Какой показатель является лучшим индикатором способности предприятия управлять своим имуществом

Обновлено: 24.04.2024

При выборе подходящей компании для покупки ее акций инвестор должен изучить множество информации, чтобы убедиться в своих прогнозах. В этой статье мы постараемся подробно описать процесс анализа инвестиционной привлекательности компаний.

Полный анализ компании протекает сверху-вниз, начиная с макроэкономической ситуации в стране, заканчивая ожидаемой оценкой стоимости компании на горизонте прогнозирования.

Макроэкономическая ситуация в стране

Первым делом необходимо определить, в каком экономическом цикле находится страна рассматриваемого эмитента. Если экономика государства улучшается и ожидается ее дальнейший подъем, то значительно растут и шансы на увеличение стоимости акций компании вместе с рынком.

Помимо ВВП, также важны и другие макроэкономические показатели: уровень безработицы, реальные доходы населения, уровень инфляции, ключевая ставка, государственные затраты, курс внутренней валюты и торговый баланс страны. Стоит рассматривать данные показатели в динамике, чтобы получить полную картину экономической ситуации в стране.

Не менее важно учитывать прогнозы и направление политики ключевых государственных институтов, таких как Центробанк и Министерство финансов. Посредством анализа макроэкономической ситуации начнут формироваться предпосылки, которые в дальнейшем будут учитываться при построении прогноза.

Следующим этапом анализа является анализ страновых рисков. Проще всего это сделать, изучив рейтинг мировых рейтинговых агентств (Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch Ratings). Подробнее о рейтинговых агентствах читайте в нашем отдельном обзоре . Также следует посмотреть, насколько ставки по ОФЗ превышают безрисковые ставки США по Treasuries. Если риски оказались высокими, необходимо выяснить причины этого и оценить вашу готовность переносить эти риски в свой инвестиционный портфель.

Не стоит забывать, что для компаний из разных секторов влияние вышеперечисленных факторов может быть разнонаправленным. Поэтому стоит проанализировать, как изменение разных показателей может сказаться на результатах рассматриваемого эмитента.

Положение отрасли

После макроэкономического обзора страны спускаемся на ступень ниже к анализу отрасли, в которой работает компания. Самый простой способ — посмотреть динамику индекса отрасли. Для примера на сайте Московской биржи можно найти динамику отраслевых индексов. Не стоит забывать, что в каждой стране они имеют свою специфику расчета.

После этого стоит перейти к пониманию особенностей отрасли и ответить на ряд вопросов. Будет ли в ближайшее время меняться законодательство, которое может оказать эффект на отрасль? Какие драйверы являются ключевыми? Какие риски имеет отрасль? Какой спецификой обладает финансовая отчетность компаний в этом секторе? Подвержена ли отрасль циклическому развитию?

Следующим логичным шагом является переход к изучению конкурентов. Он состоит в анализе доли на рынке исследуемой компании, сравнении финансовых и операционных результатов, а также сравнение мультипликаторов — обо всем этом речь пойдет ниже. Подобный анализ поможет разделить проблемы и преимущества компании на внутриотраслевые и собственные.

Анализ компании

Предварительное знакомство с компанией

Прежде чем переходить к анализу финансового состояния компании, первым делом необходимо получить представление о ней, изучив нефинансовые факторы:

1. История развития. Как образовался и рос бизнес?

2. Сегменты бизнеса. Насколько диверсифицирован бизнес, имеется ли вертикальная/горизонтальная интеграция основного направления?

3. Ключевой продукт. Насколько уникально предложение на рынке, насколько он важен для потребителя (эластичность спроса по цене)?

4. Основные потребители. Количество конечных потребителей, их стабильность и насколько компания зависима от них?

5. География. В каких странах представлен бизнес компании и в какие страны продается ее конечная продукция?

6. Стратегия развития и цели компании на ближайшие годы. Даст вам ориентиры для предположений, которые будут использоваться в дальнейшем при прогнозировании, а также понимание, в какую сторону движется развитие компании.

7. Структура акционерного капитала и ключевые владельцы . Кто является ключевым акционером — частное лицо или государство? Например, инвестиции государственных компаний часто могут быть направлены на решение социально значимых проблем.

8. К какому типу относится компания. В зависимости от того, компания является растущей или же, например, дивидендной фишкой, будет меняться дальнейший анализ компании и ожидания по финансовым показателям.

9. Дивидендная политика. Насколько прозрачна дивидендная политика компании и как растут дивиденды в истории? Самый удачный вариант, когда компания выплачивает дивиденды из свободного денежного потока ( FCF ). Не стоит забывать, что зачастую фирмы платят больше, чем указано в дивидендной политике. Если это происходит на постоянной основе, то лучше ориентироваться на этот показатель.

Данная информация поможет получить более углубленное представление о компании и ее перспективах развития.

Финансовое состояние бизнеса

Проанализируйте финансовые и операционные результаты компании.

С финансовыми результатами вы можете ознакомиться в консолидированной финансовой отчетности компании, которая состоит из 3 основных элементов:

1. Бухгалтерский баланс — отображает балансовую стоимость всех активов, принадлежащих фирме, а также источники финансирования данных активов (обязательства и собственный капитал компании). В первую очередь всегда необходимо помнить, что баланс предоставляется на конкретную дату, как фотография.

Ключевые показатели: денежные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, оборотный капитал компании (текущие активы — текущие обязательства), балансовая стоимость активов, балансовая стоимость собственного капитала.

2. Отчет о финансовых результатах — отображает все доходы и расходы фирмы за представленный период, сгруппированные по путям возникновения. Результатом данного отчета служит итоговая прибыль или же убыток.

Ключевые показатели: выручка, себестоимость, валовая прибыль, SG&A (коммерческие, административные и общехозяйственные расходы), операционная прибыль, итоговая прибыль, EBITDA , процентные расходы, существенные одноразовые статьи.

3. Отчет о движении денежных средств — отражает расходование и источники денежных средств фирмы в разбивке по трем основным направлениям деятельности компании: операционная, инвестиционная и финансовая.

Ключевые показатели: чистое поступление денежных средств от операционной деятельности, амортизация, изменение оборотного капитала по статьям, приобретение основных средств и нематериальных активов.

Финансовая отчетность может составляться в соответствии с разными стандартами финансового учета: МСФО (европейские стандарты), GAAP (американские стандарты), а также внутристрановые стандарты (например, РСБУ для России). Основные отличия между международными и российскими стандартами описаны в нашем обзоре ранее, а также какая отчетность важнее при анализе .

В данном разделе показатели также необходимо рассматривать в динамике, анализируя причины того или иного изменения. Обычно ответы на все вопросы можно найти в раскрытиях, расположенных в финансовой отчетности после отчета о движении денежных средств. В раскрытиях отражаются более детально крупные статьи отчета, а также даются некоторые комментарии к ним.

Следующим этапом анализа является рассмотрение операционных результатов компании. Их лучше анализировать совместно с финансовыми показателями. В основном они выступают в качестве основного фактора роста компании.

Важно проанализировать, как увеличение единицы выпуска продукции оказывает влияние на выручку компании. Также операционные результаты почти всегда являются первым шагом для моделирования будущих финансовых результатов.

Рекомендуем вам по мере изучения финансовой и операционной отчетности сразу переносить данные в Excel по соответствующим вкладкам, после чего вы без проблем сможете построить графики и провести все дальнейшие вычисления.

Финансовые показатели и мультипликаторы

Коэффициенты доходности

Коэффициенты доходности делятся на два типа. Первые показывают доходность по отношению к капиталу, то есть, насколько эффективно работают источники финансирования фирмы. Вторые отражают доходность относительно выручки, показывая, сколько дохода компания имеет с каждого рубля выручки.

1. Рентабельность валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка

2. Рентабельность EBITDA = EBITDA / Выручка

3. Рентабельность операционной прибыль = Операционная прибыль / Выручка

4. Рентабельность чистой прибыль = Чистая прибыль / Выручка

5. Рентабельность активов (ROA) = Чистая прибыль / Совокупные активы

6. Рентабельность капитала (ROC) = Чистая прибыль / (балансовая стоимость долга + балансовая стоимость собственного капитала)

7. Рентабельность собственного капитала ( ROE ) = Чистая прибыль / балансовая стоимость собственного капитала.

Финансовые коэффициенты ликвидности

Финансовые коэффициенты отражают риски предприятия столкнуться с проблемами обслуживания финансовых обязательств. Данные показатели направленны исключительно на изучаемого эмитента и не имеет смысла сравнивать их с другими компаниями.

1. Коэффициент текущей ликвидности = Текущие активы / Текущие обязательства. Если данный коэффициент менее 1, это должно настораживать, поскольку обязательства, которые должна исполнить компания в течение года, превышают активы, приносящие доходы. Коэффициент равный двум принято считать нормальным. Если он ниже, могут возникнуть риски потери ликвидности, если он выше, то компания не может сократить свои накопленные запасы.

2. Коэффициент быстрой ликвидности = (денежные средства + прочие текущие активы, которые можно быстро обратить в денежные средства) / текущие обязательства.

3. Коэффициент покрытия процентов = EBIT / затраты на выплату процентов. Данный коэффициент достаточно точно отражает степень уверенности, с которой компания сможет рассчитываться по процентам за долги. Чем выше показатель, тем больше степень уверенности. Если он приближается к 1, то с большой вероятностью компанию ожидает дефолт.

4. Отношение чистого долга к EBITDA = (Краткосрочный долг + долгосрочный долг — денежные средства) / EBITDA за последние 12 месяцев. Показатель отражает, за сколько лет компания способна погасить долги, если будет направлять всю операционную прибыль на погашение обязательств. Нормальным значением является коэффициент в пределах 2,5-3.

Мультипликаторы

С помощью анализа финансовых показателей можно сделать вывод о том, в каком положении находится компания относительно конкурентов. Поэтому предполагается, что их анализ будет происходить как в сравнении с историческими данными самой компании, так и с ее конкурентами.

Основные мультипликаторы:

1. P/S = Рыночная капитализация / Выручка. Больше используется для анализа растущих компаний с небольшой или отрицательной чистой прибылью.

2. P/E = Рыночная капитализация / Чистая прибыль. Показывает срок окупаемости компании.

Отраслевые мультипликаторы:

Каждая отрасль имеет свои особенности. В соответствии с этим выделяют отдельные мультипликаторы для разных сфер.

Добыча:

1. EV/EBITDAX — отношение стоимости компании к EBITDA до вычета затрат на разведку. Поскольку разные добывающие компании по-своему учитывают затраты на разведку в своей отчетности.

2. EV/Reserves — отношение стоимости компании к ее запасам.

3. EV/Production — отношение стоимости компании к добыче.

Ритейл:

1. EV/S = отношение стоимости компании к ее выручке.

2. EV/EBITDAR — отношение стоимости компании к EBITDA до вычета затрат на аренду и лизинг. (Также подходит для транспортных компаний, поскольку большая часть машин/самолетов находится в лизинге).

3. EV/Retail Area — отношение стоимости компании к ее торговым площадям.

Телекомы:

EV/ Количество пользователей — показывает, сколько стоимости компании обеспечивает каждый клиент.

На данном этапе мы получили почти полное представление о деятельности компании и ее положении на рынке относительно конкурентов. Если после проделанного анализа компания выглядит привлекательно (сильные ожидания по будущим финансовым результатам, недооценка по мультипликаторам), то переходим к следующему разделу.

Оценка справедливой стоимости компании

Данный вид анализа подходит для более продвинутых инвесторов. При покупке компании мы должны в первую очередь ориентироваться на ее форвардную цену в будущем, чтобы мы могли понимать, когда стоит лучше выйти из акций и какую доходность мы можем ждать.

На текущий момент среди инвестиционных аналитиков самым популярным методом оценки справедливой стоимости компании служит модель дисконтирования денежных потоков. Она предполагает, что стоимость компании придают денежные потоки, которая она генерирует. То есть, если мы спрогнозируем, сколько компания в будущем сможет получить денег для инвесторов и приведем будущие денежные потоки к текущему моменту с помощью дисконтирования, то мы получим реальную оценку бизнеса на текущий момент.

Прочие факторы

1. Техническая картина — Технический анализ в данном случае будет полезен для определения наилучшей точки входа в акцию.

2. Доля Free Float — чем больше его доля, тем более привлекательна компания.

3. Ликвидность компании.

4. Попадание в индексы — если бумага находится в разнообразных индексах, то это обеспечивает ей дополнительный приток ликвидности за счет фондов.

5. Стимулирование инвестиционной привлекательности фирмы с помощью проведения программ Buyback .

Резюме

Мы разобрали, как должен происходить подробный фундаментальный анализ компании перед ее покупкой. Подобный разбор требует достаточно много времени и сил, однако глубокое понимание деятельности эмитента поможет вам избежать неудачных и необдуманных решений. При этом для корпораций из разных отраслей приоритетность каждого этапа может меняться. Не забывайте, что к анализу надо подходить хладнокровно с высокой долей объективности.

БКС Брокер

Сталелитейщики в аутсайдерах на открытии основной сессии

Кто-то не успел купить валюту

Акции Biogen вышли на первое место по оборотам на СПБ Бирже

Статистика из США поддержала дорогую нефть

Заметные и влиятельные на фондовом рынке. Персоны года 2021

Инвестиции 2022: что купить. Полное руководство с прогнозами

Они вне конкуренции. Компании США и России с самой широкой маржой

Ключевые риски 2022


автор статьи Ольга Виноградова

В предыдущей части мы выяснили, как рассчитывать доходные и балансовые мультипликаторы. Теперь рассмотрим мультипликаторы рентабельности и специфические коэффициенты для разных отраслей. А также расскажем, где искать мультипликаторы, чтобы не считать их самому.

Эти мультипликаторы помогают оценить экономическую эффективность бизнеса и его способность получать прибыль.

ROE или Return on Equity — показатель рентабельности капитала. Он позволяет понять, сколько копеек чистой прибыли сгенерировала компания на каждый вложенный рубль акционерного капитала. Например, если ROE равен 20%, то капитал сгенерировал 20 копеек с одного вложенного рубля.

Формула для расчета показателя рентабельности капитала

Как оценивать : чем больше ROE, тем лучше. Чтобы оценить рентабельность конкретной компании, сравните ROE с показателями конкурентов, средним значением мультипликатора по отрасли и с собственными показателями компании в прошлом. Если ROE увеличивается на протяжении нескольких лет — компания развивается, у ее акций есть потенциал для роста.

В идеале ROE не должен быть ниже средней доходности по депозитам в крупных банках и гособлигациям. Если рентабельность капитала ниже процентных ставок по низкорисковым инструментам, бизнес будет невыгодным для владельцев и инвесторов. В январе 2021 года доходность вкладов в крупнейших банках не превышает 4,5% годовых, доходность гособлигаций — 5,72% годовых.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Собственный капитал – 2034 млрд рублей
ROE – 5,7%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Собственный капитал – 478,6 млрд рублей
ROE – 1,2%

Показатель рентабельности капитала не учитывает обязательства компании, поэтому его можно искусственно завысить за счет заемных средств. Чем больше обязательств, тем ниже собственный капитал и выше ROE. В такой ситуации мультипликатор может оказаться недостоверно высоким даже при небольшой прибыли.

Коэффициент ROE не подходит для оценки компаний из разных секторов. При этом он удобен для сравнения банков, так как связан с оценкой эффективности использования активов.

ROA или Return On Assets — рентабельность активов. Он показывает, насколько эффективно компания использует активы. В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только собственный капитал, но и заемные средства.

Формула для расчета рентабельности активов

Как оценивать : чем выше показатель, тем лучше. Низкий показатель рентабельности активов говорит, что компания неэффективно использует активы или у нее много заемных средств. Лучше оценивать ROA в динамике и относительно среднего значения по отрасли. Если мультипликатор со временем снижается, то либо компания теряет прибыльность, либо у нее все больше долгов. Такие инвестиции невыгодны в долгосрочной перспективе.

Единого норматива ROA нет — все зависит от отрасли. Для капиталоемкого бизнеса мультипликатор будет ниже, например, у энергетических или добывающих компаний. У компаний сферы услуг или розничной торговли относительно небольшие капитальные вложения и быстрая оборачиваемость, поэтому ROA выше.

Расчет рентабельности активов имеет смысл при положительной прибыли. ROA лучше оценивать в паре с ROE — чем больше между ними разница, тем больше заемных средств у компании.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Активы – 4030 млрд рублей
ROA – 2,9%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Активы – 782,9 млрд рублей
ROA – 0,8%

Мультипликаторы рентабельности и мультипликаторы из предыдущей статьи можно применить практически к любой отрасли. Но часто они не учитывают особенности ведения бизнеса и налогообложения, поэтому для некоторых отраслей используют отдельные мультипликаторы.

Банки и финансовые компании . У кредитных организаций особый учет доходов и долговой нагрузки, поэтому коэффициенты P / S, EV / EBITDA и Debt / EBITDA для них неприменимы. Из уже рассмотренных мультипликаторов для оценки подойдут P / BV, ROA и ROE.

Пример

Сбербанк

Чистый процентный доход – 1553 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 5,53%
ROE – 22,8%

ВТБ

Чистый процентный доход – 504,3 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,7%
ROE – 4%

Чистый процентный доход – 24,7 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,99%
ROE – 12,9%

Еще одним показателем для банков будут чистый процентный доход и Net Interest Margin — чистая процентная маржа. Она отражает эффективность использования активов относительно привлеченных средств. Если коэффициент выше среднего по отрасли — компания эффективно контролирует расходы и предоставляет услуги по цене, превышающей издержки. Это позитивный знак для инвестора. Инвесторы желательно оценивать норму чистой прибыли — она показывает, как хорошо компания преобразует доход в прибыль, которую поделят между собой акционеры.

Кроме этого, банки сравнивают по коэффициенту стоимости риска Cost of Risk. Чем больше показатель, тем выше риск операций и необходимость увеличения резервов. Кредитным организациям важно поддерживать уровень резервов на достаточном уровне, чтобы продолжать работу, если кредитоспособность клиентов ухудшится.

Нефтегазовые компании. Для оценки нефтегазового сектора вместо EV / EBITDA часто используют EV / EBITDAX — стоимость компании по отношению к прибыли до вычета налогов, процентов, амортизации и расходов на разведку. У добывающих компаний может быть разная учетная политика расходов, поэтому мультипликатор EBITDAX необходим, чтобы устранить различия в учете затрат на разведку месторождений.

Еще два стоимостных мультипликатора для нефтегазовых компаний — EV / Production и EV / Capacity. Первый позволяет оценить соотношение стоимости компании к ее ежедневной добычи, а второй — к мощности производства.

Технологические и телекоммуникационные компании. Для IT и медиакомпаний подходят уже известные нам по предыдущей статье P / E и P / S, а также P / Cash Flow, то есть цена акции на денежный поток. Мультипликатор P / Cash Flow позволяет оценить свободные средства компании, которые могут быть направлены на дивиденды. Чем меньше мультипликатор, тем лучше.

Пример

Посчитаем показатели для российских IT-компаний за 2020 год.

Капитализация – 474,2 млн рублей
Чистая прибыль – - 21,2 млрд рублей
Выручка – 100,5 млн рублей
Денежный поток от операционной деятельности – 23 млн рублей
P / S – 4,7
P / Cash Flow – 20,6

Медиакомпании и разработчики приложений считают EV / Subscribers — стоимость компании относительно количества пользователей. Высокие значения показателей говорят о способности компании извлекать прибыль из каждого пользователя. Телекоммуникационные компании зачастую используют мультипликатор ARPU или Average Revenue per User — среднюю выручку на одного пользователя.

Отраслевых мультипликаторов очень много, мы рассмотрели лишь основные. Для качественной оценки лучше рассчитывать базовые и специфические мультипликаторы в динамике и в сравнении с другими компаниями отрасли. Если стоимостные коэффициенты у компании ниже, чем в среднем по отрасли, то она может быть недооценена инвесторами и имеет потенциал для роста.

Читайте также: