Как оформить семейный детский дом

Обновлено: 24.04.2024

Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР

Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский и проектный институт типового
и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭП жилища)

председателем Научно-технического совета, директором института С.В. Николаевым (протокол № 28 от 14 декабря 1990 г.)

Настоящие Рекомендации рассчитаны на специалистов, занятых проектированием нового типа жилища для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации должны способствовать внедрению детского дома семейного типа, где детям создаются условия, максимально приближенные к домашним, и учитываются их индивидуальные особенности.

В Рекомендациях раскрыта архитектурно-типологическая модель детских домов семейного типа, которая позволяет учитывать различные возможности организации их объемно-пространственных решений, дается технико-экономическая оценка и предложения по их размещению на генеральных планах жилых районов.

Рекомендации разработаны сотрудниками ЦНИИЭП жилища канд. арх. Е.Ю. Пересветовым (руководитель темы), арх. Н.М. Середняк (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.С. Любимовой и канд. экон. наук Н.Н. Лазаревой (раздел ''Технико-экономическая оценка домов для семей с приемными детьми"), арх. Э.Л. Нечай (графическое оформление).

ЦНИИЭП жилища, 1991

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ

3. ЖИЛЫЕ КВАРТИРЫ

4. РАЗМЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОМОВ ДЛЯ СЕМЕЙ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

Одна из важнейших забот социальной политики - решение проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Серьезным социально-психологическим недостатком воспитания в детских учреждениях и прежде всего в крупных домах-интернатах (на 320-340 мест) является отсутствие условий для становления индивидуальности ребенка, разобщенность детей, проживающих в интернатах, и детей, воспитывающихся в семьях, казарменный образ жизни в интернатах и детских домах.

Отсутствие условий для физического, эмоционального, эстетического развития детей, слабое развитие материальной базы детских домов, низкий уровень организации архитектурной среды в целом не обеспечивает социальную адаптацию детей.

Существующая форма воспитания в детских домах переживает глубокий кризис и практически изжила себя. Назрела необходимость создания детского дома нового типа, в котором организация жилой среды позволила бы обеспечить домашние условия каждому ребенку, создать атмосферу семейного очага, скрепленную взаимным уважением, вниманием, общим участием в ведении домашнего хозяйства, способствовала бы трудовому воспитанию и становлению личности ребенка. Этого можно достигнуть лишь воспитанием ребенка в семье, где его окружают братья и сестры, мать и отец, пусть даже не родные.

За рубежом проблема устройства жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно решается. Семейные детские дома, в которых дети живут до достижения совершеннолетия, а иногда до тех пор, пока самостоятельно не смогут материально себя обеспечивать, начали создаваться с 1949 года, то есть после войны, когда было много детей-сирот и бездомных.

Австриец Герман Гмайнер стал инициатором создания детских деревень. Его идея заключалась в том, чтобы помочь детям-сиротам вернуться в семью - не в детский дом и не в интернат, а именно в семью, где они снова приобретут мать, братьев и сестер. Вначале был построен только дом для одной семьи, в которой названная мать - одинокая женщина воспитывала от шести до девяти приемных детей. Постепенно рядом с этим домом вырастали новые, и вскоре образовалась деревня, которую стали называть детской. Руководство этой деревней выполнял директор, который со своей семьей тоже жил в ней.

Принцип организации детского дома семейного типа состоит в том, что супруги (имеющие или не имеющие своих детей) берут на воспитание в свою семью не менее пяти приемных детей, которые будут жить и воспитываться в этой семье на равных условиях с родными детьми до совершеннолетия. В таких семьях могут жить от 7 до 15 человек и более. Дома подобного типа будут находиться в ведении местных советов народных депутатов.

В существующей отечественной практике массового государственного жилищного строительства домов с многокомнатными квартирами практически нет, а имеющиеся четырех - и пятикомнатные квартиры в домах-новостройках не приспособлены для обеспечения нормальных условий проживания больших многодетных семей. Необходимо разработать специализированные типы домов и квартир с учетом нового социально-демографического состава опекунских семей, вида их жизнедеятельности, а также места строительства.

Внедрение в практику проектирования новых типов жилых зданий и квартир для опекунских семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит гуманизировать воспитание таких детей.

Проведенные исследования позволили впервые обосновать требования к составу и площадям помещений, их функциональной связи в жилых домах и квартирах; разработка рекомендательных положений по проектированию рассматриваемых типов зданий явится основой для составления программ-заданий на проектирование конкретных индивидуальных и экспериментальных проектов детских домов семейного типа.

1.1. Строительство детских домов семейного типа следует осуществлять, как правило, по индивидуальным проектам.

1.2. В детском семейном доме должны быть созданы оптимальные комфортные жилищно-бытовые условия, а также возможности для учебных занятий, подвижных игр, занятий техническим творчеством, способствующие участию в ведении домашнего хозяйства, интеллектуальному и духовному развитию детей, развитию способностей, приобретению знаний и навыков.

1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на проектирование зданий детских семейных домов, строящихся во втором климатическом районе с обычными геологическими условиями.

1.4. Дети, проживающие в детских домах семейного типа, преимущественно пользуются общегородскими (поселковыми) детскими дошкольными учреждениями (садами-яслями) и общеобразовательными школами.

1.5. При проектировании и строительстве детских семейных домов следует широко использовать возможности местной базы индустриального домостроения, в том числе монолитного, а также традиционные местные строительные материалы, которые также обеспечивали бы целесообразность привлечения сил и средств самого населения к осуществлению застройки.

1.6. Условия, не оговоренные настоящими Рекомендациями, принимаются в соответствии с действующим СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания. Нормы проектирования".

2.1. Наиболее рациональными являются одно-, двухэтажные одноквартирные или блокированные дома с квартирами как в одном, так и в двух уровнях, которые рекомендуется возводить в малых городских и сельских населенных пунктах, городах средней величины, а также в зеленых зонах и пригородах крупных и крупнейших городов страны. Они позволяют сохранить традиционную для этой категории населенных мест связь квартир с приусадебным участком (палисадником) и наиболее отвечают расселению многодетных семей в целом. Кроме того, малоэтажная застройка может способствовать созданию "человеческого" масштаба жилых улиц, лишенных напряженных транспортных и пешеходных потоков.

2.2. В крупных и крупнейших городах, в новых жилых районах или периферийных зонах крупнейших городов целесообразно использовать первые этажи многоэтажных жилых зданий, в которых рекомендуется предусматривать многокомнатные квартиры с возможностью организации индивидуального входа и приквартирного участка.

2.3. Во всех перечисленных городах и населенных пунктах рекомендуется использовать для размещения детских семейных домов малоэтажные жилые здания, являющиеся памятниками истории и культуры (если допустима внутренняя их перепланировка).

2.4. Для участков с уклоном более 28 % рекомендуется проектировать малоэтажные дома террасного типа.

2.5. Учитывая необходимость трудового воспитания, при детском доме семейного типа следует предусматривать приквартирный (приусадебный) участок.

В сельской местности для организации подсобного хозяйства на приусадебном участке рекомендуется выделить зону для огорода, хозяйственных построек для домашнего скота и птицы, хранения и переработки урожая, теплицы; гараж для сельскохозяйственной техники и другие хозяйственные постройки могут быть сблокированы с домом, образуя внутренний двор.

2.6. При организации специализированных детских городков (деревень ) планировочная структура может строиться как из отдельно стоящих одноквартирных семейных домов, так и из блокированных, состоящих из двух и более квартир. Для создания выразительного архитектурно-планировочного решения жилых групп рекомендуется проектировать разнообразные системы блокировки: линейную, уступами со сдвигом, крестообразную. С этой целью планировочные схемы блок-квартир должны иметь соответствующее размещение окон и входов. В отдельных случаях блокированные жилые дома могут быть объединены общей планировочной структурой с общественными зданиями различного назначения.

2.7. В детские городки (деревни) могут быть включены воспитательные, учебные, культурно-спортивные и др. здания (помещения) общественного обслуживания. Состав их определяется, в основном, вместимостью городков, а также наличием и местом расположения вблизи общегородских объектов культуры, спорта, быта и других. В отдельных случаях могут быть предусмотрены также небольшой культурный центр с самодеятельным театром, дискоклуб, магазин, производственные мастерские, а также квартиры воспитателей, вышедших на пенсию и изъявивших желание остаться жить в городке.

2.8. Все детские городки должны иметь четкое зонирование территории: жилая зона, зона общественно-административных зданий, учебно-спортивная, культурно-развлекательная и хозяйственная. Состав помещений каждой зоны может быть различен и зависит от численности проживающих в городке, педагогической концепции и местных условий.

3.1. Детские дома семейного типа должны включать многокомнатные благоустроенные квартиры, обеспечивающие удобное расселение детей и взрослых, а также способствующие установлению внутрисемейных контактов детей и родителей.

3.2. Планировочные решения квартир могут строиться в соответствии с функциональным зонированием внутриквартирных помещений в двух вариантах:

разделение на две традиционные основные зоны - дневного пребывания и сна;

разделение на три зоны: индивидуальная - групповая - общесемейная.

При этом все зоны должны быть взаимоувязаны посредством раздвижных перегородок между спальнями, позволяющих в дневное время превращать их в единое игровое помещение; в общесемейной зоне рекомендуется предусматривать место для групповых занятий или игр; групповая зона при этом может быть "буферной" между индивидуальными (спальнями) и общесемейными помещениями и располагаться непосредственно при входе в квартиру или дом; индивидуальная зона, в свою очередь, может быть разделена на комнаты для младших и старших детей, в особенности, если в семье более трех-четырех старшеклассников: тогда шумные игры малышей не будут мешать занятиям старших детей.

В отдельных случаях спальное место для ребенка в возрасте до трех-пяти лет может быть предусмотрено в спальне родителей.

3.4. Размещение детских комнат (спальня или индивидуальная зона) при расположении квартиры в одном уровне рекомендуется предусматривать в глубине квартиры, в более тихой и изолированной ее части; при двух уровнях - на втором этаже, при этом целесообразно использовать весь объем крыши для устройства мансарды.

3.5. Кухня или кухня-столовая - место не только для приготовления пищи, но и общения всей семьи. Площадь ее должна быть достаточной для организации двух процессов: приготовления и приема пищи. Обеденный стол рекомендуется предусматривать один для всех членов семьи. В случае, когда обеденная зона изолирована от кухни, последняя является чисто функциональным помещением, служащим только для приготовления пищи. Рекомендуемая площадь кухни-столовой на семью из восьми-десяти человек 18 м., рабочей кухни - не менее 10 м.

3.6. Количество кухонного оборудования по сравнению с квартирами обычного типа рекомендуется удваивать, устанавливая две плиты, две мойки, два или три холодильника, а также дополнительные шкафы для сушки и хранения посуды, кухонного инвентаря, продуктов.

3.7. Общая комната (гостиная) - главное помещение детского семейного дома. Спальные места в ней не предусматриваются. Площадь ее должна быть достаточной для проведения общесемейных вечеров, праздников, дней рождения детей, новогодних елок, просмотра телепередач и т.п. и зависит от количества детей и величины семьи в целом. Рекомендуемая площадь - не менее 30 м.

3.8. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать специальную игровую комнату, свободную от мебели и оборудованную спортивно-игровым комплексом. В зависимости от возраста и увлечений детей вместо игровой комнаты может быть организована комната для любительской деятельности (поделок, вязания, фотодела, вышивания и т.п.), которую следует располагать недалеко от кухни, чтобы мать могла наблюдать за играми детей.

3.9. В квартире (доме) следует предусматривать комнату для выполнения домашних школьных занятий, здесь же устраивается небольшая домашняя библиотека. Часть площади комнаты должна быть рассчитана на детей в основном младшего школьного возраста, которые готовят школьные задания под руководством матери. Для детей старшего школьного возраста место для занятий рекомендуется организовывать непосредственно в спальнях, площадь которых 12-14 м 2 .

3.10. Вспомогательные хозяйственные помещения, а также мастерские рекомендуется устраивать недалеко от кухни (при расположении помещений на одном уровне) или в цокольном (подвальном) этаже. Для стирки белья обязательно следует проектировать постирочную (смежно с кухней или санитарным узлом при входе), оборудованную двумя бытовыми стиральными машинами и коробом для грязного белья.

3.11. В домах (квартирах) следует предусматривать, как минимум, два санитарных узла: один при входе (унитаз и умывальник), другой, раздельный, при спальной группе помещений (уборная и ванная комната). В ванной комнате рекомендуется установка двух умывальников. В отдельных случаях вместо ванной может быть установлен один или два душа с полибаном.

В квартирах (домах), где в семье более десяти детей, в спальной зоне возможны два санитарных узла, раздельно для девочек и мальчиков.

3.12. Изменения, которые возможны в семьях с приемными детьми, требуют гибкой планировки, обеспечиваемой за счет применения прогрессивных конструктивных планировочных элементов. В них можно выделить три основных конструктивно-планировочных приема, связанных с устройством трансформируемой перегородки:

между комнатами детей (позволяет изолировать индивидуальные зоны для сна и, наоборот, объединить их для игр);

между спальной родителей и комнатой ребенка, обеспечивающей разную степень их пространственной общности;

пространственное отделение части большого помещения (общей комнаты) для групповых занятий детей.

Для осуществления перечисленных приемов при проектировании жилых зданий рекомендуется применять широкий шаг строительных конструкций.

4.1. Детские дома семейного типа следует размещать дисперсно среди обычных жилых домов массовой застройки по расчету, заложенному в основу генерального плана района и вблизи от предприятий торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, включая ясли-сад и общеобразовательные школы, а также общих досуговых и спортивных центров, предназначенных для детей данного микрорайона или жилой группы, обеспечивая повседневное общение детей, воспитывающихся в семьях и детских домах семейного типа. На пути к этим домам желательно не иметь улиц с интенсивным движением.

4.2. Размещение детских семейных домов может быть организовано в виде концентрированных и малоконцентрированных групп.

Первые представляют собой сосредоточение жилых домов (блок-квартир) в виде детских городков (деревень) или комплексов, располагаемых в специально отведенных участках. Такого рода жилые образования должны включать от 15 до 20 семей с приемными детьми и предусматривать централизованное обслуживание (учеба, оказание помощи в воспитании и организация летнего отдыха), работающее по открытой системе.

Малоконцентрированная группа, как правило, составлена из однотипных домов (блок-квартир) и включена в структуру жилого района (микрорайона) или поселка. В ней обычно не более пяти-семи индивидуальных или блокированных домов с общим универсальным залом для проведения праздников, вечеров или спортивных занятий.

4.3. Участки должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям, располагаться на селитебной территории вблизи крупных зеленых массивов и быть достаточно удаленными от магистральных улиц, дорог с интенсивным движением и от источников шума. Необходимо предусмотреть удобные подъездные пути к участкам и подходы к ним от остановок общественного транспорта.

5.1. Проектные предложения были разработаны в двух вариантах: заселение в домах блокированного типа с квартирами в двух уровнях и в квартирах для многодетных семей, расположенных в первых этажах девятиэтажных домов (серия 85).

В качестве аналогов для сравнения приняты проекты ЦНИИЭП учебных зданий: Дома ребенка на 150 человек (проект 214-03-23.88) и детского дома на 210 человек (проект 214-03-24-88) - см. табл. 1.

5.2. Для проведения оценки по рассматриваемым проектам были составлены сметно-финансовые расчеты по методу укрупненных расценок, изложенному в "Рекомендациях по экономической оценке объемно-планировочных решений крупнопанельных, крупноблочных и кирпичных жилых домов для городского строительства" (М., ЦНИИЭП жилища, 1985).

Восемь шагов, необходимых для создания детского дома семейного типа

Шаг 1. Начать открытие ДДСТ следует с подачи заявления в районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Там подробно расскажут, какие трудности могут подстерегать вас в деле воспитания детей из интерната. После чего, если вы не изменили своих намерений, предложат пройти курсы. Во время них психологи решат, действительно ли вы готовы к созданию ДДСТ, либо это не ваше призвание.

Шаг 2. Приносим справку о прохождении обучения.

Родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс предварительной подготовки, проведение которого обеспечивают местные отделы по делам семьи и молодежи.

Во время него с помощью специальных тестов социальные работники определят истинную мотивацию кандидатов. Если все проходит нормально, то центр даёт рекомендации соответствующим органам государственной власти о целесообразности создания ДДСТ.

На территории города подобное обучение проводится бесплатно. А если его организуют на турбазе или в доме отдыха, то придется платить за проживание и еду.

Шаг 3. Получаем медицин­скую справку о состоянии здоровья всех членов семьи.

Нужно пройти медосмотр у таких врачей: терапевт, нарколог, венеролог и психиатр, причем только в государственных медучреждениях.

При обследовании у нарколога и психиатра мужчине нужно иметь при себе паспорт и военный билет, женщине - только паспорт.

Шаг 4. Берем справку с места работы о доходах.

Среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи (за последние 6 месяцев) не должен быть меньше прожиточного минимума.

Шаг 5. Необходимо получить письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают вместе с кандидатами в родители-воспитатели, если последние решили создать ДДСТ на собственной жилой площади. Такой документ заверяется нотариально.

Шаг 6. В папку с документами кладем справку о составе семьи (форма №3). Выдается она в ЖЭКах.

А также делаем копии паспортов всех членов семьи, для несовершеннолетних - копии свидетельств о рождении. И копию свидетельства о браке (для супругов).

Шаг 7. Приняв все вышеперечисленные документы, центр социальной службы для семьи, детей и молодежи осматривает ваши условия жилья. И в течение месяца выносит заключение о разрешении или отказе открывать детский дом семейного типа.

Шаг 8. Когда разрешение о создании ДДСТ получено, вам покажут детей, которых можно взять на воспитание. Если они вам понравятся, то заключается договор об организации деятельности детдома, и отныне вы сможете дарить им свою любовь и внимание. В противном случае вы вправе отказаться и ждать следующего предложения.

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – это альтернативная форма государственному содержанию и воспитанию детей-сирот. Семья, решившая посвятить себя этому нелёгкому делу, берёт на воспитание не менее 5 детей-сирот или детей, лишённых родительской опеки.

Восемь шагов, необходимых для создания детского дома семейного типа фото 1

Общее число ребятишек в ДДСТ не должно превышать 10 человек, включая родных детей. Воспитанники находятся там на полном обеспечении до 18 лет. А если продолжают учиться в ПТУ или вузе I-IV уровня аккредитации - то до окончания обучения, но не позже достижения ими 23-летнего возраста. После этого пособие на них перестает выплачиваться, и приемные родители устраивают их судьбу по своему разумению. Например, если у ребят до того была квартира, то они возвращаются в нее. В противном случае государство или предприятие, на которое они устраиваются на работу, предоставляет им общежитие.

Любишь медок – люби и холодок!

Раз в два года родители-воспитатели в обязательном порядке проходят курс переподготовки. За детским домом семейного типа осуществляется контроль. Несколько раз в месяц к вам с проверкой будут приходить разные службы. В основном они смотрят на условия жизни, воспитание детей, защиту их прав и законных интересов.

Сколько стоит дом построить?

Родителям-воспитателям за предоставление социальных услуг, то есть выполнение родительских обязанностей, выплачивается зарплата в размере 35% от социальной помощи на каждого ребенка-воспитанника, но не больше пяти прожиточных минимумов для трудоспособных людей. Кроме того, им начисляется трудовой стаж.

С октября 2007 года на каждого ребенка, лишенного родительской опеки, в месяц должно выделяться пособие, размер которого не меньше двух прожиточных мини-мумов. Для детей до 6 лет он составляет 900 гривен, а с 6 до 18 лет - 1158 гривен.

Не могут создать ДДСТ граждане, которые:

не прошли курс обучения;

признаны недееспособными или с ограниченной дееспособно­стью;

лишены родительских прав;

являются бывшими опекунами (попечителями, усыновителями), лишенными соответствующих прав из-за недолжного выполнения своих обязанностей;

Семейный детский дом – это достойная альтернатива воспитанию подрастающего поколения в государственных учреждениях, интернатах.

Преимущества воспитания в семейных детских домах (ДДСТ)

Начать, пожалуй, стоит не с преимуществ ДДСТ, а с недостатков госучреждений:

- Ни для кого не секрет, что государственные детские дома не справляются в полной мере с социализацией воспитанников. Ребята собраны в большие группы, и воспитателям просто физически невозможно уделить каждому из них достаточно внимания. Нахождение в закрытой среде также наносит негативный отпечаток на личность детей – они попросту не умеют и не знают, как вести себя в социуме.

- Дети в детских домах, особенно социальные сироты, не видят на примере положительную модель семьи, а при неумении влиться в социум, это грозит повторением судьбы своих родителей.

детский дом семейного типа

А что происходит в детском доме семейного типа?

В ДДСТ приемные дети растут в атмосфере любви, добра и взаимопонимания, максимально приближенной к домашней. Задача родителей - воспитать, дать образование или возможность получить профессию, подготовить детей к самостоятельной жизни и по мере сил поддерживать их и дальше, после выпуска.

Воспитанники семейных детских домов успешно учатся (в обычных среднеобразовательных школах), посещают кружки и секции, заводят друзей, ходят в гости и отмечают дни рождения – их детство и юность вполне можно назвать беззаботными и счастливыми. По достижении совершеннолетия (18 лет) часть воспитанников начинает самостоятельную жизнь, другие поступают в техникумы и ВУЗы и живут с воспитателями до их окончания. Однако начало новой жизни вовсе не означает, что дети перестают быть частью семьи – они по-прежнему любимы родителями и братьями-сестрами, просто финансовая поддержка от государства прекращается.

Есть еще один очень важный плюс семейных детских домов: они задумывались не в последнюю очередь для того, чтобы не разлучать сирот, находящихся в кровном родстве. Согласитесь, что даже самая обеспеченная семья вряд ли возьмет под опеку двух-трех разновозрастных детей.

За воспитанниками ДДСТ сохраняются все льготы и государственные гарантии, регламентированные законом. Детям разрешается поддерживать отношения с био-родителями и другими родственниками, если это не запрещено решением суда. За каждым ребенком, переданным на воспитание в семейный детский дом, остается право на имущество и принадлежащую ему жилплощадь. Пенсии, алименты и прочие выплаты перечисляются на именные счета детей, родителям-воспитателям платится заработная плата, а воспитанникам назначается пособие.

Кто может стать воспитателем в семейном детском доме?

  1. Кандидатами на роль родителей-воспитателей могут стать совершеннолетние и трудоспособные граждане (одинокие или семейные), здоровые, дееспособные и не имеющие судимости.
  2. Наличие специального образования не требуется, но педагогам и медикам при рассмотрении заявления об организации детского дома семейного типа отдается предпочтение.
  3. Существуют возрастные ограничения: приемным детям должно исполняться 18 лет до достижения родителями пенсионного возраста.
  4. Поводом для отказа в организации ДДСТ могут стать и проживающие на одной жилплощади с потенциальными родителями члены семьи, больные туберкулезом, СПИДом, имеющие психические расстройства, наркотическую или алкогольную зависимость, склонность к насилию и т.д.
  5. Все будущие воспитатели в обязательном порядке проходят специальный курс подготовки с привлечением работников социальных служб, психологов, педагогов, дефектологов и медиков.

Что предпринять, чтобы стать воспитателем?

  1. Семьям, решившим посвятить себя воспитанию сирот, нужно заручиться поддержкой всех членов семьи, проживающих совместно с ними, в том числе и родных или усыновленных (удочеренных) детей.
  2. Далее необходимо пройти медицинское обследование и получить заключение о состоянии здоровья.

Пакет документов для открытия ДДСТ немного разнится для стран постсоветского пространства, поэтому приводить перечень бумаг не имеет смысла. Узнать, что конкретно потребуется, можно в органах опеки, куда и сдаются все собранные документы.

Сотрудники социальных служб проводят акт обследования жилищных условий семьи, изучают все собранные документы и в течение месяца с момента их подачи выносят решение об отказе или разрешении на открытие семейного детского дома.

Если вынесено положительное решение, органы опеки и попечительства заключают с родителями договор, где оговорены все мельчайшие детали: от количества воспитанников и срока их пребывания в семье, до размеров пособий, выплачиваемых на каждого ребенка, и воспитательской заработной платы.

Быть хорошими родителями – тяжело, быть хорошими приемными родителями – тяжелее во сто крат! Для того чтобы работать в семейном детском доме нужно призвание. Именно им, приемным родителям, доверено врачевать детскую душу, учить заново доверять и любить людей.


Как сдать ребенка в интернат зависит от причины и того, кем приходится ребенку человек, решившийся на этот шаг. Как оформить ребенка в интернат, можно ли это сделать на время и каковы последствия такой процедуры?

Каких детей отправляют в интернат

Сдать ребенка в интернатное учреждение родитель может в случаях:

  • если в семье сложное материальное положение, мотивируя это тем, что содержать ребенка не в состоянии;
  • постоянные психологические проблемы – гиперактивность, невозможность справится с родительскими обязанностями, недопонимание, конфликты в семье. Ситуация усугубляется и тогда, когда родители имеют младших детей или же ребенок от предыдущего брака отца или матери;
  • как воспитательная мера.

Процесс помещения ребенка в интернат регламентируется статьей 155 СК РФ. Также отдельные нормы, в частности передача ребенка на время в интернатное учреждение без лишения родительских прав, регламентируется Постановлением Правительства №481 от 24.05.2014.

Как оформить ребенка в интернат: порядок процедуры

Вопросами такого разряда занимается орган опеки и попечительства. Родителю, который решил сдать ребенка в интернат, нужно обращаться туда с заявлением. В заявлении придется указать причину такого решения. Но это вовсе не говорит о том, что оно будет однозначно удовлетворено. По факту такого обращения органы опеки и попечительства будут проводить проверку.

Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то его мнение относительно смены жительства спросят. И если он откажется, то передать его на воспитание в интернат можно будет только в принудительном порядке - сначала родителей лишат прав. Но и для такого решения должны быть веские основания.

Если же ребенку не исполнилось 10 лет или он согласен на нахождение в интернате, далее происходит следующее:

  • орган опеки и попечительства рассматривает заявление, выясняет, есть ли на самом деле причины для того, чтобы ребенка на время поместили в интернат;
  • если заявление одобряют, то между родителями или учреждением, куда будет помещен ребенок, создается письменное соглашение;
  • ребенок передается на воспитание в интернат до срока, который указан в соглашении;
  • по истечению срока родители должны забрать ребенка обратно. Если этого не происходит, то решается вопрос о лишении их прав и оформлении ребенка в интернате на постоянную основу.

Передать ребенка на государственное обеспечение временно, без лишения родительских прав, можно на срок от 90 дней до 12 месяцев.

В соглашении между родителями и интернатным учреждением указывается следующее:

  • длительность нахождения в интернате;
  • порядок встречи ребенка с родителями;
  • обязанности родителей и учреждения в отношении ребенка;
  • какие меры социальной и психологической помощи могут быть оказаны семье;
  • ответственность сторон за несоблюдение соглашения.

Если один из родителей уплачивает алименты в отношении ребенка, то на период нахождения его в интернатном учреждении выплаты будут перечисляться на счет учреждения, в котором он содержится, а не родителю, с которым он до этого проживал.

Какие документы нужно подготовить

Базовый пакет документов включает в себя следующее:

  • паспорта родителей;
  • направление из органа опеки и попечительства;
  • сведения о родственниках, если они есть;
  • заключение диагностики психологического состояния ребенка;
  • акт обследования условий проживания;
  • свидетельство о рождении ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет, то его паспорт;
  • медицинская карта ребенка;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • если ребенок имеет какие-то особенности, у него ограниченные возможности, то заключение психолого-педагогической комиссии;
  • если ребенок инвалид – программа реабилитации.

Могут потребоваться дополнительные документы, этот момент нужно будет уточнить в органе опеки и попечительства.

Образец заявления

В заявлении должна быть отображена такая информация:

Бланк заявления можно получить в самом ведомстве.

Стоит ли отдавать ребенка в интернат

Моральная сторона вопроса не имеет веса в случае, если принято решение в отношении ребенка.

Родителю, который даже на время сдает ребенка в интернатное учреждение, нужно понимать, что:

  • в интернатах сложная моральная обстановка, большинство детей там оставлены навсегда, а это оказывает негативное воздействие на вновь прибывших;
  • не лучшее материальное обеспечение – питание,образование, медицинской уход, покупка нужных вещей осуществляется по минимуму. Не говоря об игрушках, развлечениях, поездках.

Даже непродолжительное нахождение ребенка в интернате может привести к негативным последствиям в дальнейшем.

Читайте также: