Кампанелла является ярым сторонником частной собственности верно ли

Обновлено: 19.04.2024

Кампанелла Томмазо (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель.

Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.

Тем не менее судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до тех пор, пока в 1598 г. не организовал на юге Италии, в Калабрии, заговор против испанского короля (одновременно король Обеих Сицилий). Кампанелла намеревался поднять там восстание, призвать на помощь турок и при их поддержке разбить испанцев. Но заговор был раскрыт. В 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме.

Кампанеллу считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения. В 1634 г. мыслитель бежал от возможных преследований инквизиции во Францию.

Умер 21 мая 1639 г. в Париже

МорТомас (1478—1535), английский гуманист, политический деятель и историк, один из основоположников утопического социализма.

Родился 7 февраля 1478 г. в Лондоне в семье юриста.

Получил воспитание в доме кардинала Дж. Мортона и завершил образование в Оксфорде (1492—1494 гг.). Избранный в парламент (1504 г.), Мор выступил против разорения страны королём Генрихом VII и был вынужден скрываться. Когда страсти улеглись, он стал помощником шерифа Лондона (1510— 1518 гг.).

Его гуманистические пристрастия воплотились в переписке с единомышленниками, в числе которых был Эразм Роттердамский, и защите католицизма.

Король Генрих VIII, которому Мор препятствовал в разводе и женитьбе на Анне Болейн, порвал с Папой Римским и отправил канцлера в отставку. Заключённый в Тауэр (замок-крепость в Лондоне), Мор отказался присягнуть королю как главе Англиканской церкви и был казнён 6 июля 1535 г.

Через 400 лет, в 1935 г., канонизирован Римско-католической церковью как святой.

Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"

Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права. Энгельс отмечал, что, как каждая новая доктрина, «социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни, лежали глубоко в материальных экономических фактах".

Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность

Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства.

Политическое устройство, которое Мор считает идеальным. основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями "Утопии". Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса

Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.

Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо К а м п а н е л л а (1568—1639) —мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда "Город Солнца", следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся,—это строй, основанный на общественной собственности

Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.

Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.

Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти.

Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с религиозной идеологией.

В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия — рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Томмазо Кампанелла — философия, цитаты

Томмазо Кампанелла

Читать еще: Основные направления философии нового времени рационализм. Основные особенности философии нового времени

Томмазо Кампанелла

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Томмазо Кампанелла (настоящее имя -Джованни Доменико) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и обучен астрологии и связанным с ней дисциплинам раввином-каббалистом.

В ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения строя с целью провозглашения республики.

Он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах он написал десятки книг, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках.

Кампанелла вышел на свободу в 1626 году, а в 1629 году был оправдан. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье.

Кампанелла предсказал свою дату смерти — 1 июня 1639, во время солнечного затмения, и умер 21 мая 1639 в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно: кампанелла утопический социализм мировоззрение

* недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

* недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito — ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя:

1) как силу, или мощь;

2) как мысль, или знание;

3) как волю, или любовь.

Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus):

1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено;

2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой;

3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

Читать еще: Потерять икону что значит. Народная примета: потерять крестик - к чему это? Потеря крестика с точки зрения Церкви

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Но можно и считать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлинную общечеловеческую широту.

Томмазо кампанелла философия кратко. Кампанелла и теория общих мест

Томмазо, как и его тёзка Том Мор, происходил из буржуазии. Был выходцем из семьи ремесленника Южной Италии, которая находилась под владычеством испанских Габсбургов. Для получения образования вступил в доминиканский орден, где успешно изучал богословие, античную и средневековую философию. Отношения с братьями по ордену не сложились. Томмазо судили за нарушение монастырских правил и отправили в Рим. После этого Томмазо скитался по городам Северной Италии, включая Венецианскую республику. Продолжает самообразование и формирует собственную систему взглядов.

Если источником вдохновения для моровской Утопии служила нидерландская Фландрия, то для Томмазо прообразом его Города Солнца стали богатые города севера Италии, по библиотекам которых он скитался после суда в Риме. Поэтому, если Мор описывает федерацию из десятка городов, то Томмазо — только один город с богатой сельской областью вокруг.

В идеальном государстве Кампанеллы в Городе Солнца у людей нет частной собственности. Также, как в идеальном государстве Платона, отсутствует институт семьи. Томмазо объясняет, что наличие жены и детей ведет к обособлению собственности. Чтобы этого избежать, жены и дети должны быть общими. Для колдуна-оккультиста и еретика Томмазо является вполне приемлемым то, что было абсолютно немыслимо для правоверного христианина Томаса Мора.

Томмазо переносит в свой Город Солнца и платоновскую евгенику. Руководство города решает, кто с кем должен соединяться, чтобы получилось наилучшее потомство. Томмазо отдельно отмечает, что делается это так же, как люди поступают при разведении скота.

Если у Платона отсутствие семьи и евгеника являются следствием испорченных нравов греческой аристократии, то у Томмазо, возможно, это является следствием усвоения строгого монастырского распорядка (не допускающего чувственности) с молодых лет и одновременно эротической его компенсацией. Выбор пар для соединения и сам порядок соединения смакуется Томмазо достаточно подробно.

В идеальное государство Города Солнца Томмазо добавляет свои собственные мотивы, которых не было ни у Платона, ни у Мора. Как говорится, любое художественное произведение так или иначе автобиографично. В Городе Солнца активно применяется астрология в разных сферах жизни, в том числе в евгенике. Весь город архитектурно имеет форму популярных изображений Вавилонской башни и венчается (как шумерские зиккураты) храмом с алтарем оформленным глобусами земли и неба и светильниками семи планет.

Во главе города стоит первосвященник, которого называют Солнцем или Метафизиком. Это отсылка к древним солнечным культам Средиземноморья, которые известны в том числе в виде почитания Баала. Эти культы были настолько мощными, что даже на своём излете проникли в Рим с одним из императоров, имя которого было Гелиогабал (Гелио — Солнце, габал — Баал). Этот император на сравнительно короткий период ввел в Риме оргиастические обряды с мужской храмовой проституцией и человеческими жертвоприношениями.

Томмазо также называет Метафизика архитектором, что вкупе с многочисленными отсылками в его работе к оккультизму дает некоторое основание предполагать возможную связь Кампанеллы с масонскими и парамасонскими тайными обществами в Италии либо некими группами их идеологических предтеч.

Судя по описанию процесса обучения по изображениям на стенах, где присутствуют языческие божества вместе с иудейскими и христианскими святыми, Христом и апостолами, отношение Томмазо к другим религиям было терпимым. В этом он созвучен Мору.

Три страты в городе Солнца

Солнечному первосвященнику Метафизику подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь заведует военным делом. Мудрость заведует науками (включая астрологию), искусствами, ремёслами. Любовь заведует евгеникой, сельским хозяйством, медициной и воспитанием. В двух из трёх соправителей легко читаются древние культы войны и плодородия.

Таким образом три страты в городе Солнца присутствуют, но в искажённом виде. Правителем является не воин, как это обычно бывает в индоевропейских обществах, а священник. Видимо, в этой роли Кампанелла видел себя. Он был выходцем из ремесленников и еретическим, но священником, и никак не воином.

В идеальном государстве Томмазо упраздняется частная собственность, упраздняется семья, труд обязателен для всех, религия становится оккультной, аристократия упраздняется, оккультное духовенство обладает всей полнотой верховной власти

Астрологическая и евгеническая утопия философов-соляриев

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Время и место действия

Почему нам это интересно сегодня:

— Анатолий Васильевич, — сказал мне Ленин, — у вас имеется, вероятно, не малое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.

— Конечно, — сказал я, — и в Москве, и в Ленинграде имеется немало таких художников.

О чем вообще речь:

Многие люди, которые понаслышке знают о Кампанелле и его солнечном городе, были бы изрядно удивлены, если бы раскрыли эту книгу. Она так называется не только и не столько потому, что в нем описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор. Дело в том, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.

Кампанелла:

Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.

Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе… астрологии. Для Кампанеллы, сына своего времени, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.

Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.

В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь достигать райского блаженства.

Маг у Кампанеллы — это одновременно философ и политик-законодатель. Через магию натурфилософия соединялась у него с политикой. Между прочим, в проектах и планах наследовавших Кампанелле коммунистов отчетливо просматривается эта магическая мечта о чем-то подобном, о полном и почти волшебном подчинении человеку природы и общества.

Автор

Кампанелла родился в 1568 году в итальянской Калабрии, в маленьком городке Стило, в семье неграмотного сапожника. Денег на учебу у семьи не было, и сохранилась легенда о том, что очень способный мальчик слушал уроки, стоя у открытого окна школы. Когда кто-нибудь из учеников не мог ответить на вопрос учителя, он сам выкрикивал правильный ответ.

Кампанелла:

Marcuscalabresus/Wikipedia/CC BY-SA 3.0

Кампанелла:

В конце концов, через 27 лет ему удается прельстить своими занятиями римского папу Урбана VIII, которого он обещал при помощи магических ритуалов избавить от смерти, и его освобождают. Его сочинения исключают из католического Индекса запрещенных книг, а Генеральный капитул Доминиканского ордена присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.

Кампанелла очень боялся, что умрет в ожидавшееся 1 июня 1639 года солнечное затмение. Он увидел предзнаменование своей кончины в этот день по астрологическим гороскопам, но попытался магическими ритуалами отсрочить свою смерть, как он делал это ранее для папы Урбана VIII. Однако разные таинственные эликсиры, пахучие травы и доносившаяся из его кельи музыка не помогли ему пережить затмение: он умер за 10 дней до него.

Устройство Города Солнца

О Городе Солнца в книге Кампанеллы рассказывает некий Мореход. Этот город стоит на высоком холме, поделенный на семь кругов в соответствии с числом известных тогда планет. Дома и дворцы Города построены вдоль этих кругов и отделены друг от друга стенами. Весь Город пересекают четыре дороги, которые сходятся к самому центру. Там находится огромный, идеально круглый храм, купол которого поддерживается громадными колоннами. На алтаре стоят два глобуса: гигантский небесный глобус с изображением звездного неба и еще один с изображением Земли. На своде купола нанесены все самые яркие звезды. Храм представляет собой подробную модель космоса, а отправлявшийся в нем культ — это культ космоса.

Кампанелла:

План города Солнца

Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. Не правда ли, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии?

Кампанелла:

Храм города Солнца

Именно благодаря отсутствию частной собственности, говорит Кампанелла, в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.

Так что Кампанеллу вполне можно считать и одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.

Интересные факты

1. В 1918–2013 годах имя Кампанеллы находилось на обелиске в Александровском саду рядом с Кремлем. Первоначально гранитный обелиск был установлен в Александровском саду летом 1914 года по случаю трехсотлетия дома Романовых. Пришедшие к власти коммунисты переделали его в памятник социальным мыслителям и революционерам, своим предшественникам. Наряду с Кампанеллой там были выбиты имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Мора, Сен-Симона, Прудона, Чернышевского, Плеханова и т.д. В 2013 году этот обелиск убрали, а на его месте поставили копию прежнего, дореволюционного памятника.

Читайте также: