Как узаконить строительство дома на собственном участке

Обновлено: 17.05.2024

Как узаконить самострой на своем участке

Самостроем называют постройки, которые были возведены только по собственной воле их владельца без согласования с уполномоченными органами. Право на них не узаконено. Согласно регистрационным данным, на неком участке земли нет никаких строений. Самостроем можно назвать не только торговые палатки у метро, но и бани на дачах у некоторых граждан.

Отличить самострой от законной постройки можно по следующим признакам:

  • участок земли под постройкой не оформлен должным образом в собственность владельца;
  • объект возведён на земельном наделе, целевое назначение которого не предполагает использования его в таком ключе;
  • дом, баня или иная хозяйственная постройка возведены на участке без согласования с администрацией;
  • возведение строения происходит с нарушением градостроительных или иным норм. Например, в обход требований пожарной безопасности.

Даже наличие одного из этих условий характеризует строение как самовольную постройку. У владельца могут возникнуть серьёзные проблемы с оформлением имущественного права. Чем раньше начать этим заниматься, тем больше шансов привести документы в соответствие с действующим законодательством.

Как узаконить самострой на своем участке

Условия для легализации самостроя

Государство даёт гражданам шанс по оформлению законного вещного права на такие постройки. Легализация самовольного строительства возможна при наличии следующих условий, прописанных в п.3 ст. 222 ГК РФ:

  • строение возведено на земельном участке, имущественное право на который узаконено. Владельцем выступает один человек;
  • строительные работы производились в соответствии с нормами;
  • сам объект не угрожает жизни людей, не затрагивает интересы третьих лиц, не является объектом спора;
  • ни один контролирующий и надзорный орган не имеет претензий к данному строению.

Важно! Чтобы признать произвольное строение законным объектом имущественного права, необходимо пройти процедуру легализации и соблюсти определённый порядок, который прописан в Законе № 340-ФЗ.

Легализация через суд

До 01.03.2019 года действовал упрощённый порядок узаконивания вещного права на самовольную постройку. Это можно было делать через органы местного самоуправления, собрав необходимые документы. Но наличие условий, описанных выше, необходимо.

Легализация самостроя через суд

Если же собственник строения не смог, по каким-либо причинам, узаконить своё право до указанной даты, он сможет это сделать теперь только через суд. Как зарегистрировать самострой в 2021 году в судебном порядке? Для этого необходимо предпринять следующие шаги:

Исковое заявление о легализации самовольной постройки

Как правило, суды встают на сторону истцов и выносят судебный акт, разрешающий оформление права. Но, зачастую, дело затягивается по причине того, что суд делают запросы в уполномоченные структуры для получения официальных разрешений по санитарным, гигиеническим, противопожарным нормам.

Важно! Рекомендуется доверить составление искового заявления профильному юристу. Если иск будет составлен с ошибками, это станет поводом для отказа в его рассмотрении. Драгоценное время будет упущено! Дело в том, что некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Если время упустить, их придётся оформлять заново.

Порядок узаконивания самовольных построек

Как узаконить самовольную постройку

Если здание возведено на собственном участке (право на землю должно быть подтверждено выпиской из ЕГРН), то существует упрощённый порядок легализации и оформления имущественного права. Необходимо предпринять следующее шаги:

  1. Заказать техплан на постройку. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату по месту нахождения собственного участка и оформляемого объекта. Кадастровый и технический инженеры осуществят выезд на место с целью проведения замеров и проведения сверки на соответствие с уже имеющимися данными.
  2. Сбор полного комплекта документов.
  3. Обращение в Росреестр любым удобным способом – через МФЦ или через Госуслуги. В первом случае, будут необходимы бумажные документы, во втором – электронная их версия.
  4. Оплата пошлины. Это можно сделать через терминал в МФЦ, через портал Госуслуги в режиме онлайн или в любом отделении банка.
  5. Сдача документов на проверку.
  6. Если вопросов не возникает, через 10 календарных дней право будет оформлено. Собственник сможет получить выписку из ЕГРН в ближайшем МФЦ.

Важно! Регистрирующий орган может и отказать в оформлении права. Тогда нужно получить письменный отказ, подготовить иск и подать все документы в суд.

Орган правосудия может признать отказ необоснованным и выдать судебный акт, разрешающий легализацию права. Но, изучив документы, суд может также признать правоту Росреестра и вынести определение о возникновении обязательства по сносу сооружения. Тогда собственнику нужно будет либо подавать на апелляцию в вышестоящую инстанцию, либо сносить постройку.

Документы для легализации самовольных построек

Для того чтобы оформить собственность на произвольную постройку, необходимо подготовить комплект документов. В него входит:

  • удостоверение личности. По российским законам, это паспорт. Но можно предъявить иные документы, которые также подходят под данную категорию;
  • уведомление о начале строительства. Так как самострой уже возведён, данная бумага не нужна, но согласовывать её придётся. Это будет делать специальная комиссия, которая посетит участок и проверит, чтобы возведённая постройка соответствовала указанным нормам;
  • уведомление об окончании строительства. После того как будет согласовано уведомление о начале строительства, нужно согласовать такой же документ об окончании работ. Порядок действий аналогичный;
  • документы о наличии вещного права на земельный участок;
  • техплан и экспликация.

Важно! Если есть собственность на участок, значит, он состоит на кадастровом учёте. Но это не означает, что ранее проводились межевые работы и границы земельного надела чётко разграничены. Необходимо удостовериться в проведении данной процедуры. Если её не было, рекомендуется её провести. В противном случае, могут возникнуть некоторые проблемы с легализацией самостроя.

Дачная амнистия

Эта программа была разработана на основании программы по приватизации жилых помещений. То есть, в течение определённого периода времени собственники дачных участков и земельных наделов под ИЖС могли оформить собственность на свои постройки в упрощённом порядке. По своей сути, это легализация самостроя.

Легализация дачного самостроя

В отличие от программы по приватизации жилья, дачная амнистия имеет свой срок действия. В частности:

  • воспользоваться возможностью оформить имущественное право на земельный участок по упрощённой схеме можно до марта 2021 года;
  • воспользоваться аналогичной возможностью для незаконной постройки на этом участке можно до марта 2021 года.

Продление произошло в марте 2020 года, когда депутаты вновь обсуждали возможность увеличения срока действия программы и перспективы поступления налоговых денежных средств в бюджет. Поэтому было решено продлить срок действия упрощённого порядка.

Важно! После получения выписки из ЕГРН о регистрации имущественного права на постройку, у собственника появляется возможность самостоятельного отчуждения права любым законным способом. Но не стоит забывать о возникновении обязанности по уплате подоходного налога после продажи и права на имущественный вычет.

Заключение

После легализации самостроя нужно будет платить налог на имущество. Если собственник имеет право на льготу, он может обратиться в налоговую службу с документами для её предоставления.

Как подать уведомление о планируемом строительстве частного дома

Обязательно ли уведомлять власти о намерении строиться, какой объект ИЖС допускается строить на частном земельном участке, где взять шаблон уведомления о предстоящем строительстве, какие документы нужны для одобрения застройки земли для ИЖС, какие причины отказа в строительстве жилого малоэтажного дома

Вопросы об уведомлении муниципалитета о строительстве дома:

Если раньше при строительстве индивидуального жилого дома необходимо было получить разрешение на строительство, то теперь согласно статье 51.1, Градостроительного кодекса перед началом строительства собственник или арендатор земельного участка обязан уведомить Администрацию о планируем строительстве.

Теперь же, если землевладелец намеревается строить на участке жилой коттедж или садовый дом – муниципальную администрацию полагается уведомить. Кстати, для новостроечно-садовой недвижимости схожий уведомительный порядок действует с весны 2019-го.

Расскажем, как правильно уведомлять администрацию населенного пункта о предстоящей закладке фундамента под индивидуальный коттедж.

Зачем собственнику уведомлять местные власти о планируемом строительстве

Возводить дом самовольно, без ведома муниципалитета, с последующим узакониванием постройки в судебном порядке – это возможно, но лишь если не будет нарушений параметров и обоснованных возражений от собственников недвижимости по соседству.

Тем не менее, норму уведомительного порядка строительства домов (жилых, садовых), установленную первой статьей закона за №340-ФЗ от 03.08.2018 г., никто не отменял. А значит собственнику земельного участка, намеревающемуся строиться и неуверенному в точной дате завершения постройки дома – в том плане, чтобы успеть до весны 2016-го – рациональнее будет документально закрепить факт уведомления, подготовив и направив в муниципальную администрацию соответствующий документ (об этом см. далее).



Какое частное жилье можно построить

На землях ИЖС допускается выстраивать отдельно стоящие здания жилого назначения, отвечающие основным условиям (п.39, ст.1 Градостроительного кодекса):

  • высота – до 20 м;
  • этажность – до 3 уровней (надземных).

Частная постройка ИЖС, включающая жилые и вспомогательные помещения, предназначена исключительно для удовлетворения бытовых и иных потребностей проживание граждан. Раздел на самостоятельные недвижимые объекты здания индивидуального жилстроительства не допускается. Условия проектирования и строительства коттеджа ИЖС должны соответствовать действующим правилам (к примеру, СП 30-102-99).

Как составить уведомление о планировании строительства

Содержание уведомительного документа, а также порядок обращения с ним определены Градостроительным кодексом (пп.1 п.1 ст. 51.1).

Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 19 сентября 2018 г. N 591/пр

Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

1. Сведения о застройщике

Сведения о физическом лице, в случае если застройщиком является физическое лицо:

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

Сведения о юридическом лице, в случае если застройщиком является юридическое лицо:

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

Идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо

2. Сведения о земельном участке

Кадастровый номер земельного участка (при наличии)

Адрес или описание местоположения земельного участка

Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы)

Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии)

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка

3. Сведения об объекте капитального строительства

Сведения о виде разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом)

Цель подачи уведомления (строительство или реконструкция)

Сведения о планируемых параметрах:

Количество надземных этажей

Сведения об отступах от границ земельного участка

Сведения о решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при наличии)

Сведения о типовом архитектурном решении объекта капитального строительства, в случае строительства или реконструкции такого объекта в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

4. Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке

В бланке формы уведомления о строительстве необходимо указать:

сведения о земельном участке (требуется ЕГРН-выписка);

сведения об объекте ИЖС, которое планируется выстроить;

план земельного участка с обозначением контуров планируемого дома***.

Важно: участок будущего жилстроительства должен иметь установленные границы, т.е. пройти межевание.



Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся

Адресатом уведомительного документа будет муниципальный орган власти, соответствующий территориальной принадлежности земельного участка. Достаточно созвониться с муниципалитетом и уточнить получателя. Заметим, что по многих муниципальных образованиях установлен определенный порядок обращения с уведомлением о строительстве, описываемый в постановлениях и нормативных документах местных властей.

    гражданский паспорт (копия). Если уведомление направляется по доверенности, необходима ее копия**;

кадастровый номер участка, принадлежащего собственнику-застройщику***;

подтверждение права собственности по земельному участку, либо договор на него (копии). Эти сведения потребуются, если по каким-либо причинам они отсутствуют в ЕГРН.

**При личной подаче строительного уведомления необходимы как копии, так и оригиналы названных здесь и далее документов.

***При потребности узнать кадастровый номер участка земли можно через сервис публичной кадастровой карты (его эл. адрес указан выше) – по адресу участка, либо указав его местонахождение на названной карте.

Подача уведомления выполняется через МФЦ, сайт госуслуг или нарочно, лично прибыв в отдел архитектуры местного муниципалитета.

Описанный выше порядок уведомления о намерении строиться на собственном участке отражает наиболее простую ситуацию – предназначение данной территории изначально под ИЖС или садоводство. Если же имеются ограничения, к примеру, охраняемая зона объекта культурного наследия или территориальная зона с особыми условиями, то потребуются дополнительные документы.

Подача уведомления по строительству бесплатна, но, чтобы не столкнуться с отказом, рациональнее показать документы риэлт-специалистам, специализирующимся на земельных участках и частной малоэтажной недвижимости.



Сколько ждать ответа администрации

Предварительная проверка сведений в присланном (поданном) уведомлении о строительстве занимает 3 дня (рабочих). Если данных недостаточно – часть сведений не указана или отсутствуют некоторые копии обязательных документов – уведомление с приложениями будет переслано заявителю с указанием причин возврата.

Причины возможного отказа в начале строительства

Также может поступить ответ с запретом строительства, начинающийся словами «Уведомление о несоответствии… (дальнейшее содержание названия схоже с положительным вариантом ответа). Отказать могут на следующих обоснованиях (п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса):

недопустимость возведения дома на данном участка из-за его иного целевого назначения (сельхозземля, земля промобъекта и т.п.);

отсутствие правообладания участком, застройка которого заявлена в уведомлении (очевидно, что на чужой земле строиться нельзя);

намерение строиться в историческом поселении, либо в охранной зоне при несоответствии облика будущего коттеджа существующим архитектурным объектам вокруг.

Следует подчеркнуть, что затягивать стройку на весь десятилетний срок или дольше, считая, что раз было позволено прежде, значит и после власти вновь разрешат строиться – это неправильно. К примеру, через пустующий участок собственника или вблизи него может возникнуть, скажем, линейный объект (газопровод или ЛЭП) с вновь организованной охранной зоной. Тогда не только построиться, но даже зарегистрировать завершенное жилье муниципалитет может не позволить.

На этот счет в Градостроительном кодексе имеется 14 пункт статьи 51.1, позволяющий подать строительное уведомление в отношении объекта ИЖС заново – в тот же орган, что и прежде. Следует помнить, что при изменении конфигурации и местоположения перспективного объекта строительства, важно соблюсти параметры пограничных отступов на земельном участке, действующих в данном регионе.

Если проигнорировать обязательность повторного уведомления властей об изменениях параметров будущего коттеджа, то завершив стройку, подготовив техплан здания при участии кадастрового инженера, а затем отправившись в орган власти для регистрации новостройки – возникнут проблемы, поскольку чиновники обязательно сличат контуры и географическое позиционирования фактического объекта ИЖС с первоначальными, указанными в уведомлении о намерении застроить участок.

Вопрос-ответ (1)

Добрый день! На земельный участок от Исполкома было получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта. После этого земля оформлено на другое физическое лицо. При этом требуется уведомлять Исполком о внесении изменений застройщика в уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства? Спасибо!

Весьма актуальное для многих разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда разбирал итоги судебных споров о праве самовольной постройки стать "законным" строением. Подобные судебные дела, как правило, очень сложны и болезненны. Кроме того, они длятся крайне долго и для хозяина "беспаспортных" хором могут обойтись дорого как в прямом, так и в переносном смыслах.

Верховный суд против признания собственности на самовольно построенный объект, если собственник земли возражает. Фото: Сергей Михеев

Верховный суд против признания собственности на самовольно построенный объект, если собственник земли возражает. Фото: Сергей Михеев

Наша история началась в судах Краснодарского края, а завершилась в столице, в Верховном суде. А учитывая, что самовольных строений разного размера и назначения у нас в стране достаточно, подобное разъяснение судей высшей квалификации может оказаться очень полезным немалому числу граждан.

Фото: iStock

История началась давно - в конце 90-х годов. Тогда местная администрация сдала в аренду участок земли для использования под торговый павильон. Но была важная оговорка - павильон должен был быть не капитальным строением. С годами арендаторы менялись, пока очередной арендатор не решил, что хочет-таки иметь капитальное строение. Он построил железобетонный фундамент, возвел кирпичные стены и отправился в суд, чтобы признать за собой право собственности на объект. Краевой суд не увидел в этом ничего противозаконного и требование удовлетворил. А вот Верховный суд с таким решением не согласился и заявил, что надо учитывать волю собственника.

А теперь подробности спора. Администрация в 1996 году сдала некой местной фирме участок на пять лет. В документах было сказано: "Для установки и эксплуатации торгового павильона". Палатку построили, а аренду продлили.

В 2003 году земля досталась некоему гражданину в аренду от администрации на три года "для размещения торгового павильона из облегченных конструкций". Но гражданин реконструировал объект: сделал фундамент из железобетонной плиты и поставил кирпичные стены. Новый арендатор в итоге пришел к выводу, что его, теперь уже капитальный, павильон стал недвижимостью. А раз так, то он попросил через суд признать на это строение право собственности.

Сначала эту просьбу рассматривал Прикубанский районный суд Краснодара. Суд отказал гражданину в удовлетворении иска. В своем решении районный суд указал, что земельный участок предоставлен истцу на три года для "временного размещения торгового павильона из облегченных конструкций". Никакой положенной в таких случаях разрешительной документации на капитальное строительство у истца нет. Да и собственником земельного участка он не является.

По мнению суда, это капитальное строение - это самая настоящая самовольная постройка, возведенная без соответствующего разрешения. В итоге райсуд в своем решении записал, что гражданин нарушил законные права и интересы собственника земельного участка - муниципального образования Краснодара.

Обиженный хозяин павильона пошел оспаривать решение. И это у него получилось. Краснодарский краевой суд отменил вынесенное решение и принял новое решение. А именно - удовлетворил исковые требования. В своем решении краевой суд заявил дословно следующее: на основании договора купли-продажи торгового павильона истец стал его собственником, произвел реконструкцию, после которой павильон стал обладать "признаками недвижимости".

Таким решением уже возмутилась администрация муниципального образования города Краснодара. И она обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд. Там жалобы рассмотрели и заявили, что лицо, которое возвело самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться. Верховный суд напомнил коллегам про другую статью Гражданского кодекса, которая больше подходит для этого случая, - статья 222.

А в этой статье сказано, что если участок берется в аренду для возведения временных строений либо легко возводимых конструкций, то нет оснований признать право собственности на "фактически возведенное строение капитального типа". Заключая договор аренды, собственник должен определенно выразить свою волю для возведения строений конкретного типа.

По мнению Верховного суда РФ, при рассмотрении вопроса о признании права собственности на самовольно возведенный объект особое значение имеет воля собственника земельного участка. Наш герой получил землю в аренду для временного размещения торгового павильона из облегченных конструкций. Без права капитального строительства и без соответствующего разрешенного использования. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество признается только в том случае, если соблюдены все нормы законов при его создании. Следовательно, о самовольной постройке речь уже не идет. Поэтому Верховный суд РФ отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ >>>

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Использование самовольной постройки не допускается.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

Решения, предусмотренные п. 4 ст. 222, не могут быть приняты в случаях, предусмотренных федеральными законами от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения абз. 6 п. 4 ст. 222 применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 01.01.2019 соответственно на дачных и садовых земельных участках (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

ЛПХ в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4).

Таким образом, постройки, которые можно возводить на земельном участке под ЛПХ в границах населенного пункта, определяются местным градостроительным регламентом и правилами застройки и землепользования. Как правило, это: жилой дом; хозяйственные (подсобные, бытовые) помещения; некапитальные строения.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества позволяет оформить права на: земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительств; объекты недвижимости, построенные на таких земельных участках - это объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома) и другие объекты недвижимости (хозяйственные постройки, например, бани, сараи). В связи с чем, на земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства возможно зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости (хозяйственные постройки) в упрощенном порядке.

Для этого в территориальное отделение Росреестра нужно представить следующие документы:

заявление на государственную регистрацию прав;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества;

технический план строения, который должен быть заказан у кадастрового инженера.

квитанция об оплате государственной пошлины.

Граждане, арендуя земельные участки (ЛПХ), имеют возможность в дальнейшем оформить указанные наделы в собственность.

В соответствии с пунктом 36 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

По смыслу указанных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для возложения на орган местного самоуправления обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка (ЛПХ) является существование спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Из общего смысла вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что гражданин, владеющий земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только если земельный участок определен как объект земельных отношений, используется по назначению земельного участка и в собственности на указанном земельном участке находится строение, которое подпадает под характеристики объекта недвижимого имущества.

Неотъемлемым признаком здания, сооружения в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, без соразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.

Поэтому при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Читайте также: