Кто является ответственным за порядок проведения голосования на избирательном участке

Обновлено: 01.05.2024

В целях обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий, руководствуясь статьями 21 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 27, 33 и 97 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам 13 сентября 2020 года (приложение N 1).

2. Утвердить Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и местных референдумов 13 сентября 2020 года (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 170/1399-7 "О Разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам".

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.ГРИШИНА

Утверждены
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 августа 2020 г. N 264/1950-7

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПОРЯДКА РАБОТЫ СО СПИСКАМИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМИ
В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА
ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ
13 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА

2. Наблюдатели также вправе присутствовать при проведении голосования во всех формах, предусмотренных Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 (далее - Порядок досрочного голосования).

3. Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, независимо от места его жительства.

Для осуществления наблюдения при проведении досрочного голосования с применением дополнительных форм организации голосования в дополнение к наблюдателям, назначенным в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ, кандидат, субъект общественного контроля вправе назначить в участковую избирательную комиссию резерв наблюдателей (далее - резерв).

Резерв назначается кандидатом, субъектом общественного контроля из расчета не более двух наблюдателей в резерве на один день досрочного голосования.

Всего с учетом резерва кандидат, субъект общественного контроля вправе назначить в участковую избирательную комиссию шесть наблюдателей, из которых четыре будут находиться в резерве.

5. Кандидаты, субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей, в том числе в резерв, проверяют соблюдение требований частей 2 и 5 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ.

6. В соответствии с частью 3.1 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей, который включает в себя наблюдателей, назначенных в резерв, в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении N 1.

7. В последний день приема списков назначенных наблюдателей списки могут быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее установленного соответствующим графиком времени окончания работы комиссии.

При этом кандидат, субъект общественного контроля могут представлять как общий список назначенных наблюдателей и резерва по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.

8. В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей за три дня до дня голосования список назначенных наблюдателей и резерва может быть представлен в течение трех дней до дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день голосования - в участковую избирательную комиссию.

9. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.

Список наблюдателей и резерва должен быть подписан кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным лицом субъекта общественного контроля. Заверение печатью списка наблюдателей и резерва, назначенных кандидатом, не требуется. Список наблюдателей и резерва, назначенных субъектом общественного контроля, подписывается и заверяется в порядке, установленном пунктом 17 настоящих Разъяснений для подписания и заверения направления наблюдателя от субъекта общественного контроля.

10. При приеме списка назначенных наблюдателей и резерва член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях.

В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе кандидат либо его доверенное лицо, субъект общественного контроля, представившие список назначенных наблюдателей и резерва, уточняет необходимые сведения и вносит их в список.

11. В территориальной избирательной комиссии список назначенных наблюдателей и резерва регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.

В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей и резерва, представленный в день голосования в участковую избирательную комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой избирательной комиссии.

12. В случае если после представления списка назначенных наблюдателей и резерва в территориальную избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования (досрочного голосования) на избирательном участке, вместо отсутствующего наблюдателя наблюдение вправе осуществлять наблюдатель из резерва, назначенного соответствующим кандидатом, субъектом общественного контроля.

13. Секретарь территориальной избирательной комиссии или иной уполномоченный член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей и резерва до соответствующих участковых избирательных комиссий не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении N 2, либо иным способом.

Список наблюдателей, назначенных на избирательные участки, образованные за пределами территории Российской Федерации, направляется территориальной избирательной комиссией в соответствующие участковые избирательные комиссии при содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

14. Наблюдатели осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 20-ФЗ с дополнениями, предусмотренными Порядком досрочного голосования.

15. Полномочия наблюдателя, в том числе находящегося в резерве, должны быть удостоверены в направлении, выданном кандидатом, субъектом общественного контроля.

16. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона N 20-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

17. Направление наблюдателя от кандидата подписывается кандидатом или его доверенным лицом. Проставление печати не требуется.

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации подписывается секретарем Общественной палаты Российской Федерации, а в период его отсутствия - первым заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации или одним из заместителей секретаря Общественной палаты Российской Федерации и заверяется печатью Общественной палаты Российской Федерации, либо печатью Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации или иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.

Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

18. Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей (наблюдателем из резерва - в случае осуществления наблюдения вместо отсутствующего наблюдателя), лично в участковую избирательную комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой избирательной комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление может быть представлено наблюдателем непосредственно в день голосования (досрочного голосования) или в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования).

19. При представлении наблюдателем направления в участковую избирательную комиссию секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования (досрочного голосования) с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя.

Приложение N 1
к Разъяснениям порядка работы
со списками наблюдателей, представляемыми
в территориальные избирательные комиссии
при проведении дополнительных выборов
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации седьмого созыва
по одномандатным избирательным округам
13 сентября 2020 года

Организация голосования вне помещения для голосования

1) до 501 избирателя — 1 переносной ящик для голосования;

2) от 501 до 1001 избирателя — 2 переносных ящика для голосования;

3) более 1000 избирателей — 3 переносных ящика для голосования.

Переносные ящики нумеруются (например, на каждый из них наклеивается бумага с конкретным номером).

Избиратель подает письменное заявления или устного обращения в УИК (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Такое заявление (устное обращение) может быть подано избирателем в течение 10 дней до дня голосования, а также в любое время в день голосования, но не позднее чем за шесть часов до истечения времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре.

По закону одинаково правомерным является представление в УИК избирателем, как устного обращения, так и письменного заявления.

Законом определены следующие уважительные причины — это состояние здоровья и инвалидность, а также нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Если избиратель указал предусмотренную законом причину, то обоснованность её УИК не проверяет, т.к. закон не устанавливает процедуру осуществления проверки заявленной избирателем причины для голосования вне помещения и, следовательно, такая проверка не предусмотрена законом.

Что должно быть в наличии у членов УИК выезжающих с иными лицами, имеющими право присутствовать при проведении голосования вне помещения, также определено законом. А именно:

— предварительно пронумерованный и опечатанный (опломбированный) УИК переносной ящик для голосования изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми ЦИК России;

— необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, которое не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) избирателей, включенных в реестр (либо в заверенную выписку из него), (но не может быть менее двух бюллетеней);

— реестр, поданных заявлений и поступивших устных обращений, либо заверенная выписка из него, содержащая необходимые данные об избирателе и о поступившем от него заявлении (устном обращении);

— поступившие письменные заявления избирателей;

— письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней.

При выезде к избирателю в реестре или заверенной выписки из него проставляется время выезда членов УИК к избирателю, т.е. время выезда из помещения УИК.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. УИК должна обеспечить прибытие к месту проведения голосования не менее чем двум членам УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями. Голосование вне помещения для голосования может проводиться одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, если при этом присутствует не менее двух членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями.

После прибытия к избирателю он должен предъявить паспорт или документ его заменяющий и только тогда ему выдается бланк заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, указывает ту же причину голосования, которая ранее им была заявлена в устном обращении в УИК, и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса. После чего избирателю выдается избирательный бюллетень, а члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней.

В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, наблюдателем, например, родственника или иного находящегося в помещении лица. В таком случае избиратель устно извещает прибывших о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня.

При заполнении избирательного бюллетеня избиратель сам определяет место его заполнения.

Время окончания голосования вне помещения 20-00, т.е. последний голосующий – тот к кому Вы прибыли до 20-00.

Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению (устному обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

Читайте также: