Как сделать списание имущества

Обновлено: 14.05.2024

Правила учета ТМЦ, полученных при списании основного средства

Основные моменты, касаемые новшеств по данному стандарту, указаны в информации Минфина от 10.04.2020 г. № ИС-учет-27.

К примеру, новым стандартом изменили правила определения фактической себестоимости запасов, которые получены при выбытии ОС или при его текущем содержании, ремонте, модернизации. Затратами, включенными в фактическую себестоимость этих ТМЦ, считается наименьшее из таких значений:

  • стоимость, по которой учитываются аналогичные ТМЦ, приобретаемые или создаваемые компанией при стандартном операционном цикле. Иными словами — это рыночная цена;
  • величина балансовой стоимости списываемых ОС и расходов, которые были при демонтаже или разборке ОС, извлечении ТМЦ и приведении их в состояние, пригодное для использования или реализации в качестве запасов.

В соответствии с Рекомендациями Бухгалтерского методологического центра № Р-63/2015-КпР при извлечении ТМЦ от ликвидации основного средства в бухучете доход не появляется, так как:

  • нет поступления нового актива в компанию;
  • у компании нет экономической выгоды, поскольку выбывающее ОС уже было ее активом, и она уже осуществляла в прошлом периоде расходы при его получении и эксплуатации.

Соответственно, ТМЦ при ликвидации основного средства нужно ставить на учет за счет балансовой стоимости ОС в момент его списания с бухучета.

Когда основное средство списывается, долгосрочные активы к продаже нужно оценить по наименьшему из показателей:

  • величины балансовой стоимости списываемого основного средства и расходов на извлечение ТМЦ и доведение их до состояния, которое пригодно к реализации;
  • чистой стоимости продаж — предполагаемой цены реализации ТМЦ, уменьшенной на размер планируемых расходов, которые нужны для их извлечения из ОС, доведения до готовности к реализации и ее проведения.

В целях налогообложения прибыли рыночная стоимость ТМЦ включается во внереализационные доходы на дату заполнения акта о списании основного средства (ст. 250, 271 НК).

Как учитывать доходы и расходы при выбытии основного средства

Подробные комментарии по указанным стандартам имеются в информации Минфина от 03.11.2020 г. № ИС-учет-28, № ИС-учет-29.

К примеру, в стандарте 6/2020 уточняются правила отображения в бухучете операций по выбытию основного средства:

  • при списании ОС размеры накопленных амортизации и обесценения по нему переносятся в снижение его первоначальной стоимости;
  • расходы на демонтаж, утилизацию ОС и восстановление окружающей среды являются затратами того периода, в котором они были (если по ним до этого не признавалось оценочное обязательство);
  • разница между балансовой стоимостью списываемого ОС и расходов на его выбытие с одной стороны и поступлениями от его выбытия с другой стороны является доходом или расходом в составе прибыли (убытка) того периода, в котором производится списание ОС. Соответственно, финансовый результат при выбытии объекта указывается свернуто в отчете о финансовых результатах.

Что касается налогового учета, то остаточная стоимость ОС при ликвидации и использовании линейного метода расчета амортизационных отчислений единовременно учитывается как внереализационные расходы (ст. 265 НК). Убыток от продажи ОС учитывается по специальным правилам, указанным в п. 3 ст. 268 НК.

Разницы в порядке учета убытков в бухгалтерском и налоговом учете приводят к появлению временных разниц и необходимости признавать отложенный налог по ПБУ 18/02.

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

Как отражать ликвидацию основного средства в 1С:Бухгалтерии 8

Компания работает на ОСНО и является плательщиком НДС. С 2022 года она переходит на использование ФСБУ 6/2020.

В феврале 2022 года она списывает ОС в связи с неэффективностью его использования.

В учете первоначальная стоимость объекта — 1 млн. руб., накоплено амортизационных отчислений — 325 тыс. руб., размер ежемесячной амортизации — 25 тыс. руб.

Демонтаж ОС осуществлялся сторонней фирмой, за что ей заплатили 120 тыс. руб. (в т.ч. НДС 20%).

Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды раньше по объекту не признавали, обесценение не учитывали. При демонтаже были извлечены ТМЦ, и компания приняла решение использовать их в своей деятельности.

В бухучете расходы на демонтаж и утилизацию основного средства относятся к затратам периода их осуществления. Также эти расходы нужно учитывать при расчете:

  • финансового результата от выбытия ОС;
  • стоимости ТМЦ, полученных при списании ОС.

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

Списание объекта отображается одноименным документом, а доходы и расходы от него должны учитываться на сч. 91.01 и 91.02.

Однако теперь в документе есть возможность учитывать ТМЦ, которые остаются после ликвидации основного средства.

В ней указывается такая информация по условиям примера:

  • балансовая стоимость основного средства (первоначальная стоимость — амортизация накопленная и по результатам текущего месяца) — 650 тыс. руб.;
  • расходы на демонтажную операцию — 100 тыс. руб.;
  • размер расходов на выбытие объекта (балансовая стоимость + демонтажные расходы) — 750 тыс. руб.;
  • рыночная цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб.;
  • фактическая цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб., т.к. эта сумма не превышает расходов на демонтаж (50 тыс. руб. меньше 750 тыс. руб.);
  • финансовый результат от ликвидации объекта (расход) определяется вычитанием фактической (рыночной) цены ТМЦ из расходов на выбытие объекта — 700 тыс. руб.

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

Что делать, если оставшиеся ТМЦ имеют высокую стоимость?

Допустим, по условиям примера рыночная цена ТМЦ — 1 млн. руб., т.е. она больше балансовой стоимости объекта и расходов на монтажную операцию (1 млн. руб. больше 750 тыс. руб.).

Расход в бухучете определяется как вычитание фактической цены ТМЦ из расходов на выбытие (балансовой стоимости и расходов на демонтаж). В примере получилось бы 750 тыс. руб. — 750 тыс. руб.

Аналогично программа будет поступать и в том случае, когда хозяйственные операции будут отражаться в 2021 году.

Елизавета Кобрина

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Учет малоценных объектов

Учет малоценных объектов по ПБУ 6/01

Малоценные объекты — это имущество, которое по всем своим характеристикам, кроме стоимости, соответствует определению основных средств (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначены для использования в производстве или управленческой деятельности;
  • используются долгое время — более 12 месяцев;
  • не предназначены для перепродажи;
  • приносят экономические выгоды компании.

Однако стоимость малоценки не должна превышать 40 000 рублей, иначе такое имущество нужно учитывать как основное средство (п. 5 ПБУ 6/01). Если лимит не превышен, то малоценку учитывают в составе материально-производственных запасов (Письмо Минфина России от 02.03.2021 N 07-01-09/14384). Для учета малоценки можно использовать субсчет, открытый к счету 10. При передаче малоценки в эксплуатацию ее стоимость списывается на счета затрат.

Примеры малоценки — это инструменты, недорогие компьютеры, канцелярские принадлежности, мелкая техника и так далее. Дырокол и степлер явно стоят меньше 40 000 рублей, но при этом срок их полезного использования превышает 12 месяцев.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ПБУ 6/01

Например, компания купила набор инструментов за 12 000 рублей, в том числе НДС 20% — 2 000 рублей. Инструменты сразу же были переданы инженеру для обслуживания производственного участка. Бухгалтер сделает следующие проводки.

Несмотря на то, что малоценка была списана в расходы, нужно учитывать и контролировать ее движение на забалансовых счетах (п. 5 ПБУ 6/01).

Учет малоценных объектов по ФСБУ 6/2020

Применять ФСБУ 6/2020 можно с 2021 года, но обязательным он станет только начиная с отчетности за 2022 год.
Федеральный стандарт устанавливает следующие критерии основных средств:

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования в производственной или управленческой деятельности;
  • используется в периоде более 12 месяцев;
  • приносит экономические выгоды в будущем.

В целом определение максимально близко к таковому в ПБУ 6/2001. Однако в отличии от ПБУ, федеральный стандарт не устанавливает конкретного лимита стоимости основных средств.

Лимит стоимости основных средств компания устанавливает самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах. Решение об установленном лимите раскрывают в бухгалтерской отчетности. Если стоимость купленного имущества оказывается ниже лимита, его называют малоценным.

Основное отличие от ПБУ 6/2001 в том, что малоценное имущество сразу списывают в состав расходов в том периоде, в котором эти расходы совершены (п. 5 ФСБУ 6/2020). Ставить его на учет как материально-производственный запас нельзя. Затраты, связанные с покупкой малоценки, ее настройкой и установкой, также списывают в расходы.

Однако, несмотря на списание в расходы, организация все так же обязана обеспечить достоверный учет и контроль движения малоценных активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для этого можно:

  • открыть забалансовые счета для учета малоценки;
  • разработать отдельные бухгалтерские регистры для учета малоценных объектов.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ФСБУ 6/2020

Для списания малоценки есть два варианта проводок, которые бухгалтер может использовать в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Вариант 1 — Списание на счета затрат

В таком случае полученные от поставщика малоценные объекты сразу попадают на затратные счета 20, 23, 25, 26, 29 или 44. Но есть особенность.

При списании стоимость малоценки должна в полном объеме попасть на счет 90. Однако из вышеперечисленных счетов полностью на счет 90 закрываются только счета 26 и 44. Другие включают в себя стоимость незавершенного производства (20 и 29), либо распределяются на незавершенку (25).

Вариант 2 — Списание на счет 90

Второй вариант проще — можно сразу списать малоценку на счет 90. Недостаток способа в том, что бухгалтер не сможет увидеть аналитику расходов. Поэтому первый способ более предпочтителен.

Групповой учет малоценки

Руководствуясь принципом существенности, эксперты склоняются к тому, что при большом количестве малоценки информация о ее стоимости может быть существенной. Следовательно, ее единоразовое списание в состав расходов приведет к искажению бухгалтерской отчетности.

Отражение малоценки в отчетности в соответствии с ФСБУ 6/2020

Расходы на приобретение малоценного имущества отражаются в бухгалтерской отчетности следующим образом.

Форма отчетности Порядок отражения
Бухгалтерский баланс Аванс за малоценку включается в ту же статью, куда попадают платежи, связанные с авансами по капитальным вложениям
Отчет о финансовых результатах Расходы включаются в ту статью, в которую бы включилась амортизация, если бы имущество признали основным средством
Приложение к отчету о финансовых результатах Вместе с амортизацией
Отчет о движении денежных средств В составе денежных потоков от инвестиционных операций

Ведите учет малоценного имущества в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести учет, начислять зарплату, отчитываться через интернет. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Муниципальный округ
Пуровский район

Ямало-Ненецкий АО, Пуровский р-н,

г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 25

8 (34997) 6-06-10


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район от 03.09.2015

РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале

Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район

В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 "Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции".
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Северный луч".
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

Приложение
к решению Районной Думы
муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет единый порядок списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район (далее – Пуровский район, имущество), относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к основным средствам и находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий Пуровского района (далее – предприятия), муниципальных автономных учреждений Пуровского района (далее – автономные учреждения), муниципальных бюджетных учреждений Пуровского района (далее – бюджетные учреждения), муниципальных казенных учреждений Пуровского района (далее – казенные учреждения) и органов местного самоуправления Пуровского района, а также имущества, входящего в состав муниципальной казны муниципального образования Пуровский район (далее – казна Пуровского района).
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, и другими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета основных средств.
3. Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление по нему 100% амортизации (износа) не является основанием для его списания, если по своему техническому состоянию или после ремонта (при экономической целесообразности такого ремонта) оно может быть использовано для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
4. Списание муниципального имущества, за исключением имущества, входящего в состав казны Пуровского района, производится только по согласованию со структурным подразделением Администрации Пуровского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим от имени муниципального образования Пуровский район права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район (далее – Уполномоченный орган), за исключением случаев, предусмотренных главой 3 настоящего Положения.
5. Списание имущества, входящего в состав казны Пуровского района, производится на основании распоряжения Уполномоченного органа.
6. Подлежит списанию имущество, относящееся к основным средствам и пришедшее в негодность:
- в результате физического или морального износа;
- при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- в связи со строительством, расширением, реконструкцией и технологическим перевооружением.
Под физическим износом понимается несоответствие свойств вещи ее первоначальному состоянию.
Понятие морального износа применяется к объектам основных средств, снятым с производства, для которых сняты с производства комплектующие элементы (запасные части).

2. Комиссия по принятию решения о списании имущества

3. Самостоятельное списание имущества

1. Объекты основных средств, относящиеся к производственному и хозяйственному инвентарю, машинам и оборудованию, библиотечному фонду, прочим основным средствам, закрепленные на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (за исключением особо ценного движимого имущества, а для казенных учреждений за исключением имущества, первоначальной (балансовой) стоимостью, превышающей 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за единицу) с истекшим сроком полезного использования, определенными в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2001 года № 1 (далее – Классификация), непригодные к дальнейшему использованию, а также основные средства, числящиеся на забалансовых счетах, непригодные к дальнейшему использованию, списываются балансодержателями самостоятельно.
2. Сведения об объектах основных средств, списанных самостоятельно, ежеквартально предоставляются в Уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

4. Перечень документов, предоставляемых в Уполномоченный орган для согласования списания имущества

5. Принятие решения о согласовании списания имущества

1. Не позднее 30 дней со дня поступления в Уполномоченный орган указанных в главе 4 настоящего Положения документов принимается решение о списании имущества либо о мотивированном отказе.
1.1. Решение о списании имущества оформляется в форме распоряжения Уполномоченного органа о списании и исключении имущества из реестра муниципального имущества Пуровского района (далее – распоряжение о списании).
1.2. Решение об отказе в списании имущества оформляется в простой письменной форме с указанием оснований отказа.
2. Основаниями отказа в списании муниципального имущества являются:
- установление фактов умышленного искажения (несоответствия) данных в представленных документах;
- установление фактов несоответствия истинного состояния имущества данным в представленных документах;
- представление неполного пакета документов, предусмотренного настоящим Положением;
- арест списываемого имущества судебными и другими органами или арест расчетных и иных счетов этих предприятий;
- отсутствие оснований для списания имущества, предусмотренных настоящим Положением.

6. Списание имущества, входящего в состав казны Пуровского района

1. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и находящегося в фактическом пользовании пользователь имущества формирует:
1.1. Письменное обращение в Уполномоченный орган о согласовании списания имущества с приложением документов, указанных в главе 4 настоящего Положения, направляется руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, в пользовании которых находится имущество.
1.2. Заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания.
2. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и не закрепленного договорными отношениями Уполномоченный орган формирует:
2.1. Документы, указанные в главе 4 настоящего Положения.
2.2. Заключение комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
При отсутствии в составе комиссии лица, компетентность знаний которого подтверждается соответствующими документами (дипломами, лицензиями, свидетельствами, сертификатами, выписками из штатного расписания, копией трудовой книжки), за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания, заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.
3. При невозможности сформировать в полном объеме пакет документов, предусмотренный главой 4 настоящего Положения, Уполномоченным органом создается комиссия.
Состав комиссии определяется распоряжением Уполномоченного органа.
Комиссия принимает решение о возможности либо невозможности списания имущества в порядке и по основаниям, установленным настоящим Положением.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств отражается в заключении комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
После принятия Уполномоченным органом решения о списании имущества, Уполномоченный орган принимает меры по сохранности имущества, а также последующей утилизации такого имущества за счет выделенных бюджетных ассигнований.

7. Оформление первичных документов по списанию

1. Принятое решение о списании объекта основных средств:
1.1. Оформляется заключением комиссии согласно приложению 2 к настоящему Положению – в случае самостоятельного списания в соответствии с главой 3 настоящего Положения.
1.2. Оформляется в форме распоряжения Уполномоченного органа о списании и исключении имущества из реестра муниципального имущества в случае согласования списания имущества Уполномоченным органом в соответствии с главой 5 настоящего Положения и отражается в соответствующем первичном документе установленной формы:
- в акте о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств);
- в акте о списании транспортного средства;
- в акте о списании мягкого и хозяйственного инвентаря;
- в акте о списании исключенных объектов библиотечного фонда.
2. Первичный документ, указанный в пункте 1.2 части 1 настоящей главы (далее – акт о списании), утверждается балансодержателем; в случае списания имущества казны Пуровского района – Уполномоченным органом.
Подпись руководителя заверяется печатью. Использование факсимиле подписи не допускается.
3. В актах о списании, инвентарных карточках, инвентарных карточках группового учета вышедших из строя объектов основных средств, имеющих в своем составе драгоценные материалы, должны быть указаны соответствующие сведения о драгоценных материалах.
3.1. Запрещается уничтожать основные средства без предварительного изъятия из них частей, содержащих драгоценные материалы.
3.2. Учет и хранение, сдача в переработку драгоценных материалов осуществляется балансодержателями имущества, входящего в состав казны Пуровского района, пользователями имущества самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Утилизация (ликвидация) муниципального имущества

1. Разборка и демонтаж объектов основных средств, за исключением случаев, предусмотренных главой 3 настоящего Положения, до согласования их списания Уполномоченным органом не допускаются.
2. Утилизация (ликвидация) имущества, в отношении которого принято решение о списании, производится балансодержателями и пользователями имущества.
Утилизация (ликвидация) имущества осуществляется за счет средств балансодержателей и пользователей муниципального имущества.
Утилизация (ликвидация) имущества производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ответственность за утилизацию (ликвидацию) имущества несут балансодержатели, пользователи муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Балансодержатели, пользователи имущества обязаны представить в Уполномоченный орган:
3.1. В отношении движимого имущества акт об утилизации (ликвидации) списанного имущества в течение 10 дней со дня завершения мероприятий по утилизации (ликвидации).
3.2. В отношении недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства) акт обследования (документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства) течение 30 дней со дня завершения мероприятий по утилизации (ликвидации).
4. Уполномоченный орган на основании документов, указанных в пункте 3.1 части 3 настоящей главы:
4.1. В отношении движимого имущества исключает имущество из реестра муниципального имущества Пуровского района и снимает с контроля исполнение распоряжения о списании.
4.2. В отношении недвижимого имущества снимает с кадастрового учета, гасит свидетельства о государственной регистрации права, исключает имущество из реестра муниципального имущества Пуровского района и снимает с контроля исполнение распоряжения о списании.
5. Руководители организаций – балансодержателей несут дисциплинарную ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий по утилизации имущества и предоставление акта об утилизации имущества в соответствии с частью 3 настоящей главы.

9. Заключительные положения

1. Установленный настоящим Положением порядок списания имущества средств не применяется в тех случаях, когда законодательством установлен иной порядок списания объектов основных средств.
2. В случаях нарушения порядка списания имущества виновные в этом лица несут ответственность в установленном законом порядке.

Приложение 1
к Положению о порядке списания муниципального
имущества, утвержденного решением Районной
Думы муниципального образования Пуровский район
от 3 сентября 2015 года № 301

ПЕРЕЧЕНЬ
основных средств, находившихся
в __________________________________________________
(хозяйственном ведении или оперативном управлении)
_______________________________________,
(полное наименование юридического лица)
списанных самостоятельно
за ________________________________________________
(период, за который списано имущество)

В документе Списание ОС несколько закладок: ОС, Счет списания затрат/отнесения доходов, ТМЗ, Дополнительно, заполнение которых рассмотрено в статье.

Закладка ОС предназначена для указания одного или списка основных средств, подлежащих списанию. Для автоматического заполнения данных по ОС, таких как Стоимость (БУ), Остаточная стоимость (БУ), Амортизация (износ) (БУ), Амортизация за месяц (БУ) предназначена кнопка Заполнить - Для списка ОС. Функция Заполнить - По наименованию позволяет подобрать в табличную часть ОС с одинаковым наименованием.

Оформление списания основного средства в 1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана

Графа Стоимость (НУ) заполняется только в том случае, если основное средство выбывает и из состава фиксированных активов, тем самым уменьшая стоимостный баланс подгруппы/группы налогового учета.

Пример заполнения стоимости в НУ при списании основного средства в программе 1С

После проведения документа в данном случае сформируются проводки по налоговому учету по списанию стоимости либо части стоимости фиксированного актива и признания временных разниц по операции.

Временные разницы при списании ОС в 1С:Бухгалтерии 8 для Казахстана

Если ОС является объектом обложения по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество, - необходимо установить признак Снять с учета по налогам на имущество, транспорт, землю для прекращения начисления налогов по объекту.


Закладка Счет списания затрат/отнесения доходов используется для указания отражения затрат и доходов как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету. Здесь указываются счета затрат, доходов и аналитика для формирования проводок.

Пример заполнения счетов учета при списании основного средства

Закладка ТМЗ заполняется, если при списании ОС возникает необходимость оприходовать запасные части, возникшие в результате ликвидации ОС. В этом случае в табличной части ТМЗ указывается номенклатура, количество и учетная цена запасов, возникших в результате списания.

Оприходование ТМЗ при списании ОС в 1С

При формировании проводок по оприходованию запасов сформируется доход от списания основного средства.

Оприходование ТМЗ по результатам списания ОС в учете

Закладка Дополнительно позволяет указать членов комиссии по списанию ОС, основание и причину его списания.

Заполнение реквизитов комиссии по акту списания ОС

Печатная форма Акта на выбытие (списание) долгосрочных активов (форма № ДА-3) доступна по кнопке Печать.

Читайте также: