Как относится к частной собственности представитель социальной философии в ренессансе т кампанелла

Обновлено: 20.05.2024

В эпоху Возрождения переосмыслению подверглись не только натурофилософские концепции, но и социально-политические. Формировался новый социальный слой (буржуазия), активно развивалась наука. Необходима была новая теоретическая философская база для объяснения социальных процессов. Идеал церковной теократии уже не мог удовлетворить нового воспитанного слоя интеллигенции.

Центром социально-политических концепций стало централизованное государство. Основной господствующий общественный класс мещане и буржуазия, которые рассматриваются как главный инструмент борьбы с засильем церкви и религиозных догматов.

Католическая церковь в Эпоху Возрождения стремилась к универсализации европейских наций. Европейские нации, напротив, хотели отстоять свой суверенитет, доказать свою уникальность и неповторимость. Для защиты суверенитета и было необходимо сильное централизованное государство. Главные идеологи социальной философии Эпохи Возрождения являются Томас Мор, Никколо Макиавелли, Иоанн Боден, Гуго Гроцкий, Николло Кампанелла.

Николло Макиавелли.

Основные произведения Никколо Макиавелли о социальной философии: "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

Политика для Макиавелли являлась воплощением свободной воли людей. Поэтому невозможно и божественное происхождение политики. Политика должна быть ориентирована не на божественную целесообразность, но на практику и естественные потребности жизни людей.

Основой политики Макиавелли является психология (такого термина еще не было в то время). Политика должна опираться на интересы правящего класса, его потребности и желания. Основой политики являются человеческие желания, особенности характера, потребности, свободная воля людей. В этом заключается его психологическая трактовка политики.

Властитель Нового государства, по Макиавелли, должен быть деспот. Политик не должен быть связан религиозными представлениями, его действия не могут опираться на церковные догматы. Его поведение должно основываться на жестких фактах. Макиавелли впервые выдвигает тезис "Цель оправдывает средства".

Конечно, такая социально-политическая концепция была вписана в исторический контекст. Макиавелли считал, что Италия находится под гнетом папства. Макиавелли хотел теоретически доказать абсурдность и ненужность такого положения вещей. Он хотел, чтобы Италия была истинным светским, а не религиозным государством.

Главным принципом управления государства должна была стать мораль. Но в концепции Макиавелли это была мораль сильных, а не мораль слабых. Макиавелли поддерживал идеи гуманистов. Он не верил в судьбу или религиозный фатум. Человек своими силами должен был сам строить свою судьбу.

Правитель должен ориентироваться на достижения целей во благо всего государства. Такие цели необходимо достигать любой ценой.

Таким образом, идеалом государственного устройства Н.Макиавелли является абсолютная монархия.

Иоанн Боден. Его главный труд " Шесть книг о государстве".

В его теории также отражается необходимость общества в сильной государственной власти. Такая власть могла бы помочь Франции обрести мир и закончить с разрушением религиозных войн. И. Боден считал, что государственные интересы превыше религиозных. Церковь необходимо было подчинить религиозным.

Следуя идеям Аристотеля, Боден И. считал, что семья является основой общества и государственного устройства. Задачей государства было защита интересов семьи и интересов частной собственности.

Единственным источником права был монарх. Государство есть источник власти и силы в обществе.

Интересной идеей Бодена является идея типизации государств в зависимости от климата. Боден считал, что в умеренных широтах преобладают государства разума. Граждане такого государства занимаются интеллектуальным трудом. В южных государствах государство основано на религии, в северных широтах находятся деспотичные сильные государства.

С социально-политическими идеями эпохи Возрождения связана теория естественного права. В эпоху античности право рассматривали как договор людей, в эпоху средневековья право имело характер необходимости. Совсем по-другому право рассматривалось в теориях Эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения право стали считать "естественным", т.е. оно имеет человеческое происхождение и вытекает из человеческой природы.

Активно развивал теорию естественного права Гуго Гроцкий. Он выделял два вида права

  • Право божественное
  • Право человеческое

Человеческое право классифицировалось на гражданское и естественное. Первое было обусловлено социально -политическим и историческим концептом. Второе вытекало из естественной природы человека. Естественное право является основой общественного договора.

В эпоху Возрождения создавались первые утопические концепции. Эти концепции связаны с началом накопления капитала и дифференциацией общества. Это концепции, которые исходят из равенства всех людей. Главными идеологами утопического мышления Ренесанса был Томас Мор и Томаззо Кампонелла.

Томас Мор.

Его основное произведение по социальной философии - " Утопия" (краткое название). Утопия переводится с греческого языка, как место, которого нет. Томас Мор переводил этот термин, как Нигдея. Утопия - это какой-то остров, на котором существует идеальное государство. Утопия Т. Мора состоит из двух частей. Во второй части описывается идеальное государства в месте, которого нет. Первая часть утопии посвящена критики экономического и социального положения современной ему Англии.

Томас Мор находился в оппозиции правящей партии. Он выступал с резкой критикой короля Генриха VIII. В начале своего творчества его идеи были очень популярны среди мелкой буржуазии, но впоследствии он был казнен за противоречие власти. Его творчество является гуманистическим нравственным идеалом Ренессанса, учением о свободе и достоинстве человека.

Томас Мор видел причину социального неравенства в частной собственности. Он исследовал социально-политические аспекты неравенства. Для устранения социального неравенства необходимо было изменить общественные отношения, считал Томас Мор. Однако законным путем изменить общественный строй практически невозможно, для этого нужна революция.

В идеальном государстве Томаса Мора все люди имеют права, обязаны работать, частная собственность заменяется общественной. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Все это позволяет достичь высокой производительности труда, которая становится двигателем общественного прогресса. При этом Мор Т. Считал, что такого положения вещей можно достичь в ближайшее время. Практику трудовой деятельности в утопии Т.Мора должен был иметь каждый гражданин (например, не менее 2 лет отработать в с\х работах). Чиновники также иногда должны заниматься трудовой деятельностью для примера и вдохновения граждан. Трудовой день в утопии Мора шестичасовой, остальное время человек должен уделять умственному и физическому развитию.

В идеальном государстве Мора есть своя религия, это религия не догматическая. Она связана с верой в божественное начало, как творца человека и мира. Религия нравственно и морально преобразует человека, считал Т.Мор. Те, кто не верит в Бога, грешит больше.

Отсутствие частной собственности приводит к отказу от денег. В идеальном государстве существует рабство. Рабами становятся те граждане, которые пошли против закона и стали преступниками, а также военнопленные.

Томаззо Кампанелла.

Основное произведение Томаса Кампанеллы - " Город Солнца ". Написано это произведение было в тюрьме.

В отличие от Т.Мора он видит главную необходимость революции не в отмене частной собственности, но для установления христианской морали в обществе. Идеал государственного устройства для Кампанеллы - теократия. Он постулирует идею власти папы над всеми христианами. Общественные преобразования необходимы для установления христианской морали.

Во главе идеального государства Т. Кампанеллы находился жрец - первое духовное лицо государства. Важное различие управления в государстве Т.Компанеллы от Утопии Томаса Мора следующие. В городе Солнца управление носит специализированный характер, государством управляют специалисты. Главный специалист - это метафизик. Этот жрец был мудрецом метафизики, отмеченный солнечным символом. Однако он не мог один управлять государством. Помощниками верховного жреца реализуют на практике три основных принципа бытия: власть, мудрость и любовь. Они занимались военными вопросами, медициной, образованием, свободными искусствами, воспитанием детей. В государстве Компанеллы Т. Политическая и светская власть переплетаются с церковной властью и духовной. Частная собственность в Городе Солнца отсутствовала и заменялась общественной собственность.

Т. Мор и Т.Кампанелла представители утопического социализма.

Особенности философского мировоззрения в Эпоху Возрождения.

Главное отличие Эпохи Возрождение это освобождение от религиозных догматов, которому подлежала не только политика или экономика, но также наука и философия.

В Эпоху Возрождения вновь обращаются к античной культуре, возносят идеалы античности, обращенные к благу, красоте, истине. Философская мысль и культура античности становятся идеалом. Однако античная философия больше не является догматом, также как и религиозная схоластика. Идеалом можно восхищаться, но не делать из него авторитета и не следовать слепо. Между идеалом и реальностью есть дистанция. Из этого исходит философия Ренессанса.

Отличительной чертой Ренессанса является антропоцентризм и гуманизм. В центре философской проблематики оказывается человек, его желания, интересы, потребности. Человек эпохи Возрождения не исходит из принципа детерминизма, он сам становится хозяином своей судьбы. Особое внимание уделяется личности человека, его творческому потенциалу и индивидуальному развитию. В этом воплощается индивидуализм философии Ренессанса. Философия эпохи Возрождения исходит из принципа абсолютного волюнтаризма. Человек обладает свободой воли и только сам несет ответственность за свою судьбу.

Отличие человека эпохи Возрождения и его места в мире связано со следующим (это вытекает непосредственно из высказывания Джованни Пико дела Мирандола): человек - это не природное существо и у него нет пределов. Человек сам решает свою собственную судьбу и определяет своё место в мире. Человек сам является творцом как своей собственной судьбы, так и самого себя.

Главные черты философии Эпохи Возрождения - это натурофилософский пантеизм, этический индивидуализм и гносеологический рационализм. Основным недостатком философии Ренессанса является проявление аристократических и элитарных тенденций. Человек, который мог на практике воплощать философию Ренессанса, принадлежит к определенному социальному кругу и обладает хорошим образованием. Основной признак философии Ренессанса - это ориентация на земные человеческие ценности. Принцип теоцентризма заменяется принципом антропоцентризма.

Эпоха Возрождения подготовила предпосылки для формирования философии Нового Времени. Это было связано с победой рационального познания, признанием эксперимента как основы для теоретического знания , переходом с познания Бога на познание природы, возвращением от сакрального знания к рациональному знанию.

За Средними веками последовал период Возрождения или Возрождения (XIV-XVII века). В этот период в социально-экономическом плане произошел переход от феодализма к капитализму. Эта эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, инженерного дела, естествознания, механики, математики, небывалым творческим подъемом в искусстве, литературе, науке, общественно-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития дали основные черты философского прогресса. Само название эпохи предполагает возрождение интереса к античной философии и культуре, которая воспринимается как образец для современности. Христианская традиция переосмысливается, а общественная жизнь и культура секуляризируются (секуляризируются). Философия больше не является служанкой теологии. Идеалом является не религиозное, а светское знание. В эту эпоху новое философское мировоззрение было выработано благодаря работам целого ряда мыслителей: Франческо Петрарка, Мишель Монтень, Марсилио Фичино, Николай Куза, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томас Кампанелла, Никколо Макиавелли и др.

Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

Эпоха Возрождения характеризовалась не только повышенным интересом к личности, но и большим интересом к проблемам государства, устройству общества и взаимоотношениям между церковными и государственными институтами и верующими. Эти проблемы нашли отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными течениями которой были:

  • Философия Реформации;
  • Политическая философия;
  • Социалистическая утопическая философия.

Целью Реформации была реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими.

Условиями для возникновения этого движения были:

  • кризис феодализма;
  • возникновение и консолидация торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, образование европейских государств;
  • незаинтересованность лидеров этих государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, наднациональной, общеевропейской власти Папы и католической церкви;
  • кризис, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, отсталость от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • распространение идей гуманизма в Европе;
  • рост личного сознания, индивидуализма..;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских доктрин, ересей, мистицизма, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами гражданско-евангелической Реформации были М. Лютер, В. Цвингли и Ж. Кальвин.

Народная Реформация характеризовалась движением Т. Мюнцера, анабаптистов, диггеров и др.

Идеи социальной философии в эпоху Возрождения - Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Идеи гуманизма в работах мыслителей Возрождения

Идеи гуманизма были впервые выражены в эпоху Возрождения, поэтому мыслителей этого периода называют гуманистами, а 14-16 века часто называют эпохой гуманизма. В целом, гуманизм с тех пор существует как направление социально-политической и философской мысли. Гуманистическая тенденция может быть выявлена в различных конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и разных авторов.

Новое понимание проблемы человека также повлияло на новое понимание проблемы Бога мыслителями эпохи Возрождения. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму пришел пантеизм. Пантеизм — это философская доктрина, признающая слияние Бога с природой, при этом Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как сверхъестественная сила, существующая во всех природных объектах. Действительно, пантеистические мыслители уже обожествляли саму природу и считали, что божественная сила так же вездесуща в природе, как и в самом человеке.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви повлияли и на то, что в эпоху Возрождения начинается резкая критика официального католического учения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неправильно трактовала основные религиозные проблемы. Прежде всего, преуменьшается роль научного и философского знания, поскольку благодаря Фоме Аквинскому наука, по мнению гуманистов, стала лишь служанкой теологии. Принципы и методы познания античной философии были возведены гуманистами в абсолют, а научное знание поставлено на один уровень с религией.

Гуманисты были убеждены, что наука должна стать основой новой религии. Гуманисты обратились к тайным путям познания — магии и оккультизму — как к основным инструментам для открытия божественных истин. Они считали магию и оккультизм высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к древней культуре сопровождалось появлением интереса к древним религиозным и мистическим учениям.

В шестнадцатом веке произведения древних мистиков — Гермеса Трисмегиста, Зороастра и Орфея — были переведены на латынь и стали чрезвычайно популярны. Гуманисты считали авторов этих сочинений историческими личностями, современниками Моисея из Ветхого Завета. Согласно большинству ренессансных мыслителей, Бог передавал Моисею законы человеческого сообщества, а Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей — некие тайные истины, понятные только через особые религиозно-мистические пути. Поэтому знание трудов древних мистиков и выполнение магических обрядов дает возможность прикоснуться к величайшим божественным тайнам, которые недоступны обычным христианам.

Теории общественного договора

Концепция Гегеля оказала большое влияние на современное понимание гражданского общества. Гражданское общество сегодня понимается как — сфера спонтанного самовыражения свободных индивидов и добровольно созданных объединений и организаций граждан, защищенная необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольного регулирования со стороны государственных органов.

Признаками гражданского общества являются:

  • Концентрация жизни населения в городах и городских поселениях (горожанин — городской житель);
  • Демократическое устройство государства;
  • Автономия личности, которая понимается не просто как личная свобода, а как единство внутренних и внешних возможностей развития
  • Доминирование частного и гражданского права, которое развивается одновременно с институтом частной собственности и рыночной экономикой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Tutte le opere, v. I — , Mil.—Verona, 1954—; Lettere, Bari, 1927 , La filosofia ehe i sensi ci additano, Napoli, 1974.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Campanella), Джованни Доменико (в монашестве – Т о м м а з о) (5 сент. 1568 – 21 мая 1639) – итал. философ, утопич. коммунист. 15 лет ушел в монастырь ордена доминиканцев, где изучал соч. антич. мыслителей, особенно Аристотеля, ср.-век. теологов (Фомы Аквинского и др.), натурфилософов эпохи Возрождения, в частности Телезио, а также астрологов и представителей каббалы. Первые выступления К., в частности его защита натурфилософии Телезио ("Философия, доказанная при помощи чувств" – "Philosophie sensibus demonstrata", 1591), и др. проявления свободомыслия навлекли на него преследования инквизиции. В дальнейшем К. замыслил свержение исп. гнета в Неаполитанском королевстве и учреждение теократич. республики. К концу 1599 заговор был раскрыт. Присужденный в 1602 к пожизненному заключению, К. провел 27 лет в неаполитанских тюрьмах, где написал ряд соч. ("Защита Галилея" – "Apologia pro Galileo", 1622, "Город Солнца" – "La cittá del Sole", 1602, и др.). Освобожденный в 1629, К. бежал во Францию и поселился в парижском монастыре доминиканцев, где до конца жизни занимался филос., социально-политич. и астрологич. проблемами. Агенты инквизиции и там вели за К. тайное наблюдение и преследовали его своими происками.

Философские воззрения К. изложены в ряде произведений, важнейшие из к-рых "Об ощущении вещей и магии" ("De sensu rerum et magia", libri 1–4, 1620), "Побежденный атеизм" ("Atheismus triumphatus", 1631), "Три части универсальной философии или учения о метафизических вещах" ("Universalis philosophiae, seu metaphysicarum rerum juxta propria dogmata, partes tres", 1638). К. выступал здесь как последний крупный представитель итал. натурфилософии эпохи Возрождения. Он боролся против схоластики, защищал Галилея от церковников и обскурантов, отвергал авторитет Аристотеля, призывал к опытному познанию природы, усматривая задачу философии и науки в увеличении могущества человека, усовершенствовании самой его природы и выдвигал интересные технич. проекты и изобретения. Вместе с тем он разделял многие ср.-век. заблуждения и фантастич. представления (особенно представления астрологии и магии). Вместо изучения фактов сам К. часто ограничивался материалом, почерпнутым из схоластич. лит-ры; он не смог оценить по достоинству гелиоцентрич. теорию Коперника, труды Гильберта по магнетизму. В своих филос. взглядах К. примыкал к материализму, принявшему у него форму пантеизма. Под влиянием Патрици ой учил, что каждая ступень реальности одновременно причастна как к бытию, так и к небытию (эти воззрения К. восходят к неоплатонизму). Осн. качествами действительности ("прималитетами"), восходящими к бытию, должны быть признаны, по К., определяющие свойства человека – мощь, обнаруживающаяся в силе, мудрость, сказывающаяся в способности представления, и любовь, проявляющаяся как желание. Противоположные им свойства, восходящие к небытию, – немощь, незнание и ненависть. Как бытие, так и небытие устроены, по К., богом, всемогущим и всеведущим. Натурфилос. воззрениям К. свойственны элементы диалектики, к-рые состояли в утверждении, что отрицат. свойства действительности составляют необходимые условия возможности проявления положительных. В разработке вопросов гносеологии и методологии К. проявлял себя как один из наиболее последовательных для своего времени сенсуалистов. В самом понимании ощущения К. – материалист, без колебаний признающий независимость объектов ощущения от ощущающего субъекта. В третьем из названных выше соч. К. выступил против скептиков. Как крайний сенсуалист, К. недооценивал познават. возможности математич. знания и не понял прогрессивной сущности аналитич. метода исследования.

Коммунистическая утопия К. отражала смутные чаяния угнетенных и обездоленных плебейских масс в период глубокого упадка Италии в 16–17 вв. В идеальном городе-государстве К., где осуществлен разумный и совершенный обществ. порядок, нет тунеядцев: все граждане, в т.ч. и женщины, занимаются производит. трудом, чем обеспечивается изобилие и возможность распределения продуктов по потребностям. Здесь нет ни частной собственности, ни семьи, а произ-во, потребление, регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения осуществляются обществом. Воспитание граждан, особенно подрастающего поколения, основано на соединении обучения с производит. трудом. Гл. правитель, избираемый пожизненно, должен владеть всей совокупностью знаний своего времени, а также иметь общее знакомство со всеми видами практич. деятельности. Различными отраслями обществ. жизни ведают его помощники, – трое, также избираемых, первейших ученых: Мощь (в компетенции к-рой находятся вопросы войны и мира), Мудрость (ведающая иск-вами, ремеслами и науками) и Любовь (наблюдающая за деторождением и воспитанием). Непосредств. руководство жизнью и деятельностью граждан доверяется должностным лицам, избранным из числа людей, по своим знаниям и добродетелям наиболее пригодным для того, чтобы ведать обществ. делами.

Утопия К. была проявлением раннего, еще примитивного, грубого коммунизма с его мелочной регламентацией быта. Историч. ограниченность утопии К. сказалась также в том, что он сохранял религию, правителей-священников, предлагал использовать магию и т.п. Вместе с тем утопич. коммунизм К. был важным этапом в развитии социалистич. мысли.

"Город Солнца" ("La cittá del Sole") – соч. К., в к-ром изложена его утопия. Написанное в 1602 в форме рассказа генуэзского флотоводца о вновь открытой стране, на итал. языке, это соч. было опубликовано лишь в 1904 в Модене, а критич. его издание в 1920 в Неаполе "Scritti scelti", Torino, 1949. Первой публикацией является издание в 1623 лат. пер., сделанного в 1613 самим автором [в его кн.: "Realis Philosophiae epilogisticae partes IV. Hoc est: de rerum natura, hominum moribus, politica (cui Civitas Solis iuncta est) et Oeconomica", Fraricofurti ]. За ним последовали переиздания в 1637 (в Париже, при жизни автора, с дополнениями) и в 1643 (в Утрехте, посмертное, перепечатанное с парижского). Это Соч. К. переводилось на англ., нем., франц., итал., исп., польский и др. яз Рус. переводы были сделаны А. Г. Генкелем (СПБ, 1906 и [П. ], 1918) и Ф. А. Петровским (М.–Л., 1934 и 1947, 1954; вступит. статьи ко всем изд. В. П. Волгина).

Соч.: Opere. v. 1–2, Torino, 1854; Tutte le opere, v. 1, Mil.–Verona, 1954; Opuscoli Inediti, Firenze, 1951; Lettere, Bari, 1927; Philosophiae rationalis partes quinque, P., 1638; Poesie filosofiche, Lugano, 1834; в рус. пер.: Об ощущении вещей, в Книге для чтения по истории философии, под ред. А. Деборина, т. 1, М., 1924, с. 163–72 (отрывок из книги "Об ощущении вещей и магии").

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Италия — 21 мая 1639, Париж) — итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения хрис ι ианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд “Философия, доказанная ощущениями” (Phflosophia sensibus demonstrata,1591, новое изд. 1992) в защиту Б. Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступлении — ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал безумие и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634).

Кампанелла — автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систематически запрещали и конфисковывали. В “Философии, доказанной ощущениями”, в “Кратком своде философии природы” (Prodromusphilosophiae. Francofürti, 1617), в “Реальной философии” (ReaUs Philosophiae epilogisticae parte quatuor, Francofiirti, 1623) в “Апологии Галилея” (Apologia pro Calileo., Francofiüti, 1622), в “Побежденном атеизме” (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная масса — основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей природе материя пассивна, источником движения является тепло. Истинное познание возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу “чувствующим животным”. Подобно Телезио, он рассуждал о “естественной душе”, теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия — мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные — немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум. Первая Мудрость. Но, сотворив “великое чудо” — мир, в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого “скульптурного образа Бога”. Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о “двух книгах” — “живого кодекса природы”, познаваемого посредством разума и чувств, и Св. Писания — иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.

Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания “наилучшего государства”, образец которого он начертал в знаменитом диалоге “Город Солнца”: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут “философский образ жизни общиной”, основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся жизнь соляриев. Наука тесно связана с “естественной” религией, образуя своеобразный магический культ, задача которого — проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения человечества — во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в “Городе Солнца”, в “Политических афоризмах” (Aforismi politic!, Torino, 1941). В трактате “Об испанской монархии” роль объединителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной власти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opère, Torino, 1854, v. 2). В “Речах к итальянским князьям” (Discoisi ai principi d'ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии — будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в “Монархии Мессии” (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает право на главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем служении подражать Христу и быть “рабом рабов божиих”. Противник войн и религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал постулат кальвинистов о божественном предопределении и отрицание ими свободы воли у человека.

Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь “Город Солнца” и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту папства и, принижая значение “Города Солнца”, толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям “Города Солнца”, вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую церковь в задуманном им переустройстве общества. Соч.: Le poésie, v. 1—2. Lanciano, 1913; Del senso délie cose e délia magia. Bari, 1925; Lettere. Bari, 1927; La Città del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941; Opuscoli inediti. Firenze, 1951; Tutte le opère, v. I. Mil., 1954; Monarchia Messiae e Discorsi délia liberté e délia felice suggestione allô stato ecclesiastico. Torino, 1960; в рус. пер.: Город Солнца. М., 1954. Лит.: Квачала И. И. Фома Кампанелла.— “Журнал министерства народного просвещения”, 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; ШтеклиА. Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966; Он же. “Город Солнца”: утопия и наука. М., 1978; Горфункелъ А. X. Томмазо Кампанелла. М. 1969; Он же. Философия эпохи Возрождения. М„ 1980, с. 301—329; Amabile L. Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia, vol. 1—3. Napoli, 1882; Idem. Fra Tommaso Campanella ne'castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, v. 1—2, 1887; Firpo L. Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940; Idem. Ricerche Campanelliane. Firenze, 1947; Idem. Campanella Tommaso — Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1974, v. 17, p. 372—401.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое КАМПАНЕЛЛА в других словарях:

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

кампанелла пьеса, колокольчик Словарь русских синонимов. кампанелла сущ., кол-во синонимов: 2 • колокольчик (18) • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: колокольчик, пьеса. смотреть

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (Tommaso Campanella, 1568—1639) — итальянский утопист и поэт. 15 лет вступил в орден доминиканцев. Вел длительную борьбу с и. смотреть

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

(Campanella), Томмазо (до пострижения в монахи - Джованни Доменико) (5.IX.1568 - 21.V.1639) - итал. мыслитель и поэт, один из представителей раннего ут. смотреть

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА(Campanella) Томмазо (1568— 1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. Ортодоксальный доминиканец (до пострига в монахи в 1582 . смотреть

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

1) Орфографическая запись слова: кампанелла2) Ударение в слове: кампан`елла3) Деление слова на слоги (перенос слова): кампанелла4) Фонетическая транскр. смотреть

В эпоху Возрождения переосмыслению подверглись не только натурофилософские концепции, но и социально-политические. Формировался новый социальный слой (буржуазия), активно развивалась наука. Необходима была новая теоретическая философская база для объяснения социальных процессов. Идеал церковной теократии уже не мог удовлетворить нового воспитанного слоя интеллигенции.

Центром социально-политических концепций стало централизованное государство. Основной господствующий общественный класс мещане и буржуазия, которые рассматриваются как главный инструмент борьбы с засильем церкви и религиозных догматов.

Католическая церковь в Эпоху Возрождения стремилась к универсализации европейских наций. Европейские нации, напротив, хотели отстоять свой суверенитет, доказать свою уникальность и неповторимость. Для защиты суверенитета и было необходимо сильное централизованное государство. Главные идеологи социальной философии Эпохи Возрождения являются Томас Мор, Никколо Макиавелли, Иоанн Боден, Гуго Гроцкий, Николло Кампанелла.

Николло Макиавелли.

Основные произведения Никколо Макиавелли о социальной философии: "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

Политика для Макиавелли являлась воплощением свободной воли людей. Поэтому невозможно и божественное происхождение политики. Политика должна быть ориентирована не на божественную целесообразность, но на практику и естественные потребности жизни людей.

Основой политики Макиавелли является психология (такого термина еще не было в то время). Политика должна опираться на интересы правящего класса, его потребности и желания. Основой политики являются человеческие желания, особенности характера, потребности, свободная воля людей. В этом заключается его психологическая трактовка политики.

Властитель Нового государства, по Макиавелли, должен быть деспот. Политик не должен быть связан религиозными представлениями, его действия не могут опираться на церковные догматы. Его поведение должно основываться на жестких фактах. Макиавелли впервые выдвигает тезис "Цель оправдывает средства".

Конечно, такая социально-политическая концепция была вписана в исторический контекст. Макиавелли считал, что Италия находится под гнетом папства. Макиавелли хотел теоретически доказать абсурдность и ненужность такого положения вещей. Он хотел, чтобы Италия была истинным светским, а не религиозным государством.

Главным принципом управления государства должна была стать мораль. Но в концепции Макиавелли это была мораль сильных, а не мораль слабых. Макиавелли поддерживал идеи гуманистов. Он не верил в судьбу или религиозный фатум. Человек своими силами должен был сам строить свою судьбу.

Правитель должен ориентироваться на достижения целей во благо всего государства. Такие цели необходимо достигать любой ценой.

Таким образом, идеалом государственного устройства Н.Макиавелли является абсолютная монархия.

Иоанн Боден. Его главный труд " Шесть книг о государстве".

В его теории также отражается необходимость общества в сильной государственной власти. Такая власть могла бы помочь Франции обрести мир и закончить с разрушением религиозных войн. И. Боден считал, что государственные интересы превыше религиозных. Церковь необходимо было подчинить религиозным.

Следуя идеям Аристотеля, Боден И. считал, что семья является основой общества и государственного устройства. Задачей государства было защита интересов семьи и интересов частной собственности.

Единственным источником права был монарх. Государство есть источник власти и силы в обществе.

Интересной идеей Бодена является идея типизации государств в зависимости от климата. Боден считал, что в умеренных широтах преобладают государства разума. Граждане такого государства занимаются интеллектуальным трудом. В южных государствах государство основано на религии, в северных широтах находятся деспотичные сильные государства.

С социально-политическими идеями эпохи Возрождения связана теория естественного права. В эпоху античности право рассматривали как договор людей, в эпоху средневековья право имело характер необходимости. Совсем по-другому право рассматривалось в теориях Эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения право стали считать "естественным", т.е. оно имеет человеческое происхождение и вытекает из человеческой природы.

Активно развивал теорию естественного права Гуго Гроцкий. Он выделял два вида права

  • Право божественное
  • Право человеческое

Человеческое право классифицировалось на гражданское и естественное. Первое было обусловлено социально -политическим и историческим концептом. Второе вытекало из естественной природы человека. Естественное право является основой общественного договора.

В эпоху Возрождения создавались первые утопические концепции. Эти концепции связаны с началом накопления капитала и дифференциацией общества. Это концепции, которые исходят из равенства всех людей. Главными идеологами утопического мышления Ренесанса был Томас Мор и Томаззо Кампонелла.

Томас Мор.

Его основное произведение по социальной философии - " Утопия" (краткое название). Утопия переводится с греческого языка, как место, которого нет. Томас Мор переводил этот термин, как Нигдея. Утопия - это какой-то остров, на котором существует идеальное государство. Утопия Т. Мора состоит из двух частей. Во второй части описывается идеальное государства в месте, которого нет. Первая часть утопии посвящена критики экономического и социального положения современной ему Англии.

Томас Мор находился в оппозиции правящей партии. Он выступал с резкой критикой короля Генриха VIII. В начале своего творчества его идеи были очень популярны среди мелкой буржуазии, но впоследствии он был казнен за противоречие власти. Его творчество является гуманистическим нравственным идеалом Ренессанса, учением о свободе и достоинстве человека.

Томас Мор видел причину социального неравенства в частной собственности. Он исследовал социально-политические аспекты неравенства. Для устранения социального неравенства необходимо было изменить общественные отношения, считал Томас Мор. Однако законным путем изменить общественный строй практически невозможно, для этого нужна революция.

В идеальном государстве Томаса Мора все люди имеют права, обязаны работать, частная собственность заменяется общественной. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Все это позволяет достичь высокой производительности труда, которая становится двигателем общественного прогресса. При этом Мор Т. Считал, что такого положения вещей можно достичь в ближайшее время. Практику трудовой деятельности в утопии Т.Мора должен был иметь каждый гражданин (например, не менее 2 лет отработать в с\х работах). Чиновники также иногда должны заниматься трудовой деятельностью для примера и вдохновения граждан. Трудовой день в утопии Мора шестичасовой, остальное время человек должен уделять умственному и физическому развитию.

В идеальном государстве Мора есть своя религия, это религия не догматическая. Она связана с верой в божественное начало, как творца человека и мира. Религия нравственно и морально преобразует человека, считал Т.Мор. Те, кто не верит в Бога, грешит больше.

Отсутствие частной собственности приводит к отказу от денег. В идеальном государстве существует рабство. Рабами становятся те граждане, которые пошли против закона и стали преступниками, а также военнопленные.

Томаззо Кампанелла.

Основное произведение Томаса Кампанеллы - " Город Солнца ". Написано это произведение было в тюрьме.

В отличие от Т.Мора он видит главную необходимость революции не в отмене частной собственности, но для установления христианской морали в обществе. Идеал государственного устройства для Кампанеллы - теократия. Он постулирует идею власти папы над всеми христианами. Общественные преобразования необходимы для установления христианской морали.

Во главе идеального государства Т. Кампанеллы находился жрец - первое духовное лицо государства. Важное различие управления в государстве Т.Компанеллы от Утопии Томаса Мора следующие. В городе Солнца управление носит специализированный характер, государством управляют специалисты. Главный специалист - это метафизик. Этот жрец был мудрецом метафизики, отмеченный солнечным символом. Однако он не мог один управлять государством. Помощниками верховного жреца реализуют на практике три основных принципа бытия: власть, мудрость и любовь. Они занимались военными вопросами, медициной, образованием, свободными искусствами, воспитанием детей. В государстве Компанеллы Т. Политическая и светская власть переплетаются с церковной властью и духовной. Частная собственность в Городе Солнца отсутствовала и заменялась общественной собственность.

Т. Мор и Т.Кампанелла представители утопического социализма.

Особенности философского мировоззрения в Эпоху Возрождения.

Главное отличие Эпохи Возрождение это освобождение от религиозных догматов, которому подлежала не только политика или экономика, но также наука и философия.

В Эпоху Возрождения вновь обращаются к античной культуре, возносят идеалы античности, обращенные к благу, красоте, истине. Философская мысль и культура античности становятся идеалом. Однако античная философия больше не является догматом, также как и религиозная схоластика. Идеалом можно восхищаться, но не делать из него авторитета и не следовать слепо. Между идеалом и реальностью есть дистанция. Из этого исходит философия Ренессанса.

Отличительной чертой Ренессанса является антропоцентризм и гуманизм. В центре философской проблематики оказывается человек, его желания, интересы, потребности. Человек эпохи Возрождения не исходит из принципа детерминизма, он сам становится хозяином своей судьбы. Особое внимание уделяется личности человека, его творческому потенциалу и индивидуальному развитию. В этом воплощается индивидуализм философии Ренессанса. Философия эпохи Возрождения исходит из принципа абсолютного волюнтаризма. Человек обладает свободой воли и только сам несет ответственность за свою судьбу.

Отличие человека эпохи Возрождения и его места в мире связано со следующим (это вытекает непосредственно из высказывания Джованни Пико дела Мирандола): человек - это не природное существо и у него нет пределов. Человек сам решает свою собственную судьбу и определяет своё место в мире. Человек сам является творцом как своей собственной судьбы, так и самого себя.

Главные черты философии Эпохи Возрождения - это натурофилософский пантеизм, этический индивидуализм и гносеологический рационализм. Основным недостатком философии Ренессанса является проявление аристократических и элитарных тенденций. Человек, который мог на практике воплощать философию Ренессанса, принадлежит к определенному социальному кругу и обладает хорошим образованием. Основной признак философии Ренессанса - это ориентация на земные человеческие ценности. Принцип теоцентризма заменяется принципом антропоцентризма.

Эпоха Возрождения подготовила предпосылки для формирования философии Нового Времени. Это было связано с победой рационального познания, признанием эксперимента как основы для теоретического знания , переходом с познания Бога на познание природы, возвращением от сакрального знания к рациональному знанию.

Читайте также: