Какие принципы были положены в основу размежевания земель между россией и китаем

Обновлено: 17.05.2024

Не́рчинский догово́р 1689 года — первый договор между Россией и империей Цин о границе, торговле и по другим вопросам. Заключён 27 августа (6 сентября) в Нерчинске.

Содержание

Предыстория

Первые связи между русскими княжествами и Китаем предположительно относятся к XIII веку. Долгое время земли Руси и Китая входили в состав и сферу влияния единого государства — Монгольской империи.

Уже в XVI веке при Иване Грозном было снаряжено 2 посольства для поиска пути в Китай через Среднюю Азию и Монголию. После основания Тобольска его воевода посылал казаков на Дальний Восток. Русские казаки и крестьяне заселяли Забайкалье и Приамурский край, построили вдоль Амура несколько острогов (огороженных поселений), крупнейшими из которых были Албазин на левом берегу Амура и Нерчинск на реке Шилка.

В то же время правительство России в целях установления мирных отношений направляло в Китай своих представителей. В 1618 году Пекина достигла дипломатическая миссия казака Ивана Петлина. Путь в Китай был открыт.

Россия продолжала попытки нормализовать отношения с Китаем. В 1675 году из Москвы в Пекин было направлено крупное посольство во главе со Н. Г. Спэтару (Николаем Милеску). Посольство Спафария больше года находилось в Пекине, но не смогло достигнуть никаких позитивных результатов. Император предъявил русскому правительству ультиматум, по которому Китай отказывался принимать русских послов, до тех пор пока русские не уйдут из Приамурья и не выдадут вождей местных племен, принявших русское подданство.

Тем временем царским правительством в Приамурье были произведены важные административные изменения — в 1682 году было образовано Албазинское воеводство, в которое вошла долина Амура по обоим берегам реки от слияния Шилки и Аргуни, а получившие прощение казаки Никифора Черниговского стали служить Русскому государству.

Переговоры



Карта Иркутского наместничества (1796), показывающая дальневосточную границу между Российской и Цинской империями, существовавшую с Нерчинского договора (1689) до Айгуньского (1858)

Возникновение осложнений на западных рубежах побудило Московское правительство активизировать попытки установления мирных отношений на востоке. Для переговоров с цинским правительством в начале 1686 года на Амур было направлено русское полномочное посольство во главе с Фёдором Головиным, который должен был отстоять границу по Амуру.

Канси не хотел допустить российскую миссию в Пекин — маньчжуры подговорили несколько монгольских ханов на военное выступление против посольства с целью его полного уничтожения, однако русские это нападение отбили. Тем не менее, переговоры пришлось проводить не в Пекине, куда российское посольство не имело физической возможности добраться из-за возросшей угрозы уничтожения, а в Нерчинске.

В конечном итоге, пойти на эти переговоры Цинскую империю заставило то, что попытки вытеснить русских с Амура военным путём провалились, а оставлять неурегулированными проблемы с северным соседом в преддверии запланированных маньчжурами боевых действий по захвату могущественного Джунгарского ханства в Центральной Азии представлялось неосмотрительным. В мае 1688 года цинское правительство назначает свое посольство для переговоров с Головиным. В посольство, наравне с маньчжурами, были включены для непосредственного ведения переговоров состоявшие на службе у цинских властей миссионеры-иезуиты — португалец Томаш Перейра (Tomás Pereira) и француз Жербильон, выступавшие с начала переговоров (12 августа 1689 года) против соглашения с Головиным, что еще более осложняло обстановку на переговорах в Нерчинске.

Переговоры для российской стороны проходили в чрезвычайно тяжелой обстановке. Нерчинск был осажден цинскими войсками численностью свыше 15 тысяч человек при поддержке артиллерии и речной флотилии. Им противостояли около полутора тысяч русских стрельцов и казаков без достаточного боеприпаса и продовольствия. Цинское посольство постоянно подчеркивало свою готовность в любой момент использовать для подкрепления своей позиции на переговорах упомянутые войска.

Маньчжуры категорически отказались принять предложение Головина об определении российско-китайской границы на Дальнем Востоке по Амуру и требовали передачи Цинской империи всего Албазинского воеводства и большей части Забайкалья, что встретило категорический отказ Головина.

Тем не менее, угрозы захватить Нерчинск штурмом, а также начавшийся массовый переход местных бурят в китайское подданство вынудили Головина уступить Китаю земли по правому берегу Аргуни. При этом, земли между рекой Удой и Большим Хинганом оставались неразграниченными, а Албазинский острог уничтожался. Аргунский острог переносился на левый берег Аргуни. Территорию, оставленную русскими, маньчжуры не намеревались осваивать, она являлась для них буферной зоной, на которой обитало никому не податное население. С российской стороны нерчинский мирный договор подписали Ф. А. Головин, И. Е. Власов и С. Корницкий, от цинского правительства — Сонготу, Тунгоган и Лантань.

Содержание договора

Река, имянем Горбица, которая впадает, идучи вниз, в реку Шилку, с левые стороны, близ реки Черной, рубеж между обоими государствы постановить. Такожде от вершины тоя реки Каменными горами, которые начинаются от той вершины реки и по самым тех гор вершинам, даже до моря протягненными, обоих государств державу тако разделить, яко всем рекам малым или великим, которые с полудневные стороны с их гор впадают в реку Амур, быти под владением Хинского государства. Такожде всем рекам, которые с другие стороны тех гор идут, тем быти под державою царского величества Российского государства. Прочие ж реки, которые лежат в средине меж рекою Удью под Российского государства владением и меж ограниченными горами, которые содержатца близ Амура, владения Хинского государства, и впадают в море и веяния земли посреди сущие, меж тою вышепомянутою рекою Удью и меж горами, которые до границы надлежат не ограничены, ныне да пребывают, понеже на оные земли заграничение великие и полномочные послы, не имеюще указу царского величества, отлагают не ограничены до иного благополучного времени, в котором при возвращении с обоих сторон послов царское величество изволит и бугдыханово высочество похочет о том обослатися послы или посланники любительными пересылки, и тогда или через грамоты или чрез послов тые назначенные неограниченные земли покойными и пристойными случаи успокоити и разграничить могут.

Такожде река, реченная Аргун, которая в реку Амур впадает, границу постановить тако, яко всем землям, которые суть стороны левые, идучи тою рекою до самых вершин под владением Хинского хана да содержитца, правая сторона: такожде все земли да содержатца в стороне царского величества Российского государства и все строение с полудневные стороны той реки Аргуни снесть на другую сторону тоя ж реки.

Город Албазин, которой построен был с стороны царского величества, разорить до основания и тамо пребывающие люди со всеми при них будущими воинскими и иными припасы да изведены будут в сторону царского величества и ни малого убытку или каких малых вещей от них тамо оставлено будет.

Беглецы, которые до сего мирного постановления как с стороны царского величества, так и с стороны бугдыханова высочества были, и тем перебещикам быть в обоих сторонах безрозменно, а которые после сего постановленного миру перебегати будут и таких беглецов без всякаго умедления отсылати с обоих сторон без замедления к пограничным воеводам.

Каким-либо ни есть людем с проезжими грамотами из обоих сторон для нынешние начатые дружбы для своих дел в обоих сторонах приезжати и отъезжати до обоих государств добровольно и покупать и продавать, что им надобно, да повелено будет.

Прежде будущие какие ни есть ссоры меж порубежными жители до сего постановленного миру были, для каких промыслов обоих государств промышленные люди преходити будут и разбои или убивство учинят, и таких людей поймав присылати в те стороны, из которых они будут, в порубежные городы к воеводам, а им за то чинить казнь жестокую; будет же соединясь многолюдством и учинят такое вышеписанное воровство, и таких своевольников, переловя, отсылать к порубежным воеводам, а им за то чинить смертная казнь. А войны и кровопролития с обоих сторон для таких притчин и за самые пограничных людей преступки не всчинать, а о таких ссорах писать, из которые стороны то воровство будет, обоих сторон к государем и розрывати те ссоры любительными посольскими пересылки.

Против усих постановленных о границе посольскими договоры статей, естли похочет бугдыханово высочество поставить от себя при границах для памяти какие признаки, и подписать на них сии статьи, и то отдаем мы на волю бугдыханова высочества. Дан при границах царского величества в Даурской земле, лета 7197-го августа 27-го дня. Таково ж письмо руки Андрея Белобоцкого написано и на латинском языке. Скрепа по листам секретаря Федора Протопова. С подлинною копиею читал переводчик Фома Розанов.

Следует особо отметить, что Китай в основном соблюдал положения статьи 3 Нерчинского договора — до конца XVIII века маньчжурских поселенцев в Приамурье не было, а этническим китайцам (хань) до середины XIX века цинские законы под угрозой смертной казни запрещали появляться даже в Маньчжурии.

Характеристика договора

С другой стороны, трактовка Большого Хингана как "Каменных гор" не выдерживает критики с точки зрения упомянутого в Нерчинском договоре размежевания рек, согласно которому, Россия не получала прав на реки Амурского бассейна, протекающие по горам Б. Хингана. Из текста договора ясно вытекает, что неразграниченными остаются области между хребтами Кивун и Тайканским, где проходит граница водораздела между северными притоками Амура и реками бассейна Охотского моря. В определении "Каменные горы" без труда просматривается водораздельный Становой хребет, линия которого наиболее соответствует указанным в Нерчинском договоре географическим ориентирам.

Однако, русские историки расценивают Нерчинский договор как весьма несовершенный документ с международно-правовой точки зрения. Его тексты на русском, маньчжурском и латинском языках были неидентичными, упомянутые географические ориентиры — неясными, обмен картами не был произведен, делимитация границы была произведена на неудовлетворительном по тем временам уровне, а демаркацию границы и вовсе не проводили. При этом не было произведено собственно разграничение за пределами Албазинского воеводства.

Эти обстоятельства давали основания русской стороне требовать пересмотра навязанной силой границы в Приамурье и определения границы в Приморье, что и было сделано в 1858 году при заключении сторонами Айгунского договора. Китай, в свою очередь, также считает навязанным силой именно Айгунский договор, и признает Нерчинский трактат единственным подлинно справедливым соглашением о границах.

Печатный аналог: Артемьев А.Р. Спорные вопросы пограничного размежевания между Россией и Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 44–52.

29 августа 1689 г. под Нерчинском был подписан первый российско-китайский договор. Трудные переговоры, предшествовавшие его заключению, и значение этого договора для развития отношений между двумя государствами скрупулезно изучены и описаны в монографиях и статьях известных отечественных историков [1]. Некоторые вопросы вызывает только первая статья договора, определяющая географические ориентиры пограничного размежевания между Россией и Китаем в Приамурье.

Первым таким заблуждением является исходная посылка большинства исследователей: якобы до заключения Нерчинского договора весь Амур, включая его низовья, находился под контролем русских. Это не соответствует действительности. После разгрома отряда О. Степанова 30 июня 1658 г. маньчжурами ниже устья р. Сунгари русские землепроходцы никогда больше не спускались вниз по Амуру дальше его левого притока — р. Буреи. Первый и последний раз на это обстоятельство обратил внимание выдающийся этнограф Б. О. Долгих [6]. Только в середине 70-х гг. XVII в. албазинские казаки приступили к освоению р. Зеи, поставив в 1676 г. на ее притоке — р. Гилюе, ясачное зимовье, а в 1677 г. в верховьях р. Зеи — острог [7]. В 1681 г. из Нерчинска на Зею и Селемджу был послан сын боярский И. М. Милованов, который возвел там вместо смытого рекой новый острог [8]. Верхозейский острог продержался до февраля 1684 г., когда 400 маньчжурских солдат взяли в плен всех его защитников [9]. В июле 1679 г. албазинский приказной Г. Лоншаков отпустил из Албазина на Зею 50 казаков во главе с Г. Фроловым, которые поднялись по ней до р. Селемджи и поставили в ее верховьях Селенбинский острог [10], но уже в конце ноября 1683 г. из-за угрозы захвата маньчжурами казаки покинули его [11]. В 1680 г. по разрешению приказного Албазинского острога Я. Евсеева на Зею ушел отряд из 12 казаков во главе с Г. С. Самойловым (Мыльником). Эти казаки поставили возле устья левого притока Зеи — р. Долонец, Долонский острог, который к июлю 1682 г. был также покинут под давлением маньчжуров [12].

В 1683 г. 32 албазинских казака во главе с Фроловым подали челобитную нерчинскому воеводе Ф. Д. Воейкову с просьбой отпустить их объясачивать неясачных иноземцев на реки Быструю (Бурея) и Хамун (Амгунь). В том же году отряд казаков и промышленных людей (61 чел.) достиг верховьев р. Буреи, волоком перешел на р. Амгунь и основал там при устье ее правого притока — р. Дуки, Дукинское зимовье [13]. Это самое крайнее к востоку от Албазина зимовье просуществовало немногим более года. В июле 1683 г. посланный туда на смену отряд из 66 чел. во главе с Самойловым был пленен маньчжурами ниже устья р. Зеи [14]. Сам Фролов был осажден осенью того же года в Дукинском зимовье нивхами и нанайцами и вынужден был весной уйти с Амгуни через Тугурское зимовье в Якутский острог, поскольку путь в Албазинский острог с р. Буреи по Амуру был перекрыт маньчжурами [15]. Летом 1684 г. маньчжуры при поддержке бурейских тунгусов и амгуньских негидальцев уничтожили Тугурский (Тугирский) острожек и часть из 33 его защитников [16]. Таким образом, ни о каком долговременном присоединении к Русскому государству долины р. Зеи, а тем более низовьев Амура, речи быть не может.

Второй, ошибочной, на наш взгляд, является мысль о том, что восточный участок границы не имел точных географических ориентиров, поскольку этот район не был изучен обеими сторонами. Между тем, есть все основания утверждать, что разграничение территории в низовьях Амура, зафиксированное Нерчинским договором, отразило представления обеих сторон о границе между двумя государствами, сложившиеся в середине 80-х гг. XVII в. Об этом свидетельствует письмо Сабсу, первого цзяньцзюня провинции Хейлунцзян, который был членом маньчжурского посольства, подписавшего Нерчинский договор, и, несомненно, участвовал в его подготовке, приказному Удского острога А. Амосову, доставленное в июле 1686 г. отпущенными из маньчжурского плена казаками И. Томиловым и Г. Петровым якутскому воеводе генералу М. О. Кровкову. В нем р. Уда признавалась русским владением, в отличие от р. Амгунь, и, как свидетельствовали сами казаки, р. Тугир, где маньчжуры захватили в Тугирском зимовье нескольких якутских служилых людей [17]. Эти географические привязки убедительно свидетельствуют, что Селемджинский хребет и его ответвления — Тайканский и Тыльский хребты, были избраны восточной оконечностью русско-китайской границы совершенно осмысленно, а неразграниченной осталась территория между ними и р. Удой.

Начнем с того, что никакой р. Большой Горбицы, которую потом стали называть Амазаром, изначально не существовало. Между тем, сама р. Амазар известна по отпискам русских землепроходцев с первых лет освоения Амура. Именно по р. Амазар сплавлялся на Амур для торговли с даурами князя Лавкая еще до появления там в 1649 г. отряда Е. П. Хабарова казак И. Е. Квашнин [29], а в 1650 г. также по Амазару выплыл на Амур во главе отряда, следовавшего на подмогу Хабарову, И. Е. Кашинец [30].

В первый день переговоров 12 (22) августа 1689 г. при обсуждении вопроса о границе Головин предложил провести ее по р. Амур [32]. В ответ маньчжуры, согласно записками Ф. Жербийона — одного из двух монахов-иезуитов, состоявших переводчиками при цинских послах, предложили в качестве рубежа р. Селенгу [33]. Эти предложения не устроили обе стороны, и 13 (23) августа, когда переговоры возобновились, маньчжуры предложили на левой стороне р. Шилки сделать границей Нерчинск, а на правой — р. Онон в месте ее слияния с р. Ингодой [34], которые, собственно, и образуют р. Шилку. Русские послы в ответ на это предложили провести границу по р. Зее, заявив, как уже было показано выше, что землей «по реку Быстрою [р. Бурея. – А. А.] всегда владели люди царского величества но дабы все спокойно жили и миром тешилися «, они готовы уступить [35].

Таким образом, представляется несомненным, что русско-китайская граница, установленная по Нерчинскому договору 1689 г., имела в западной части Приамурья весьма четкие географические привязки. Обе стороны также ясно представляли границы своих собственных территорий вблизи Охотского побережья, ввиду чего особо оговорили вопрос о неразграниченной территории, которая тогда еще никому не принадлежала.

Пограничник в медицинской маске на пропускном пункте Хоргос на казахстанско-китайской границе.

153 года назад, в октябре 1864 года, Россия и Китай подписали Чугучакский протокол. Историк Набижан Мухаметханулы говорит, что это соглашение стало основой современной казахстанско-китайской границы. Опираясь на научные сведения и мнения российских и казахских исследователей, репортер Азаттыка сделал обзор истории восточных границ Казахстана.

Полтора века назад 7 октября между Россией и Китаем был подписан Чугучакский протокол. Российский ученый пишет, что соглашение 1864 года стало крупным достижением русской дипломатии. Этот договор, берущий свое начало с первого соглашения о восточной границе для России и первого соглашения о западной границе для Китая – Пекинского трактата 1860 года, в дальнейшем перерос в Кобдинский протокол 1869 года, в Тарбагатайский демаркационный протокол 1870 года и Петербургский договор 1881 года.

Среди соглашений об определении границы основным является именно Пекинский трактат 1860 года, который определил повестку последующих переговоров. Известно, что в соответствии с Пекинским трактатом были проведены две спорные линии. Обе эти линии в Пекинском трактате были обозначены как подлежащие обсуждению в дальнейшем. Начертания нынешней границы в основном были заложены еще в те времена. В общих чертах Пекинский трактат определял принципы и направление будущей границы. Русско-китайская граница от Шабина-Дабага до кокандских владений, тогда еще не определенная договором, простиралась на 2400 верст, пересекая горные хребты Алтая, Тарбагатая, Джунгарского Алатау, Тянь-Шаня и Памира, крупные реки Иртыш и Или. Одна из спорных линий проходила через озеро Зайсан, другая оставляла Зайсан в пределах границ Российской империи.

Казахстанско-китайская граница в наши дни.

Соглашения, заключенные между Россией и Китаем, стали основой для межгосударственной границы в советское время, а затем – для границы между Казахстаном и Китаем.

Судя по историческим данным, в те времена Россия, намеревавшаяся присоединить к себе территорию Средней Азии, и Китай, который завоевал Джунгарию и Восточный Туркестан, активно соперничали в борьбе за казахские земли.

Центр приграничного сотрудничества

Таким образом, первый этап русско-китайских переговоров застопорился из-за споров о подданстве кыргызов и казахов.

После того как переговоры зашли в тупик, Россия ускорила колонизацию земель казахов Старшего жуза и кыргызов. В октябре 1862 года русские войска под командованием Колпаковского во время Узынагашского сражения взяли кокандскую крепость Пишпек (ныне город Бишкек). В русском подчинении также оказались крупные кокандские крепости Акмечеть, Сузак, Шолаккорган, Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата, Мерке, Токмак.

Владимир Моисеев в своем исследовании пишет, что военные успехи России в Средней Азии, принятие подданства России племенами казахов и кыргызов усилили позиции русских дипломатов во время переговоров с циньской властью.

Однако в связи с волнениями мусульманских народов в западном регионе 30 июля 1864 года китайская сторона, согласившись с требованиями России, в октябре подписала Чугучакский протокол.

КАЗАХСКИЕ ЗЕМЛИ РАЗДЕЛИЛИ НА ДВЕ ЧАСТИ

Казахстанский историк Набижан Мухаметханулы рассматривает Чугучакский протокол с позиции судьбы казахского народа. Он говорит, что при определении границы никому не было дела до того, что думают казахи. Это соглашение разделило казахские земли на две части.

Набижан Мухаметханулы рассказывает, что в пятой из десяти глав Чугучакского протокола написано, что народ подчиняется тому государству, которому отходит земля, на которой он живет.

– Когда ставился вопрос, на каком основании произойдет разделение земель, китайская сторона выдвинула требование, согласно которому джунгары были народом, находившимся в подчинении Китая, поэтому земли, до которых дошли джунгары, являются территорией Китая. Однако претензии на земли Младшего жуза не выдвигались, – говорит историк.

Этнические казахи в китайском Синьцзяне на зимнем фестивале наездников в Инине. Январь 2016 года.

По сведениям историка, российская сторона заявила, что казахи находились в составе России и до нашествия джунгар и что эти земли принадлежали казахам.

По словам историка Нуржамал Алдабековой, несмотря на заключение Чугучакского протокола, мероприятия по демаркации границы были осуществлены при большевиках после революции 1917 года, но так и не были до конца завершены.

– Современные границы Казахстана также были очерчены на основании этого соглашения, заключенного еще при царской России, – сказала Нуржамал Алдабекова.

Набижан Мухаметханулы говорит, что после Чугучакского протокола, являющегося основой для определения границ между Россией и Китаем, до 1882 года было заключено еще несколько соглашений.

– Демаркация казахстанско-китайской границы не была публичной, поэтому нам конкретно это неизвестно. Тем не менее Казахстан признал, что у Китая имеются притязания. 47 процентов спорных территорий, принадлежавших Казахстану, передали Китаю, 53 процента – оставили за Казахстаном. Таким образом, в этом вопросе поставили точку, – говорит историк.

16x9 Image

Асылхан МАМАШУЛЫ

Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

Одной из самых протяженных границ между государствами мира является российско-китайская разделительная линия. Она составляет только на восточном участке более 4 тысяч километров. Линия соприкосновения двух огромных по территории стран протянулась от границ Монголии и Китая в Забайкалье до границ РФ, КНР и КНДР в Приморье.

Формирование дальневосточной границы является длительным и многоплановым историческим процессом.

Первый этап русско-китайского разделения территории охватывает период с середины XVII в. и до заключения Кяхтинского договора 1727 г.

Царское правительство, строя планы расширения торговли с государствами на востоке страны, отправило в 1654 г. в Пекин торговый караван во главе с Ф.И. Байковым с целью установления дипломатических и торговых отношений с Китаем.

Царское правительство, сознавая военную слабость России в Дальневосточном районе, весной 1658 г. в Пекин отправило новое посольство И. Перфильева и С. Аблина .

См.: Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. М., 1969. Т. 1. 1606 - 1683. С. 251 - 252.

В 1682 г. было образовано Албазинское воеводство во главе с А. Толбузиным. Весной 1685 г. маньчжуры сформировали специальные отряды для штурма Албазинского острога. Штурм острога длился несколько дней, однако, несмотря на превосходство в живой силе и вооружении, маньчжуры не смогли взять крепость.

Царское правительство, получив сведения о событиях под Албазином, решило мирно разрешить конфликт, в 1686 г. назначило боярина и воеводу Ф.А. Головина полномочным представителем "для переговоров и успокоения ссор китайского богдыхана".

В инструкции Посольского приказа, которую получил Ф.А. Головин, указывалось о решимости добиться заключения договора о мире в Приамурье и установления торговых отношений. Эти земли никогда во владении богдыханова величества не были, а жили на той земле ясачные люди, платившие ясак русским служивым людям .

См.: Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 2. С. 11.

Одновременно царское правительство пыталось воздействовать на Цинскую империю при помощи монгольских ханов. Ф. Головин решил ускорить заключение договора с маньчжурами и в январе 1689 г. направил в Пекин И. Логинова с целью определения места проведения посольского съезда. В результате переговоров было достигнуто соглашение, по которому местом встречи послов определялся Нерчинск. Русский посол Ф. Головин потребовал, чтобы маньчжуры не переходили Амур и не вторгались в русские владения, а за ранее нанесенный ущерб выплатили компенсацию .

См.: Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. 2. С. 508 - 509.

Однако Договор 1689 г. не разрешил полностью проблему пограничного разделения территории между великими государствами.

Грамота из Сибирского приказа от 21 февраля 1706 г. извещала иркутского воеводу И. Синявина, что царь Петр I указал "учинить заказ, чтоб за китайский рубеж за границу по договорным статьям русские люди со стороны нашего царского величества не ходили и оттого договорным статьям нарушения и с Китайским государством ссор не чинили" .

Мясников В.С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история русско-китайской границы XVII - XX вв. Хабаровск, 1997. С. 201.

Второй этап пограничных отношений с Китаем приходится на XVIII - первую половину XIX в. Он был начат камчатскими экспедициями В. Беринга, включением в состав русских владений Аляски и Курильской гряды.

Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI - XVIII вв. Алма-Ата, 1971. С. 212.

Губернатор Восточной Сибири, деятельный патриот России Н.Н. Муравьев предпринял практические меры по возвращению приамурских земель. Им было проведено административное переустройство территории Восточной Сибири, совершенствование вооруженных сил в этом регионе. Появление на берегах великой сибирской реки военных постов и русских переселенцев давало правительству России правооснования для воссоединения Приамурья с остальной территорией империи .

См.: Беспрозванных Е.Л. "Амурская проблема" в конце XVII - середине XIX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1977. С. 15.

10 мая 1858 г. губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев встретился в г. Айгунь с уполномоченным цинского императора - хэйлунцзянским главнокомандующим И. Шанем. 16 мая 1858 г. главы делегаций поставили свои подписи под новым трактатом, получившим название Айгунского договора 1858 г.

Этот русско-китайский Договор - равноправный политический акт. По предложению китайской стороны в его преамбуле было доказано, что Договор заключен по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных и для защиты от иностранцев .

См.: Русско-китайские отношения. 1689 - 1916. С. 29.

В ст. 1 Договора записано, что "левый берег реки да будет владением Российского государства, а правый берег, считая вниз по течению до р. Уссури, владением Данцинского государства" .

Там же. С. 30.

Положения Айгунского договора были закреплены Тяньцзиньским трактатом, который был подписан 1 июня 1858 г. графом Е.В. Путятиным и китайскими дипломатами.

Подписание Н.Н. Муравьевым Айгунского договора и Е.В. Путятиным Тяньцзиньского трактата позволило России окончательно закрепить за собой левый берег Амура.

2 ноября 1860 г. Н.П. Игнатьев и великий князь Гун подписали и скрепили печатями дополнительный Договор, названный позже Пекинским (к Айгунскому и Тяньцзинскому. - А.Ч.), значение этого нового соглашения трудно переоценить.

Особо следует подчеркнуть, что представители двух великих государств мира на переговорах подтвердили правильность поставленного в 1861 г. на левом берегу р. Уссури напротив станицы Казакевичевой (близ г. Хабаровска. - А.Ч.) деревянного пограничного столба под литерой "Е" и условились заменить его новым каменным столбом.

В 1911 - 1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, и Декларацией от 10 октября 1913 г. Президент Китайской Республики Ю. Шикай объявил о признании Китаем всех ранее заключенных договоров .

См.: Там же. С. 99 - 100.

Советское правительство в декабре 1917 г. предложило пекинскому правительству вступить в переговоры об аннулировании неравноправных договоров и установлении официальных отношений между двумя государствами на равноправной основе.

В 1921 - 1923 гг. в Пекин были направлены три дипломатические миссии, которые были уполномочены вести переговоры о заключении с Китаем нового соглашения на тех же принципах, что были изложены в обращении 1919 г. и ноте 1920 г.

31 мая 1924 г. в Пекине было подписано Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой.

Все это означает, что при заключении Соглашения 1924 г. делегации двух соседних государств исходили из того, что ПРЕЖНИЕ РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ О ГРАНИЦАХ СОХРАНЯЮТ СВОЮ ПОЛНУЮ СИЛУ (выделено мной. - А.Ч.).

В 1926 - 1929 гг. власти Чан Кайши развернули широкую антисоветскую кампанию, которая сопровождалась враждебными действиями против советских консульских и хозяйственных учреждений, захватом КВЖД.

В этих условиях Япония в 1931 г. начала оккупацию Северо-Восточного Китая, непосредственно прилегающего к китайско-советской границе, в марте 1932 г. на захваченной территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го.

На дальневосточных рубежах Советского Союза участились вооруженные провокации. Советские пограничники и регулярные части Красной Армии давали сокрушительный отпор всем провокациям.

В результате победы Советской армии над частями квантунских вооруженных сил в 1945 г. в северо-восточных провинциях стало возможным воссоединение Маньчжурии со всем Китаем. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. На другой день Правительство СССР первым признало новое государство в Азии и установило равноправие, добрососедские дипломатические отношения с КНР. Правовой базой тесного сотрудничества двух стран во всех сферах жизни стал Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанный 14 февраля 1950 г. в Москве. Согласно ст. 5 этого документа обе державы обязались уважать государственный суверенитет, территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела друг друга .

См.: Советско-китайские отношения 1917 - 1957. Сборник документов. М., 1959. С. 219 - 220.

В последующие годы между Советским Союзом и КНР был заключен ряд договоров и соглашений о сотрудничестве в различных областях, среди них - Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях от 2 января 1951 г. .

См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностр. гос-ми. Вып. XVI. М., 1957. С. 333 - 336.

В начале 60-х годов XX в. власти КНР стали искусственно обострять обстановку на китайско-советской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к Советскому Союзу. 8 марта 1963 г. в китайской газете "Жэньминь жибао" был поднят вопрос о неравноправных договорах, заключенных цинскими императорами с европейскими государствами. В их числе были указаны Айгунский, Пекинский, Петербургский договоры, определявшие почти всю линию государственной границы между СССР и КНР. Официальный орган ЦК КПК напомнил читателям, что на основании этих и других договоров "были захвачены многие территории Китая" .

Мясников В.С. Указ. соч. С. 385.

К этому времени нарушения со стороны КНР советско-китайской границы приобрели систематический характер. Если в течение 1960 г. их было около сотни, то за один только 1963 г. уже свыше 4 тыс. нарушений. МИД КНР в ноте посольству СССР от 19 апреля 1963 г. пыталось оправдать действия нарушителей советской границы.

Советское правительство считало целесообразным проведение на дружественной основе консультаций с правительством Китая об уточнении разграничительной линии между сторонами, но не на всем протяжении границы, а лишь на ее отдельных участках . Советско-китайские консультации об уточнении линии Государственной границы начались в Пекине 25 февраля 1964 г.

См.: Мясников В.С. Указ. соч. С. 386.

В течение шести месяцев продолжались в столице КНР двусторонние переговоры. В ходе восьми пленарных заседаний китайская делегация постоянно напоминала об агрессивности России при территориальном разграничении, о захвате СССР у Китая 1,5 млн. кв. км.

Во второй половине 60-х годов количество нарушения советско-китайской границы со стороны КНР заметно увеличилось. Китайские граждане и военнослужащие большими группами вторгались на территории СССР - на советские острова на р. Амуре, Уссури и других пограничных реках. Кульминацией враждебной пограничной политики китайского руководства по отношению к СССР явились вооруженные провокации на советско-китайской границе на реке Уссури в районе острова Даманский в марте 1969 г.

Напомним, что на основе Пекинского договора 1860 г. и карты разграничения территории 1861 г., подписанных представителями России и Китая, пограничная линия между двумя государствами в районе острова Даманский была проведена непосредственно по китайскому берегу реки Уссури и, следовательно, этот остров является неотъемлемой частью советской территории.

В июле 1969 г. Правительство Советского Союза обратилось с посланием к Государственному Совету КНР, где была дана оценка состояния советско-китайских отношений. Однако ответа со стороны официальных властей Китая не последовало. Китайские власти продолжали поддерживать враждебные действия своих граждан на отдельных участках огромной по протяженности советско-китайской границы.

В заявлении ТАСС от 14 марта 1970 г. подтверждалось стремление руководства СССР и его Правительства к нормализации советско-китайских отношений, к развитию сотрудничества, восстановлению и укреплению дружбы народов двух великих стран .

Правда. 1970. 14 марта.

Советское руководство в июне 1973 г. официально предложило китайскому правительству заключить договор о ненападении между СССР и КНР, в тексте которого содержалось бы обязательство сторон не совершать нападения друг на друга с применением любых видов оружия на суше, на море и в воздухе.

По этому поводу Л.И. Брежнев, выступая в Улан-Баторе в ноябре 1974 г., говорил, что "Пекин выдвигает в качестве условия требования о выводе советской пограничной охраны с ряда участков нашей территории, которые китайские руководители решили именовать спорными районами.

Что касается Советского Союза, то мы не выставляем никаких предварительных условий для нормализации отношений с Китаем и давно предлагаем китайской стороне перейти к деловым и конкретным переговорам. Мы не претендуем ни на какие территории, и для нас спорных районов не существует" .

Правда. 1974. 27 ноября.

Для пограничных переговоров наступил перелом после речи Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева во Владивостоке в 1986 г., где было предложено провести границы между СССР и КНР на восточном участке по фарватеру на реках Забайкалья и Дальнего Востока.

Итогом переговоров явилось подписание в Москве 16 мая 1991 г. Соглашения о Государственной границе на восточном участке, впоследствии ратифицированного парламентами России и Китая. В процессе демаркации, начавшейся в апреле 1993 г., были исключены острова Большой Уссурийский и Тарабаров, которые каждая страна считает своими.

Президент России Б. Ельцин в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню пограничника, в 1994 г. отметил, что, "учитывая динамику наших отношений с Китаем, считаю возможным вести охрану Государственной границы на принципах сотрудничества" .

Вестник границы России. 1994. N 11. С. 45.

Одним из последних шагов в этом направлении стало подписание в 1994 г. межправительственного Соглашения о предотвращении опасной военной деятельности в пограничном пространстве двух великих государств. Этот документ предусматривает исключение инцидентов между армиями России и Китая в ходе повседневной деятельности войск, ненамеренное пересечение границы сопредельных стран боевыми самолетами и кораблями, случайный запуск ракет, устанавливает режим Государственной границы.

Официальные лица России и Китая в целом высоко оценивают достигнутые результаты решения пограничных проблем. Так, дальнейшему развитию сотрудничества двух пограничных ведомств послужат августовские (1995 г.) Соглашения между Федеральной пограничной службой РФ и Министерством обороны, государственной и общественной безопасности КНР, заключенные в целях укрепления взаимного доверия на российско-китайской государственной границе.

Особое место в межгосударственных отношениях двух соседних стран занимает визит главы Российского государства Б. Ельцина в Китайскую Народную Республику в ноябре 1997 г. Лидеры обеих стран выразили уверенность, что данный визит Президента России будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы и взаимопонимания между российским и китайским народами. В ходе посещения Б. Ельциным Китая было подписано восемь разномасштабных документов.

Особый разговор шел о границе. Наконец-то стороны разрешили все вопросы на пути завершения демаркации границы между РФ и КНР на восточном участке. Глава Российского государства отметил, что "решение данной проблемы может послужить примером для тех территорий, которые после Второй мировой войны не отрегулированы".

Дальнейшим шагом к укреплению сотрудничества и взаимной дружбы являются подписанные Председателем Правительства РФ 7 ноября 1997 г. Соглашения о принципах сотрудничества между администрациями субъектов российского Дальнего Востока и местными правительствами КНР, о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов на пограничных реках и т.д.

Перспективы развития дружественных отношений между Россией и Китаем, особенно между приграничными районами обоих государств: российскими - Хабаровским краем, Еврейской автономной и Амурской областями и китайской провинцией Хэйлунцзян, определены на длительный период и будут способствовать дальнейшему развитию двух мировых держав.

В 2004 г. во время визита Президента России В.В. Путина в Китай были подписаны документы, закрепившие принципы раздела двух остававшихся спорных участков российско-китайской границы. Речь шла в период встречи на высшем уровне о районе острова Большой в верховьях Аргуни и островах Тарабаров и Большой Уссурийский, расположенных недалеко от г. Хабаровска.

Впервые в истории отношений нашей страны и КНР - и это закрепило подписанное 21 июля 2008 г. в Пекине Министром иностранных дел РФ С. Лавровым Соглашение - граница прошла не только по реке, но и пересекла сушу. Именно с этой даты остров Тарабаров с протокой Казакевичева стал называться островом Серебряного Дракона. Перейдет под юрисдикцию сопредельного государства и часть Большого Уссурийского острова.

Часть депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ высказали опасение, что прецедент с разделом островов воспримут в мире не как жест доброй воли, а как жест слабости. Однако парламентское большинство поддержало позицию профильного комитета Госдумы и МИДа России, где полагали: риск того, что примером с разделом островов может воспользоваться Япония при обсуждении темы Курил, выглядит существенно ниже, чем геополитические потери, которые понесла бы наша страна от сохранения территориальных проблем с Китаем. Теперь, когда новая линия прохождения Государственной границы обозначена на местности и установлены пограничные столбы, Москва получила возможность полностью сосредоточиться на экономическом и политическом взаимодействии с Пекином, не отвлекаясь на территориальные споры с Поднебесной .

Российская газета. 2008. 22 июля.

Ликвидацию последних разногласий на четырех из более четырех тысяч километров российско-китайской границы на Дальнем Востоке можно рассматривать как чрезвычайно выгодное политическое капиталовложение, вовремя сделанное Россией в развитие экономических отношений со своим стратегическим партнером и ближайшим соседом.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: