Как можно передать права собственности на квартиру при регистрации

Обновлено: 03.05.2024

Здравствуйте. Что по договору долевого участия, что по договору переуступки прав, что по договору паенакопления (участии/вступлении в ЖСК), квартира в собственность регистрируется одинаково. Поэтому моя инструкция подходит в большинстве случаев.

Важно понимать, что только после регистрации права собственности на квартиру можно считаться ее полноправным владельцем — ст. 219 ГК РФ. А то многие считают, что для этого хватает просто купить квартиру у застройщика и иметь ключи.

Этап №1 — Уточнить у застройщика можно ли начать оформление собственности

Если застройщик оповестил о том, что квартиру можно оформить в собственность — переходите к этапу №2 про подготовку документов. Обычно застройщик оповещает об этом по телефону, по смс или на своем сайте/форуме. Если застройщик еще не оповестил, уточняте у него следующее:

  • Застройщик оформил у районной Администрации разрешение ввода дома в эксплуатацию.
  • Районная администрация поставила дом на кадастровый учет в Росреестре.
  • Застройщик составил протокол на распределение жилой и коммерческой недвижимости.
  • Застройщик оформил технический паспорт на весь дом в БТИ (Бюро Технической инвентаризации).
  • Районная администрация присвоила почтовый адрес дому.
  • Застройщик оформил передаточный акт в Государственной архитектурно-строительной организации.

Если все эти действия выполнены, можно приступать к оформлению прав собственности. Переходите на этап №2.

Этап №2 — подготовить документы

Квартира регистрируется только на тех дольщиков, которые указаны в договоре основания.

Это договор, который гражданин подписал с Застройщиком. По нему Застройщик обязуется передать ему квартиру в построенном многоквартирном доме. Договором основания может быть договор долевого участия (ДДУ), договор переуступки прав требования, договор жилищно-строительного кооператива (ЖСК) и т.п. Нужны оригиналы договора от каждого дольщика/инвестора. Если есть какие-либо дополнительные соглашения к договору, то их тоже нужно приложить.

Этот документ дольщики подписывают после осмотра квартиры. Количество оригиналов должно быть равно количеству дольщиков + один. Например, если два дольщика, то нужно три оригинала акта. Дополнительный оригинал можно запросить у застройщика или заверить копию у нотариуса.

Дополнительно: Если в ипотечном договоре или договоре основания написано, что зарегистрировать право собственности нужно одновременно с регистрацией закладной, то сначала нужно заказать оценку квартиры. Список оценочных компаний спросите у своего ипотечного специалиста. У каждого банка свои аккредитованные оценщики, с которыми он работает. Оценка стоит от 3 тысяч рублей. Оценщику нужно отдать копию акта приема-передачи, договор основания, технический план квартиры (берется у застройщика).

Полученную оценку и документы на квартиру нужно принести в банк. На их основе специалист оформит закладную на квартиру. Оформляется она от 2 недель до 2 месяцев. Оригинал закладной и оценки нужно приложить к остальным документам для регистрации. В некоторых банках закладную не отдают на руки дольщику, и подать ее на регистрацию отправляют только своего специалиста.

Если пункта о закладной нет, то и предоставлять ее не обязательно. Большинство банков обязывают дольщика зарегистрировать закладную после регистрации собственности в течении определенного срока. В этом случае также закладную и оценку прикладывать не нужно.

Не нужно дополнительно получать разрешение на ввод в эксплуатацию дома. Обычно этот документ уже есть Росреестре. Если нет, то регистратор сам запрашивает его в районной администрации.

После регистрации можно прописаться в квартире. По ссылке подробная инструкция

Этап №3 — подать документы для регистрации права собственности

  1. Всем дольщикам придти в МФЦ или Регистрационную палату, оплатить госпошлину и подать документы.

Если дольщику до 14 лет, то его присутствия не потребуется, присутствовать должен один из родителей (опекун, попечитель). Если дольщику от 14 до 18 лет, то вместе с ним должен присутствовать один из родителей (опекун, попечитель).

Госпошлина за регистрацию — 2000 рублей (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты можно получить у сотрудника. Касса по оплате обычно находится в самом здании МФЦ. Комиссия будет примерно 50 рублей. По закону госпошлина делится между дольщиками, но на практике без разницы кто ее оплачивает.

После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику нужно отдать документы. Список я указала выше.

Если собираетесь подарить квартиру, то одаряемым придется заплатить налог

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):

В чем состоит особенность дарения недвижимости близкому родственнику? Как правильно оформить дарственную и нужно ли будет платить налог?

Содержание

Что такое дарение

Дарение - один из распространенных способов передачи недвижимого имущества между родственниками и супругами. Если такие сделки совершают лица, не состоящие в родстве, то с большой вероятностью можно утверждать, что такая сделка притворная, т.е. имеет целью скрыть под видом дарения обычную куплю-продажу с целью ухода от налогов, а при дарении долей в квартире — с целью обойти преимущественное право покупки доли другими совладельцами недвижимости. Но такие сделки не входят в предмет нашего интереса. Мы будем говорить о настоящей процедуре дарения между родственниками и близкими.

При этом по форме и содержанию договор дарения (или дарственная) квартиры, жилого дома, дачи, иной недвижимости между родственниками ничем не отличается от дарения того же имущества между иными лицами.

Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь (в том числе недвижимое имущество) в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить другую сторону от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.

Что такое имущественное право (требование) в контексте обсуждаемого вопроса о дарении квартиры родственнику, и как его можно подарить?

То же можно сказать и о любых правах, выраженных в ценной бумаге. Передавая в дар ценные бумаги близкому родственнику или кому-либо еще, вы фактически дарите имущественное право, удостоверяемое такой ценной бумагой. Например, вышеуказанный закон предусматривает такую ценную бумагу, как жилищный сертификат — облигацию особого вида, в которой также выражено право на получение квартиры в будущем от ее эмитента — лица, выпустившего жилищный сертификат (п. 2 ч. 2 ст. 1 указанного закона).

Следует иметь в виду, что в силу той же ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи, денег, права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Такой договор считается притворным, и к нему применяются правила договора, которые стороны на самом деле имели в виду, например, купли-продажи недвижимости. То есть этим еще раз подчеркивается безвозмездность договора дарения как между близкими родственниками, так и между любыми другими лицами.

Действующий закон говорит, что обещание подарить что-либо конкретное также признается договором дарения, и обязывает обещавшего, если его обещание было выражено в соответствующей юридической форме ясно и недвусмысленно, совершить в будущем безвозмездную передачу конкретного имущества, в том числе квартиры.

Любопытны в связи с этим также следующие законодательные положения: в силу ст. 581 ГК РФ права одаряемого, которому по договору дарения обещан дар, не переходят к его наследникам (правопреемникам), если иное не предусмотрено договором дарения; и, напротив, обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его наследникам (правопреемникам), если иное не предусмотрено договором дарения.

Существует и законодательный запрет дарения. В силу ст. 575 ГК РФ дарение имущества, в том числе жилого предназначения, в частности, недопустимо от имени малолетних (лиц, не достигших 14 лет) и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями, т.е. родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, в том числе органами опеки и попечительства. Таким образом, дарственная на родственника на квартиру или другое имущество может быть оформлена только с учетом этих условий.

Договор дарения: как составить

Как правильно составить договор дарения квартиры или доли в квартире мужу, жене или другому близкому родственнику?

В дарственной на родственника должны быть согласованы все существенные условия. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Что это значит? Применительно к договору дарения между мужем и женой или иными близкими родствениками, а также любыми другими лицами существенным является условие о его предмете, т.е. о квартире. Казалось бы, вы дарите то, что имеете, иного нет, но в договоре необходимо точно описать все адресные и технические характеристики передаваемой в дар квартиры либо доли в праве на нее, если предметом дарения является не вся квартира, а лишь ее часть. Описывая предмет дарения, указывают полный адрес с номером квартиры, а также этаж, площадь — жилую и общую, количество комнат с указанием их площадей, кадастровый номер, номер записи государственной регистрации права в реестре прав на недвижимость. При этом, имея долю в квартире, вы должны описать характеристики всей квартиры в целом и указать, что дарите долю в ней, выраженную через арифметическую дробь — 1/3, 1/5 и т.п.

Если вам принадлежит лишь доля в квартире, и вы занимаете конкретную комнату, вы не можете указывать, что вы хотите подарить комнату родственнику или другому лицу, потому что вам не принадлежит на праве собственности конкретная комната. Подразумевается, что вы лишь занимаете ее по договоренности всех проживающих в квартире совладельцев, как правило, пропорционально принадлежащей вам доле, т.е. в соответствии с так называемым сложившимся порядком пользования. Однако во избежание возможных споров вы можете указать в договоре дарения доли квартиры родственнику, какой частью жилого помещения вы пользуетесь в счет принадлежащей вам доли. Право пользования этой же частью квартиры, т.е. конкретной комнатой, закрепленной за вами, перейдет к одаряемому. Но и в этом случае споров не всегда удается избежать. Так, если используемая вами комната непропорционально больше принадлежащей вам доли в квартире, то, несмотря на сложившийся порядок пользования, при передаче данной доли одному из родственников, ранее не проживавшему в этой квартире, другой совладелец квартиры может не согласиться с проживанием в той же комнате одаряемого родственника и потребовать передать ему в пользование другую комнату соразмерно его доле. Если это невозможно в силу конструктивных особенностей квартиры, совладелец вправе потребовать денежную компенсацию за использование совладельцем жилого помещения большей площади, чем причитается на его долю (п. 2 ст. 247 ГК РФ).

К существенным условиям договора дарения квартиры стороны могут отнести право дарителя и других лиц на проживание в ней в течение определенного срока или бессрочно. Например, даритель может указать в договоре на свое право дожить в подаренной квартире до своей смерти.

Как правильно оформить дарственную на квартиру

то касается оформления дарственной на квартиру на родственника, то, по общему правилу, достаточно простой письменной формы (ст. 160, 161 ГК РФ), но по взаимному соглашению стороны могут оформить договор дарения у нотариуса (пп. 2 п. 2 ст. 163 ГК РФ). В отдельных случаях нотариальная форма обязательна, поскольку это предписано законом (пп. 1 п. 2 ст. 163 ГК РФ). Дарственная на квартиру у нотариуса может быть оформлена в следующих случаях.

Согласно п. 2 ст. 30 указанного закона сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Под несовершеннолетними гражданами в контексте указанных норм понимаются молодые люди от 14 до 18 лет. Дарение от имени несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет возможно с письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей) с предварительного разрешения (согласия) органа опеки и попечительства (п. 1 ст. 26, ст. 37 ГК РФ; п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ).

Напомним, что дарение от имени малолетних детей, т.е. лиц, не достигших 14 лет, не допускается.

При дарении квартиры или доли в квартире женой или мужем может потребоваться согласие другого супруга. Если даритель приобретал недвижимость в период брака по возмездной сделке при отсутствии брачного договора, устанавливающего иной режим имущества супругов, не основанный на принципе равенства долей в случае его раздела, требуется нотариально удостоверенное согласие супруга на сделку (п. 3 ст. 35 СК РФ). Напротив, от супруга одаряемого такое согласие не требуется, поскольку сделка является безвозмездной, а имущество, переданное в дар, поступает исключительно в собственность одаряемого и не входит в совместно нажитое имущество (ст. 34, п. 1 ст. 36 СКРФ).\

Сколько стоит составить, оформить и заверить договор дарения у нотариуса, можно уточнить в нотариальных конторах вашего города.

Государственная регистрация дарственной на квартиру

Каким образом осуществляется регистрация договора дарения между близкими родственниками?

Переоформление квартиры по договору дарения между родственниками предполагает переход права собственности.

Право собственности, переход права собственности, прекращение права собственности и иные права на недвижимое имущество в случаях, предусмотренных законом, подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ). В силу п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества также подлежит государственной регистрации.

Государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней осуществляет уполномоченный орган — Росреестр и его территориальные подразделения. Обратиться за услугой по государственной регистрации дарственной и права собственности на квартиру за одаряемым в Росреестре можно также в многофункциональные центры оказания государственных услуг (МФЦ).

Для совершения действий по государственной регистрации сделок и права на недвижимость требуется представление документа об уплате государственной пошлины. Для физических лиц размер госпошлины установлен в размере 2 тыс. руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Органы Росреестра в случае простой письменной формы договора дарения либо нотариусы в случае его нотариального удостоверения проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. Общий срок регистрации с 1 января 2017 г. составляет 7 рабочих дней. В случае подачи документов через МФЦ срок удлиняется на 2 рабочих дня. По завершении регистрационных процедур сторонам выдается по одному экземпляру договора дарения с отметкой о произведенной государственной регистрации, а одаряемому — также выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая произведенную государственную регистрацию прав. С 1 января 2017 г. выдача свидетельств о государственной регистрации прав более не предусмотрена.

Отказ принять дар

Согласно ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара отказаться от него. В этом случае договор дарения считается расторгнутым. Если договор дарения заключен в письменной форме, отказ от дара также должен быть совершен в письменной форме. В случае регистрации договора дарения в порядке п. 3 ст. 574 ГК РФ отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации.

Отказ от дарения

В соответствии со ст. 577 ГК РФ даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому квартиру (долю в квартире) или право на нее по договору долевого участия в строительстве, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни. Это положение закона весьма актуально в случае с жильем, когда, например, даритель, обещавший передать квартиру сыну, и планировавший выехать для проживания в другой регион, вынужден остаться в силу изменившихся обстоятельств или ухудшения состояния здоровья.

Даритель вправе отказаться от исполнения договора также в случае и по основаниям, по которым дарение может быть отменено согласно п. 1 ст. 578 ГК РФ. В силу указанной нормы даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. В случае умышленного лишения жизни дарителя одаряемым право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.

Кроме этого, в силу п. 2 той же статьи даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты. Теоретически такая угроза утраты, разрушения квартиры, неустранимый вред, порча отдельных ее частей может существовать при несоблюдении правил по содержанию, пользованию и эксплуатации квартиры, имеющей для дарителя неимущественную ценность (например, квартира-музей, или в квартире имеются неотделимые улучшения, атрибуты и конструктивные элементы, имеющие особую архитектурную или иную культурную ценность).

Отмена дарения

Закон предусматривает возможность включения в договор права дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого (п. 4 ст. 578 ГК РФ). В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, т.е. и квартиру тоже, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения (п. 5 ст. 578 ГК РФ). Трудно предположить, что квартира могла не сохраниться, но она могла быть существенно переустроена.

Если вас заинтересовал этот вопрос, то мы рекомендуем вам прочесть подробную статью на нашем сайте о том, как можно отменить или оспорить дарственную.

Дарение квартиры близкому родственнику: налоги

По закону собственник жилплощади вправе продать ее, завещать или передать в дар. Для официальной передачи прав собственности необходимо правильно составить соответствующее соглашение. Разберемся, что нужно для оформления и регистрации дарственной на квартиру и как правильно оформить договор дарения.

дарственная на квартиру оформление

Особенности заключения сделки

Согласно законодательству, передать в дар объект недвижимости можно только с помощью грамотно составленного документа. Устная форма подтверждения намерений подарить что-либо другому человеку применима исключительно в отношении малоценных вещей – любых предметов и денежных сумм, не требующих регистрационных действий при передаче. Жилплощадь же к таковой категории не относится. Любая недвижимость подлежит обязательной регистрации в Едином госреестре, и все сделки, касающиеся недвижимого имущества, совершаются строго в соответствии с законодательством РФ. То есть, чтобы преподнести в подарок жилье, необходимо подтвердить это документально.

Для оформления жилого недвижимого имущества в собственность новому владельцу предстоит составить соответствующее соглашение и официально зафиксировать факт перехода прав владения в Росреестре.

В стандартной ситуации присутствие нотариуса при заключении не требуется. Однако без его участия не обойтись, если дело касается не всего жилья целиком. А также, когда дом или квартира находятся в собственности нескольких человек, но кто-то один собирается подарить свою часть другому. И конечно, нотариальное удостоверение требуется в случае, если владелец жилища еще не достиг возраста совершеннолетия или ограниченно дееспособен.

Выясняя, какие документы нужны для оформления дарственной на квартиру и что входит в перечень необходимых бумаг при заключении сделки, важно знать: летом 2019-го в правила о передаче недвижимого объекта в дар были внесены изменения. В ситуации, когда переход всех долей осуществляется одновременно, в участии нотариуса нет необходимости. Собственники могут передать права владения на обычных условиях.

Что требуется от участников соглашения

Переход собственности контролируется со стороны государства во избежание неправомерных манипуляций и охраны особо уязвимых категорий граждан (несовершеннолетних, людей с расстройствами психики). Поэтому, передать жилье в дар целиком или частично могут только:

  • дееспособные лица, осознающие собственные действия, контролирующие поступки. Человек, не достигший совершеннолетия, не вправе сделать подобный подарок самостоятельно;
  • люди здоровые психически и заключающие контракт добровольно. Если выяснится, что даритель находился под давлением или не осознавал, что делает, документ признают недействительным;
  • граждане, имеющие право на жилье, которое передают в дар. Только владея жилплощадью по закону, собственник может распоряжаться ею по своему усмотрению.

дарственная оформление

Какие документы нужны для оформления и регистрации договора дарения квартиры родственнику

Для составления требуется собрать пакет бумаг, в который входят:

  • паспорта обеих сторон сделки;
  • документация, подтверждающая владение недвижимым имуществом;
  • техпаспорт на жилплощадь. В стандартных ситуациях он не нужен, но если передается приватизированная собственность, не состоящая на учете кадастра, определенно понадобится.

Формирование акта приема-передачи обязательным не является. Однако во избежание вероятных затруднений и претензий (весьма актуально, когда между подписанием согласия и регистрационными мероприятиями продолжительный временной промежуток), лучше не пренебрегать его составлением. Соглашение приобретает статус заключенного с даты регистрации перехода прав на недвижимость. Но непосредственно сделка является совершенной, когда недвижимый объект передается одаряемому.

Где составить договор дарения и как оформляется дарственная

Чтобы осуществить процедуру передачи жилья, можно обратиться за помощью в риелторскую или юридическую организацию. Сотрудники этих служб сами занимаются подготовкой всего необходимого. Клиенту остается только поставить свою подпись в указанном месте. Планируя воспользоваться сторонним содействием, имейте в виду – услуги юристов обычно обходятся дешевле аналогичных, предоставляемых риелторами.

Еще один вариант – оформить контракт через Многофункциональный центр. В ряде отделений МФЦ функционируют обособленные коммерческие подразделения, занимающиеся заполнением договорных шаблонов за небольшую плату.

Кроме того, в соответствующих ситуациях составить бумагу можно в нотариальной конторе. Обратиться к нотариусу придется в момент перехода доли жилплощади (если подарить часть недвижимости хочет только один из собственников). Разбираясь с порядком оформления договора дарения при передаче квартиры близкому родственнику и нужным перечнем документов, следует помнить, что прибегнуть к его услугам может любой желающий.

Никто не запрещает гражданину-дарителю составить соглашение самостоятельно.

Как происходит регистрация

Существует несколько способов, подходящих под разные цели. Рассмотрим каждый в отдельности.

Через МФЦ

Чтобы оформить сделку посредством Многофункционального центра, необходимо обратиться в любое из отделений. При этом совершенно не обязательно стремиться попасть в учреждение по месту постоянной прописки. Если по ряду причин вам удобнее оформляться в определенном районе или даже другом городе – вы вправе это сделать.

как оформить договор дарения

Планируя составление договорной документации, помните, что на руках у вас должны быть:

  • паспорта обеих сторон (кто дарит и кому передается недвижимость);
  • заявка на проведение регистрационных действий (ее подготовят специалисты центра);
  • бумаги, подтверждающие имущественное право на жилье;
  • разрешающие документы от органов опеки, если гражданин-даритель не достиг возраста совершеннолетия или признан ограниченно дееспособным;
  • согласие мужа/жены при наличии официального брака;
  • платежный чек (госпошлина 2 тыс. рублей).

Чтобы пойти в место, где регистрируется договор дарения квартиры и оформить дарственную правильно, помните, что нужное количество распечаток соглашения всегда должно превышать число сторон на одну единицу. То есть, если в сделке участвуют только два человека, необходимо подготовить три экземпляра.

После принятия документации на регистрацию через МФЦ уйдет порядка 10 рабочих дней.

С помощью нотариуса

Через нотариальную контору удастся произвести процедуру передачи недвижимого имущества от одного человека к другому гораздо быстрее, чем действовать самостоятельно. Нужно просто заплатить определенную сумму, и специалист сделает все необходимое по подготовке документации. Он покажет, расскажет, оформит, а вам останется лишь подписать бумаги. Электронную регистрацию в Росреестре он также возьмет на себя. Это хороший способ сэкономить время, заручившись поддержкой грамотного человека, уполномоченного на совершение нотариальных действий, пусть и придется оплатить его услуги.

Самостоятельно

Если все-таки решите обойтись без содействия нотариуса, предстоит распечатать шаблон соглашения и заполнить его по всем правилам.

  • Обязательно укажите персональные данные обеих сторон (дарителя и одариваемого). Обратите внимание – все пункты из паспортов (ФИО, регистрационная информация) должны переноситься с предельной точностью.
  • Отметьте реквизиты недвижимости. Номер кадастра, адресные данные, ЕГРН, подтверждение прав собственности на жилплощадь.
  • В момент подписания не забудьте о полной расшифровке подписи.

Стоимость оформления

Общая сумма, которую предстоит отдать за оказание услуг, состоит из подготовки документов и регистрационной пошлины. Это следует учитывать, выбирая место, где лучше заключать договор дарения, и определяя, кто будет оформлять документы для дарственной на квартиру между близкими.

В риелторской конторе придется оставить около 10 тыс. рублей. Помощь юриста обойдется в 5-6 тыс. рублей. Фиксированной ставки нет, многое зависит от индивидуальных расценок организации.

Обращение к нотариусу обойдется дороже. Нотариальное заверение соглашения составляет порядка 0,5% от стоимости жилья или его части. Минимальный размер – 3 тыс. рублей. Дополнительно еще 4,3-4,5 тыс. – за техобслуживание. Стоимость технических работ варьируется в зависимости от региональной принадлежности. Подача документации в электронном формате с 2019 года не оплачивается.

документы на дарственную на квартиру

Обращение в Многофункциональный центр в денежном отношении окажется самым экономным. Обычно услуги МФЦ оцениваются в 2-2,5 тыс. рублей.

Выше были перечислены примерные расходы со стороны дарителя. Однако это не означает, что процедура передачи недвижимого имущества всегда обходится бесплатно получателю подарка. Никаких затрат не будет, если гражданин, получающий жилье в дар, является родственником. К таковым относятся:

  • дети;
  • мужья и жены;
  • братья и бабушки.

Но если человек, которому дарят недвижимость, не является родным, ему предстоит отдать государству 13% от общей стоимости жилища.

Период действия документа

Пока регистрация не состоялась, правом владения обладает только сам даритель. Содержать недвижимое имущество он обязан самостоятельно. Своевременная уплата налоговых начислений также входит в его обязанность. Как только процесс перехода завершается, все это ложится на плечи одариваемого.

Как оформить квартиру в собственность по дарственной и есть ли возможность оспорить решение

Оспаривание заключение сделки возможно. Например, если муж или жена составили документацию без ведома другого супруга. Правда, такие ситуации – большая редкость. Регистрирующие ведомства обычно не принимают бумаги без нотариально заверенного согласия.

Разрешить спор удастся исключительно в судебном порядке в рамках исковой давности (от года до трех лет).

Арбитры, заведующие делами о банкротстве физлица, а также приставы (когда у дарящей стороны имеются задолженности по решениям суда) могут оспорить соглашение.

Преимущества и недостатки

Изучая правила, выясняя, какие документы нужны при дарении квартиры, и уточняя, как оформляется договор на передачу в дар недвижимого имущества, не забывайте, что в первую очередь это выгодно в отношении родственников. Им не требуется выплачивать государству налоговые начисления. Кроме того, дарственной можно заменить завещание, за счет чего удастся частично минимизировать затраты.

Другим лицам, не состоящим в близком родстве, оформлять письменную договоренность данным способом очень затратно. Из-за чего некоторые прибегают к мошенническим действиям, маскируют куплю-продажу под законный переход подарка. Но такие манипуляции, как правило, всегда признаются недействительными.

Из плюсов стоит отметить:

  • простоту составления документа;
  • возможность заручиться помощью нотариуса;
  • снижение периода налогообложения на подаренную жилплощадь (с 5 до 3-х лет).

К минусам необходимо отнести:

  • вероятность оспаривания соглашения;
  • потерю прав на собственность с момента регистрации (в отношении дарителя);
  • высокий процент, который требуется перечислить государству в случае передачи жилья не родственникам.

Налоги на переоформление

Вменяются только гражданам, не относящимся к категории близкой родни. Родители, дети, братья/сестры, внуки, супруги, бабушки/дедушки ничего не платят, получая в дар объекты недвижимого имущества.

Ситуации

Что выбрать: купля-продажа или дарение

Второй вариант нередко выбирают, когда хотят, чтобы жилье в случае развода супругов не подлежало разделу. Однако дарение актуально только в отношении легальных сделок перехода прав владения недвижимостью. Когда же процедура осуществляется фиктивно и предполагается передача денежных средств от получателя к дарителю, лучше не использовать дарственную. Ведь в таком случае:

  • гражданин, принявший подарок не вправе претендовать на налоговый вычет;
  • муж или жена одаряемого лица могут оспорить обладание собственностью, если подтвердят, что за переход жилплощади от одного собственника к другому были выплачены деньги.

Соглашение дарения стоит составлять только тогда, когда жилье действительно передается безвозмездно.

Как определиться между дарственной и завещанием

Эти две сделки во многом схожи. Рассмотрим краткую таблицу, чтобы разобраться в отличиях:

Различия Дарение Завещательный документ
Особенности составления Допускается самостоятельное оформление Необходимо привлечение нотариуса или других лиц, уполномоченных совершать заверение
Цена Без нотариального содействия предстоит оплатить только госпошлину 2 тыс. рублей Требуется оплата услуг специалиста, плюс 0,3% стоимости жилплощади в случае смерти наследодателя и пошлина
Передача прав Оформляется при жизни дарящего Составляется в течение полугода после гибели наследодателя

Что нужно для договора дарения: порядок оформления дарственной на долю в квартире

Формируется на тех же условиях, что и переход недвижимого имущества в дар полностью, но участие нотариуса при этом обязательно.

Гражданин, который собирается подарить часть жилища, не обязан получать на это согласие долевых совладельцев. Исключением является только приобретение даримой недвижимости в браке.

Как определить наличие соглашения

С 2013 года документ о передаче имущественных прав от одного владельца к другому при дарении не требует обязательной регистрации. Регистрационные действия предусмотрены исключительно в отношении фиксации перехода в Росреестре. Из-за этого узнать, есть ли договор, не обращаясь в регучреждение – невозможно.

Получить необходимые сведения возможно путем подачи запроса на получение выписки из ЕГРН. Осуществить процедуру можно также через Многофункциональный центр. За оказание услуги предстоит заплатить 350 рублей в электронном формате и 650 рублей в бумажном.

Удастся ли заключить сделку без одаряемого

Сформировать само соглашение можно, имея на руках ксерокопию паспорта получателя подарка. Но осуществить нотариальное удостоверение разрешено только в его присутствии. По законодательству нужно получить согласие человека, получающего в дар жилплощадь официально.

Допустимо ли переписывание документа

Переписать бумагу удастся только до того, как обе стороны поставят в ней свои подписи. Как только документ-соглашение завизирован – письменная договоренность считается заключенной. Внесение любых изменений возможно исключительно по обоюдному согласию или посредством судебного вмешательства.

какие нужны документы для дарственной на квартиру

Когда вступает в силу

В день заключения сделки, когда дарящий и принимающий в дар имущество подписывают договор. Но по закону человек, которому передается подарок, становится его владельцем в момент госрегистрации передачи прав собственности.

Подходит ли квартира, взятая в ипотеку

Да, но предварительно вам предстоит заручиться согласием банка, выдавшего кредит на приобретение недвижимости. Это не так просто осуществить на практике. Так как банковские организации стараются включать в соглашение о предоставлении займа запрет на дарение.

Есть ли возможность составить бумагу самостоятельно

Да, сформировать ее без привлечения нотариуса или риелтора действительно можно. Сделать это удастся с помощью стандартного бланка, доступного к скачиванию на многих официальных ресурсах. Однако, полагаясь исключительно на свои силы, вы наверняка потратите гораздо больше времени, чем при участии грамотных специалистов.

Теперь вы знаете, что надо для оформления дарственной на квартиру между родственниками и какие документы для этого потребуются. Подходите к вопросам дарения недвижимости грамотно и изучайте материалы заранее.

Документы в регистрационную палату

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для регистрации права собственности перехода права собственности от продавца к покупателю и регистрации права на нового владельца — это большой пакет и важно ни чего не упустить, иначе регистратор приостановит сделку.
В этой статье есть ссылки на бесплатные шаблоны документов для вашей сделки.

ВНИМАНИЕ! Росреестр постепенно закрывает свои офисы приема-выдачи документов или ограничивает прием документов только экстерриториальными сделками ( то есть когда объект недвижимости находится в другом кадастровом округе(области, крае, республике).

Статья обновлена 19.12.2021 г

Документы в Регистрационную палату — Росреестр

Первичным документом в регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) является заявление о регистрационном действии, например:
— регистрации перехода права ;
— регистрации права;
— внесении изменений в ЕГРН ( при смене фамилии правообладателя, изменении площади объекта недвижимости);
— исправлении технических ошибок (опечаток) в договорах и иных документах;
— регистрации ипотеки (обременения);
— запрета на регистрацию без личного участия или в электронном виде, регистрации ареста, запрета на регистрационные действия и т.д

Заявления о регистрационном действии в Росреестр повсеместно можно подать через МФЦ.
К заявлениям, в большинстве случаев, прикладываются документы — основания для выполнения государственной регистрации и иные документы, подтверждающие законность сделки.

Делопроизводитель МФЦ переводит все документы в электронный вид (делает скан-образы, удостоверяет своей электронной цифровой подписью и весь пакет быстро направляется в Росреестр по электронным каналам связи.

Тем не менее, ваши бумажные документы — основания (договора купли-продажи, мены, дарения, приватизации, дополнительные соглашения к этим документам, решения суда, распоряжения администрации и прочие правоустанавливающие документы) и ваши заявления отправляются следом за электронными и физически доставляются регистратору.
На правоустанавливающем бумажном документе государственный регистратор разместит надпись о совершении регистрационного действия (поставит штамп о дате и номере регистрации).

Любые документы можно доносить.

Принимают их по заявлению о приобщении дополнительных документов.
Ни каких копий документов, кроме удостоверенных нотариусом или судом приносить с собой в МФЦ не нужно.

Скачайте полный список документов для Росреестра (МФЦ) ТУТ

Содержание статьи подробное:

Какие документы нужны в Росреестр

Всем участникам сделки обязательно понадобится:

6. Действующая нотариальная Доверенность, с нужными полномочиями, если Вы действуете за участника сделки. Правила составления правильной доверенности> > >
Если доверенность или апостиль, ее удостоверяющий, на иностранном языке — нужен перевод на русский язык, заверенный нашим нотариусом .

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для продавца

Если договор купли-продажи в вашей сделке удостоверен нотариусом, Продавцу НЕ нужно подавать в МФЦ заявление о переходе права на покупателя.
( То есть продавцу не нужно приходить в МФЦ).

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для покупателя

  • Договор купли-продажи в количестве экземпляров для каждого покупателя ( или один на всех).
  • Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в общую совместную собственность супругов.
  • Нотариальный брачный договор, если супруги покупают недвижимость в долевую собственность ( а не в общую совместную).
  • Нотариальное разрешение супруга на покупку квартиры в ипотеку, если квартира оформляется только на одного , а другой не является со заемщиком по Кредитному договору.
  • Нотариально заверенное согласие супруга на покупку недвижимости, если сделка оформляется нотариальным договором купли-продажи. Подробнее почитайте > > >
  • Если вы используете для оплаты государственные или иные сертификаты — они нужны.
  • В ипотечной покупке — нужен кредитный договор и закладная (если она оформлялась банком в вашей сделке).

Документы в Регистрационную палату — Росреестр НЕ понадобятся

— Не нужно делать ксерокопии документов. Делопроизводитель МФЦ самостоятельно сделает скан-копии всех ваших документов.

— Кадастровый паспорт — предоставлять не нужно, так как у регистратора есть доступ к данным кадастрового учета.
Достаточно просто указать в договоре купли-продажи кадастровый номер. Но Вы должны быть убеждены, что ваш объект недвижимости состоит на кадастровом учете >> > В противном случае в регистрации откажут.

Технический паспорт — предоставлять не нужно, он вышел из оборота для целей регистрации сделки.
— Выписку из ЕГРН — предоставлять не нужно, у государственного регистратора есть все данные из выписки, ведь он работает непосредственно с реестром.
— Справки об оплате коммунальных платежей и налогов — предоставлять не нужно.

НУЖНО ЗНАТЬ:
1. Долги по коммунальным платежам НЕ переходят на нового владельца.
2. Долги по уплате за капитальный ремонт многоквартирного дома переходят на нового собственника квартиры.

Если у Вас делопроизводитель забрал оригинал документа, посмотрите в Описи о приеме пометку об этом.
Оригинал Вам вернут после выполнения регистрации.

ПОМНИТЕ!
Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) можно доносить.
У Вас обязаны принять даже не полный пакет документов.
Единственной причиной для отказа в приеме документов является отсутствие документа, удостоверяющего личность!
Срок действия подлежащих замене паспортов продлён в России до 90 дней.

Расписка (опись) о приеме документов

  • Расписка о приеме документов важна и ее необходимо сохранить.
  • В расписке помечены все оригиналы и копии, которые у Вас приняты, внимательно проверьте перечень.
    Скан-копии документов в описи не отмечаются (почему-то).
  • Расписка (опись) Вам понадобится для получения информации о прохождения регистрации, в ней помечен номер вашего дела.
  • В расписке помечена дата регистрации. Сроки регистрации подробно > > >

Важно знать:
— задача специалиста отдела приема документов просто принять их у вас и выдать расписку (опись);
у приемщика документов нет доступа к сведениям по ограничениям сделки по этому объекту недвижимости.

Прежде чем передавать документы на регистрацию получите достоверные данные из Росреестра в виде электронной выписки на сайте Госуслуг
01.01.2020 года вступили в силу поправки в ст. 8.1, п 6 Гражданского кодекса РФ.
Теперь добросовестным приобретателем недвижимости признается покупатель, который полагался на данные Росреестра.

Прочтите полезную статью: Что такое обременение квартиры

Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) заранее и правильно подготовленные для специалиста, избавят Вас от лишней суеты во время подачи заявления на регистрацию.

Все документы по списку, сложите в отдельную папку или файл, не кладите туда ни чего лишнего.
Это облегчит работу специалиста и расположит его к Вам.

Если продавец и покупатель в разных городах

Какие документы выдадут после регистрации

После проведения государственной регистрации перехода права вам выдадут из МФЦ
1.покупателю недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
— выписку из ЕГРН, подтверждающую внесение записи о новом правообладателе.
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).

2. продавцу недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).

Свидетельство о государственной регистрации права сейчас не выдают.
Этот документ был отменен 13.07.2015 года.

Так же продавец передает покупателю при подписании Акта приема-передачи:
— Технический паспорт (если он есть у продавца);
— Кадастровый паспорт или Технический план( если есть);
-Документы об оплате коммунальных услуг и капремонта;
— Паспорта на приборы учета воды, газа и электричества (в обязательном порядке).

Полина Шипкова, контент-маркетолог Банки.ру

Вся недвижимость в России отслеживается государством. Специальный госорган — Росреестр — ведет Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в котором хранится вся информация о квартирах, домах и земельных участках.

Каждому, кто купил или получил в дар недвижимость, необходимо зарегистрировать свое право на владение ею в Росреестре. Раньше для этого нужно было физически подать заявление на регистрацию и пакет документов в отделении ведомства или МФЦ. С помощью электронной регистрации оформить право собственности можно без посещения отделения Росреестра или МФЦ: все участники сделки онлайн отправляют свои документы в Росреестр. Сделать это можно самостоятельно или с помощью посредника, которым может быть банк, нотариус, агентство недвижимости или застройщик.

Что такое УКЭП?

Для оформления электронного права собственности потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — электронный аналог рукописной подписи. Документ, подписанный с помощью УКЭП, имеет ту же юридическую силу, что и бумажный.

УКЭП можно оформить в удостоверяющих центрах (УЦ), получивших аккредитацию Минкомсвязи (Минцифры). Для оформления необходимо подготовить пакет документов: каждый УЦ запрашивает свой список, но чаще всего требуется только заявление, паспорт и СНИЛС.

Безопасно ли оформлять сделки с помощью электронной подписи?

Как оформить электронное право собственности и сколько это стоит?

Оформить электронное право собственности можно двумя способами: самостоятельно и через посредника.

Оформляем сами

  • договор сделки — например, долевого участия или дарения;
  • сканы паспортов всех участников сделки;
  • если сделка с привлечением ипотеки — ипотечный договор от банка.

При отсутствии нарушений и причин для отказа Росреестр переоформит право собственности и направит подтверждающие документы на указанную в заявлении электронную почту.

Самостоятельная регистрация права собственности обойдется в 2 000 рублей — именно таков размер госпошлины.

Оформляем через посредника

Как мы уже писали выше, в качестве посредника может выступать банк, агентство недвижимости, компания-застройщик или нотариус.

Посредник не только занимается оформлением сделки и готовит все необходимые документы, но и оформляет УКЭП для всех участников — самостоятельно идти в УЦ и получать электронную подпись не придется. Стоимость посреднических услуг у агентств и застройщиков составляет 4—6 тыс. рублей, у банков — около 10 тыс. рублей.

В среднем электронная регистрация права собственности в Росреестре занимает от двух до семи рабочих дней (при отсутствии технических сложностей и необходимости в запросе дополнительных сведений). При подаче заявления через нотариуса рассмотрение происходит в течение дня.

В каком виде я получу документы?

При электронном оформлении права собственности документы придут на указанную почту в заархивированном виде. При покупке недвижимости на вторичном рынке это будет договор купли-продажи с электронной подписью Росреестра о регистрации перехода права собственности и выписка из ЕГРН, подтверждающая переход права собственности. При покупке недвижимости в новостройке — договор долевого участия с электронной подписью Росреестра о регистрации права требования.

Получить документ в бумажном виде не получится: с 15 июля 2016 года Росреестр больше не выдает бумажные свидетельства. Единственным документом, подтверждающим право собственности и содержащим всю информацию по переходу прав и обременениям на объект недвижимости, является именно выписка из ЕГРН.

Файл рекомендуется сохранить на жесткий диск компьютера и скопировать на внешний носитель — так вы максимально защитите документ.

Плюсы

1. Это удобно, особенно при совершении сделки через посредника: вы посещаете его офис всего один раз. Оформление онлайн подходит для тех, кто покупает недвижимость в другом городе, и особенно актуально в период пандемии коронавируса для соблюдающих режим самоизоляции.

2. Это быстро: на рассмотрение бумажного заявления регистратору потребуется около десяти дней, электронная регистрация чаще всего занимает от двух до семи дней.

3. Это выгодно: иногда банки снижают ставку по ипотеке, если регистрация сделки будет онлайн. Мы подобрали лучшие предложения по ипотеке от банков, которые снижают ипотечную ставку при условии электронного оформления права собственности на недвижимость.

Если вы покупаете недвижимость на первичном рынке, компания-застройщик может взять оплату пошлины и услуг банка на себя.

Если в сделке участвуют несовершеннолетние, то для оформления потребуется нотариус, который точно так же оформляет сделку под ключ. При этом участникам сделки не потребуются собственные электронные подписи, заявление на регистрацию достаточно подписать с помощью УКЭП нотариуса.

Минусы

  1. Это затратно: госпошлина на оформление права собственности составляет 2 000 рублей. При оформлении заявления указать можно только один объект. Если, например, вы одновременно покупаете несколько объектов, то на каждый надо будет заполнить свою заявку и уплатить пошлину. Услуги посредников оплачиваются отдельно.
  2. Это непонятно: после электронной регистрации вы получите файл в формате .xml, а не привычный документ с рукописной подписью и синей печатью. Хотя право собственности, оформленное онлайн и подписанное УКЭП, имеет ту же юридическую силу, что и его предшественник — бумажный аналог, но у россиян пока нет доверия электронным документам.

Как пользоваться выпиской из ЕГРН в электронном виде?

Выписка из ЕГРН — единственный документ, подтверждающий право владения недвижимостью.

Что прописаться или, например, переоформить лицевой счет для оплаты услуг ЖКХ, вместе с другими требуемыми документами необходимо предоставить выписку в электронном виде. Некоторые ведомства, например Пенсионный фонд, самостоятельно запрашивают выписку из ЕГРН в Росреестре.

Для получения налогового вычета за покупку недвижимости способ оформления сделки роли не играет.

Ни одно государственное учреждение не вправе отказать в приеме документов, полученных в результате электронной регистрации права собственности.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Читайте также: