Купленными крестьянами было проще управлять так как они становились собственностью владельца

Обновлено: 01.05.2024

"В своеволии и полной необузданности. "
Россия была аграрной страной, благосостояние которой в первую очередь зависело от продуктивности сельского хозяйства. Можно было бы ожидать, что авторы крестьянской реформы попытаются решать в первую очередь хозяйственные задачи. Однако, как это часто случалось в российской истории, реформа основной хозяйственной отрасли была проведена ради целей чисто умозрительных. Надо было, с одной стороны, сделать крестьян свободными, а с другой — дать какую-то компенсацию помещикам, которые лишались существенной части собственности. В дневнике П. А. Валуева есть заметка про то, как во время обсуждения концепции реформы Государственного совета один из участников дискуссии "рассказывал длинную историю о каком-то саратовском помещике из севастопольских героев, которому надлежит выдать дочь в замужество и которого разорит проект".
Если помещики ждали от реформы разорения, то крестьянам мерещились молочные реки в кисельных берегах. Крепостные не сомневались в том, что "свобода" сделает их полными хозяевами земли и избавит от налогов. За пару лет до реформы член Главного комитета по крестьянскому делу М. Н. Муравьев писал: "Крестьяне по большей части не расположены к помещикам, но исполняют беспрекословно все работы и повинности и ожидают, с обычным для русского народа терпением, так называемой свободы, которую, однако ж, понимают превратно и преимущественно полагают оную: а) в своеволии и полной необузданности, с прекращением всяких работ и платежей за землю; б) в безграничном пользовании всеми землями помещиков, которые, по их мнению, должны будут выехать в города, ибо земля, по понятиям крестьян, принадлежит им, а не теперешним владельцам; в) некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода и что будут иметь от правительства собственные мирские судилища, которые заменят ныне существующие от правительства".
Понятно, что подобные мечты не могли быть реализованы хотя бы потому, что земля, которую обрабатывали крестьяне, была собственностью помещиков, а право частной собственности относится к числу таких же человеческих прав, как и личная свобода. Поскольку крестьяне ожидали материализации утопии, не было никакого шанса на то, что реальная реформа сможет их удовлетворить. При этом никто не задумывался о том, каким образом можно использовать новые возможности для увеличения продуктивности сельского хозяйства. Ни крестьяне, ни помещики не имели ни малейшего понятия о том, как надо вести хозяйство в новых условиях.
Крестьяне ждали реформу примерно так же, как советские люди ждали коммунизма, а помещики при этом спешили подстелить соломку и спасти себя от полного разорения. В преддверии реформы они стали избавляться от крестьян, в результате чего цены на крепостных падали. Сохранилось письмо, которое в 1858 году мелкий орловский помещик Сафонов отправил своему приятелю: "У нас в Орловской губернии начались особого рода операции. Из степных губерний приезжают помещики для покупки крестьян с тем, чтобы их переселять в свою сторону, где изобилие земли и совершенный недостаток рук для обработки ее, так что и наемных не достанешь ни за какие деньги. Здешние помещики, у которых мало земли, уступают своих крестьян не только за бесценок, но и даром, лишь бы взяли у них крестьян. Недавно здесь было два подобных случая. Скоро, полагаю, продавцы будут платить покупателям деньги, лишь бы освободиться от лишних крестьян, которые им в совершенную тягость".
Другие землевладельцы вели себя иначе и просто убеждали своих крестьян выкупиться на волю, избавляя себя от необходимости наделять их землей по приказу сверху. "Чем больше мы отпустим людей на волю,— писал в частном письме один из помещиков,— тем мы более получим земли при освобождении крестьян; а ты сам знаешь, что земли у нас немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее. В Рязанской губернии за рабочими никогда не станет дело, да нам их и не нужно, потому что всегда будут желающие нанять земли; следовательно, ясно, что при появлении указа нам лучше будет иметь дело и покойнее с 50 мужиками, чем с 200".

"Свободные сельские обыватели. "
Проект реформы обсуждался в течение нескольких лет и, наконец, 19 февраля 1861 года документы реформы были подписаны. Теперь требовалось их отпечатать и разослать по всей стране, а на это требовалось время, и обнародование манифеста отложили до 5 марта. Власти опасались, что слухи об отмене крепостного права приведут к массовым беспорядкам, поэтому печатание и рассылка документов производилась в полном секрете. Владельцев типографий предупредили, что в случае утечки информации их типография будет закрыта. Наборщиков и типографских рабочих заставляли молчать под угрозой ссылки. И тем не менее слух о том, что манифест подписан, распространился с огромной скоростью. "У нас в доме,— вспоминал петербургский чиновник Г. Д. Щербачев,— жил кавалергардский офицер, который присылал мне деньги за квартиру обыкновенно со своим бывшим дядькой из крепостных. В конце февраля пришел ко мне этот дядька и, зная, что я интересуюсь крестьянским делом, объяснил, что Положения уже печатаются, что у него есть родственник-наборщик, который дал ему прочесть даже несколько корректурных листов. Я был немало удивлен этим известием, так как ни от кого не слыхал еще об окончании крестьянского дела. Случилось и тут, как всегда бывает, чем строже секрет, тем скорее он проникает в ту среду, от которой хотят сохранить тайну. Двух дворников, как я слышал, высекли даже в полиции за то, что они говорили в трактире о подписанной государем воле, и, странное стечение обстоятельств, их высекли в тот самый день, когда Манифест был объявлен".
Текст манифеста особого энтузиазма ни у кого не вызвал. Помещиков не могла радовать утрата собственности, а крестьяне вообще не понимали, что происходит. Личная свобода и звание "свободных сельских обывателей", которое крестьяне получили в результате реформы, были вещами достаточно абстрактными, в то время как хозяевами земли по-прежнему оставались помещики. За сельскохозяйственные угодья нужно было выплачивать деньги в течение нескольких десятилетий. Таким образом, экономическая зависимость крестьян от помещика не уменьшилась.
О том, как крестьяне реагировали на чтение манифеста, свидетельствуют данные перлюстрации писем, которую полиция производила в те дни. Из письма в письмо кочует фраза о том, что крестьяне, должно быть, не поняли манифеста и на их лицах не было радости. Вот как описывает чтение манифеста один из тульских помещиков: "Чтение манифеста последовало в Туле 5 марта, а в деревнях 12 марта, и на народ никакого впечатления не произвело; крестьяне, как водится, не поняли манифест и начали по-своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в нашей церкви, то народ. начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственности помещика и что барщины никакой не должно быть. Священник убеждал их сколько мог, но они оставили его в подозрении. Наши же крестьяне на второй день после объявления, без всякого дозволения, отправились в Тулу для работ, разбранили старосту, что он им ничего не может говорить теперь, и женам даже запретили выходить на барщину, и работают по настоящее время не знаю где". Во многих деревнях, выслушавшие манифест крестьяне, расходились по домам в убеждении, что это не та вольная, которую они ждали, а правильную пришлют в самое ближайшее время. И "правильные" вольные действительно появились. Полиция доносила о том, что среди крестьян распространяются различные фантастические тексты, которые выдаются за подлинный царский манифест. Вместе с фальшивыми манифестами распространялись и прокламации. В одной из них, написанной Н. Г. Чернышевским, крестьянам советовалось приобретать оружие и учиться у солдат обращению с ним.

МАНИФЕСТ
"Полные права свободных сельских обывателей. "
. Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так называемым потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам. добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам. в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в Положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупить усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Из Манифеста об освобождении крестьян 1861 года.

ПРОКЛАМАЦИЯ
"Барским крестьянам от их доброжелателей поклон"
Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остается все по-прежнему: и барщина остается, и помещику власть над вами, как была.
А как же нам, русским людям, в исправду вольными людьми стать? Можно это дело обработать; и не то чтобы очень трудно было; надо только единодушие иметь между собою мужикам, да сноровку иметь, да силой запастись.
А еще вот кому от нас поклонитесь: офицерам добрым, потому что есть и такие офицеры, и немало таких офицеров. Так чтобы солдаты таких офицеров высматривали, которые надежны, что за народ стоять будут, и таких офицеров пусть солдаты слушаются, как волю добыть. А еще вот о чем, братцы, солдат просите, чтобы они вас учили, как в военном деле порядок держать. А кроме того, ружьями запасайтесь кто может, да всяким оружием.
Так вот оно какое дело: надо мужикам всем промеж себя согласие иметь, чтобы заодно быть, когда пора будет. А покуда пора не пришла, надо силу беречь, себя напрасно в беду не вводить, значит, спокойствие сохранить и виду никакого не показывать. А когда все готовы будут, значит, везде поддержка подготовлена, ну тогда и дело начинай. А до той поры рукам воли не давай, смиренный вид имей, а сам промеж своим братом мужиком толкуй да подговаривай его, чтобы дело в настоящем виде понимал. А когда промеж вами единодушие будет, в ту пору и назначение выйдет, что пора, дескать, всем дружно начинать. Мы уж увидим, когда пора будет, и объявление сделаем.
Печатано письмецо это в славном городе Христиании в славном царстве шведском, потому что в русском царстве царь правду печатать не велит.
Из прокламации Н. Г. Чернышевского.

МАНИФЕСТ
Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения
Объявляем всем нашим верным подданным.
Глубокой скорбью наполняет сердце наше смута, происшедшая в селениях некоторых уездов, где крестьяне чинят насилие в имениях частных владельцев. Никакое своеволие и самоуправство терпимы быть не могут, и властям, от нас поставленным, гражданским и военным, повелено всеми мерами предупреждать и прекращать беспорядки, карая виновных.
Нужды крестьянские сердцу нашему не могут быть оставлены без внимания. Насилия и преступления не улучшат, однако, положение крестьян, а Родине могут они принести много великого горя и бед. Единственный путь прочного улучшения благосостояния крестьян есть путь мирный и законный, и мы всегда ставили первейшей нашей заботой облегчение положения крестьянского населения. В последнее время нами было повелено собрать и представить нам сведения о тех мерах, которые можно было бы немедленно принять на пользу крестьян.
По рассмотрении этого дела решено:
1. Выкупные платежи с крестьян бывших помещичьих, государственных и удельных уменьшить с первого января 1906 года наполовину, а с первого января 1907 года взимание этих платежей вовсе прекратить.
2. Дать Крестьянскому поземельному банку возможность успешнее помогать малоземельным крестьянам в расширении покупкой площади их землевладения.
Из Манифеста Николая II от 3 ноября 1905 года.

подписи
Страдающий в путах рабства русский крестьянин проводил в поле значительно меньше времени, чем свободный американский батрак
Без отеческих зуботычин приказчика производительность отечественного крестьянского труда заметно падала
Дворяне тоже любили выходить в поле, но предпочитали, чтобы профессионально этим занимались крестьяне
В преддверии реформы помещики сами уговаривали крепостных выкупиться на волю, но те угнетателям не верили
Из-за маловразумительного текста манифеста отмена крепостничества обернулась погромами помещичьих усадеб
Официальная пропаганда предпочитала обвинять в крестьянских волнениях 1860-х гг. Чернышевского, Герцена и прочих любителей народа
Освободившая дворян и горожан Екатерина II умерла своей смертью, а за освободившим крестьян Александром II народовольцы начали настоящую охоту
После манифества лишь каждый третий крестьянин захотел выйти из общины и организовать собственное хозяйство

Границы крепостного права в России никогда не были точно определены законом. Например, ни один закон не разрешал помещику продавать своих крепостных крестьян отдельно от их семей, а время от времени выходили царские указы, прямо запрещавшие это делать. Тем не менее, такие случаи происходили сплошь и рядом. Но одно было совершенно точно: выйти на волю крепостной крестьянин мог только на основании письменного документа, выданного владельцем. Государство регистрировало этот документ, но никак не вмешивалось в его условия – они были полностью на усмотрении помещика. Бывший крепостной считался субъектом права лишь после получения вольной или отпускной. Его мнение могло учитываться помещиком при составлении этого акта, но необязательно.

Крестьяне-капиталисты

Так, например, выкупился на свободу основатель промышленной династии Морозовых – Савва Васильевич. К моменту выкупа он уже почти четверть века вёл своё дело с помощью тестя (из свободных людей). В 1821 году он заплатил своему помещику Рюмину за выход на волю 17 тысяч рублей, а сразу после выкупа купил у него большие земельные угодья под свою новую мануфактуру.

Предприимчивым крестьянином был и основатель другой династии предпринимателей – Фёдор Алексеевич Гучков. Он получил свободу с помощью старообрядцев. Гучков в юности работал на ткацкой фабрике в Москве, принося оброк своей владелице Белавиной в Калужской губернии. Тут у молодого предпринимателя созрел перспективный план. Он тайно перешёл в старообрядчество (открытый переход карался по закону) и получил от Преображенской общины федосеевцев кредит, на который выкупился сам с семьёй. Получив свободу, Гучков открыл на остатки кредита собственное дело.

Его земляк, родоначальник другой знаменитой купеческой династии Кондратий Мамонтов был во времена Петра I приказчиком из крепостных помещика Шиловского. Его сын оказался однополчанином сына помещика, а его внуки получили от барина отпускную грамоту. В 1767 году они уже числились купцами в уездном городе Мосальске. Тут в освобождении сыграли роль, очевидно личные дружеские связи между семьями помещика и его старого слуги.

Очевидно, что только немногие, самые предприимчивые и удачливые крестьяне могли воспользоваться таким способом выхода на волю. Ведь дальше им предстояло рассчитывать только на самих себя. Как они утрачивали всякие обязанности по отношению к помещику, так и помещик к ним. В отличие от древнеримского рабства, русское крепостное право не предусматривало особого статуса вольноотпущенников, которые продолжали бы находиться в особых отношениях клиентелы и патронажа с бывшим владельцем. Вышедшие на волю русские крепостные, сразу переходили в одно из сословий лично свободных людей, в зависимости от рода занятий. Они могли становиться мещанами или купцами, если занимались торгово-промышленной деятельностью, либо именитыми гражданами, если занимались художествами или актёрским ремеслом.

Свобода за талант

Талант на ниве искусства был ещё одним путём получения свободы для крепостных крестьян. Помещики нередко посылали одарённых отпрысков своих крепостных или дворовых учиться актёрскому мастерству или рисованию. По окончании обучения некоторые из таких учеников получали вольную.

Однако и здесь владельцы очень часто оказывались ещё более прижимистыми, чем в случаях с крестьянами-предпринимателями. Мало кому из них хотелось расставаться с успешным художником или талантливой актрисой. Те составляли не только славу своего владельца, но и приносили ему доход. Например, знаменитый художник Орест Кипренский, получил свободу только потому, что был незаконным сыном своего душевладельца. Собственность на картины крепостного художника принадлежала помещику, а крепостных актёров и актрис было выгодно сдавать театрам внаём. Иногда вопрос о вольной тому или иному крепостному мастеру искусств приобретал характер общественного скандала.

Так, Тараса Шевченко выкупали при участии многих известных фигур, включая великого поэта, воспитателя будущего Александра II, Василия Жуковского. Хозяин Шевченко, барон Павел Энгельгардт, почувствовав интерес таких людей к своему крепостному, решил хорошенько нажиться на этом, а к вопросам общественной репутации он был равнодушен. Граф Ираклий Морков позволил своему крепостному, известному художнику Василию Тропинину, жениться на свободной, но вместо отпуска на волю, записал обоих в крепостные (на что имел право по закону). Когда, спустя 18 лет, он, уступая общественному мнению, всё-таки дал свободу Тропинину, то его жену и детей оставил у себя, желая, таким образом, навсегда связать художника.

Тут сказалась ещё одна юридическая черта русского крепостного права. Браки крепостных не были вполне законными. Помещик, отпуская на волю крестьянина, не был обязан автоматически предоставлять свободу его жене и детям, находившимся в собственности владельца. Как при купле-продаже, так и при отпуске на свободу семьи крепостных тоже могли разлучаться и дробиться.

Короче, далеко не всем талантливым крепостным везло так, как Прасковье Ковалёвой (Жемчуговой), которую её хозяин, граф Николай Шереметев, отпустил на волю, чтобы иметь возможность сочетаться с ней законным браком.

Свободные сельские обыватели

В 1847 году крепостным крестьянам имений, отобранных у помещика за долги перед казной и продаваемых с молотка, было предоставлено право выкупаться на волю.

  1. Н. А. Благовещенский. Четвертное право. М. 1899.

1. Государственное крестьянство и его категории

Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных.


Собственно говоря, желание свободы, которое имели крепостные, и о котором не раз писал Николаю Павловичу граф Бенкендорф в 1820-1830 годы, было не желанием свободы вообще, и тем более не желанием свободы политической, о которой неграмотные крестьяне имели самое скромное представление, а именно стремлением перейти в категорию государственных крестьян.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству.


Особенно много черносошных крестьян было на Русском Севере и в Сибири. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии (ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область), называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь.

Карта Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний,
Подробный атлас Российской империи, Н. И. Зуев., 1860 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения.


К концу XVII — началу XVIII века положение церковных крестьян ничем не отличалось от положения частновладельческих помещичьих крепостных. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века.


Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.


Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности (строительство дорог, строительство пристаней и так далее). К концу XVIII века экономические крестьяне слились с государственными крестьянами.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать.


Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи,
Н. И. Зуев., 1860 г.

В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Кроме того, существовала десятинная государева пашня — 1/10 часть своей земли была государственной пашней, которую надо было обработать. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии (1719 года, то есть в царствование Петра I) им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.


Для того, чтобы защищать эти оборонные линии, необходимы были военные поселения. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались (Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту), и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.


Территориальный рост Российской империи. От Иоанна Грозного до Николая II,
изда
ние А.А. Ильина, 1898 г.

Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев (а их был именно миллион) владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.


Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. И уже в конце XVII века они имели фамилии, тогда как фамилии большинства крестьян появились только во второй половине XVIII века. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.


Поскольку детей рождалось много и однодворческие деревни переполнялись, то с согласия однодворцев, и только с их согласия, их переселяли на новые земли в Поволжье, Сибирь, где они сохраняли свой статус. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам.

Сами однодворцы не просто считали себя дворянами, но часто даже аристократами, но обедневшими и разорившимися. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.

Вы видите, однодворцы — это особое сословие, о котором, кстати, не так много известно, хотя сейчас уже появились специальные работы, посвящённые этим людям. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.

Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты (как правило, конечно, медные).



Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.

Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Относительная численность государственных крестьян на момент переписи 1724 года составляла 19% населения, а к переписи в 1858 году государственные крестьяне составляли уже 45% населения на территории, охваченной той самой первой ревизией 1724 года. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63% в 1724 году до 35% в 1858 году.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.


2. Самоуправление крестьян

Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении (в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян).

Проверочные и контрольные работы по истории 8 класс Баранов Просвещение

1. Бастилия – древняя тюрьма, которая была символом королевского произвола. Падение крепости Бастилия стало символом разрушения прежних порядков.

3. В Законодательном собрании были представлены фейяны, стремившиеся укрепить конституционную монархию, жирондисты, склонявшиеся к республике. Небольшую группу депутатов составляли стремившиеся к радикальным преобразованиям монтаньяры.

В Конвенте за власть соперничали жирондисты и монтаньяры. Фейянов в Конвенте не было. Жирондисты и монтаньяры были республиканцами, многие из них входили в Якобинский клуб, но они придерживались разных точек зрения на пути развития страны. Монтаньяры подчеркивали, что выступают не за богачей, а за благо народа, и надеялись, что санкюлоты приведут их к власти. Жирондисты же, пользовавшиеся в Конвенте большим авторитетом, были склонны завершить революцию, не одобряли чрезвычайные меры и считали неправильным, что парижская беднота считает себя вправе, организуя восстания, решать судьбы всей Франции. Жирондисты выступали за прекращение революции, а монтаньяры стремились продолжить революцию.

5. Термидорианский конвент ослабил власть Комитет общественного спасения, закрыл Якобинский клуб, была возвращена свобода слова. Была принята Конституция 1795 г., в которой был закреплен республиканский строй, гарантированы собственность владельцам национальных имуществ. Исполнительная власть была вручена Директории. Однако достичь политического компромисса не удалось. В стране продолжался экономический кризис.

6. Рост роли армии, ее помощь в государственных переворотах, победы в Италии внушали французам гордость за страну. В обществе нарастало стремление к установлению твердой власти, которую связывали с единственной реальной силой – армией. Нужен был популярный генерал, который мог бы возглавить войска. Им стал вернувшийся из неудачной военной экспедиции Бонапарт. 18 брюмера VIII года Республики Бонапарт назначался командующим военными силами, расположенными в департаменте Сена. Однако 19 брюмера Совет пятисот оказал сопротивление, а Бонапарта едва не арестовали. Заговорщики отдали солдатам приказ о разгоне заседания Совета пятисот. Позднее они провели решение передать власть трем временным консулам, одним из которых стал сам Бонапарт.

7. Централизация власти, ликвидация провинций и внутренних таможен, отмена привилегий, единая система мер и весов способствовали развитию предпринимательства. Все французы стали владеть землей на равных основаниях, были уничтожены права и привилегии сеньоров. В стране появились сотни тысяч новых собственников. Франция превратилась в страну массового крестьянского землевладения. Однако революция не смогла решить проблему крестьянского малоземелья. Сложившаяся ситуация оказала отрицательное влияние на развитие капитализма – и на селе, и в городе. Сохранение земли крестьянами не способствовало переходу к капиталистической аренде в сельском хозяйстве. Задержка оттока бедноты в города делало крайне узким рынок свободной рабочей силы в промышленности. С одной стороны, революция предоставила немало факторов, способствовавших развитию предпринимательства: объединение страны, отмена цехов и привилегий, единая денежная система и система мер и весов. С другой – революция положила начало двум десятилетиям войн, превративших в руины некогда мощную и процветавшую французскую внешнюю торговлю.

В итоге и в торговле, и в промышленности, и в сельском хозяйстве революция значительно усугубила отставание Франции от Англии.

Стр. 181. Подумайте

1. Людовик XVI с самого начала не контролировал ход революции. Революционеры не видели будущего в монархии, поэтому судьба Людовика XVI была предрешена изначально. Он был символом старых порядков, гнета, поэтому с ростом радикальных настроений, личность короля рассматривалась как враждебная. Несмотря на уступки, монархия не смогла решить проблемы, которые назревали в обществе веками, что привело к полному разочарованию народа. В этих условиях, революционеры видели уничтожение монархии именно в казни Людовика XVI. Этому способствовало отсутствие единства среди революционеров, которые враждовали между собой, а разменной монетой стал именно монарх.

2. В надежде завоевать популярность и продемонстрировать несостоятельность монархии жирондисты стали инициаторами войны с Габсбургами. Король приветствовал начало войны: он рассчитывал, что иностранные войска помогут подавить революцию.

3. Диктатуру монтаньяров назвали так по причине установления революционного порядка управления вместо проведения выборов в новые органы власти после принятия Конституции 1793 г. Диктатуре монтаньяров оказывала поддержку широкая сеть якобинских клубов, поэтому историки нередко ее называют якобинской диктатурой. Провозгласив своей целью спасение революции от внутренних и внешних врагов, монтаньяры проводили свою политику, прибегая к диктаторским, недемократическим методам. Вся власть в стране была сосредоточена в одном центре – Национальном Конвенте.

Благодаря чрезвычайным мерам к концу 1793 г. Конвент подавил большинство мятежей внутри страны и смог переломить ситуацию на фронте: с этого момента революционные войны приняли завоевательный характер. Однако террор стал использоваться монтаньярами для расправы с политическими противниками, что привело к Термидорианскому перевороту.

4.

Робеспьер, Максимилиан - Русская историческая библиотека

Максимилиан Робеспьер родился 6 мая 1758 года в городе Аррасе в семье потомственных юристов. Когда мальчик подрос, его — по семейной традиции — отправили изучать право в престижный лицей Людовика Великого в Париже. Затем был юридический факультет Сорбонны. В 1781 году дипломированный бакалавр вернулся в родной Аррас, где завёл адвокатскую практику.

Давно копившееся недовольство прорвалось в 1789 году, когда Людовик XVI созвал Генеральные штаты — совещательный орган старой Франции (собрание депутатов от сословий). Депутатом от провинции Артуа в это собрание был избран и адвокат Максимилиан Робеспьер.

Первые месяцы якобинского террора были страшны, но, по крайней мере, они были логичны. Ведь на гильотину отправляли действительных врагов режима. Но то, что произошло в марте — апреле 1794 года, казалось современникам безумием. В эти весенние месяцы прошло два судебных процесса. На скамье подсудимых сидели уже не аристократы, не жирондисты и не мятежники. Перед судом предстали подлинные герои революции, соратники Робеспьера по его же партии (якобинской).

То, что произошло дальше, — хорошо известно. Группа проворовавшихся депутатов Конвента (Поль Баррас, Жан-Ламбер Тальен, Луи Фрерон, Жозеф Фуше и другие), понимая, что им грозит неминуемая гибель на гильотине, составили заговор. 27 июля 1794 года (9 термидора по французскому революционному календарю) на заседании Конвента заговорщики с трибуны обвинили всемогущего диктатора Франции в узурпации власти и измене делу революции. И произошло то, чего никто не ожидал. Обычно безмолвное, запуганное большинство Конвента (так называемое болото) всколыхнулось и погубило Робеспьера. Депутаты не простили ему того животного страха, в котором они жили последние месяцы. Конвент тут же декретировал арест тирана. Долгий суд был никому не нужен. Уже на следующий день Робеспьер и его соратники были гильотинированы… 8

22 августа Конвент принял новую Конституцию. Исполнительной властью наделялась Директория из 5 человек. Зная о крайней непопулярности Конвента в стране и не надеясь победить на свободных выборах, депутаты под предлогом сохранения преемственности приняли закон, по которому они составляли 2/3 Законодательного корпуса. 25 октября Конвент прекратил свою работу.

Термидорианская реакция была приближением революции к своему завершению. Однако нарушение Конституции, принятой сами Конвентом, означал, по сути, отказ от завоеваний революции.

6. В апреле 1795 г. был подписан мир с Пруссией, в мае – с Голландией, в июле – с Испанией. Франция присоединила к себе Бельгию и оккупировала правый берег Рейна. Театр военных действий ограничивался Южной Германией и Северной Италией. Однако французские войска потерпели крупные неудачи в боях с австрийцами и 31 декабря заключили перемирие. В Италии австрийцы вытеснили французов из Пьемонта, однако в ноябре австрийская армия потерпела поражение. В течение перемирия обе стороны готовились к решающим сражениям.

7. 1) Большинство принципов, выдвинутых еще в 1789 г., стали основой современной политической системы: свобода – это возможность делать все, что не ущемляет права другого, равенство – это прежде всего равенство перед законом, свобода совести, свобода печати, нерушимость прав человека и др.

2) Главным итогом Французской революции стало полное и окончательное уничтожение Старого порядка. Было построено новое государство.

3) Революция, с одной стороны, способствовала развитию предпринимательства, с другой, революция положила начало двум десятилетиям войн, превративших в руины некогда мощную и процветавшую французскую внешнюю торговлю. В итоге и в торговле, и в промышленности, и в сельском хозяйстве революция значительно усугубила отставание Франции от Англии.

Стр. 181. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (отрывки)

Вопрос к тексту.

1.

Декларация прав человека и гражданина была принята с целью уничтожения сеньориальных порядков и утверждения новых, правовых порядков. В основе Декларации лежат республиканские мысли и идеи. Были признаны естественные права человека, такие как право на жизнь, свободу и равенство.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Очень много разговоров о крепостном праве-но почти никто не понимает сути этого явления.Ведь по закону-да и по сути крестьяне крепились к земле,а не к помещику.Зависимость от помещика при крепостном праве выражалась в отработки "барщины"-это три дня в неделю согласно Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года — законодательный акт российского императора Павла I, впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).-но не более 3х дней в неделю.

Какие права были у крепостных?


Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупиться из крепости и купить землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Отвечаю на этот вопрос- 100% НЕЛЬЗЯ.Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Нормативные акты

Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.

Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.

Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.

Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.

Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.

Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.

При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.

Права крепостных

По мнению историка Бориса Миронова, крепостные крестьяне имели не только юридическое право пожаловаться на неправомерные действия помещика, но и активно пользовались этой возможностью.

Крестьяне могли поодиночке или коллективно восстать против барина и написать челобитную о его жестоком обращении с ними, которая становилась основанием для инициирования расследования. Зависимые люди могли выступать истцами и свидетелями на судебных заседаниях, и давать показания против помещиков. И, несмотря на то, что судьи, всячески пытались смягчить приговор обвиняемым представителям высших сословий, далеко не всем хозяевам удавалось избежать законного наказания. Согласно статистике к середине XIX в. число убийств крестьян, совершённых землевладельцами, практически сошло на нет, хотя в прежние времена наблюдалось довольно часто.

С разрешения барина предприимчивые крепостные могли беспрепятственно заниматься развитием собственного дела, выплачивая хозяину оговорённый процент с дохода. Встав прочно на ноги, эти люди, уже сами становились владельцами крепостных крестьян, а позже с согласия помещика могли выкупиться и перейти в более высокое сословие.

С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры.

В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

Среди подобных личностей можно назвать бывшего крепостного графа Шереметева, Петра Гарелина, который, получив свободу, основал ситцевую фабрику и стал владельцем села Спасское с сотнями зависимых крестьян.

Сын крепостного -крепостной Никита Демидович Антуфьев работал среди тульских оружейников и был искусным мастером. Его знания отметил Пётр I и отправил кузнеца на Урал для строительства металлоплавильного производства — стране было нужно оружие.

Количество заводов и оружейных мастерских на Урале росло, с ними росло богатство семьи Демидовых, получивших фамилию по имени крепостного деда. Попасть в список богатейших людей Никите Демидовичу помешала безграмотность. В XIX веке род Демидовых отошёл от предпринимательства и влился в ряды европейской аристократии.

Пётр Елисеев был крепостным графа Николая Шереметева, занимался огородничеством, к 36 годам сумел сколотить небольшое состояние. Как пишет историк Алла Краско, обрести свободу и богатство ему помог счастливый случай: в 1812 году граф устраивал рождественский вечер, и гости были изумлены, когда им подали свежую землянику.

Удивленный граф пообещал выполнить любую просьбу садовника, и Елисеев попросил вольную для себя и близких. Тот час же перебравшись в Петербург, он занялся мелочной торговлей, к осени открыл лавку, где стал продавать вина, фрукты, чай, кофе, и вскоре записался в купцы.

Камнерез Пётр Губонин был крепостным у помещиков Бибиковых. В 20 лет стал десятником на строительстве Брестского шоссе, затем облицовывал камнем цоколь Исаакиевского собора и московские набережные.

Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках, начал делать жернова, точила, ступени. В 1866 году вместе с другими подрядчиками получил заказ на строительство Орловско-Витебской железной дороги длиной в 488 верст.

С его участием были построены дороги Москва–Брест, Балтийская, Лозово–Севатосполь, Уральская горнозаводская, Оренбургская. Его называли дорожным королем и о его миллионах ходили невероятные слухи. Свой капитал он пускал в дело и занимался благотворительностью, но любил и посорить деньгами.

Абрикосовы владели магазинами, кондитерскими и поставляли лакомства ко двору императора. Между прочим, красивые коробки для конфет и обертки были придуманы Абрикосовым.

Фамилии фабрикантов и купцов из крепостных, можно перечислять долго: тут и Третьяковы, и Мамонтовы, и Бахрушины, и Прохоровы, в каждой губернии счет шёл на десятки.


Размеры земельных наделов крестьян зависели прежде всего от общего количества земли в том или другом владении и от размеров той ее части, которая отдавалась в пользование крестьянам.

. П Волынский предписывал (в конце первой четверти 18 в.) своему дворецкому, чтобы крестьянский надел был не менее 2 дес. в поле на душу И. Т. Посошков считал нормальным приблизительно такой же надел .

Так, наивысший надел у крестьян Свенского монастыря равнялся 1,5 десятины в поле на душу; в других владениях того же монастыря он доходил до 0,3 десятины
Наделы у государственных крестьян бывали и меньше. Так, во владении крестьян Устюжского и Сольвычегодского уездов во второй половине 18 в. находилось от 0,75 до десятины в трех полях на душу.

Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем. Закон формально (но далеко не всегда на практике) защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца. Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены.

В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу

Послушайте историка Пыжикова, к сожалению покойного

В 1989 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской[2][3]. Во время учёбы был одним из ведущих студентов, получал Ленинскую стипендию. В 1987 году вступил в КПСС

Был младшим научным сотрудником отдела истории КПСС Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС[6].

Был заместителем директора Института социально-политических исследований РАН[2].

Читайте также: