Как называется перевод церковной земельной собственности в государственную

Обновлено: 01.05.2024

Реституция церковного имущества в России — применяемый некоторыми СМИ [1] [2] [3] термин (вопрос о реституции в Российской Федерации (РФ) никем никогда не поднимался официально [4] ) для обозначения происходящего в Российской Федерации процесса передачи в собственность религиозным организациям (прежде всего — Русской православной церкви, РПЦ) некоторых категорий имущества, находившегося до 1918 года во владении тех или иных религиозных структур (РПЦ, как централизованной религиозной организации с правом юридического лица, в Российской империи не существовало) и перешедшего, согласно Декрету СНК РСФСР от 20 января (ст. ст.) 1918 года Об отделении церкви от государства и школы от церкви [5] , в собственность государства — Союза ССР, и после 1991 года, по преемству, к Российской Федерации.

Содержание

Передача церковного имущества в 1990-е годы

С выходом РФ из состава Советского Союза начинается процесс возвращения церкви принадлежавшего ей ранее имущества.

Среди переданных в 1990-е годы Русской православной церкви объектов религиозного назначения — Донской монастырь, храм мученицы Татианы при МГУ, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме. [13]

2000-е годы

здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей)

Передачу имущества осуществляет исключительно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случае, если объект является памятником истории и культуры — по согласованию с Министерством культуры РФ для объектов федерального значения и органами охраны памятников истории и культуры субъектов РФ для объектов местного значения. (пп. 5 и 6). Постановление прописывает список документов, прилагаемых к обращению религиозной организации о передаче ей имущества (в том числе заключение государственного органа охраны памятников истории и культуры субъекта РФ о возможности передачи памятника истории и культуры в собственность или пользование религиозной организации, а для движимого имущества — письмо организации, за которой закреплено указанное имущество, о характере его использования и о согласии (несогласии) с передачей имущества религиозной организации либо с его совместным использованием) (п. 8а, 12в).

В 2007 году в МЭРТ начинается разработка проекта федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Сообщалось, что концепцию законопроекта утвердил глава правительственной комиссии, первый заместитель Председателя правительства Д. А. Медведев. [17]

В 2008 году патриарх Алексий II заявляет о том, что РПЦ не будет поднимать вопрос о реституции, однако приветствует шаги государства по возвращению церковных зданий. [18]

В феврале 2009 года в прессу попадают первые детали готовящегося законопроекта [19] .

Параллельно в 2007—2009 годах происходит ряд скандалов, связанных с передачей объектов культурного наследия Русской православной церкви [20] :

2010 год: обсуждение и принятие законопроекта

В январе 2010 г. состоялась встреча патриарха Кирилла с премьер-министром РФ В.Путиным. На встрече также присутствовали министр культуры Александр Авдеев и глава Росимущества Юрий Петров. [24] По итогам встречи Путин пообещал передать Русской православной церкви Новодевичий монастырь (передача состоялась в марте того же года [25] ). После встречи резко ускорилась подготовка законопроекта о передаче имущества религиозного назначения.

10 февраля 2010 года на сайте Славянского правового центра был опубликован текст законопроекта [26] ; однако официальной публикации законопроекта его разработчиком — Минэкономразвития России — до 10 февраля 2010 года не производилось. Заместитель министра культуры А. Е. Бусыгин заявил, что по состоянию на 18 февраля 2010 года законопроект проходил доводку и не был передан в Правительство России [27] [28] .

Текст законопроекта вызвал неоднозначную реакцию со стороны общественного мнения, прежде всего музейного сообщества.

Заявления сторон

Заявления музейных сотрудников и представителей культуры

Заявления представителей органов государственной власти

9 марта 2010 года заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин в ходе круглого стола, посвящённого проблемам возвращения церковного имущества, высказал мнение, что процесс полной передачи Новодевичьего монастыря Русской православной церкви станет моделью для выработки закона о возвращении Церкви религиозного имущества [41] .

Заявления представителей религиозных организаций

24 февраля 2010 года председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Академии художеств игумен Александр (Фёдоров), комментируя письмо 150 музейных работников, отмечал, что в России необходимо восстановить существовавшую до революции 1917 года систему больших и малых церковных музеев; по его мнению, вопрос местонахождения икон и предметов малых форм церковного искусства должен решаться коллегиально и отдельно по каждому предмету [45] .

5 марта 2010 года Всеволод Чаплин сделал заявление, в котором предположил, что за позицией руководителей ряда музеев России против передачи Церкви имущества религиозного могут стоять корыстные интересы [50] .

25 марта 2010 года протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Информационного отдела Московского Патриархата В. Р. Легойда и архимандрит Тихон (Шевкунов) опубликовали открытое обращение в связи с письмом представителей музейного сообщества на имя Президента России Д. А. Медведева, в котором дали свои ответы на вопросы музейных сотрудников [51] .

23 июня 2010 года главный раввин (ФЕОР) России Берл Лазар заявил о намерении вернуть все культовые здания иудеев, отобранные после Октябрьской революции [54] .

Действия центральных органов управления религиозных организаций

В сентябре 2010 началось рассмотрение законопроекта в Государственной думе РФ. [56] . По сравнению с предварительными версиями, в текст закона была добавлена оговорка о том, что его действие не распространяется на объекты, входящие Музейный, Архивный и Библиотечный фонды РФ. Таким образом, закон не касался передачи движимого имущества, против которой активно выступали музейщики. Одновременно из текста закона исчез список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, не подлежащих передачи религиозным организациям.

Принятие закона

Закон был принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года [59] , подписан президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года [60] .

Основные отличия Федерального Закона 2010 от Постановления Правительства 2001г

Закон вводит заявительный порядок передачи имущества. Отменен список дополнительных документов и согласований для передачи памятников истории и культуры. Закон не предусматривает проведения специальной экспертизы на предмет возможности передачи памятника по состоянию сохранности, а также необходимости согласования с Министерством культуры или региональными органами по надзору за сохранением памятников. В нем отсутствует положение о совместном использовании имущества религиозной организацией и организацией культуры. Закон не называет конкретного органа, отвечающего за принятие решений о передаче имущества и их реализацию, отсылая к федеральным законам и нормативным правовым актам федерального, регионального или муниципального уровня. Закон устанавливает четкие сроки по передаче имущества: 6 лет, если имущество закреплено за организациями культуры, унитарными предприятиями, либо в нем проживают люди, и 2 года для остальных случаев.

Основные проблемы

Сохранность

Отмечается, что в некоторых случаях церковным пользователям удаётся обеспечить надлежащую сохранность памятников [70] .

Проблема с сохранностью экспонатов имеет место и по отношению к имуществу, находящемуся в музеях, как в связи с пропажей экспонатов [71] , так и в связи с оплошностями реставрационного вмешательства. Данная проблема обсуждается в контексте передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения [71] . В частнсти, в 2006 году во время внутримузейной проверки в русском отделе Эрмитажа была выявлена пропажа 221 экспоната. Была организована правительственная комиссия, которая при проверке всех музейных фондов России из 83 миллионов находящихся в музеях предметов не смогла обнаружить порядка 86 тысяч. Также в некоторых случаях реставрационное вмешательство приводит к ухудшению состояния произведений искусства. В частности, по мнению сотрудников Русского музея И. В. Соловьевой и И. А. Шалиной, реставрация Торопецкой иконы Божией Матери в 1937 и 1957 годах (расчистка Н. В. Перцева) привела к ухудшению состояния иконы [72] .

Доступность

Другой проблемой в конце 2000-х назывался ограниченный доступ к ряду памятников, как, например, к некрополю Донского монастыря в Москве. [70]

В значительной степени ограниченной является доступность экспонатов, находящихся в музейных коллекциях [71] . В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций, в то время как остальные предметы находятся в запасниках, доступ к которым затруднён. Перемещение имущества в церкви может в некоторых случаях значительно повысить доступность экспонатов. Так, Торопецкую икону Божией Матери за время её хранения в церкви Александра Невского в Княжьем Озере до 3 февраля 2010 года смогли увидеть около 30 тыс. человек [74] .

Проблема предоставления помещений

Реакция в обществе

Акции протеста

Ситуация в Калининградской области



В феврале 2010 года в в пользование РПЦ был передан замок Георгиенбург близ Черняховска [84] , а в мае в собственность РПЦ были переданы бывшие кирхи в посёлках Владимирово и Дружба [85] . Кирха в Дружбе до передаче РПЦ использовалась местной лютеранской общиной Правдинского района, причём община, по мере своих скромных возможностей, ремонтировала здание и подерживала его в порядке, сделав кирху одним из культурных центров посёлка. Часть средств на ремонт собиралась частным образом в Германии, жертвователи восприняли передачу здания РПЦ болезненно. [86] В качестве компромисса РПЦ предлагает выделить протестантам отдельную комнатку в кирхе, но община считает такое сотрудничество невозможным [87] . Существенные немецкие деньги, до 450 тысяч евро, были вложены в ремонт кирхи Арнау, которую местные власти, поначалу, с минимальным перевесом при голосовании, отказались передавать, но которая, впоследствии, тоже была передана и переоборудована в православную церковь, причем реставрация ценных старинных росписей была на полпути прервана без консервации, служебные отметки реставраторов удалены, леса разобраны, сама кирха несколько месяцев стояла бесхозной. [88] [89] [90] [91]

В мае 2010 года в собственность РПЦ было передано ещё 26 объектов, расположенных на территории Калининградской области, при этом многие из этих объектов ранее были полностью разрушены, таким образом РПЦ стала собственником земельных участков (в частности, сквер на улице Сергеева на берегу Нижнего пруда) [92] .

Читайте также: