Как научить детей беречь вещи и имущество

Обновлено: 16.05.2024


Елена Горбачева, многодетная мать. Фото: диакон Андрей Радкевич

Рассказывает Елена Горбачева, мама шестнадцати детей, четырнадцать из которых – приемные.

Первые приемные дети появились в семье, когда Елена Горбачева переехала жить в собственный дом под Тверь. Старшие из этих ребят уже взрослые, имеют собственные семьи, так что у мамы Лены есть даже внук. В 2014 году семья переехала в Москву, где, по проводившейся тогда московской программе, взяла еще сразу шестерых подростков. Именно с их появлением в семье связано постоянное сравнение тверского и московского опыта.

– Однажды Катя (ей тогда было пятнадцать) попросила меня купить ей новую осеннюю курточку, хотя две куртки у нее уже были. А мы как раз переезжали в другую квартиру – делали ремонт, покупали мебель. У нас было несколько кредитов и каждая копейка на счету.

Конечно, в необходимых вещах детям никто не отказывал, но с чем можно повременить – прикидывали. На улице стояла теплая осень, и покупка куртки могла подождать, на что Катя выдала такую реакцию:

– Вы на нас получаете деньги – и обязаны мне купить, что я хочу!

Подумав, я ей сказала:

– Мы вместе живем уже год, ты обратила внимание, сколько вещей купили себе за это время папа и мама?

– А вы ничего не покупали!

В тот год только муж купил себе новые джинсы, потому что в старых потертых ходить было уже несолидно. Ну, а на детские вещи, конечно, уходило немало: ведь, если кроссовки порвались, босиком не пойдешь.

– Катя, на улице – теплынь, плюс восемнадцать. Ты сама ходишь в кофте, какая нужда покупать тебе вот прямо сейчас куртку? Посмотри прогноз. И на будущее запомни: мы на то и родители, чтобы решать, кому, что, когда и за сколько покупать. Если бы у детей было право требовать и командовать, вам бы Богом не давались родители. Дело родителей: думать за детей, что им нужно.

Другой вопрос: не все родители справляются со своими обязанностями. Но это точно не дело детей – решать, кто сколько получает и куда тратит.

– На этом вопрос с курткой был исчерпан?

– Да, абсолютно. Она потом месяца два терпеливо ждала.

Конечно, ходить с таким рюкзаком по улице она бы не смогла. Нас выручило то, что она тогда училась в коррекционной школе-интернате. То есть, пять дней в неделю учебники надо было носить из класса в класс просто по коридору, а на выходные домой мы ее забирали на машине – я это заранее проанализировала. И несколько месяцев с этой резаной молнией она тогда проходила.

– Обычно в этот момент появляется инспектор опеки и фиксирует, у кого из детей что порвано или не по размеру…

– Ну, мне всегда везло на сотрудников опеки, попадались здравомыслящие люди. Хотя могли, конечно, и указать. Но я не вижу ничего такого в том, чтобы объяснить свою позицию.

Московские дети нас много раз провоцировали на тему родительских прав и обязанностей, и я специально тщательно изучила договор о приемной семье.

– Ух ты!

– Да, и об этом у нас был долгий разговор. Помню, я это детям зачитала, а Катя мне в ответ:

– Там не написано, что вы имеете право нас трогать руками! Ну, там, наказывать!

– Катя, а кто тебя наказывает?

А накануне я шлепнула по губам мальчишку – за мат. Потому что, оказывается, в детском доме дети могут послать воспитателя матом – и им ничего за это не будет. Пришлось очень резко объяснить, что у нас в семье так делать нельзя.

– Катя, если там будет написано что вас нельзя трогать руками, тогда вас нельзя будет обнять, поцеловать, помочь застегнуть пуговицу. Хочешь так?

На этом наш разговор был закончен. Это вроде бы далеко от денег, но на самом деле – тоже про них. Любая вещь стоит денег и её надо беречь.

Когда рыба не влезает в семейный бюджет

– А за покупками дети сами ходят? Бюджет на месяц составить умеют? Как этому научить?

– У нас оно так само получилось. Старшие дети живут почти самостоятельно. Им по семнадцать лет, и мы выдаём им деньги дважды в месяц, как зарплату. Совместно решили, что крупные покупки делаем вместе, их оплачивают родители, а вот повседневные нужды: продукты, колготки, гигиену – они покупают на себя сами.

Мы все вместе посчитали. Но жизнь – лучший учитель: в первый месяц они купили себе крутые телефоны и ели всякую бурду – чипсы и сухарики. А потом мы разбирали: почему им не хватило?

Помню, с самой первой девочкой – еще в Твери – у нас тоже была подобная ситуация: она уехала из деревни в Тверь в училище. Продукты – крупы и овощи – мы ей завезли, денег на текущие расходы дали, бюджет совместно посчитали. Через неделю она звонит:

– Мне нужны деньги. На хлеб не хватает.

– Мы купили магнитофон с кассетами.

– Да без проблем: жуйте теперь магнитофон, грызите кассеты…

Выяснилось: Маша (с одиннадцати лет жившая у нас в семье) в училище встретилась с девочками, с которыми когда-то была в детском доме. У нее карманных денег было пять тысяч в месяц, и я постоянно спрашивала отчет, а у них – шесть тысяч – и никакого контроля. Назревал серьёзный конфликт.

В итоге через три месяца я Машу забрала домой, и в училище она ездила из деревни. А её подружки таскались по барам и делали, что хотели. И ещё через два-три месяца их всех отчислили за прогулы. Училище Маша окончила очень хорошо и благодарила меня за это.

А недавно была ситуация с Катей, она из московского детдома. Катя учится на повара, и ей выделенного бюджета стало не хватать.

Я позвала Катю на разговор:

– Так и так, почему ты мне открыто ничего не говоришь?

Ну, и рыбу, конечно, она в первый раз купила по пятьсот рублей. Я ей объяснила, где такую же брать по триста, и подняла бюджет. Все были счастливы!

Откуда берется хлеб – для детей было откровением

С московскими детдомовскими ребятами, в отличие от наших других приемных – тверских – проблемы с деньгами и вещами возникают до сих пор периодически.

Помню, в первый же день у нас вышел казус. Мы зашли в магазин купить тортики по случаю их приезда, а они тут же попытались своровать жвачку.

– Миш, а откуда берется хлеб?

То есть, ребенок восьми-девяти лет даже близко не представлял себе процесс, откуда хлеб берется. И когда мы начали эту тему обсуждать, я увидела живой интерес его братьев и сестер.

– Притом, что они были старше?

– Да, Мише было девять, Илюше – двенадцать, Оксане – десять, Тане – одиннадцать. И в этом возрасте у детей нет самых обычных представлений – что хлеб надо посеять в землю, потом он полгода растет, потом его убирают, перерабатывают зерно, формуют, пекут, продают. Сложно просто перечислить всех людей, которые стоят за буханкой в тридцать рублей, и так – за каждой кофтой, за каждыми штанами! Для детей это было откровение!

Мне кажется, объяснить детям ценность чего угодно можно только так.

Мне кажется, объяснить детям ценность чего угодно можно только так.

Про карманные деньги

Году в 2005-м, еще под Тверью, мы с детьми начали играть в такую игру – у кого в порядке комната (тогда у каждого ребенка была своя) и кто хорошо учится, получает в день десять рублей карманных денег – по тем временам это было нормально. Кто получил двойку или тройку – вычеты. Выплачиваем раз в неделю – более долгого ожидания маленькие дети не выдерживали.

Мы играли так несколько месяцев, пока я не стала замечать: решил кто-то, что пятидесяти рублей ему достаточно, – и все, комнату можно уже не убирать. И где-то через год я эту игру отменила. И начала объяснять: убирать комнату, мыться, мыть уши и чистить зубы – ваша прямая обязанность.

Здесь в Москве у нас по нескольку детей живут в одной комнате, но квартиру мы тоже поделили на зоны – коридор, кухня, комнаты, санузел; дети их убирают и периодически меняются.

Когда пройдут все зоны – раз в месяц – подводим итоги. Это было их предложение.

Но тут я опять заметила: если старший поставил себе задачу купить наушники за триста рублей, он старается, убирается каждый день. Может даже за кого-то другого убрать. А у младших – пятьдесят рублей набежало – и хватит.

И я совершенно неожиданно обнаружила, что мы трижды за год почти всем детям покупали телефоны – на день рождения, на первое сентября и еще за что-то. Если б не этот отчет, я бы и не вспомнила, потому что телефоны то утопят, то разобьют, то кнопка западет.

К сожалению, к вещам теперешние дети относятся очень легкомысленно. А я вспоминаю, как муж рассказывал. После школы в середине 80-х родители купили ему джинсы. Тогда это было страшно модно и дорого. И он их три года берёг и носить боялся. А у нас на 9 мая Тимоша надел белую рубашку и угваздал ее всю.

За каждой вещью стоят люди

То есть, дети из детдомов не думают, что за каждой вещью стоит чья-то жизнь, судьба. Научатся, конечно, но пока медленно получается.

Недавно играли в гаражах, повредили машину. Просто развлекались. И никто, а им по пятнадцать лет, не подумал, что машина – чья-то, что она кому-то служила, что на ней, кстати, оборудование для пейнтбола возили, в который такие же подростки смогут играть. И кто-то на этой машине старался, зарабатывал, благодаря этому кормил свою семью.

Ведь дело даже не в деньгах как таковых. Процесс воспитания детей – он творческий. Все время думаешь, как им рассказать, что деньги – это просто дензнаки, бумажки, а за ними стоят жизни и судьбы многих людей.

Читайте также: