Кто является собственником имущества закрепленного за образовательным учреждением

Обновлено: 16.05.2024

Краткий ответ звучит так: одной частью имущества автономное учреждение самостоятельно распоряжаться не может, а другой частью – может. Под самостоятельным распоряжением подразумеваются такие действия, осуществляемые исключительно по усмотрению и решению руководителя АУ, как продажа, сдача в аренду, использование в качестве залога, внесение в уставный капитал других юридических лиц.

Каким имуществом автономное учреждение не может распоряжаться самостоятельно?

К имуществу, которым АУ не вправе распоряжаться самостоятельно, относятся следующие объекты.

1. Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учреждению на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

Учредитель обычно закрепляет недвижимое имущество за АУ в момент его создания. Другие же объекты могут быть закреплены позднее, например, при возникновении необходимости расширить имущественную базу в связи с увеличением государственного или муниципального задания.

Кроме того, учреждение может получить от учредителя денежные средства на приобретение необходимого недвижимого имущества – в виде отдельной субсидии. Напомним, что субсидии автономным учреждениям выделяются не только на выполнение государственного (муниципального) задания, иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ), но и на приобретение объектов недвижимости (ст. 78.2 БК РФ).

Также автономное учреждение не может самостоятельно распоряжаться земельным участком, предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ).

2. Движимое имущество, закрепленное учредителем за учреждением и отнесенное к категории особо ценного. Как и в первом случае, учредитель может закрепить особо ценное движимое имущество за учреждением в момент его создания, а при необходимости и позднее.

Правила отнесения имущества к названной категории установлены Правительством РФ в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. В нем указывается, что конкретный стоимостный порог особо ценного движимого имущества определяется собственником имущества АУ. На общефедеральном уровне задаются лишь предельные значения – диапазоны. Так, в отношении федеральных учреждений этот диапазон составляет от 200 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении учреждений, созданных субъектом РФ, – от 50 тыс. до 500 тыс. руб., в отношении муниципальных учреждений – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Каким имуществом автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно?

К имуществу, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, относятся такие объекты.

1. Недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному учреждением за счет средств, выделенных учредителем на эту цель.

2. Движимое имущество, не относящееся к категории особо ценного (критерии отнесения имущества к этой категории были рассмотрены в ответе на предыдущий вопрос).

Здесь важно то, что действующие правила (см. Постановление № 538) не содержат нормы, согласно которой к особо ценному движимому имуществу нельзя отнести имущество, приобретенное автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности (такая норма была в правилах, действовавших до 2011 года). Кроме того, прописано, что учредитель может отнести к особо ценному движимое имущество, без которого деятельность учреждения может быть существенно затруднена. С учетом расплывчатости этой формулировки учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество учреждения.

Отметим, что на степень самостоятельности в распоряжении имуществом влияет еще и то, каким образом в уставе автономного учреждения решен вопрос о размере крупной сделки. Такую сделку руководитель АУ не может осуществить самостоятельно, она подлежит обязательному предварительному одобрению со стороны наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 15 Закона № 174-ФЗ). Применительно к имущественным отношениям крупной сделкой считается отчуждение или передача имущества в пользование или залог, если стоимость имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ст. 14 Закона № 174-ФЗ). Однако федеральное законодательство позволяет учредителю автономного учреждения устанавливать в уставе учреждения меньший размер крупной сделки. Поэтому учредитель при желании может снизить ее размер и тем самым лишить учреждение возможности самостоятельно распоряжаться любым своим имуществом.

Самостоятельность учреждения в распоряжении имуществом может ограничиваться и при совершении сделок с заинтересованностью – случаи, когда руководитель АУ, его заместители или члены наблюдательного совета имеют родственные или трудовые отношения с контрагентами учреждения при совершении сделки (ст. 16 Закона № 174-ФЗ). Подобные сделки, как и крупные, должны предварительно одобряться наблюдательным советом автономного учреждения (ст. 17 Закона № 174-ФЗ).

Из сказанного вытекает такой вывод. При том что декларируется самостоятельность учреждения в распоряжении частью своего имущества, у самостоятельности имеется достаточно много ограничений, а у учредителя учреждения немало способов свести эту самостоятельность на нет.

ИМУЩЕСТВО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРАВИЛА РАСПОРЯЖЕНИЯ.

Имущественные вопросы занимают одно из самых важных мест в практике работы государственных и муниципальных учреждений, в том числе автономных. С одной стороны, имущество может быть значимым источником дополнительных доходов, с другой – затратным бременем. Кроме этого, содержание имущества и управление им налагает серьезную ответственность на руководителей учреждений. Нельзя не отметить и некоторую противоречивость законодательных норм, касающихся имущественных вопросов.

В статье приводятся обзор и анализ правовых условий, влияющих на решение таких вопросов, как право собственности на имущество АУ, использование учреждением имущества, его изъятие учредителем, особенности распоряжения земельным участком, списание имущества, пределы самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, его продажа и сдача в аренду.

На имущественные вопросы автономных учреждений отвечает К. Г. Чагин - консультант по социальной политике Института экономики города.

Право собственности.

На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления [1] .

Использование имущества.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое свое имущество автономное учреждение может только лишь в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, целями деятельности (создания) АУ считается выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Данные полномочия учредителей (собственников имущества) автономных учреждений установлены в федеральном законодательстве [2] .

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (речь опять же идет о любом имуществе независимо от источника его появления) будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения. В частности, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используется для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, это не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ. У регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения.

Изъятие имущества.

имущество автономного учреждения

В силу гражданского законодательства собственник имущества вправе изъять у автономного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное им за счет средств, выделенных собственником на эту цель (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Здесь тоже имеется в виду любое имущество. А значит, и то, которое учреждение приобрело за счет средств от оказания платных услуг или выполнения платных работ, может быть изъято учредителем (собственником), если последний сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению (к примеру, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Правила на региональном и муниципальном уровне.

Порядок изъятия имущества, находящегося в собственности конкретного публично-правового образования, устанавливается в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение таким имуществом.

Так, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (в том числе АУ), возложено на региональный орган по управлению госсобственностью [3] . Решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего отраслевого органа исполнительной власти (то есть органа, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения). Больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие подзаконные акты не дается.

Отметим, что довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные. Например, в Ленинградской области они ограничиваются тем, что решение о таком изъятии принимает региональное правительство [4] .

Но бывает и так, что правила изъятия имущества прописаны подробно. В частности, в Ангарске (Иркутская область), где данное решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (комитет по управлению муниципальным имуществом), правила изъятия сформулированы следующим образом [5] .

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения либо выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

2. Имущество, изъятое из оперативного управления, должно быть передано муниципальным учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. После прекращения права оперативного управления имущество поступает в состав муниципальной казны.

3. Прекращение права муниципального учреждения на оперативное управление недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.

4. Муниципальное учреждение оплачивает расходы по подготовке документов для госрегистрации, платит государственную пошлину за ее проведение, а также представляет документы в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Учреждение обязано подать в комитет копию документа, выданного названным органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом, в течение месяца со дня подписания акта приема-передачи данного имущества.

Использование автономным учреждением своего имущества (любого – независимо от источника его появления) неправомерно, если не соотнесено ни с одним установленным полномочием учредителя.

право имущества учреждения

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждению дается определенный срок на исправление ситуации [6] . Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня выявления названного имущества и до принятия решения о его изъятии направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование об устранении нарушений. Оно подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня получения. Если учреждение не устранило нарушения, департамент принимает решение об изъятии имущества и оформляет соответствующее распоряжение в течение месяца со дня выявления допущенных учреждением нарушений.

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества даже напоминает процедуру следственных действий [7] .

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, выявляется в процессе проведения администрацией района мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью имущества.

2. При выявлении названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, должна быть отражена следующая информация:

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным Реестра муниципальной собственности и данным бухгалтерской отчетности;
  • вид неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования учреждением имущества или использования его не по назначению;
  • связанные с этим расходы учреждения;
  • причины неиспользования имущества либо его использования не в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

3. В ходе проверки разрешается фото- и видеосъемка имущества.

4. Руководитель (уполномоченное должностное лицо) учреждения, имущество которого подлежит изъятию, обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, давать пояснения о причинах неиспользования имущества либо использования его не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

5. При неустранении учреждением в установленный срок нарушений, изложенных в акте, администрация района готовит предложения о мере воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юридического лица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).

6. Решение об изъятии имущества из оперативного управления учреждения принимается главой района в форме постановления. В нем указываются причины изъятия имущества и определяются виды его дальнейшего использования.

7. Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или иных).

Главное – соответствовать уставной деятельности.

Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения [8] :

1) излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;

2) неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;

3) используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, учредитель тоже может изъять, если сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению.

Дополнительные основания для изъятия.

имущество муниципальных учреждений

Иногда основанием для изъятия может быть установленный факт самостоятельного распоряжения имуществом в тех случаях, когда в силу законодательства автономному учреждению необходимо предварительно получить согласие собственника (учредителя). Подобное основание в числе прочих применяется в Кировске (Мурманская область) [9] . Причем осуществление изъятия здесь отнесено не к правам собственника имущества, а к его обязанностям.

Изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Ведь если ненужное имущество трудно с выгодой сдать в аренду, административные заботы по его содержанию могут оказаться обременительными (даже несмотря на то, что затраты на содержание покрывает учредитель). Процедура подобного изъятия тоже устанавливается в нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она выглядит следующим образом [10] .

1. Учреждение, заинтересованное в изъятии закрепленного за ним имущества, подает в краевое агентство по управлению государственным имуществом заявление, в котором указываются:

  • перечень объектов недвижимого (за исключением земельных участков) и (или) движимого имущества, подлежащих изъятию, с описанием их характеристик (вид, назначение, технические характеристики, балансовая стоимость, для недвижимого имущества – местонахождение);
  • причины изъятия (имущество является излишним, не используется, используется не по назначению);
  • техническое состояние имущества;
  • предложение о дальнейшем использовании имущества; и др.

2. К заявлению прикладывается ряд документов (в том числе согласие органа, выполняющего функции учредителя, на изъятие имущества).

4. Решение об изъятии оформляется в виде приказа агентства. В трехдневный срок со дня издания приказа его заверенная копия направляется учреждению и органу-учредителю.

6. Отказ в изъятии имущества происходит по следующим основаниям:

  • изъятие имущества лишит учреждение возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом;
  • неудовлетворительное техническое состояние имущества;
  • выявление нарушений использования по назначению и сохранности имущества, подлежащего изъятию, требующих устранения их учреждением;
  • в случае, когда имущество предполагается изъять для последующего предоставления иному учреждению или унитарному предприятию, – отсутствие заявления учреждения или унитарного предприятия о предоставлении им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения данного имущества.

От редакции.

В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать правила, устанавливающие для АУ особенности распоряжения имуществом.

Читайте также: