Куда подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую

Обновлено: 02.05.2024

Полное наименование услуги: Рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и подготовке проектов соответствующих распоряжений Правительства Белгородской области

1. Извлечения из нормативных правовых актов, содержащие нормы, регулирующие порядок предоставления государственной услуги

2. Текст административного регламента с приложениями

3. Краткое описание порядка предоставления государственной услуги

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Заявитель вправе обратиться за предоставлением государственной услуги лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании закона, учредительных документов (для юридических лиц) или надлежащим образом оформленной доверенности.

Результатом предоставления государственной услуги является внесение на рассмотрение Правительства Белгородской области проекта распоряжения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проекта распоряжения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 рабочих дней со дня поступления в департамент ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и должен обеспечивать возможность издания Правительством Белгородской области распоряжения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо распоряжения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в двухмесячный срок со дня поступления такого ходатайства.

Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

4. Блок-схема, наглядно отображающая алгоритм прохождения административных процедур

5. Требования к оформлению заявлений о предоставлении государственной услуги, рекомендуемые формы заявлений и образцы их заполнения

Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в департамент следующие документы:

1. Ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в письменной форме, оформленное по образцу согласно приложению № 2 к административному регламенту и содержащее следующую информацию:

а) сведения о заявителе:

- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя - физического лица или полное наименование заявителя - юридического лица;

- ИНН, ОГРН заявителя - юридического лица, ИНН, ОГРНИП заявителя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;

- почтовый адрес заявителя, контактный телефон;

б) кадастровый номер земельного участка;

в) категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

г) права на земельный участок:

- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) правообладателя - физического лица или полное наименование правообладателя - юридического лица;

- реквизиты документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок, если такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае отсутствия государственной регистрации прав);

д) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, включая:

- цель перевода земельного участка в другую категорию земель, планируемый вид разрешенного использования земельного участка после перевода в другую категорию земель;

- обоснование необходимости использования земельного участка в составе категории земель, перевод в которую предполагается осуществить, и обоснование несовместимости планируемого использования земельного участка с нахождением в составе категории земель, в которую входит земельный участок;

е) личную подпись заявителя (уполномоченного представителя заявителя) и дату подписания заявления о предоставлении государственной услуги.

2. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица.

3. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя, или надлежащим образом заверенную копию такого документа.

4. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, и (или) согласие правообладателя земельного участка на перевод не требуется в соответствии с действующим законодательством.

5. В случае перевода земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель:

а) утвержденный в установленном действующим законодательством порядке:

- проект рекультивации земель, нарушенных при проведении строительных работ (в случае перевода земельного участка для целей, связанных со строительством);

б) эскизное архитектурно-планировочное решение (в случае перевода земельного участка для целей, связанных со строительством, за исключением жилищного);

в) план границ горного отвода, акты передачи ранее отрекультивированных участков карьера, график восстановления нарушенных земель (в случае перевода земельных участков с целью дальнейшего предоставления под разработку месторождений полезных ископаемых);

г) опись представленных документов.

6. Сведения о местонахождении, графике работы департамента, контактных телефонах (телефонах для справок) структурных подразделений департамента, обеспечивающих предоставление государственной услуги, адресе официального сайта департамента, адресе электронной почты департамента

Адрес местонахождения и почтовый адрес

308005, г. Белгород, Соборная площадь, дом 4

Понедельник - пятница: 9:00 - 18:00.

Перерыв: 13:00 - 14:00.

Выходные: суббота, воскресенье

Контактные телефоны (телефоны для справок):

(4722) 32-44-49, (4722) 32-44-49 (приемная департамента);

(4722) 32-96-98, (4722) 32-96-98, 35-39-71, 35-39-81 (отдел управления государственными землями);

факс: (4722) 27-36-04; 35-39-81

Адрес электронной почты

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (отдел бухгалтерского учета и делопроизводства);

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (отдел управления государственными землями)

7. Схема размещения должностных лиц (с указанием номеров кабинетов) и режим приема ими получателей государственной услуги

8. Таблица сроков предоставления государственной услуги в целом и максимальных сроков выполнения отдельных административных процедур

9. Основания для приостановления предоставления государственной услуги:

Оснований для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрено.

10. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

1. Содержание заявления о предоставлении государственной услуги не соответствует требованиям, установленным подпунктом 2.6.1 административного регламента.

2. С заявлением о предоставлении государственной услуги обратилось ненадлежащее лицо.

3. К заявлению о предоставлении государственной услуги приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства и настоящего административного регламента.

4. В случае установления факта указания заявителем в заявлении о предоставлении государственной услуги недостоверных сведений по результатам получения департаментом информации на запросы о представлении документов (сведений), указанных в пункте 2.7 административного регламента, в порядке межведомственного взаимодействия.

11. Порядок получения консультаций

Информацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить:

- при устном обращении в департамент с использованием средств телефонной связи в форме индивидуального устного консультирования;

- при письменном обращении в департамент с использованием средств почтовой, факсимильной связи, электронной почты в форме индивидуального письменного консультирования;

- при личном обращении заинтересованного лица в департамент в часы приема в форме индивидуального устного консультирования.

Устное консультирование заинтересованного лица по телефону осуществляется сотрудником департамента в пределах 10 минут.

При поступлении от заинтересованного лица письменного обращения по вопросам предоставления государственной услуги письменный ответ на обращение направляется заинтересованному лицу в течение 20 рабочих дней со дня поступления письменного обращения почтовым отправлением, электронной почтой или факсом.

12. Порядок обжалования решений, действия или бездействия департамента, должностных лиц департамента при предоставлении государственной услуги

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) департамента и (или) его должностных лиц, государственных служащих при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

- нарушение срока предоставления государственной услуги;

- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области для предоставления государственной услуги;

- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области для предоставления государственной услуги, у заявителя;

- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области;

- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Белгородской области;

- отказ департамента, должностного лица департамента в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде в департамент на имя начальника департамента.

Жалоба на решения, принятые начальником департамента, подается в вышестоящий орган государственной власти области.

Жалоба, поданная в департамент, рассматривается начальником департамента или по его поручению одним из заместителей начальника департамента.

Жалоба также может быть направлена через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии соглашения между департаментом и соответствующим многофункциональным центром. Информация о местонахождении и графике работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, через которые может быть подана жалоба, размещается на официальном сайте департамента.

Личный прием заявителя для подачи жалобы в департамент осуществляется по адресу департамента и графику работы, указанным в приложении N 1 к настоящему административному регламенту.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в настоящем пункте административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба должна содержать:

- наименование департамента, наименование должности и фамилию должностного лица департамента либо государственного служащего департамента, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего департамента;

- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) департамента, должностного лица департамента либо государственного служащего департамента. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа департамента, должностного лица департамента в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) департамента, а также должностных лиц департамента определен разделом 5 административного регламента.

13. Наименование, адрес и телефон вышестоящего органа исполнительной власти:

Правительство Белгородской области, г.Белгород, Соборная площадь, 4, тел.: (4722) 32-42-47, (4722) 32-42-47, факс: (4722) 33-67-05

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарии к ст. 8 ЗК РФ

1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.

Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).

Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV - XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 - 13).

В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.

Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.

Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.

2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.

Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством РФ;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).

Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:

1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.

Изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в установленном ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

3. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом как материального (неверного или необоснованного решения по существу вопроса), так и процессуального (нарушение установленной законом процедуры перевода земель) характера.

Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.

В зависимости от вида оспариваемого правового акта в гражданском процессе производство осуществляется по правилам гл. 24 или 25 ГПК РФ, в арбитражном процессе - по правилам гл. 23 или 24 АПК РФ.

Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области
"Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

Государственное
бюджетное учреждение
Ленинградской области
"Многофункциональный центр предоставления государственных
и муниципальных услуг"











Прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются:
— физические лица;
— юридические лица;
— индивидуальные предприниматели.
Представлять интересы заявителя могут:
— от имени физических лиц: законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, опекуны недееспособных граждан либо представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности;
— от имени юридических лиц: представители, действующие в соответствии с законом или учредительными документами в силу полномочий без доверенности, или представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.

  • Ходатайство о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую
  • Ходатайство о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую
  • Паспорт гражданина РФ
  • Паспорт гражданина СССР образца 1974 года
  • Паспорт моряка
  • Свидетельство о рождении
  • Временное удостоверение, выданное взамен военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана
  • Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана
  • Временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П
  • Паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина – для иностранных граждан, если они постоянно проживают на территории РФ
  • Вид на жительство
  • Дипломатический паспорт иностранного гражданина
  • Общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ (образца 1997 года)
  • Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства
  • Разрешение на временное проживание
  • Удостоверение беженца
  • Военный билет офицера запаса
  • Временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса
  • Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
  • Доверенность
  • Свидетельство о рождении
  • Иной документ, подтверждающий полномочия руководителя (представителя)
  • Постановление органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства)
  • Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка
  • Документ, содержащий сведения о кадастровой стоимости земельного участка
  • Утвержденный в установленном порядке проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода земель на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ)
  • Утвержденный в установленном порядке проект рекультивации земель в связи с добычей полезных ископаемых (в случае перевода земель на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ)
  • Копия решения о консервации земель (в случае перевода земель на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ)
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок
  • Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
  • Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц
  • Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами
  • Заключение уполномоченного органа по архитектуре и градостроительству Ленинградской области
  • Копии решений о создании особо охраняемых природных территорий или об отнесении земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода земель на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ)
  • Федеральный закон №210-ФЗ от 27.07.2010 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ред. от 30.12.2020)
  • Постановление №1376 от 22.12.2012 Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (ред. от 24.11.2020)
  • Постановление №250 от 18.03.2015 Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем (ред. от 05.05.2016)
  • Постановление №36 от 30.01.2020 Об утверждении порядка электронного документооборота между Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", органами исполнительной власти Ленинградской области и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг (ред. от 13.04.2020)
  • Приказ №34 от 17.12.3013 Об утверждении административного регламента Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом по предоставлению государственной услуги "Прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую"
  • Срок обработки документов календарных дней в ОГВ : 60
  • Срок передачи документов рабочих дней из МФЦ в ОГВ : 5
  • Срок передачи документов рабочих дней из ОГВ в МФЦ : 5

Результатом предоставления государственной услуги является:
- Распоряжение Правительства Ленинградской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
- Распоряжение Правительства Ленинградской области об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

По вашему запросу ничего не найдено

Найдено объектов


Подписаться


Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.

Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов.

Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.

Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования.

Категории земельных участков

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.

Особенности и порядок проведения процедуры

Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.

Как поменять категорию земли – инструкция:

  1. Подготовить нужный пакет документов.
  2. Подать обращение в уполномоченный орган.
  3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.

Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

Внимание! Первый шаг - ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.online (можно в электронном виде)

Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.

Кто может изменять?

Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.

Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:

  1. Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
  2. Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
  3. Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.

Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.

Куда обращаться?

Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.

Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.

Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.

Какие документы нужны?

Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.

Какие документы нужны:

  1. Паспорт (оригинал, копия). (подтверждающая право собственности ЗУ).

Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.

После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.

Стоимость перевода

Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.

Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.

Сроки

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

Могут отказать в изменении статуса?

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.

Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.

foto112-1

В большинстве случаев земельный участок приобретают, чтобы построить на нем дом.

Нужно быть внимательным и перед покупкой выяснить, соответствуют ли желания возможностям с точки зрения законодательства.

Не на всех землях разрешено капитальное строительство.

В скобках заметим, что есть еще один, в некоторых случаях более предпочтительный выход – смена вида разрешенного использования. Мы же рассмотрим как изменить категорию земельного участка.

Кто их устанавливает и меняет?

Это дело уполномоченных органов. Рассмотрим подробнее, кто чем занимается.

Правительство


  • отнесенными к федеральной собственности;
  • требующимися для нужд Федерации;
  • расположенными в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Среди таких объектов — резиденции государственных чиновников, а также земли, на которых запланировано строительство объектов федерального значения.

Органы исполнительной власти регионов

Исполнительная власть регионов (Администрации краев, областей или Кабинеты министров) распоряжается землями:

  • сельхозназначения;
  • переданными государством в собственность регионов;
  • собственность на которые не установлена.

Органы местного самоуправления

Органам местного самоуправления (городов, районов, сельских поселений) положено заботиться о землях:

  • имеющихся в муниципальной собственности (кроме сельхозназначения);
  • принадлежащих частным владельцам;
  • не разграниченных по собственности.

На практике для присвоения сельскохозяйственной категории владелец участка обычно обращается в органы исполнительной структуры, а для остальных категорий – в локальные органы самоуправления.

Обращение непосредственно в Правительство практикуется нечасто.

Все необходимые действия уполномоченные на то органы осуществляют, исходя из положений:

В каких случаях может потребоваться ее поменять?

Чаще всего земельный участок используют для строительства жилья.


Законно можно возвести строение лишь при соответствии целевого назначения категории земли планам ее владельца.

Лишь две категории земель предполагают на них индивидуальное строительство.

На первых разрешено возводить индивидуальное жильё и вести личное подсобное хозяйство. В обоих случаях в построенном доме можно прописаться (оформить регистрацию).

Теоретически возможно построить жилье и за чертой поселения, на сельхозземлях, но при соответствии вида разрешенного использования.

Многие люди путают такие понятия, как категория и ВРИ (вид разрешенного использования). Но это не одно и то же.

Категория земли – это главный классификатор, обозначающий первичную цель применения территории согласно закону.

ВРИ – это уже более точный и узконаправленный классификатор в рамках категории.

Например, в составе сельскохозяйственной категории земель присутствуют:

  • сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища);
  • пруды;
  • лесопосадки для защиты полей от ветровой эрозии;
  • определенные строения и т.д.

На сельхозугодьях, пригодных к использованию по прямому назначению, частная застройка не допускается.


То есть, построить, например, двухэтажный особняк могут не разрешить.

Если на участке площадью более гектара разрешено ведение крестьянско-фермерского хозяйства, дом на нем построить удастся.

Но надо вести и соответствующую деятельность, то есть производить (или перерабатывать, хранить) сельхозпродукцию. Хотя бы заложить сад.

Если же земля выделена под огородничество, строительство на ней запрещено.

Все эти изменения возможны в пределах уже установленной категории земли.

Если имеется возможность включить участок в границы соседнего поселения, то можно добиться разрешения на индивидуальное жилищное строительство.

Для этого нужно обратиться с заявлением в муниципальные органы.

Когда смена недопустима?

Перевод в иную категорию недопустим, если:

  • существует прямой запрет на это действие;
  • экспертная оценка экологов отрицательная;
  • перевод противоречит существующему территориальному планированию, земле- или лесоустроительным документам.

Правила и порядок изменения

Как и любая другая процедура, перевод земельного участка из одной категории в другую имеет свои правила оформления. Процесс на самом деле несложный, и если соблюдать основные условия, то проблем возникнуть не должно.

Кто может подать документы?

foto112-5

Подать заявление на перевод земли из одной категории в другую может заинтересованное лицо, обладающее правом:

  • собственности на земельный участок;
  • бессрочного пользования;
  • наследуемого владения;
  • аренды, субаренды, сервитута.

Подать ходатайство может:

  • физическое лицо,
  • юридическое лицо,
  • доверенное лицо.

Куда предоставлять?

Инициатор смены категории подает ходатайство (заявление) в муниципальный или федеральный исполнительный орган, правомочный решать эти вопросы.

Просить можно как поменять категорию напрямую, так и вывести данный участок из списка территорий определенной категории, чтобы впоследствии заменить ее.

Землями сельскохозяйственного назначения занимаются только органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как оформить заявление-ходатайство?

Заявление можно заполнить от руки, либо предоставить в печатном варианте.

В ходатайстве нужно указать:

  • для физического лица – ФИО, паспортные данные, адреса регистрации и проживания, контактный телефон;
  • для юридического лица – название, организационно-правовая форма, адреса регистрации и нахождения, контактный телефон;
  • место расположения земельного участка;
  • цель его использования;
  • точная площадь участка;
  • текущая категория, к которой он относится;
  • категория, в которую заявитель желает его перевести;
  • согласие арендатора (если таковой имеется);
  • согласие собственника построек, которые находятся на участке (если таковые имеются).
  • копии удостоверения личности для частного лица и ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юридического;
  • выписку из кадастра РФ со всеми необходимыми сведениями о земельном участке;
  • выписку из ЕГРП о правах на земельный участок;
  • согласие собственника участка на изменение категории,
  • решение экологической экспертизы, если ее проведение было обязательным;
  • расчеты потерь сельхозпроизводства или лесного хозяйства (если они необходимы).

Наиболее важным для принятия дела к рассмотрению является пункт о причинах изменения категории.

Причины должны быть весомыми. Требуется пояснить, для чего будет использоваться участок.

Приложить документы, свидетельствующие, что после процедуры перевода земля будет использоваться согласно закону.

Если планируется строительство, нужно показать планы и схемы. Если дополнительно потребуется согласие инстанций, также представить их комиссии.

Закон требует в обязательном порядке самостоятельно представить лишь паспортные данные и документы на право собственности. Остальные орган власти может получить путем межведомственного обмена.

Образец

Сроки рассмотрения

foto112-9

Сроки установлены законодательно.

Правительству РФ на решение о смене категории отпущено три месяца (за редкими исключениями). Местным органам исполнительной власти – два.

Решение – положительное или отрицательное – должно быть доведено до заявителя не позднее двух недель после принятия.

Получив ходатайство с приложенными обязательными документами, специально учрежденная комиссия рассматривает их и дает обоснованное заключение, с которым знакомит заявителя.

Если решение положительное, необходимые изменения вносятся в кадастровые и прочие документы.

Порядок обращения в инстанции зависит от того, какой орган решает вопрос, а это определяется видом объекта. Поэтому логичнее вначале прийти в низовой орган власти, где подробно разъяснят, куда обращаться и какие бумаги подготовить.

Какие документы получает заявитель?

В любом случае вы получаете один из трех видов документов:

  • постановление об успешном переводе участка из одной категории в другую;
  • отказ в переводе;
  • отказ в рассмотрении заявления (в случае каких-либо нарушений в документации).

В случае положительного решения в итоговом акте об изменении статуса земельного участка будут указаны:

  • основания принятого решения;
  • границы участка,
  • его площадь,
  • учетный номер;
  • категория, из которой осуществлен перевод,
  • новая категория.

Акт выдается бессрочно. Заявителю направляется уведомление в течение двух недель с момента принятия.

Еще раньше его копию передают в земельный кадастр для внесения изменений в учетные данные.

Нужно ли производить корректировку в правоустанавливающих документах на земельный участок?

В ФЗ №172 указано, что никакие изменения в правоустанавливающих документах при смене категории не требуются.

Что делать в случае отказа?

Фото 10

Из-за чего возможен отказ в рассмотрении ходатайства, и как поступить дальше. Основные причины отказа:

  • не все бумаги поданы, или они неправильно оформлены;
  • заявление подано не правообладателем, либо документы представителя собственника оформлены не подобающим образом;
  • у владельца нет российского гражданства.

И если условия, при которых смена категории недопустима в принципе, отсутствуют, скорее всего, вопрос будет решен положительно.

Если всё-таки получен отказ, у заявителя есть право обратиться в суд. Готовится иск, к которому прикладываются все документы, связанные с рассмотрением дела о переводе, включая текст отказа, и подается в арбитраж по месту нахождения земельного участка.

Сделать это нужно не позднее трех месяцев с момента отказа. Если спохватились позднее, нужно указать уважительную причину пропуска времени.

В каких случаях меняется в иную без согласования с собственником?

Случается и такое. Органы власти, включая муниципалитеты, могут ходатайствовать о переводе земли в иную категорию, не спрашивая согласия законных владельцев.

Это бывает при условии включения определенной территории в природоохранную зону (при этом участки сохраняются в собственности законных владельцев), а также при установлении новых границ поселений.

Особенности перевода некоторых категорий

Как уже отмечалось, категорию земель вообще сменить непросто, а с некоторыми особенно много хлопот.

Сельскохозяйственные

Фото 11

Законодательно утвержден список причин, которые оправдывают изменение категории сельхозземель:

  1. Земли на какое-то время выходят из хозяйственного оборота. Например, требуется восстановить плодородие почв, рекультивировать их и т. д.
  2. Принято решение о создании особо охраняемой природной территории.
  3. Расширяются границы населенного пункта. Это случай частников, которые просят причислить участок, расположенный на землях сельхозназначения к территории поселения.
  4. Необходимо на этом месте построить нечто промышленное, а участок при этом непригоден для производства сельхозкультур.
  5. Непригодные для сельскохозяйственной деятельности земли включаются в состав лесного, водного или резервного фондов.
  6. Необходимо строительство новых дорог, ЛЭП, газо- и нефтепроводов и др.
  7. Земли потребовались государству для целей обороны и безопасности.
  8. Обнаружены залежи полезных ископаемых или необходимы археологические раскопки.

Если кто-либо претендует на земли, имеющие высокую продуктивность — особо ценные угодья -, и земля используется по назначению, ему, скорее всего, будет отказано.

Подробнее о нюансах перевода земель сельхозназначения читайте здесь.

Населенных пунктов

Земли населенных пунктов могут быть переведены в другую, равно как и наоборот, только в связи с изменением территории поселения, в большинстве случаев – при ее расширении.

С 2016 года такой перевод разрешен только при наличии утвержденного Генплана развития территории.

Запаса


Чтобы перевести участок из земель запаса в иную категорию, прежде надо сформировать и по всем правилам оформить его.

Земли запаса не включаются в хозяйственную деятельность, но когда требуются обществу, меняют свой статус и перестают быть свободными.

Свободные – не значит бесхозяйные.

Их собственник – государство или субъект, поэтому занимать часть такой территории самоуправно нельзя.

В составе запасных земель есть фонд перераспределения, предназначенный только для сельхозпроизводства, его не трогают; с иными территориями можно работать.

Резервных земель в стране особенно много в труднодоступных местностях, но бывают и вблизи мегаполисов и небольших поселений.

Чаще всего их по заявлениям частных или юридических лиц переводят в категорию НП, сельхозназначения или промышленности.

Специального назначения

Особенностью изменения статуса земель с категории специального назначения (транспорт, связь, промышленность, свалки) является требование рекультивации и восстановления территории, если предыдущая деятельность ухудшила состав и качество почвы.

Особо охраняемые территории

Чтобы сменить категорию особо охраняемой территории, необходимо провести государственную экологическую экспертизу. Если она покажет, что смена категории и назначения грозит ухудшением состояния экологии, в переводе будет отказано.

Лесной фонд

Фото 13

Лесной фонд тоже не является неприкосновенным.

Определенные его части могут войти в другую категорию, если:

  • на них согласно территориальному планированию будут строиться дороги, жилые здания, иные необходимые в социальном плане объекты;
  • город расширяется;
  • невозможно использовать лесной массив по назначению;
  • лесное хозяйство прекращает работу;
  • место понадобилось для сельхозработ, прокладывания линий связи, добычи полезных ископаемых.

В большинстве случаев также требуется проведение специализированной экспертизы.

Водный фонд

Участки, входящие в состав водного фонда, могут перейти в:

  • природоохранную территорию или рекреационную зону;
  • состав территорий поселения.

На этом месте могут быть размещены объекты, которые нигде больше муниципалитет или государство построить не может.

Иногда водный объект (например, искусственное озеро) попросту исчезает или переносится в другое место.

Видео по теме

Видео-урок юриста о переводе участка из одной категории в другую:

Заключение

Итак, изменение категории земель возможно, хотя и требует усилий, времени и денег. Необходимо также знание нормативных документов. Поэтому в сложных случаях стоит обратиться к юристам, специализирующимся на этой тематике.

Если вы еще не приобрели участок, внимательно изучите все документы на него перед покупкой.

Читайте также: