Какие основные идеи мартина лютера церковь должна владеть землями и большим имуществом

Обновлено: 06.05.2024

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?


Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.


31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк, выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.


Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем – дело его жизни.


Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации – Томаса Мюнцера. Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.


Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.


Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями


Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер


М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

Реформация в Германии


Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.


Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера


Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.


Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии


Крестьянская война в Германии

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Фото Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу

Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.

Жизнь Лютера до Реформации

Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.


Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)

Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним. Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием. Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.

Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.

Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.

Начало реформаторской деятельности

Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

Содержание тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

Папа придает Лютера анафеме

Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения. То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики. Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.


Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557

Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

Император приглашает Лютера объясниться

Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.


Лютер в Вормсе

Сразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Лютер как первопроходец

Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это. Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви. И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.

Исторический перевод Библии

В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.

Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.

Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу

В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.

В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.

Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.

Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон. Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века. Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.

Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.

Значение деятельности Лютера

По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.


Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526

Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство. И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим. Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.

Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.


Почтовая марка ГДР

Например, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.

Мартин Лютер. Достижения и вклады.

№1. Он успешно протестовал против коррупционной практики снисходительности.

Изображение продажи католической индульгенции Мартин Лютер

Изображение продажи католической индульгенции

№2. Мартин Лютер написал чрезвычайно влиятельные девяносто пять тезисов.

95 тезисов Мартина Лютера

95 тезисов Мартина Лютера

№3. Мартин Лютер твердо стоял на своей позиции в Сейме Червей.

Мартин Лютер на Сейме Червей

Мартин Лютер на Сейме Червей

№4. Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время.

№5. Библия Лютера широко читалась, распространяясь среди простых людей.

Библия Мартина Лютера

Библия Мартина Лютера

№6. Он написал большой и малый Катехизис.

Катехизис представляет собой краткое изложение принципов доктрины. В апреле 1529 года был опубликован Большой катехизис Лютера. Он был особенно адресован священнослужителям, чтобы помочь им в обучении своих прихожан. В том же году Лютер также опубликовал Малый катехизис, который был кратким обзором Большого катехизиса и предназначался для самих людей. Катехизисы Мартина Лютера предоставляют собой простой для понимания материал о Десяти Заповедях; Апостольском символе веры; о Молитвы Господней; Таинстве Святого Крещения; об Управление ключей; и о Таинстве Евхаристии. Лютер включил в катехизис вопросы и ответы, чтобы вера была понята, а не ограблена. Малый катехизис оказался особенно эффективным, помогая родителям учить своих детей. Точно так же Большой Катехизис был эффективен для пасторов. Малый катехизис, имеющий репутацию модели четкого религиозного учения, все еще широко используется в лютеранских церквях как часть образования молодежи и конфирмации.

Малый катехизис Мартина Лютера

Малый катехизис Мартина Лютера

№7. Мартин Лютер считается пионером протестантского гимна.

У Мартина Лютера была большая страсть к музыке, и он был плодовитым автором гимнов. Будучи талантливым музыкантом-любителем, он также обладал способностями композитора. Более того, Лютер считал музыку и особенно гимны важным средством развития веры. Он полагал, что синхронизация звука и богословия выполняла искупительную функцию. Работая над мелодиями и иногда модифицируя старые, Лютер сочинил десятки гимнов в сотрудничестве с Иоганном Вальтером. Вместе они широко расценены как пионеры протестантского гимнода. Лютер и Вальтер сочинили гимны, в которых звучали мелодии и не требовалось слишком большого вокального диапазона. Это помогло сделать их популярными. Вместе они опубликовали самые популярные немецкие музыкальные издания в середине 16-го века. Это были Ахлидербух (1524), Энчиридион (1524) и Гейстличе Гесангк Бухлейн (1524).

Мартин Лютер в кругу семьи

Мартин Лютер в кругу семьи

№8. Мартин Лютер сделал гимны неотъемлемой частью лютеранства.

Гимн Мартина Лютера

Гимн Мартина Лютера

№9. Мартин Лютер является одной из самых влиятельных фигур в истории христианства.

Учения и действия Мартина Лютера привели к протестантской Реформации, движению внутри западного христианства в Европе 16-го века, которая бросила религиозно-политический вызов римско-католической церкви. Хотя было несколько более ранних попыток реформировать Римско-католическую церковь, только Лютеру удалось начать более широкое, длительное и современное движение. Протестантская Реформация привела к разделению западного христианства между католицизмом и новыми протестантскими традициями, такими как лютеранство, кальвинизм, англиканская Церковь, баптисты, анабаптисты, Методисты и антитринитарии. Сегодня, протестантизм является второй по величине формой христианства с количеством более 900 миллионов приверженцев во всем мире, или почти 40% всех христиан. Поскольку Мартин Лютер был катализатором протестантской Реформации, он считается одной из самых влиятельных фигур в истории христианства.

Мартин Лютер

№10. Лютеранство остается одним из крупнейших протестантских движений.

Читайте также: