Как зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок через госуслуги

Обновлено: 24.04.2024

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации - обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации - обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования - обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет - до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе "Порядок переоформления для граждан") с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Похожие статьи

Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…

Также было отложено и применение санк­ций за непереоформление права постоянного бессрочного пользования. С 1 января 2013 года (вместо 1 января 2011 года). Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях будет дополнен статьей 7.34, устанавли­вающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участ­ками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных учас­тков в собственность (штраф дл юридического лица от двадцати тысяч до ста тысяч рублей).

На данный момент существует несколько вопросов, которые прямо не урегулированы законодательством, но практика, по которым уже сложилась.

Первый вопрос связан с правовым регули­рованием переоформления права постоянного бессрочного пользования на земельный учас­ток без объекта недвижимости.

Ссылка в указанной статье на необходи­мость переоформления прав на земельные участки в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ вызвала некоторую неопределенность от­носительно того, права на какие земельные участки подлежат переоформлению. Так, ста­ть 36 Земельного кодекса посвящена приоб­ретению права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципаль­ной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения .

Одинаковый пор док (административная процедура) предоставления прав на соответс­твующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 Закона №1 37-ФЗ и стать­ей 36 Земельного кодекса Российской Феде­рации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие условия приобретения земли в собственность - на­личие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный харак­тер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимо­го дл эксплуатации объекта недвижимости.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25. 1 0.2001 №1 37-ФЗ предусмотрены специ­альные условия приобретения земли в частную собственность - наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограниче­ние по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.

С у д ебная практика:

Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 г. №14711/05;

Постановление ДААС от 18.07.2008 г. по делу №А41-К2-987/08;

Постановление ФАС ПО от 17.12.2008 г. по делу №А65-8180/2008;

Постановление ФАС ПО от 03.02.2009 г. по делу №А55-7789/2008;

Постановление ФАС ПО от 28.01.2009 г. по делу №А65-8169/2008;

Постановление ФАС ПО от 27.01.2009 г. по делу №А55-7788/2008;

Постановление ФАС ЦО от 10.11.2008 г. по делу №А14-624-2008/16-1 3;

Постановление ФАС СЗО от 22.01.2007 г. по делу №А56-2593/2006;

Постановление ФАС СЗО от 28.08.2006 г. по делу №А56-28207/2005;

Постановление ФАС СКО от 03.04.2009 г. по делу №А15-1 042/2008;

Таким образом, благодаря судебной практике, по первому вопросу сложилась однозначная позиция, суть которой в том, что правообладатели земельных участков вправе переоформить право постоянного бессрочного пользования на право арены или выкупить земельные участки независи­мо от наличия объектов недвижимости на данных земельных участках.

Второй вопрос заключается в том, как оп­ределить выкупную цену на земельный участок без объектов недвижимости.

Согласно ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположен­ных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1 ) земельных участков, находящихся в фе­деральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации феде­ральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федера­ции или государственная собственность на кото­рые не разграничена, - органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в му­ниципальной собственности, - органами мест­ного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления упол­номоченным Правительством Российской Фе­дерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъек­та Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены зе­мельного участка эта цена устанавливается в раз­мере его кадастровой стоимости.

Таким образом, необходимым условием для применения порядка определения цены земель­ного участка, указанным в пункте 2, 3 статьи 2 названного закона является наличие на земель­ном участке здания, строения, сооружения (Пос­тановление ФАС МО от 28.04.2008 г. по делу №КГ-А41/3044-08 по делу №А41-К2-10493/07). Указанная позиция поддержана ВАС РФ 30.06. 2008 г. по делу №6545/08 (Определение об от­казе в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Ясность в данный вопрос внесло письмо Министерства экономического развития Рос­сийской Федерации от 19.05.2009 г. №Д23-1462 по вопросу определения стоимости вы­купа земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования.

Выкупная цена земельных участков в разме­ре, не превышающем кадастровую стоимость земельных участков, применяется непосредс­твенно к собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках (п. п. 1 .1 и 1 .2 ст. 36 Земельного кодекса).

Таким образом, можно сделать вывод, что правообладателям земельных участков без объектов недвижимости придется вы­купать их по рыночной стоимости.

Это далеко не все вопросы, которые вол­нуют правообладателей земельных участ­ков. Продление сроков переоформления прав на земельные участки, безусловно, радует всех. Однако, сама процедура не ускорилась и не стала прозрачной. Более того, на мес­тах по-прежнему существуют административ­ные барьеры, бумажная волокита и банальное бездействия компетентных органов. Сроки, установленные законодательством, на местах не соблюдаются, что растягивает процедуру переоформления на годы.


Письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Расчётное время:

Результат предоставления услуги:

Постановление о предоставление земельного участка, акт приема-передачи земельного участка
Письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Основания для отказа:

Основания для отказа:
1) Заявителем представлены документы не в полном объеме, либо в представленных заявлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация;
2) Земельный участок не относится к муниципальной собственности;
3) Законодательством установлен запрет на возможность предоставления запрашиваемого земельного участка (земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и т.д.)

Способы обжалования:

консультирование заявителя

Заявитель вправе обратиться в Палату лично, по телефону и (или) электронной почте для получения консультаций о порядке получения муниципальной услуги.

Специалист Палаты консультирует заявителя, в том числе по составу, форме представляемой документации и другим вопросам для получения муниципальной услуги и при необходимости оказывает помощь в заполнении бланка заявления.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в день обращения заявителя.

Результат процедур: консультации по составу, форме представляемой документации и другим вопросам получения разрешения.

принятие и регистрация заявления

1. Заявитель лично, через доверенное лицо или через МФЦ подает письменное заявление о предоставлении муниципальной услуги и представляет документы . Документы могут быть поданы через удаленное рабочее место

2.Специалист Палаты, ведущий прием заявлений, осуществляет:

установление личности заявителя;

проверку полномочий заявителя (в случае действия по доверенности);

проверку наличия документов;

проверку соответствия представленных документов установленным требованиям (надлежащее оформление копий документов, отсутствие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений).

В случае отсутствия замечаний специалист Палаты осуществляет:

прием и регистрацию заявления в специальном журнале;

вручение заявителю копии описи представленных документов с отметкой о дате приема документов, присвоенном входящем номере, дате и времени исполнения муниципальной услуги;

направление заявления на рассмотрение руководителю Палаты.

В случае наличия оснований для отказа в приеме документов, специалист Палаты, ведущий прием документов, уведомляет заявителя о наличии препятствий для регистрации заявления и возвращает ему документы с письменным объяснением содержания выявленных оснований для отказа в приеме документов.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются:

прием заявления и документов в течение 15 минут;

регистрация заявления в течение одного дня с момента поступления заявления.

3. Руководитель Палаты рассматривает заявление, определяет исполнителя и направляет ему заявление.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется в течение одного дня с момента регистрации заявления.

Результат процедуры: направленное исполнителю заявление.

формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги

1. Специалист Палаты направляет в электронной форме посредством системы межведомственного электронного взаимодействия запросы о предоставлении документов (сведений), получаемых в рамках межведомственного взаимодействия.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение одного дня с момента поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Результат процедуры: направленные в органы власти запросы.

2. Специалисты поставщиков данных на основании запросов поступивших через систему межведомственного электронного взаимодействия предоставляют запрашиваемые документы (сведения).

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение пяти дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Результат процедур: документы (сведения) либо уведомление об отказе, направленные в Палату.

подготовка результата муниципальной услуги

1. Специалист Палаты на основании полученных документов:

принимает решение о передачи земельного участка или об отказе в предоставлении муниципальной услуги;

подготавливает проект постановления или проект письма об отказе;

осуществляет в установленном порядке процедуры согласования проекта подготовленного документа;

направляет проект постановления или письмо об отказе на подпись руководителю Исполкома (лицу, им уполномоченному).

Результат процедур: проекты, направленные на подпись Руководителю Исполкома (лицу, им уполномоченному).

2. Руководитель Исполкома подписывает постановление или письмо об отказе и направляет в Палату для регистрации.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение одного дня с момента окончания предыдущей процедуры.

Результат процедуры: подписанное постановление или письмо об отказе, направленное на регистрацию.

3. Специалист Палаты:

регистрирует проект постановления или письмо об отказе.

извещает заявителя (его представителя) с использованием способа связи, указанного в заявлении, о результате предоставления муниципальной услуги, сообщает дату и время выдачи оформленного постановления или письма об отказе в образовании земельного участка.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в день подписания документов Руководителем Исполкома.

Результат процедур: извещение заявителя (его представителя) о результате предоставления муниципальной услуги.

выдача заявителю результата муниципальной услуги

1. Специалист Палаты на основании поступившего постановления:

подготавливает проект акта приема - передачи передачи земельного участка;

согласовывает проект подготовленного документа и направляет на подпись руководителю Палаты.

В случае поступления письма об отказе.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение двух дней с момента выдачи заявителю постановления.

Результат процедур: направленный на подпись проект договора.

2. Руководитель Палаты подписывает акт приема-передачи и направляет в Отдел имущественных отношений (далее – Отдел).

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение одного дня с момента окончания предыдущей процедуры.

Результат процедур: подписанный договор.

3. Специалист Отдела:

извещает заявителя (его представителя) с использованием способа связи, указанного в заявлении, о результате предоставления государственной услуги, сообщает дату и время выдачи результата муниципальной услуги;

регистрирует акт в журнале регистрации.

Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в день подписания документа руководителем Палаты.

Результата процедуры: извещение заявителя.

4. Специалист Отдела в ыдает заявителю под роспись акт приема- передачи

В случае отказа в предоставлении муниципальной услуги выдает заявителю либо направляет по почте письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Процедура, устанавливаемая настоящим пунктом, осуществляется:

в течение 15 минут - в случае личного прибытия заявителя;

в течение одного дня с момента окончания процедуры, в случае направления ответа по почте письмом.

Результат процедуры: выданный заявителю акт приема-передачи или направленное по почте письмо об отказе.

Министерство экономики Республики Татарстан

  • Заявление
    • Оригинал, 1 шт.
    • Оригинал, 1 шт.
    • Оригинал, 1 шт.
    • Комментарий: Показать Документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель) Скрыть
    • Копия, 1 шт.
    • Комментарий: Показать Копии учредительных документов юридического лица Скрыть
    • Заявление
      • Оригинал, 1 шт.
      • Оригинал, 1 шт.
      • Оригинал, 1 шт.
      • Комментарий: Показать Документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель) Скрыть
      • Копия, 1 шт.
      • Заявление
        • Оригинал, 1 шт.
        • Оригинал, 1 шт.
        • Оригинал, 1 шт.
        • Комментарий: Показать Документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель) Скрыть
        • Копия, 1 шт.

        Земля для ИЖС на праве бессрочного пользования предоставлялась нашим умершим родственникам. Является ли инвентарная карточка БТИ 1931 года на земельный участок документом, удостоверяющим предоставление им участка на праве бессрочного пользования, для оформления нами земельного участка в собственность?

        Инвентарная карточка объекта недвижимости (домовладения, земельного участка и т.д.) БТИ сама по себе не является тем самым правоустанавливающим документом, который подтверждает право его владельца на конкретный объект недвижимости. Но при этом в инвентарной карточке могут содержаться сведения о правообладателе и документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на конкретный земельный участок.

        В 30-е годы ХХ века уже действовал первый Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее − ЗК РСФСР 1922 года), которым предусматривалась земельная регистрация, заключавшаяся в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований (ст. 194 ЗК РСФСР 1922 года).

        Статьей 201 ЗК РСФСР 1922 года было предусмотрено, что при органах земельной регистрации в центре и на местах образуются земельные архивы, в которые передаются на хранение земельные дела, акты и планы.

        Таким образом, в отношении каждого объекта недвижимости собиралась техническая и правовая документация, которая оформлялась в инвентарное дело каждого конкретного объекта, а органы БТИ осуществляли их инвентаризацию и учет. Архив всей учетной и правоустанавливающей документации, инвентарные дела до настоящего момента хранятся в областных БТИ, которые оказывают услуги гражданам по ознакомлению с инвентарными делами.

        Государственные земельные участки предоставлялись трудовым землепользователям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании особых договоров под условием выполнения землепользователями специальных правил, устанавливаемых инструкцией Народного комиссариата земледелия РСФСР (прим. 2 ст. 157 ЗК РСФСР 1922 года).

        Возвращаясь к конкретному вопросу, документом, удостоверяющим право наследодателя на конкретный земельный участок, в общем порядке будет являться гражданско-правовой договор о предоставлении гражданину в бессрочное пользование земельного участка.

        1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

        2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный органом государственной власти;

        3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

        4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

        При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право владельцев, документами, косвенно подтверждающими право гражданина на земельный участок, в том числе являются:

        - акты об отводе земельных участков для строительства;

        - решения исполкомов местных Советов народных депутатов, принятые до 26 августа 1948 г., об отводе гражданам земельных участков для ИЖС (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности);

        - инвентаризационно-технические документы в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право (п. 2.2 Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 № 380, в настоящий момент уже не действует).

        Если же не доказана принадлежность земельного участка наследодателю или отсутствует государственная регистрация его прав, наследникам придется обращаться в суд с иском о включении земельного участка в состав наследственного имущества и (или) о признании права собственности на недвижимое имущество, поскольку права наследников могут быть защищены только в судебном порядке.

        Право на постоянное пользование наделом это привилегия, которая предоставляется на выделенную землю на неограниченное время. На текущий момент это прерогатива только органов муниципальной и государственной власти.

        Обычным гражданам такие права не предоставляются. Но со времен СССР они могли остаться у некоторых людей. Они могут пользоваться вверенной им землей, но у них нет на нее документов, фиксирующих права и возможность ею распоряжаться. Попробуем разобраться подробнее, что такое бессрочное пользование наделом.

        Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

        Что это такое?

        Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

        При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица.

        Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное безвозмездное использование или аренду.

        На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

        Справка! Как уже упоминалось, некоторые граждане получили предоставление права на постоянное бессрочное пользование наделами до начала работы обновленной версии ЗК РФ. Технически обозначенная привилегия за ними остается, но предпочтительнее для них будет оформить указанную территорию в Росреестре на себя.

        Объекты и субъекты пожизненной эксплуатации земли

        Объектом права, связанного с вверенной бесплатно и на долгий срок территорией, числится земельный фонд. И уже для него определяются взаимоотношения земельного характера. Конкретным объектом будет являться оговоренный надел, лежащий в зафиксированных границах.

        Субъектами права являются муниципальные образования и юрлица, обозначенные в статье 5 ЗК РФ.

        Отличие от аренды

        Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

        • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
        • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

        Законодательные акты

        Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.

        В статье 269 ГК РФ регламентировано, что лица, получившие по данному праву свой кусок земли, вольны пользоваться им, но не распоряжаться.

        Но только за исключением ситуаций:

          , определяющего сервитут;
        • передача участка по упомянутому праву в формате служебного надела по нормам, не противоречащим ЗК РФ.

        Кому могут быть предоставлены?

        Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.

        К ним относятся:

        • казенные предприятия;
        • больницы, школы и т. д.;
        • центры исторического наследия РФ.

        Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.

        Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.

        Какие наделы предоставляются?

        По праву постоянной бесплатной эксплуатации можно получить только куски земли, числящиеся во владении муниципалитета, государства, юридических или физических лиц.

        Полный список земель, предоставляемых по указанному праву, отражен в статье 24 ЗК РФ. Перечислим часть пунктов:

        • владения, принадлежащие физ. лицам и компаниям;
        • территории, относящиеся к лесным участкам;
        • владения, числящиеся в качестве территории государства или муниципалитета;
        • территории, отданные предприятиям некоторых ветвей экономики и т. д.

        Возможности и обязанности пользователей

        У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.

        Причинами для этого обычно становятся:

        • неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
        • если имеет место порча почвы;
        • если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.

        Надел можно использовать для:

        • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
        • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

        Важно! Пользователю потребуется уплатить земельный налог, но распоряжаться землей как собственной он не может.

        Подробности о разрешенном использовании земель, а также о возможностях изменения характера эксплуатации читайте здесь!

        Для оформления правоустанавливающей документации потребуется обратиться в комитет по управлению гос. владениями. Заявка передается лично в бумажном формате или онлайн на официальном сайте. Дальнейший порядок зависит от того, поставлен ли надел на кадастровый учет.

        Когда участок отсутствует в базах ГКН или для него даже не проводилось межевание, желающему получить на землю право бессрочной эксплуатации придется подготовить план-схему участка и согласовать ее с администрацией.

        Сотрудники последней могут предложить иной вариант, при котором юр. лицо самостоятельно занимается постановкой надела на учет в ГКН. Поэтому предварительное согласование с сотрудниками комитета позволяет предотвратить нежелательные траты в случае отказа.

        Если же с учетом участка в ГКН проблем нет, в администрацию требуется предоставить следующий пакет документов:

        1. Заявление, составленное по строго установленному образцу и написанное от юр. лица.
        2. Основания, доказывающие компетенцию подателя заявления. .
        3. Выписка из ЕГРЮЛ. .

        Рассмотрение вопроса длится 14 дней, после чего выносится резолюция. При положительно решении выносится постановление с требующимися фактами.

        Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

        Переоформление надела

        По закону No137-ФЗ был определен упрощенный способ переоформления права на постоянное бессрочное пользование наделом. Туда включены 3 основных этапа:

        1. Составить прошение о переводе ЗУ в собственность и передать в местную администрацию.
        2. Получить разрешение на изменение характера прав на надел.
        3. Зафиксировать обновленные права в ближайшем Росреестре.

        Помимо заявления потребуется предоставить определенный пакет бумаг, куда входят:

        • копия удостоверения личности лица, обладающего ППБП на ЗУ;
        • доверенность, если решением вопроса занимается третье лицо;
        • копия свидетельства о госрегистрации юр. лица;
        • выписка из ЕГРП или копии правоустанавливающих бумаг на единицы недвижимости, находящиеся на ЗУ;
        • кадастровый паспорт надела;
        • копия бумаги, доказывающей наличие ППБП.

        Решение исполнительного органа должно быть принято не позднее, чем в месячный срок. При положительном результате составляется договор купли-продажи. Далее остается лишь зарегистрировать обновленное право на надел в Росреестре. При отказе или уклонении со стороны госоргана лицо, пользующееся наделом, обращается в суд.

        Существует возможность получить право пользования землями лесного и водного фондов! Узнайте подробности!

        Эксплуатация земли юридическим лицом

        Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года. Для этого необходимо было подать заявления на оформление аренды или с правом выкупа в земельные отделы исполкомов.

        Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть завершены привилегии на применение земельных участков.

        Важно! Перечисленные выше штрафные санкции проводятся согласно статье 7.24 КоАП РФ в административном порядке. Этот документ регламентирует ответственность за невыполнение предписаний и сроков оформления наделов, которыми юр. лица пользуются на правах постоянного использования.

        Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

        Статья 7.24 КоАП РФ. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта

          Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти —

        Передача территорий по наследству

        Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству.

        В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела.

        Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

        1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
        2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

        Лицам, получившим привилегию на использование надела на бесплатной постоянной основе ранее 2001 года не стоит волноваться, что эту привилегию отберут. Исключительные случаи – когда нарушается регламент применения.

        И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя. Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

        Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

        Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

        8 (800) 350-29-87 (Москва)
        8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

        Читайте также: