Как собственность влияет на социальную мобильность

Обновлено: 16.05.2024

Причины, позволяющие индивидам перемещаться называются факторами социальной мобильности. К ним относятся:

· уровень полученного образования;

· социальный статус семьи;

· система общественного устройства;

· физические и умственные способности;

· уровень рождаемости местности;

Изучим факторы подробнее. В качестве доминантного фактора социальной мобильности выделяется социально-экономический, который становится базовым в России при укреплении роли собственности и предпринимательства. Богатство стало общепринятым критерием успеха, состоянием защищенности и возможности продвижения в более высшие страты.

Социальная мобильность населения является важным аспектом социально-экономической жизни в любом обществе. Мобильность детерминируется необходимостью индивидов адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, а общество, как системный фактор, должно создавать благоприятные условия для успешной реализации этого мотива. Учитывая, что все в социальной жизни общества обуславливается стремлениями и действиями человека, основным аспектом для перемещения является личностная детерминанта. Но, она не всегла проявляется, в связи с личной природой индивида, либо ее подавляют социальные и экономические факторы. При этом к социальным факторам относятся: демографические и миграционные процессы, поселенческая и отраслевая структура общества, ситуация в системе образования. К экономическому фактору относятся состояние на рынке труда, социально-экономическое положение. Экономический фактор вызывает вынужденную социальную мобильность, ограничивая индивидуальную, т.к. индивиды вынуждены отвечать социально-экономическим требованиям на данный период времени. Вынужденная мобильность может быть не только негативной. В том случае, если результат перемещений индивида отвечает его представлениям о счастье и приносит удовлетворение, то мобильность обретает положительный характер. Следует заметить, что тенденция развития современного общества способствует переходу от вынужденной мобильности к формам свободным, т.е. к увеличению приоритета индивидуальной социальной мобильности. Это происходит посредством повышения уровня производительности труда, высочайшего научно-технического и информационного оснащения всей производственной и социокультурной жизни.

Для экономического фактора велика роль образования, которое выступает отдельным, не менее важным фактором перемещений. Во-первых, образование необходимо в условиях перехода конкуренции из области финансовой, производственной и военно-технических ресурсов в информационную сферу. Во-вторых, с одной стороны, поможет в процессе социализации усвоить больше положительного опыта, а с другой стороны позволит сформировать новые корпоративные ценности для возникающих социальных слоев.

Развитие в нашем обществе передовых технологий способствует появлению новых профессии, для которых необходима высокая подготовка и квалификация, и которые в большинстве своем являются высокооплачиваемыми и престижными. Здесь сочетаются добровольная мобильность индивидов, которые стремятся достичь большего, и вынужденная, обусловленная необходимостью повышения квалификации и переподготовки.

Отсюда можно сделать вывод, что полученное образование, и выработанный стиль жизни, также профессиональный статус и доход от него позволят индивиду занимать высшие страты.

Таким образом, в российском обществе все пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (богатство) при резком снижении значимости других критериев дифференциации, которые перестают играть уравновешивающую роль.

К социальным факторам социальной мобильности относятся предписанные возможности индивидов (исторический тип стратификации, социальный статус семьи к которой принадлежит индивид, тип общества). Доступность путей социальной мобильности для индивида зависит от его стартовых возможностей, которые предоставляет ему семья, и от структуры общности в которой он живет.

Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми. Если в обществе большинство статусов являются предписанными, то рамки перемещений суживаются. В открытых обществах ценятся индивидуальные социальные успехи и достигнутый статус. В этих обществах возможности для социальной мобильности велики.

В сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха. То же происходит и в закрытом обществе. Например, в СССР люди, на заводах, фабриках, работая по времени, получали зарплату не зависимо от того сколько они производят, больше или меньше, лучше или хуже – вознаграждение одинаковое. Нет стимула, нет веры в себя. И наоборот, социологами наблюдается закономерность, чем больше возможностей для продвижения вверх, тем больше люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем больше пытаются достигать высот, продвигаться, то есть тем выше уровень социальной мобильности в обществе.

Итак, как семья влияет на социальную мобильность. Существуют разные способы от выгодных браков, до финансовой помощи, позволяющие продвигаться в более высокие страты.

Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был бракобедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида.

Итак, факторов формирования социальной мобильности много и они различны. Наиболее важными является экономический и фактор социальной позиции семьи.


Социальный лифт — это не просто метафора, на нем правда можно ездить вверх и вниз. В статье расскажем, какие бывают социальные лифты и в чем преимущество каждого.

О чем эта статья:

8 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм общества или социальный институт, с помощью которого человек может изменить свой социальный статус.

Другими словами, социальный лифт — это:

  • способ, который поможет занять более престижную должность или статус (повышение на работе);
  • причина, по которой человек теряет свои позиции в обществе (перевод на более низкую должность).

Основные функции социальных лифтов:

  • концентрация в элите самых квалифицированных и опытных представителей социума;
  • пополнение элиты из числа представителей более низких социальных сословий;
  • превращение мировоззренческих установок высших слоев населения в общественную ценность, которую одобряют все члены социума.

Понятие социального лифта напрямую связано с понятием социальной мобильности.

Социальная мобильность — это изменение благосостояния и должности отдельных лиц или семей. Ее также можно использовать для оценки изменения состояния здоровья, уровня образования или других критериев между группами (классы, этнические группы, страны).

Понятие социального лифта в научный обиход ввел Питирим Сорокин. Он считал, что человеку для быстрого изменения своего статуса нужно найти удобный канал мобильности, то есть подходящий социальный лифт.

  • армия;
  • церковь;
  • образование;
  • семья (брак);
  • бизнес (собственность);
  • госслужба;
  • спорт;
  • политика;
  • искусство.

Горизонтальная мобильность предусматривает переход между группами без изменения социального статуса. Например, преподаватель уходит работать в другую школу, но остается на аналогичной должности.

Вертикальная мобильность — это повышение или понижение социального статуса. Например, тот же учитель может занять должность директора, тем самым повысив свой статус.

Основная цель социальных лифтов — перераспределение социального статуса человека в соответствии с его личными достижениями и/или профессиональными успехами.

Социальный лифт — это один из критериев гармонично развивающегося общества.

Виды социальных лифтов

Большой плюс современного общества заключается в том, что и отдельно взятый человек и целые группы людей могут свободно менять свои социальные статусы вне зависимости от их стартового положения (образование, карьера, родственные связи).

По мнению Питирима Сорокина, есть три социальных лифта — армия, семья и церковь. Рассмотрим каждый по отдельности.

Армия

В армии можно дослужиться с рядового до генерала — при усердии и определенном трудолюбии. А при призыве на службу не учитывается положение в обществе, доходы и прочие характеристики. Учитывается только пожелание по поводу выбора войск с учетом навыков и умений, которые имеются у призывника, а также его физическая подготовленность. Таким образом, служба в армии — отличная возможность изменить свой социальный статус.

Семья

Семья и брак — еще один пример социального лифта. Практическая реализация социального лифта возможна только тогда, когда у супругов разный социальный статус. Большинство русской и зарубежной литературы, от сказок до романов, нередко рисуют картину, где в брак вступают люди разных социальных статусов. Для одного из супругов с более низким статусом это восходящее продвижение.

Иногда брак приводит к понижению социального статуса. Несколько столетий назад брак с представителем низшего слоя общества приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение.

Церковь

Церковь — самый востребованный социальный лифт в средние века, когда решения Папы Римского оказывали большое влияние на жизнь всей Европы. Он решал вопросы с назначением первых лиц страны, организовывал походы против отступников, даровал простым людям прощение за совершенные грехи, его влияние не было ограничено никакими рамками.

Согласно религиозным канонам, католические священники не могли создавать семьи и заводить детей, что исключало вероятность формирования потомственной олигархии, в таких условиях ускорялась вертикальная мобильность.

В современном мире есть и другие виды социальных лифтов. Рассмотрим некоторые их них: образование, политические партии, искусство, интернет.

Образование

Образование в современном обществе — самый доступный социальный лифт, который способен обеспечить вертикальное восхождение человека от низкого к более высокому социальному статусу. Однако стоит знать, что диплом о высшем образовании не является гарантией успеха.

Политические партии

Политические партии ориентируются на продвижение перспективных специалистов, что позволяет обеспечить сменяемость кадров и поддерживать конкуренцию между политическими деятелями. Поэтому политическая партия как социальный институт может продвинуть человека от политического деятеля местного уровня до федерального руководителя. Обязательным условием является наличие у деятеля необходимых навыков и личностных качеств.

Искусство

Искусство — нестандартный социальный лифт из-за требований к врожденным особенностям и талантам человека. Поэтому пользоваться им может небольшой круг людей. Однако работа этого социального лифта сильно зависит от среды. Например, в настоящий момент рынок искусства во всех его проявлениях (литература, музыка, кинематограф) кажется перенасыщенным. В этой ситуации вероятность продвижения по социальной лестнице по линии искусства не так высока, как может показаться.

Интернет

Развитие современных технологий, появление интернета, популярность социальных сетей, переход бизнеса в онлайн-пространство — эти факторы оказали большое влияние на становление нового цифрового социального лифта. Для отдельных категорий пользователей интернет стал площадкой, с помощью которой они получили возможность продвинуть себя или свои услуги без привлечения третьих сторон.

В современном обществе в большей или меньшей степени функционируют все перечисленные социальные лифты. Однако часть из них приобрела большее влияние, другая — утратила позиции по сравнению с прошлым.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Примеры социальных лифтов

Известные личности, которые повысили свое положение в обществе благодаря социальным лифтам:

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ.

Объект исследования – социальная мобильность.

Цель работы – выявить основные факторы формирования социальной мобильности.

Методы исследования: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование.

В процессе работы были изучены первоисточники, рассмотрено общественное мнение, проанализированы исследования социальной мобильности, в результате чего было выявлено, что доминирующими факторами социальной мобильности являются экономические факторы. А наиболее значимым фактором для восходящей социальной мобильности выступает образование.

Новизна курсовой работы: проведенные ранее исследования подвергаются вторичному рассмотрению и анализу.

Практическая значимость. Проблема социальной мобильности и факторов ее формирования весьма актуальна в современном обществе, т.к. происходят постоянные процессы перемещения. Результаты данного исследования могут послужить для краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения в социальной структуре общества.

1 Понятие, виды и факторы социальной мобильности …………….

1.1 Определение понятия социальная мобильность, виды социальной мобильности..…………………………………………….

1.2 Факторы формирования социальной мобильности….……….

2 Исследование факторов социальной мобильности………………

2.1 Экономический и поселенческий факторы………………….

2.2 Условия достижения успеха……..…………………………….

Список использованных источников ……………………………….. Приложение А “Условия, важные и очень важные для того, чтобы добиться благополучного положения в жизни”…………………….

Актуальность выбранной темы заключается в том, что социальная мобильность в каждом развитом, современном, демократическом обществе составляет неотъемлемую часть культуры.

Важное значение имеет размер города, региональная специфика и т.д., и то, как процесс социальной мобильности протекает в этих условиях. Необходимо, также, выделить сходство и различие в разных типах территориальных поселений.

Уникальность современной ситуации заключается в том, что процессы социальной мобильности в России обладают некими чертами, которые присущи только российской действительности.

Исследование современных тенденций мобильности представляется сложным. Во-первых, официальная, государственная статистика не располагает достаточными данными по социальной динамике населения, во-вторых, речь идет о социальных процессах в трансформирующемся обществе. Важность социологического изучения этой проблемы на конкретно - историческом материале социальной реальности определяется необходимостью восполнить недостаток социальной информации о процессах социальной мобильности населения в городе, что поможет определить вектор их движения.

Объект исследования – социальная мобильность.

Предметом исследования являются факторы, формирующие социальную мобильность.

Цель исследования заключается в выявлении и рассмотрении факторов социальной мобильности, как необходимого критерия развития российского общества.

Чтобы достичь поставленную цель необходимо определить задачи :

‒ дать определение понятию социальная мобильность;

‒ рассмотреть виды социальной мобильности;

‒ выявить факторы формирования социальной мобильности.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общие гипотезы исследования :

1. Преобладающим фактором социальной мобильности выступает экономический фактор.

2. Социальная мобильность по образовательному мотиву наиболее интенсивна в группе лиц с высшим и средним образованием.

3. Важными факторами социальной мобильности являются предписанные возможности индивида.

Теоретическая основа работы базируется на концепции социальной мобильности и стратификации П.Сорокина, работах М. Вебера, Ю. Г. Волкова, В. Н. Добренькова, С. С. Фролова, А. И. Кравченко, М. Ф. Черныша, О. А. Павленок.

Методы исследования . Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: социологические методы эмпирического и теоретического исследования: анализ документов, анкетирование;

Эмпирической базой исследования стали результаты социологического опроса, проведенные Институтом Социологии РАН в 2007 году в России. По репрезентативной общероссийской выборке во всех территориально-экономических районах страны (согласно районирования, принятого Росстатом) было опрошено 1750 респондентов, репрезентировавших население России по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания. Опрос проводился в 58 поселениях разных типов из 19 субъектов РФ. Рассматривалась оценка россиянами своего положения.

Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в ней используются готовые, проведенные ранее исследования, которые подвергаются вторичному рассмотрению и анализу.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут служить основой для дальнейших краткосрочных и долгосрочных прогнозов изменения социальной структуры общества.

1 Понятие, виды и факторы социальной мобильности

1.1 Определение понятия социальная мобильность, виды

социальной мобильности

Основное определение социальной мобильности сформулировал П. Сорокин. Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

К социальной мобильности относятся такие понятия, как социальные каналы или лифты и социальные агенты. Все, с помощью чего перемещается индивид, называют лифтами социальной мобильности. К ним относятся социальные институты. П. Сорокин относил к лифтам семью, церковь, армию, образовательные учреждения, политические и религиозные организации и т. п. К агентам относятся люди, которые каким-либо образом способствуют социальной мобильности.

Существует два основных типа социальной мобиль­ности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, рас­положенную на одном и том же уровне [1]. Эти перемещения индивида, трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, на первый взгляд, сложно определить положение индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей доступа к власти, изменением дохода, изменений верований индивида, перемещение из одной религиозной группы в другую, смена одного места работы на другое, при сохранении своего профессионального статуса, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке. В итоге эти изменения положения индивида оказывают влияние на его поведении, на систему отношений в группе, меняют потребности, установок, и сказываются интересах и ориентациях. Горизонтальная мобильность проявляется так же в перемещении социальных объектов: транспорта, радио, моды, идеологии, законов и так далее. Во всех этих и других случаях изменения могут происходить без значительной смены социального положения индивида или социального объекта. Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной мобильности.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отноше­ния, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социа­льный спуск. Итак, вертикальная мобильность – такое изменение положения индивида, при котором повышается или понижается его статус. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Рассмотрим подробнее групповую мобильность. Она вносит значительные изменения в структуру общества. Особенно интенсивны групповые перемещения в период структурных изменений экономики. Общество развивается, перестраивается структура, появляются новые престижные высокооплачиваемые профессиональные группы. Это способствует массовому передвижению и служит примером вертикальной восходящей мобильности. Падение своего социального статуса исчезновение некоторых профессий приводит к нисходящей вертикальной мобильности массового характера.

Итак, массовые перемещения могут происходить из-за серьезных изменений в социально-экономической структуре общества, что приводит к появлению новых социальных слоев, новых классов; так же из-за смены идеологии и политических приоритетов, при этом поднимаются вверх те политические силы, которые смогли адаптироваться к новым условиям; и, наконец, вследствие сбоя механизма, обеспечивающего стратификацию структуры общества.

Индивидуальная социальная мобильность и ее проблема является одной из наиболее притягательных для социологов. Индивидуальная социальная мобильность есть изменение, при котором один конкретный индивид перемещается, меняя свое положение. Индивидуальная мобильность характерна для стабильно развивающегося общества. В случае успеха индивид изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социопрофессиональную группу. В проблему индивидуальной социальной мобильности входит изучение интенсивности перемещений, их направленность, возможности детей достичь более престижного статуса, чем имеют их родители, изучение индивидуальных способностей, навыков, возможностей и других факторов помогающих индивиду подниматься вверх.

Аналогичная ситуация возникает при движении вниз. Будучи не способным ориентироваться к чуждой для него обстановке, индивид испытывает серьезные психологические затруднения.

Следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество эко­номических, профессиональных или политических слоев, проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсив­ность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности [1].

Интенсивность социальной мобильности – это скорость, с которой индивид поднимается на социальном лифте. Чем больше ступеней он прошел за определенное время, чем больше повысил свой статус тем больше скорость, интенсивность передвижений. А всеобщность – это количество индивидов, совершающих передвижения в социальном пространстве в конкретное отрезок времени.

Если связать эти два явления получим совокупный показатель вертикальной социальной мобильности какого-либо общества. А рассматривая показатели разных обществ можно увидеть в каком из низ социальная мобильность выше. Т.е. можно сравнивать показатели.

На ряду с горизонтальной и вертикальной мобильностью существуют такие формы как межпоколенная и внутрипоколенная.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) заключается в сравнении социальных статусов родителей и их детей в определенный момент карьеры. Например, сопоставление уровня образования в каком-то конкретном возрасте родителей и их детей или ранг их профессий в приблизительно одинаковом возрасте. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) выражается в сравнении социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.

Обобщая выше сказанное социальную мобильность можно представить схематично:


Рисунок 1 – Социальная мобильность

1.2 Факторы формирования социальной мобильности

Причины, позволяющие индивидам перемещаться называются факторами социальной мобильности . К ним относятся:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью

Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

2. Функции социальной стратификации:

2.1. упорядочение общественной жизни;

2.2 организация людей в группы;

2.3. социализация личности и ее поддержка.

3. Исторические типы социальной стратификации:

4. Критерии социальной стратификации:

4.2. Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования (с начальным, средним, высшим); Например: Обладающий степенью доктора наук Константин О. имеет высокий социальный статус.

4.3. Место жительства (горожане, провинциалы, селяне); Например: живущий в столице Виктор Н. имеет доступ к столичным культурным центрам.

4.4. Профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);Например: Работающий учителем Владимир М. уважается друзьями за выбор профессии.

4.5. Этническая принадлежность

4.6. Власть - возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

4.7. Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

5. Особенности социальной стратификации в современном обществе.

Социальная мобильность.

Понятие о социальной мобильности/ Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

2. Функции социальной мобильности

2.2. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности (мотив получения образования, профессиональной квалификации и др.).

2.3 .Санация (оздоровление) общества

3. Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3.1. Исторический тип стратификации.

3.2. Уровень развития экономики.

3.3. Демографические факторы. К ним относятся: пол, возраст, уровень рождаемости, смертности, брачности, разводимости.

3.4. Место жительства.

3.5. Миграционные процессы.

3.6. Социальный статус семьи.

3.7. Уровень образования.

3.9. Физические и умственные способности.

3.10. Личностные качества (высокий уровень мотивации, инициативность, честолюбие, коммуникабельность и др.) .

4. Виды социальной мобильности:

4.1. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

4.2. Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус.

4.3. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

4.4 .Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

5. Формы мобильности:

5.1. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.

5.2. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными.

6. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:

6.1. низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;

6.2. высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.

7. Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

7.1. семья(происхождение); Например: Рожденный в семье миллионеров Билл Г. имеет больше шансов в жизни.

7.2. система образования; Например: получивший высшее образование Михаил Л. Устроился на высокооплачиваемую работу.

7.3. профессиональная деятельность Например: Вера А. из мастеров цеха стала директором фабрики.

7.4. церковь Например: некий священник Сильвестр становится приближенным лицом государя.

7.5. государственная служба Например: за успешную службу Михаил С. пожалован высшими орденами.

7.6. вступление в брак; Например: выйдя замуж за принца Чарльза, Диана Спенсер становится принцессой.

7.7. собственность; Например: разбогатевшие купцы переезжают жить в новые хоромы и входят в Гостиную сотню

7.8. служба в армии Например: за успешную службу Александр С. пожалован в генералиссимусы.

8. Маргинализация и Люмпенизация: понятие, предпосылки.

9. Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

10. Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

Читайте также: