Может ли гражданин россии приватизировать землю в украине

Обновлено: 29.11.2022

Распоряжаться любым недвижимым имуществом на свое усмотрение возможно тогда, когда оно правильно оформлено. В противном случае владелец недвижимости не сможет его продать, обменять, передать в аренду или оставить в наследство. Это же относится к земельным участкам, ведь они также требуют оформления права собственности.

Если на Вашем участке есть самовольно построенные объекты (дом, пристройки к нему и т.д.), тогда перед началом процедуры их оформления, необходимо оформить документы на землю. Вас также интересует как узаконить самовольно построенные объекты? Прочитайте общую информацию на странице услуги “узаконить самострой”, а для точного разбора Вашей ситуации рекомендуем заказать бесплатную консультацию юриста в экспертном сервисе DOZVIL.

Что такое приватизация земельного участка?

В Украине приватизацией земельного участка является момент возникновения права собственности на землю у частного лица путем передачи ее из государственной или коммунальной собственности. Для проведения приватизации необходимо подготовить пакет документов и пройти соответствующую процедуру. Если Вы не знаете, с чего начать оформление, лучше всего воспользоваться услугами специалистов.

Что нужно для приватизации земельного участка?

Процесс передачи прав собственности земельных наделов частным лицам требует соблюдения таких условий:

  1. заранее необходимо получить решение на оформление земли в собственность;
  2. заявитель должен подготовить полный пакет документов.

Обязательно ли оформлять земельный участок?

Многие граждане Украины используют земельные участки по назначению, но по сути не являются их полноправными владельцам, т.к. не имеют документального подтверждения. В таких случаях очень часто возникает вопрос: “Зачем оформлять участок, если я и так им пользуюсь?” Дело в том, что такими участками в дальнейшем могут возникнуть разные проблемы:

  • невозможность продать, обменять или передать в наследств;
  • при наличии на участке дома или дачи владелец также не сможет произвести с ними любые действия;
  • если возникнет необходимость, то строение на неприватизированном участке могут снести (например, при прокладывании через местность транспортной магистрали).

Как и где оформить землю в собственность?

Для того, чтобы узаконить землю, необходимо обратиться в органы местного самоуправления (для участков, расположенных в границах населенного пункта) или в территориальный орган госгеокадастра (для участков, расположенных вне границ населенного пункта) и получить разрешение на отвод участка. В Госземкадастре владелец земли должен зарегистрировать участок, чтобы ему присвоили номер. После этого можно зарегистрировать право собственности в Государственной регистрационной службе.

При необходимости узаконить землю под домом, следует иметь право собственности на здание, а также присвоенный почтовый адрес.

Если Вам нужна помощь в оформлении/приватизации земли в собственность, рекомендуем обратиться к специалистам, которые имеют опыт в данной сфере.

Порядок приватизации земельного участка в собственность

  • получение решения о возможности разработки технической документации на землю или проекта отвода участка из государственной собственности;
  • проведение землеустроительных работ для изготовления документов;
  • регистрация участка в земельном кадастре;
  • подача ходатайства в органы местного самоуправления для получения решения о передаче земли в частную собственность;
  • регистрация права собственности на земельный участок.

Какие документы нужны для приватизации земельного участка под объектом недвижимости (под домом и другими объектами)?

  • паспорт и идентификационный код заявителя;
  • доверенность на приватизацию земельного участка (если собственник не может заниматься оформлением документов самостоятельно);
  • заявление на приватизацию земельного участка;
  • документы на дом (если есть).

Если на здание, которое расположено на участке, нет документов, необходимо пройти процедуру узаконивания дома.

Сколько стоит приватизация земельного участка?

Стоимость приватизации земельного участка в пределах установленных государством норм является бесплатной. Если участок выходит за пределы норм, то за такую приватизацию необходимо доплатить, так как необходимо произвести экспертную оценку состояния земли на момент его оформления. В целом, итоговая цена рассчитывается в индивидуальном порядке и зависит от местоположения земельного надела (в Киеве или Киевской области).

Госпошлина за оформление земли

Обязательным условием приватизации земли является оплата госпошлины. На сегодня ее стоимость – 0.01 размера минимальной заработной платы, что на 2020 год составляет 210 гривен.

Сроки приватизации земельных участков

Ходатайство на разработку проекта землеустройства в органах местного самоуправления рассматривается в течение месяца. По истечению этого срока выдается либо разрешение на разработку проекта или отказ с обоснованными аргументами.

После получения разрешения следует разработать проект земельного участка и вновь подать его на рассмотрение. За 14 дней должно быть принято решение по утверждению или отказу. Если проект принят, то собственник должен зарегистрировать участок в земельном кадастре. Срок регистрации – 14 дней.

На деле, если собственник оформляет приватизацию самостоятельно, все сроки очень сильно увеличены. Процесс может растянуться на года. Если Вам нужно получить документы быстрее, лучше всего обратиться за помощью к специалистам.

Документы, подтверждающие право собственности на землю

  • акт права собственности на землю (в случае оформления до 01.01.13 года);
  • свидетельство права собственности на землю (в случае оформления после 01.01.13 года);
  • выписка из Госреестра прав на недвижимое имущество (в случае оформления после 01.01.2016 года).

Какие земельные участки не подлежат приватизации?

  • под государственными железными дорогами, а также объектами госсобственности воздушного и трубопроводного транспорта;
  • под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, а также имеющие особую ценность;
  • в лесном или водном фонде;
  • закрепленные за заведениями государственной или коммунальной форм собственности.

Законодательство

Правовые документы, разрешающие на законодательном уровне проводить операции с землей и определяющие различные нормативы:

  • Постановление Кабинета Министров Украины “Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений”. .
  • Закон Украины “О Государственном земельном кадастре”.
  • Закон Украины “О землеустройстве”.

Оформление земли в собственность с компанией DOZVIL

Несмотря на четко прописанную процедуру приватизации земельного участка, очень часто владельцы получают правоустанавливающий документ через несколько лет от начала процедуры. Это связано с тем, что нужно четко знать список необходимых документов для оформления, а также множество других нюансов.

Если Вам нужна консультация юриста, чтобы выполнить ввод в эксплуатацию здания, или требуются услуги по приватизации земли или другой недвижимости, обращайтесь в экспертный сервис DOZVIL! Специалисты с 12-летним опытом работы помогут решить любую проблему с оформлением документов.

  1. Бесплатная консультация. В компании DOZVIL каждый клиент получает бесплатную консультацию, на которой оговариваются все нюансы дела. Оплата происходит непосредственно за оказание услуг.
  2. Заключение договора. Обязательным условием сотрудничества является заключение с клиентом договора. Это дает гарантию законности и официальность работы.
  3. Поэтапная оплата. Каждому клиенту дается возможность оплатить услуги специалистов поэтапно, ведь для нас важны Ваше спокойствие и комфорт.
  4. Постоянная связь с клиентом. Нашим клиентам не приходится беспокоиться и переживать о ситуации с делом – наши сотрудники звонят сами и сообщают всю новую информацию.

Не знаете, как провести приватизацию земельного участка? Обращайтесь в экспертный сервис DOZVIL и заказывайте бесплатную консультацию прямо сейчас!

Приватизация земельного участка под жилым домом в Украине: инструкция

Украинцы имеют право на получение бесплатного участка земли от государства. Кроме того, граждане имеют право приватизировать земельный участок, на котором уже расположен или будет построен в будущем жилой дом, пишет Обозреватель.

Таким образом, получить земельный участок бесплатно можно в таких размерах:

  • в селах - не больше 0,25 гектара;
  • в поселках - не больше 0,15 гектара;
  • в городах - не больше 0,10 гектара.

Для того, чтобы приватизировать данный участок нужно:

1. Изготовить техническую документацию для установления (возобновления) границ земельного участка на местности.

Такого рода документацию подготавливают инженеры-землеустроители, которые, согласно закону, являются ответственными за качество работ по землеустройству.

Процесс изготовления не должен превышать 6 месяцев с момента заключения договора.

По результатам выполнения работ заказчик должен получить не только всю техдокументацию на приусадебный участок в бумажном и электронном виде на диске, а также электронный документ, который содержит сведения о результатах работ по землеустройству, которые подлежат внесению в Государственный земельный кадастр.

2. Зарегистрировать участок в Государственном земельном кадастре.

Для этого следует обратиться к государственному кадастровому регистратору и предоставить следующий перечень документов:

  • заявление, составленное по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра;
  • техдокументацию в бумажной и электронной форме; электронный документ, который содержит сведения о результатах работ по землеустройству, подлежащих внесению в Государственный земкадастр.

Весь процесс регистрации не может превышать 14 дней с момента подачи документов. По результатам регистрации выдается извлечение с земкадастра с соответствующим кадастровым номером.

3. Получить решение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в частную собственность.

Украинцам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о передаче земельного участка в частную собственность. К такому ходатайству прилагается разработанная техническая документация по землеустройству и извлечение из Государственного земкадастра.

Орган исполнительной власти обязан в течение месяца рассмотреть соответствующее ходатайство и прилагаемые к нему документы, в результате чего принять решение о его утверждении и передаче земельного участка в собственность или мотивированно отказать в такой передаче.

4. Зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Владельцу необходимо зарегистрировать право собственности в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Такая услуга уже не является бесплатной – ее размер составляет 0,1 прожиточный минимум для трудоспособных лиц (по состоянию на 2021 год - 230 грн).

  • заявлением установленной формы;
  • копиями паспорта и идентификационного кода (во время подачи документов необходимо также предъявить оригиналы таких документов);
  • решением органа исполнительной власти или местного самоуправления о передаче земельного участка в частную собственность;
  • извлечением из Государственного земельного кадастра о земельном участке;
  • документом, который подтверждает внесение платы за госрегистрацию права собственности на недвижимое имущество.

После внесения сведений в Государственный реестр на недвижимое имущество государственный регистратор выдает заявителю извлечение о проведенной государственной регистрации права собственности на приусадебный участок. С этого момента процесс приватизации считается завершенным.

Ранее мы писали, что в Минагрополитики уверены, что земли будут расти в цене. В частности, цена на землю будет повышаться и ее ежегодный рост составит 7-10%.

Єдиний податок: позиція судів та податкової. Питання/відповіді - 0_02208700_1631524520_613f16a8056a1.jpg

1) "для ведення особистого селянського господарства«(осг) — 2 га,

Статья 118 Земельного кодекса Украины устанавливает, что для того, чтобы начать процедуру приватизации, достаточно подать заявление, а к нему приложить графический материал. Требование к заявлению одно: обозначить целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. Больше никаких требований нет.

Любые заявления в государственные органы пишутся на белой бумаге, черными или синими чернилами, на украинском языке. Можно писать от руки или распечатать на принтере. Сначала мы указываем адрес, куда пишем. Далее указываем свои данные — этот участок очень важен в заявлении. Я всем рекомендую: когда вы общаетесь с государственными органами, заполнять свои данные наиболее широко. Как можно больше информации о себе предоставлять: указывать адрес, телефоны, электронную почту, чтобы вас было как можно легче найти, как можно легче было с вами связаться.

Заявление о приватизации земельного участка можно подавать в любом месте Украины, независимо от того, где вы прописаны. Если у вас есть гражданство Украины, вы имеете право обратиться в любой сельсовет, райсовет, горсовет, для реализации своего права на приватизацию земельного участка.

Как найти свободный земельный участок?

Еще более сложный вариант — заказывать выкопировку в Госгеокадастре. Это нужно идти, писать заявление, объяснять, с какой территории вы хотите делать выкопировку.

Кстати, в заявлении о приватизации можно написать не только приведенный выше текст, а и указать, что вы собираетесь делать с этим участком. Можно добавлять и другие документы, например, о том, что вы — многодетная семья, или о том, что у вас есть какие-либо сертификаты или медали, то есть любым способом как-то себя охарактеризовать. Также неплохо к заявлению прилагать копию паспорта и идентификационного кода. Это символ того, что мы ни от кого не скрываемся, открыты перед сельсоветом и всю информацию о себе готовы предоставить.

У сельсовета 30 дней на рассмотрение нашего заявления.

Обратите внимание: если люди оформили право собственности на эту землю, то никаких возможностей прекратить или отобрать это право собственности нет. Право собственности нерушимо. Нельзя нарушать право собственности других людей. Другое дело, есть способ для сельской громады приобрести те участки, которые после смерти граждан остались бесхозными. Обычно в украинских селах 40% домов стоят разрушенными и земля не используется. Вот такие участки сельсовет может забирать в коммунальную собственность. Но для этого он должен проходить определенную процедуру. Процедура непростая, и, к сожалению, сельсоветы редко ею пользуются, хотя могли бы активизировать жизнь в селе.
30-дневный срок установлен законом для ответа на заявление о приватизации. То есть в течение 30 дней мы можем получить 3 варианта ответа:

1 — это отсутствие какого-либо ответа,

2 — разрешение на начало разработки документации,

Касательно отказа: в Земельном кодексе установлены конкретные случаи, в которых может быть этот отказ. Эти рамки очень узкие, установлены статьей 118. По сути, единственным основанием для отказа вам в приватизации у сельсовета может быть то, что уже есть документация на этот земельный участок, согласно которой у сельсовета относительно него есть какой-то план по использованию. И эти документы уже утверждены в установленном законом порядке. Вышеуказанного 30-дневного срока никогда не хватит, чтобы разработать и утвердить в установленном законом порядке документы, перечисленные в статье 118 кодекса. Тут есть единственная уловка, к которой часто прибегают в городах: когда вы подаете заявление, вам отвечают, что буквально за неделю до того, как его подали вы, другой человек подал заявление на этот же земельный участок. Вот такую схему трудно обойти в столице. В городах это часто бывает. В селах до такого не додумываются, хотя бы из-за того, что в канцелярии сельсовета гораздо меньше документооборота и такая подделка в журнале приема документации будет очевидна. Если в городе подделка документов не так очевидна, то в сельсовете— это основание для привлечения к уголовной ответственности всех лиц, которые в этом участвовали. В городе привлечь за это к ответственности немного сложнее, чем в селе. Если вы столкнулись с такой ситуацией в городе, то там нужно посоветоваться, как лучше действовать, нужно разработать комплекс мер, и в каждом случае он индивидуален. Люди, когда с таким сталкиваются, обычно просто уходят, повесив голову, но там можно бороться тоже.

2. Сельсовет

. Итак, документы о приватизации попали в сельсовет. Как они рассматривают эти документы? Вот пришло заявление от нас, что мы хотим приватизировать земельный участок. Представьте себя на месте этих людей.

По истечении 30-дневного срока ранее вы были вправе обжаловать пропуск данного срока в судебном порядке и начинать процедуру приватизации на основании судебного решения. В 2013-м году законодатели упростили эту ситуацию, и теперь в случае, если сельсовет в 30-дневный срок не ответил, то считается, что он дал молчаливое согласие. Это очень хороший принцип: если вы не успели в 30-дневный срок отреагировать, значит, вы согласны — так гласит ст.118 ЗКУ. И человек может начинать процедуру землеотвода только на основании тех дат, которые указаны у него в уведомлении о вручении или в отметке о приеме канцелярией сельсовета. Эти даты являются основанием для перехода к следующему этапу процедуры приватизации. Единственное условие, чтобы это сработало: необходимо письменно уведомить об этом орган местного самоуправления, то есть о том, что вы начинаете делать это самостоятельно. К письменному уведомлению прилагается письменный договор на выполнение работ по землеустройству.

Итак, истек 30-дневный срок, и мы обращаемся в землеустроительную организацию, к так называемым землеустроителям. Найти их легко. Самый простой вариант — забить в гугле: у них там тысячи землеустроительных организаций. Но нужно каждого прозвонить, узнать их цены, работают ли они в районе, где вы выбрали земельный участок. Вариант более приемлемый — это если у вас есть в этом селе знакомые, могущие посоветовать местных землеустроителей, у которых наверняка имеются планы данного села и близлежащих районов, а посему они быстрее сработают. Лицензии на разработку проектной документации сейчас не требуется. Землеустроители проходят сертификацию: у них должен быть сертификат, а не лицензия.

Мы действительно наблюдаем в законодательстве серьезное упрощение всех процедур, и землеустроительные работы вычеркнуты из списка услуг, которые лицензируются: землеустроителей становится больше, им легче оформляться.

Вопрос: возможно ли на земле для ведения личного сельского хозяйства (2 га) построить дом?

Ответ: По каждому заявлению — отдельная процедура. Лучше их не объединять. Это все разные процедуры, для них предусмотрены разные документы, в итоге они друг с другом не связаны. Если вы хотите 2 земельных участка с разным целевым назначением, начинайте 2 процедуры.

Итак, вернемся к землеустроительным работам. У землеустроителей мы должны проверить наличие сертификата и подписать с ними договор.

Проект землеотвода — это большая стопка бумаг с разными чертежами и таблицами. Это действительно сложная работа, требующая высокой квалификации.

Эта же статья 118 (ч. 7, абз. 2) устанавливает, что проект землеустройства разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, обусловленные соглашением сторон. В плохом случае землеустроители работу затягивают до 1 года. Но обычно срок разработки землеустроительной документации — до 6 месяцев. Я думаю, что со временем сроки будут сокращаться: процесс становится все более технологичным, а окументооборот — электронным (землеустроители обмениваются файлами с Госгеокадастром, а не бумажки носят туда-сюда с печатями, в кадастрах и реестрах забиваются просто таблицы, критерии).

Заключили договор с землеустроителями. Письмом (с копией данного договора) мы уведомляем сельсовет, что самостоятельно приступили к процедуре землеотвода. И всё — дальше работают землеустроители столько времени, сколько им нужно. В конце этого этапа есть очень важный момент. Согласно статье 186-1 ЗКУ проект землеотвода участка любой категории должен быть обязательно согласован землеустроителями с Госгеокадастром. (Проект землеотвода полностью называется так: проект землеустройства относительно отвода земельного участка).

Государственная служба по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр) — это орган, который ведет Земельный кадастр, наполняет его электронную карту. У Госгеокадастра есть сайт — land.gov.ua, имеющий ссылки на публичную карту. Кстати, тут есть интересная информация для воинов АТО: они идут по той же самой процедуре, что и все граждане. Там есть схема-табличка, которую обычным гражданам тоже можно посмотреть.

Процедура уведомления сельсовета (о самостоятельном начале землеотвода) такая же, как и процедура подачи заявления о приватизации. Либо мы сами заносим в сельсовет документы (уведомление о самостоятельном начале землеотвода и копия договора с землеустроителями) и получаем штампик на своем экземпляре — с датой, фамилией, именем и отчеством лица, которое его приняло. Либо отправляем по почте — с уведомлением о вручении и с описью вложения. В случае отправки по почте наш 30-дневный срок считается не нарушенным нами, если мы до его истечения передали уведомление почтовому отделению. (прим.: наш 30-дневный срок отсчитывается с дня окончания 30-дневного срока, данного сельсовету на ответ по нашому заявлению о приватизации: абзац 3 части 7 статьи 118 ЗКУ). Наше обязательство уведомить сельсовет считается исполненным в день отправки документов по почте, а не в день их получения сельсоветом! Это общее юридическое правило.

Ключевое значение имеет вывод Госгеокадастра. Он согласовывает проект, который после согласования направляется в сельсовет — тоже согласно этой же статье 118: местный орган самоуправления (в нашем случае сельсовет) в двухнедельный срок с дня получения согласованного проекта землеустройства об отводе земельного участка принимает решение об утверждении проекта и передаче участка в собственность.

Вопрос: Если сельсовет просит сделать дорогу и тогда они утвердят?

После утверждения проекта землеотвода начинается не менее важный этап: установление права собственности Министерством юстиции Украины. Сейчас сделана очень удобная централизованная система: есть реестр имущественных прав, и там надо зарегистрировать все то, что вы прошли.

Инструкция к действию. После того, как сельсовет утвердил вам проект землеотвода, с этим решением на сайте ddr.minjust.gov.ua вы ищете, куда вам надо обратиться, адрес отделения, которое занимается регистрацией имущественных прав. Туда обращайтесь со следующими документами:

1) решение сельсовета, которое вы получили;

2) паспорт и идентификационный код;

3) платежка (оплачивается сам процесс госрегистрации и выдачи документов);

4) заявление определенной формы (на сайте Департамента она есть).

Вопрос: у нас нет судей для рассмотрения и принятия решений по искам относительно незаконных отказов в приватизации.

Ответ (отвечает адвокат Илья Петиченко): Процент дел, которые решаются за могарычи, у нас очень небольшой. Нам кажется, что все решается незаконно, потому что незаконно решаемые дела у всех на устах. На самом деле, если посмотреть весь объем работы судов (до 20 дел в день у одного судьи, 15 судей в суде), то это огромное количество материала. По моим личным наблюдениям за время моей практики, число дел, которые решаются за взятки, не превышает 5-7%. В общем, по Украине это до 30% таких дел, судя по тому, что говорят мои коллеги. Я оцениваю это не более чем в 20%. В основном система работает правильно. Просто люди любят пообсуждать дела, которые решаются за деньги. Часто также встречается ситуация, когда человек проиграл дело и не понимает, почему так произошло. Ему проще всего объяснить это тем, что судью купила другая сторона. Идут и рассказывают всем своим соседям. А на самом деле там допущена какая-то ошибка. Так же поступают некоторые юристы, когда проигрывают дело. К примеру, судья во время судебного заседания указал ему на его ошибку: вот здесь и здесь неправильно, поэтому отказываю. А он идет и рассказывает: да там другая сторона перекупила дело. Из-за этого мы живем в искаженном информационном пространстве: дескать, все судьи у нас подкуплены. На самом деле это не так.

Вопрос: Какие службы могут повлиять на Госгеокадастр и сельсовет или же контролируют эти органы?

Ответ: Сельсовет никто не контролирует. Никто не может повлиять на него, если он не допускает коррупционных правонарушений. Если они просто не отвечают или отсылают в другие инстанции, то орган влияния в таком случае — суд. Суд все четко разъясняет, принимает решение самостоятельно. Такие дела в 99% случаев решаются в пользу гражданина. Неправоту сельсовета легко доказать, если документально вы все правильно сделали (сдали на почту или занесли в канцелярию). Это дела относятся к категории простых: подтвердил в суде, что вовремя бумажки занес — и все, судья выносит решение в пользу гражданина.

Относительно других государственных органов, то я бы даже психологически вас не готовил к тому, что там будут какие-то чудовищные нарушения. Их очень тяжело совершить, поскольку у этих структур сугубо техническая работа: просто занести эти цифры, пойти все измерить. А если там возникает какая-то ситуация, то следует обращаться в СБУ (в случае коррупционных деяний) или прокуратуру, которая осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства всеми государственными органами. В прокуратуру можно обращаться по любому вопросу неправомерных действий служебных лиц.

Вопрос: Как узнать на 100%, что участок свободен?

Ответ: на 100% свободен участок или нет, ответит Госгеокадастр. И только в том случае, если вы будете спрашивать относительно конкретного участка. Для этого в Госгеокадастр нужно обращаться официально с письменным заявлением.

Вопрос: Мне отказали в разрешении на подготовку проекта землеустройства, мотивируя отсутствием проекта организации территории.

Ответ: Если отказал сельсовет, то отказ незаконный и его следует обжаловать в суде. Основанием для отказа может быть только утвержденный в законном порядке проект организации территории, но не его отсутствие.

Вопрос: Как доказать, что не был получен ответ от сельсовета в 30-дневный срок?

Ответ: Необходимо при подаче заявления в сельсовет о приватизации соблюсти следующие требования: если вы подаете заявление через почту — использовать уведомление о вручении с описью вложения, а если через канцелярию — то штамп о регистрации в канцелярии с указанными датой, фамилией и должностью лица, которое приняло заявление. Эти маленькие бумажечки являются доказательством сроков в суде. Вы просто показываете их судье, и все становится понятным.

Вопрос: Сельский голова сказал, что для получения разрешения необходимо обращаться в область.

Вопрос: А не могут ли чиновники сельсовета подмахнуть свое заявление задним числом — о том, что они на приватизацию подали раньше?

Даю ли я консультации по городской земле? Видите ли, мне не нравится работать в городе. Я хочу своими консультациями помочь людям, которые хотят уехать в село, на землю, и там нормально жить. Я бы хотел, чтобы больше людей переехало на свободу.

Еще однин важный момент, о котором я не сказал. Госгеокадастр и Минюст — это два государственных органа. Между ними происходит интенсивный обмен информацией. Они все знают друг о друге. У них есть инструкция, согласно которой они полностью обмениваются всей информацией. Поэтому украинское законодательство разрешает гражданам после того, как сельсовет принял решение об утверждении проекта, обращаться не в регистрационные органы, а в Госгеокадастр. Тогда Госгеокадастр вместо вас обратиться в Министерство юстиции (это займет такое же время или немного дольше), получит документ (свидетельство о праве собственности)и выдаст его вам. У вас есть выбор: либо в Минюст обращаться, либо в Госгеокадастр.

Но учтите: не Госгеокадастр занимается регистрацией имущественных прав (он занимается проектной частью). Регистрацией имущественных прав занимается централизовано Минюст. Есть реестр, в который вносится информация о вас как о собственнике, о вашем земельном участке, и это делает Минюст. Вы лишь выбираете, самим ли туда обратиться, или же попросить Госгеокадастр. Я рекомендую не сачковать: все-таки не бояться ходить в государственные органы, видеть, как там все происходит.

Вопрос: Чем грозит нам снятие моратория на продажу земли? Почему стоит поторопиться?

Ответ: Отмена моратория на продажу земли не касается обсуждаемой процедуры. Мораторий у нас сейчас на земли, которые розданы в виде паев. Мы не можем приватизировать такую землю. Паи на карте практически все выглядят как занятые участки. Они уже не свободны. Мы можем приватизировать только свободные земли. Поэтому отмена моратория на нас никак не скажется. Паи получали люди, которые были членами совхозов и колхозов. Тогда людям просто дали возможность получить свою часть в имуществе совхозов и колхозов землей. Вот они ее в свое время получили, но, пока существует мораторий, они практически никак не могут ее использовать. За копейки сдают землю в аренду земельным магнатам. У паев нет реальной стоимости. Если бы был свободный рынок, их владельцы могли бы определить, сколько стоит паевая земля и, соответственно, — ее аренда.

Напоследок хочу сказать: ребята, не затягивайте с оформлением земли! Если у вас уже есть на примете участок, немедленно приступайте к его приватизации. Хватит откладывать это на завтрашний день. Ведь это уникальная ситуация у нас в Украине. Рядом, в России, такого закона нет. И, соответственно, таких прав у людей нет. У нас же они существуют уже 20 лет, и ими необходимо воспользоваться как можно скорее. Начинайте процедуру приватизации!

Автор консультации: адвокат по земельным вопросам Илья Петиченко

Полина Коваленко

Уже через несколько дней украинцы смогут свободно продавать свои сельскохозяйственные земельные участки, принадлежащие им на праве частной собственности. С 1 июля 2021 вступает в силу исторический Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения", который открывает рынок земли в Украине.

Этим документом определяются основные правила купли-продажи участков, которые следует знать всем украинцам – собственникам земли, даже если они в ближайшее время не планируют ее продавать. В Министерстве юстиции не единожды особое внимание граждан обращали на несколько моментов накануне запуска рынка земли. OBOZREVATEL собрал самое важное.

Что именно разрешено продавать

Отчуждать можно земли, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения. К ним статья 22 Земельного кодекса относит следующие:

сельскохозяйственные угодья: пашня, многолетние насаждения, сеножати, пастбища, перелоги;

несельскохозяйственные угодья: хозяйственные пути и прогонки, полезащитные лесные полосы и иные защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временного консервирования и тому подобное.

Кому и сколько продавать

Закон о запуске рынка земли наводит исчерпывающий перечень потенциальных покупателей. В частности, владелец может продать земельный участок сельскохозяйственного назначения:

юридическим лицам Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и/или государство, и/или территориальное общество;

Однако есть определенные временные и количественные ограничения. Свой земельный участок можно будет продать с 1 июля 2021 года только физическим лицам, которые являются гражданами Украины. Максимальный размер участка - 100 гектар на человека. И только с 2024 года эта цифра увеличится до 10 тысяч га.

С 2021 до 2024 год продавать землю сельскохозяйственного назначения юридическим лицам запрещается. А с 2024 года максимальный размер участка, который может приобрести юрлицо, не может быть больше 10 тис. га.

Также законом предусмотрено преимущественное право арендатора на покупку земли, которую он арендовал и обрабатывал.

Кому запрещено продавать

При открытии рынка земли будет строго запрещаться:

продажа земли иностранцам без решения референдума;

продавать государственные и коммунальные земли;

продавать землю, расположенную ближе 50 км к госгранице;

продавать землю россиянам и представителям террористов;

продавать землю компаниям-оффшорам.

Как продать

На сегодняшний день в принятом законе прямо не регулируется вопрос процедуры купли-продажи земли. Но он содержит три существенных нововведения, а именно:

покупателя будут проверять на предмет возможности приобретения им земли в определенных размерах с помощью соответствующих госреестров. Если по результатам проверки будет обнаружено несоответствие нужным требованиям - нотариус обязан отказать в удостоверении сделки. А еще приобретателя или владельца земельного участка будут проверять по субъектным признакам, поскольку определяется перечень лиц, которым при любых условиях запрещается получение права собственности на земельные участки сельхозназначения;

расчеты, связанные с уплатой цены сельскохозяйственных земучастков, будут осуществляются только в безналичной форме. Для этого покупателю нужно открыть счет в банковском учреждении;

источники происхождения средств для покупки земельного участка должны быть документально подтверждены. Законность полученных доходов покупателя будут проверять нотариусы перед заключением договора купли-продажи. Для этого нужно будет подать декларацию об имущественном состоянии и доходах.

Какие документы необходимы для продажи земельного участка

Паспорт продавца и покупателя

Отчет об экспертной денежной оценке земельного участка

Документы, которые подтверждают право собственности на земельный участок (извлечение из реестра прав на недвижимое имущество или государственный акт)

Извлечение из Государственного земельного кадастра относительно земельного участка

Какие налоги платит продавец

Физическое лицо, в случае продажи земельного участка, вправе не платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный сбор (ВС) при условии, если он продает недвижимое имущество впервые на протяжении года, размер земельного участка не превышает норму безоплатной передачи, определенной в статье 121 Земельного кодекса и земельный участок находится в собственности продавца свыше 3 лет.

В другой ситуации гражданину придется платить 5% НДФЛ и 1,5% ВС от стоимости земельного участка, установленного в договоре. Для продавцов - нерезидентов ставка НДФЛ в случае продажи надлежащей им недвижимости составляет 18%.

Какие уберечься от аферистов

Накануне запуска рынка земли владельцам земельных участков рекомендуется придерживаться двух правил:

Позаботьтесь о присвоении земельному участку кадастрового номера. Это так называемый аграрный паспорт для земли и без такого кадастрового номера невозможно будет осуществить ни одной юридической операции с землей.

Позаботьтесь, чтобы вещные права на земельный участок, то есть аренда или собственность, были обязательно внесены в сведения Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Дело в том, что у большинства людей право на землю находится только на бумажных носителях. А это – открытый путь для мошенников, которые могут подделать документы и обратиться, например, к нотариусу с подделанным документом. Кроме того, когда нет оцифрованных данных в реестре, никто не знает, кто владелец, кроме того органа, который выдавал документ и в архиве которого находится второй экземпляр документа.

Об оцифровке данных можно позаботиться и до 1 июля, и после этой даты. Поэтому гражданам рекомендуют обратиться с имеющимися документами на земельный участок к нотариусу или к государственному регистратору и внести данные в соответствующий реестр.

Что делать в случае "рейдерства"

В Минюсте также особое внимание обращают на "рейдерство". Оно не определено законодательством, однако случается в реальной жизни. Может быть два вида рейдерства:

"Регистрационное рейдерство", когда государственным регистратором осуществлено незаконное регистрационное действие. Тогда человеку надо обращаться с жалобой на действия государственных регистраторов в Министерство юстиции, в Офис противодействия рейдерству.

На основании подделки документов. В этом случае стоит обращаться в Национальную полицию. Это уже мошенничество, которое должно быть расследовано ка уголовное дело. Теперь Министерство юстиции не имеет полномочий реагировать на такие нарушения.

"Подделка документов случается только тогда, когда граждане не позаботились об оцифровке прав. Поэтому в действительности очень просто самому себя защитить для того, чтобы потом не обращаться ни в Офис противодействия рейдерства, ни в Национальную полицию", - уверяют чиновники Минюста.

Как ранее сообщал OBOZREVATEL, в Украине хотят отменить институт постоянного землепользования для всех категорий лиц, включая рядовых граждан. Таким образом украинцев хотят заставить выкупить свои участки или оформить их в аренду.

Читайте также: