Как поставить на кадастровый учет земельный участок в долевой собственности

Обновлено: 27.04.2024

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.

Необходимые документы для кадастрового учета земельных участков:

  • Межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
  • Копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  • Копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  • Заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);
  • Копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

Необходимые документы для кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства:

  • Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;
  • Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
  • Копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Также необходимыми документами для кадастрового учета, как земельных участков, так и объектов капитального строительства являются:

Верность копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 Закона о кадастре расписки.

Если документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием сетей связи общего пользования, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя, а также письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 22.02.2018 N ОГ-Д23-1640 по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае изменения состава участников общей долевой собственности.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 февраля 2018 г. N ОГ-Д23-1640

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки, образованные путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения.

Решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Вместе с тем по существу поставленного в обращении вопроса полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

На основании статьи 14 Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Участники долевой собственности на общем собрании могут принять в том числе решение об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 101-ФЗ в случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Порядок проведения, а также правила принятия решений общим собранием участников долевой собственности предусмотрены статьей 14.1 Закона N 101-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, состав участников общей долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном пунктом 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которым утверждены проект межевания образованного земельного участка, перечень собственников данного образованного земельного участка и размер их долей в праве общей собственности на него (далее - Решение N 1), может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принятого в соответствии со статьей 14.1 Закон N 101-ФЗ (далее - Решение N 2).

Для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный образованный земельный участок, в состав участников которой внесены изменения в орган регистрации прав необходимо представить в том числе заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии протоколов, которыми оформлены Решение N 1 и Решение N 2.

Обращаем внимание, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
Э.У.ГАЛИШИН

Задайте вопрос юристу:


После приобретения земли необходимо получить право собственности на земельный участок, чтобы официально подтвердить статус его владельца. Если этого не сделать, то любые дальнейшие действия с участком, такие как его продажа, передача по наследству и т.д. будут невозможны.

Процедура регистрации не сложна, если в ней разобраться. Поэтому давайте рассмотрим, с чего начинать оформление земельного участка в собственность.

Способы получения участка в собственность:

  • Выкуп муниципального участка;
  • Бесплатное оформление на льготных основаниях;
  • Получение участка по наследству;
  • Заключение сделки купли-продажи;
  • Участие в торгах;
  • Получение участка через суд.

Пошаговая инструкция по оформлению права собственности на участок

Шаг 1. Межевание участка (если оно не проведено)

Если у участка нет установленных пределов, т.е. отсутствует по каким-либо причинам межевой план, то для начала нужно будет провести процедуру межевания. Межевание также понадобится, если облик земли был изменен и теперь не соответствует плану.

Для проведения межевания понадобится кадастровый инженер (без лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности провести межевание нельзя). Можно обратиться в любую компанию по землеустроительным работам, либо, если это не срочно, заказать межевание бесплатно (но придется ждать очередь до нескольких месяцев).

Шаг 2. Оплата госпошлины

За оформление земельного участка в собственность нужно заплатить пошлину.

Платить госпошлину нужно в обязательном порядке. Ее размер зависит от статуса обращающегося (физическое или юридическое лицо) и от категории земли:

  • 350 руб. за оформление в собственность земельного участка ИЖС, дачного, садового, огородного хозяйства, земель сельскохозяйственного значения;
  • 2 тыс. руб. за участок иного назначения.

Оплатить госпошлину можно в почтовом отделении, банке, МФЦ или на сайте ФНС.

Шаг 3. Постановка на кадастровый учет

После межевания участок необходимо поставить на кадастровый учет. Для этого нужно обратиться в кадастровую палату (также можно подать документы через Госуслуги или МФЦ).

Какие понадобятся документы:

  • Паспорт;
  • Доверенность (если вместо заявителя обращается его представитель);
  • Межевой план участка;
  • Правоустанавливающий документ на земельный участок;
  • Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки.

Также потребуется оплатить госпошлину (во многих регионах есть возможность оплатить госпошлину прямо в МФЦ). Если этого не сделать в течение 5 дней, то орган регистрации прав вернет заявление и прилагаемые документы без рассмотрения

В расписке после подачи документов будет указана примерная дата получения решения. Рассмотрение может длиться до 10 дней (через МФЦ до 12 дней).


Шаг 4. Сбор документов

Межевание участка и его постановка на кадастровый учет — это скорее подготовительные этапы перед регистрацией права собственности, которые необходимы, если межевание и кадастровый паспорт отсутствуют.

Рассмотрим, какие нужны документы для оформления земельного участка в собственность:

  • Заявление на получение права собственности (в Росреестре);
  • Кадастровый паспорт объекта;
  • Оригинал и копия паспорта собственника;
  • Квитанция оплаченной госпошлины;
  • Документ, который может подтвердить право владения землей.

Какие документы могут подтвердить право владения участком:

  • Договор купли-продажи;
  • Свидетельство о вступлении в наследство;
  • Акт о приватизации;
  • Дарственная;
  • и т.д.

Точный список документов для регистрации права на участок зависит от вида сделки.

Регистрацию права собственности на земельный участок можно совершить через Росреестр или МФЦ. Подайте собранные документы с оплаченной госпошлиной в выбранную инстанцию. Принявший документы специалист выдаст вам расписку, где указана примерная дата, когда можно получить выписку из ЕГРН.

Шаг 6. Получение выписки из ЕГРН

В этом документе будет указано, что вы имеете статус владельца участка. Поздравляем, теперь вы являетесь собственником участка!

Как оформить арендованный участок в собственность

Согласно ФЗ-178 "О государственной социальной помощи" гражданин имеет право на оформление арендованного земельного участка в собственность, т.е. приватизировать землю, которая изначально была арендована (бессрочно или срочно).

Оформить участок можно бесплатно при условии если:

  • Вы построили дачный дом, баню, гараж или хозпостройку и стали владельцем объекта;
  • Вы построили и стали владельцем частного дома;
  • Вы член caдoвoдчecкoгo кooпepaтивa.

Вы можете получить земельный участок бесплатно, если имеете отношение к следующим категориям граждан:

  • Инвалиды;
  • Ветераны BOB;
  • Дети-сироты;
  • Многодетные семьи;
  • Военные, которые отслужили более 10 лет;
  • Сотрудники ОВД, стаж работы которых более 15 лет;
  • Молодые работники сельского хозяйства;
  • и прочие категории льготников.

Для оформления в собственность участка в аренде необходимо подать заявление с выпиской из кадастрового плана в местный муниципальный орган, в ведении которого находится земля. B зависимости от обстоятельств администрация может принять следующие решения:

  • Передать право собственности на землю бесплатно, выдав при этом разрешение установленной формы;
  • Предложить выкупить землю и предоставить на рассмотрение договор купли-продажи, и уже после выкупа произвести регистрацию участка;
  • Отклонить ходатайство, в случае если вы не обладаете правами собственника (в соответствии со статьей 28 земельного кодекса), или участок использовался не по целевому назначению.

В целом дальнейшая процедура регистрации арендованного участка в собственность не отличается от обычной. К необходимым документам лишь добавится разрешение муниципалитета (или договор купли-продажи).

Оформление участка в долевую собственность


Рассмотрим пошагово,как оформить долю земельного участка в собственность.

Шаг 1. Повторное межевание

Для того, чтобы оформить часть земельного участка в собственность для начала нужно заново провести межевание, чтобы разделить надел на части. У всех полученных в итоге межевания участков обязательно должен быть подъезд, у участков ИЖС и промышленных построек — необходимые инженерные коммуникации.

Шаг 2. Соглашение о разделе участка

Далее необходимо оформить соглашение о разделе земельного участка, которое должны подписать все собственники новых участков. В соглашении нужно указать:

  • Кадастровый номер и информацию обо всех собственниках;
  • Размер долей и площадь новых участков, их соответствие долям в исходном участке;
  • Распределение расходов на долевую собственность.

Если один из собственников отказывается от раздела участка, то спор можно решить в судебном порядке.

Шаг 3. Заявление о получении адресов

Нужно взять заявление о получении адресов для выделенных земельных участков (обратитесь в землеустройство местной администрации). В заявлении указываются наименование участков, их количество и основания присвоения. Обратиться также можно и в Росреестр, МФЦ, портал госуслуг. Решение о присвоении нового адреса или отказе будет готово в течение 18 дней.

Шаг 4. Сбор документов и регистрация

Оформление доли земельного участка в собственность включает в себя все те же стандартные этапы, только к необходимым документам добавляется соглашение между дольщиками.

При процедуре раздела земельного участка в Росреестре будут выполнены одновременно операции по:

  • Внесению участка в государственный кадастр недвижимости (ГКН);
  • Регистрации права собственности;
  • Снятию старого участка с ГКН;
  • Прекращению права собственности.

Как оформить землю под домом в собственность

Как оформить земельный участок под домом в собственность — очень популярный вопрос. На самом деле процедура не отличается от регистрации права на арендованный участок. Помните, что если вы зарегистрировали право собственности на дом до 30.10.2001, то участок можно получить бесплатно, выкупать его не придется. Нужно только найти правоустанавливающий документ и оформить право собственности на землю.

Упрощенное оформление земельного участка в собственность

Он заключается в том, что каждый гражданин может приватизировать дачный участок, а также оформить объекты капитального строительства как жилое помещение, что дает возможность прописаться на дачном участке. Таким образом можно оформить:

  • Земельные участки для садоводства, огородничества, подсобного и дачного хозяйств, строительства гаража или жилого дома (тогда по упрощенному порядку регистрации подлежат только те дома, строительство которых началось до 1.03.2019 г.).
  • Сами постройки на этих участках - дачные дома, бани и другое.

Упрощенный порядок действовал до конца 2020 года, но недавно его продлили до 1 марта 2026 года.

Оформление участка в собственность по наследству

Что нужно для оформления земельного участка по наследству:

Шаг 1. Обратиться к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело

Шаг 2. Получить свидетельство о праве на наследство

Для этого понадобятся документы:

  • Паспорт умершего собственника;
  • Свидетельство о смерти;
  • Последнее место прописки;
  • Документы, подтверждающие родство с наследодателем;
  • Завещание (при наличии);
  • Квитанция об уплате госпошлины (0,3-0,6 % от цены участка).

Шаг 3. Обратиться в Росреестр для регистрации унаследованного участка

Документы необходимые в Росреестре:

  • Технический паспорт участка;
  • Справка из БТИ об отсутствии строительства на участке;
  • Справка о последнем месте регистрации умершего собственника;
  • Заключение об инвентаризационной стоимости объекта;
  • Выписка из ЕГРН на имя наследодателя;

На что стоит обратить внимание:

Стоимость оформления участка в собственность

Если рассуждать, сколько стоит оформление участка в собственность, то можно выделить следующие составляющие стоимости:

В итоге стоимость регистрации участка в зависимости от региона и необходимых процедур может быть разной. Также вам может понадобится помощь юристов, чтобы облегчить процесс оформления.

Здравствуйте! Как произвести выдел доли из общей долевой собственности?

Здравствуйте! Порядок образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей регламентирован ФЗ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (Далее – Закон об обороте).

Собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания выполняется в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 №388.

Проект межевания земельного участка подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Извещение должно содержать сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания ЗУ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона, сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания ЗУ, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона, кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка, порядок ознакомления с проектом межевания ЗУ, место или адрес, где с проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

В случае, если в течение тридцати дней со дня извещения о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер составляет заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект межевания земельного участка утверждается собственником земельной доли или земельных долей (пая).

После чего, кадастровый инженер выполняет кадастровые работы и осуществляет подготовку межевого плана для последующего его предоставления в орган регистрации прав с заявлением и иными документами для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

В случае наличия обоснованных возражений, кадастровый инженер проводит работы по их снятию, и только после этого осуществляет подготовку межевого плана.

– документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю,

– проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;

а также оплатить государственную пошлину за регистрацию права.

Размер госпошлины за регистрацию права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с действующим налоговым законодательством составляет 350 рублей.

Этапы оформления земельных участков путем выдела в индивидуальном порядке:

  1. Подготовка проекта межевания земельного участка;
  2. Согласование проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности посредством направления извещения участникам долевой собственности или опубликования извещения в средствах массовой информации по месту расположения земельного участка;
  3. Утверждения проекта межевания;
  4. Проведение кадастровых работ и подготовка межевого плана;
  5. Постановка на кадастровый учет и одновременная регистрация права.
  1. Заключение договора о подготовке проекта межевания земельного участка и выполнении кадастровых работ на подготовку межевого плана в связи с образованием земельного участка в счет выдела земельной доли из земель сельхозназначения;
  2. Подготовка проекта межевания;
  3. Направление извещения о согласовании проекта межевания дольщикам или публикация в СМИ;
  4. Подготовка межевого плана;
  5. Подача заявления о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав выделяемого земельного участка.

Отметим также, что при выделе в индивидуальном порядке общее собрание пайщиков может не проводится.

Подготовка межевого плана осуществляется с учетом требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.

Читайте также: