Как оформить дом в собственность в украине

Обновлено: 17.05.2024

Куплю-продажу дома теперь можно оформить у нотариуса без посещения бюро технической инвентаризации (БТИ). В чем очевидные преимущества и возможные недостатки новой системы?

Отныне этот орган будет вести контроль любых видов регистрации – от земельных участков до средств массовой информации. Одновременно все реестры, связанные с недвижимостью – сделок, ипотек, запретов отчуждения объектов недвижимости и др., – утратили свою силу. На смену им пришел Государственный реестр прав на недвижимое имущество, которым и ведает теперь Укргосреестр. Наконец, с 1 января в роли регистраторов при удостоверении сделок с недвижимостью могут выступать все практикующие нотариусы.

Оформление в нотариате

Все предыдущие годы для совершения сделки купли-продажи владелец дома должен был сначала обратиться в БТИ, чтобы получить извлечение из Реестра прав собственности. На его основании нотариус проводил сделку, после чего уже покупатель должен был вновь обращаться в БТИ для государственной регистрации права собственности на приобретенный дом. Процедура эта не только отличалась сложностью, но и несла определенные риски, поскольку между моментом совершения сделки и регистрацией ее в реестре проходило определенное время.

С нового года обязательность процедуры государственной регистрации прав никто, разумеется, не отменял.

оформление покупки дома

Исключение составляет право пользования (найма, аренды) зданием или его частью в случае, если договор найма или аренды заключается на срок до трех лет. Однако теперь соединили не только различные реестры, но и разные процедуры.

Продавец и покупатель наносят визит нотариусу, который в их присутствии может проверить информацию о доме в различных реестрах, отследить данные об ипотеке и наличии обременений (например судебных), удостоверить сделку купли-продажи и зарегистрировать ее в новом реестре.

оформление сделки в нотариуса

Для осуществления сделки необходимы:

Инвентаризация один раз

За БТИ теперь остается проведение технической инвентаризации объектов недвижимости. Причем раньше делать ее приходилось при всякой сделке купли-продажи, что требовало затрат как денег, так и времени (обычно от двух до четырех недель).

  1. перед принятием в эксплуатацию новых домов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;
  2. перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства;
  3. если объект недвижимого имущества образовался в результате разделения, объединения или выделения доли из иного объекта недвижимого имущества (кроме случаев, когда объект разделения, соединения или выделения доли при завершении строительства принимался в эксплуатацию).

В иных случаях, в том числе при переходе права собственности на объект недвижимого имущества, техническая инвентаризация производится по договоренности сторон. Зачастую покупатель соглашается на оформление сделки только при условии оформления нового техпаспорта (особенно если фактическая планировка в доме не совпадает с зафиксированной в старом документе).

При наличии перепланировок или пристроек к дому рекомендует это делать и большинство юристов, иначе в будущем могут возникнуть проблемы. Например в виде штрафных санкций со стороны сотрудников ГАСКа (инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля Украины).

Однако оформление нового техпаспорта является правом, но не обязанностью продавца.

оформление документов на покупку дома

Стоит отметить, что в органах БТИ в связи с уменьшением его функций происходит постепенное сокращение штатного персонала. Это приводит к увеличению сроков выдачи техпаспорта на домовладение или справок о предыдущих регистрациях прав на данный объект недвижимости.

Поход к госрегистратору

Напрямую в Укргосреестр собственнику домовладения нужно обращаться в следующих ситуациях:

Кроме того, госрегистраторы выдают выписки и информационные справки, в том числе на основании письменного запроса владельцев недвижимости, нотариусов, органов государственной власти на местах, суда, прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, Министерства налогов и сборов и т. д. В документах может содержаться информация о правах и отягощениях, связанных с объектом недвижимости – например о том, что дом находится в залоге по ипотеке или значится в каких-либо судебных разбирательствах.

Для регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество обращаться нужно в регистрационную службу только по местонахождению такого имущества. При этом срок регистрации составляет 14 рабочих дней. С 2014 года планируется сократить его до 5 рабочих дней. Отягощения (например оформление дома в качестве залога) можно зарегистрировать в любом подразделении Укргосреестра, выполняют это в день поступления соответствующего заявления.

Ценовые ориентиры

Стоимость услуг по оформлению сделки купли-продажи в зависимости от региона и количества возможных дополнительных документов составит порядка 1,5-2,5 тыс. грн для каждой из сторон (то есть около 3-5 тыс. грн суммарно). Эти цифры уже включают в себя госпошлину за регистрацию права собственности на недвижимое имущество (в размере семи необлагаемых минимумов доходов граждан, что на данный момент составляет 119 грн), оплату услуги нотариального заверения договора купли-продажи, а также услуг по поиску нотариусом ведомостей в реестре имущественных прав и проведение регистрации.

Дело в том, что нотариусы для получения возможности выполнять роль регистратора проходят специальное обучение в информационном центре Минюста, получают ключ доступа к единому реестру и производят ежемесячные страховые отчисления. Вполне объяснимо, что все эти дополнительные затраты они перекладывают на плечи своих клиентов.

В среднем в указанной выше сумме затрат порядка 400-700 грн приходится на услуги по регистрации. Законодательство не запрещает сторонам (покупателю или продавцу) самостоятельно провести регистрацию в Укргосреестре и сократить расходы на данную сумму, однако это потребует значительных затрат времени. Как показывает практика, сотрудники Укргосреестра не справляются с наплывом желающих провести перерегистрацию права собственности на недвижимость, и в подразделениях постоянно возникают очереди, в которых можно провести как минимум целый день при условии занятия места в списке с раннего утра.
Следует понимать, что каждая из сторон оплачивает свои расходы. Однако они могут договориться о другом. Например, затраты делятся поровну или покупатель оплачивает все, если цена дома очень привлекательная.

Оформление дома — обязательная для всех владельцев, регулируемая законодательством, процедура. Проводится во всех без исключения случаях получения данного типа недвижимости в собственность: при реализации сделки покупки, строительстве или получении наследства. Подразумевает реализацию ряда документальных процедур по постановке дома на кадастровый учёт, оформлением выдачу паспорта права собственности на него в соответствующих органах.
Примечание: если объект перешёл от одного владельца к другому посредством стандартной сделки купли-продажи, то он уже внесен по документам в государственный кадастр и вам остаётся только оформить право собственности.

МИНСТРОЙ

МНИИТЭП

МОСГАЗ

Роспотребнадзор

В общих чертах процесс довольно прост и при наличии свободного времени теоретически его можно осуществить самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних лиц. Однако имеется масса различных нюансов, которые известны только профессионалам и если не учесть их, высок риск санкций со стороны государственных органов. Например, отказу в регистрации паспорта дома.

Для чего нужно оформлять дом?

В соответствии с законом только после того, как завершится оформление дома, владелец на законодательном уровне имеет полное право выполнять любое из перечисленных ниже действий и сделок:

  • продавать, дарить, обменивать, использовать собственность в качестве залога под ипотечный кредит;
  • подключать инженерные коммуникации;
  • если дом признан жилым — оформлять постоянную или временную регистрацию;
  • регулировать отношения с налоговой службой;
  • получать полноценную материальную компенсацию при сносе, повреждении, разрушении недвижимости.

Оформленный по документам в собственность дом не может быть признан самостроем.

ДОМ ПОСТРОЕН ТРЕБУЕТСЯ ОФОРМИТЬ ЕГО В СОБСТВЕННОСТЬ

ДОМ В ПРОЦЕССЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

ПЛАНИРУЕМ СТРОИТЕЛЬСТВО, ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как проходит процесс оформления?

Оформление дома на земельном участке в собственность представляет собой несколько последовательных этапов:

Оформление дома в собственность ведется для первичного рынка? В таком случае важно не забыть оформить и технические документы (технический паспорт)

ГПЗУ
СПОЗУ

Сроки регистрации

В среднем регистрация дома занимает от 30 рабочих дней. При этом в разных случаях период может немного отличаться. Официальный срок, в который объект должен быть внесены в систему кадастрового учёта — 5 дней. На регистрацию отводится одна неделя. Но на практике госучреждения редко соблюдают сроки. Оформление построенного дома в собственность (имеются в виду недавно возведённые здания) предполагает сбор технических документов (технического паспорта), что тоже влияет на продолжительность процесса и цену регистрации.

Мы рассчитали для вас вариант сотрудничества - "БАЗОВЫЙ"

Результат работ - подготовленный технический план на загородный жилой дом с передачей вам технического плана в xml формате с ЭЦП кадастрового инженера.

Сроки проведения работ - 7 рабочих дней

Важно! Стоимость работ зависит от площади объекта недвижимости, а так же наличия ошибок в документах и нарушениях при постройке самого объекта недвижимости.

Мы дорожим своей репутацией, выполняем работы с гарантией положительного результата, поэтому для нас важно предварительно уточнить подробности вашей задачи и грамотно проконсультировать вас перед началом работ, а так же составить дорожную карту.

ОТПРАВЬТЕ НАМ ЗАЯВКУ И НАШ СПЕЦИАЛИСТ СВЯЖЕТСЯ С ВАМИ

  • Стоимость:
    от 15 000 руб.
  • Срок выполнения:
    от 7 рабочих дней

Мы рассчитали для вас вариант сотрудничества - "ПОД КЛЮЧ"

Результат работ - оформленный в собственность жилой дом с внесением данных в ЕГРН Росреестра, что будет подтверждаться передачей вам выписки из ЕГРН на бумажном носителе или в электронном виде с ЭЦП Росреестра, а так же мы передаём технический план в xml формате с ЭЦП кадастрового инженера

Сроки проведения работ - 25 рабочих дней

Важно! Стоимость работ зависит от площади объекта недвижимости, а так же наличия ошибок в документах и нарушениях при постройке самого объекта недвижимости.

Мы дорожим своей репутацией, выполняем работы с гарантией положительного результата, поэтому для нас важно предварительно уточнить подробности вашей задачи и грамотно проконсультировать вас перед началом работ, а так же составить дорожную карту.

Госсовет Республики Крым своим законом с 1 января 2020 года продлил сразу нескольких действовавших на полуострове после его возвращения в состав РФ важнейших норм в сфере имущественных и земельных отношений, а также кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Корреспондент "РГ" выяснил, что дают собственникам принятые поправки в законы.

- Шестой ФКЗ давал возможность продлить особое регулирование в сфере земельных и имущественных отношений до 1 января 2023 года, - пояснила председатель комитета Госсовета РК по имущественным и земельным отношениям Евгения Добрыня. - Но уже нет необходимости продлевать некоторые республиканские нормы до 2023 года. Поэтому после мониторинга и анализа мы определили те процессы, которые на самом деле требуют продления. В частности, до 1 марта 2021 года продлен упрощенный порядок оформления прав на индивидуальные жилые дома в рамках так называемой "дачной амнистии".

До 1 июля 2020 года продлено оформление права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, то есть до 2014 года.

- Эта норма осуществляется на основе невыполненных решений органов местного самоуправления и исполнительной власти, которые при Украине давали людям разрешения на разработку документации. Но перейти к следующему шагу они не успели. Был установлен срок дооформления до 1 сентября 2019 года, но в силу разных причин, в частности непринятых генпланов или моратория в ялтинском муниципалитете, многие не успели реализовать это свое право.

По данным комитета по земельным и имущественным отношениям Госсовета РК, в начале 2014 года на руках у крымчан было около 60 тысяч неисполненных решений местных органов власти об оформлении земельных участков и иных объектов недвижимости. Сейчас почти половина из них оформлена.

- Около 20 тысяч решений о выдаче земельных участков до сих пор не исполнены, - отметила Добрыня. - А остальные претенденты могут до 1 июля 2020 года подать заявление, далее срок этой процедуры уже не ограничен.

Также крымские законодатели продлили до 1 января 2021 года срок упрощенного порядка выдела земельных долей и паев.

- И здесь были объективные причины, не позволившие крымчанам уложиться в обозначенные сроки, - комментирует Добрыня. - Это и наложение границ земельных участков, и оцифровка архивов, и допущенные при Украине ошибки (например, когда людям выделяли участки меньшей площади, чем предусмотрено законом - и таких около 300). И теперь норма позволяет до 1 января 2021 года в упрощенном порядке выделять в натуре земельные паи.

До 1 января 2021 года продлены и нормы Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предусматривающие предоставление гаражным кооперативам в аренду без торгов земельных участков государственной или муниципальной собственности, в границах которых эти гаражи были расположены до вступления в силу федерального конституционного закона.

- Все гаражные кооперативы до 1 июля 2020 года должны подать заявления на предоставление земельного участка, - пояснила Добрыня. - Процедуры прописаны, "дорожная карта" есть, и все знают, как действовать.

По решению Госсовета до 1 января 2022 года будут действовать нормы Закона Республики Крым N 320-ЗРК/2016, предусматривающие предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.

- Мониторинг показывает, что этот закон очень востребован и замечательно работает, тщательно прописаны инструкции для садоводов на все возможные случаи, и многие сейчас в процессе оформления земли. Заявления необходимо подать до 1 января 2022 года.

Внесены изменения и в нормы Закона N 66-ЗРК/2015, которые улучшают условия и порядок предоставления земельных участков льготным категориям граждан, в частности многодетным семьям и лицам, воспитывающим ребенка-инвалида. Многодетные и семьи детей-инвалидов смогут получить земельный участок, если у них есть в собственности жилплощадь, на которой они вместе живут.

- Это была моя инициатива и поправка, и, слава богу, ее поддержали, - уточнила Евгения Добрыня. - Если многодетная семья живет в квартире или в квартире на земле, она сможет получить участок. Но если у многодетной семьи уже есть земельный участок, то права получить еще один у них нет.

Интересно, что за родителями (усыновителями) право получения участка в собственность будет сохраняться до момента реализации этого права, независимо от достижения детьми 18 лет (а в случае обучения детей - независимо от достижения ими 23 лет).

Тем временем

С 2020 года в Крыму земельный налог, который предстоит уплатить в 2021 году, начнут исчислять исходя из кадастровой стоимости. Как сообщили "РГ" в УФНС по РК, кадастровая стоимость земельных объектов более справедливая, сопоставима с рыночной и определена с учетом их местоположения и качественных характеристик.

Налоговым кодексом предусмотрен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост величины налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. К примеру, применяя при исчислении земельного налога кадастровую стоимость, даже если она больше нормативной, рост налога не превысит 10 процентов от суммы, исчисленной за прошлый налоговый период. Особого увеличения налоговой нагрузки крымчане на себе не ощутят.

Также вводится вычет, уменьшающий земельный налог для предпенсионеров на кадастровую стоимость 600 квадратных метров на один земельный участок.

За 2019 год земельный налог будет исчислен исходя из нормативной оценки.

Чтобы стать собственником дома, недостаточно его построить. Согласно законодательству Украины, владельцем дачного дома можно стать, лишь получив документы на право собственности. При этом легализация дачного строения начинается еще до начала строительных работ.

Чтобы узаконить дачный дом, нужно также иметь документы на земельный участок. Если документ-подтверждение ваших прав на землю отсутствует, законный старт строительства исключен.

В целом существует два вида узаконивания жилья — законный, до начала строительства; и постфактум — легализация самостроя. Но в любом из этих случаев владельцу необходимо собрать множество документов и потратить на легализацию дома на дачном участке не один день.

Получение документов на дачный домик — сложная и длительная задача.

Не тратьте время и нервы — доверьте легализацию дачного домика профессионалам.

Узаконить дачный дом

Срок — от 10 дней

Зачем нужна легализация дачного строения

Что же будет, если не узаконить дачный дом? В начале 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон “О внесении изменений в законодательные акты по совершенствовании градостроительной деятельности”. Эти изменения затронули штрафные санкции, которые полагаются за незаконно возведенный дачный дом.

Теперь размер штрафа зависит от последствий ответственности. Все постройки разделены на три категории:
СС1 — незначительные последствия,
СС2 — средние,
СС3 —значительные последствия ответственности.

Дачные дома попадают в первую категорию СС1, за которую предусмотрены различные штрафы. Для домов, возведенных с 5 августа 1992 года до 12 марта 2011:

за подготовительные работы на участке без уведомления ГАСИ — 5 минимальных зарплат, то есть 16000 грн;

за строительные работы без уведомления ГАСИ — 10 минимальных зарплат, то есть 32000 грн.

Для домов, возведенных после 12 марта 2011, незаконное строительство обойдется еще дороже — 18 минимальных зарплат, то есть 57600 грн. Порой даже сам дачный дом стоит меньше!

Помимо штрафных санкций, недвижимость без документов нельзя продать, подарить, сдать в аренду или передать по наследству. Само собой, в таком доме вы не сможете прописаться или подключить любые коммуникации — газ, воду, свет.

В итоге, эксплуатация дачного дома без документов на право собственности — не самая лучшая затея.

Узаконить дачу — куда дешевле, чем платить штрафы. Поэтому, если у вашего жилья все еще нет необходимой документации — займитесь этим как можно быстрее.

Список документов и порядок оформления

Если вы еще не начали строительные работы, у вас есть шанс изначально построить дачный дом законным путем. Как это сделать? Читайте пошаговую инструкцию.

Строительный паспорт, проект и градостроительные условия на застройку

Строительный паспорт, проект и градостроительные условия на застройку

Строительный паспорт, проект и градостроительные условия на застройку

В случае, если по проекту площадь вашего дачного дома не превышает 300м², и вы планируете строить двухэтажный домик без учета мансарды, начать работу нужно с получение строительного паспорта. Оформить его можно в отделе районной архитектуры. Если у вашего дома больше площадь или количество этажей, начать нужно с проекта дома и получение градостроительных условий в том же отделе районной архитектуры.

Уведомление о начале выполнения работ

Уведомление о начале выполнения работ

Уведомление о начале выполнения работ

Техническая инвентаризация

Техническая инвентаризация

Получить технический паспорт на дачный дом. Это можно сделать в любом БТИ (мы тоже предоставляем такие услуги).

Декларация о готовности к эксплуатации

Декларация о готовности к эксплуатации

Декларация о готовности к эксплуатации

После строительства возвращаемся в ГАСК, чтобы подать декларацию о готовности объекта к эксплуатации. Учтите, что итоговая документация не должна отличаться от проектной. Если разница будет хотя бы в сантиметр, вашу декларацию вернут на доработку.

Почтовый адрес

Почтовый адрес

Теперь дачному домику нужен почтовый адрес. Обратите внимание, что сейчас почтовые адреса присваиваются не только жилым домам, но и зданиям, которые находятся в садово-дачных кооперативах.

Свидетельство на право собственности

Свидетельство на право собственности

Свидетельство на право собственности

Чтобы оформить документы на право собственности жильем, обратитесь в районную Государственную регистрационную службу или к нотариусу.

В случае, если вы уже возвели дом,
но еще не получили на него документы, узаконить дачу можно двумя способами: через районную администрацию и в судебном порядке.

Судебный порядок

Узаконить дачу можно через суд. Для этого следует подать заявление о легализации самостроя и дождаться решения суда. Но практика таких судебных разбирательств говорит о том, что суд не всегда принимает решение в пользу владельца жилья. Поэтому, чтобы повысить шансы, советуем владельцу дачного домика предоставить на суде справки от районного отдела архитектуры, пожарной службы и районной санитарно-эпидемиологический станции. Эти документы свидетельствуют, что самострой соответствует строительным и санитарным нормам — что значительно повысит ваши шансы на победу в суде.

Легализация дачного дома через органы государственной властия

Также узаконить дачный дом можно в районной администрации, обратившись туда с заявлением, к которому нужно приложить такие документы:

оригинал + копия технического паспорта;

фотокопия и оригинал государственного акта;

копия и оригинал декларации из ГАСК;

заверенные копии паспорта и идентификационного кода;

квитанции про оплату госпошлины;

решение городского\сельского совета о присвоении адреса;

заявление на регистрацию.

Если все документы будут оформлены и заполнены правильно, через 10 календарных дней вы получите на руки бумаги о праве собственности и станете полноценным владельцем своего дачного дома.

Узаконивание дачного домика с LexStatus

Чтобы узаконить дачу,нужно приложить немало усилий. Но эксперты LexStatus знают, как получить документына право собственности быстро. Чтобы легализовать дачу, вам нужно лишь:

Чтобы заказать наши услуги:

Оставьте свои
контакты Дождитесь звонка — и мы детально расскажем о легализации дачи

Отправьте нужные
бумаги Отправьте документы в электронном виде или привезите их в любой наш офис

Жить полной
жизнью Занимайтесь своими делами, пока эксперты LexStatus получают документы на вашу дачу

Получите документы
на право собственности Заберите документы, как только они будут готовы

Читайте также: