Компенсация арендной платы за земельный участок

Обновлено: 16.05.2024

требований о взыскании с предпринимателя членских взносов, пришли к выводам о наличии оснований для взыскания с предпринимателя оказанных Кооперативом услуг рынка и возмещения Кооперативу платы за пользование земельным участком, об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя. Суды исходили из следующего: Кооператив является арендатором публичного земельного участка, предоставленного размещения рынка, который обслуживает Кооператив; решение общего собрания членов Кооператива от 27.05.2015, которым утверждена Методика расчета платы (тарифы) за оказанные Кооперативом услуг и компенсации ему арендной платы за пользование публичным земельным участком , признано законным апелляционным определением Ставропольского городского суда от 24.11.2016 по делу № 33-3374/2016; факт оказания Кооперативом услуг по обслуживанию рынка и несения им расходов по оплате пользования земельным участком в период, указанный в иске, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами; поскольку предприниматель пользовался расположенными на территории рынка принадлежащими ему торговыми павильонами после отказа Кооператива от заключенных с ним спорных договоров, предприниматель должен оплатить оказанные Кооперативом услуги по обслуживанию рынка

этом арендодатель вправе выставлять арендатору счета на оплату коммунальных услуг в различные периоды и промежутки времени, без привязки к конкретным срокам и датам. Начиная с 01.01.2017 эксплуатационные расходы, а также расходы по аренде земельного участка, на котором расположено Здание, включены в стоимость арендной платы. Коммунальные расходы оплачиваются сверх арендной платы в порядке, предусмотренном пунктом 4.7. Договора и в сроки, согласно п.4.6. Договора. В связи с этим оснований для начисления эксплуатационных расходов и компенсации арендной платы за земельный участок начиная с 01.01.2017 не имеется. Ответчик во встречном иске заявил требование о взыскании эксплуатационных расходов в размере 41.340 руб. 31 коп. за ноябрь 2016 года, 42.765 руб. 83 коп. - декабрь 2016 года. Данное требование суд первой инстанции удовлетворил частично в размере 68.931 руб. 17 коп, в том числе в сумме 41.340 руб. 31 коп. за ноябрь 2016 года и 27.590 руб. 86 коп. 20 дней декабря 2016 года. В таком же

копейки, в том числе НДС 18%, в срок до 30 июня 2012 года; - за 2010 год – 275 558 (двести семьдесят пять тысяч пятьсот пятьдесят восемь) рублей 38 копеек, в том числе НДС 18%, в срок до 30 сентября 2012 года; - за 2011 год – 187 349 (сто восемьдесят семь тысяч триста сорок девять) рублей 52 копейки, в том числе НДС 18%, в срок до 31 декабря 2012 года. 1.2. Компенсацию арендной платы за земельный участок , занятый арендуемым по договору объектом недвижимости, за период и в сроки: - за 2009 год – 140 574 (сто сорок тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 36 копеек в срок до 30 июня 2012 года; - за 2010 год - 140 574 (сто сорок тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 36 копеек в срок до 30 сентября 2012 года; - за 2011 год - 140 574 (сто сорок тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля

Лаврухину Е.Ю. о взыскании суммы долга по договору, неустойки и судебные расходы. Требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком был заключен договор на эксплуатационное и техническое обслуживание №. Согласно условиям договора истец обязуется предоставить услуги и обеспечить эксплуатационное и техническое обслуживание здания, в котором расположено помещение ответчика, а ответчик обязуется осуществлять оплату услуг. В соответствии с п. 2.7 договора. Плата за коммунальные услуги, эксплуатационное и техническое обслуживание, а так же компенсация арендной платы за земельный участок под зданием вносятся ежемесячно, до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Датой оплаты услуг исполнителя является дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. в адрес регистрации ответчика направлялось уведомление о расторжении договора на эксплуатационное и техническое обслуживание с требованием о погашении задолженности в размере 51 566, 84 руб. По состоянию на

техническое обслуживание здания, в котором расположено помещение ответчика, а ответчик обязуется осуществлять оплату услуг. Стоимость эксплуатационного и технического обслуживания по договору (п. 2.1. договора) составляет 148 руб. за 1 кв.м, помещения в месяц. Размер платы за ХВС, ГВС, водоотведение, электроснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ. Размеры и порядок внесения иных платежей определяются договором. Согласно п. 2.7 договора плата за коммунальные услуги, эксплуатационное и техническое обслуживание, а также компенсация арендной платы за земельный участок под зданием вносится ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на основании платежных документов, представляемых исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Датой оплаты услуг исполнителя является дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Согласно п. 3.1.1. договора ответчик обязан своевременно и в полном объеме оплачивать услуги истца в порядке, предусмотренном договором. Ежемесячно истец выставлял счета на оплату по договору. Оплата в полном

лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Исходя из положений ст. 330 ГК РФ необходимым условием взыскания пени также является наличие вины должника в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства. Между тем, согласно пунктов. 2.7 и 2.8 договора, заключенного между истцом и ответчиком, плата за коммунальные услуги, эксплуатационное и техническое обслуживание, а также компенсация арендной платы за земельный участок под зданием, вносятся ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяца, за который производится плата, на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Плата за потребленные коммунальные услуги производится на основании Расчета исполнителя, исходя из показаний коллективных приборов учета, которые пропорционально распределяются между собственниками помещений в здании. Пунктом 3.2.3 договора предусмотрено, что при отсутствии претензий со стороны заказчика по качеству оказанных услуг по договору, обязанности

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами , порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, если земельный участок образован в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

Почему важно правильно определить фактическую стоимость аренды

Обращение к независимому оценщику перед сдачей объекта в аренду – добровольное решение арендодателя либо арендатора. Отметим, что по закону оценка арендной ставки обязательна, если предметом договора найма/аренды является государственная или муниципальная недвижимость.

Независимая оценка призвана:

Арендные платежи не должны быть несправедливо высокими для арендатора, и достаточными – для арендодателя. В противном случае не будут соблюдены финансовые интересы обеих сторон.

Основные подходы и методы оценки стоимости аренды

При оценке арендной стоимости оценщики используют три базовых подхода, основанных на:

  • Прогнозировании доходов, которые будут получены при использовании объекта для коммерческих целей – доходный подход.
  • Сравнении с условиями сдачи в аренду аналогичных объектов в регионе – сравнительный подход.
  • Расчете затрат, которые бы имели место при приобретении идентичного объекта недвижимости, – затратный подход.

Задача оценщика – выбрать и скомбинировать подходы, которые позволят получить объективный результат. По ФСО №1, оценщики в рамках подхода могут выбирать, какие методы использовать.

Сравнительный подход

Метод сравнения с аналогами базируется на сравнении ситуаций сдачи в аренду объектов со схожей полезностью. Он основывается на следующем принципе: арендатор не будет платить арендную плату больше, чем другой арендатор платит за аналогичный объект.

Расчетам предшествует сбор оценщиком информации об аналогичных сделках. При оценке аренды этот метод признан самым популярным. Подход применим в ситуациях, когда можно найти объекты, схожие с оцениваемым предметом договорных отношений. Если объект уникален, то применение сравнительного подхода ограничено или невозможно.

Затратный подход

В рамках затратного подхода используются метод рекапитализации и экономической амортизации.

Метод рекапитализации при оценке рыночной арендной ставки направлен на то, чтобы установить такую стоимость, в которую были бы заложены расходы собственника в недвижимость. Такой подход применяется с целью возмещения расходов.

В зависимости от целей, поставленных перед оценщиком, специалист при расчете коэффициента рекапитализации может использовать одну из разновидностей учета нормы возврата: метод Ринга, Инвуда или Хоскольда. Чтобы его определить, оценщику необходимо проанализировать характеристики объекта оценки, текущее состояние, степень износа.

При расчетах методом экономической амортизации независимый оценщик определяет степень износа арендуемого объекта (причем рассматривается как моральный, так и физический износ). Расчет рыночной стоимости аренды осуществляется с учетом износа. Также учитываются все затраты арендодателя на содержание арендуемого объекта недвижимости.

Доходный подход

Он применяется в отношении нежилых помещений, которые используются в коммерческих целях. Оценщик основывается на прогнозировании доходов и реализуется через два метода – капитализации доходов и дисконтирования денежных потоков. На заметку! Применение доходного подхода при оценке аренды вызывает споры у специалистов. Его особенность в том, что он основан больше на интересах арендатора. Оценщик учитывает, что благоразумный арендатор не согласится на арендные платежи за определенный период, которые бы превысили его доход от пользования арендуемым помещением или земельным участком. Задача оценщика – не только анализировать арендуемую недвижимость, но рассчитать доход типичного арендатора от пользования правом аренды.

Есть ли особенности в оценке стоимости аренды земельных участков

Сравнительный, доходный и затратный подходы используются при оценке стоимости аренды всех видов недвижимости: нежилых помещений, квартир, земельных участков. Кроме базовых методик при определении стоимости арендной платы земли, используются еще 6 способов (отчасти они дополняют основные). Они были разработаны Минимуществом еще в 2003 году. Перечислим их: методы сравнения продаж, выделения, распределения, капитализации дохода, остатка, предполагаемого использования.

Арендные ставки земельных участков, находящихся в собственности РФ в ряде случаев могут определяться в процентах от кадастровой стоимости.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2021 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3−9 настоящего Закона.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере 20 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных)

в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере 5 процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,95 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 479 рублей за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

1) в границах населенных пунктов в размере 1,98 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,66 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

2) на землях иных категорий в размере 2,40 рубля за квадратный метр.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 3,03 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор

Московской области А.Ю. Воробьев

Московской областной Думы

от 29.10.2020 № 5/129-П

Базовый размер
арендной платы за земельные участки, находящиеся
в собственности Московской области или государственная
собственность на которые не разграничена на территории Московской области

Наименование городского округа, населенного пункта, микрорайона, квартала

Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) (руб./кв. м)

Базовый размер арендной платы за земли населенных пунктов в границах сельских населенных пунктов и вне границ населенных пунктов
(руб./кв. м)*

Базовый размер арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (руб./га)

Базовый размер арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
(руб./кв. м)***

за земельные участки, предоставленные юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица

Согласно Указу N 160 местные исполкомы могут увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы за землю до 2 раз. При этом в 2020 году она уплачивается организациями в соответствии с решениями, принятыми в этом году. Некоторые местные исполкомы, в том числе и Мингорисполком, до сих пор не приняли такие решения. Имеют ли право организации самостоятельно пересчитать годовую арендную плату за землю, которая была исчислена с учетом увеличения (уменьшения) до 2,5 раз?

Нет, организации не вправе самостоятельно пересчитать арендную плату за землю.

Указом N 160 оговорен размер коэффициента, в пределах которого местные исполкомы вправе увеличивать или уменьшать арендную плату за землю. А вот конкретный размер коэффициента, а также конкретные категории арендаторов, в отношении которых применяется увеличение или уменьшение, устанавливаются в самих решениях местных исполкомов .

В связи с этим самостоятельно пересчитать арендную плату за 2020 год, исчисленную ранее с учетом коэффициента согласно нормам Указа N 101, нельзя. Следует дождаться принятия соответствующих решений. И не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом их принятия, — внести изменения в годовой расчет .

Отметим, что облисполкомам и Мингорисполкому для принятия мер по реализации Указа N 160, вступившего в силу с 16.05.2020, отведено 6 месяцев .

Организация 20.07.2020 заказным письмом получила от местного исполкома выписку из решения от 25.06.2020 об изменении границ земельного участка и допсоглашение от 10.07.2020 к договору аренды земельного участка, заключенному в 2011 году. Согласно допсоглашению изменен размер ежегодной арендной платы. Его госрегистрация произведена 27.07.2020. Когда организации необходимо подать уточненный расчет и уплатить арендную плату за землю?

Уточненный расчет — не позднее 20.07.2020, уплата за III квартал — не позднее 24.08.2020.

В случае изменения договора аренды земельного участка в части размера ежегодной арендной платы она исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего решения об изменении. Арендная плата уплачивается пропорционально количеству месяцев аренды земельного участка в календарном году .

Корректировки в годовой расчет вносятся организациями не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли основания для определения арендной платы за землю (в том числе если произошло изменение договора в части ее размера) .

Арендная плата уплачивается после представления уточненного расчета не позднее ближайшего установленного срока уплаты .

На основании указанных норм законодательства и приведенных в вопросе сведений полагаем следующее. Решение об изменении границы (площади) земельного участка принято в июне. Значит, со следующего месяца (июля) арендная плата за него исчисляется и уплачивается исходя из нового размера, определенного в допсоглашении к договору аренды. Связанные с этим корректировки следует внести в годовой расчет не позднее 20.07.2020. А после подачи уточненного расчета — уплатить арендную плату за III квартал текущего года по сроку не позднее 24.08.2020 (22.08.2020 и 23.08.2020 — выходные).

Организация получила в аренду земельный участок, находящийся в госсобственности. Решение о его предоставлении принято местным исполкомом в июне текущего года. Когда (22.07.2020 или 22.08.2020) наступает срок уплаты арендной платы за землю?

Начало исчисления и уплаты — 01.07.2020, срок уплаты за III квартал — не позднее 24.08.2020.

При принятии в течение текущего года решения о предоставлении земельного участка в аренду арендная плата за него исчисляется и уплачивается организацией пропорционально количеству месяцев аренды в этом году начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения .

Годовой расчет по арендной плате в таком случае представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении земли .

По общему правилу организации оплачивают аренду земли (кроме земель сельхозназначения) по выбору :

— единовременно (не позднее 22 февраля текущего года) — в размере исчисленной годовой суммы;

— ежеквартально (не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала) — в размере 1/4 исчисленной годовой суммы.

Если обстоятельства для исчисления и уплаты арендной платы возникли в течение текущего года (кроме ноября и декабря), она уплачивается не позднее даты, соответствующей ближайшему сроку уплаты, который следует за датой представления расчета по арендной плате .

Таким образом, поскольку решение о предоставлении земли в аренду принято в июне, арендная плата за 2020 год исчисляется и уплачивается с 1 июля по 31 декабря. Дата представления годового расчета — не позднее 20.07.2020. Уплатить арендную плату следует не позднее 24.08.2020 (22.08.2020 и 23.08.2020 — выходные) (за июль — сентябрь) и не позднее 23.11.2020 (22.11.2020 — выходной) (за октябрь — декабрь).

Организация имеет филиал, выделенный на отдельный баланс и имеющий банковский счет. Она является плательщиком арендной платы за земли, находящиеся в госсобственности. В рамках Указа N 143 Мингорисполком принял решение об уменьшении в 2 раза суммы арендной платы, подлежащей уплате по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 года. Применить уменьшение могут организации, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, прилагаемый к решению. Филиал организации осуществляет деятельность, включенную в данный перечень. Вправе ли организация применить понижающий коэффициент?

Полагаем, организация вправе применить понижающий коэффициент.

Согласно подп. 2.2 Указа N 143 местные органы власти имеют право в течение II и III кварталов текущего года принимать решения об уменьшении арендной платы за землю, которая подлежит уплате в указанных кварталах. Данными решениями устанавливается понижающий коэффициент, а также определяются категории плательщиков, которые вправе его применить, чтобы уменьшить платеж в бюджет. Как правило, это те плательщики, которые ведут деятельность, включенную в перечни, содержащиеся в решениях.

По гражданскому законодательству филиалом является обособленное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее все или часть ее функций .

Следовательно, поскольку филиал — это, по сути, составная часть организации, полагаем, она вправе воспользоваться понижающим коэффициентом и уменьшить арендную плату за землю, подлежащую уплате за II и III кварталы текущего года.

Отметим, что порядок определения основного вида деятельности установлен соответствующими указаниями Белстата от 30.11.2012 N 289.

Указом N 160 предусмотрено, что увеличения до 2 раз размера ежегодной арендной платы, принятые местными исполкомами, не распространяются на энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по электроснабжению. В связи с этим может ли такая организация без обращения в местные исполкомы, с которыми заключены договоры аренды земельных участков, пересчитать арендную плату за землю за 2020 год без применения повышающих коэффициентов?

Организация вправе самостоятельно пересчитать арендную плату за 2020 год.

С 01.01.2020 местные исполкомы на основании своих решений вправе увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, размер ежегодной арендной платы отдельным категориям арендаторов. В 2020 году она уплачивается организациями в соответствии с решениями, принятыми в этом году .

Вместе с тем с указанной даты увеличение размера ежегодной арендной платы за землю по решениям местных исполкомов не распространяется на определенный перечень организаций, в том числе и на энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по электроснабжению .

Арендная плата за землю с учетом увеличения (уменьшения) на основании решений местных исполкомов исчисляется и уплачивается организациями независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды в части размера ежегодной арендной платы .

Значит, организациям не нужно ждать от арендодателей допсоглашений к договору аренды, чтобы пересчитать арендную плату за 2020 год с учетом новых увеличивающих или уменьшающих коэффициентов, установленных с 01.01.2020. Они могут сделать это самостоятельно после принятия местными исполкомами соответствующих решений .

Что касается организаций, на которые не распространяется увеличение размера аренды, они также вправе самостоятельно (без допсоглашения к договору аренды) пересчитать годовую арендную плату за землю без применения увеличивающего коэффициента. Поскольку с 01.01.2020 в отношении таких плательщиков установлена прямая норма о неприменении увеличения по решениям местных исполкомов.

31.07.2019 организация ввела в эксплуатацию в установленном порядке возведенное капстроение, расположенное на земельном участке, которое получено в аренду. С 02.09.2019 некоторые помещения капстроения сданы в аренду другой организации. В связи с вступлением в силу Указа N 160 организация планирует использовать льготу согласно подп. 5.43 Положения N 160 и пересчитать арендную плату за землю за 2020 год. Как определить ее размер в части, приходящейся на сданные в аренду помещения?

Арендная плата за землю исчисляется пропорционально переданным в аренду площадям капстроений.

С 01.01.2020 за земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, организации вправе не исчислять и не уплачивать арендную плату за землю в течение 1 года с даты приемки капстроений в эксплуатацию в установленном порядке. Льгота используется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на нее .

Однако если указанные капстроения (их части) сданы в аренду, то освобождение в отношении земельных участков (их частей) утрачивается, кроме установленных случаев. И тогда арендная плата за землю уплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроений (их частей) в аренду .

В рассматриваемой ситуации организация в связи с введением с 01.01.2020 льготы вправе пересчитать арендную плату за землю за 2020 год. Освобождение от нее возможно к применению в течение времени, оставшегося до истечения 1 года с даты приемки капстроения в эксплуатацию, и только в части площади земли, которая приходится на площадь капстроения, не сданную в аренду. При использовании освобождения предусмотрено заполнение приложения 1. Это сведения о размере и составе использованных льгот, которые представляются одновременно с расчетом по арендной плате за землю .

А за площадь земли, приходящуюся на сданные в аренду помещения, уплата арендной платы после применения льготы продолжается. В этом случае она исчисляется пропорционально площадям помещений, переданным в аренду .

Чтобы определить площадь земельного участка, в отношении которой арендная плата за землю при сдаче капстроений в аренду уплачивается, нужно заполнить приложение 3. Алгоритм определения площади приведен в графе 8. Данное приложение подается в ИМНС вместе с расчетом по арендной плате за землю .

Читайте также: