Может ли муниципалитет иметь право собственности на городское поселение

Обновлено: 02.05.2024

Территориальные основы местного самоуправления (как институт муниципального права) представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе территориальной организации местного самоуправления: формирования территории муниципального образования, установления и изменения его границ.

Тема 2. Территориальная организация местного самоуправления

- это деятельность населения, органов государственной власти и местного самоуправления по формированию территории муниципального образования, установлению и изменения его границ.

Муниципальное образование – это, прежде всего, территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях разного вида, отличающихся по своему статусу.

Статус муниципального образования определяет объем полномочий, которыми обладает население и органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Вид (статус) муниципального образования и его границы устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Вопрос 1. Виды муниципальных образований:


1. Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т.п.).


  • один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек), либо
  • несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).



(названия населенных пунктов и муниципальных образований вымышленные)

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

С учетом плотности населения и доступности территории статусом сельского поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. Таким образом, по желанию населения местное самоуправление может быть организованно и в небольшом (менее 1000 человек) населенном пункте, если он находится в труднодоступной или отдаленной местности, что не позволяет включить его в состав более крупного муниципального образования.

2. Городское поселение – это город или поселок.


  • один город или поселок, а также
  • территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры,
  • включая близлежащие населенные пункты, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями.



(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

3. Муниципальный район – это несколько городских и сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Межселенная территория - это территория, находящаяся вне границ поселений.



(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) муниципального района имеют более широкие полномочия, чем городские и сельские поселения. Например, организация школьного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, решение о создании или ликвидация школ принимают ОМСУ муниципального района. Они же отвечают за их содержание. ОМСУ городских и сельских поселений подобные решения принимать не вправе, как и финансировать содержание школ из своего бюджета.

4. Городской округ - это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не менее двух третей населения которого проживает в городах. Не входит в состав муниципального района.

Обращаю внимание, что городской округ – это не округ в городе, не часть города. Напротив, городской округ – это, как правило, крупный город. Например, в Архангельской области статус городского округа имеют муниципальные образования Архангельск, Котлас, Коряжма и некоторые другие.


Например:

(названия населенных пунктов и муниципальных образований реальные)

1. Территории поселений входят в состав территории муниципального района, а территория городского округа - не входит.

2. Полномочия по решению вопросов местного значения на территории муниципального района распределены между органами местного самоуправления (ОМСУ) района и ОМСУ поселений, входящих в его состав, а ОМСУ городского округа самостоятельно решают всем вопросы местного значения на своей территории.
3. В мниципальных районах установлена двухуровневая система управления, состоящая из ОМСУ муниципального района и ОМСУ поселений, входящих в его состав, а в городских округах - одноуровневая, состоящая только из ОМСУ городского округа

Так, например, ОМСУ городского округа по своему усмотрению принимают решения о создании или ликвидации школ и обеспечивают их финансирование.

5. Муниципальный округ (введен с 1.05.2019) - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Не входит в состав муниципального района.

2. Площадь территории, входящая в состав городского округа и предназначенная для его развития, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городских населенных пунктов, входящих в его состав.

3. На территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.

Городские округа не соответствующие этим требованиям должны быть преобразованы в муниципальные округа до 1.01.2025г.

6. Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором образованы внутригородские районы.

7. Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением.

Создание внутригородских районов с одновременным преобразованием обычного городского округа в городской округ с внутригородским делением целесообразно для больших городов, где есть необходимость упростить доступ граждан к местному самоуправлению и его органам.

В настоящее такой вариант организации местного самоуправления реализован в Челябинске, Самаре и Махачкале, которые получили статус городских округов с внутригородским делением, с одновременным созданием на их территории внутригородских районов, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.



Карта внутригородских районов г.Челябинска.

Необходимо пояснить, что территориальные округа города Архангельска (Октябрьский, Соломбальский, Ломоносовский и др.) внутригородскими районами не являются. Это не муниципальные, а административно-территориальные образования. Существующие в них администрации и главы – это не органы местного самоуправления, а территориальные подразделения администрации города Архангельска, который является единым муниципальным образованием, имеющим статус городского округа.

8. Внутригородское муниципальное образование в городе федерального значения - часть территории города федерального значения.


Городами федерального значения являются Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, представляющие собой самостоятельные субъекты Российской Федерации, управление которыми осуществляют органы государственной власти соответствующего уровня (См. Тему 1).

Однако, поскольку право на местное самоуправление предоставлено всем гражданам Российской Федерации, то территория указанных субъектов РФ также поделена между муниципальными образованиями. Так, на территории Москвы создано около 150 муниципальных образований. На территории Санкт-Петербурга – чуть более 100, Севастополя – 10 муниципальных образований.

Подведем краткий итог:


Вопрос 2. Муниципальные образования Архангельской области.


В настоящее время в Архангельской области создано 205 муниципальных образований, в том числе:
- 159 сельских поселений;
- 20 городских поселений (Вельское, Кулойское, Березниковское, Каргопольское, Коношское, Приводинское, Сольвычегодское, Шипицинское, Урдомское, Мезенское, Каменское, Няндомское, Малошуйское, Онежское, Обозерское, Плесецкое, Савинское, Североонежское, Октябрьское и Шенкурское);


- 19 муниципальных районов (Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Онежский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский и Шенкурский)

Помещения общего пользования в МКД на праве общедолевой собственности принадлежат владельцам помещений в доме. Случается, что в ЕГРН такие площади числятся за муниципалитетом. Читайте, могут ли в таком случае помещения считаться частью общего имущества дома или за их содержание платит городская администрация.

Муниципалитет оплачивает ЖКУ и капремонт в отношении имущества, включённого в реестр его собственности

В одном из многоквартирных домов Ростова-на-Дону собственники помещения формировали фонд капремонта на счёте регоператора. Он составлял и направлял счета на уплату взносов в адрес владельцев помещений. Несколько нежилых помещений в доме, согласно выписке из ЕГРН, принадлежали городской администрации, но счета на капремонт она не оплачивала.

Регоператор подал в суд иск с требованием взыскать с муниципалитета задолженность почти в 50 тысяч рублей. В отзыве на иск ответчик указал, что не обязан платить взносы в Фонд капремонта, потому что помещения являются частью общедомового имущества.

Несколько лет назад в администрацию обратилась группа собственников с просьбой передать им в общее долевое владение эти помещения. В итоге они были исключены из реестра муниципальной собственности (дело № А53-15079/2020).

Запись в ЕГРН о владельце имущества является доказательством права собственности на него

Суд первой инстанции основывал своё решение на актуальной выписке из ЕГРН, где собственником нежилых помещений значилась городская администрация. Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт дома распространяется на всех владельцев помещений с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Оспаривание такого права на недвижимое имущество происходит в суде: решения по искам являются основанием для внесения записи в ЕГРН. Но ответчик таких действий не предпринял, и изменения в реестр внесены не были.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом и обязано нести расходы по его содержанию в силу закона (ст. ст. 126, 210 ГК РФ).

Суд первой инстанции удовлетворил иск Фонда капремонта, скорректировав размер пени на сумму задолженности. Апелляционный суд, куда обратился муниципалитет, ничего нового к решению коллег не добавил, оставив его в силе.

Право на общее имущество МКД возникает в силу закона вне зависимости от данных о собственнике на него в ЕГРН

Городская администрация подала жалобу в кассационный суд. Она указала, что спорные помещения исключены из реестра муниципального имущества. Это общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.

Их исключили из реестра компетентные органы и в установленном порядке. Наличие в ЕГРН записи о госрегистрации права муниципалитета на помещения не препятствует распространению на них режима общей долевой собственности.

Кассационный суд услышал доводы муниципалитета. Решение об исключении помещений из муниципальной собственности принято в связи с обращением инициативной группы жильцов дома. Процедуру провела специальная комиссия: она рассмотрела вопрос о возможности отнесения нежилых помещений к общему имуществу собственников квартир в МКД и приняла положительное решение. Эти решения приняты компетентными органами и соответствуют требованиям действующего законодательства, их никто не оспаривал.

При этом нижестоящие суды должны были учесть, что в соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, право общей долевой собственности домовладельцев возникает на помещения, предназначенные для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома. Судьи должны были исследовать вопрос о назначении спорных помещений, но не сделали этого. Вместе с этим они не проверили, отвечают ли помещения признакам общедомового имущества.

В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 указано, что право общей долевой собственности на общее имущество МКД возникает в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН. Кассационный суд отменил решения коллег и отправил дело на новое рассмотрение с учётом данных им указаний.

На заметку

Дело № А53-15079/2020 ещё не завершилось: на июль назначено заседание суда первой инстанции. Но уже сейчас можно сделать несколько важных для УО, ТСЖ и собственников помещений в МКД выводов:

  1. Право общей долевой собственности на общее имущество МКД возникает в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН.
  2. Помещение включается в состав общего имущества дома, если отвечает признакам такого имущества, например, предназначено для обслуживания или использования жителями более чем одной квартиры в МКД.

Если в доме есть такие помещения, но они числятся за муниципалитетом, собственники жилья вправе обратиться в орган местного самоуправления. Муниципалитет рассматривает обращение и по решению комиссии исключает эти площади из реестра своего имущества. Если же власти города откажутся это делать, собственник вправе обратиться в суд и доказать, что помещения являются общедомовым имуществом.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Муниципалитет и собственность

Муниципалитет - ответчик

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания права (ст. 12 ГК РФ).

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав, возможно, использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.

К числу указанных способов относится признание права.

Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности самой вещью.

При этом такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на индивидуально-определенную вещь. Применение указанного способа защиты является необходимым и тогда, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование. Признание же права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов и создания необходимых условий для его реализации. При этом признание права, как способ его защиты, может быть реализовано лишь в судебном порядке посредством официального подтверждения судом наличия или отсутствия такого права у истца.

По общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности, в том числе наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.

Согласно ст. 218, 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из указанных правовых норм следует, что истец должен доказать, что объект, на который он претендует:

- создан им самим или на его средства;
- создан для истца;
- при его создании соблюдены требования закона и иных правовых актов.

В ходе инвентаризации имущества в 2005 года истцом спорный объект, поставлен на бухгалтерский учет.

Решением суда от 19.03.2010 иск удовлетворен. Постановлением 19 ААС от 30.06.2010 данное решение оставлено без изменения, по следующим основаниям. Поскольку исковые требования касаются вновь созданного объекта недвижимости, истец обязан представить доказательства, подтверждающие соблюдение законодательства по отношениям, связанным со строительством зданий (сооружений).

Истцом представлены необходимые доказательства, подтверждающие возникновения права у истца на вновь созданный объект:

- наличие земельного участка, на котором построен спорный объект на праве собственности,
- соблюдение целевого назначения земельного участка,
- соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством при возведении объекта,
- нахождение спорного объекта на балансе истца.

Правопритязаний в отношении объекта со стороны третьих лиц не заявлялось.

Администрация указывала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушены ее права и к спорному объекту недвижимости администрация не имеет отношения.

19 ААС не согласился с указанным доводом, поскольку ОМС в соответствии с законом в пределах границ соответствующего муниципального округа обладают необходимыми полномочиями и компетенцией при разрешении вопросов, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого муниципального округа, что подтверждается ст. 14 Закона № 131. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона №131 к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Выводы

1. В соответствии с законом в пределах границ соответствующего муниципального ОМС обладают необходимыми полномочиями и компетенцией при разрешении вопросов, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого муниципального округа.

2. Если исковые требования касаются вновь созданного объекта недвижимости, истец обязан представить доказательства, подтверждающие соблюдение законодательства по отношениям, связанным со строительством зданий (сооружений), а муниципалитет, в сложившейся ситуации, является надлежащим ответчиком по делу.

Возникновение муниципальной собственности

Основаниями возникновения муниципальной собственности условно являются общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность. Если имущество, в отношении которого заявлено требование не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке. К таковым следует отнести порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (Постановление № 3020-1).

В приложении № 3 к этому Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов. Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность передавались жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Сегодня перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона № 131.

Решением суда от 23.03.2010 в удовлетворении исков администрации и коллегии адвокатов отказано.

Постановлением 19 ААС от 23.06.2010 данное решение суда оставлено без изменения.

Предметом иска о признании права являлось нежилое помещение в жилом доме, которое с момента ввода дома в эксплуатацию в 1965 году занимала и занимает до настоящего времени коллегия адвокатов.

В Законе №131 в перечне объектов муниципальной собственности имущество в виде нежилых помещений, занимаемых адвокатурой, не поименовано. На период разграничения собственности указанное помещение находилось в ведении и на балансе ОМС. Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании Постановления № 3020-1, администрацией не была соблюдена.

Решение суда об отказе коллегии адвокатов в признании права собственности на спорный объект обосновано, так как в п.15 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 указано, что ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Коллегией адвокатов не оспаривалось, владение и пользование имуществом на основании договоров аренды, что с учетом изложенной позиции высших судебных инстанций исключает право на имущество в силу приобретательской давности.

Выводы

1. Если имущество, в отношении которого заявлен иск о признании права муниципальной собственности не было приобретено по сделке и не было создано муниципальным образованием, муниципальная собственность на него могла возникнуть лишь в особом порядке, установленном Постановлением N 3020-1.
2. В настоящее время перечень объектов муниципальной собственности установлен ст. 50 Закона N 131.


Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

«муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Статья 11 дополнена п. 3.2.; 3.3 и 3.4. следующего содержания:

«3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;

3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;

Статья 13 дополнена частью 3.1.-1. следующего содержания:

«3.1-1. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется.

Таким образом, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия представительных органов соответствующих поселений и муниципального района. Если депутаты двух и более поселений не выразили своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется.

В соответствии с ч.2. статьи 13 Федерального закона N131-ФЗ «Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

В соответствии с п.4) части 3 статьи 28 Федерального закона N131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.

Пошаговые действия органов местного самоуправления при преобразовании муниципального района в городской (муниципальный) округ по инициативе органов местного самоуправления

пп

действия

исполнители

основания

Подготовка проектов решений представительных органов всех поселений, входящих в состав муниципального района и районного Совета депутатов о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

ч.3.1-1. ст. 13 ФЗ №131-ФЗ

Назначение публичных слушаний для обсуждения проекта решения представительного органа о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

В соответствии с Уставом МО

Проведение публичных слушаний по обсуждению проекта решения представительного органа о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

Комиссия МО по проведению публичных слушаний

В соответствии с Уставом МО

Назначение и проведение сессии Совета депутатов для принятия решения о согласии (не согласии) на объединение и образование городского (муниципального) округа

Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

п. 4 ч. 3 ст.28 ФЗ №131-ФЗ

Решение всех поселений, входящих в состав муниципального района и районного Совета депутатов о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

ч.3.1-1. ст. 13 ФЗ №131-ФЗ

Подписание главами поселений и главою муниципального района решений, принятых Советами депутатов поселений и районного Совета депутатов

главы поселений и глава муниципального района

В соответствии с Уставом МО

Опубликование (обнародование) решения Совета депутатов о согласии (не согласии) на объединение и образование городского (муниципального) округа

главы поселений и глава муниципального района

В соответствии с Уставом МО

Примечание : если Советы депутатов двух и более поселений не выразили своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. (ч.3.1-1 ст.13 ФЗ №131-ФЗ).

Совет депутатов муниципального района

В порядке законодательной инициативы

Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я)

ч 1.1. ст. 10 ФЗ №131-ФЗ

  1. Границы вновь образованного городского (муниципального) округа;
  2. Определение структуры органов местного самоуправления городского (муниципального) округа (при отсутствии инициативы жителей о проведении референдума для определения структуры органов местного самоуправления);
  3. Переходный период для организации и проведения выборов Главы городского (муниципального) округа, выборов депутатов представительного органа городского (муниципального) округа;
  4. Порядок упразднения органов местного самоуправления сельских и городских поселений, как юридических лиц;

При образовании муниципального округа в структуре местной администрации муниципального округа могут образовываться территориальные органы, на которые возлагается осуществление на соответствующих территориях части функций местной администрации (ч.4. ст. 2 ФЗ №87-ФЗ).

Разъяснения разработаны Исполнительной дирекцией Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – ассоциации межмуниципального сотрудничества.

Муниципальная квартира в РФ

Муниципальная квартира в России является частью жилищного фонда страны. Государственное жилье предоставляется в пользование по договору социального найма. Квартира от муниципалитета может быть приватизирована. В 2019 году программа приватизации жилья продлена на неопределенный срок.

Муниципальная квартира: основные законы и понятия

Государственные или муниципальные квартиры относятся к специализированному жилищному фонду (ст. 92 ЖК РФ). К данной категории принадлежат общежития и служебные помещения. Правовые вопросы жилищного фонда рассмотрены в 9 главе ЖК РФ.

Правила выделения муниципального жилья

Муниципальный жилой фонд распределяется в порядке очереди с учетом категории льготника. Согласно закону, в первоочередном порядке муниципальное жилье должны получать следующие претенденты:

  • сироты по достижении 18 лет и дети, оставшиеся без родительского надзора (ст. 109.1 ЖК РФ);
  • ветераны ВОВ и боевых действий, военнослужащие по достижении установленного стажа, ликвидаторы аварий на АЭС;
  • беженцы, вынужденные переселенцы (ст. 108 ЖК РФ);
  • жители аварийных зданий;
  • люди, живущие в домах, разрушенных в результате стихийных бедствий, терактов и других ЧС т.д.;
  • люди, проживающие на одной жилплощади с больными, которым требуется дополнительное пространство;
  • семьи, в которых на одного человека не более 10 м.

Для получения жилья гражданин должен встать на очередь, то есть подать в территориальный орган самоуправления документы, подтверждающие право на льготу. Заявления очередников рассматривает специальная комиссия, которая учитывает много факторов, в том числе материальное положение претендентов.

Правила пользования государственным жильем

Во время проживания в муниципальной квартире наниматель обязан соблюдать установленные правила (ст. 101 ЖК РФ). Проведение некоторых ремонтных работ на государственной жилплощади разрешено, но только за счет жильца. Например, можно сделать косметический ремонт, заменить двери, окна, не нарушая план, установить съемные технические средства.

В отношении государственных квартир действует ряд ограничений, прописанных в статье 100 ЖК РФ:

  1. запрет на продажу, субаренду и другие сделки;
  2. жилец не имеет право самостоятельно проводить капитальные работы, для этого нанимается специальная служба;
  3. внутренняя перепланировка проводится только с разрешения муниципальных властей;
  4. вселение родственников осуществляется после подачи заявления. Члены семьи нанимателя указываются в договоре найма.

Если наниматель проводит незаконную перепланировку, муниципальные власти могут оспорить данное решение. В результате жильца обяжут вернуть квартире первоначальный вид или узаконить проведенное строительство. Если муниципалитет инициирует выселение социально незащищенных граждан, то по закону обязан предоставить этим людям иное жилье (ст. 103 ЖК РФ).

Заключение договора с ЖКХ

Наниматель муниципальной недвижимости имеет право на получение коммунальных услуг. Участниками договора об оказании услуг ЖКХ являются две стороны: жилец и коммунальная служба (УК).

Коммунальная служба обязана предоставлять услуги в полном объеме, вести персональный клиентский счет, рассчитывать оплату, проводить ремонтные работы, обнародовать информацию.

На жильца возлагаются обязанности по оплате счетов, выполнению норм по замене счетчиков. Наниматель не должен создавать препятствия коммунальщикам для проверки систем и приборов учета. Если жилец не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев, договор социального найма расторгается, согласно ст. 90 ЖК РФ.

Наследование муниципальной квартиры

Государственная квартира принадлежит органам власти до момента приватизации. Если квартиросъемщик не приватизировал жилье и умер, то оно вернется государству, а затем перейдет иному лицу. Обычно так происходит, когда умирает одинокий жилец. Если на жилплощади были прописаны члены семьи основного нанимателя, то государство не имеет права их выселить. Кроме того, прописанные лица вправе приватизировать жилплощадь.

Приватизация государственного жилья

Право на бесплатную приватизацию гражданин может реализовать только один раз в жизни. Процедура проводится в следующем порядке:

  1. сбор документов, справок, письменного согласия или отказа от каждого прописанного жильца;
  2. подписание приватизационного договора в жилищном отделе местной администрации;
  3. подача договора приватизации с пакетом документов в Росреестр;
  4. получение сертификата, подтверждающего права владения недвижимостью.

С 1994 года дети участвуют в приватизации, при наличии прописки получают долю жилплощади. Допускается выписка несовершеннолетнего при наличии возможности регистрации в другом жилье с оптимальными условиями.

Заключение

Местные власти должны выделять квартиры в порядке, установленном законодательством. Как правило, на бесплатную жилую площадь имеют право государственные служащие, льготники, граждане, проживающие в аварийных домах, беженцы и другие нуждающиеся. Для получения и дальнейшей приватизации жилья необходимо обращаться в территориальный орган самоуправления.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

Читайте также: