Какой модели возникновения государства соответствует формула я властвую потому и обладаю собственностью

Обновлено: 28.03.2024

История выступает как некая последовательность преобразования чего-либо, но прежде всего отношений, которые оказались зафиксированными и сегодня выступают как документальное или художественное их отражение. То, что мы знаем или можем узнать о былом, - тоже история. Она предстаёт тех измерениях, как и объекты материального мира, субъекты отношений. Все они имею свою истории, которая раскрывается во времени – соизмеримой последовательности преобразований, в пространстве: физическом, социальном, правовом, духовном, властном. Последнее прежде всего характеризует историю возникновения и развития государств.

Каждый исследователь и писатель имеет свою историю отражения отношений существующего мира, для писателя – это и воображаемая история, которая предстаёт сюжетом и сценарием. И они, иногда, живут дольше представления документальной истории, а соединение исследовательского и писательского формата работы дают и воображаемые представления о будущем мира, о желаемой перспективе.

Получается, что надо вдумываться в реальность, анализировать и воображать – этот продукт обязательно раскроет перспективу для жизни человека и народов. Без такой работы нам не построить новый мир. Если нам нужна новая жизнь, новая её организация, то и пришло время заняться вопросами её представления в нашем воображении. Если будем вместе работать в этом направлении, то обязательно достигнем исполнения мечты человека, своей мечты, как бы это не было сложно, как бы такую деятельность не запрещали, ей не мешали.

Существующий мир является и производной всего процесса образования, и трансформации государств, и заложником его функционирования. Отсюда, не только организация власти внутри страны в форме государства, но и распределение территории планеты не среди народов, людей, живущих на планете, а между государствами, большая часть из которых имеет короткую историю своего существования, тогда как в объяснение своих территориальных претензий каждое государство обращается к воображаемой связи своего происхождения с историей народа. Это воображение и искусственность наделения его историческими свойствами часто и выдается за право, за обоснование возможности властвования в среде народов. В этом процессе сформировался институт демократии современный способ организации органов власти в государстве. Не в обществе, а в государстве.

Здесь социальное управление изначально было подменено властным управлением, а это разные цели и направления деятельности. Народы в этом процессе потеряли свою самобытность и правовую определённость, при том как сами они, не смотря ни на что, как-то сохраняются. Определяющую роль в этом процессе представляет прежде всего язык, культура и закреплённость проживания на территориях планеты. Можно предположить, что мир ждут значительные изменения данного порядка, т.е. возвращения значения народов. Такое изменение предполагает формирование права как определяющего установления в жизни, в организации народов.

Что сказать, с семьёй – вымысел, но вымысел абсурда, о чём и говорят последние авторы определения.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические, и религиозные.

Государство- институт постоянного перерождения, на месте одного постоянно возникает другое, что сопровождается процессом деления населения, территорий, сменой самой власти, изменения её институтов: политических партий, самого устройства государства. Если посмотреть на перспективу, то можно предположить, что существующий приемник при столь удручающих параметрах жизни народа навряд ли просуществует больше половины срока жизни предыдущего государства. И гадать не приходится, у страны осталась одна перспектива существования – цивилизационная революция и переход в правовое уложение. Нет, можно по-прежнему фантазировать, но уже в рамках нового уложения.
Собственность в рамках правового уложения получает другой формат, содержание и значение, а классы, как порождение властного уложения, в правовом уложении потеряют природу своего возникновения и сохранения.

Теория Ф. Оппенгеймера
Государство представляет собой социальный институт, основанный на завоевании и подчинении, в результате использования насильственных и принудительных "политических методов" изъятия благ против миролюбивых и добровольных "экономических методов" обмена благ:

'"Государство, полностью по своему происхождению, значительно и почти полностью на начальных этапах своего существования, является социальным институтом, насильно навязанным победившей группой людей над побежденной группой с единственной целью — для утверждения Господства победившей группы над побежденными, и для защиты от восстаний изнутри и нападений извне. Телеологически — такое Господство не имеет никакой иной цели, кроме как экономической эксплуатации побежденных победителями."

Нет никакого смысла отрицать психологические факторы: есть социум, есть люди, есть и психологические факторы.

Теория Т. Д. Баштима

Теория Н. М. Коркунова

Теория Л. И. Петражицкого

Может, государство возникает как институт и политический режим регулирования социальных отношений в части природопользования, производства и реализации продукции, сохранения накоплений и регистрации собственности, использования власти в обеспечение общественного порядка посредством силовых органов, а также защиты от внешнего посягательства.

Похоже, что нет смысла рассматривать определения Энгельса, нет потребности, определение фрагментарное.
-

_
Иные концепции происхождения государства

Увы, всеобъемлющий институт права при превалировании государства над социумом, при современном государстве не возникает, право при нём подменяет система властных установлений. При этом можно говорить о взаимосвязи закона и государства, тогда как право как институт возникает только при инситиуционализации социума как общества и подчинения ему института государства, как совокупности силовых органов. Свобода человека выступает как условия и возможность для реализации активности человека в социальном взаимодействии, что возникает только при формировании структурированного самодеятельного общества в организации политики, экономики, социологии и права.

Дух – форма частного и ли социального сознания, моджно сказать соединение знания, веры, воли, мышления и активности. Можно сказать, что дух может быть движущей силой человека, но не является основой создания государства.
-
Ирригационная теория

Расовая теория может быть видом колониальной теорииЮ, если продолжать рассматривать по-существу

Для кучи все идёт, всё имеет место, сам запрет нельзя отрицать, но рассматривать его как основание для образования государства не приходится. К нормам социального общежития такие ограничения вплоне походят в институт морали и нравственности, семейных отношений.
-
Спортивная школа права

Вспомним, спорт – посол мира. Так было. Наступило новое время – пора отторжения спортсменов от национального государства.
- - - -
И что с этой работать делать, как использовать все эти определения – обозначения теорий происхождения государства. Надо подвести черту под этот экспресс анализ. Порядка пятнадцати лет тому назад проводил экспрес-анализ теории государства и прав – вот с того момента и сформировалось убеждение и уверенность создания новой теории общества и права, частью в нем должен быть раздел государство и закон, и к ним описание новой правовой системы и правосудия. А то, что существует и вышло из подобного исторического процесса формирования теорий создания государства, полагаю, никого уже удовлетворить не может.

А с такой практикой сноса домов людей и дикого правового беспредела данная территория получает качество антиправового анклава. И кому он в таком качестве нужен – антиправовой кланово-развратный анклав. С одной стороны, присутствует попытка развить анклав, но какой в том смысл, если одновременно идёт полное разложение в нем даже намека на какое-либо право.

При таких процессах, при таком лице Калининграда, можно получить лишь ускорение пересмотра права на обладание регионом. Не забываем, что Европа начала менять своё отношение ко Второй Мировой войне, что происходит в рамках международного права. Государство перестаёт существовать как субъект международного права – нет его представительства на международных соревнованиях, участники соревнований есть, а флага и гимна нет.

Тридцать лет для государства – очень маленький срок. Получается, что у многих конструкций нет надлежащей правовой основы, но здесь делаются такие политические заявления международного плана, которые могут вызвать ответную более серьёзную реакцию. Международное право - это реальность.

Областной центр и область носят имя одиозного человека, имевшего отношение к расправам над людьми в тридцатых годах прошлого века. И это утверждение самой российской власти. Мировой истории такая память не нужна, отсюда и вопрос по аналогии, а не окажется ли название областного центра вычеркнуто с мировых карт.

Государство отобрало дом у философа, несколько ранее – у седьмой части цыган области – это полное попрание даже существующей Конституции, не говоря уже правах человека, обеспечиваемых всеми институтами международного права. И все в угоду частно-властной клановой системе, которую осталось только узаконить формально. Дошли или довели область до такого состояния. И это не несчастного философа заслуга. У сформировавшегося клана есть своя логика, которая положение будет только усугублять.

У государства, похоже нет понимания Калининградской ситуации, при том что процесс уже пошёл в разнос. Отбираете дом у одного философа и ставите под угрозу жизни всё население региона. Политическая безалаберность, вот и вся политика.

Закономерности оформления западной модели государственности и российская правовая история - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Евразийский юридический журнал

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ ИСТОРИЯ

Ключевые слова: государственная власть, западная модель государственности, история государства и права.

PATTERNS OF PROCESSING OF THE WESTERN MODEL OF STATEHOOD AND THE RUSSIAN LEGAL HISTORY

On the basis of historical and modern legal examples the article shows some Russian historical "specifics" and "conditions" prescribed by State power. Thus in 1861 "conditions" of redemption of earth were laid down to let peasants to get civil equality. So in 2002 within one administrative and territorial unit the obligatory lower-limit dimension of plot of land was established. Keywords: government, western model of statehood, history of state and law.

К XVII веку в странах Западной Европы и обеих Америк оформились закономерности западной государственности и их основные правовые принципы: право частной собственности на землю, равноправие всех граждан, представительный орган власти, единая система суда и судопроизводства.

Государствообразование на Востоке объясняет поте-старная теория. Суть ее в следующем:

1. В любой период истории всегда существовало три или четыре цивилизации. Причем более ранние цивилизации сложились на Востоке, и исторически государство возникает на Востоке значительно раньше, чем на европейском континенте.

2. Кроме того, власть верховного правителя становится сакральной, то есть ему приписываются божественные качества, и его обожествляют при жизни. Следовательно, помимо главы государства он является и религиозным символом.1

Разовьем эту теорию и укажем на незамеченную, но ключевую составляющую - помимо сакрализации религия на Востоке больше чем религия, это культура, образ жизни, мировоззрение, она охватывает и пропитывает всю жизнь от рождения до смерти и объясняет смысл человеческого существования. Как пример можно привести индийскую систему правил поведения, жизненных установок и социальной структуры общества.

Востока. - М., 1998. - Т. 1. - С. 66-82.

В священных книгах Вед (1500-900 гг. до н. э.) дается понимание дхармы как комплекса действий, поведения, наставлений и регуляционных принципов, которые должны применяться в различных экзистенциальных ситуациях. Таким образом, дхарма содержит три аспекта: во-первых, выражение наиболее активных качеств природы; во-вторых, выражение природных и человеческих феноменов; в-третьих, выражение как абстрактных, так и конкретных отношений чистого знания и человеческих дел.

Евразийский юридический журнал

То же применительно и к китайской цивилизации.

Пророк Мухаммед не только положил начало новой религии, но в течение своей жизни создал новое теократическое государство с центром в Медине. После его смерти войска мусульман продолжали захватывать новые территории: сначала окраины Аравийского полуострова, затем территорию современной Сирии, Ирака, Средней Азии, половину Индии, Египет, всю северную часть Африки и Испанию. Таким образом, возникло государство, представляющее собой огромную мусульманскую общину. Ее устройство до сих пор основывается на провозглашенных Мухаммедом принципах, благодаря которым новая религия стала вероисповеданием, личным делом и образом жизни каждого верующего. Эти принципы были закреплены в священной книге мусульман - Коране.

Коран является основой мусульманского права, законодательства - шариата и фикха, в котором регламентированы все сферы жизнедеятельности мусульман: начиная от личных, семейных взаимоотношений и заканчивая внешней политикой государства.

Шариат означает всю совокупность исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммеду и

2 См.: Сурия Пракаш Синх. Юриспруденция. Философия права. - М., 1996. - С. 40-42.

3 См.: Там же. - С. 29-32.

записанных в Коране, а также выводимых из Божественного руководимого жизненного пути Пророка, который называется сунна.

Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути намерения). В практическом контексте фикх означает науку выведения исламских норм, фатв, из тех основ, которые находятся в главных источниках исламского права - Коране и сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность исламских норм, выведенных подобным образом.

Шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.

Как видим, в основу образования государства легла религия, а вера, правовой порядок и источники права образуют неразрывное целое, причем вера является первопричиной, а правовой порядок - дополнением к религиозной вере.4

Рассмотрим российскую историю. Начнем с религии. Официальная религия в России - это не восточные религии, а западное христианство, принятое в X веке, пацифистская религия, проповедующая две составляющие: любовь к Богу и любовь и сострадание к ближнему. Первые две главные заповеди:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Давайте соберем всю возможную информацию о теориях происхождения государства. Просьба называть авторов (или тех, кото относят к авторам), основные идеи и возможное современное развитие теории

Ivan Smolin

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Ivan Smolin

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Ivan Smolin

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.

Ivan Smolin

Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

Ivan Smolin

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Ivan Smolin

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Автор — Нерсесянц В. С.

Ксюша Селезнёва

Марксистская концепция происхождения государства

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития- первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по Энгельсу

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила.

Государство по Ленину

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы".

Читайте также: