Кто обязан менять счетчики воды в квартире

Обновлено: 15.05.2024

Счетчики на воду позволяют неплохо сэкономить и платить только за реальное потребление ресурсов. Но водомеры необходимо правильно эксплуатировать и заменять вовремя: только так можно избежать штрафных санкций и повышенных нормативных платежей.

Когда нужно менять счетчик воды

Индивидуальные приборы учета воды заменяют в нескольких случаях.

  1. Истек срок службы счетчика. В технической документации указывают дату производства водомера. От нее отсчитывается срок эксплуатации, который устанавливается производителем — 12 лет. После этого придется поменять счетчик.

Важно! Срок службы рассчитывается, исходя из самых благоприятных условий эксплуатации:

  • вода надлежащего качества;
  • отсутствие перепадов давления в системе водоснабжения;
  • стабильная температура и влажность в помещении.

На практике таких условий добиться сложно, поэтому замену счетчиков воды производят до истечения заводского срока службы.

Когда нужно менять водосчетчики?

Кто устанавливает счетчики на воду

Ответственность за прибор учета несет собственник или наниматель жилья (если речь идет о муниципальных квартирах). Именно они должны следить за состоянием счетчиков и менять их в установленный срок.

Для замены водомера обращаются в одну из организаций, имеющих лицензию на работу с приборами учета:

  • управляющая компания или ТСЖ (для владельцев приватизированного жилья);
  • муниципальные жилищные структуры (для проживающих в квартирах по договорам социального найма);
  • городской Водоканал (или другой поставщик услуг водоснабжения);
  • частные ремонтные предприятия, которые специализируются на монтаже инженерных систем и имеют необходимые регистрационные документы.

По закону не запрещается производить замену счетчика воды самостоятельно, в соответствии с нормативами и требованиями контролирующих структур.

Как поменять приборы учета воды в квартире?

Как происходит замена водомера

По установленным правилам замена водяных счетчиков производится в несколько этапов.

  1. По образцу пишут заявление на замену прибора учета и передают его в управляющую компанию или поставщику услуг.
  2. По заявке приходит специалист и проводит предварительную подготовку:
  • фиксирует состояние старой пломбы;
  • записывает последние показания водомера;
  • распломбировывает прибор учета.

Самостоятельно готовиться к демонтажу и снимать пломбы запрещено.

  1. Поменять счетчик может тот же мастер, который распломбирует старый прибор. В этом случае в заявлении на замену счетчика указывают, что необходимо не только демонтировать вышедший из строя водомер, но и поставить новый.
  2. Если процедуру замены водяного счетчика планируется проводить своими руками, то к демонтажу приступают сразу после распломбировки водомера. Затем устанавливают новый прибор учета и вызывают специалиста для его опломбировки и регистрации.
  3. Дальнейшие действия собственника связаны с оформлением документов на прибор учета. Необходимо получить акт ввода в эксплуатацию нового измерителя и зарегистрировать водомер. Затем переоформляют начисление платежей за воду (оплату по нормативу меняют на учет реального потребления по водосчетчику).

Акт замены и ввода в эксплуатацию квартирных счетчиков воды

Организации, которые оказывают платные услуги по смене водомеров, не требуют от клиентов никаких дополнительных документов, кроме обращения в произвольной форме. Для того чтобы заменить счетчик самому, или через управляющую компанию, необходимо подготовить:

  • заявление (уведомление) о замене, написанное по имеющемуся образцу;
  • любой документ, удостоверяющий личность владельца жилья или квартиросъемщика;
  • правоустанавливающие документы на квартиру;
  • заводскую документацию на счетчик горячей и холодной воды, который необходимо заменить (старый прибор учета).

Важно! Список документов лучше уточнить в управляющей компании. Там же можно ознакомиться с примерами заявлений и извещений о смене водомера.

Пломбировка счетчика после замены

После снятия старого счетчика вновь установленный необходимо опломбировать. Разрешено заменять прибор учета воды в квартире самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Но пломбу устанавливают уполномоченные сотрудники городского Водоканала или управляющей компании.

При расчетах коммунальных платежей учитываются показания только опломбированных приборов учета. Платить за опломбировку впервые установленного счетчика не надо: достаточно оформить письменную заявку или позвонить. Повторная процедура (если водосчетчик меняют по желанию владельца) обойдется в сумму от 550 рублей до 2500 рублей. Цена зависит от региона проживания.

Сроки замены

По правилам установки счетчики меняют после истечения заводского срока эксплуатации. Он указан в техпаспорте на прибор и чаще всего составляет 12 лет. После этого водомер считается неисправным и подавать показания с его помощью нельзя. Новый водосчетчик приобретают в магазине и обязательно проверяют дату производства. Выгоднее покупать недавно произведенный измеритель: по регламенту он прослужит дольше.

Счетчики для ГВС менее долговечны, чем приборы измерения холодной воды. Их поверяют чаще (один раз в четыре года), а под воздействием высоких температур механизм быстрее изнашивается. Это необходимо учитывать, если для дома необходимы два водомера.

Регламентирована и длительность работ, выполняемых по инициативе владельца. На процедуру установки и регистрации законодательством отведено 15 дней. Это время отсчитывается с момента подачи заявки в управляющую компанию или Водоканал, но вполне реально уложиться и в семидневный срок. Недели хватает на демонтаж, монтаж, пломбировку и оформление документов.

Сколько стоит замена счетчика воды

Стоимость замены водосчетчика заметно отличается в зависимости от места проживания и вида оборудования. Механические измерители дешевле электронных, а промышленные в разы дороже бытовых.

Кроме затрат на оборудование придется оплатить:

  • демонтаж старого счетчика;
  • установку нового;
  • дополнительные материалы (комплектующие и расходники для сантехнических работ);
  • перекрытие водоснабжения по стояку. Это необходимо, если в квартире нет собственного крана, отключающего воду. Час без воды обойдется в 200 рублей;
  • пломбировку.

Дешевле всего заменить счетчики воды в легкодоступном месте, без снятия и установки декоративных элементов (коробов, мебели, панелей). В этом случае цена составит 1000–1500 рублей. Если же менять прибор учета будет сам хозяин квартиры, придется потратиться только на опломбировку. Стоимость замены водосчетчиков для горячей и холодной воды одинакова.

Важно! Иногда владельцы предпочитают изменить место установки счетчика. За эти работы также придется доплатить отдельно.

Акт допуска в эксплуатацию водосчетчиков

Что делать со старым счетчиком

Приборы учета горячего и холодного водоснабжения не относятся к бытовой технике, требующей особой утилизации. Допустимо просто выбросить счетчик вместе с бытовым мусором, но можно и сдать водомер в пункт приема цветных металлов и выручить за это небольшую сумму.

Ответственность за несвоевременную смену счетчика

Контролирующая организация имеет в своем распоряжении информацию о приборах учета воды, установленных в квартире:

  • дата производства;
  • сроки поверки;
  • сроки замены водомера.

Если владелец квартиры пропустил плановую поверку или пользуется счетчиком с истекшим сроком эксплуатации, расчет платежей за воду будет производиться без учета показаний прибора учета. Три месяца собственник сможет платить по среднемесячным показаниям (за основу берутся сведения за последние шесть месяцев). После этого будет выставлен счет по нормативам с повышенным коэффициентом (1,5). Для того чтобы вновь платить за реальный расход воды, необходимо поверить или заменить счетчик.

Штрафных санкций по отношению к владельцам неисправных счетчиков не применяют.

Порядок действий по самостоятельной замене счетчика воды

Сменить счетчик воды в квартире можно с помощью монтажников-профессионалов или обойтись своими силами. Порядок замены водомера не зависит от того, кто будет устанавливать оборудование. В любом случае придется выполнить определенную последовательность действий и ориентироваться на сроки, указанные в законе (15 дней).

  1. Перед тем, как снять счетчик воды самостоятельно, обращаются в управляющую компанию и оставляют заявку на распломбировку. Демонтаж начинают после того, как записаны последние показания, проверена целостность старой пломбы, и вся информация зафиксирована сотрудником организации.

Важно! Специалиста не вызывают при первичной установке водомера: нет пломбы, которую необходимо снять.

  1. Перед началом работ перекрывают воду (самостоятельно или с помощью сотрудника УК). Заранее готовят новый счетчик, необходимые расходные материалы, комплектующие и инструменты. Порядок установки зависит от места монтажа и вида прибора учета. Необходимо установить фильтр очистки: это защитит счетчик от попадания мелких частиц ржавчины и удлинит срок службы прибора.
  2. Дальше занимаются оформлением документов. На дом вновь вызывают представителя контролирующей организации. Он на месте проверяет работоспособность счетчика и корректность установки измерителя. Производится опломбировка сантехнического узла с установленным водомером, данные о водосчетчике вносят в акт ввода в эксплуатацию.
  3. После этого несут документы в регистрирующую организацию и меняют порядок оплаты (переходят с платежей по нормативам на передачу показаний счетчика).

Важно! Самостоятельно снимать пломбу нельзя. Это приведет не только к штрафу, но и к перерасчету оплаты водоснабжения, поэтому уведомлять управляющую компанию о самостоятельной замене счетчика необходимо.

Работы по обслуживанию счетчиков воды

Счетчики на воду и электроэнергию для многих собственников квартир стали уже привычным явлением, однако вопросов, связанных с их эксплуатацией, меньше не становится. Сайт "РИА Недвижимость" решил ответить на самые распространенные из них.

Да, есть. Не нужно путать межповерочный интервал с окончанием срока службы прибора. Сроки службы счетчиков по ГОСТу для крыльчатых приборов учета ГОСТ Р 50601-93 устанавливает срок службы 12 лет, однако на разные модели счетчиков горячей и холодной воды срок годности может меняться, нужно сверяться с техническим паспортом.

Если у счетчика закончился его срок службы, то необходимо заменить его самостоятельно или обратившись в свою УК, ТСЖ, ресурсопоставляющую организацию. Опломбировку производит управляющая компания дома, причем согласно Постановлению №824 эта процедура абсолютно бесплатна. Он собственника потребуется только написать заявление и представить документы на квартиру. При этом покупка и установка счетчика производится за счет средств собственника квартиры.

До тех пор, пока новый счетчик не установят, плата будет начисляться по нормативам, утвержденным региональными энергетическими комиссиями (РЭК).

Получить информацию об окончании срока межповерочного интервала можно в паспорте своего прибора учета или на сайте завода изготовителя, который и устанавливает данный срок для каждого определенного типа счетчика. На самом приборе учета указана дата выпуска, от которой зависит и срок поверки.

Но, если техпаспорт утерян, тогда необходимо произвести внеплановую проверку, которая покажет исправность того или иного прибора, и в соответствие с этим можно установить срок его службы и рабочее состояние счетчика.

А если срок межповерочного интервала счетчика истек, уведомлений не было, а потом собственникам стали просто выставлять платежки по нормативам? Законно ли это?

Да, законно. Для счетчика как прибора измерения имеет значение поверка его точности. Первая поверка делается на заводе, на ее основании в техпаспорте указывается не дата изготовления прибора, а дата поверки, означающая, что в этот день ОТК принял прибор к эксплуатации и гарантирует потребителю его качественную работу в течение определенного срока. Счетчик, не прошедший вовремя очередную поверку, согласно действующему законодательству считается непригодным для дальнейшего использования, пока не будет произведена поверка, которая покажет обратное. Поэтому до проведения поверки и предоставления ее результатов в УК абоненту будет начисляться плата по нормативам.

Однако окончание межповерочного интервала не означает, что нужно обязательно менять счетчик (не путать с окончанием срока службы). Поэтому управляющие организации не могут принуждать, навязывать или требовать от собственника замены счетчика, если поверка показала, что он находится в рабочем состоянии и годен к эксплуатации.

С одной стороны, собственник сам должен контролировать состояние приборов учета и быть заинтересован в проверках. С другой стороны, управляющие компании и специализированные организации не обязаны по закону заниматься бесплатным консультированием собственников. Данная услуга оказывается ими на платной основе. Их задача - контролировать.

В ситуации, если счетчик не работает, для начала необходимо выяснить период, когда он вышел из строя или закончился срок эксплуатации. До момента проведения поверки вы должны будете оплатить услуги по нормативам. Нормативы рассчитываются исходя из усредненного потребления за период последних трех-шести месяцев.

Вода

Обязаны ли УК или ресурсоснабжающие организации как-то уведомлять о том, что срок межповерочного интервала истекает и пора менять счетчик? И за какой срок до конца межповерочного интервала они должны это делать?

В принципе, да, но тут есть тонкость - управляющая компания или ресурсоснабжающая организация могут заранее не уведомить о том, что срок межповерочного интервала истекает и пора менять счетчик. К тому же они могут устанавливать или заменять счетчики без согласия жильцов, взыскивая средства на установку в судебном порядке. Это очень противоречивое положение, которое сейчас оспаривается экспертами. В большей степени этим собственников стимулируют на установку и замену приборов учета.

В силу требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе истечения межповерочного интервала поверки приборов учета обязан незамедлительно известить об этом организацию, предоставляющую коммунальные услуги, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены или поверки) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.

При этом согласно п. 81(12) Правил ПП № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Дополнительно сообщаем, что периодичность поверки счетчиков воды определяет производитель. Информация о межповерочном интервале указана в паспорте на прибор учета расхода воды. Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки/замены счетчика заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.

Проверка бывает трех видов. Первичная - это когда проверка проводится до начала эксплуатации прибора учета. Периодическая осуществляется по определенным интервалам времени. А внеочередная проводится, когда утеряны документы и необходимо проверить насколько правильно работает прибор. Поэтому у собственника обязательно должен быть паспорт, в котором указывается его период эксплуатации.

Также на каждый вид счетчика устанавливаются разные периоды межпроверочного интервала. Это связанно с конструктивными особенностями прибора и условиями эксплуатации, которые предусмотрены на определенный тип счетчика. Для электросчетчиков разных конструкций межпроверочный интервал может составлять от 8 (механические) до 16 лет (электронные). После проверки метрологическая служба делает отметки в паспорте прибора учета и выписывается свидетельство о проверки. Если говорить о счетчиках на воду, то межпроверочный интервал составляет на горячую воду 4-5 лет, на холодную 5-6 лет. Первый межпроверочный интервал исчисляется из даты первой проверки и выпуска из производства. Стоимость поверки одного прибора учета в среднем составляет порядка 300-500 рублей.

Для проведения поверки необходимо обратиться в специализированную организацию, например, Центр стандартизации и метрологии или в ближайший клиентский офис ПАО "Мосэнергосбыт", где помогут организовать поверку счетчика. В случае если прибор поверку не пройдет, то будет предложена его замена.

Установка общедомового прибора учета потребления электроэнергии

Перед тем, как самостоятельно приобретать счетчик, очень важно договориться с мастером, уполномоченным аккредитованной организацией. Ведь счетчик должен соответствовать техническим характеристикам и качественно снимать показатели. Без согласования, счетчик лучше не приобретать, дабы не понести незапланированные расходы. Также зачастую компании сами производят продажу приборов учета и в связи с этим могут отказаться ставить ваш счетчик. Организации, в которую вы обратились, с уже самостоятельно приобретенным счетчиком экономически не выгодно принимать заявку. Ведь сама процедура ввода счетчика в эксплуатацию и опломбировка прибора после проверки по закону является бесплатной. А составляющая бизнеса организаций, которые занимаются установкой, являются продажи. Они будут всячески стараться найти причину, по которой установить счетчик будет не допустимым и вам будет сложно дискутировать с сотрудниками данной организации.

Лучше всего обратиться к уполномоченной организации. В крупных городах выбор компаний, которые занимаются продажей и установкой приборов учета много. После установки счетчика, в любом случае нужно вызвать специалиста вашей УК для подписания акта ввода устройства в эксплуатацию, после этого идет заключение договора об оплате. Поэтому заранее подготовьте договор, паспорт, акт ввода прибора в эксплуатацию и сертификат соответствия на установку счетчика.

Установку прибора учета электроэнергии должен устанавливать квалифицированный и опытный специалист, знающий все многочисленные тонкости установки электросчетчиков, имеющий определенный допуск по безопасности. Например, если замену прибора учета производит специалист ПАО "Мосэнергосбыт", то перед демонтажем снимет последние показания старого счетчика. После завершения работ - сразу опломбирует новый прибор учета и составит акт. Ведь только после установки пломбы и регистрации нового счетчика расчеты за электроэнергию производятся на основании его показаний.

За установкой счетчика можно обратиться в вашу управляющую компанию, при условии, что она имеет полномочия на установку приборов учета. Если этого нет, то УК должна предоставить список сервисных организаций, которые занимаются установкой счетчиков.

Также для установки приборов учета электроэнергии и воды можно обратиться в любую специализированную организацию.

Но при установке/замене прибора учета электроэнергии в Москве необходимо до проведения работ по установке подать письменную заявку в обслуживающий клиентский офис ПАО "Мосэнергосбыт" для осуществления допуска нового прибора учета в эксплуатацию.

Оформить заявку на услугу по установке/замене прибора учета в ПАО "Мосэнергосбыт" можно следующими способами:

После установки/замены прибора учета расхода воды клиент обращается в ресурсоснабжающую организацию (ДЭЗ, УК) для заключения договора. Далее самостоятельно обращается в ЕРЦ для приемки к расчетам ИПУ расхода воды.

Счетчик расхода потребления воды

В 2009 году был принят закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", согласно которому собственники обязаны были установить счетчики учета потребляемых коммунальных ресурсов. А в конце 2014 года президентом РФ был подписан акт о необязательности установки газовых счетчиков. Соответственно, обязательство установки счетчиков с населения были сняты.

С 1 января 2015 года применение санкционных требований решили поменять и тарифы ЖКХ оплачивались с повышенным коэффициентом: начиная с первого полугодия 2015 г. - 1,1, со второго полугодия 2015 г.- 1,2, с первого полугодия 2016 г. - 1,4 со второго полугодия 2016 г.- 1,5, а с 2017 года - 1,6.
В тех ситуациях, когда ранее установленный и принятый к расчетам электросчетчик вышел из строя (утрачен), начисления производятся исходя из среднемесячного объема энергопотребления или по нормативу энергопотребления.

При этом в случае утраты прибора учета либо его выхода из строя потребитель обязан незамедлительно уведомить об этом энергосбытовую компанию, а также принять меры по восстановлению надлежащего учета потребляемой электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в случае выявления несанкционированного подключения к электросети (несанкционированного вмешательства в работу прибора учета), производится доначисление (расчет) платы за электроэнергию исходя из суммарной мощности несанкционированно подключенного (либо всего используемого потребителем) электрооборудования.

В соответствии с п.145 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, обязанность по организации учета электроэнергии путем оснащения помещения прибором учета (счетчиком), обеспечению надлежащего технического состояния и работы счетчика возлагается на собственников энергопринимающих устройств (то есть на потребителя).

Таким образом, люди вынуждены самостоятельно принимать решение: выгодно ли им устанавливать счетчики или нет. Со стороны государства это своего рода стимуляция населения в пользу установки приборов учета. Отсутствие счетчика грозит людям финансовыми потерями.

На территории Российской Федерации функционирует несколько законодательных актов, регулирующих вопросы средств и методов исчисления потребляемых водных ресурсов. В соответствии с Федеральным Законом от 26 июня 2008 года №102 введено единое средство измерения – счётчик, который имеет свой срок эксплуатации и должен в обязательном порядке подлежать регулярной проверке и замене.

57704142f1984

Законодательные требования и определения нужны не только для упрощения работы государственных служб, но также для эффективной защиты прав населения и возможности экономить финансовые средства. В соответствии с условиями метрологии, россиянам разрешено устанавливать на своей жилплощади исключительно те учётные приборы, которые внесены в реестр государственного стандарта. В каждом регионе утверждёны планы проверки данных приборов, которых должны придерживаться и граждане. Неплановые проверки и замены осуществляются, если сломался счетчик воды или его целостность была повреждена.

Благодаря установленным счётчикам владельцы жилья могут сами контролировать экономию водных ресурсов и регулировать свои расходы исходя их показателей за месяц.

Значимость проверки

Суть счётчиков на воду заключается в том, чтобы получать точную информацию о расходовании ресурса, чтобы собственники жилой площади не переплачивали за объём, который не использовали. Именно поэтому за исправностью учётного прибора важно следить и замену его производить вовремя.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

1-34

Холодная и горячая вода имеет разное влияние на оборудование. Так, например, из-за химических добавок, которые взаимодействуют с высокими температурами, горячая вода весьма агрессивна своим воздействием на механические детали счетчика. В связи с этим проверять прибор горячей воды нужно чаще, чем счетчик на холодную воду. При этом проверка ещё не значит, что оборудование придётся менять. Вполне вероятно, что прибор попросту установят на прежнее место и опломбируют. Замена требуется при истечении срока эксплуатации или при поломке, если ремонт не исправит проблему.

Для счётчиков горячей воды проверка осуществляется каждые четыре года, а для учётных приборов на холодную воду – раз в шесть лет. Сам же срок эксплуатации значится в техническом паспорте каждого прибора, в зависимости от модели может быть шесть, двенадцать и восемнадцать лет.

Организация осмотра

Независимо от того, кто меняет счетчик на воду в квартире, проверка предыдущего прибора платная и её стоимость колеблется в пределах одной тысячи рублей. Способ оплаты не принципиален. Это можно сделать даже не выходя из дому через сеть Интернет. Сама организация проверки также несложная, однако, придётся определиться с тем, как именно проверка будет осуществлена.

Способы проверки счётчиков на воду:

  • Демонтаж водомера с проверкой специалистами из водоканала;
  • Обязательный осмотр оборудования с привлечением лицензированного специалиста из частной организации (лицензия должна быть государственная и с не истёкшим сроком действия);
  • Демонтаж учетного прибора и его проверка частной лицензированной компанией – процедура такая же, как и в случае с водоканалом, но быстрее.

3-35

Каждый собственник недвижимого объекта имеет законное право выбрать способ проверки, то есть решать, кто именно это будет делать и как. Однако следует учитывать и то, что частные организации предоставляют услуги, стоимость которых выше, чем у водоканала.

Для официальной и правильной замены счётчика нужна будет уважительная причина, так как этот факт обязательно регистрируется.

Кто занимается заменой?

Нигде на законодательном уровне не зафиксировано чётких критериев относительно того, кто должен менять счетчики в квартире на воду. По этой причине владельцы имеют право обращаться к любым специалистам, имеющим право на подобную деятельность. Если говорить о частных организациях, обычно все необходимые государственные строительные сертификаты имеют сервисные компании, которые занимаются установкой учётных измерительных приборов в квартирах. Однако, прежде чем договариваться с ними о предстоящей работе, важно внимательно посмотреть документы, в частности лицензию и список работ, на которые она была выдана.

После замены счётчиков собственник квартиры получает на руки:

5-25

  • Техническую документацию на прибор учёта воды;
  • Паспорт на оборудование с зафиксированным в нём сертификатом и сроком эксплуатации прибора;
  • Копию декларации;
  • Договор монтажа;
  • Акт о введении счётчика в пользование с подписями трёх сторон (владельца квартиры, представителя организации и управляющей компании).

По закону организация, поставляющая ресурс, в данном случае воду, вправе проверять, правильно ли установлены приборы учёта не чаще, чем раз в три месяца и не реже одного раза в год.

Можно ли установить самостоятельно?

В пункте 81 Правительственного постановления №354 говорится о том, что оснащением приборами учёта воды занимается владелец квартиры. Соответственно, если возникает необходимость поменять счетчик, это также заботы собственника. В связи с этим возникает вопрос, можно ли демонтировать и установить прибор своими силами.

ustanovka-schetchikov

Несмотря на то, что законодательство не запрещает самостоятельно устанавливать оборудование, спешить это делать не стоит. Желательно найти договор с управляющей компанией или напрямую с поставщиком услуги и посмотреть раздел со сведениями об организациях, проводящих установку. В этом часто кроется подвох – организации попросту навязывают собственникам квартир какие-либо конкретные сервисные центры, отказываясь регистрировать счётчики, которые установлены кем-то другим. Это неправильно, поскольку нигде в российском законодательстве нет запретов на самостоятельную установку. Закон изначально разрешал совершать подобные действа.

Счётчик на воду это, прежде всего, механизм, который по тем или иным причинам может сломаться и стать непригодным для дальнейшего использования. Однако прежде чем спешить покупать новый, нужно уточнить, какие именно приборы используются в данном регионе и где именно оборудование будет установлено.

Последние изменения в законодательстве могли быть не отображены в данной статье, в связи с этим статья могла утратить юридическую актуальность. В случае возникновения вопросов обязательно обратитесь за бесплатной консультацией к нашему юристу через форму ниже.

Использование счетчиков позволяет гражданам контролировать расход воды в квартире. Любой прибор имеет ограниченный срок эксплуатации. Со временем устройство изнашивается. Это может привести к неправильному отображению им показаний. Для замены счетчиков горячей и холодной воды предусмотрены сроки. Они зафиксированы на законодательном уровне. Потребителям услуг необходимо соблюдать порядок действий по замене счетчиков воды. Важно предварительно установить причину неисправности устройства.

Причины для замены

Установка нового водосчетчика необходима, когда потребитель точно знает, что старый водомер передает неверные сведения. Если жилец квартиры предполагает неправильную работу устройства, ему следует вызвать представителя ресурсоснабжающей организации. Он будет обязан провести поверку оборудования. При этом менять счетчик воды он не должен. Необходимость в демонтаже устройства имеется только при подтвержденном факте его выхода из строя.

Установлены сроки, в пределах которых водосчетчики подлежат проверке. Их превышение может являться основанием для замены аппарата в жилище.

Сроки прописываются в паспорте на прибор учета. Они также устанавливаются производителями аппаратов. Для приборов учета использования холодной воды сроки службы устанавливаются в пределах 6 лет.


Водосчетчики, контролирующие расход горячей воды, по нормативам, служат 4 года. Но данные сроки после их окончания не подразумевают замену устройств в обязательном порядке. Требования лишь касаются проверки оборудования на степень износа.

ГОСТ 50601-93 устанавливает, что крыльчатые водосчетчики служат, в среднем, 12 лет, а прочие устройства – вплоть до 20. Поэтому установка новых необходима только в случае поломки старых или отображения ими неправильных показаний.

Причины выхода счетчика из строя

К факторам, провоцирующим неисправность оборудования в квартире, относятся внешние вмешательства в его работу и некачественная вода. В первом случае устройство выходит из строя по причине манипуляций самого жильца. На работу прибора влияет установка неодимового магнита. Он используется для замедления аппарата. Так жильцы квартир пытаются незаконно снизить размер начисляемых им коммунальных услуг.

Магниты со временем выводят из строя водосчетчик. Специалист, осуществляющий его проверку, легко вычислит факт применения приспособления. Итогом может стать начисление штрафов.

Часто меняют счетчик на воду по причине плохого качества самого подаваемого ресурса. В водопроводной системе скапливается мусор и ржавчина, что сказывается на работе фильтров. Со временем они изнашиваются. Из-за засорения фильтрующей сетки мусор, вместе с потоками воды, может попасть в водосчетчики. Он нарушает работу механизмов устройств. Показания счетчиков становятся искаженными. Возможен полный выход водомера из строя.

Самостоятельная замена прибора учета

Жильцам не запрещается своими силами устанавливать новые водосчетчики в квартирах. Но данное решение требует согласования с управляющими компаниями. Только при наличии одобрения с их стороны жилец вправе начать переустановку водосчетчиков.

Рекомендуется соблюдать такой порядок замены счетчиков воды:

  1. Подать заявление в УК с просьбой одобрить переустановку водомеров в жилище. Необходимо указать причину замены.
  2. Дождаться разрешения.
  3. Приобрести новый водосчетчик. Предварительно проконсультироваться с представителями водоканала насчет модели нового устройства.
  4. Снять пломбы со старого аппарата. Это должен делать только заранее приглашенный представитель УК.
  5. Перед монтажом аппарата перекрыть водоснабжение. Доступ к воде может временно прекращаться во всем доме, поскольку иногда требуются манипуляции с трубами социальной сферы.
  6. Открутить гайки, удерживающие старое устройство. При необходимости делается их отжиг газом.
  7. Очистить штуцер от прокладок, подвергшихся износу.
  8. Устанавливаются новые прокладки.
  9. Установить новый водосчетчик при помощи гаек.
  10. Проверить прибор на протечки, включив воду. При необходимости гайки затягиваются посильнее.

После монтажа требуется снова пригласить в квартиру специалиста из управляющей компании. Он должен лично проверить исправность водосчетчика, а также установить на нем пломбы. Жильцы не вправе самостоятельно опломбировывать счетчики воды.


Когда водомер меняет мастер

Вызов специалиста для установки нового прибора обязателен, когда сам житель квартиры не имеет навыков для этого. Рекомендуется напрямую обращаться с заявлением на замену к компании поставщику услуг. Она направит в квартиру своего мастера, который выполнит все необходимые действия. После установки аппарата собственник пишет заявление в УК на его опломбировку.

Компания направляет специалиста. По окончании работ он должен вручить жильцу квартиры документацию:

  • акт ввода в эксплуатацию;
  • сертификат на новый аппарат;
  • паспорт водосчетчика;
  • договор на установку;
  • все технические документы на устройство.

Акт ввода в эксплуатацию водосчетчиков Акт ввода в эксплуатацию. Стр.2 Акт ввода в эксплуатацию. Стр.3

Жильцы квартир также могут прибегать к услугам частных компаний. К ним причисляются различные службы по ремонту. При заключении договора необходимо запрашивать наличие лицензии у таких сервисных служб.

Кроме специалиста из частной компании, при установке и опломбировке аппарата должен присутствовать представитель УК. Он фиксирует состояние пломбы. Если все действия совершаются без ведома УК, то такая замена не будет считаться законной.


В новостройках приборы устанавливаются впервые. Обычно это происходит в процессе ремонта, когда в ванной комнате производится установка унитаза и прочей сантехники. После фиксации счетчика необходимо вызвать работника УК для его опломбировки. Специалист, после данной процедуры, выдаст жильцу акт, паспорт на водосчетчик и прочую документацию, подтверждающую возможность его эксплуатации. После этого бумаги направляются сначала в ДЕЗ, а затем – в Единый расчетный центр.

При установке нового аппарата вместо старого процедура идентична. Можно заменить счетчики воды только в присутствии представителя УК. Он же проведет их опломбировку. Затем им составляется акт. Обязательно снятие данных со старого аппарата.

Что необходимо сделать после замены устройства

Установленный счетчик воды нуждается в периодичном обслуживании. Необходимо раз в 6 лет проводить поверку аппарата, фиксирующего расход холодной воды. Проверки счетчиков горячей воды обязательны раз в 4 года. Также сразу после установки аппарата необходимо его опломбировать.

Устаревшие счетчики на воду, по закону, меняют только в случае их выхода из строя или передачи неверных показаний. Обычно водосчетчики изнашиваются после 12-20 лет службы.

Поверка

Данная процедура бывает плановой, а также внеплановой. В первом случае жилец квартиры раз в 6 лет или 4 года, в зависимости от типа аппарата, направляет заявку на его поверку в водоканал. Данное учреждение направляет мастера. Он может проводить процедуру, как с демонтажем устройства, так и без него.

Проверить водосчетчик можно собственными силами. Жилец приглашает специалиста из частной организации. При этом у нее должна быть лицензия. Также допускается привлекать частного мастера для поверки счетчиков воды. Услуги таких специалистов стоят дороже, но они решают именно вашу проблему.


Поверка во всех случаях платная. Ее стоимость колеблется в пределах 1000 рублей. Частные специалисты могут запросить сумму больше. Дороже стоит поверка счетчиков воды, в ходе которой оборудование демонтируется, а затем устанавливается обратно. При последующем монтаже должен присутствовать сотрудник водоканала. Ему необходимо удостовериться в сохранении исправности аппарата. Также он повторно устанавливает ранее снятые пломбы с водомера. После проведенной процедуры рекомендуется удостовериться, установлены ли на место все соединения.

Внеплановая проверка счетчиков воды обычно требуется при выявлении неисправностей в его работе. Мастер может на месте отрегулировать аппарат или взять его в ремонт. Помимо этого, с устройством могут быть проведены дополнительные манипуляции. Стоимость такого ремонта будет соизмерима с расходами на приобретение нового прибора.

По итогам поверки формируется акт. Он подписывается поставщиком услуги и жильцом квартиры.

Пломбировка

Данная процедура обязательна сразу после установки водомера. Пломбировка проводится исключительно представителем УК. Необходимо сразу после монтажа счетчика подавать заявление в компанию. Она направляет своего представителя для опломбировки прибора.

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Необходима хорошая организация осмотра счетчика. Работнику УК должен предоставляться свободный доступ к месту расположения водомера. После опломбировки делается акт. Также жильцу вручается техническая документация на новый аппарат. Акт дает разрешение гражданину эксплуатировать счетчик воды по его назначению. Во всех случаях, когда с устройства снимаются или устанавливаются пломбы, требуется оповещать управляющие компании и вызывать их представителей.

Читайте также: