Какие два требования к финансам и имуществу партий

Обновлено: 17.05.2024

3. Задания по работе с текстом:

01. Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах. Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. (Б.Н. Чичерин)

01. К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?

02. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

04. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

02. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

03. Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

01. Существует точка зрения, согласно которой политика – общее дело, требующее от каждого сознательного гражданина активного участия. Приведите аргумент в поддержку этого вывода. С опорой на знания курса укажите два направления политической деятельности (политического участия), которые необходимо осуществлять каждому гражданину в демократическом обществе.

03. Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Выпишите из текста шесть требований.

04. Приведите три положения текста, подтверждающие вывод автора о том, что политика – дело избранных граждан.

04. Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме… Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены… Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат. Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. (К.С. Гаджиев)

01. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

02. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

03. Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

04. Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

01. Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

02. Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

03. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

04. Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

06. По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль, господство. Влияние есть форма власти, реализуемая путём следования конкретным моделям или образцам поведения, идеалам и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями. Господство – это форма власти, при которой приказы её субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е. легитимными. Господство непосредственно не связано с вознаграждением или наказанием, хотя на практике господство и принудительный контроль чаще всего дополняют друг друга. Его эффективность во многом зависит от учёта особенностей других механизмов власти. Так, например, господство может быть усилено действием механизма обмена между субъектом господства и его подчинённым. Осуществляющий господство и лицо, выступающее в качестве его объекта, могут также иметь общий интерес в достижении поставленной цели. Оба также могут быть связаны солидарностью, обусловленной их общей религиозной верой, этнической или клановой принадлежностью и т.д. Выделяются следующие виды легитимного . господства: традиционное, рационально-легальное, харизматическое . Непродуманное и бессистемное использование насилия может поставить под вопрос законность господства и породить ему яростное сопротивление. Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать существующим моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит сложившемуся распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д. Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например не способна бороться с хищениями, коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации. (по В.Ю. Дорошенко)

01. Что автор называет господством? Что может связывать субъект и объект господства (назовите любые два связывающих обстоятельства, упомянутых
в тексте)?

02. Какую характеристику влияния как формы власти даёт автор? Используя обществоведческие знания, объясните смысл слов автора о том, что принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями.

03. Какие три вида легитимного господства названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите по одному признаку каждого из этих видов.

04. Во время урока обществознания ученик отстаивал точку зрения, что легитимность политической власти не зависит от типа политического режима. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.

07. Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления… При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах. Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте
в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов… Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего. (М. Уоллерстайн)

01. Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое различие между ними отмечает автор?

03. Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст
и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

04. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

08. В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими. Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов
и политических целей, общего мировоззрения. Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты.
Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах… С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье. (Н. Зимина)

01. Что автор называет политической партией? Какие два основания выделения различных типов партий приведены в тексте?

02. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

03. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

04. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания
и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

1 Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (4 /4) В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими. Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения. Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье. (Н. Зимина) 2 Что автор называет политической партией? Какие два основания выделения различных типов партий приведены в тексте? ) ответ на первый вопрос: организацию, добивающуюся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты; 2) основания (ответ на второй вопрос): организационная структура; особенности правового положения / правовое положение. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста Правильно дан ответ на первый вопрос и приведены два основания 2 Правильно дан ответ на первый вопрос и приведено одно основание. Правильно приведены только два основания Правильно дан только ответ на первый вопрос. Правильно приведено только одно основание. Максимальный балл 2

2 Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (4 3/4) 22 Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования. 23 Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни. ) ответ на вопрос (два требования), например: чётко установленные источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты; партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов; (Ответ на вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента текста.) 2) объяснение, например: необходимо исключить поступление для финансирования партий, избирательных кампаний средств, полученных незаконным путём, в том числе средств организованных преступных групп. (Может быть приведено другое объяснение.) Правильно сформулированы два требования и приведено 2 объяснение Правильно сформулировано одно требование и приведено объяснение. Правильно сформулированы только два требования. Приведено только объяснение Правильно сформулировано только одно требование. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие Максимальный балл 2 ) три функции по тексту, например: участие в избирательных кампаниях; выдвижение политических лидеров; распространение среди избирателей своих идей (агитация граждан); (Функции по тексту могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.) 2) две другие функции с соответствующими примерами, допустим: политическая социализация граждан (например, политическая партия вела предвыборную агитацию среди молодёжи и добилась участия в выборах значительной доли молодых избирателей); мобилизация граждан (например, политическая партия вывела своих сторонников на митинг против пенсионной реформы, которая значительно ухудшит положение пенсионеров). (Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены иные примеры.) Правильно названы три функции по тексту и две другие функции 3 с соответствующими примерами Правильно названы одна три функции по тексту и одна-две другие 2 функции, одна проиллюстрирована примером(-ами) Все комбинации элементов ответа, не соответствующие критериям оценивания на 3, 2 и баллов Правильно названы только любые одна три функции. Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

6 Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (4 /4) Отсутствие любых двух из 2 8 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу Структура предложенного плана два пункта. Три пункта, любой один детализирован два План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта Корректность формулировок пунктов плана плана позволяют в целом раскрыть, отдельные неточности в формулировках не искажают плана 3 2 один-два один-два пункта, любой один детализирован пункта, один-два Один В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы плана позволяют в целом раскрыть, отдельные неточности в формулировках не искажают плана Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в, 2 и 3 балла План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

К числу ключевых проблем, от которых во многом зависит нормальное функционирование политических партий и в качестве элемента представительной демократии, и в роли одной из ведущих структур гражданского общества, относится проблема их финансирования. Эта проблема всегда считается деликатной и ни­когда широко не освещалась.

Макс Вебер по этому поводу писал: "По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав. Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать вла­дельцы крупных состояний, крупные фирмы и кампании, отечест­венные и зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима". Поэтому острая полемика, раз­вернувшаяся на этот счет в нашей печати, лишний раз подтвержда­ет наличие широкого спектра проблем, в той или иной мере общих для партий, действующих в условиях плюрализма и демократии.

Закрытость основного содержания проблем связана с напряженной конкуренцией между партиями. Кроме того, не всегда желают афишировать себя спонсоры партий, особенно зарубежные. Некоторые партии имеют нелегальные источники средств.

Наиболее значительными почти для всех партий представляются пять типичных источников финансирования политических партий. Прежде всего, членские взносы. Они имеют важное значение для массовых партий. Но партии либерального типа не всегда устанавливают регулярные взносы, полагаясь на щедрость некоторых своих состоятельных членов.

Другим источником, особенно для консервативных и либеральных партий, служат, прежде всего, пожертвования бизнеса, особенно крупных корпораций, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности. Это, конечно, дает им возможность оказывать некоторое влияние на их политику. Вместе с тем, во Франции и ряде других стран порог для пожертвований, предоставляемых держателям мандата партий, со стороны отдельных лиц, ограничивается и поднят с 30 до 50 тыс. франков. Все пожертвования облагаются налогом на общих основаниях

Для социал-демократов и отчасти коммунистов источником основного либо дополнительного финансирования являются средства, выделяемые профсоюзами. Особенно велик их взнос в тех случаях, когда они входят в качестве коллективных членов в состав соответствующих партий, как это имеет место, например, у британских лейбористов и шведских социал-демократов. Такого рода порядок или традиция создают, однако, немало проблем.

Связь с бизнесом, особенно когда денежные средства поступают не через централизованную систему дотаций, но, как это имеет место в США и Японии, непосредственно политическим деятелям и парламентским кандидатам, приводит к чрезмерной зависимости партийного руководства, усиливает тенденции к коррупции в среде политиков и, как следствие, вызывает растущее недовольство общественности.

С другой стороны, зависимость от профсоюзов также ограничивает свободу действий "рабочих" партий, тем более что они, как уже было сказано, все в меньшей степени ощущают себя таковыми. В то же время стоимость содержания партий, финансирование их исследовательской и пропагандистской деятельности, особенно предвыборных кампаний, постоянно растет и, судя по всему, будет расти в дальнейшем.

Партии, как правило, имеют собственные предприятия, чаще всего издательства, типографии. Доходы от этих предприятий партии расходуют на свои цели. ЦК РКП(б) на Восьмом съезде следующим образом отчитывался в своей издательской деятельности: Издательство ЦК "Коммунист" выпустило за отчетный период 62 названия книг, брошюр в количестве около 7 млн. экземпляров на сумму 10.7 млн. рублей. ЦК издает 4 партийные газеты: "Правда", "Беднота", "Коммунар", и еврейскую газету "Дер Эмес". Тираж этих газет варьировался от 5 до 12 тыс. экземпляров. В недавнем прошлом в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты и дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, включая авиацию. На счетах партии в стране и в зарубежных банках были накоплены значительные суммы. Для оплаты расходов партийных функционеров за рубежом использовалась валюта из государственного бюджета. И на сегодня много загадок в финансовой деятельности КПСС.




Кроме того, во многих странах имеются законы, в соответствии с которыми партии получают широкую поддержку и со стороны государства, причем, разумеется не уравнительную, а в зависимости от числа завоеванных мандатов или голосов. Первыми на эту систему перешли ФРГ и Италия, сходные шаги предпринимаются и в некоторые других странах. Так, федеральный Конституционный суд ФРГ в 1968 году принял решение, где было указано, что отказ от общественной помощи политическим партиям, получившим менее 2.5 процентов голосов на всей территории страны на выборах в Бундестаг, противоречит основному закону, предоставляющему каждому право на свободное развитие его личности и возлагающему на политические партии миссию участия в формировании политической воли народа.

Статьи закона 1988 года Франции предусматривают предоставление кредитов партиям и политическим группировкам пропорциональном по их представительству в парламенте. Эти суммы покрывались в бюджете из общественных налогов и в 1989 году составляли 105.6 млн. франков. Тогда лишь Компартия Франции отказалась от этих кредитов, хотя и имела право на них претендовать. В 1990 году социалисты получили 95.5, объединение в защиту республики - 64.4, республиканцы - 26.6, компартия - (на этот раз не отказалась) 12.1 млн. франков.

Финансирование также предоставлялось парламентариям в индивидуальном порядке, если они являлись представителями объявленных группировок. В 1990 году таких парламентариев было 14 человек.

Законодательство о финансировании деятельности политических партий требует ежегодной, весьма подробной отчетности о получаемых партиями доходах и о расходовании ими денежных средств, причем не только тех, которые они имеют от государства, но и всех других, которыми партии располагают. Хотя государственное финансирование не лишает партию права" подкармливаться" и за счет других источников, включая и пожертвования, оно заметно снижает возможности использования партий и их представителей в парламентах и правительствах в корыстных целях или в целях могущественных групп давления, усиливает их зависимость от электората и членской массы.

Нельзя не отметить, что не так уж редко пришедшие к власти партии, особенно если подавлена оппозиция, заимствуют значи­тельные суммы для своих нужд из государственных средств. А там, где партия становится стержнем государственной системы, она распоряжается государственными средствами как своими собст­венными. Гак. КПСС распоряжалась всеми средствами страны, широко используя их для различных партийных целей.

Многие партии получают некоторую поддержку от солидарных с ними зарубежных организаций, иногда даже правительств. Это имеет место и тогда, когда законы запрещают партиям получать иностранные средства, т.к. это открывает возможность воздействия зарубежных организаций на позиции получающей такую помощь партии, а через нее на решение внутренних проблем страны.. Как теперь стало известно, КПСС десятилетиями оказывала су­­­щественную финансовую поддержку почти всем зарубежным коммунистическим партиям. Этот источник всегда и всячески маскировался. Для некоторых компартий такая поддержка была важнейшим источником средств, необходимых для их деятельности.

Удельный вес, соотношение этих источников финансирования у каждой партии различны. Но, как правило, доходы партий не покрывают их расходов, особенно на избирательные кампании и рекрутирование. Только постоянное изыскание новых средств, новых источников позволяет им поддерживать необходимую активность.

В настоящее время в законопроекте о политических партиях Российской Федерации поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом. Это соответствует аналогичным законодательным актам, принятым в Дании и Швеции в 1961, во Франции - в 1968 и1990 годах.

Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Аналогичные положения приняты в Испании, Италии, Португалии, Франции и других странах. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. Предлагается ограничивать суммы пожертвований от­дельных граждан.

В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов н имущества кандидатами в парламента­рии, министры и президенты. Причем они должны представлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.

Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований, общую сумму расходов на предвыборную кампанию.

За последние 30 лет крупнейшие политические партии в своем развитии намного превзошли уровень просто избирательных машин. Они уделяют специальное внимание разработке, публикации и распространению новых идей в областях, представляющих государственный интерес, и, прежде всего, в социальной сфере, в экономической, в вопросах обороны. Они создали специальные организации для работы среди Женщин, профсоюзов, молодежи и студенчества. Они освоили технику и методику обработки общественного мнения.

Один из примеров партии, наиболее полно воплотившей в себе новейшие требования и качество, приспособленной к функционированию в условиях современного буржуазного общества с характерным для него крайним обострением социальных и политических противоречий, можно считать партию ОПР во Франции: не случайно сами буржуазные теоретики рассматривают ее как своего рода модель современной модернизированной партии.

Читайте также: