Компенсация за ремонт квартиры малообеспеченным семьям

Обновлено: 15.05.2024

Рассказываем, какая поддержка от государства предусмотрена для неполных семей и что нужно сделать, чтобы её получить.

Какая семья считается неполной?

Семья считается неполной, если родитель один живёт с одним ребёнком или несколькими детьми, самостоятельно содержит и воспитывает их.

Семья может стать неполной, если:

  • один из родителей умер или пропал без вести;
  • родители развелись;
  • отец не значится в свидетельстве о рождении ребёнка или отмечен со слов матери.

Пособие неполным семьям

Новое пособие положено:

  • Матерям-одиночкам, когда в свидетельстве о рождении ребёнка не указан отец (или указан со слов матери) либо он умер или числится пропавшим без вести. Помощь также положена женщине, если она одна усыновила ребёнка или нескольких детей.
  • Одиноким отцам — вдовцам, усыновителям или если мать детей пропала без вести.
  • Разведённому родителю с детьми, у которого по решению суда есть право на алименты. Устные договорённости и нотариальное соглашение здесь не работают: обратиться за господдержкой можно только после вступившего в силу решения суда.

Ежемесячное пособие будет начислено только семьям с детьми , где средний доход на каждого человека меньше прожиточного минимума по региону.

При начислении выплат в расчёт берутся не только прямые доходы (зарплата, пенсия), но ещё и личное имущество:

  1. Жильё. Семья может владеть жильём любого размера или даже несколькими домами или квартирами, но площадь на каждого члена этой семьи не должна превышать 24 кв. м для квартиры и 40 кв. м — для дома. Также допустимо владеть земельными участками до 25 соток в городской черте и до 1 гектара — в селе.
  2. Транспорт. Учитываться будет ещё и транспорт и нежилые помещения (в том числе недостроенные), которыми владеет семья. Например, машина с объёмом двигателя свыше 250 л. с., выпущенная менее пяти лет назад, лишит семью статуса малообеспеченной и может стать препятствием для получения пособия на детей. В общей сложности допускается владеть двумя гаражами и автомобилем либо мотоциклами. Транспортные средства для инвалидов при расчёте учитываться не будут.
  3. Депозиты. Сумма вкладов в банке у семьи не должна превышать 250 000 рублей, а годовые проценты по ним — прожиточного минимума.

Если все эти условия соблюдены, одинокий родитель каждый месяц сможет получать выплаты на детей. Причём размер пособия будет увеличиваться пропорционально росту прожиточного минимума.

Как оформить пособие?

Пенсия по потере кормильца

ПФР её назначает, чтобы поддержать детей, оказавшихся в тяжёлом положении после смерти одного родителя или обоих родителей.

Оформить пенсию можно через Госуслуги, в МФЦ или Пенсионном фонде. Ознакомиться со списком документов, которые следует приложить к заявлению, можно здесь .

Пенсию ребёнок будет получать до своего совершеннолетия. Если он учится в вузе очно, рассчитывать на поддержку можно до окончания учёбы. Сейчас размер пенсии при потере одного из родителей — около 5 800 рублей.

Дополнительные льготы одиноким родителям

  • Стандартный налоговый вычет на детей положен одинокому родителю в двойном размере. Оформляется в ФНС.
  • Субсидия на оплату услуг ЖКХ. Будет начислена, если семья тратит на коммунальные услуги больше установленной нормы. Нормативы определяют регионы. Оформить субсидию одинокий родитель может через Госуслуги, в МФЦ или в профильном ведомстве своего города.
  • Компенсация платы за государственный детский сад. Положена любой семье, включая неполную. Зависит от количества детей: за одного — 20%, за двоих — 50%, за троих — 70%.

Какие ещё выплаты на детей могут получить одинокие родители?

Помимо специальных выплат, неполным семьям положены все другие меры поддержки для семей с детьми:

  • свидетельство о рождении (документ об усыновлении, опеке);
  • документ о заключении брака (если брак не заключался, в свидетельстве о рождении ребёнка должен быть указан отец);
  • справка за год;
  • справка с работы о выплатах в связи с уходом в декрет;
  • паспорт РФ;
  • копия трудовой книжки;
  • реквизиты банковского счёта;
  • заявление на пособие;
  • заявление на обработку персональных данных.

Обратиться за выплатой можно через МФЦ или Пенсионный фонд. А вот на Госуслугах эта возможность доступна не для всех регионов.

Кроме выплат на детей из неполных семей и дополнительных льгот одинокие родители могут воспользоваться льготной ипотекой под 6% годовых и региональными некоторыми региональными привилегиями. А подробнее о господдержке семей с детьми мы рассказывали здесь.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения

Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 11 ноября 2009 года №1258 О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА САНКТ‑ПЕТЕРБУРГА "О ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В САНКТ‑ПЕТЕРБУРГЕ"

Данный закон вступил в силу с 01.07.2016.

Денежная компенсация предоставляется собственнику жилого помещения на одно жилое помещение, в котором он имеет место жительства.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении денежной компенсации принимается администрацией района Санкт‑Петербурга по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для предоставления денежной компенсации:

документы, удостоверяющие личность собственника жилого помещения и лиц, совместно проживающих с ним (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);

документы, содержащие сведения о месте жительства собственника жилого помещения в Санкт‑Петербурге (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9) или решение суда об установлении места жительства в Санкт‑Петербурге) (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность собственника жилого помещения, сведений о месте жительства в Санкт‑Петербурге);

документы, содержащие сведения о составе лиц, совместно проживающих в жилом помещении с собственником жилого помещения (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), выписка из домовой книги или решение суда о признании лиц, проживающих совместно с собственником жилого помещения по месту жительства, членами его семьи – в случае наличия разногласий между собственником жилого помещения и проживающими совместно с ним по месту жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье);

документы, подтверждающие, что собственник жилого помещения и лица, совместно проживающие с ним, не заняты трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью (трудовая книжка);

документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, в котором собственник жилого помещения имеет место жительства;

документы, содержащие сведения о начисленном взносе на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления.

Денежная компенсация перечисляется в адрес собственника жилого помещения через отделения федеральной почтовой связи по месту жительства либо кредитные организации в соответствии с данными, указанными в заявлении, ежемесячно до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственникам жилых помещений, имеющим право на получение денежной компенсации по состоянию на 01.07.2016, денежная компенсация будет предоставляться с 01.07.2016 при условии подачи заявления и документов, необходимых для ее предоставления, в администрацию района Санкт‑Петербурга по месту жительства не позднее 31.12.2016.

Собственникам жилых помещений необходимо в полном объеме уплачивать взнос на капитальный ремонт.

В Санкт‑Петербурге в целях уменьшения расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт‑Петербурга.

Меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в натуральной форме (в виде уменьшения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и в форме денежных выплат.

Меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме предоставляются следующим категориям граждан:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

- вдова (вдовец) и родители Героя Советского Союза, Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы;

- Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, признанные инвалидами;

- участники Великой Отечественной войны;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, не имеющие инвалидности;

- ветераны боевых действий;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий;

- граждане, подвергшиеся воздействию радиации;

- семьи погибших (умерших) граждан, подвергшихся радиации;

- семьи, имеющие детей-инвалидов;

- ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- пенсионеры, проработавшие в Санкт‑Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющие трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах;

- реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий;

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- ветераны военной службы;

- женщины, которым присвоено почетное звание "Мать-героиня", и женщины, родившие и воспитавшие 10 и более детей.

Для каждой льготной категории граждан, имеющей право на меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт‑Петербурга, разработана своя формула расчета размера денежной выплаты.

Денежная выплата рассчитывается из половины базовой единицы, величина которой соответствует размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Санкт‑Петербурге.

В соответствии с пунктом 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда и членов жилищных кооперативов исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с Жилищным кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг изменяется с изменением размера платы за жилое помещение, тарифов и нормативов на коммунальные услуги.

Расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг выполняется для двух периодов: для отопительного периода (с нормативом отопления в расчете на 8 месяцев) и без услуги отопления (на 4 месяца).

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается Правительством Санкт‑Петербурга.

Формулы расчета денежных выплат в зависимости от льготной категории граждан

Ветеранам труда и ветеранам военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости.

Пенсионерам, проработавшим в Санкт‑Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержа-щимися в исправительных учреждениях и тюрьмах (R):

R =0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n,

n - количество нетрудоспособных и находящихся на иждивении членов семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

Участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (R1):

R1 = 0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n1,

n1 - количество членов семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Многодетным семьям, имеющим в своем составе трех несовершеннолетних детей (R2):

R2 = 0,3 x 0,75 x B x n2,

n2 - количество членов многодетной семьи

Многодетным семьям, имеющим в своем составе от четырех до семи несовершеннолетних детей (R3):

R3 = 0,4 x 0,75 x B x n3,

n3 - количество членов многодетной семьи

Многодетным семьям, имеющим в своем составе восемь и более несовершеннолетних детей (R4):

R4 = 0,5 x 0,75 x B x n4,

n4 - количество членов многодетной семьи

Инвалидам, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда (R5):

R5 = 0,5 x 0,25 х B x ((P : n5) / N) + 0,5 х 0,75 х В,

n5 - количество граждан, включающее инвалида и совместно проживающих с ним лиц;

P - общая площадь жилого помещения (площадь комнат в общежитиях);

N – региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на одного человека

Инвалидам III группы, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, инвалидам I и II групп, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или проживающим в жилых домах (R5-1):

R5-1 = 0,5 x 0,75 x B

Инвалидам I и II групп, которые проживают в жилых помещениях частного жилищного фонда и обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (R5-2):

R5-2 = 0,5 x 0,75 x B + 0,5 x 0,04 x B

Инвалидам I и II групп, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда (R5-3):

R5-3 = 0,5 x 0,21 x B;

Инвалидам III группы, которые проживают в жилых помещениях частного жилищного фонда и обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и инвалидам I, II и III групп, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или проживающим в жилых домах (R5-4):

R5-4 = 0,5 x 0,25 x B;

Семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда (R6)

R6 = 0,5 x B x n6,

n6 - количество членов семьи, имеющей ребенка-инвалида

Семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или проживающим в жилых домах (R6-1):

R6-1 = 0,5 x 0,75 x B x n6,

n6 - количество членов семьи, имеющей ребенка-инвалида;

Семьям, имеющим детей-инвалидов, которые проживают в жилых помещениях частного жилищного фонда и обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (R6-2):

R6-2 = 0,5 x 0,75 x B x n6 + 0,5 x 0,04 x B x n6,

n6 - количество членов семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда (R6-3):

R6-3 = 0,5 x 0,21 x B x n6,

n6 - количество членов семьи, имеющей ребенка-инвалида

Семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, или проживающим в жилых домах (R6-4):

R6-4 = 0,5 x 0,25 x B x n6,

n6 - количество членов семьи, имеющей ребенка-инвалида

Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (R7):

R7 = 0,5 x B + 0,5 x B x n7,

n7 - количество членов семьи инвалида войны

Участникам Великой Отечественной войны (R8):

R8 = 0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n8,

n8 - количество членов семьи участника Великой Отечественной войны.

Лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (далее - лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда") (R9):

R9 = 0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n9,

n9 - количество членов семьи лица, награжденного знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Ветеранам боевых действий (R10):

R10 = 0,5 x 0,25 x B + 0,5 x 0,25 x B x n10,

n10 - количество членов семьи ветерана боевых действий.

Нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах" (R11):

R11 = 0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n11,

n11 - количество членов семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавших

Гражданам, подвергшимся радиации (R12):

R12 = 0,5 x B + 0,5 x 0,25 x B x n12,

n12 - количество членов семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Семьям погибших (умерших) граждан, подвергшихся радиации (R13):

R13 = 0,5 x 0,25 x B x n13,

n13 - количество членов семьи

Пунктом 10 Закона предусмотрено:

Размер суммарной денежной выплаты гражданам, совместно проживающим в жилом помещении (далее - суммарная денежная выплата), не должен превышать размера начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги указанным гражданам.

В случае превышения размера начисленных сумм денежных выплат указанным гражданам над размером начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги размер суммарной денежной выплаты указанным гражданам определяется путем умножения начисленной денежной выплаты на коэффициент П, рассчитанный по формуле:

Н - начисленная плата за жилое помещение и коммунальные услуги;

С - начисленная сумма денежных выплат.

В соответствии со статьей 4 Закона Санкт‑Петербурга денежная выплата предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению.

Перечисление денежных выплат осуществляется по месту получения пенсии или на счета граждан в кредитных организациях до наступления срока платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 7.5 Постановления предлагается управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам на основании соглашений, носящих безвозмездный характер, организовать предоставление в Городской центр жилищных субсидий в отношении граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сведений о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или заключении и(или) выполнении (невыполнении) гражданином соглашения по ее погашению (ежемесячно до 12 числа месяца).

Предоставление денежных выплат приостанавливается гражданам, в отношении которых в Городской центр жилищных субсидий поступают сведения о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению.

В дальнейшем при погашении задолженности или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению предоставление денежной выплаты будет возобновляться с момента ее приостановления, т. е. в случае погашения задолженности гражданин получит денежную выплату за весь период, в течение которого она не выплачивалась.

Рассказываем, какая поддержка от государства предусмотрена для неполных семей и что нужно сделать, чтобы её получить.

Какая семья считается неполной?

Семья считается неполной, если родитель один живёт с одним ребёнком или несколькими детьми, самостоятельно содержит и воспитывает их.

Семья может стать неполной, если:

  • один из родителей умер или пропал без вести;
  • родители развелись;
  • отец не значится в свидетельстве о рождении ребёнка или отмечен со слов матери.

Пособие неполным семьям

Новое пособие положено:

  • Матерям-одиночкам, когда в свидетельстве о рождении ребёнка не указан отец (или указан со слов матери) либо он умер или числится пропавшим без вести. Помощь также положена женщине, если она одна усыновила ребёнка или нескольких детей.
  • Одиноким отцам — вдовцам, усыновителям или если мать детей пропала без вести.
  • Разведённому родителю с детьми, у которого по решению суда есть право на алименты. Устные договорённости и нотариальное соглашение здесь не работают: обратиться за господдержкой можно только после вступившего в силу решения суда.

Ежемесячное пособие будет начислено только семьям с детьми , где средний доход на каждого человека меньше прожиточного минимума по региону.

При начислении выплат в расчёт берутся не только прямые доходы (зарплата, пенсия), но ещё и личное имущество:

  1. Жильё. Семья может владеть жильём любого размера или даже несколькими домами или квартирами, но площадь на каждого члена этой семьи не должна превышать 24 кв. м для квартиры и 40 кв. м — для дома. Также допустимо владеть земельными участками до 25 соток в городской черте и до 1 гектара — в селе.
  2. Транспорт. Учитываться будет ещё и транспорт и нежилые помещения (в том числе недостроенные), которыми владеет семья. Например, машина с объёмом двигателя свыше 250 л. с., выпущенная менее пяти лет назад, лишит семью статуса малообеспеченной и может стать препятствием для получения пособия на детей. В общей сложности допускается владеть двумя гаражами и автомобилем либо мотоциклами. Транспортные средства для инвалидов при расчёте учитываться не будут.
  3. Депозиты. Сумма вкладов в банке у семьи не должна превышать 250 000 рублей, а годовые проценты по ним — прожиточного минимума.

Если все эти условия соблюдены, одинокий родитель каждый месяц сможет получать выплаты на детей. Причём размер пособия будет увеличиваться пропорционально росту прожиточного минимума.

Как оформить пособие?

Пенсия по потере кормильца

ПФР её назначает, чтобы поддержать детей, оказавшихся в тяжёлом положении после смерти одного родителя или обоих родителей.

Оформить пенсию можно через Госуслуги, в МФЦ или Пенсионном фонде. Ознакомиться со списком документов, которые следует приложить к заявлению, можно здесь .

Пенсию ребёнок будет получать до своего совершеннолетия. Если он учится в вузе очно, рассчитывать на поддержку можно до окончания учёбы. Сейчас размер пенсии при потере одного из родителей — около 5 800 рублей.

Дополнительные льготы одиноким родителям

  • Стандартный налоговый вычет на детей положен одинокому родителю в двойном размере. Оформляется в ФНС.
  • Субсидия на оплату услуг ЖКХ. Будет начислена, если семья тратит на коммунальные услуги больше установленной нормы. Нормативы определяют регионы. Оформить субсидию одинокий родитель может через Госуслуги, в МФЦ или в профильном ведомстве своего города.
  • Компенсация платы за государственный детский сад. Положена любой семье, включая неполную. Зависит от количества детей: за одного — 20%, за двоих — 50%, за троих — 70%.

Какие ещё выплаты на детей могут получить одинокие родители?

Помимо специальных выплат, неполным семьям положены все другие меры поддержки для семей с детьми:

  • свидетельство о рождении (документ об усыновлении, опеке);
  • документ о заключении брака (если брак не заключался, в свидетельстве о рождении ребёнка должен быть указан отец);
  • справка за год;
  • справка с работы о выплатах в связи с уходом в декрет;
  • паспорт РФ;
  • копия трудовой книжки;
  • реквизиты банковского счёта;
  • заявление на пособие;
  • заявление на обработку персональных данных.

Обратиться за выплатой можно через МФЦ или Пенсионный фонд. А вот на Госуслугах эта возможность доступна не для всех регионов.

Кроме выплат на детей из неполных семей и дополнительных льгот одинокие родители могут воспользоваться льготной ипотекой под 6% годовых и региональными некоторыми региональными привилегиями. А подробнее о господдержке семей с детьми мы рассказывали здесь.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Читайте также: