Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности

Обновлено: 28.04.2024

Человеческий капитал включает в себя систему знаний, умений, навыков, которые используются в качестве удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества.

Первоначально данное понятие ввел в оборот и использовал Т. Шульц, а его последователем —Г. Беккером была развита эта идея. Беккер обосновал эффективность вложений в человеческий капитал, сформулировав при этом экономический подход к поведению человека.

Первоначально человеческий капитал воспринимался как совокупность инвестиций в людей, которая смогла бы максимизировать их способности трудиться (профессиональные навыки, образование). Впоследствии понятие человеческого капитала было значительно расширено путем расчетов, сделанными экспертами Всемирного банка. Дополнительно в это понятие были включены такие показатели:

  • затраты семьи на нужды (питание, одежда, жилье, учеба);
  • расходы человека на здравоохранение и культурные потребности,
  • расходы государства.

Особенности человеческого капитала

Человеческий капитал считается интенсивным производительным фактором в экономическом развитии, развитии общества и семьи, который включает образованную часть трудового населения, а именно:

  • Знания (интеллект), здоровье человека,
  • инструменты умственного и управленческого труда,
  • качество и производительность труда,
  • среда обитания и рабочая обстановка.

Посредством человеческого капитала происходит формирование и развитие инновационной экономики, экономики знаний в качестве высшего этапа развития.

Классификация человеческого капитала

Человеческий капитал классифицируется на следующие типы:

  • Индивидуальный ЧК,
  • ЧК предприятия (Фирмы),
  • ЧК нации (государства).
  • человеческий капитал.

Также различают следующие виды капитала, из которых состоит национальное богатство:

  • Физический капитал,
  • Человеческий капитал,
  • Интеллектуальный капитал,
  • Природный капитал,
  • Финансовый капитал и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций, которые вкладываются в повышение уровня и качества жизни общества, в интеллектуальную деятельность человека. При этом не последнюю роль играет воспитание, уровень образования, услуги здравоохранения, предпринимательские способности и информационное обеспечение трудовой деятельности.

Человеческий капитал часто формируется за счет притока людей из других государств, соответственно, убывает он из-за оттока человеческих ресурсов за рубеж (что, например, можно наблюдать в современной России).

Человеческий капитал включает в себя инвестиции и отдачу от них в сферу интеллектуального труда и управления, а также инвестиционные вложения в среду функционирования капитала, что обеспечивает его эффективность.

Человеческий капитал - сложный и распределенный интенсивный фактор развития, который пронизывает всю экономическую жизнь общества. Он обеспечивает развитие и функционирование экономики, но может, напротив, замедлить экономическое развитие при низком качестве человеческого капитала. По этой причине есть объективные методологические трудности при оценке отдельной экономической эффективности и производительности человеческого капитала, его вклада в рост валового внутреннего продукта и рост качества жизни.

Посредством человеческого капитала вносится вклад в повышение качества жизни и производительности труда всех сфер жизнеобеспечения и деятельности.

Во всех видах экономической деятельности и управления специалисты определяют производительность и эффективность труда посредством человеческого капитала. При этом знания, качественное выполнение обязанностей, соответствующая квалификация персонала играет большую роль при эффективном функционировании и работе институтов и предприятий любой формы и вида.

Одним из важных направлений развития экономики в двадцать первом веке будет плавный переход к экономике инновационного развития, основой для которой будут стоять в приоритете знания, профессионализм сотрудников, творческий потенциал и инновации. Развитие инновационного общества первоначально зависит от инвестиций, вложенных в человеческий капитал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Понятие человеческого капитала

Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.

Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия. Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.

Исследуя данный термин, мы исходили из основных концептуальных положений теории, основанной американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1979 г. Теодором Шульсом. Он обосновал свою идею о том, что человеческий капитал, как и любой вид капитала, должен подпитываться инвестициями, например, в образование и профессиональное обучение. Еще один американский экономист Гэри Стэнли Беккер развил концепцию человеческого капитала, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал, и сформулировал экономический подход к человеческому поведению. Благодаря активному развитию теории о человеческом капитале, вложения в работника стали рассматриваться как источник экономического роста.




Виды человеческого капитала

Человеческий капитал классифицируют по разным критериям:

1. По степени ограниченности применения человеческого капитала подразделяется:

• на общий − это знания и навыки безотносительно того, где

они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах;

• специальный − это знания и навыки, не отделимые от места

2. По элементам затрат:

3. По формам воплощения:

• живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в

физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

4. По отношению к процессу воспроизводства:

5. По основным формам формирования и накопления:

• капитал здоровья − физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности необходимы в каждой профессии.

• трудовой капитал − чем сложнее труд, тем более высоки требования к квалификации, навыкам и опыту.

• интеллектуальный капитал − интеллектуальная, творческая

деятельность; является пока уникальным атрибутом человеческого

ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный

оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов;

• организационно-предпринимательский капитал − способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими

• культурно-нравственный капитал − деловая этика, порядочность, нравственность, приверженность образцам поведения, законопослушность и т. д.

6. Обобщенный подход:

• биологический человеческий капитал − ценностный уровень

физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень

здоровья населения. Биологический человеческий капитал состоит из

двух частей: одна часть является наследственной, другая − благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ

этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть

необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к

строго ограниченному развитию биологического капитала работника.

Ее главное предназначение − увеличивать период активной жизнедеятельности индивида;

• культурный человеческий капитал − совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и

узаконивают обладание статусом и властью. Культурный капитал −

это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме

знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал),

морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал),

символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

7. По уровням и собственности:

Индивидуальный человеческий капитал (микроуровень):

Человеческий капитал фирмы (мезоуровень):

• признанные активы индивидуального человеческого капитала;

• фирменные нематериальные активы;

Национальный человеческий капитал (макроуровень):

• национальный интеллектуальный приоритет;

Заключение

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки

и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала

встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование

пришлось на 50 — 60-е годы прошлого столетия. Видные представители

обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,

эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в

человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.

В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение

сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

Список литературы

1. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.

2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, С.21-35.

3.Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

4.Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,1995.

5.Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 1998. - Сер. 6. Экономика. - № 5.

6.Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

7.Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.

Читайте также: