Кто из указанных субъектов вправе иметь в собственности земельный участок на приграничной территории

Обновлено: 09.05.2024

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Земельный кодекс Российской Федерации" N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Вернуться к оглавлению документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 15 ЗК РФ, судебная практика применения

В пункте 9 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016г. № 3 (2016) содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Собственник выкупленной недвижимости имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях

"Граждане, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного у публично-правового образования, имеют право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположена эта недвижимость, на льготных условиях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", независимо от того, приобрели ли они недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

В порядке приватизации государственного имущества общество приобрело в собственность объекты недвижимости.

В последующем право собственности на указанные объекты по ряду сделок перешло К.

К. и уполномоченным органом заключен договор купли-продажи земельного участка, занятого указанными объектами недвижимости. В соответствии с этим договором стоимость земельного участка определена на основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" .. в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Полагая, что при исполнении договора купли-продажи он произвел переплату установленной законом выкупной цены, которая должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, К. уступил предпринимателю требование о взыскании излишне уплаченной суммы.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим иском к уполномоченному органу.

. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации … оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.

Из содержания п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Кроме того, ограничительное толкование положения п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ привело бы – в нарушение закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства – к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Таким образом, физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ.

Иное толкование нормы п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Норма абзаца второго п. 1 ст. 2 Закона № 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого п. 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупить земельный участок по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.

Поскольку в силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, определяя цену земельного участка, стороны должны были руководствоваться императивной нормой п. 1 ст. 2 Закона № 137, установление в договоре выкупной цены сверх размера, предписанного законом, противоречит указанным нормам, и К. обладает правом на возврат излишне уплаченных сумм".

В п. 36 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Ограничение права многодетного гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка на территории ЗАТО

"Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения и его статусом.

… Исходя из положений ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 названного кодекса).

Предусмотренное подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не отменяет особенностей оборота этих земельных участков.

… В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель (п. 4 ст. 93 ЗК РФ).

… Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан".

Перечень приграничных территорий

Иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"

Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5742, 5748; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 48, ст. 6642; 2015, N 29, ст. 4359; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5114, 5135) следующие изменения:

1) пункт 14 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях, предусмотренных статьей 3 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.";

2) дополнить статьей 3 1 следующего содержания:

"Статья 3 1 . Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий

1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.

2. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

3. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

4. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.";

3) абзац первый пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"2. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.";

а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1 . В границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается также деятельность, указанная в подпунктах "б", "г" и "к" пункта 2 настоящей статьи, и деятельность, указанная в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 2 настоящей статьи, в части:

а) разведки и добычи подземных вод для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения;

б) заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

в) движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.";

б) в абзаце втором пункта 4 слова ", а также проекты развития населенных пунктов, находящихся" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

в) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

"4 1 . С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, также согласовываются:

а) проекты документов территориального планирования муниципальных образований - в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков;

б) проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов.".

Статья 2

Подпункт 7 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220, 4262; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 28; 2018, N 32, ст. 5114; N 53, ст. 8422; 2019, N 31, ст. 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7768, 7771; 2020, N 29, ст. 4504; N 50, ст. 8061) изложить в следующей редакции:

"7 1 ) проектная документация:

объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";

особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;".

Статья 3

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст. 3597; 2011, N 50, ст. 7366; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 1, ст. 80; N 27, ст. 4287; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5135) следующие изменения:

а) подпункт 1 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";";

б) подпункт 1 пункта 5 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях";

а) пункт 2 дополнить предложениями следующего содержания: "Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.";

б) абзац второй пункта 3 признать утратившим силу;

в) в пункте 6 во втором предложении слова "и национальных парков" исключить, дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".";

г) подпункт 1 пункта 7 дополнить словами "за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий".

Статья 4

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 21; N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 72, 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4766, 4767, 4829; 2018, N 1, ст. 39, 91; N 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 30, ст. 4097; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5013, 5023) следующие изменения:

1) в части 4 1 статьи 25 второе предложение дополнить словами ", а также в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий";

2) статью 31 дополнить частью 8 4 следующего содержания:

"8 4 . В случае, если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

3) часть 1 статьи 32 дополнить предложением следующего содержания: "Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.";

4) часть 7 статьи 36 после слов "в границах особо охраняемых природных территорий" дополнить словами "(за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий)";

5) пункт 6 части 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:

"6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.".

Статья 5

Статья 6

Положения статьи 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

•изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

•отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

•реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

•конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком. Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Функциональный орган в области использования и охраны земель
Правительство РФ
Федеральное Собрание РФ
Федеральная служба земельного кадастра
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

2. Категория земель специально не предусматривающаяся в составе земель — земли …
лесного фонда
запаса
поселений
приграничных районов
сельскохозяйственного назначения

3. В соответствии с земельным законодательством, земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения …
предоставляются исключительно гражданам РФ
предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям
предоставляются федеральным казенным предприятиям
после вступления в силу ЗК РФ не предоставляются

4. Собственник земельного участка обязан проводить оросительные или осушительные мелиоративные работы.
обязан
обязан, если этого требуют соседи по участку
обязан при наличии уведомления органов местного самоуправления
не обязан

5. Земельный фонд в соответствии с действующим земельным законодательством разделен на … категорий.
10
5
7

6. Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может предоставляться на …
срок не более 10 лет
срок не более года
срок не более 49 лет
основании договора

7. Обладатель сервитута – это лицо, …
являющееся собственником земельного участка
владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
имеющее право ограниченного пользования чужим земельным участком
владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования

8. К целям охраны земель не относится:
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, разрушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности
предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности
привлечение к ответственности лиц, допустивших деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности

9. Формы платы за использование земли
нормативная стоимость земли
рыночная стоимость земли
кадастровая стоимость земельного участка
земельный налог
арендная плата

10. Дееспособность граждан в сфере земельных отношений может быть ограничена.
не может никогда
может быть ограничена с согласия самого гражданина
может быть ограничена в судебном порядке

11. Предмет земельного права – это общественные отношения по поводу …
планеты Земля
охраны земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
границ территориальных образований

12. К объектам государственного кадастрового учета не относится (ятся) …
объекты недвижимого имущества прочно связанные с земельными участками
земельные участки
недра

13. Правомочия арендатора земельного участка
владения и распоряжения
пользования и распоряжения
владения и пользования

14. Земельное законодательство состоит из …
Земельного кодекса РФ
других федеральных законов
законов субъектов Российской Федерации
Законов Российской Федерации
Указов Президента Российской Федерации
постановлений Правительства Российской Федерации
нормативных актов муниципальных образований

15. Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу.
вправе, если это предусмотрено договором аренды
вправе, при условии уведомления об этом собственника
вправе, при наличии разрешения собственника
не вправе

16. Ограничение прав на землю …
может носить бессрочный характер
возможно только на определенный срок
может быть установлено бессрочно или на определенный срок
не предусматривается действующим земельным законодательством

17. Гражданам могут предоставляться земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование.
могут, безвозмездно
могут на платной основе
могут за определенные заслуги
не могут

18. Земли сельскохозяйственного назначения находятся …
за чертой поселений
внутри поселения
внутри поселения либо за его чертой

19. Земельный участок на право пожизненного наследуемого владения можно …
получить в любое время
передавать по наследству и приобрести в собственность, другие сделки запрещаются
продать и совершать другие сделки

20. Государственный земельный кадастр – это …
реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории
количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования
показатель стоимости земли
расположение земельных участков на карте

21. Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой …
15 ноября 2000 года
18 февраля 2001 года
7 апреля 2001 года
28 сентября 2001 года

22. Земельное законодательство России находится в ведении …
Российской Федерации
субъектов Российской Федерации
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
органов местного самоуправления

23. Титул, предоставляющий наибольшее количество прав субъекту
собственность
владение
пользование
аренда
распоряжение

24. Не подлежат возврату земельные участки, которые были национализированы до 1 января … года.
1985
1997
1991
1995

25. Земельные участки, изъятые из оборота — участки, …
предоставленные для нужд связи
занятые особо ценными объектами культурного наследия наров Российской Федерации
загрязненные опасными отходами
занятые объектами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний

26. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц …
на всей территории Российской Федерации
в границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий
в специально отведённых территориях

27. Собственник земельного участка вправе использовать имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
вправе, если получено специальное разрешение
вправе, для собственных нужд
вправе, в рамках определенных лимитов
не вправе

28. Виды ответственности за земельные правонарушения
гражданско-правовая, административная, уголовная
земельно-правовая, уголовная, дисциплинарная
гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная
гражданско-правовая, земельно-правовая, уголовная, дисциплинарная

29. Государственный мониторинг земель в зависимости от целей наблюдения и территории, может быть …
федеральным
местным
частным
смешанным
корпоративным
единоличным
региональным
локальным

30. Нормы (максимальные и минимальные) предоставления земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности …
не устанавливаются
устанавливаются федеральным законодательством
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации
устанавливаются органами государственного и муниципального управления по заявлениям граждан

31. Перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации из одной категории в другую осуществляется …
Правительством Российской Федерации
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
органами местного самоуправления
органами законодательной власти субъектов Российской Федерации

32. Формы земельной собственности
субъектов Российской Федерации
государственная
частная
муниципальная
личная
коммерческая

33. Не относится к обязанности собственника земельного участка
возводить жилые строения в соответствии с целевым назначением земельного участка
сохранять межевые знаки
соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов
соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природным объектами

34. Право собственности на земельный участок может быть прекращено при …
отчуждении собственником земельного участка другим лицам
отказе собственника земельного участка от права собственности
принудительном изъятии у собственника его земельного участка в порядке, установленном законодательством
любых условиях
соответствующем решении суда

35. Землевладелец земельного участка – это лицо,…
владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования
владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
имеющее право ограниченного пользования чужим земельным участком
являющееся собственником земельного участка

36. Земельные участки на праве аренды могут иметь …
российские физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства
только российские граждане
любые лица, достигшие 15-летнего возраста
российские физические или юридические лица

37. Виды земельного контроля в соответствии с земельным законодательством
государственный
производственный
муниципальный
общественный
ведомственный
федеральный
региональный
местный

38. Земельные участки не предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование …
государственным и муниципальным учреждениям
органам местного самоуправления
гражданам
казенным предприятиям

39. Сервитут – это …
изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства
право ограниченного пользования чужим земельным участком
выкуп земельного участка для государственных нужд

40. Землепользователь земельного участка – это лицо …
являющееся собственником земельного участка
имеющее право ограниченного пользования чужим земельным участком
владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

41. Виды государственной собственности на землю
муниципальная собственность
федеральная собственность
собственность субъектов Российской Федерации
собственность муниципальных образований

42. Земельные участки, ограничиваемые в обороте – это участки занятые …
зданиями, строениями и сооружениями, в которых постоянно располагаются Вооруженные Силы Российской Федерации
зданиями, в которых расположены военные суды
находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда
объектами организации ФСБ России

43. Землеустройство – это мероприятия по …
устройству земельных дамб
повышению плодородия почв
установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами
расчету налога за пользование земельным участком

44. Признание права на земельный участок осуществляется …
по желанию собственника
органом местного самоуправления
главой соответствующего субъекта Российской Федерации
судом

45. Договоры аренды земельного участка не подлежат государственной регистрации, если они заключены на срок …
менее шести месяцев
менее одного года
менее двух лет

46. Земельный участок может быть передан в аренду для проведения изыскательских работ на срок не более …
1 года
двух лет
трех лет
пяти лет

47. Действующее земельное законодательство допускает возможность конфискации земельного участка.
не допускает
допускает в исключительных случаях
допускает по решению суда в качестве санкции
допускает в любых случаях

48. В случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка …
устанавливается в процентах от его рыночной стоимости
признается равной рыночной
не определяется
земельное законодательство не регламентирует решение данного вопроса

49. Собственник недвижимости, находящейся на земельном участке, если не предусмотрено иное, вправе …
владеть земельным участком
пользоваться земельным участком
владеть и пользоваться земельным участком
владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком

50. Собственник земельного участка вправе строить на нем пруды и иные закрытые водоемы.
вправе, после соответствующих согласований
вправе, в соответствии с установленными специальными требованиями
вправе, если позволит пользоваться этими объектами третьим лицам
не вправе

51. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц …
только за плату
бесплатно
за плату или бесплатно
любым удобным порядком

52. Земельный спор может быть рассмотрен третейским судом.
не может
может во всех случаях
может до принятия дела к производству федеральным судом
может по делам определенной категории

53. Земельное законодательство допускает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников.
допускает без возмещения стоимости земельного участка
допускает с возмещением стоимости земельного участка
допускает только на основании судебного решения
не допускает

54. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в течение … с момента подачи заявления.
трех дней
пяти дней
двух недель
месяца

55. Земельные участки в России могут находиться в собственности …
лиц без гражданства, за некоторыми исключениями
иностранных граждан, за некоторыми исключениями
лиц без гражданства
граждан России
иностранных граждан
иностранных юридических лиц, за некоторыми исключениями

56. Объектом купли-продажи могут быть только участки, прошедшие …
государственный кадастровый учет
радиационный контроль
проверку биолокационным способом
юридическую проверку

57. Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться на …
срок договора о землепользовании
срок не более 49 лет
период действия трудовых отношений
не определенный договором срок


О сроках и способах отчуждения земельных участков на приграничных территориях, собственниками которых являются иностранные граждане, лица без гражданства

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с позицией Управления Росреестра по Республике Крым и Севастополю, изложенной в письме от 02.04.2020 № Исх/01-0907/20@, п. 3 ст. 15 Земельною кодекса Российской Федерации и Указ Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 не содержат указание на ограничение прав лиц, имеющих двойное гражданство (в том числе гражданство Российской Федерации) на приобретение в собственность земельных участков.

В соответствии с п. l ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Поскольку муниципальные образования Республики Крым включены в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.0З.2020, то срок, установленный п. l ст. 238 Гражданскою кодекса Российской Федерации, исчисляется, начиная с 20.03.2020.

Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.

В случаях, если на земельном участке, находящемся в собственности иностранного гражданина, лица без гражданства расположены объекты капитального строительства, также принадлежащие на праве собственности указанному лицу, такое лицо вправе отказаться от права собственности на земельный участок и заключить в отношении него договор аренды.

В соответствии со ст. l9 Земельною кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на нею собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельною участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Также следует отметить, что многие иностранные граждане, зарегистрировавшие свои права в ЕГРН, впоследствии приобрели гражданство Российской Федерации, однако не внесли изменения в ЕГРН. В целях избежания процедур, предусмотренных п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанным лицам рекомендуется подать в Госкомрегистр заявление о внесении изменений в ЕГРН в части паспортных данных, предоставив копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и оплатив государственную пошлину в размере 350 руб.

Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками:

Читайте также: