Какие банки нельзя отнести к центральным исходя из собственности на капитал

Обновлено: 28.03.2024

С точки зрения собственности на капитал, то центральные банки подразделяются на: государственные, акционерные (частный капитал), смешанные.

В государственных центральных банках 100 % капитала принадлежит государству. В ряде стран центральные банки создавались как государственные с самого начала. К их числу относятся, например, Немецкий федеральный банк, Банк России. Другая группа центральных банков сначала были частными (например, Банк Англии, Банк Франции), а затем были национализированы.

В акционерных центральных банках капитал сформирован взносами учредителей. Например, акционерным центральным банком является Федеральная резервная система США: капитал федеральных резервных банков образован за счёт паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Юридически ФРС не является государственным учреждением, но руководство ФРС (председатель и вице-председатель совета управляющих) назначается на 4 года Президентом США и утверждается Сенатом США. Президент при назначении председателя имеет ограниченную свободу выбора -- только из числа членов совета управляющих ФРС. Члены совета управляющих ФРС не становятся государственными служащими, но размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США и открыто публикуется. Нераспределённая прибыль ФРС направляется на счета казначейства и зачисляется в доходную часть бюджета США.

В смешанных центральных банках капитал сформирован частным сектором совместно с государством. Ярким представителем этой группы центральных банков является Банк Японии. По Закону 1942 года 55 % уставного капитала центрального банка Японии принадлежит государству. Руководство Банка Японии назначается правительством и утверждается парламентом страны[11].

Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Так как, именно доля собственности государства в капитале ЦБ является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальной традиции и особенностей развития банковской системы.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

21.2 Статус центральных банков

Центральные банки являются юридическими лицами имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило.

ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПО ФОРМЕ СОБСТВЕННОСТИ

Под коммерческим банком понимают учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено Законом РФ.

1.1 История возникновения и сущность центральных банков, их основные функции, формы организации

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, национальные, резервные, просто банк (например, Англии.

центральных банков

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время сложилась и функционирует двухуровневая банковская система, главным звеном ее является центральный банк.

Глава 1. Классификация коммерческих банков по форме собственности

1. Цели, формы организации и функции центральных банков

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием.

1. Сущность, формы организации и функции центральных банков.

В условиях развития современной банковской системы особая роль принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Центральный банк в настоящее время есть в каждой стране.

ГЛАВА 1: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1.2 Классификация центральных банков

По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды: Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России.

2.2 Функции центральных банков

Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.

2.4 Операции центральных банков

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные - операции по созданию ресурсов банка и активные - операции по их размещению.

2.2 Операции центральных банков

центральный банк денежный кредитный Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции-- пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы.

1.3. Операции центральных банков.

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные - операции по созданию ресурсов банка и активные - операции по их размещению.

1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Исторически существовали два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах.

1.3 Классификация центральных банков

По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды: Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России.

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Требования к соблюдению минимального размера уставного капитала банка не распространяются на приобретение акций (долей) банка в соответствии с мерами по предупреждению банкротства (п. 19 ст. 189.50 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации), в том числе в результате пожертвования, и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России. Установленные настоящей статьей требования распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации группой лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - группа лиц).

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:

1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;

2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;

3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;

4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;

5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;

6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;

7) более 75 процентов акций кредитной организации;

8) более двух третей долей кредитной организации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня приобретения акций (долей) кредитной организации и (или) совершения сделки (сделок), направленной на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении и (или) публичном обращении акций, а также на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации и (или) об установлении контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установления неудовлетворительного финансового положения в соответствии с основаниями для признания финансового положения неудовлетворительным, установленными нормативным актом Банка России, следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;

4) установления в соответствии с основаниями, установленными пунктом 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, неудовлетворительной деловой репутации следующих лиц:

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение 10 и менее процентов акций (долей) кредитной организации, и входящего в состав группы лиц, приобретающей более 10 процентов акций (долей) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, и этих акционеров (участников), если в результате совершения такой сделки (таких сделок) указанные акционеры (участники) войдут в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации, входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), единоличного исполнительного органа юридического лица, осуществляющего контроль в отношении юридического лица, совершающего такую сделку (такие сделки), направленную на приобретение акций (долей) кредитной организации, единоличного исполнительного органа юридических лиц - акционеров (участников) кредитной организации, указанных в абзаце пятом настоящего пункта;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(часть шестнадцатая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть семнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 281-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть восемнадцатая утратила силу. - Федеральный закон от 02.12.2013 N 335-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение следующих лиц должно соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России, в течение всего периода владения акциями (долями) кредитной организации и осуществления контроля:

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников);

юридических лиц - акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации, и юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении таких акционеров (участников).

(часть девятнадцатая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Кредитная организация обязана в письменной форме в порядке, установленном нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о фактах несоответствия установленным настоящим Федеральным законом требованиям, выявленных ею в отношении следующих лиц:

физических или юридических лиц, владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих 10 и менее процентами акций (долей) кредитной организации и входящих в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) кредитной организации;

лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа указанных юридических лиц.

Государственные или частные банки России в 2021 году: где лучше хранить деньги

Что такое государственные банки России

Основное отличие государственного банка от частного в том, что основным собственником компании является РФ. Контроль эффективности работы и экономических показателей возложен на госорганы. Центробанком также владеет государство, стране принадлежит 100% его активов. Банк России регулирует, управляет и следит за балансом финансового рынка страны. История деятельности института с похожими функциями началась еще в дореволюционный период: в 1860 году основан Государственный банк Российской империи. Главная особенность такого банка в том, что он не работает с частными клиентами, тут нельзя оформить ипотеку или взять кредит на покупку автомобиля.

Для того чтобы сделать банковскую систему более надежной, обеспечить необходимый уровень доверия у населения, и были созданы коммерческие банки, подконтрольные государству. Активы таких финансовых компаний полностью или частично находятся на балансе страны. Основные цели деятельности госбанков:

  • развитие экономики России;
  • стабилизация финансовой ситуации в стране;
  • защита национальной валюты - рубля;
  • финансово-кредитная политика в интересах граждан;
  • сдерживание темпов инфляции.

Список госбанков России (контрольный пакет)

Чтобы оказывать существенное влияние на деятельность банка, государство должно быть собственником более половины его активов. Такими активами являются акции финансово-кредитной компании. Владея контрольным пакетом ценных бумаг эмитента, можно управлять его экономическими показателями, ставить планы развития и разрабатывать политику взаимодействия с клиентами.

Перечень основных государственных банков в 2021 году:

  • СберБанк (основной собственник ЦБ РФ);
  • ВТБ (более 60% акций владеет Федеральное агентство по управлению госимуществом);
  • Россельхозбанк (компания со 100% финансовым участием государства);
  • Ак Барс Банк (собственниками являются госорганы и Республика Татарстан);
  • РНКБ банк (принадлежит полностью государству).

К государственным банкам относят также ВЭБ, Новикомбанк, Почта банк, Связь-банк и банк ЧБРР.

Госбанки не обязательно основаны государством изначально. В категорию госбанков попадают и те, которые были ранее частными коммерческими структурами, но затем Россия выкупила более 50% их капитала в виде ценных бумаг. Часто это не является инициативой собственника, заработать на такой сделке трудно. Решение о продаже принимается в безвыходной ситуации, когда компании угрожает банкротство и отзыв лицензии. Продолжить банковскую деятельность удастся после того, как на баланс поступят деньги от покупателя. Примеры банков, прошедших процедуру санации:

Государство как участник договора купли-продажи расплачивается с долгами проблемного банка бюджетными средствами, но взамен полностью контролирует его дальнейшую работу.

Банки, акции которых принадлежат государству (не контрольный пакет)

Государство владеет акциями банков не только напрямую, но и через подконтрольные ему организации и холдинги. То есть в учредительных документах указаны данные предприятия, но оно не относится к частному бизнесу, а является госкомпанией.

ПРИМЕР:

К банкам, которые косвенно контролирует государство, относится довольно значительная часть компаний. Среди наиболее известных:

  • МСП банк (более 71% акции держит Росимущество, остальные – ВЭБ);
  • ВБРР (холдинг Роснефть владеет 84% ценных бумаг банка);
  • РГС банк (на 96% принадлежит госбанку "Открытие");
  • Кредит Урал банк (100% акций у Газпромбанка);
  • БМ-банк (полностью находится под контролем ВТБ);
  • Сетелем банк (79% активов держит Сбербанк).

Контрольный пакет в терминологии фондовой биржи – это 50% акций + 1. На российском финансовом рынке существуют банки, где участие тех или иных госструктур в капитале частной компании ниже этого значения. Так, Республика Татарстан владеет около 8% акций Акибанка, Ростех держит на балансе 16% ценных бумаг банка Заречье, банк Екатеринбург на 29% принадлежит администрации одноименного города, а банк Казани – на 39%.

Какие гарантии дает статус госбанка

Частному клиенту или владельцу бизнеса важно, чтобы его средства были максимально защищены. Размещение денег в госбанке позволит снизить финансовые риски.

В России, кроме государственных банков, есть сильные частные финансово-кредитные компании. К примеру, Альфа-банк - классический коммерческий банк, и он более чем на 99% принадлежит АБ Холдингу. Отсутствие вливания бюджетных денег не сделало его за годы работы менее надежным и привлекательным для клиентов. Также внимания заслуживает успешная деятельность на российском рынке представительств зарубежных финансовых гигантов: Юникредит банк, Росбанк или Райффайзенбанк.

В 2021 году банковская система страны достигла такого уровня устойчивости, что клиент может выбирать любой банк и не опасаться, что его деньги прогорят. Суммы до 1,4 млн рублей застрахованы в АСВ, и их возврат владельцу гарантирован законом. С осени 2020 года для отдельных жизненных ситуаций лимиты денежных средств на счетах в банках увеличены до 10 млн рублей. Пользоваться банковскими продуктами с каждым годом становится все безопаснее. Поэтому граждане стали менее придирчиво относиться к выбору финансовой компании. Теперь банк, в котором будут храниться накопления, не обязательно должен быть государственным.

Итоги:

Центробанк объявил о старте предварительного тестирования цифрового рубля. Запуск виртуальной отечественной валюты станет одной из крупнейших в истории денежных реформ. По мнению экспертов, экономика не видела столь масштабных изменений за последние 30 лет, с конца 90-годов XX века. В январе будет запущен пилотный проект для проверки функциональных возможностей цифровой платформы. Первыми участниками начального этапа реализации программы станут 12 российских банков. Зампред ЦБ Ольга Скоробогатова пояснила, что регулятор планирует внедрять виртуальные средства в общее обращение поэтапно: сначала станут доступными операции между физлицами, затем ; транзакции в пользу предпринимателей, юрлиц, государственных организаций. Позже к платформе подключат услуги Федерального казначейства, валютообменные операции, офлайн-операции. Эксперты полагают, что в ближайшие годы цифровой рубль не заменит наличные деньги, однако станет альтернативой электронным кошелькам. Последний раз столь масштабные преобразования в денежной системе были ровно 253 года назад. Тогда впервые появились бумажные рубли. СПРАВКА: 29 декабря в 1768 года по личному распоряжению Екатерины II в России выпущены ассигнации номиналом 25, 50, 75, 100 рублей. Ранее в стране использовались исключительно медные и серебряные монеты. Причиной денежной реформы стал дефицит металлов. Одна ассигнация достоинством 100 рублей была эквивалентна 100 кг пятикопеечных монет из меди. Источник: Банк России.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

В конце XIX – начале XX вв. большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Формы организации центрального банка

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

♦ государственные, капитал которых принадлежит государству;

♦ смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных, другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между: банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не Может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

В конце XIX – начале XX вв. большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Формы организации центрального банка

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

♦ государственные, капитал которых принадлежит государству;

♦ смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных, другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между: банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не Может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например, в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Читайте также: