Какое имущество бухгалтер должен исключить из состава основных средств имущество в пути

Обновлено: 04.05.2024

В состав основных средств принимается имущество, имеющее материально-вещественную форму, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия признания:

— оно предназначено для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование);

— организация предполагает получать экономические выгоды от его использования;

— имущество предназначено для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев с даты приобретения;

— организация не предполагает его отчуждать в течение 12 месяцев с даты приобретения;

— первоначальная стоимость имущества может быть достоверно определена (ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При этом такие активы, как инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (далее — инвентарь), могут учитываться как в составе запасов, так и в составе основных средств (абз. 3 п. 3, абз. 7 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов). Перечень инвентаря в законодательстве не определен, в связи с чем организация может его разработать и закрепить в учетной политике.

При разработке этого перечня организация может воспользоваться постановлением об установлении нормативных сроков службы основных средств, в котором приведен перечень имущества, относящегося к инвентарю и принадлежностям.

При составлении перечня инвентаря необходимо исходить из уместности включения в него разного рода имущества и экономической целесообразности.

Формируем первоначальную стоимость основного средства

Основные средства учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости (абз. 2 п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется из фактических затрат на их приобретение, к которым относятся:

— стоимость приобретенного основного средства;

— таможенные сборы и платежи;

— проценты по кредитам и займам;

— затраты по страхованию при доставке;

— затраты по приведению основных средств в состояние, пригодное для использования (например, затраты по монтажу оборудования в случае, если оборудование требует монтажа);

— иные затраты, которые связаны с приобретением (ч. 1 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Перечень иных затрат, связанных с приобретением основных средств и включаемых в первоначальную стоимость основных средств, законодательством не определен. В связи с этим организация самостоятельно может определить такие затраты. Исключение составляют затраты, которые согласно законодательству не подлежат включению в первоначальную стоимость основных средств.

В случае если организация при принятии к бухгалтерскому учету основных средств имеет обязательства по выполнению работ по демонтажу и ликвидации данных основных средств, восстановлению природных ресурсов на занимаемых ими земельных участках, то в первоначальную стоимость таких основных средств включается сумма созданного резерва по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам (ч. 2 п. 10, п. 23 — 25 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Первоначальная стоимость созданных в организации основных средств определяется в сумме фактических прямых и распределяемых переменных косвенных затрат на их создание, за исключением случаев, установленных законодательством (ч. 3 п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Принимаем основное средство к учету

а) при приобретении основного средства:

— если оно не требует монтажа — на дату его приобретения. Если основное средство подлежит обязательной государственной регистрации, сертификации и т.п., то оно учитывается в составе основных средств после проведения соответствующих процедур по регистрации, сертификации и т.п. (ч. 1, 4 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств);

— если требует монтажа — после проведения монтажных работ (ч. 6, 8 п. 12, ч. 9 п. 13 Инструкции о применении плана счетов);

б) при строительстве основного средства — после приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Отметим, что объекты (части объекта), законченные строительством и принятые в эксплуатацию, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной государственной регистрации, принимаются к учету в качестве основных средств после государственной регистрации права собственности на них (п. 40, 55 Инструкции N 10);

в) при создании основного средства — после окончания работ по его созданию.

Постановка на учет основных средств производится на основании акта о приеме-передаче основных средств (п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

При приобретении (создании) объектов основных средств в бухучете составляются следующие проводки (ч. 4, 5 п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть:

(или) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

(или) отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

(или) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (далее — комплекс), представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплексом является один или несколько предметов, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса.

Однако если основное средство состоит из частей, которые имеют различные сроки полезного использования, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект основных средств (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств).

Определяем нормативный срок службы и срок полезного использования основного средства

Объекты основных средств, числящиеся в бухгалтерском учете организации, являются объектами начисления амортизации (за исключением числящихся на забалансовых счетах, а также отдельных объектов основных средств) (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Для того чтобы по объектам основных средств начислить амортизацию, необходимо определить их нормативный срок службы (НСС)и (или) срок полезного использования (СПИ) ( п. 17, 19 Инструкции о порядке начисления амортизации).

НСС ОС по общему правилу определяется при их приобретении с даты принятия ОС к бухгалтерскому учету в соответствии с приложением к постановлению N 161 в зависимости от видов ОС в соответствии с их классификацией (ч. 1 п. 17, ч. 1 п. 18 Инструкции N 37/18/6).

СПИ — это ожидаемый или расчетный период эксплуатации ОС в процессе предпринимательской деятельности, который устанавливается комиссией (п. 19 Инструкции N 37/18/6). При этом СПИ устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых ОС с учетом коэффициентов, установленных приложением 3 к Инструкции N 37/18/6 ( ч. 1 п. 21 Инструкции N 37/18/6).

Начисляем и отражаем в учете амортизацию

Начисление амортизации производится:

— по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из выбранного СПИ линейным, нелинейным и производительным способами;

— по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из НСС линейным способом (п. 37 Инструкции о порядке начисления амортизации).

Применяем инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет по объектам основных средств применяется в налоговом учете и позволяет единовременно включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, часть первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

К ним относятся:

— здания, за исключением жилых домов (их частей) (кроме арендного жилья, общежитий, встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах), зданий культурно-развлекательных (ночных) клубов, зданий, используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, зданий гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания (кроме относящихся к объектам придорожного сервиса), зданий мобильных (в том числе зданий сборно-разборных и передвижных);

— устройства передаточные;

— сооружения, за исключением сооружений мест отдыха и зоопарков, сооружений для стоянки или парковки автомобилей;

— машины и оборудование, транспортные средства, за исключением предназначенных и (или) используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.

Причем к зданиям, устройствам передаточным, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам относятся основные средства (их части), определенные в качестве таковых по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств (ч. 2, ч. 5 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Обратите внимание!
Налоговым кодексом определен перечень объектов, по которым инвестиционный вычет не применяется.

Размер инвестиционного вычета определяется организацией самостоятельно в пределах размеров, установленных законодательством (абз. 2, 3 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Наименования объектов основных средств

Максимальный размер инвестиционного вычета

Инвестиционный вычет рассчитывается следующим образом.


Сумма инвестиционного вычета включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц начала начисления амортизации в соответствии с законодательством (абз. 2 ч. 3 подп. 2.2 ст. 170 НК).

По стандарту "Основные средства" с баланса нужно списать объекты, которые перестали соответствовать критериям актива. Применение этого правила на практике вызывает вопросы. Какие решения можно найти и что необходимо изменить в учете, поможет разобраться наш обзор.

Возникла обязанность отражать тот факт, что для объекта больше нет применения

Основными средствами признаются только активы.

Важный критерий актива — используется ли объект в тех целях, ради которых учреждение создано. Таким образом, чтобы объект числился в составе основных средств, важно не только иметь права на него, но и найти для него применение.

Например, объект будет признаваться активом, если учреждение может использовать его в своей деятельности, продать, обменять на иные активы или передать для использования другому учреждению того же собственника.

Если учреждение не может найти применение объекту, он перестает признаваться активом и, как следствие, основным средством. В этом случае учреждение принимает решение о прекращении использования объекта. В бухучете такое решение стало новым основанием для списания объекта с баланса.

Минфин разъяснил: решение о прекращении использования объекта принимает либо комиссия по поступлению и выбытию активов, либо инвентаризационная комиссия. Комиссия оформляет решение в акте о списании или акте о результатах инвентаризации.

Комиссия принимает решение в тот момент, когда больше нет уверенности, что применение для объекта будет найдено. Комиссия может обоснованно полагать, что актив простаивает временно и в дальнейшем его можно будет использовать в запланированных целях, продать или передать другому учреждению. В этом случае принимать решение о прекращении использования объекта и списывать его с баланса не нужно.

Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций

Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт "Основные средства" это решение стало признаваться объектом бухучета.

Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.

Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте "Основные средства" переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.

Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.

Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.

После прекращения использования объект еще не выбывает из состава имущества учреждения

На основании решения о прекращении использования объект только переносят с балансовых счетов на забалансовые.

Выбывает объект из состава имущества учреждения после проведения следующих процедур:

  • согласования с собственником в случаях, установленных законом;
  • реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании (например, демонтаж, разборка, передача отходов).

Минфин подтвердил, что правила списания основных средств с баланса применяют все учреждения. Собственники имущества регламентируют только процедуры по согласованию выбытия объекта из состава имущества учреждения.

Также Минфин разъяснил, что при переносе особо ценного имущества на забалансовые счета не нужно исключать его из перечня ОЦДИ. Сделайте это при выбытии объекта.

Забалансовый счет в инструкциях предусмотрен только для сохранившихся объектов

Основные средства, которые решено больше не использовать, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Однако бывают случаи, когда на момент списания с баланса объекта уже нет в наличии, например его украли или он утрачен по независящим от учреждения причинам. Его выбытие с учета в установленных законом случаях также придется согласовать с собственником.

Принимать решение о прекращении использования отсутствующего объекта не нужно. Как разъяснил Минфин, такой объект выбывает из владения, пользования и распоряжения помимо воли учреждения. Списать его с баланса нужно по основаниям, предусматривающим принятие решения о выбытии имущества или прекращение права оперативного управления. Выбытие нужно согласовать с собственником до списания объекта с баланса.

Возможны случаи, когда учреждение продолжает использовать объект вплоть до момента его выбытия. Списывайте такой объект с баланса при выбытии и на забалансовых счетах не отражайте. Исключение: если актом о списании предусмотрены технические мероприятия по ликвидации, объект учитывается на забалансовом счете 02 на время их проведения.

В период забалансового учета может появиться другой способ использования объекта

Если появилась возможность использовать объект, восстановите его на балансовом учете.

Минфин также пояснил, что объекты, которые могут быть задействованы в других учреждениях того же собственника, признаются активами, если принято решение об их передаче. Например, при согласовании выбытия объекта из состава имущества учреждения собственник решил передать его другому подведомственному учреждению. Если объект уже списан на забалансовый счет, его нужно перенести обратно на баланс. Он списывается с балансовых счетов при передаче другому учреждению.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Многие из бухгалтеров, принимая к учету имущество, в котором есть несколько составляющих, задумывались над этим вопросом. Ведь не всегда можно однозначно определить, являются ли активы отдельными объектами ОС или это один (единый) объект.

Однако, необоснованно разделив одно ОС на несколько инвентарных объектов и списав единовременно на расходы стоимость тех объектов, которые стоят не более 40 000 руб. , можно занизить налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, при разделении объекта на несколько частей существует вероятность неправильного определения его первоначальной стоимости.

Давайте посмотрим, на что нужно ориентироваться.

Бухгалтерский учет и налог на имущество

Главным ориентиром является ПБУ 6/01 "Учет основных средств", в котором установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть :

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При этом он может включать в себя один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и могут выполнять свои функции только в составе комплекса.

Но, как видим, это лишь общие принципы. А никакого конкретного определения в ПБУ 6/01 нет. Единственное, о чем в ПБУ говорится более конкретно применительно к нашему вопросу, - при существенном различии сроков полезного использования (СПИ) составляющие части надо учитывать как отдельные инвентарные объекты . Хотя что считать существенным различием сроков полезного использования, не уточняется. Это остается на усмотрение самого бухгалтера.

Сроки же полезного использования вы определяете самостоятельно, исходя из следующих критериев :

ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Конечно, бухгалтеру, как правило, проще дробить имущество. Особенно если части сложного объекта стоят менее 40 000 руб. Тогда можно учесть их как отдельные объекты, чтобы расходы на их приобретение списать единовременно и не заводить на них инвентарные карточки.

Или, например, если СПИ объектов существенно различается, то на тот момент, когда часть ОС с небольшим сроком использования сломается, можно будет ее просто списать. Это особенно актуально, если такая часть имеет значительную стоимость. Иначе в случае замены именно этой части придется либо ликвидировать весь объект и создавать новый, либо отражать его реконструкцию.

Минфин в отношении составных частей объектов недвижимости считает, что можно учитывать их как самостоятельные инвентарные объекты, если :

- такое имущество не требует монтажа;

- его можно использовать отдельно от имущественного комплекса;

- его назначение не совпадает с функциональным предназначением всего комплекса;

- его демонтаж не повлияет на их назначение.

Под эти критерии, в частности, подпадают лифты, встроенные системы вентиляции, локальные сети, другие коммуникации здания.

В итоге вариант учета сложного ОС нужно выбрать самостоятельно на основе своего профессионального суждения и технических характеристик объекта.

Единственный риск, с которым вы можете столкнуться, - занижение, по мнению налоговиков, базы по налогу на имущество. Ведь объектом по налогу на имущество является имущество, учитываемое на балансе в качестве ОС по правилам бухучета . И, если вы спишете части сложного ОС стоимостью менее 40 000 руб. единовременно, вас могут обвинить в занижении налоговой базы.

Но суды, как правило, на стороне организаций . Поэтому важно подготовить обоснование выбранного способа. Например, если вы решили учесть объекты раздельно, основываясь на существенном различии их СПИ, то лучше, чтобы это подтверждалось технической документацией на имущество.

Налог на прибыль

В НК РФ понятия "инвентарный объект" нет, а есть понятие "основное средство" - имущество, используемое в качестве средства труда .

И Минфин в своих последних разъяснениях использует именно этот термин, указывая, что при выделении единиц учета в качестве отдельных объектов амортизируемого имущества нужно ориентироваться на способность каждой составляющей сложного объекта выполнять свои функции по отдельности и возможность использования каждой части в качестве самостоятельного средства труда .

Но чаще всего бухгалтеры обращаются к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы . Если принимаемое к учету имущество поименовано там как отдельный объект, которому устанавливается свой срок полезного использования, то для целей исчисления налога на прибыль его можно учесть как самостоятельный объект амортизируемого имущества.

И суды поддерживают организации, которые учли имущество пообъектно, руководствуясь сроком их полезного использования согласно Классификации .

Хотя если вы учтете сложное ОС как один объект, основываясь на единой целостности всех его частей, несмотря на сроки, а налоговики предъявят вам претензии (ведь когда такое ОС начинает ломаться, замену даже дорогостоящих частей проводят как ремонт ), то и тут суд все равно вас поддержит .

Вы вправе самостоятельно выбрать вариант учета. При этом лучше принимать во внимание все факторы: специфику деятельности организации, вид имущества, срок полезного использования, возможность применения каждой составляющей как самостоятельного средства труда.

п. 1 ст. 256 НК РФ; п. 5 ПБУ 6/01

п. 6 ПБУ 6/01; п. 10 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н

п. 20 ПБУ 6/01; п. 59 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н

Письма Минфина от 23.10.2009 N 03-03-06/2/203, от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57, от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136

п. 1 ст. 257 НК РФ

Письма Минфина от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639

утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1

п. 1 ст. 260 НК РФ

Постановления ФАС ВВО от 25.08.2010 N А29-12544/2009; ФАС ДВО от 29.12.2009 N А24-5934/2008

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:

1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) особо ценного движимого имущества.

В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:

К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:

Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:

– 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:

– закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);

– приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Увеличен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника

Уменьшен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/60698).

В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/668).

Пример

Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:

– за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;

– за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.

Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.

В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.

В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования

Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля

Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости

Списана компьютерная техника

Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)

Забалансовый счет 02

При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.

Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)

Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа

Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Читайте также: