Какое лицо первым получало имущество от дарителя во время процедуры аффатомии у франков

Обновлено: 02.05.2024

  • Пример казуальности норм: «Если кто оторвет большой палец на руке или ноге, присуждается к уплате 50 сол. (солидов). Если же этот изувеченный палец будет висеть на прежнем месте… 30 сол. Если же кто оторвет второй палец, именно тот, которым натягивают лук… 35 сол.

В основном Салическая правда устанавливает санкции за различные правонарушения и правила рассмотрения дел в суде. Среди норм, относящихся к гражданскому праву, заслуживают внимания те, которые регулируют право собственности на землю. По Салической правде леса, луга, а также пахотные земли считались общей собственностью. Каждая семья обрабатывала свой участок земли. Но эта земля еще не стала собственностью семьи – если в семье не оставалось наследника мужского пола, земля возвращалась общине. Поселение пришельца на земле общины допускалось только с единодушного согласия общинников (или по давности, если в течение 12 месяцев никто из общинников не возражал).

Из уголовного права франков постепенно исчезают пережитки первобытнообщинного строя. В Салической правде, например, обычай кровной мести и талион заменяются системой композиций – материальной компенсацией, искуплением вреда и штрафом (весьма значительным по размерам) в пользу потерпевшего (или его родственников) и государства – одна треть всей суммы.

Природа композиции определялась тем, что во времена Салической правды еще не сложилось представление о публичном характере преступления, о том, что преступление – общественно опасное деяние . Однако в отчислении части суммы, взыскиваемой по системе композиций в пользу государства (штрафа), мы наблюдаем становление наказания, что делало первый шаг к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права. Система композиций получает в Салической правде детализированную разработку и становится упрощенным видом наказаний. Только при неуплате композиции за убийство свободного (вергельда) допускались кровная месть или наказание через суд.

О появлении сословного расслоения во франкском обществе говорит и зависимость тяжести наказания не только от вида правонарушения, но и от общественного положения виновного и потерпевшего. Так, если за убийство свободного франка полагалось уплатить вергельд в 200 солидов, то убийство должностных лиц королевской администрации – графа или барона – влекло уплату тройного вергельда (600 солидов). В то же время за убийство свободного или полусвободного римлянина уплачивалось только 100 солидов. Убийство раба влекло для виновного лишь обязанность возместить хозяину раба нанесенный ущерб в 35 солидов.

В Салической правде дан перечень различного рода преступлений, за которые устанавливается уплата точно определенных денежных сумм.

При краже штрафы в Салической правде дифференцировались в зависимости от стоимости украденного, от характера преступления (кражи со взломом или с подделкой ключей карались большим штрафом), от общественного положения преступника. Наказаниями для рабов, кроме того, были палочные удары и смертная казнь.

Судебный процесс по Салической правде был по преимуществу состязательным. Данная форма процесса встречалась на ранних ступенях развития государства и права, например, в странах Древнего Востока. Она получает широкое распространение и в раннефеодальный период. Существование состязательного процесса объясняется слабым развитием государственных, в частности судебных органов. Соответственно процесс возникал по инициативе потерпевшего, он же обязан был собрать и представить суду доказательства, потерпевший вызывал ответчика в суд.

Здесь ответчик и истец обладали равными процессуальными правами и обязанностями. Стороны лично вели процесс, а суд лишь наблюдал за состязанием сторон и выносил решение по делу. Даже наказание для ответчика и истца (в случае проигрыша дела) было одинаковым. Истец подвергался тому наказанию, которое грозило ответчику в случае недоказанности его вины. Другими чертами данной формы процесса, связанными с ее неразвитостью, были строгий формализм процесса и отсутствие различий в гражданском и уголовном судопроизводстве. Рассматривались дела публично.

В качестве судебных доказательств Салическая правда знала и ордалии водой и железом. В первом случае обвиняемый опускал руку в кипящую воду и произносил клятву. Если после этого к установленному сроку рука заживала, испытуемый признавался невиновным, в противном случае его осуждали. Сохранилось и описание ордалий с помощью раскаленного железа. Нарушение установленного ритуала ордалии влекло ее недействительность или проигрыш дела. Своеобразной формой ордалии был судебный поединок.

При всей ограниченности ордалий как средства доказывания нельзя все же не учитывать глубокой убежденности людей того времени в существовании божественной силы. Вера, внушение подчас заменяли недостающие доказательства, вели к изобличению виновного.

Ниже приводится описание судебного поединка по чешскому праву.

Читайте также: