Кладбища это чья собственность

Обновлено: 16.05.2024

Кла́дбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения.

Содержание

История

Основные причины появления кладбищ:

  • наличие эпидемий, которое заставляло создавать кладбища
  • распространение городов и других многолюдных селений
  • появление законов захоронения

Кладбища у кельтов и германцев

В древности кладбища существовали лишь в виде исключения. Так, кельты и германцы, предавая земле урны с пеплом своих покойников, располагали их рядами на каком-нибудь общем поле — обычай, который раньше ошибочно приписывали одним лишь славянам.

Кладбища в Египте

Кладбища в Римской империи

В Риме уже в глубокой древности действовал закон, по которому никто, кроме весталок, не мог быть похоронен внутри городских стен. Закон этот был повторен двенадцатью таблицами, неоднократно затем подтверждался, но тем не менее строго не соблюдался. В императорскую эпоху погребение внутри города, обыкновенно на Марсовом поле, рассматривалось как высокая почесть, воздававшаяся по особому постановлению сената. Общее кладбище, называвшееся puticuli, было устроено в Риме на Эсквилинском холме для рабов, преступников и т. п. Общие места погребения существовали также для тех из свободнорожденных лиц низших классов, которые состояли членами похоронных коллегий.

Христианские кладбища

У христиан умершие погребались в катакомбах, затем в церквях; позже в церквях стали хоронить лишь особо выдающихся лиц, обыкновенным же местом погребения служил церковный двор (atrium). До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ, но с умножением городского населения они сделались недостаточными, вследствие чего стали устраивать кладбища на окраинах городов. В XVII и особенно в XVIII столетиях правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквях, а в XIX столетии установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений.

В Англии законодательство о кладбищах было выработано особой комиссией 1843 года, учреждённой вследствие того, что плохому устройству кладбищ приписывали обострение холерной эпидемии; по предложению комиссии, установлены особые инспектора, наблюдающие за кладбищами.

Кладбища в России

Кладбища в Европе

Европейские законодательства проводят тот основной принцип, что умершие погребаются лишь на особо отведённых для того кладбищах; погребение при церквях (в Царстве Польском — внутри костёлов) допускается лишь в виде исключения, которое в России установлено для некоторых старинных монастырей, находящихся в черте города. В странах, где действует кодекс Наполеона, землевладелец может быть предан земле в пределах своего имения. Сами кладбища должны быть устроены на известном расстоянии от последнего жилья. В Италии расстояние это определено в 100 м, в Саксонии в 136 м, в Австрии и Франции в 200 м; брюссельский гигиенический конгресс 1852 г указывал, как на минимум такого расстояния, на 400 м; по русскому законодательству кладбища должны быть устроены в городах на расстоянии не менее 100 саженей (то есть более 200 м) от последнего жилья, а в селениях — на расстояние полуверсты. Почти во всех странах носят исповедный характер (то есть данное кладбище доступно лишь для лиц известного исповедания) и состоят в заведовании духовных властей; лишь в некоторых странах (Вюртемберг, Баден, Гессен, Франция) кладбищем заведует городское общественное управление. В отношении внешнего благоустройства и украшения, кладбища, за небольшими исключениями (см. Кампо-Санто), еще в XVIII в. находились в полном пренебрежении. Первыми стали заботиться о красоте кладбищ гернгутеры.

Правила захоронений

Христианский обряд предписывает располагать гроб в могиле так, чтобы тело располагалось горизонтально, голова умершего человека была обращена на запад, а ноги на восток. Над могильным холмиком устанавливается крест, он должен находиться над ногами усопшего. У католиков и протестантов крест ставится над головой усопшего, чтобы после воскрешения он поцеловал крест.

По православному обряду самоубийц нельзя хоронить на кладбище, поэтому их хоронили за оградой. Однако по законодательству в России нельзя хоронить не на территории кладбища.

У мусульман умершего хоронят завернутым в саван, без гроба, причем лицо покойного должно быть обращено в сторону главного святилища ислама в Мекке.

Законодательная база

Русское законодательство о кладбищах появилось, главным образом, со времени Екатерины II и изложено в уставе врачебном (Свод Законов, т. XIII, изд. 1892 г, ст. 693—721) по отношению к Петербургу, окружённому со всех сторон 20-ю кладбищами, которые расположены на одном уровне с городом.

Особая комиссия, учрежденная в 1868 г., пришла к заключению о необходимости устроить новые кладбища по линиям железных дорог, не ближе 10-й версты. В 1871 году Высочайше повелено было устроить для Петербурга новые кладбища на значительном расстоянии от города, по линии Николаевской железной дороги (Преображенское) и Финляндской (Успенское), а обер-прокурору святого синода поручено, по соглашению с медицинским советом, принять меры к лучшему содержанию старых кладбищ и устранению наполнения могил водой.

В последние годы законодательство наше отступило от мысли о безусловной необходимости значительного удаления кладбищ от жилищ: законом 27 ноября 1889 года постановлено, что устройство городских кладбищ на расстоянии менее 100 саженей от последнего городского жилья, а сельских кладбищ — ближе полуверсты от селения, в случае необходимости, удостоверенной губернатором по соглашению с епархиальным начальством, может быть разрешаемо министром внутренних дел, по рассмотрении вопроса медицинским советом. Мера эта не распространяется на Санкт-Петербург и на губернии Царства Польского. Закон даёт и указание относительно устройства могил, возлагая надзор за этим на кладбищенских священников: трупы должны быть закапываемы на глубине не менее 2½ аршин; могилы должны быть засыпаемы землей вровень с поверхностью, а в Санкт-Петербурге над могилами должна быть сделана ещё крепко убитая насыпь земли или песка не менее 1/2 аршина высоты.

Русское законодательство (ст. 701 и 717 уст. врач.)

  • запрет на использование опустевших кладбищ под пашню;
  • запрет на строения на кладбищах;
  • запрет на перенесение, без особого дозволения, с закрытого кладбища гробов и мертвых тел;
  • кладбища не могут состоять в частной собственности, но те из них, которые устраиваются на общественной земле, но перестают быть собственностью общества, городского или сельского, хотя в административном отношении и подлежат ведению духовного начальства;
  • общество не может претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища, но с другой стороны, и духовное начальство может пользоваться кладбищем лишь согласно его назначению.

Лицо, откупившее место на кладбище, не приобретает его на правах собственности, а получает лишь исключительное право пользоваться этим местом для погребения. [1]

Современное законодательство

Законом о погребении и похоронном деле регламентированы санитарные и экологические требования к размещению и содержанию кладбищ. Важное значение имеют свойства грунтов: не менее чем на глубину 2 метра они должны быть сухими, легкими, воздухопроницаемыми. Запрещено устройство кладбищ на территориях с уровнем стояния грунтовых вод выше двух метров от поверхности земли, а также на затапливаемых, заболоченных территориях, на землях, подверженных оползням и обвалам.

При захоронении тела (в гробу или без гроба) глубина могилы составляет 1,5-2 метра. При захоронении тела умершего в сидячем положении слой земли над трупом, включая намогильную насыпь, составляет не менее 1 метра. Расстояние между могилами — не менее 0,5 метра.

Минерализация

Минерализация — процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для классических типов захоронений (в деревянном гробу, в грунтовой могиле) период минерализации составляет, в зависимости от почвенно-климатических условий региона, от 10 до 30 лет. При сжигании трупа в крематории (температура кремации +1100 — +1200 °C) период минерализации составляет около 2 часов.

По окончании процесса минерализации от трупа остаётся только скелет, который распадается на отдельные кости и в таком виде может существовать в грунте сотни и тысячи лет [4] .

Кладбищенский период (срок полной минерализации трупов) устанавливается не меньше чем в 20 лет после закрытия кладбища для захоронения. По истечении этого срока территория кладбища может быть использована под зеленые насаждения (парки, скверы). Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Органам местного самоуправления принадлежат полномочия по организации и содержанию мест погребения, установлению порядка предоставления ритуальных услуг, определению стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и др.

Участок земли для погребения на общественном кладбище предоставляется органом местного самоуправления бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального) устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. На них, кроме того, возлагается обязанность в случае нарушения санитарных и экологических требований приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере является организация похоронного дела. Органы местного самоуправления создают специализированные службы, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Порядок деятельности данных служб определяется органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

оформление документов, необходимых для погребения;

предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Законом не предусмотрено бесплатное оказание услуг, связанных с подготовкой тела умершего к погребению (оказание косметических услуг, одевание тела и т.д.).

Также не входит в гарантированный перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе, копка могилы на кладбище. Копка могилы может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела, любыми хозяйствующими субъектами в указанной сфере либо самими гражданами. Навязывание данных услуг специализированной организацией под видом платного предоставления подготовленного места для погребения является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (органы социальной защиты, пенсионного фонда и т.д.).

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статьи 17 Закона о погребении.

Вместе с тем, оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания данной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.


Земля

Нелегальный похоронный бизнес по праву считается одним из самых прибыльных в России, но, конечно, ни о каких правах речи здесь не идет. Цена за место на кладбище может достигать 20 млн рублей. Например, на Новодевичьем кладбище средняя стоимость – пять миллионов рублей за участок.

Законодательная база

Места на открытых кладбищах по закону должны предоставляться бесплатно. А на уже закрытых есть возможность родственного захоронения. И та земля тоже не имеет цены. Формально земельные участки на кладбищах невозможно выкупить в частную собственность или как-то по-другому их приватизировать. А значит — все сделки по продаже мест для захоронения не имеют юридической силы.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

В законодательстве четко оговорены случаи, где, когда и как двухместное захоронение предоставляется бесплатно. Таких пункта четыре:

Как оформить бесплатное место?

Покупка места на кладбище – законна ли такая сделка?

Получить место на кладбище бесплатно можно только если оно открыто для захоронения.

Ознакомиться с перечнем открытых и закрытых кладбищ обычно можно на городских порталах.

Чтобы бесплатно оформить место на открытом для свободного захоронения кладбище, нужно обратиться в его администрацию поселения. Вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность взявшего на себя обязанности по погребению умершего;
  • свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС;
  • справка о кремации (в случае захоронения урны с прахом).

Выбрать конкретное место для размещения могилы нельзя!

Подтверждением оформления места на кладбище является паспорт захоронения, который вам должна выдать администрация кладбища.

Что же тогда продают?

По закону приобрести комплекс услуг, куда входит предоставление места на кладбище возможно в нижеперечисленных вариантах:

  • По факту, в случае смерти — оформление нового места на одном из открытых кладбищ осуществляется через приёмщика заказов (агента) аккредитованной ритуальной службы города.
  • По факту, в случае смерти — оформление нового места осуществляется в администрации кладбища.
  • По факту, в случае смерти или же при жизни — оформление нового места на закрытых кладбищах осуществляется по новой схеме предоставления мест под семейные захоронения, которая начала действовать в Москве с октября 2015 года.
  • По факту смерти на закрытых кладбищах — только для захоронения тех, кто имел особые заслуги перед обществом и государством.

Как бесплатно оформить место на кладбище для того, кто имел особые заслуги перед обществом и государством?

Чтобы получить разрешение на погребение человека, имевшего особые заслуги перед обществом и государством. Вам понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение;
  • свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС;
  • документы, подтверждающие право захоронения умершего на закрытом для свободного захоронения кладбище;
  • справка о кремации (в случае обращения за выдачей разрешения на захоронение урны с прахом).

Пакет документов необходимо предоставить в администрацию муниципалитета и получить разрешение.

После этого нужно обратиться к администрации кладбища. Разрешение нужно предъявить администрации кладбища вместе со своим документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о смерти.

Родовое семейное захоронение – это участок на кладбище, который любое физическое лицо (в том числе без московской прописки) может официально приобрести у Правительства Москвы для погребения себя и/или членов своей семьи. Приобрести право на такой участок можно двумя способами:

  • на открытом аукционе. Этот способ подходит тогда, когда вы ЗАРАНЕЕ озаботились получением участка под будущее родовое захоронение;
  • напрямую у правительства Москвы. Этим способом пользуются тогда, когда у родственников есть на руках свидетельство о смерти, похоронить негде и срочно нужна могила.

Участки под семейное захоронение в Москве предлагаются исключительно на закрытых кладбищах.

Как зарезервировать места под семейное (родовое) захоронение?

Резервирование мест под семейное захоронение происходит на сайте ЕАС Ритуал. Здесь можно ознакомиться с единым реестром выставленных на продажу участков, их описанием, текущими ценами и порядком торгов.

Покупка места на кладбище – законна ли такая сделка?

Площадь минимального участка в Москве для погребения одной урны составляет 1.1 x 0.8 и 1.8 x 2 для погребения гробом на две могилы. Максимальный размер установлен в 10 кв. м. Средний размер родового (семейного) захоронения при покупке в ходе торгов, составил на сентябрь 2016 года 6,24 кв. метров.

Особенности семейно-родового захоронения

Участки под такой формат реализуются только на закрытых кладбищах Москвы. Семейно-родовые участки можно купить на 64 кладбищах Москвы;

приобрести их может любой. Обычный могильный участок на два места на открытых кладбищах родные человека могут купить только после его смерти;

площадь участка по выбору – до десяти метров.

Как купить место под родовое или семейное захоронение?

Как купить место:

  • выбрать участок в едином реестре;
  • получить электронно-цифровую подпись для участия в торгах;
  • открыть личный кабинет на сайте ЕАС Ритуал;
  • внести задаток (двадцать процентов от стартовой цены участка);
  • принять участие в аукционе;
  • заключить договор;
  • оплатить стоимость участка.

Важно! Участок передается в бессрочную аренду. Может быть использован только для захоронения. Ответственным за содержание участка назначается лицо, ответственное за захоронение.


16.09.2017 Комментариев к записи Что такое частные кладбища и есть ли они в России? нет


Особенно остро проблема нехватки хороших (и удобных) территорий для погребения стояла и стоит в городах, даже сравнительно небольших, уездных. Вот вполне реальный пример. Часть моих родственников по одной из покойных бабушек живут в небольшом городе Воронежской губернии. У них там есть 2 кладбища – оба за городом, но в относительной доступности. Старое, расположенное рядом с жилым микрорайоном, уже закрыто для новых погребений. Там хоронят только на уже существующих семейных участках. Новое, действующее, было открыто подальше – вблизи полигона по переработке бытовых отходов. Место, прямо скажем, совсем не козырное. Но сейчас горожане рады и тому, что на нем пока еще есть места. Однако они заполняются со страшной скоростью.

Частные кладбища в России и других странах.

И ведь это – история маленького городка. А в областных центрах и тем более в мегаполисах старые престижные кладбища , расположенные в черте города, вообще давным-давно переполнены и считаются закрытыми. То есть похоронить там можно, но только очень близких родственников в давнишние семейные могилы да еще по особому разрешению. Или за весьма немаленькие деньги, причем сумма устанавливается (легально или не очень) материально заинтересованными лицами из администрации кладбищ . Определяется она зачастую совершенно произвольно, так что ее трудно заранее просчитать и спланировать. В Москве же стоимость места на престижном погосте вообще начинается от 150-ти тысяч рублей. Эти обстоятельства объясняют большой интерес россиян к идее частных кладбищ , которые смогли бы решить хотя бы некоторые из возникающих проблем.

Что называют частным кладбищем и как оно может выглядеть.

Фактически, это вполне обычное кладбище , но гораздо более цивильное и ухоженное, чем большинство муниципальных. При частных погостах нередко строят крематории, колумбарии, комплексы для проведения погребальных церемоний, обязательно ставят часовни и другие храмы, в которых можно отпеть усопшего и помолиться о его душе, поставить свечи, заказать литургию. Работают такие кладбища в соответствии с погребальным законодательством и прочими нормами того государства, на территории которого учреждены.

Из соседних стран частные кладбища


есть на Украине и в Казахстане, но они не совсем традиционные. В смысле, их существование и работу нельзя назвать вполне законными. Особенно это касается Украины, на территории которой такие погосты возникают стихийно. Есть они под Киевом, Запорожьем, на западе страны. А вот в законодательстве государства их наличие и работа никак не регламентируются. Рада же (законодательный украинский орган) только собирается принимать закон о частных кладбищах . Однако это не мешает выглядеть этим украинским некрополям шикарно, так как места на них могут покупать у хозяев территории только состоятельные люди. Стоит такое удовольствие весьма недешево, да и ежегодный взнос на благоустройство тоже полагается. Зато за могилами обеспечен круглогодичный уход, они охраняются, можно купить место под семейную усыпальницу и даже готовый склеп.

В Казахстане в последние годы государственные кладбища передаются в частные руки –компаниям, которые выиграли соответственный тендер. Конечно, бизнесменов интересуют не мазары (могилы), которые расположены в голой степи (таких кладбищ в стране большинство), а городские погосты в Алматы, Актобе и так далее. Новые хозяева приводят территорию в порядок, назначают цены за аренду участков и за всякие услуги – по организации похорон, обустройству и уборке территории, обеспечению безопасности и прочих благ. К слову сказать, цены выкатывают значительные, что вызывает в казахском обществе возмущение. Ведь частными становятся бывшие городские кладбища , на которых раньше хоронили всех – и богатых, и бедных. Теперь же люди с низким достатком страдают из-за непомерных расходов на содержание могил.

В Евросоюзе же частные кладбища – дело вполне обычное. Там муниципалитеты следят, чтобы на их территориях царила определенная социальная справедливость. Вот, например, моя троюродная тетушка из латвийской Риги недавно похоронила своего супруга как раз на первом в Латвии частном погосте. Его там открыли в начале двухтысячных. Так на нем есть участки премиум и VIP классов с шикарными памятниками, склепами, ровнейшими газонами и растениями из ботанического сада. А есть экономичные территории, на которых стоят стандартные стелы, но царит такая же чистота и ухоженность. Дорогие места можно даже покупать в рассрочку на 2 года. Оплата на содержание могилы вносится каждый год. Но если в течение 5-ти лет деньги за участок не поступают, то памятник снимается, а холмик выравнивается. Бизнес – и ничего личного.

В России

Однако принятие закона все время откладывается из-за всяческих разногласий и возникающих противоречий. Например, законодатели опасаются, что могилы, размещенные на частных землях, могут фактически стать собственностью хозяев или арендаторов такого кладбища . Кроме того, нужно параллельно внести множество поправок в Земельный кодекс РФ и многие другие законодательные акты. Так что в лучшем случае лицензирование на похоронное дело и возможность делать инвестиции в кладбища могут получить (и то не скоро) некоторые ИП в Москве и Санкт-Петербурге. Это будет как бы пилотный проект, который покажет на практике все плюсы и минусы существования частных кладбищ в России .

О слухах.


Из разных источников известно о том, что, согласно новому законопроекту, для открытия частного кладбища на территории России надо будет не просто получить лицензию и выиграть торги на земельный участок, подходящий для погоста. Кроме того, потребуется заключить ряд договоров: с экологическими службами, с санэпиднадзором, с моргами и муниципальными ритуальными службами. В общем, собрать огромный пакет документов и согласований.

Расположены эти погосты будут на землях, специально отведенных для погребения. Их обустройство тоже должно соответствовать заданным нормам. Там надо предусмотреть экономичные и дорогие участки для людей с разными финансовыми возможностями, а также места и для погребения праха в урне ( в том числе в колумбарной стене), и для традиционных похорон. Обязательными критериями для открытия такого кладбища будут наличие ритуального зала и соответствующего благоустройства (замощенных и озелененных аллей, систем водопровода, освещения и так далее). Сами участки для захоронения предполагается давать желающим в аренду на срок от 25-ти лет с возможностью последующего продления. За аренду будет взиматься некая денежная сумма – разовая. А за уход за территорией – еще одна, ежегодная. Ну и, разумеется, такие кладбища будут предлагать всевозможные ритуальные услуги: по погребению, изготовлению и установке памятника, дополнительному благоустройству могилы и другие.


Несмотря на отсутствие нужного закона, в России все же есть несколько маленьких кладбищ, которые тоже можно в определенном смысле назвать частными . Хотя преподносятся они как муниципальные предприятия. Одно из них расположено в Костромской области. Оно было открыто еще в 2004 году владельцем ритуальной конторы. Землю он получил в аренду на 49 лет от местного муниципалитета и работает по согласованию со всеми городскими органами. Второе частное кладбище в Тольятти представляет собой часть городского погоста, отданного индивидуальному предпринимателю. Он инвестировал значительные средства как бы на условиях частно-государственного партнерства. В итоге бизнесмен получил контроль над старой территорией кладбища , которую привел в порядок, частично перепланировал и обустроил там родовые участки категории VIP. Не бесплатные, разумеется. Однако желающие упокоить там останки своих родных не переводятся.

В общем, у нас лошадь (как обычно, если дело касается предпринимательства) идет впереди телеги. А что делать, если телега тормозит, а спрос не просто есть – он буквально огромный? Конечно, на эту тему можно выражать разные мнения. С одной стороны, незаконный бизнес – это плохо и ведет к хаосу и коррупции. С другой – коррупции в этой сфере у нас и так хватает. Ее просто не может не быть при жесткой нехватке хороших кладбищ и мест на них. Представители всяких МУПов и ГУПов пользуются этими обстоятельствами и качают из них денежки. Взятки, взятки, взятки. Так что я – за то, чтобы частные кладбища появились у нас как можно быстрее, а уже существующие варианты их работы считаю делом хорошим.

Более 85 процентов кладбищ являются бесхозяйными. Каждая пятая автодорога формально не имеет собственника. От 30 до 70 процентов, в зависимости от региона, составляет доля ничейных объектов геодезической сети (меток, с помощью которых ведется межевание земельных участков и кадастровая оценка). Почти половина распределительных газопроводов не поставлены на баланс.

Легче делать вид, будто существование ничейной собственности - локальная проблема, но эта проблема глобальна. Фото: Сергей Михеев

Легче делать вид, будто существование ничейной собственности - локальная проблема, но эта проблема глобальна. Фото: Сергей Михеев

Как это стало возможным? И кому это выгодно?

Обсудим тему с доцентом НИУ ВШЭ, кандидатом социологических наук Ольгой Моляренко.

Существует ли методика, позволяющая определить масштабы бесхозяйной экономики? Откуда, например, известно, что каждая пятая дорога в России - ничья?

Остается искать обходные схемы, уповать на социальную ответственность бизнеса или просто призвать население скинуться

А бесхозяйные кладбища как были подсчитаны?

Ольга Моляренко: С кладбищами гораздо труднее. Здесь система была сильно децентрализована, и статистика даже в советские годы не велась. Поэтому мы брали исключительно косвенные оценки. Например, прикидывали, сколько приблизительно у нас должно быть кладбищ, исходя из количества населенных пунктов. Скажем, полагалось примерно одно кладбище на три-четыре небольшие деревни. Но это все, к сожалению, косвенными методами, поэтому статистика очень сильно "гуляет". Тем не менее, исходя из оценок основных акторов в этой сфере, можно сказать, что более 85 процентов кладбищ сегодня не имеют хозяина.

С поправкой на региональную специфику бесхозяйное имущество есть везде

Откуда взялись эти ничейные мосты, кладбища, дороги, водопроводы? Они были чьими-то когда-то?

Ольга Моляренко: В советское время огромное количество объектов строилось хозспособом, то есть без проектной документации и технической подготовки. У тех же совхозов и колхозов было существенное количество инфраструктуры, проложенной хозспособом. Строили без планов, потом брали себе на баланс и сами обслуживали. Именно так появлялись дороги в сельской местности - те, которые сегодня ничейные. Дороги прокладывались и крупными промышленными предприятиями типа КамАЗа. Они могли также прокладываться органами власти или крупными ведомственными учреждениями (например, учреждениями системы ГУЛАГа) для своих нужд. Или какими-то военными ведомствами. До середины 90-х они у них на балансе стояли. А когда началось вставание на рыночные рельсы, от непрофильной инфраструктуры стали массово избавляться. И от дорог, и от детских садов. Да, представьте, сегодня есть даже бесхозяйные детские сады - здания, списанные с балансов и до сих пор не оформленные.

Почему списывали с баланса - понятно. Но почему затем не оформляли?

Ольга Моляренко: На первых порах муниципалитеты могли все это поддерживать, даже не ставя на свой баланс. Был принятый в 1995 году закон о местном самоуправлении, дававший муниципалитетам право заниматься всей социально-экономической деятельностью на своей территории. Неважно, оформлен объект или нет, твой он или бесхозяйный, ты можешь потратить деньги на ремонт. Либо прямым финансированием, либо через муниципальное унитарное предприятие (МУП).

Почему же сейчас это стало проблемой?

Ольга Моляренко: Во-первых, сильно поменялось регулирование местного самоуправления. Раньше муниципалитеты отвечали за все на своей территории, а сейчас они отвечают за исполнение только своих функций (вопросов местного значения). Во-вторых, у нас потихоньку меняется законодательство о государственных и муниципальных закупках. Сегодня для того, чтобы отремонтировать или построить какой-то объект, он должен быть в собственности именно той организации, которая заказывает подобные работы. Параллельно с ужесточением законодательства ужесточились и правила оформления. Раньше имущество просто стояло на техническом балансе у муниципалитетов. А сейчас его нужно ставить на баланс в Росреестре, подготавливать кадастровые планы, вызывать инженеров. Кроме того, чрезмерную активность проявляют контрольно-надзорные органы. Если раньше выделение денег на содержание неоформленной дороги или ремонт неоформленного кладбища могло пройти незамеченными, то теперь контролеры и проверяющие стали более тщательно изучать, на что муниципалитеты тратят деньги. Когда я проводила первое исследование по качеству официальной статистики, я всегда задавала своим респондентам из числа муниципальных служащих вопрос: за что чаще всего вас "кошмарит" прокуратура? Оказалось, очень часто - за бесхозяйное имущество. Никогда не стояло острой проблемы, и вдруг выясняется, что содержание бесхозяйной дороги или кладбища муниципалитет не вправе финансировать из своего бюджета. Честно говоря, приступая к изучению этого явления - ничейной инфраструктуры - я думала, что оно будет менее масштабным. Но на сегодняшний день я еще не встретила ни одного муниципалитета, в котором не было бы хотя бы нескольких бесхозяйных объектов. Это явление очень массовое, и оно практически не зависит от экономического положения субъекта. В Москве тоже есть бесхозяйное имущество. И в нефтегазодобывающих регионах. И в Приморском крае. И на Кавказе. Оно есть везде. С поправкой на региональную специфику.

В Московской области недавно только официально насчитали 560 "проблемных дорожных участков", иными словами - плохих дорог. Из них половина - муниципальные, 20 процентов - региональные, а 30 процентов - ничьи. Но какая разница, кому принадлежит та или иная дорога, если их состояние одинаково? Та, у которой есть хозяин, она же ничем не лучше.

Ольга Моляренко: Я бы так не сказала. Бесхозяйные дороги, они все-таки в более ужасающем состоянии. Даже если муниципальные образования хотели бы сделать что-нибудь минимальное, хотя бы гравия насыпать, им это закон не разрешает. Остается искать обходные схемы, уповать на социальную ответственность какого-нибудь местного бизнесмена или просто призывать население скинуться. Если, скажем, происходит прорыв сети водоснабжения, которая за кем-то числится, эта авария достаточно оперативно устраняется. А если сеть ничейная, начинают долго выяснять, кто же ее собственник. Потом говорят: слушайте, официально мы не имеем права ее ремонтировать, это нецелевое расходование бюджетных средств.

Было сказано: ребята, инфраструктуру надо сокращать. И ее сократили

Немало ничейных объектов расположено на ведомственных землях. Как эти объекты стали ничейными?

Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Ольга Моляренко: Например, у минобороны и у ФСИН таких объектов огромное количество. Представьте, раньше где-то был военный городок с соответствующей инфраструктурой - домами для офицерского состава, продовольственным магазином, отдельной линией электропередач и подстанцией. А потом было сказано: ребята, инфраструктуру надо сокращать. И ее сократили. Дома на территории этой части были приватизированы, жильцы получили в собственность квартиры. Но весь кусок земли между этими домами, он все равно остался ведомственным. И на нем муниципалитет не может заменить разбитый фонарь или отремонтировать участок асфальта - это нецелевое расходование средств. А минобороны говорит: извините, это уже не наши объекты, мы не будем этим заниматься. Потому что формально на участках минобороны может находиться только имущество, имеющее отношение к деятельности оборонного ведомства, а все остальное они обслуживать не должны. Непосредственно воинская часть уже небольшая, продолжает действовать, дома приватизированы, а снег на остальной территории никто не чистит, за фонарными столбами никто не следит и т.д. Поэтому что делают муниципальные службы? Они, как рассказал мне один начальник управления городским хозяйством, посылают в город свои снегоуборочные машины, а на обратном ходу у тех "случайно" падают щетки, и они чистят "чужую" территорию. Не может же, говорит он, контрольный орган привлечь нас за то, что у нас щетки случайно падают? А для того, чтобы прокладывать асфальт, ремонтировать социальные объекты, приходится обращаться к предприятиям города. Либо нецелевым образом расходовать средства, то есть тратить на одну дорогу, а на самом деле ремонтировать другую. Тратим как бы на эту, на которую официально позволено тратить, а ремонтируем ту, которая нуждается в ремонте. То же самое у нас везде со "фсиновской" инфраструктурой. Там колонии были поселкообразующими предприятиями. И там тоже жилье для сотрудников. Первое время жильцы платили колонии, скажем, за воду, поставляемую колонией по единому водопроводу. Потом это стало запрещено, поскольку колония не является ресурсопоставляющей организацией и не имеет права на оказание этой услуги.

Поселок не может остаться без воды. Значит, какой-то выход все же находится?

Ольга Моляренко: Официально его нет. В том смысле, что муниципалитет должен с нуля строить собственную коммунальную инфраструктуру, не зависимую от колонии, а денег у него на это нет, потому они стараются убедить учреждение продолжать снабжение. Знаете, что чаще всего делают колонии? Они берут и перекрывают поставки на "чужую" часть территории: как хотите, так и выкручивайтесь, стройте свою систему водоснабжения. Что касается минобороны, то оно, в общем, было бы не против отдать инфраструктуру муниципалитету, но для этого надо ее оформить, участки под ней отмежевать, то есть вызвать кадастровых инженеров, поставить в Росреестре на учет. И все это стоит денег. Поэтому они говорят: а зачем нам это нужно? Зачем тратиться, чтобы кому-то отдать? Если муниципалитеты хотят это забрать, то пусть сами и отмежевывают. А муниципалитеты говорят: мы бы с радостью, но если потратим деньги на отмежевание, то это нецелевые расходы. Нам сразу скажут: почему вы межуете чужой участок? Кроме того, если вы что-то кому-то отдаете, то, согласно нашему законодательству, должны этот объект либо отдавать в хорошем состоянии, либо финансировать его ремонт. То есть нельзя довести военный городок до разрухи, а потом передать и сказать: сами восстанавливайте и за свои деньги.

Все неоформленные объекты сегодня проходят естественный отбор

В стране есть и ничейные улицы. А их происхождение каково?

Фото: iStock

Ольга Моляренко: Это у нас пошло от приватизации многоквартирных домов. Когда муниципалитеты оформляли свою собственность, они говорили: нам принадлежат улицы, дороги, общегородские коммуникации. А когда жилой дом оформлял себе земельный участок, жильцы не очень хотели платить налоги с него и не собирались отвечать за прилегающие территории. Поэтому почти всюду земельные участки под домами оформлены по фундаменту, "по углам дома". И получается, что придомовые автостоянки, придомовые проезды, они ничейные. Управляющая многоквартирным домом компания говорит: извините, а вы нам за обслуживание этой территории не платите, вы даже передать ее нам не можете, потому что она не ваша. А город говорит: извините, дом - это ваша территория, так что за стоянку машин и за проезд к дому отвечайте сами, это не общегородские объекты.

Как только мы признаем, что эта проблема имеет федеральный масштаб, нам придется что-то всерьез предпринимать

Ольга Моляренко: Все неоформленные объекты сегодня проходят естественный отбор. Те из них, которые нужны и пользуются спросом, пусть даже они не оформлены, поддерживаются в относительно нормальном состоянии. А в сельской местности, в исчезающих деревнях все это просто уходит в небытие. Кладбища зарастают лесом, сравниваются с землей, памятники разрушаются, дороги покрываются травой.

Сохранить неоформленные дороги, мосты, кладбища там, где они реально нужны, - есть для этого легальные способы?

Ольга Моляренко: Легальных практически нет. Есть лишь различные уловки. Например, через муниципальные закупки заказываете ремонт одних объектов, а на самом деле ремонтируете другие. Или можно завысить цену контракта с негласной договоренностью, что подрядчик будет у вас содержать не только данные объекты, но еще и те, которые не оформлены. Что еще можно сделать? Можно не завышать цену контракта, но дать подрядчику какие-то льготы или неформальные преференции. Скажем, частная жилищная компания гарантирует, что, помимо вывоза мусора с обычных объектов, она регулярно вывозит еще и мусор с неоформленного кладбища, а мы ей гарантируем, что она в следующем году у нас выигрывает этот же контракт через муниципальные закупки. Есть и другие способы.

На ваш взгляд, проблема бесхозяйного имущества осознается на государственном уровне?

Ольга Моляренко: Она, я бы сказала, очень старательно не осознается. Легче утверждать, что это проблема отдельных муниципалитетов, и тогда не нужно менять законодательство, не нужно выискивать финансовые ресурсы на оформление ничейных дорог, улиц, кладбищ. А как только мы признаем, что эта проблема имеет федеральный масштаб и что в существовании ничейной собственности виноваты не отдельные муниципалитеты, нам придется что-то всерьез предпринимать. Например, объявить амнистию для муниципалитетов по оформлению имущества, упростить регулятивную составляющую или выделить дополнительные средства на оформление. Это настолько дорого, что легче делать вид, будто существование ничейной собственности - локальная проблема. Но эта проблема глобальна. И рано или поздно ее все равно придется решать.


Ольга Моляренко - кандидат социологических наук, доцент НИУ ВШЭ, заместитель председателя экспертного совета фонда "Хамовники" по науке. В 2012 году окончила Факультет государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. В 2016 году защитила кандидатскую диссертацию по социологии управления. Является одним из ведущих специалистов в области полевых исследований местного самоуправления, качества официальной статистики и неформальных отношений в государственном и муниципальном управлении. В 2014 году исследование статистики было признано одним из самых интересных по версии портала "Открытая экономика".

Читайте также: