Как стали называться бывшие монастырские крестьяне после секуляризации церковных имуществ в 1764 г

Обновлено: 09.05.2024

На первых порах Екатерина II не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно. Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра Ш должен был Павел или Иван Антонович.

Уже 22 сентября 1762 г. Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона. В 1764 г. молодой офицер В.Я. Мирович предпринял попытку освободить из Шлиссельбургской крепости заключенного там Ивана Антоновича. В соответствии с инструкцией караул убил Ивана Антоновича. ВЛ. Мирович был арестован и казнен.

Екатерина П придавала огромную роль законодательству. Она писала, что законы создаются "для воспитания граждан", что "каждое государственное место имеет свои законы и пределы". По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Наиболее активной она была в первые годы своего правления, издавая в среднем по 22 законодательных акта в месяц. Уже в манифесте после вступления на престол Екатерина П недвусмысленно заявила:

"Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать".

Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице.

В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Последний гетман К.Г. Разумовский был отправлен в отставку, его место занял генерал-губернатор. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром Ш. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими бьша создана Коллегия экономии.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.

Уложенная комиссия. Преследуя цель установить "тишину и спокойствие" в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина П созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего "Соборного уложения" 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%).

Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, "дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа". В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила "Наказ" теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. "Наказ" Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти три четверти текста "Наказа"составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и "Наказ", таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимостьсильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.

"Наказ" исходил из положения о том, что верховная власть "сотворена для народа" и действует "к получению самого большего от всех добра". Верховная власть, по мнению Екатерины II, может быть только самодержавной. Она объясняла это принадлежностью русского народа к числу европейских, обширностью территории и рассуждением, что "лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим".

Целью самодержавия Екатерина II объявила благо всех подданных. Таком образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами' для дворян свои установления, для крепостных — свои. Нужно было издать такие законы, чтобы они, "с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти". Екатерина П считала, что законы, как уже говорилось выше, создаются для воспитания граждан. Только суд может признать человека виновным, утверждалось в "Наказе". Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул "Великой, премудрой матери Отечества", что означало окончательное признание Екатерины П русским дворянством. Неожиданно для Екатерины и ее приближенных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А. Маслов выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, А. Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалованье помещику. Это фактически означало бы освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказался за четкую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов выступало с зашитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.

Работа Комиссии, продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, "нарушения мира и тишины" она была распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового уложения. Созданные наряду с Большим общим собранием частные комиссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины II.

Из выступлений и наказов депутатов Екатерина II смогла составить довольно ясное представление о позициях различных групп населения страны. "Наказ" Екатерины П и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную практику императрицы. Идеи "Наказа" можно проследить и в "Учреждении о губерниях", и в ""Жалованных грамотах" дворянству и городам, принятых после подавления Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева.

Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях России второй половины XVIII в. Екатерина П сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на тогдашний уровень знаний о природе и обществе.

Реформаторская деятельность Екатерины Великой затронула и церкви. По ее Указу, принятому в 1764 году, недвижимое имущество Синода перешло к Коллегии экономии.

Секуляризация церковных земель

Секуляризация церковных земель являлась частью реформаторской политики Екатерины II в отношении клира. Новый указ от 1764 года предусматривал регулирование имущественно-правового положения церкви в Российской империи. Все преобразования были связаны с налоговыми вопросами.

Причины и цели реформы

Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир

Последствия секуляризации и ее проблемы

Деление по классам на долгие годы определило имущественное положение клерикальных организаций. Кроме того, явление дотационных и не дотационных структур на корню перечеркивало смысл всех монастырских уставов.

Содержание монастырей первого ранга более чем в два раза превышало содержание третьеразрядников. На женские монастыри априори выделялись меньшие суммы, нежели на мужские.

На деле государство просто кормило клерикальное сословие, не заботясь о физическом состоянии недвижимого имущества. Связь с проведенными преобразованиями была очевидна. Монастыри ветшали, а их служители беднели, что увеличило число попрошаек в городах.

Результаты реализации документа имели не только положительное значение. Главная цель была достигнута. Безусловно, проблема пополнения бюджета решилась. Однако были порождены новые социальные и культурные вопросы.

В 1764 году императрица Екатерина II объявила о секуляризации монастырских земель – переходе их в государственную собственность.

Действие манифеста распространялось и на крепостных крестьян, которые также должны были быть переданы в пользу казны. Во владении монастырей остались лишь небольшие сады-огороды, а всем остальным имуществом отныне заведовала Коллегия экономии синодального правления.

Высочайший Манифест от 29 февраля 1764 г.

Божию милостию МЫ, ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, Императрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всенародно Прадед НАШ, блаженныя и вечнодостойныя памяти государь царь и великий князь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, в 1649 году, учреждая правосудие в подданном своем наро-де, усмотрел количество имений духовных, не по намерению подателей употребляемое, помышлять начал о распоряжении оных и обращении на действительныя дела Церкви Христовой; но преемник его, НАШ вселюбезный ДЕД Император ПЕТР Великий с первых лет своего царствования то самое делом произвел. Сей высоких дарований государь в 1701 году генваря 31 дня обращать начал указом своим все имения недвижимыя духовныя на истинную пользу душеспасительную ж, для которой благочестивые податели награждали церковь Божию в империи НАШЕЙ. Он повелел графу Мусину-Пушкину взять оныя под свое ведение, и разпорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание олтарю служащим, а остатки по-святить определил на учреждение училищ духовных, на пропитание Отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим. Но чтобы удобнее желаемого конца достигнуть, в 1720 году составил он Духовный регламент, и все сии спасительныя дела предал в исполнение тем же властям духовным под правлением учрежденнаго тогда Синода. В 1724 году генваря 20 дня повелел он описать, сколько за осьмигривенным подушным окладом останется из духовных вотчин во всем государстве хлеба для содержания нищих, сирот и монахов, им служащих, такожде службу Божию и на училища; а по том генваря 22 дня учредил Камер-коллегию для всех с имений духовных сборов, полагая статы на епархии и монастыри, на соборы и прочил церковный места, а остатки употребить на госпитали.

Почему у Синода с Сенатом были тогда разсуждения, и определено того же 1724 года Монастырский приказ переименовать Камер-конторою с принадлежащим к ней учреждением; но не судил Бог сего столь богоугодного дела довершать великаго духа монарху, а кончиною его осталося все оное без исполнения. В следствие чего бабка НАША, блаженныя памяти государыня Императрица ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, 1726 года июля 12 дня и сентября 26 повелела быть Коллегии экономии синодального правления, и в первом указе все дела духовныя Всероссийской Церкви оному препоручила; а земския и экономию всех церковных деревень в правление отдала той Коллегии единственное. То самое подкрепляемо было повторяемыми указами при покойной Императрице АННЕ ИОАННОВНЕ в 1736 и 1738 годах, доколе Синод при Вселюбезнейшей НАШЕЙ тетке, в Бозе почивающей Императрице ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ, сам испросил ту Коллегию экономии в 1744 году отставить, а своим надзиранием обязался размножать экономию и употреблять доходы с вотчин духовных по намерению родителя ЕЯ. Но не достигши и чрез то до совершения, понудило ея величество в 1757 году сентября 30 дня, присутствуя в Конференции, объявить, что монастыри, не имея власти употреблять доходы церковные инако, как на положенные законами родителя ея расходы, суетное себе делают затруднение управлением деревень, а иногда и налогами, от чего и крестьяне их приходят в ослушание, и по тому начала было в том родителя своего делать разпорядки; однако ж блаженная и ея кончина достигнуть того не допустила.

Таковое было действие и старание о разпоряжении на дела богоугодныя имений духовных от времени государя Императора ПЕТРА Великаго через шестьдесят и три года в Бозе почивающих бывших до НАС монархов: но для чего оное конца своего не достигло, о том МЫ не изследываем, а осталося НАМ, как видим, судьбами Божиими, приняв скипетр в Империи НАШЕЙ перво всего утвердить в народе те дела спасительныя Церкви НАШЕЙ православной, о которых столь много прежде было помышляемо. МЫ, в воздаяние Божияго к НАМ благословления, одно то положили на сердце, чтоб общее народа НАШЕГО благо, НАШИМ собственным благополучием почитаем и для того, приемля первое всего за основание к тому дела душеспасительныя Церкви НАШЕЙ православной, определили труд, предпринятый НАШИМИ предками, по истинному и богоугодному их намерению к концу привести. Ревность НАША к Богу и вере НАШЕЙ православной первым подвигом были дело сие с поспешением начинать, дабы МЫ не явилися безответны пред Его судом, да не возмнит же кто, яко бы желание НАШЕ было достояние благочестивых подателей, церквам единожды посвященное, обратить на какое-либо употребление, свету и его суете служащее. Но кто может столь не разумен и дерзновен пред Богом явится, чтоб благолепие церковное, поучение народа, нищим призрение, в старости, ранах и болезнях послужившим за веру и Отечество содержание не принимал за те добродетели, к которым НАС прямая вера Христова поучает? И не МЫ ли, самодержавную власть от Бога приявши над многими народами, паче всех земных о том помышлять должны? Сии и прочия к тому служащия размышления верою и законом, а к кому и собственною НАШЕЮ любовию к исполнению должности НАШЕЙ в сердце НАШЕМ питаемыя, понудили НАС дар Божий по завету Его обратить на сии богоугодныя дела, и составляющее не малую часть доходов государственных, а некоторыми властями безпорядочно иногда управляемое привести в такой порядок, о котором предки НАШИ чрез шестьдесят лет и больше трудилися, но не окончали.

Для сих причин в прошлом 1762 году ноября 29 числа учредили МЫ при Дворе НАШЕМ Духовную коммиссию, состоящую их трех духовных персон и из пяти светских, которой повелели быть под НАШИМ единственным ведением, снабдив оную довольною от НАС инструкциею, за НАШИМ собственноручным подписанием, и помощию сего департамента под НАШИМИ часто даваемыми резолюциями и повелениями по многим той Коммиссии докладам, достигли МЫ совершить следующее:

1. Понеже в камер-коллежской ведомости по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян девять сот десять тысяч восемь сот шестьдесят шесть душ, и управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнанием прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное; сверьх же того многия епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то МЫ, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление. А яко Коммиссия за сходственное и удобное крестьянам без отягощения их нашла и о том НАМ свое мнение представила, чтоб на каждую душу вместо всех архиерейских и монастырских пашенных и сенокосных работ и всякаго рода хлебных и других окладов положить оброку денежнаго по полтора рубли с души, то МЫ, оное коммисское представление утвердя, повелели по тому окладу и начать собирать с сего 1764 года генваря с 1 числа; а вместо того

2. Все архиерейские домы и мужеские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса, на которые, так, как и на вотчинные и ружные соборы и церкви сделали особенные статы, и в них имянно означили, сколько домов архиерейских и мужеских и девичьих монастырей в тех классах по древним ное довольствие, где дали пристойное пропитание и чужестранным духовным, которые за православие или изгнаны от других иноверных, или по неимуществу в отечестве их пропитания, в НАШЕЙ империи убежища по единоверию себе ищут; а напоследок и стат жалованью Святейшаго Синода и его в Москве Конторе из тех же в Коллегию доходов определили, так, как и дом Патриарший Синодальный удовольствовали.

За таковыми знатными расходами, единственно к славе, имени Божия служащими, оставалось НАМ самое важное устроить, о чем предки НАШИ в Бозе почивающие монархи, столь долговременно паче всего трудилися, а именно: дабы часть доходов определить от тех имений, которыми боголюбивые податели церкви Божия наградили больным, престарелым, дряхлым и за веру и любовь по ревности к отечеству, в тяжелой воинской, морской и сухопутной службе, раны понесшим. Сами пастыри духовные в церкви поучают, сколь великая есть жертва Богу разумевать на нища и убога и ведать скорбь их и болезни, а паче от службы без пропитания изнемогших и оставшихся, и коликаго вечнаго воздаяния от Бога каждый християнин надеяться за призрение таковых должен; коль-ми паче МЫ, принявши от небесныя силы бремя правительства всех НАШИХ народов, к устроению таких дел одолжаемся, и не церковь ли сама, питая нищих и болящих, сей дар в снедь им принести от избытков своих долженствует? Для того МЫ знатную годовую сумму от той же Коллегии экономии определили на пенсии верно и долговременно служившим и без пропитания оставшимся офицерам, на инвалидов, на госпитали, богадельни и на многия по смерть временныя дачи, такожде вдовам и сиротам. И всего более двух сот пятидесяти тысяч рублей в год к тому назначали, так, как-то особливо в росписаниях находится НАМИ, конфирмованных. Но для твердаго и непоколебимаго порядка и самой Коллегии экономии в Москве и к ея Конторе в Санкт-Петербурге определили МЫ стат с довольным каждому в оных чину и служителю содержанием из тех же доходов. При окончании же всех сих богоугодных дел, когда МЫ с крайним НАШИМ прилежанием все то раз-сматривали, что Коммиссия духовная, по повелению НАШЕМУ росписав, НАМ всеподданнейше представляла, ревность НАША к Церкве православной побудила НАС сверьх всего, что МЫ в оном росписании нашли, исправили и высочайше уже конфирмовали, прибавить еще подаяния повсягоднаго епархиям, монастырям, соборам и церквам ружным, а притом и инвалидам от собственнаго сердца НАШАГО движения и усердия к Церкве святей до сорока тысяч рублей на раздел, которую сумму и повелели МЫ из Коллегии отпускать повсягодно по приложенному при сем особливому росписанию во все места. И дабы всем НАШИМ верноподданным известно было подробное всему вышеписанному объяснение, то МЫ все то, что утвердили, при сем напечатать и публиковать во всем государстве Сенату НАШЕМУ указали. Сим образом богоугодныя дела, о которых предки НАШИ столь долговременно трудилися, делом самим, МЫ совершили, и тем Богу послужили. Не НАМ, но имени Его буди Слава.

Дан в Санкт-Петербурге февраля 26 дня 1764 года.
Подлинный подписан собственною ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:
ЕКАТЕРИНА
Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате февраля 29 дня 1764 года


Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность


Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Предыстория и причины реформы

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Церковная реформа Екатерины II 490 руб.
  • Реферат Церковная реформа Екатерины II 250 руб.
  • Контрольная работа Церковная реформа Екатерины II 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

секуляризация церковных земель при екатерине 2

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Основные положения указа:

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

дата

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

дата

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир


Рис. 2 Несогласный клир

Церковный раскол и секуляризация православия – В.Ю. Инговатов

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон


Машков И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

В первом ряду таких центральных задач сегодняшнего времени стоит анализ проблем церковного раскола XVII в. Тема эта важна для понимания места и роли православия в нынешней России, потому что без осмысления культурных истоков современному христианству невозможно ответить на насущные вопросы человеческого существования. Процесс обмирщения церкви и православия в целом самым серьезным образом изменил расстановку сил и взаимовлияния религии и общественного организма. Причем этот процесс был во многом подготовлен насильственным характером реформы и спровоцированным ею расколом. В такой ситуации проблема сохранения христианской традиции в нашей культуре становится тесно связанной со способностью православия преодолеть свой собственный духовный разлад во имя спасения самой России.

Под термином «секуляризация

Путь к царству Христову оказался для раскола сознательным выбором. Он был как бы реализацией огромного потенциала внутренней духовной свободы. История, по сути, не оставила сторонникам старого обряда другого пути: либо принять никоновскую реформу, но погубить навечно свою душу, либо, веруя в истину Христову, идти за нее на любые испытания. Такой выбор всегда бывает предельным для человеческого духа. Но именно он наполняет жизнь истинным религиозным смыслом. В этом отношении старообрядчество было объективно поставлено Провидением на пути обмирщения православия.

В нашей культуре раскол выглядит особенным, ни с чем несравнимым явлением. По своим масштабам и по уровню мистического чувствования разлада с окружающим обществом раскол стал трагическим провозвестником гибели непорочного религиозного идеала во всем Третьем Риме — Московском государстве. Совращенный антихристом мир теряет свою благодатность. Поэтому церковная реформа в том виде, в каком ее начал Никон, в глазах приверженцев древлего благочестия вообще была знаменем конца сотворенного мира. А значит, и смысла бытийствования в нем. Здесь находят корни религиозного отвращения перед скверной падшести и власти светской, и власти духовной.

Искренне стремившийся к осуществлению теократического проекта, пусть и понимаемого им по-своему, В.С. Соловьев как-то напишет, что с русского раскола в России начинается закат нравственного авторитета духовенства

В самом деле, религиозное чувство русского верующего человека оставалось чистым и незамутненным в различных исторических и житейских коллизиях, пока он мог припадать к духовному источнику Истины Христовой. Древлеправославный уклад религиозного бытия помогал христианину преодолеть любые испытания. Вот, например, несмотря на ужасные притеснения народа Иваном Грозным широкие его массы оставались спокойны. И не безропотно, но несли нелегкое бремя царских кровавых забав. А при Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, народ вдруг ощутил непереносимость жизни своей и ударился в бега. И не только — история раскола полна примеров и массовых самосожжений. Что же такое должно было случиться, чтобы настоящее смятение охватило огромные группы людей? Очевидно, что причина здесь скрыта не в индивидуальных особенностях характеров самодержцев. Царь может быть беспощаден, может быть лют, зато Бог милосерден. Но как существовать в мире, когда на место правды возвели кривду, а веру предков предали анафеме и объявили еретической?

На международной церковно-научной конференции в Москве в 1987 г. было обнародовано мнение Н.Ф. Каптерева

о геополитической подоплеке церковной реформы. Речь идет о том, что в русском царствующем доме созрело желание наследовать константинопольский престол. Вообще после падения Византии мысль эта неоднократно обсуждалась на Руси. Были и открытые призывы к походу на Царьград для освобождения христианских святынь. Подобное обращение еще за 150 лет до реформы было высказано Максимом Греком. Об этом сообщает например, Н.И. Костомаров. Следовательно, предположение Н.Ф. Каптерева означает, помимо прочего, и то, что Никон не был автором проводимой им реформы. То есть, выполняя социальный заказ, объективно служил целям секуляризации православной церкви, поскольку во имя эвентуальных политических дивидендов для царской власти пошел на исправление богослужебных книг не во имя чистоты православного обряда, а ради унификации русских и греческих текстов за счет первых. И проблема не в том, что это не уменьшило опечаток и нелепостей в текстах, а в том, что исправления проводились по книгам хоть и греческим, но уже исправленным по венецианским и германским изданиям. Остается лишь констатировать: обвинения в латинстве авторов и зачинателей реформы были отнюдь не беспочвенными.

Церковный раскол семнадцатого века действительно стал переломным для последующей судьбы православия в России. По существу, от этого исторического события можно вести отсчет духовного излома русского народа. Все наше послереформенное историческое движение не смогло избавиться от родимых пятен религиозной стратификации нашего общества. Ликвидация раскола возможна теперь, однако, не как простое возвращение к дореформенным служебным книгам и обрядам. Невозможно ее осуществить и в рамках экуменического движения. Перед Православием стоит гораздо более трудная и сложная задача: в условиях постмодернистской безрелигиозной культуры найти ответы на духовные запросы времени. Опыт старообрядчества есть опыт поиска смысла в утверждении истинной веры в ситуации предельного выбора между бытием и небытием. В этом отношении современная эпоха не просто должна его востребовать, но и сделать своим внутренним опытом.

Автор: Владимир Юрьевич Инговатов, д-р филос. наук

Источник: Старообрядчество. История и культура. Сб. науч. трудов. Выпуск 1. Под ред. Дементьевой Л.С., Старцева А.В., Старухина Н.А. Барнаул, 1999, с.111-115.

Читайте также: