Могут ли изъять земельный участок находящийся в собственности при сносе рб

Обновлено: 25.04.2024

Главная Объявления города О регулировании земельных отношений на территории Республики Беларусь

О регулировании земельных отношений на территории Республики Беларусь

В целях дальнейшей либерализации экономики страны, защиты интересов населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства принят ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.

С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов.

Земельные участки предоставляются также без проведения аукциона гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева. В городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве — гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в г.Минске — только многодетным семьям (семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая обучающихся на дневных отделениях учреждений образования в других населенных пунктах и проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их желанию земельные участки предоставляются в пожизненное наследуемое владение, в частную собственность или в аренду, а не состоящим на учете нуждающихся, — в частную собственность или в аренду.

С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять иные населенные пункты, на территории которых земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов предоставляются по результатам аукционов либо без их проведения только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право на получение земельных участков гражданами Республики Беларусь как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть реализовано только один раз.

2. Областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты могут принимать решение о предоставлении рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность. Рассрочка может быть предоставлена на срок, не превышающий 5 лет со дня приемки в эксплуатацию в установленном порядке законченного строительством объекта, очереди, пускового комплекса.

3. В целях установления дополнительных гарантий защиты прав инвесторов законодательством предусмотрено, что срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или) обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока их строительства и (или) эксплуатации. Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Общий срок аренды земельного участка не должен превышать девяноста девяти лет.

4. Применяется принцип одновременной продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, и права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества как единого предмета аукциона по продаже объекта.

Начальная цена единого предмета аукциона по продаже объекта определяется как сумма начальной цены продажи неиспользуемого имущества, равной одной базовой величине, определенной законодательством, и начальной цены права заключения договора аренды земельного участка, определяемой на основании кадастровой стоимости этого участка с применением коэффициентов в зависимости от срока его аренды, установленных Советом Министров Республики Беларусь для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

5. В целях предупреждения возможных злоупотреблений для исполкомов установлен запрет в части предоставления либо согласования предоставления земельного участка другому лицу после утверждения акта выбора земельного участка и до принятия решения об его изъятии и предоставлении, а также изменения отраженных в акте выбора сведений (условий) при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка либо отказа в вынесении данного решения на основании таких сведений (условий).

  • областным, Минскому городскому исполнительным комитетам установить порядок очередности предоставления земельных участков гражданам Республики Беларусь;
  • местным исполнительным комитетам определить должностных лиц, ответственных за рассмотрение заявлений об изъятии и предоставлении земельных участков, личный прием и консультирование граждан и юридических лиц по вопросам изъятия и предоставления земельных участков.

Кроме того, на должностных лиц исполкомов возложена дополнительная ответственность (вплоть до уголовной) за нарушения земельного законодательства.

7. Упрощена процедура оформления документов на земельные участки, имеющиеся в пользовании у граждан. Принятие решения о предоставлении земельного участка осуществляется на основании материалов по установлению его границы.

8. Введена норма перехода права на земельный участок без решения местного исполнительного комитета (до 1 января 2008 года требовалось принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка) при переходе права на расположенное на этом земельном участке капитальное строение (здание, сооружение), в том числе не завершенное строительством законсервированное, к другому лицу, если при этом не изменяется целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы.

В этом случае государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение) с уведомлением в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы, находящейся в подчинении Государственного комитета по имуществу, соответствующего местного исполнительного комитета и территориальных налоговых органов по месту нахождения земельного участка.

По желанию инвестора, застройщика предоставление земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов, одноквартирных, блокированных в районах малоэтажной жилой застройки жилых домов может осуществляться при отсутствии вышеуказанных объектов внеквартальной инженерной и транспортной инфраструктуры, проектной документации на строительство таких объектов инфраструктуры. В этом случае ввод в действие объектов внеквартальной инженерной и транспортной инфраструктуры (необходимой для возведения и эксплуатации многоквартирных жилых домов), сооружений и инженерных сетей электроснабжения (необходимых для возведения и эксплуатации одноквартирных, блокированных жилых домов) должен быть завершен в установленные сроки.

При этом, местные исполнительные комитеты обязаны обеспечить своевременную разработку проектной документации (государственную экспертизу и утверждение ее в установленном порядке) на строительство объектов внеквартальной инженерной и транспортной инфраструктуры, а также строительство таких объектов.

Это позволит гражданам, рассчитав свои финансовые возможности, спокойно завершить начатое строительство.

Некоторые условия предоставления земельных участков конкретному инвестору могут быть определены Главой государства.

Для ознакомления с соответствующими справочно-информационными материалами в сети Интернет на сайте Главы государства (president.gov.by) опубликован каталог Интернет-ресурсов государственных органов, в том числе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (gki.gov.by), местных исполнительных комитетов.

  • Брестская область — города Барановичи, Брест и Пинск
  • Витебская область — города Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк
  • Гомельская область — города Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск
  • Гродненская область — города Гродно и Лида
  • Минская область — города Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск
  • Могилевская область — города Бобруйск и Могилев
  • Город Минск

О предоставлении земельных участков инвесторам без проведения аукционов

Примечание: С 1 мая 2009 года с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для указанной цели только по результатам аукционов.

О предоставлении земельных участков гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов без проведения аукционов

Наименование населенного пункта с 1 мая 2009 года до 1 мая 2009 года
город Минск только многодетным семьям (семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая обучающихся на дневных отделениях учреждений образования в других населенных пунктах и проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не предоставляются
областные центры состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не предоставляются
иные населенные пункты состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их желанию в пожизненное наследуемое владение, в частную собственность или в аренду, а не состоящим на учете нуждающихся, — в частную собственность или в аренду состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты

Примечание: С 1 мая 2009 года с учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты, на территории которых земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов предоставляются по результатам аукционов либо без их проведения только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право на получение земельных участков гражданами Республики Беларусь как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть реализовано только один раз.

Читайте также: