Как рассчитать пошлину нотариуса при продаже земельного участка 2020

Обновлено: 14.05.2024

Подробно рассказываем, что такое налог с продажи земельного участка, как получить льготы и в каких случаях можно вообще ничего не платить.

Доход с продажи земельного участка, как и любой другой, облагается налогом. Его размер зависит от нескольких факторов. Существуют льготы, позволяющие снизить размер налога или вовсе освободиться от него

Представим ситуацию: Лена хочет продать участок. Что ее ждет?

Зачем платить налог при продаже земли

Если вы продаете землю, то получаете доход. В России сразу возникает момент с уплатой обязательного налога. В случае продажи участка его платят все – физические и юридические лица, ИП.

Кому точно придется уплатить налог

Отвечаем: продавцу любого клочка земли, территориально расположенного в России.

В данном случае не так важно, гражданином какой страны является продавец – налогами облагается доход и граждан РФ, и иностранцев.

Получается, налог с продажи земли заплатит и россиянка Лена, и американка Джулия, продающая в России участок дальних родственников.

Ставка НДФЛ зависит от того, является продавец налоговым резидентом или нет.

Лена постоянно живет в России, даже ни разу не была за рубежом. Она, и все, кто проживает в РФ минимум 183 дня подряд в течение года, – платят НДФЛ в размере 13%.

А Джулия – гражданка США. Она приезжала в Россию пару раз на неделю. Джулия и все, кто проживает в РФ менее 183 дней подряд в течение года, платят налог почти в два раза больше – 30%.

Если у человека постоянное место жительства в РФ, то его могут признать резидентом, даже при проживании на территории страны менее 183 дней. Такие случаи рассматриваются индивидуально.

Получите ипотеку с низкими ставками и минимальным пакетом документов от Совкомбанка. Мы рассматриваем заявки от всех граждан России старше 20 лет со стажем на последнем месте работы от 3 месяцев. Предварительное одобрение вы получите за 1 минуту!

А юрлица и ИП платят налоги

Обязательно! Размер налога для тех и других зависит от применяемой системы налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей расчет налога зависит от того, используют они землю в коммерческих целях или нет

Если юрлицо находится на ОСНО – это общая система налогообложения – налогом облагается прибыль, равная разнице между стоимостью продажи и покупки. Сумму, облагаемую налогом, можно уменьшить на размер дополнительных затрат, возникших при извлечении доходов.

В перечень расходов не войдет первоначальная стоимость земли. Но если участок куплен для перепродажи, его можно внести в расходы. Также в перечень можно включить расходы, непосредственно связанные с продажей земли. Например, если при продаже вы потратили дополнительные суммы на нотариуса или риелтора, на оплату документов и госпошлины. Важно подтвердить расходы соответствующими документами.

Индивидуальный предприниматель может еще на этапе регистрации отметить, что он планирует заниматься продажей земли или хочет, например, выращивать клубнику. В таких случаях при УСН выручка зачтется в раздел доходов.

Случаи, когда платить не нужно

Тема налогов не всегда приятна. Тем более, когда доход не очень явный. Например, для многих оказывается сюрпризом, что налогом облагается даже земля, переданная по наследству, – она тоже расценивается как получение дохода.

Возникает закономерный вопрос – как сэкономить? Единственный способ законно освободиться от налогообложения и декларирования во время продажи участка – длительное владение.

Кто те счастливчики, которые могут забыть про налог

Свободны от уплаты собственники участка, которые владеют им от 3 или от 5 лет (зависит от цели покупки земли).

Порог владения 3 года в следующих случаях:

  • участок достался в наследство;
  • землю подарил близкий родственник;
  • земля приватизирована;
  • участок купили по договору ренты;
  • землю купили до 2016 года.

Порог владения 5 лет:

Если у ИП есть участок, который он не использует для предпринимательской деятельности, – например, не выращивает клубнику на продажу и не занимается перепродажей участков – с денег, полученных при продаже земли, он заплатит налог согласно правилам, действующим для физлиц.

У Лены возник закономерный вопрос: за что и какой платить налог, если продаешь землю с домом на ней?

Продавая участок с домом, нужно иметь в виду, что хоть налогу и подлежит весь доход, срок владения для каждого объекта считается по отдельности. Например, если за вами числится участок на протяжении шести лет, то платить налог с продажи не надо. А если владеть домом всего полгода и решиться на продажу – надо.

Как узнать начало срока владения

Лена хочет продать землю и не платить налог. Для этого нужно уточнить начало срока владения.

Она может найти эту информацию:

Важно: в ситуациях, когда участок передается налогоплательщику по наследству, началом срока владения считается дата смерти оставившего наследство.

Когда и как уплатить налог

Декларировать доход и платить за него налог нужно самостоятельно. Крайний срок уплаты – 15 июля следующего года.

Налогооблагаемая база состоит из дохода, то есть всей суммы полностью, которую удалось выручить за участок.

Если эта сумма ниже 70% от зафиксированной в кадастре стоимости (на 1 января года продажи), то рассчитать налог довольно просто: для этого кадастровую стоимость следует умножить на 0,7 – величину понижающего коэффициента. То есть специально снизить стоимость земли при продаже не выйдет, так как налогом всегда облагается 0,7 именно кадастровой стоимости.

Важно: отдельные субъекты РФ могут уменьшить размер понижающего коэффициента.

Рассмотрим на примере. Допустим, государство оценивает участок Лены в 5 млн рублей. Она продала его близкой подруге за 3 млн рублей. Сравниваем стоимость продажи с кадастровой – она меньше 70%. Выходит, чтобы рассчитать налог, нужно умножить кадастровую стоимость на коэффициент 0,7: 5 000 000 х 0,7 = 3 500 000 рублей. Дополнительно к этой сумме Лена может применить имущественный вычет.

Административная ответственность за неуплату налогов

За нарушение сроков налоговая накладывает штрафы или начисляет пени.

  • Если опоздать с подачей налоговой декларации, то будет наложен штраф – от 5% до 30% на сумму налогооблагаемой базы, не менее 1 тысячи рублей.
  • Если не уплатить НДФЛ или уплатить его не полностью – 20% или 40%.
  • Если подать верно заполненную декларацию, но просрочить выплату, штрафа можно избежать, но пени начислят обязательно. За каждый день просрочки – процент от налогооблагаемой базы: 1/300 ставки ЦБ.

К подаче декларации и своевременной уплате налогов лучше относиться серьезно, чтобы не попасть на штрафы и пени

Пример. В последний месяц лета 2021 года Лена вспомнила, что налоговую декларацию за продажу в прошлом году она подала, а вот сам налог не уплатила. Теперь она заплатит 130 тысяч рублей, а сверху еще 520 рублей пени – все из-за той несчастной просрочки в 20 дней.

Декларирование

Задекларировать выручку обязаны все продавцы, которым земля принадлежала меньше указанного срока.

Декларацию 3-НДФЛ либо заполнят вручную, либо распечатают заполненный вариант.

Еще потребуются подтверждающие документы. Например:

  • договор о покупке и продаже,
  • бумаги о расходах,
  • выписка о поступлении денежных средств.
  • она создана не в той форме или не подписана,
  • вы принесли ее в налоговую службу не по месту жительства,
  • вы не подтвердили свою личность или доверенное лицо не подтвердило свои полномочия.

Обязательно успейте подать декларацию до 30 апреля следующего года.

Сразу заявите о своем праве на налоговый вычет. Кто может его использовать, разберем ниже.

Не пропустите: налоговые вычеты

У физлиц есть шанс сэкономить на уплате налога. Можно снизить сумму, с которой придется уплатить налог:

  • на величину подтвержденных документами расходов, связанных с продажей участка;
  • посредством имущественного вычета.

Это выгодно, ведь в таком случае налогом облагается не вся вырученная сумма, а ее часть. Чтобы посчитать, что будет облагаться налогом, нужно:

  • либо вычесть из дохода расходы,
  • либо вычесть из дохода имущественный вычет.

Налогооблагаемый доход от продажи земельного участка можно уменьшить на 1 млн рублей – именно таков имущественный вычет.

Сделать налоговый вычет могут резиденты, которые не пользовались участком в рамках неких коммерческих процессов и владели им меньше минимального срока, освобождающего от уплаты налога – трех или пяти лет.

Важно: вы сможете получить вычет в случае официального дохода, с которого вы платите 13% налог.

Сказать заранее, какой из вариантов будет выгоднее, нельзя. Нужно провести расчеты и сравнить результаты. Давайте рассмотрим два варианта использования льгот на примере и выберем более выгодный.

Лена купила земельный участок за 1,5 млн рублей, а продала за 2 млн рублей. При этом понесла расходы на риелтора – 50 тысяч рублей.

1 вариант: уменьшение налогооблагаемой базы на величину расходов

Лена может вычесть из своего дохода сумму расходов. Тогда она должна будет уплатить следующий налог:

(2 000 000 – 1 500 000 – 50 000) х 0,13 = 58 500 рублей

2 вариант: уменьшение налогооблагаемой базы на величину имущественного вычета

Либо Лена воспользуется имущественным вычетом и уплатит:

(2 000 000 – 1 000 000) х 0,13 = 130 000 рублей

3 вариант: расчета налога на землю без использования льгот

В этом случае Лена уплатит налог:

2 000 000 х 0,13 = 260 000 рублей

Из расчетов видно, что Лене выгоднее всего уменьшить величину налогооблагаемой базы на размер расходов.

Ситуация: в течение года вы продали не один, а несколько участков. Как применяется вычет в этом случае? Совокупно ко всему доходу. То есть можно суммировать весь доход с продажи земли и применить к нему налоговый вычет не более 1 млн рублей.

Вычет с продажи земельного участка при долевой собственности

Если у вас долевая собственность, и она продается по одному договору купли-продажи, то вычет делится пропорционально долям владельцев.

Если оформить продажу каждой доли по отдельному договору, то каждый из собственников имеет право на налоговый вычет в размере 1 млн рублей.

5 шагов, чтобы избежать штрафов и пени

Итак, чтобы отчитаться перед государством после продажи участка, надо совершить 5 шагов.

  1. Подготовить декларацию 3-НДФЛ.
  2. Сделать копии всех подтверждающих продажу документов.
  3. Сделать копии документов, подтверждающих расходы.
  4. Подать в ФНС корректно заполненную декларацию и копии необходимых документов.
  5. До назначенного срока уплатить налог.

Для оплаты онлайн или формирования платежки для банка можно воспользоваться сервисом Уплата налогов физических лиц


Госпошлина - проводки в бухучете по отражению операций с ее участием мы разберем в данной публикации - является федеральным сбором. Вы узнаете о том, какие бывают виды госпошлин и от чего зависит тот или иной способ их фиксации в бухгалтерском учете.

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2021-2022 годах

Подробнее о классификации налогов и сборов в РФ читайте здесь.

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Алгоритм заполнения реквизитов платежного поручения на уплату госпошлины вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к разъяснениям экспертов.

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Дт 08 Кт 68/госпошлина.

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

О бухучете основных средств читайте в этом материале.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Дт 20 (25, 26, 44…) Кт 68/госпошлина.

Примеры подобных расходов: заверение рабочей документации фирмы и ее копий, регистрация договоров, заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилина И. О. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;

Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

  1. Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;

Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;

Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

ВАЖНО! По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Дт 91.2 Кт 68/госпошлина.

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

О налоговом учете прочих расходов см. наш материал.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 76.

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Дт 68/госпошлина Кт 51.

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;

Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Госпошлина - проводка в бухучете этого платежа имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

По вашему запросу ничего не найдено

Найдено объектов


Подписаться


Для минимизации рисков и дальнейших юридически разбирательств, а также в случаях, уточненных законом, купля продажа недвижимости проходит через нотариуса и важно наперед знать нюансы, стоимость и кто платит – тонкости процесса в статье.

Большинство операций с недвижимостью продолжительное время в цивилизованных странах проходят через нотариуса. Несмотря на то, что в РФ давно ведется обсуждение упрощения процедуры через такого представителя, пока что окончательного решения не принято. Юридические эксперты считают, что упрощение нотариата приведет к росту количества нарушений в этом сегменте рынка.

Какие законы регулируют подобные сделки?

Составление договора купли продажи недвижимости через нотариуса регламентируется рядом законодательных инструментов. Среди них:

Во время оформления договора купли–продажа недвижимости через нотариуса, юридический эксперт уточняет все законы, которым руководствуется для сторон процесса. Если вы хотите самостоятельно сделать договор-купли продажи недвижимости, зайдите на эту страницу и выберите нужный договор.

Когда нужен нотариус для сопровождения сделки?

В оппозиции к распространенному мнению, не все операции требуют нотариального сопровождения. Разумеется: большинство из них не провести без такого сопровождения и без оформленного соглашения они будут считаться недействительными. На основе статей, регламентирующих процесс, оформление купли продажи недвижимости через нотариуса в обязательном порядке проводится в таких случаях:

  1. совершение сделки с отчуждением долей;
  2. продажа разных долей в рамках одной процедуры;
  3. если объект принадлежит несовершеннолетнему лицу;
  4. передача недвижимости через договор ренты;
  5. раздел общего имущества, нажитого в браке.

Плюсы и минусы оформления сделки купли-продажи недвижимости через нотариуса

Плюсы нотариального оформления операции на лицо. В этом случае покупка недвижимости через нотариуса практически лишена рисков, оформляются документы строго с законодательными нормами и признать сделку недействительной очень сложно. Нотариус в обязательном порядке проверяет, наложен ли арест на объект и покупатель убеждается в юридической чистоте объекта.

Важно! Вы можете заказать комплексную проверку недвижимости у нас на сайте, и избежать расходов на нотариуса.

Нотариус составляет текст соглашения и несет имущественную ответственность за совершаемые нотариальные действия. Если же составить письменную форму без него в свободном порядке, нет человека, на которого возлагается такая ответственность. Поскольку цена имущества немалая, мало кто будет так рисковать. Обращаясь к нотариусу, можно получить все необходимые бумаги, подтверждающие право собственности на квартиру, дом, офис и т.д, без очередей и посещения дополнительных инстанций.

Среди основных минусов оформления покупки недвижимости через нотариуса, можно выделить:

  • дополнительные расходы;
  • продления срока оформления на пару дней.

Рационально наперед узнать цены и провести расчет: во сколько обойдется договор через нотариуса купли – продажи недвижимости и исключить риски.

Как происходит оформление сделки?

Подписание соглашения о купле-продаже недвижимости через нотариуса требует предварительного решения – кто именно этим будет заниматься и нахождения компромисса между частниками сторон. Далее выбирается подходящие дата и время для финального этапа процедуры.

Если стороны хотят провести процедуру и для передачи задатка, то этот этап также можно закрепить нотариально и уточнить сроки передачи ключей, освобождения квартиры и другие аспекты.

По время подписания, нотариус зачитывает его, разъясняет все нюансы, уточняет правовые последствия сделки, проверяет полномочия на проведения операции с объектом.

Пошаговые рекомендации для грамотного оформления

  1. Подготовка пакета документов продавцом (подтверждение права имущества, технический паспорт и др.) и их проверка покупателем самостоятельными усилиями или с привлечением экспертов.
  2. Формирование текста со всеми нюансами, когда необходимо внести правки.
  3. Расчет с покупателем. Как правило, нотариусы требуют документальное подтверждение получение всей суммы через банк.
  4. Встреча у нотариуса с проведением всех процедур, подписание ключевого документа.
  5. В день оформления сделки нотариус вносит в электронный реестр данные о сделке.

После внесения информации в реестр, сделка считается такой, что проведена с учетом всех требований и полностью законной, покупатель получает бумаги, ключи и может заниматься переоформлением лицевых счетов на коммунальные услуги на себя.

Необходимые документы от сторон

  • паспорт и ИНН;
  • согласие супруга на продажу;
  • брачный договор или дарения, решение суда, подтверждающее, что для покупки он используется собственные средства.
  • выписка из ЕГРН об основных характеристиках

Перед сделкой продавец должен собрать такой пакет:

Основные этапы

Проведение купли-продажи недвижимости через нотариуса представлено в нескольких этапах, среди них:

  1. подготовительный (когда оформляется передача залога нотариально);
  2. оценка пакета документов на предмет подлинности, правильного оформления (иногда бывают случаи, что не хватает определенного документа);
  3. проведение оплаты через банк, в том числе, и через ипотеку;
  4. передача имущественных прав, составление договора купли продажи квартиры, разъяснение условий операции, прав каждого участника процесса;
  5. внесение данных в Единый реестр.

Как происходит процедура удостоверения и регистрации?

Наперед узнав цены и проведя расчет купли продажи недвижимости через нотариуса, риски минимальные, главное – выбирать удовлетворяющего все стороны процесса нотариуса.

Кто должен оплачивать услуги?

Наперед проводя итоговый потенциальный расчет суммарной стоимости сделки с учетом оформления ее через нотариуса, составление договора купли–продажи недвижимости стоит изначально обсудить сторонами, кто оплачивает услуги, чтобы минимизировать риски. Как правило, это решается еще на этапе торга и обсуждения деталей сделки с недвижимостью.

Законодательно не обозначено, кто должен оплачивать нотариальное заверение, поэтому об этом говорят на этапе переговоров. Как правило, расходы на оформление делятся наполовину. Интересная практика, что в некоторых регионах страны все расходы ложатся на плечи покупателя.

Несет ли нотариус ответственность и какую?

Нотариус несет имущественную ответственность. Страховой институт гарантирует выплату компенсации за неправильно внесенные данные во время оформления договора. Договор купли продажи готовится пару дней, но при этом никто не застрахован от ошибки. В случае судебного разбирательства нотариус может быть признан виновным в неправильном оформлении сделки с недвижимостью.

Можно ли оспорить и в каких случаях?

Оформленный договор через нотариуса купли продажи недвижимости, предварительное проведение расчета через банк, все же имеет определенные риски. Законом обозначены обстоятельства, когда можно оспорить договор в судебном порядке. Аннулирование представлено в 3-х возможных вариантах:

  1. Оспаривание – доказав, что права собственности были нарушены; в течение 1 года с момента, как заинтересованное лицо узнало о нарушении своих прав.
  2. Ничтожность. Признаки ничтожности указаны в статьях 168–172 ГК РФ. Срок давности – 3 года, максимальный – до 10 лет.
  3. Расторжение при существенном нарушении условий одной из сторон (ст. 451 ГК РФ). Например, квартира не соотвествует описанию в паспорте или покупатель не выплатил всю сумму средств до указанной даты.

С расчетом возможных рисков, которые могут возникнуть со временем после оформления договора через нотариуса купли – продажи недвижимости, рекомендуются все детали и нюансы прописывать в документе.

Договор купли продажи недвижимости через нотариуса выдается продавцу и покупателю, в случае судебного разбирательства подается как документальное свидетельство.

При покупке квартиры обращайте внимание на репутацию нотариуса, отзывы о его работе.

Какие риски возникают?

Несмотря на то, что покупка недвижимости через нотариуса все же лишена определенных рисков, крайне редко, но бывают неприятные и спорные моменты. Даже для опытного профессионала иногда не исключены человеческие факторы, например, некорректное внесение данных в договор или элементарная ошибка при вводе информации в реестр. Не всегда реально со % уверенностью подтвердить подлинность документов – подтверждение права собственности.

Признав свою вину, например, при предоставлении неточных данных, нотариус компенсирует затраты. Поскольку в процессе подписания договора, специалист разъясняет участникам значение и смысл сделки, убеждается в осознанном решении продать квартиру, комнату, гараж, возможное негативное развитие ситуации практически полностью исключено.

Исключение составляет, если купля продажа недвижимости через нотариуса – спланированная афера с задействованием именно этого человека.

Важно! Перед проведением сделки-покупки продажи рекомендуется проверять объект на юридическую чистоту, чтобы не попасться на уловки мошенников. Закажите услугу на нашем официальном сайте.

Справедливости ради, стоит отметить, что возникающие риски во время сотрудничества с нотариусом, минимальные.

Сколько обычно составляет стоимость услуг?

Проводя предварительный расчет стоимости услуг через нотариуса во время купли продажи недвижимости, стоит понимать не только возможные риски, но и то, каким образом формируется итоговая цена. Тариф состоит из таких моментов:

  • государственная пошлина;
  • плата за услуги технического и правового характера. Она устанавливается для разных регионов по решению местной нотариальной палаты.

Узнать о ней клиент всегда может наперед.

Федеральная налоговая палата определяет, во сколько обойдется покупка недвижимости через нотариуса и имеет право менять тарифы пошлины. На сегодня они составляют 0,5% от суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб. для оформления соглашение на раздел имущества, нажитого в семейной жизни, оформление ренты и составления договора отчуждения – 0,5% от суммы, но не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб. Добавляется к цене и плата за услуги.

Отметим: с 1 января 2015 купля продажи недвижимости через нотариуса стоимость значительно снизилась, что сделало сервис еще более доступным для многих.

Стоит обратить внимание, что есть тариф для нотариального оформления по отчуждению имущества, которые не требуют обязательного нотариального сопровождения. В этом случае оценивается степень родства, а также экспертная рыночная цена объекта.

Оформляя договор купли продажи недвижимости через нотариуса, наперед проведите расчет общей стоимости услуг, уточните возможные риски и внимательно проверяйте все бумаги во время передачи права собственности.


Земельный участок обойдется дороже, чем это указано в объявлениях купли продажи.

Ведь кроме суммы, которая передается продавцу, участников сделки ждут дополнительные траты. Их размер зависит от различных факторов.

Разберем подробно сумму каждой составляющей сделки по покупке земли, а также ответим на вопрос изменится ли стоимость, если участок приобретается вместе с домом.

Основные траты

За последние 5-10 лет схема купли-продажи земельного надела упростилась. Требуется меньше документов, а значит, стоимость оформления сделки также стала ниже.

Сегодня к основным графам расходов (помимо цены за землю) относятся:

  • оформление выписки из Росреестра о собственности;
  • составление договора;
  • оплата госпошлины.

Также в этом разделе будет рассмотрена услуга нотариального заверения сделки.

Выписка из Росреестра


Основной документ на землю — выписка из ЕГРН о собственности. Этот документ нужен, чтобы подтвердить принадлежность участка продавцу. Сегодня выписка заменяет кадастровый паспорт.

Посмотреть информацию можно и онлайн на сайте Росреестра, но при оформлении сделки выписка заказывается в расширенном печатном виде.

Она действительна в течение 30 дней, поэтому получать ее рекомендуется перед непосредственным заключением договора купли-продажи.

Стоимость составления договора

Участники соглашения не обязаны пользоваться услугой сопровождение сделки при составлении соглашения купли-продажи земли. Он может быть составлен самостоятельно. Образцы документов можно найти в интернете. Но подобная услуга рекомендуется, так как позволяет составить индивидуальный договор, где будут учтены все особенности сделки.

Законодательно не установлена единая ставка для предоставления юридических услуг, поэтому цены за составление договора может сильно варьироваться даже в пределах одного региона. В среднем за составление соглашения необходимо заплатить около 2000 рублей (данные взяты для Белгородской области).

Обратите внимание! Юрист может предоставлять дополнительные услуги. Например, консультацию, выезд. Все они оплачиваются отдельно.

Госпошлина

Государственная пошлина оплачивается только за переход права собственности на землю.


Ее размер (в рублях):

  • 350 — для земель под ИЖС, гаражное строительство, ЛПХ, садоводство и огородничество;
  • 2000 — для земель другого типа назначения для физических лиц;
  • 22000 — для юридических лиц.

Эту сумму можно внести после подачи документов в Росреестр. В результате в реестре изменится имя собственника, а покупатель получит выписку из ЕГРН с обновленными данными.

О правилах оплаты госпошлина читайте в этой статье.

Нотариальное заверение сделки

Заверять договор купли-продажи у нотариуса в 2019 году требуется только в случае, если одним из собственников является несовершеннолетний или недееспособное лицо. Если подобного обременения нет, то обращаться к нотариусу не обязательно.

Внимание! По личному решению договор может быть нотариально заверен даже в случаях, когда это не требуется законом. Это дает дополнительную гарантию чистоты сделки.

При заверении договора купли-продажи услуги нотариуса оплачиваются в соответствии со ст. 22.1 “Основ законодательства о нотариате”:

  • 3000 руб. + 0,2% от стоимости участка при продаже близким родственникам надела стоимостью менее 10 миллионов;
  • 23000 руб. + 0,1% процент от суммы свыше 10 миллионов для родственников;
  • 3000 руб. + 0,4% от цены земли при продаже участка третьим лицам, при условии ее стоимости до 1 миллиона;
  • 7000 руб. + 0,2% от суммы свыше миллиона при цене участка до 10 миллионов;
  • 25000 руб. + 0,1% от цены свыше 10 миллионов.

Максимально возможная ставка нотариуса — 50 тысяч рублей при продаже земельного участка родственникам или 100 тысяч при передаче третьим лицам.

Подробнее о необходимости заверения договора купли-продажи у нотариуса читайте здесь.

Стоимость сделки по покупке земли с домом

При покупке надела с недвижимостью покупателю необходимо оформить переход права собственности не только на участок, но и на дом.

Поэтому кроме основных трат при покупке земли добавляется еще одна пошлина — 2000 рублей для регистрации в Росреестре права собственности физического лица или 22000 рублей — для юридических.

Дополнительные траты

Дополнительные расходы при покупке земли связаны с оформление документов:


  • согласие супруга на продажу участка должно быть нотариально заверено — 2000 рублей;
  • межевание участка, если продается доля совместного имущества, — в зависимости от тарифов кадастрового инженера и площади надела (5000-10000 рублей);
  • изменение категории земли перед продажей — около 10000 рублей;
  • оформление дубликатов правоустанавливающих документов при потере — от 10000 рублей.

Также не стоит забывать о налогах. Доход с продажи недвижимости должен быть задекларирован в НДФЛ, если продавец владел участком менее 5 лет. Налог с земли для частного лица составляет 13% для граждан РФ и 30% для нерезидентов.

Кто оплачивает расходы?

Продавец и покупатель могут договориться о том, кто будет оплачивать основные расходы.

Но на практике:

  • продавец платит за оформление всех документов со своей стороны (выписка из ЕГРН, план межевания и т.д.);
  • покупатель оплачивает пошлину.

Справка! Остальные расходы, например, составление договора или нотариальное заверение сделки, могут быть разделены или включены в стоимость участка.

Можно ли сэкономить?

Сэкономить можно на составлении договора о покупке земли. Этот документ можно оформить самостоятельно без участия юристов. Или же обратиться к нотариусу, который обязан разъяснить все условия сделки, но берет строго установленную законом сумму.

Заключение

Минимальная стоимость оформления договора купли-продажи земли составляет 1100 рублей, в эту сумму входит заказ выписки ЕГРН продавцом и оплата перехода прав собственности покупателем. Максимальная сумма зависит от конкретной ситуации, площади участка и дополнительных услуг нотариуса. Максимальная сумма может достигать около 150 тысяч.

Читайте также: