Когда у восточных славян появилась частная собственность на землю

Обновлено: 03.05.2024

Земельные отношения и связанные с их регулированием земельный кадастр и землеустройство зародились в недрах первобытнообщинного строя, когда земля из чисто природного образования под воздействием человеческого труда стала средством производства и объектом собственности.

Земельные отношения в России имеют древнюю историю, но их острота проявилась не сразу. Древние русские славяне селились на Днепре и Ильмене и сохраняли патриархальный племенной быт. Они разделялись на племена, которые состояли из родов (совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей землей и управляемых родовым старшиной). С течением времени связь между родами ослабела, распались сами рода, которые разделились на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою пашню, покосы и другие земельные участки. С распадением родовых связей семьи объединялись в случае необходимости уже по принципу соседства и составляли общину (задругу, вервь). Удобные земли, находящиеся вокруг поселений, считались принадлежностью всех членов славянской общины и делились между отдельными лицами или семьями по жребию. Уже в первые века новой эры у восточных славян имели место межевые знаки собственности - тамги, которые ставились на границах земельных владений.

С появлением и развитием древнерусских государств земельная собственность приобретала все большее значение. Возникновение сначала племенных, а затем территориальных княжеств сделало возможным появление государственных объединений. Наиболее крупными из них были Киевское и Новгородское княжества. Объединение этих княжеств в IХ веке положило начало могущественного древнерусского государства - Киевской Руси. Во главе этого государства стоял Великий Киевский князь, являющийся верховным собственником всей земли и самым могущественным феодалом.

Киевское государство в IХ веке состояло из отдельных волостей или княжеств, которые управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева. В центре земель каждой волости располагался старший или великий город, которому повиновались пригороды великого города и другие младшие города. Для управления делами города вече выбирало своих старейшин, самым заметным из которых был тысяцкий.

Первоначально земельные отношения на территории древнерусского государства были связаны с присоединением новых земель, которое осуществлялось насильственно или по договоренности. Завоевания были необходимы, с одной стороны, для расширения жизненного пространства и удаления основных городов от границ государства, где проходили столкновения с кочевниками и более частые набеги и грабежи. И с другой стороны, для сбора дани с населения покоренных территорий для обогащения правителей, пополнения казны и усиления за счет этого государства (содержание дружин, возведение крепостей, производства или покупки оружия и т.д.).




Известно, что первая монгольская перепись населения при хане Батые была произведена в Киеве в 1245 г.; затем – при хане Мунке в 1257 г. – были переписаны земли Суздальская, Рязанская и Муромская, в 1259 г. – жители Новгорода. В 1273 г. при хане Менгу-Темире в летописи последний раз упоминается о повсеместной переписи жителей на Руси, но по всем данным эта перепись была не последняя, так как в ханских ярлыках, даваемых русскому духовенству на освобождение от дани и на прочие льготы, встречается много свидетельств на их производство даже в ХIV веке.

Вторым итогом проведения земельно-кадастровых работ в период татаро-монгольского ига явилось распространение местных межевых законов Московского, Новгородского и Псковского княжеств.

Качественно новым этапом межевания явились работы, связанные с введением при Иване III Васильевиче (1440-1505 гг.) поместной системы, т.е. вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Необходимость в нарезке поместий и их разграничении сделали межевые работы в масштабах государства не разовыми, а постоянными. В отличие от владельца вотчины, владелец поместья имел значительные ограничения в распоряжении земельным участком, а также был обязан в случае проведения государством войны по требованию правительства направлять в войско определенное число обученных и снаряженных людей и содержать их.

На Руси в ХVI веке сформировались следующие формы землевладения и землепользования: вотчинное и поместное землевладение феодалов; крестьянское землевладение и землепользование; монастырское и церковное землевладение; дворцовое и государственное землевладение.

Вотчинное землевладение возникло в период удельных княжеств.Вотчина– участок земли, которым владелец мог распоряжаться на праве полной собственности (продавать, дарить, завещать). Владельцы вотчин обязаны были предоставлять в государственное войско вооруженных воинов. На основании Соборного уложения 1649 г. различались три вида вотчин: наследственные (родовые), переходящие по наследству; выслуженные – полученные от князя за определенные заслуги; купленные – приобретенные за деньги у других феодалов. Помимо законных способов увеличения феодальных землевладений осуществлялись за счет:

-экспроприации земель свободных крестьян (смердов) путем прямого захвата или долгового закабаления;

-захвата смежных земель, принадлежащих другим феодалам;

-занятия пустующих земель.

Дворцовое землевладение зародилось в период удельных княжеств. Удельные князья имели значительные земельные владения, которые передавались по наследству и постоянно расширялись за счет земель мелких удельных князей, вотчин, принадлежащих боярам и служилым людям, а также крестьянских земель. С развитием государственности отдельно выделились дворцовые и государственные земли. Дворцовые земли находились в собственности князя и доходы с них шли на содержание князя и его семьи (дворца). Государственные земли считались собственностью государства и доходы с этих земель поступали в казну. В ХIV- начале ХVIII такие земли назывались черными землями. Из государственных земель выделялись поместья служилым людям или жаловались вотчины. В последствии из государственных земель выделились специальные земли различных ведомств, например, ямского (почтового) ведомства.

Середина XYII века ознаменовалась завершением закрепощения крестьян. Соборное уложение 1649 года ввело принцип крепостной наследственности, тем самым окончательно закрепив зависимость крестьянского населения от феодалов. Крестьянин постепенно превратился в абсолютно зависимого человека, почти раба, его феодал мог продать, обменять, мог распорядится его бытом, его поступками, наказать его по своему усмотрению и т.д. К концу XYII века в крепостной зависимости было уже почти 90% крестьян.

В ХV – ХVI веках была наиболее распространена оброчная форма ведения хозяйства. Оброк выплачивался крестьянами помещику в натуральном (продуктами, услугами) или денежном виде за пользование земельным наделом. В ХVIII веке ей на смену приходит барщина, представляющая собой отработку крестьян на земле помещика 3-6 дней в неделю.

Восточные славяне – начало истории

Это работа рассказывает про самый ранний период истории восточных славян VIII–IХ вв. Это не пересказ последовательных исторических событий, а первая работа цикла, посвящённого поэтапному развитию Руси – России, на основе актуальных научных исследований по данной теме.

Начальный период русской истории, согласно выводам выдающегося русского филолога А. А. Шахматова (1864–1920 гг.), был описан в недатированной части летописи. Первая информация была внесена на основе устных преданий, отсюда много нестыковок в датах и событиях. Раннюю историю восточных славян существенно дополняют археологические данные. Исследователи по-разному смотрят на археологические культуры, которые предшествовали археологической культуре восточных Славян. Одни настаивают на преемственности этих культур, другие считают, что преемственности нет, и культуры принадлежат разным этносам.

Восточные славяне. Расселение и колонизация Восточной Европы

Предки Восточных славян обитали в среднем Поднепровье, карпатском регионе. Отсюда, а также из Повислья началось продвижение славян на север, восток и северо-восток.

Ранние события, описанные в летописи, застают славян (особенно в некоторых районах) в самом начале колонизации.

Продвижение славян происходило по рекам. Места для поселений выбирались обычно на мысу, так как мыс с двух сторон окружен водой и его проще укрепить и оборонять.

Есть мнение, что в момент расселения славян по Восточно-Европейской равнине климат был более мягким, чем сейчас.

Восточные славяне – начало истории


Племя Водь. Археологические находки.

О чем и свидетельствует этнографический материал. Ранние же славянские города многие исследователи считают, по аналогии со средневековым европейским поселением периода борьбы городов с феодалами в XIII–XV вв., торговыми или межэтническими центрами, часто чуть ли не всегалактического значения.

Бужане, Волыняне, Дулебы, Поляне, Древляне, Дреговичи, Белые Хорваты обитали и осваивали территории центральной и западной части Украины и западной и центральной Белоруссии.

Племенной союз Кривичей, имевший тесные связи с балтскими племенами, занял территорию Псковщины, а потом продвинулся на юг, в верховье Днепра и Волги (современная Минская и Смоленская области). Стоит отметить, что в их племенной союз входили неупомянутые в летописи племена, например Смоляне.

Северяне обитали по левобережью Днепра, их столица – будущий город Чернигов.
Вятичи жили в бассейне Оки и Москвы-реки, на территории современной Московской, Рязанской, Орловской, Калужской, Ростовской и Липецкой областей.

Словени ильменские заняли территорию современной Новгородской и части Ленинградской области. Историки по-разному описывают их происхождение. Одни предполагают, что они мигрировали с территории Поднепровья, другие – что с балтийского Поморья (современная Германия и Польша).

Тиверцы и Уличи поселились в междуречье Дуная, Прута, Днестра и Днепра, вдоль побережья Чёрного моря. Это современная территория Молдавии (Молдовы) и юга-запада Украины.

Родовое общество восточных славян

Восточнославянское общество мало отличалось от раннеславянского VI–VIII вв. И в основе его лежал родоплеменной строй.

Род – это коллектив родичей, состоящий из родственников по мужской линии. В родовой коллектив, конечно, мог быть введен сторонний участник, не родственник, который выполнял определенный обряд, типа клятвы на крови.

Право-обязанность отстаивать и защищать каждого члена рода (месть или возмещение) сплачивала коллектив. Коллектив обязан был заботиться и защищать каждого его члена, что являлось неотъемлемой частью родоплеменного строя:

«Все эти племена имели обычаи, – писал летописец, – и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав.

Поляне имели обычай отцов своих кроткий и тихий… Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующей день приносят за неё – что дают.

А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели нечистое и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды.

Восточные славяне – начало истории


Ю. Сергеев. Русь языческая.

Восточные славяне – начало истории


Инструменты ювелира. VIII в. Старая Ладога.

Род был не только основой социальной, но и хозяйственной жизни. Экономической базой общества была коллективная собственность всей общины на землю. Археологический материал говорит об определённом социальном равенстве больших семей. Во всей деятельности определяющими были не хозяйственные, а кровнородственные отношения.

Накануне суперсоюза

Ключевым занятием было земледелие. И этим славяне существенно отличались от других обитателей Восточной Европы, что давало им экономическое преимущество. Хотя и промыслы занимали огромное место в их хозяйственной деятельности.

Восточные славяне – начало истории


Современная реконструкция восточных славян.

Важнейшими факторами, которые влияли на развитие, были, во-первых, рост населения и потребность в колонизации новых земель: земледелие, охота и собирательство в условиях леса и лесостепи не давали достаточного прибавочного продукта для развития общества.

Восточные славяне – начало истории


Дань варягам и хазарам. Радзивиловская летопись. 8 С.

Такая ситуация была у ранних славян, в период миграции на Балканы в VI–VII вв. Её же мы видим и в период миграции восточных славян в VIII–X вв. И именно внешние факторы оказывали существенное влияние на формирование первых предгосударственных образований у славян в начале IХ – начале Х веков.

Племя было разделено на три трибы, а триба – на десять курий, курия – на десять родов, род –на десять семейств.

Во главе родов стояли отцы семейств – патриции.

Верховным органом управления было народное собрание, собиравшиеся по куриям.
Вторым органом управление был совет старейшин или сенат. Сенат утверждал решения народного собрания и назначал нового царя или военного вождя.

Рядом, а не над сенатом и народным собранием, стоял рекс (царь) – это племенной военный предводитель и верховный жрец, вождь, избираемый пожизненно.

Земля находилась в коллективной собственности. У каждого рода были свои общие кладбища и родовые культы.

Восточные славяне – начало истории


Призвание варягов.

При отсутствии общих органов управления было принято решение установить надплеменную структуру, пригласив её извне, что и повлекло за собой преодоление статической системы родовой обособленности.

Источники и литература:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Восточные славяне – начало истории

Это работа рассказывает про самый ранний период истории восточных славян VIII–IХ вв. Это не пересказ последовательных исторических событий, а первая работа цикла, посвящённого поэтапному развитию Руси – России, на основе актуальных научных исследований по данной теме.

Начальный период русской истории, согласно выводам выдающегося русского филолога А. А. Шахматова (1864–1920 гг.), был описан в недатированной части летописи. Первая информация была внесена на основе устных преданий, отсюда много нестыковок в датах и событиях. Раннюю историю восточных славян существенно дополняют археологические данные. Исследователи по-разному смотрят на археологические культуры, которые предшествовали археологической культуре восточных Славян. Одни настаивают на преемственности этих культур, другие считают, что преемственности нет, и культуры принадлежат разным этносам.

Восточные славяне. Расселение и колонизация Восточной Европы

Предки Восточных славян обитали в среднем Поднепровье, карпатском регионе. Отсюда, а также из Повислья началось продвижение славян на север, восток и северо-восток.

Ранние события, описанные в летописи, застают славян (особенно в некоторых районах) в самом начале колонизации.

Продвижение славян происходило по рекам. Места для поселений выбирались обычно на мысу, так как мыс с двух сторон окружен водой и его проще укрепить и оборонять.

Есть мнение, что в момент расселения славян по Восточно-Европейской равнине климат был более мягким, чем сейчас.

Восточные славяне – начало истории


Племя Водь. Археологические находки.

О чем и свидетельствует этнографический материал. Ранние же славянские города многие исследователи считают, по аналогии со средневековым европейским поселением периода борьбы городов с феодалами в XIII–XV вв., торговыми или межэтническими центрами, часто чуть ли не всегалактического значения.

Бужане, Волыняне, Дулебы, Поляне, Древляне, Дреговичи, Белые Хорваты обитали и осваивали территории центральной и западной части Украины и западной и центральной Белоруссии.

Племенной союз Кривичей, имевший тесные связи с балтскими племенами, занял территорию Псковщины, а потом продвинулся на юг, в верховье Днепра и Волги (современная Минская и Смоленская области). Стоит отметить, что в их племенной союз входили неупомянутые в летописи племена, например Смоляне.

Северяне обитали по левобережью Днепра, их столица – будущий город Чернигов.
Вятичи жили в бассейне Оки и Москвы-реки, на территории современной Московской, Рязанской, Орловской, Калужской, Ростовской и Липецкой областей.

Словени ильменские заняли территорию современной Новгородской и части Ленинградской области. Историки по-разному описывают их происхождение. Одни предполагают, что они мигрировали с территории Поднепровья, другие – что с балтийского Поморья (современная Германия и Польша).

Тиверцы и Уличи поселились в междуречье Дуная, Прута, Днестра и Днепра, вдоль побережья Чёрного моря. Это современная территория Молдавии (Молдовы) и юга-запада Украины.

Родовое общество восточных славян

Восточнославянское общество мало отличалось от раннеславянского VI–VIII вв. И в основе его лежал родоплеменной строй.

Род – это коллектив родичей, состоящий из родственников по мужской линии. В родовой коллектив, конечно, мог быть введен сторонний участник, не родственник, который выполнял определенный обряд, типа клятвы на крови.

Право-обязанность отстаивать и защищать каждого члена рода (месть или возмещение) сплачивала коллектив. Коллектив обязан был заботиться и защищать каждого его члена, что являлось неотъемлемой частью родоплеменного строя:

«Все эти племена имели обычаи, – писал летописец, – и законы своих отцов, и предания, и каждый – свой нрав.

Поляне имели обычай отцов своих кроткий и тихий… Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующей день приносят за неё – что дают.

А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели нечистое и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды.

Восточные славяне – начало истории


Ю. Сергеев. Русь языческая.

Восточные славяне – начало истории


Инструменты ювелира. VIII в. Старая Ладога.

Род был не только основой социальной, но и хозяйственной жизни. Экономической базой общества была коллективная собственность всей общины на землю. Археологический материал говорит об определённом социальном равенстве больших семей. Во всей деятельности определяющими были не хозяйственные, а кровнородственные отношения.

Накануне суперсоюза

Ключевым занятием было земледелие. И этим славяне существенно отличались от других обитателей Восточной Европы, что давало им экономическое преимущество. Хотя и промыслы занимали огромное место в их хозяйственной деятельности.

Восточные славяне – начало истории


Современная реконструкция восточных славян.

Важнейшими факторами, которые влияли на развитие, были, во-первых, рост населения и потребность в колонизации новых земель: земледелие, охота и собирательство в условиях леса и лесостепи не давали достаточного прибавочного продукта для развития общества.

Восточные славяне – начало истории


Дань варягам и хазарам. Радзивиловская летопись. 8 С.

Такая ситуация была у ранних славян, в период миграции на Балканы в VI–VII вв. Её же мы видим и в период миграции восточных славян в VIII–X вв. И именно внешние факторы оказывали существенное влияние на формирование первых предгосударственных образований у славян в начале IХ – начале Х веков.

Племя было разделено на три трибы, а триба – на десять курий, курия – на десять родов, род –на десять семейств.

Во главе родов стояли отцы семейств – патриции.

Верховным органом управления было народное собрание, собиравшиеся по куриям.
Вторым органом управление был совет старейшин или сенат. Сенат утверждал решения народного собрания и назначал нового царя или военного вождя.

Рядом, а не над сенатом и народным собранием, стоял рекс (царь) – это племенной военный предводитель и верховный жрец, вождь, избираемый пожизненно.

Земля находилась в коллективной собственности. У каждого рода были свои общие кладбища и родовые культы.

Восточные славяне – начало истории


Призвание варягов.

При отсутствии общих органов управления было принято решение установить надплеменную структуру, пригласив её извне, что и повлекло за собой преодоление статической системы родовой обособленности.

Источники и литература:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Славяне — группа народов, о происхождении которых выдвигается немало гипотез. Многие историки полагают, что их предки существовали еще во втором тысячелетии до нашей эры и были обособившейся частью индоевропейской общности. Другие специалисты с ними не во всем согласны. Однако большинство историков сходится во мнении, что праславяне первоначально являлись единым этносом, разделившимся позже на три группы:

Хотя некоторые современные историки полагают, что протославяне не образовали группу венедов, а просто входили в нее, как союзное племя.

Почему же некогда единый этнос разделился? Что привело к возникновению государственности у восточных славян? Каковы были предпосылки и этапы?

Кто такие восточные славяне

До сих пор многое о происхождении этноса остается неизвестным, ведутся споры, выдвигаются теории, и ни одна из них не имеет неопровержимых доказательств. Даже то, где находилась прародина древних славян, доподлинно неясно. Предположительно, Великое переселение, в результате которого единая общность территориально разделилась на три ветви, произошло в период со IV по VII столетия нашей эры. Несмотря на некоторые различия между образовавшимися группами, как таковой раздробленности у славян не отмечалось. Их языки, равно как и обычаи, были схожи. В разных летописях и исторических записях славяне характеризуются как отважные, выносливые и свободолюбивые люди с сильным характером.

Восточные славяне — это несколько племен, составляющих единую общность со своей культурой, представители которой говорили на восточнославянских языках. Именно они впоследствии составили основное население Древнерусского государства. Восточные славяне были язычниками и обожествляли силы природы.

Расселение восточных славян

Поначалу восточные славяне заняли лесостепную и болотистую местность между Днепром и Днестром. Выбор труднопроходимых территорий неслучаен: таким образом они старались обезопасить себя от набегов различных соседей и кочевников, которые отбирали скот, хлеб, поджигали жилища. В VII-VIII веках нашей эры из родовых общин восточных славян сложилось 12 племенных союзов, самыми крупными из которых были:

Были и другие племена, такие как северяне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, белые хорваты, уличи и тиверцы.

О происхождении восточных славян существует две основных теории:

Согласно ей, славянские народы пришли в Восточную Европу с других территорий.

Эта версия говорит о том, что они были коренным населением Восточно-Европейской равнины.

В свою очередь, миграционная теория предполагает несколько вариантов развития событий. Самые популярные из них следующие:

Скорее всего, через несколько веков восточные славяне в любом случае объединились бы и образовали единую державу. Однако в IX столетии произошли события, которые ускорили процесс создания государства.

Возникновение русской государственности было вызвано как внутренними, так и внешними факторами.

Внутренние факторы образования государственности

К внутренним предпосылкам возникновения государственности у восточных славян можно отнести несколько социально-экономических факторов:

Кроме того, причинами возникновения государственности у восточных славян были:

Начиная с VIII столетия, Европу потрясали набеги скандинавов. Их же называли норманнами, варягами или викингами. Они проживали на территориях таких современных стран, как Норвегия, Швеция и Дания, и часто устраивали военные походы на чужие земли. Норманнские захватчики были настоящим бедствием для многих государств. Они отвоевали большие территории Англии, Франции и Италии, собирали дань с народов Северной Африки.

В IX столетии скандинавы отправились на земли, которые занимали восточные славяне. Один из их предводителей в 862 году дошел до Финского залива и на реке Волхов основал город Ладога. Этим вождем был известный всем Рюрик. Легенда говорит о том, что вместе с ним пришли его братья: Трувор и Синеус. И стали они князьями. Рюрик правил в Ладоге, а позже перебрался в Новгород. Его братья заняли Изборск и Белоозеро, но через два года они умерли. С того момент Рюрик княжил единолично. Так начался период возникновения государственности.

Однако есть исторические летописи, которые опровергают эту версию и рассказывают о том, что будущие новгородцы сами позвали Рюрика на княжение. Он построил на их земле город. Некоторые археологические находки даже подтверждают тот факт, что Новгород возвели после прихода скандинавского предводителя. Ладога же была основана еще в VIII столетии. Впрочем, всё это тоже нельзя считать неоспоримыми доказательствами.

Теории образования Древнерусского государства

Многие столетия историки пытались найти ответы на вопросы касательно происхождения восточных славян. Ученые спорили, доказывали свою точку зрения, выдвигали версии. Сегодня существует три теории возникновения государственности.

Современные историки неоднозначно относятся к норманнской теории. С одной стороны, мысль о том, что наши далекие предки не были способны на политическое объединение, несколько обидна. Однако в то же время скандинавы ускорили процесс образования государства. Хотя норманны и сыграли определенную роль в объединении Руси, предпосылки все же зародились у славян.

С норманнской версией были не согласны многие ученые, ее считали политизированной. Поэтому вслед за ней появилась антинорманнская теория, которую еще называют славянской. Ее автором стал М. В. Ломоносов. Суть теории заключается в отрицании всех идей, которые несет норманнская версия. Антинорманнисты отвергали мысль о том, что скандинавы повлияли на объединение племен. Кроме того, историки сомневаются, что славяне призывали варягов. Антинорманнисты не отрицают, что некоторое влияние варяги, возможно, и оказывали, однако оно не связано со становлением Древнерусского государства.

Объединение племен и образование Древней Руси

Бразды правления Новгородским государством сразу после кончины Рюрика взял в свои руки Олег Вещий. Некоторые исторические летописи говорят о том, что он был соплеменником Рюрика. Согласно же другим сохранившимся до наших дней записям, Олег являлся шурином безвременно ушедшего князя. Так или иначе он княжил с 879 по 912 год и успел сделать многое за этот период.


Возникновение государственности у восточных славян — как это былоОлег сделал многое для молодого государства. Изображение: pinterest.at

Олег был верным союзником маленькому Игорю и не только правил вместо него, но и ходил в военные походы. В 882 году варягам под предводительством князя удалось захватить Киев. Так было создано единое государство — Древняя Русь. Тогда же столицу перенесли из Новгорода в Киев. Позже Олегу удалось подчинить своей власти племена северян, радимичей и древлян. В 907 и 911 годах он совершал военные походы на Византию, из которых возвращался с хорошей добычей. Спустя год Олег скончался. Согласно легенде, от укуса змеи, согласно другим историческим источникам — в бою.

Стоит также отметить, что в некоторых исторических летописях он представлен не князем, а воеводой при Игоре.

После кончины Олега княжить Киевской Русью стал Игорь. О его правлении (912–945 гг.) по большей части ничего не известно. В 914 году он подчинил себе древлян, предпринявших попытку освобождения после смерти Олега, и возложил на них еще более высокую дань. В 920-х годах воевал с печенегами, а в 940-х годах дважды ходил в походы на Византию. В 945 году Игорь в очередной раз отправился собирать дань с древлян. По легенде, его дружинники были недовольны размером дани и уговорили князя снова пойти к племени. Однако древляне решили, что если они повторно соберут выплату, то так и повадится Игорь обдирать их как липку, и расправились с ним. Таким образом, они отказались подчиняться Киевскому государству.

У князя остался маленький сын Святослав и жена Ольга. Она взяла бразды правления в свои руки, провела несколько реформ и отомстила древлянам. Когда Святослав подрос, он стал заниматься внешнеполитическими вопросами.

У Святослава было три сына. Один из них, Владимир, известный под именами Красно Солнышко или Креститель, круто изменил историю Руси. Он превратил Киевскую Русь в сильную державу. Однако подавляющая часть ее населения продолжала придерживаться языческих верований, а это имело некоторые негативные стороны. Дело в том, что у каждого племенного союза были свои боги. Из-за этого между ближайшими соседями происходило недопонимание, часто перераставшее в открытые конфликты и стычки.

Князь принял решение ввести единую религию, чтобы сплотить народ. Он выбрал шесть богов и установил их идолов на самом высоком холме в Киеве. Народу князь повелел отныне поклоняться только им. Однако подобные меры не принесли положительных результатов. Тогда Владимир задумался о том, что необходима иная религия, в которой существует только один бог. Чтобы определиться с выбором, князь пригласил к себе представителей разных вероисповеданий, среди которых были последователи греческого и римского христианства, иудаизма и ислама. После бесед с ними Владимир отдал предпочтение христианству византийского образца (по греческому обряду).

Князь и его дружина приняли крещение в 988 году, после чего стали приобщать к новой вере народ. Первым русским православным городом стал Киев. Разумеется, многим указ о смене вероисповедания пришелся не по душе. В Новгороде воеводе Владимира пришлось силой заставлять непокорный народ креститься, проявляя жестокость. Так, большая часть населения Древней Руси приняла христианство, хотя в тайне многие продолжали совершать некоторые языческие обряды. Те, кто категорически не захотел принять новое вероисповедание, ушли в глухие леса, где продолжили жить согласно своим обычаям.

Киевская Русь просуществовала до середины XII века, после чего образовалась Удельная Русь. Но эта тема заслуживает отдельного внимания.

Вы знали, что один лингвист по имени Марк Гучко придумал единый язык, который будет понятен всем западным, восточным и южным славянам?

Читайте также: