подсобного хозяйства гражданин может использовать земельные участки с двумя видами разрешенного использования: "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" и "для ведения личного подсобного хозяйства". В описании указанных видов разрешенного использования отсутствует сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных.

Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных возможно только на земельном участке с видом разрешенного использования "животноводство". Но такой вид деятельности как "животноводство" вправе осуществлять только гражданин имеющий статус индивидуального предпринимателя, а не гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство.

Еще один немаловажный момент.

В Земельном кодексе указывается, что земельный участок может предоставляться гражданину "для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных". Необходимо понимать, что это не есть вид разрешенного использования земельного участка. Это цель, для которой он предоставляется. И эта цель должна подпадать под описание видов разрешенного использования. Осуществление такой цели как сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных возможно только на земельных участках имеющих вид разрешенного использования "животноводство".

Вывод: гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, не может претендовать на предоставление ему в аренду земельного участка для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных земельный участок может предоставляться только гражданину, имеющего статус предпринимателя, и только с видом разрешенного использования "животноводство" или "скотоводство".

Рассмотрим вопросы, которые в связи с этим могут возникнуть.

Вопрос первый: каким образом гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, может выпасать домашний скот и осуществлять сенокошение?

Такая возможность существует и все этим пользуются. Это так называемые "общественные выпаса" и "наделы", где граждане осуществляют сенокошение.

С точки зрения закона это должен быть публичный сервитут устанавливаемый органом местного самоуправления для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных на земельных участках сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п.п.7 п.3 ст.23 ЗК РФ).

Вопрос второй: предельные размеры земельного участка предоставляемого в аренду для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных?

Земельный участок, предоставляемый гражданину (предпринимателю) занимающегося животноводством, для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных предельным размером не ограничивается.

Вопрос третий: предельные сроки аренды и условия предоставления земельного участка для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных?

Договор аренды с гражданином (предпринимателем), ведущим животноводство заключается:

- на торгах, сроком от 3-х до 49 лет, при предоставлении земельного участка имеющего разрешенное использование "животноводство" или "скотоводство", без ограничения площади земельного участка (п.1 ст.78, п.1 ст.80, п.п.11 п.8 ст.39.8 ЗК РФ, п.3 ст.9 Закона № 101-ФЗ);

- без проведения торгов, сроком не более 3 лет, при предоставлении земельного участка имеющего разрешенное использование "животноводство" или "скотоводство" без ограничения площади земельного участка (п.п.12 п.8 ст.39.8 ЗК РФ, п.3 ст.9, п.5 ст.10 Закона № 101-ФЗ).

Вопрос четвертый: предельные сроки аренды и условия предоставления земельного участка гражданину, для ведения личного подсобного хозяйства?

Для гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство на территории Волгоградской области общий размер всех земельных участков, принадлежащих ему на любом праве (собственность, пожизненное наследуемое владение, аренда) не может превышать 2,5 гектара. Из них, в границах населенного пункта 0,5 гектара, за границами населенного пункта (полевой земельный участок) – 2,0 гектара.

Договор аренды с гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, заключается:

- без проведения торгов, сроком от 3-х до 49 лет, в случае предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (2 гектара) расположенного за границами населенного пункта (п.3 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, п.п.11, п.8 ст.39.8 ЗК РФ, п.п.1 п.2 ст.3, п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

- без проведения торгов, сроком на 20 лет, при предоставлении земельного участка (0,5 гектара) расположенного в границах населенного пункта (п.15 ст.39.6, п.п.3 п.8 ст.39.8, ст.39.18 ЗК РФ).

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Самовольный сбор, порча либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
3. Размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор или промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленных объемов или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка или продажа растений, в отношении которых это запрещено, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 8.26
1. Сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша относятся к видам побочного лесопользования, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов РФ.
Орехово-промысловые зоны относятся к лесам первой группы, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных функций.
2. Согласно ст. 86 ЛК граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000. 3. Применительно к ч. 3 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 33 Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных Приказом МПР России от 12 августа 2002 г. N 522, на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдаются.
Приказ МПР РФ от 12.08.2002 N 522 "Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов" утратил силу в связи с изданием Приказа МПТ РФ от 10.11.2003 N 1000. 4. В соответствии с п. 35 указанных Правил лесной билет на побочное лесопользование выдается лесопользователю сроком на один сезон независимо от срока, указанного в заключенном договоре аренды участка лесного фонда, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда или договоре концессии участка лесного фонда.
При осуществлении побочного лесопользования в случаях, указанных в п. 8 комментария к ст. 8.24, лесной билет может быть выдан лесхозом на срок 5 - 10 лет.
5. В некоторых случаях ограничения рассматриваемых видов побочного лесопользования могут быть обусловлены лесным сервитутом (см. ст. 21 ЛК).
6. Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425, на территории указанных округов устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий осуществление любых работ, наносящих ущерб лесам.
На территориях, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, на территориях естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений запрещаются массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения).
7. О должностных лицах органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел о данных административных правонарушениях, см. п. 9 комментария к ст. 8.24.

На моих землях сельхоз назначения есть довольно большой участок леса. Такие сороко- двадцатилетние сосенки.
Вопрос. Могу ли я официально пользовать ( рубить) для своих нужд этот лес? Что говорит закон по этому поводу?

В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.

Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать находящиеся на его участке деревья?

Согласно положениям ст. 132, 260, 261 ГК РФ – может. Если рассматривать находящиеся на участке деревья, кустарники с точки зрения Лесного кодекса, то согласно ст. 6 леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Таким образом, действие лесного законодательства распространяется на все отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. В соответствии со ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Понятие леса, приведенное в ст. 5 ЛК РФ дает нам основание рассматривать лес как экологическую систему или как природный ресурс.

Учитывая положение ст. 6 ЛК РФ, после признания деревьев и кустарников, произрастающих на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, лесом, использование леса должно осуществляться в соответствии с категорией и целевым назначением участка, на котором он располагается, т.е. для ведения сельскохозяйственного производства, что нелогично.

В соответствии с положениями ст. 13 ЗК РФ собственник обязан защищать земельный участок от зарастания. Основываясь на положениях ГК РФ и ЗК РФ, в части отсутствия регулирования данного вопроса ЛК РФ (ст. 3 ЛК РФ) собственник земельного участка вправе использовать деревья и кустарники, не отнесенные к защитным и другим категориям лесов, в том числе произвести вырубку, раскорчевку.

При этом рубка деревьев и правила ее проведения регламентированы только лесным законодательством. Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов, в соответствии со ст. 25 использование лесов может быть для заготовки древесины.

Право собственности на древесину как на лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством приобретают граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии со ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в случае предоставления лесных участков на основании договоров аренды этих лесных участков.

В таком случае встает вопрос о необходимости законодательной регламентации порядка ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, мероприятий, проведение которых необходимо для восстановления продуктивности почв и возможности использования участка в соответствии с его целевым назначением.

Но и в этом случае порядок проведения оценки степени зарастания, рассмотрения заявок на включение в программу, механизм самого включения в программу, и дальнейшие мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения не разработан должным образом.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

- расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

- проведение иных культуртехнических работ.

При этом в данном законе говориться, что мелиорация может проводиться по инициативе граждан-собственников участка, если ее проведение соответствует плану мелиорации и существующим программам по ее проведению.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

В соответствии с положениями закона (ст. 25) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, с учетом строительных, экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

При этом статьей 36 закона предусматривается возможность финансирования культуртехнической мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

На запросы в территориальные органы Министерства сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды были получены разъяснения, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства, от которого ничего конкретного также не было получено.

При этом существует практика, по которой в случае вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственной организации на древесину выдается справка самой организацией о том, что древесина произрастала на землях сельскохозяйственного назначения. Такого рода справка может выдаваться и территориальным подразделением Министерства сельского хозяйства в соответствующем районе. Но юридическая природа данной справки не отражена в законодательстве.

Таким образом, в законодательстве отсутствует регламентация вопросов введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки, рекультивации, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, вопросы его реализации с целью получения средств для введения в сельскохозяйственный оборот участков.

Мудрость - это когда все чаще понимаешь, что занимаешься какой-то херней…

Читайте также: