Какие функции выполняет организация по коллективному управлению имущественными правами

Обновлено: 28.03.2024

Источник публикации - Новая адвокатская газета. №19 (036). Октябрь, 2008.

Наталья Горностай, юрист Юридической фирмы "ЮСТ"

Вопрос о коллективном управлении авторскими и смежными правами становится все более актуальным в наши дни. Очевидно, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и иным обладателям авторских и смежных прав довольно трудно следить за всеми видами использования своих прав в индивидуальном порядке. Ведь ежедневно по радио, телевидению, в развлекательных и фитнес клубах, а также во многих других местах общественного пользования мы можем услышать или увидеть сотни произведений, охраняемых авторскими или смежными правами. Таким образом, получается, что правообладателю, чтобы защитить свои права, нужно заключать лицензионный договор и договариваться о размерах вознаграждений за использование его произведений с каждой организацией, которая их использует. Также и каждая организация, использующая чужие объекты авторских и смежных прав для каждого такого использования должна запросить разрешение у конкретного правообладателя. Как же быть? Тут на помощь авторам и обладателям смежных прав приходят специальные организации, осуществляющие коллективное управление правами авторов и правообладателей. Организации, управляющие имущественными правами авторов и правообладателей на коллективной основе, создаются именно для случаев, когда осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Такие, основанные на членстве некоммерческие организации, создаются самими обладателями авторских и смежных прав, и действуют они в пределах предоставленных им правообладателями полномочий.

Полномочия по управлению правами передаются путем заключения в письменной форме договора такой организацией с правообладателями, как являющимися членами этой организации так и не являющимися, а также с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Стоит подчеркнуть, что управлять такие организации вправе только имущественными правами.

Организация, управляющая правами на коллективной основе, предоставляет лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается такая организация, согласовывает с пользователями размер вознаграждения, в том числе и в случаях использования объекта авторского или смежных прав без согласия правообладателя, и другие условия, на которых выдаются лицензии. Также такая организация собирает, распределяет и выплачивает вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав.

Организации по управлению правами на коллективной основе, помимо управления имущественными правами авторов и правообладателей, также осуществляют защиту их прав. Защита осуществляется путем обращения с требованиями в суд, причем эти требования организация вправе предъявить как от имени правообладателей, так и от своего имени, а также путем совершения иных юридических действий, необходимых для защиты прав.

При заключении договора правообладатели также вправе передать организациям, управляющим правами на коллективной основе, полномочия на осуществление иной деятельности (например, управление правами в сети интернет).

Контроль над деятельностью организаций, управляющих правами на коллективной основе, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Отчет об итогах деятельности такой организации ежегодно публикуется в общероссийском средстве массовой информации.

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 01 января 2008 года, внесла существенные изменения в систему коллективного управления авторскими и смежными правами.

Например, претерпела значительные ограничения сфера коллективного управления смежными правами изготовителей фонограмм (фонограмма это запись музыкальных произведений с текстом или без текста). До введения в действие IV части Гражданского кодекса, сфера она распространяется на всю область исключительных прав на фонограмму. Теперь же, в соответствии с законом коллективному управлению исключительными правами изготовителя фонограмм с получением соответствующего вознаграждения подлежат:

Указанный перечень прав является исчерпывающим. Таким образом, организации по коллективному управлению правами, не могут предоставлять права на доведение фонограммы до всеобщего сведения, на воспроизведение, распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе, на прокат или импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, а также на переработку фонограммы.

Однако наиболее актуальным в настоящее время является другой вопрос.

С 1 января 2008 г. законодатель существенно усложнил жизнь российским организациям по коллективному управлению правами. Теперь деятельность таких организаций может осуществляться при условии получения государственной аккредитации на совершение этой работы.

Тем не менее, одновременно с аккредитованной организацией допускается деятельность и других организаций по управлению правами на коллективной основе, при условии заключения ими договоров с правообладателями.

Основное различие между аккредитованными и не аккредитованными организациями, управляющими авторскими и смежными правами, состоит в объеме полномочий. Только аккредитованные организации могут осуществлять управление авторскими и смежными правами, а также сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у организации договоры не заключены. Более того, сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, вправе осуществлять только аккредитованная организация. Также организация, получившая государственную аккредитацию, для защиты прав, которыми она управляет, вправе предъявлять требования в суде и от имени неопределенного круга правообладателей. Также, по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В то же время, правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, имеет право в любой момент полностью или частично отказаться от управления аккредитованной организацией его правами, письменно ее уведомив. Но он также вправе указать на конкретные права или объекты, в отношении которых хотел бы сохранить управление за данной организацией, а также в отношении которых, он не хотел бы осуществлять управление через данную организацию. После получения такого уведомления от правообладателя, управляющая организация обязана исключить названные правообладателем права или объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе.

Новый закон не предусматривает возможность получения государственной аккредитации на управление авторскими и смежными правами в сети интернет. Выходит, что для осуществления такого управления, организациям по управлению правами на коллективной основе, необходимо наличие договора с правообладателем о передаче полномочий по управлению правами в сети интернет, либо наличие договора с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами в сети интернет на коллективной основе.

Между тем, далеко не все организации, управляющие правами на коллективной основе, каких сейчас немало, смогут получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению правами авторов и обладателей смежных прав.

Дело в том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, всего их законодатель выделяет шесть, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе. Вместе с тем одна организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления. Таким образом, организаций, имеющих государственную аккредитацию, может быть не более шести.

В связи с этим, следует ожидать довольно жесткого соперничества, между организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, в процессе получения государственной аккредитации.

Наиболее явными фаворитами на получение государственной аккредитации являются Российское Авторское Общество (РАО), Всероссийское общество по авторским и смежным правам (ВОАСП) и Российская Фонографическая ассоциация (РФА).

Аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Россвязьохранкультура). Для организаций, аккредитуемых впервые, государственная аккредитация предоставляется сроком на 5 лет, а для организаций, аккредитованных ранее и не имевших со стороны контролирующих органов замечаний к своей деятельности, на срок от 5 до 10 лет.

12 августа 2008 г. состоялось первое заседание аккредитационной комиссии по рассмотрению заявлений организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, на получение государственной аккредитации в двух сферах коллективного управления:

Заявка на аккредитацию по вышеуказанным сферам была подана только одной организацией – РАО. На заседании аккредитационной комиссии единогласно было принято решение о возможности государственной аккредитации РАО.

Теперь остается только ждать следующих заседаний аккредитационной комиссии по рассмотрению заявлений на получение государственной аккредитации в других сферах авторского права и смежных прав.

Итак, как мы видим, что сфера коллективного управления правами стремительно развивается. За последнее время она претерпела существенные изменения. Законодатель установил определенные требования к функционированию и деятельности организаций по управлению авторским и смежными правами на коллективной основе, взяв их под государственный контроль. Будем надеяться, что это действительно поможет защитить правообладателей от незаконного использования объектов их прав.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Коллективное управление авторскими правами

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и смежными правами в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое – задача авторов и исполнителей, второе – задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Коллективное управление авторскими правами – это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами – пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования объектов смежных прав и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления – оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности .

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) и "Российский Союз Правообладателей" (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами. Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав. Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо лицензионные договоры о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

Защита авторских прав в тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям. Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии). Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике .

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. Международное авторское право затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует .

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи – на ставки вознаграждения за использование объектов авторских прав. Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о глобальных лицензиях, главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.

Творческому человеку не так-то просто разобраться в юридических тонкостях, особенно, если это касается авторских и смежных прав на его творения. Несмотря на то, что в четвертой части Гражданского кодекса РФ подробно описаны вопросы права на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, не все владельцы авторских прав могут разобраться в тонкостях этой темы. Именно поэтому эксперты объединились для того, чтобы помогать авторам и правообладателям реализовывать коллективное управление авторскими и смежными правами (коллективное управление).

Кому стоит разбираться в коллективном управлении?

Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами осуществляется в интересах авторов и правообладателей организациями по коллективному управлению правами (ОКУП). Субъектами являются творческие личности, заинтересованные в охране своих прав, в том числе:

  • писатели, поэты, сценаристы;
  • композиторы, музыканты, исполнители, аранжировщики;
  • художники, дизайнеры, архитекторы
  • а также организации, которые обладают авторскими или смежными правами:
  • общества;
  • союзы;
  • ассоциации;
  • некоммерческие партнерства.

От лица правообладателей ОКУПы взаимодействуют с клубами, ресторанами, музыкальными площадками, кинотеатрами, выставками, музеями и т.п.

Что дает авторам и правообладателям членство в ОКУП?

Общество по коллективному управлению смежными правами является посредником между правообладателем и пользователем. Оно способствует сокращению издержек при использовании объектов интеллектуальной собственности и оказывает необходимую юридическую поддержку в спорных вопросах. Важнейшая задача ОКУПа — сделать процесс сбора и выплаты вознаграждения за исполнение произведений автора автоматическим и упорядоченным.

Кроме того, членство в ОКУП решает такие вопросы:

  • Правообладатель наделяет ОКУП полномочиями и уже не действует от собственного имени;
  • Результаты творческого труда правообладателя сосредоточены в руках профильных коммерческих и некоммерческих организаций, а значит заинтересованным лицам проще сориентироваться, кто может предоставить на них лицензию;
  • Автору и правообладателю больше не нужно отслеживать, где исполняется его произведение, ОКУП сделает это за него.

Деятельность и полномочия обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами

Правовое положение организаций по коллективному управлению правами определяется действующим законодательством. Согласно пункту 1 статьи 1242 Гражданского Кодекса РФ, к ОКУП относятся основанные на членстве некоммерческие юридические лица. Чаще всего ОКУП создаются в виде ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств или общественных организаций.

Коллективное управление интеллектуальной собственностью реализуется путем предоставления ряда полномочий ОКУП, которые позволяют ему распоряжаться лицензиями, взимать роялти и действовать в интересах творческих личностей в спорных ситуациях.

Условно деятельность ОКУП можно разделить на две категории:

  1. Осуществление прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм путем заключения договоров и получения вознаграждения;
  2. Защита прав путем направления претензий, участия в судебных делах в пользу авторов.

В целях защиты прав организаторы ОКУПа заключают договоры с пользователями и взимают с них роялти за использование объектов авторского или смежного права. Чаще всего они выдают неисключительные лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности. Однако, возможен и другой случай: если использование объекта возможно без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения (так называемые договоры о выплате роялти).

Средства, собранные с пользователей, выплачиваются правообладателям за вычетом комиссии, удерживаемой в счет расходов самой организации. Процент комиссии регулируется внутренними документами ОКУП.

ОКУП также отслеживают, чтобы объекты авторского или смежного права не распространялись без разрешения и без выплаты вознаграждения: проверяют рестораны, кафе, концертные площадки, магазины. Любой факт нарушения фиксируется сотрудником ОКУП и впоследствии в адрес нарушителя направляется претензия с предложением урегулировать конфликтную ситуацию с ОКУП в пользу правообладателя. Если соглашение не будет оформлено, ОКУП подаст в суд от имени правообладателя. Разумеется, сам автор также сможет принять участие в судебном процессе, так как речь идет о защите именно его интеллектуального труда.

Популярные российские организации по управлению правами на коллективной основе

В Российской Федерации действует несколько аккредитованных организаций по коллективному управлению правами. Самые известные из них:

  • РАО (Российское Авторское Общество);
  • РСП (Российский Союз Правообладателей);
  • ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности);
  • УПРАВИС (Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства).

Российское Авторское Общество объединяет авторов и правообладателей всего мира и реализовывает управление их правами на произведения. Государственная аккредитация и договоренности с аналогичными иностранными организациями о взаимном представлении интересов позволяют РАО взаимодействовать с несколькими миллионами индивидуальных авторов более чем в 70 странах. Государственная аккредитация дает РАО право представлять интересы всех авторов, не изъявших свои права из управления РАО, в нескольких сферах коллективного управления правами.

РАО стремится стимулировать творческую деятельность, искусство и культуру, обеспечить авторов возможностью своевременного вознаграждения за использование их интеллектуального труда. Кстати, регистрация объекта интеллектуальной собственности в РАО не является подтверждением авторства, она необходима лишь для роялти, то есть своевременного распределения вознаграждения.

РСП образован по инициативе деятелей культуры и искусства с целью защиты их прав на объекты интеллектуальной собственности. РСП собирает и распределяет вознаграждение авторам, исполнителям и производителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за их воспроизведение в личных (некоммерческих) целях, так называемое частное копирование. В этом главное отличие РСП от РАО.

Союз собирает вознаграждение с импортеров носителей, используемых для воспроизведения фонограмм в личных целях (кассет, CD-дисков), и распределяет вырученные средства между исполнителями в соответствии с рейтингом их популярности. Получить средства от РСП могут как физические лица, так и юридические, но определяющим критерием является популярность музыкальных и аудиовизуальных произведений. В основе лежит обладание правами на такие объекты. Зачастую они принадлежат:

  • студии звукозаписи;
  • кино- и телекомпаниям;
  • продюсерским центрам;
  • музыкальным издательствам;
  • музыкантам.

УПРАВИС

УПРАВИС – это профессиональная организация по коллективному управлению исключительными правами, членами которой являются фотографы, художники, скульпторы и другие авторы произведений изобразительного искусства. Она имеет государственную аккредитацию в области управления и защиты авторского права при реализации права наследования.

Художники, скульпторы, фотографы и другие авторы произведений (их наследники) имеют право получать вознаграждение при каждой перепродаже их произведений через аукционы (художественные салоны, галереи и т.п.), а любое использование их произведений в печати, Интернете, промышленности, в кино и на телевидении возможно только с разрешения авторов и иных правообладателей, которое уполномочен выдавать УПРАВИС. По данным видам прав сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения осуществляет УПРАВИС.

Свою деятельность УПРАВИС осуществляет на основании международных договоров по авторскому праву, заключенных Российской Федерацией, а также согласно договору о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с РАО, Соглашений о взаимном представительстве интересов, заключенных с иностранными авторско-правовыми организациями, что позволяет авторам (наследникам) и иным правообладателям получать авторское вознаграждение, собранное как на территории России, так и за рубежом.

Международно-правовое регулирование

Сейчас существует международная глобальная сеть ОКУП, представленная неправительственными организациями, в числе которых Международная конфедерация обществ авторов и композиторов, Международная федерация организаций по правам на воспроизведение, Евразийская конфедерация обществ правообладателей, Ассоциация международного коллективного управления аудиовизуальными произведениями и Ассоциация европейский организаций исполнителей. Подавляющее большинство ОКУП заключили соглашения об аккредитации своих национальных авторов на территориях друг друга. Поэтому если кто-то в России решит публично включить для своих клиентов песни Eminem без необходимого договора, ОКУП взыщет за это компенсацию, удержит свою комиссию и отправит деньги в иностранный ОКУП артиста.

Переходите в личный кабинет и регистрируйтесь в обществах
коллективного управления правами по упрощенной процедуре

Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

В большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. В таких случаях Закон об авторском праве и смежных правах допускает создание специальных посредников –организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью и по отношению к ним применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Деятельность подобных организаций начинается с того, что они заключают с определенной группой авторов, иных правообладателей или субъектов смежных прав договор, по которому последние передают все свои исключительные права на использование произведений в той сфере, в которой действует организация. Однако, получив эти права, организация сама не может их использовать; ее целью является дальнейшая их передача потенциальным пользователям (радио и телевизионным станциям, ресторанам и т. д.).

Пользователи получают право на использование всех произведений, в отношении которых организация получила права от авторов и субъектов смежных прав. Они получают также права на использование тех произведений и объектов смежных прав, владельцы которых не заключили договоры с организацией опредоставлении ей своих прав.

В свою очередь, пользователь выплачивает организации вознаграждение за предоставленные ему права. При этом пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие произведения или объекты смежных прав были им использованы.

На основании п. 3 ст. 44 Закона об авторском праве и смежных правах пользователям предоставляются лицензии, которые должны быть одинаковыми для всех пользователей.

Вместе с тем авторы вправе изъять свои произведения из лицензий, выдаваемых организацией, осуществляющей коллективное управление. Отказать без достаточных оснований в выдаче лицензии на осуществление коллективного управления имущественными правами нельзя.

Читайте также: