К экономическим последствием индустриализации относится введение частной собственности

Обновлено: 14.05.2024

Первые попытки свёртывания НЭПа имели место уже во второй половине 1920-х гг. В промышленности происходила ликвидация синдикатов. С помощью мер административного характера сужалась сфера применения частного капитала. Появление хозяйственных наркоматов свидетельствовало о переходе в управлении экономикой к жёстко централизованной системе.

К концу 1920 х гг. руководство большевистской партии окончательно решило отказаться от продолжения курса новой экономической политики. Юридически прекращение НЭПа было оформлено 11 октября 1931 г., после выхода постановления, полностью запрещавшего частную торговлю в СССР.

Причины свёртывания НЭПа:

Противоречия и проблемы, порождённые НЭПом, подтолкнули к началу системного переустройства всего народного хозяйства и переходу к командно-административным методам управления экономикой. Ключевое место в этом отводилось политике индустриализации.

После принятия первого пятилетнего плана обрела форсированный (ускоренный) характер. Отличительной чертой советской индустриализации было приоритетное развитие тяжёлой промышленности и военно-промышленного комплекса. Основные преобразования народно‑хозяйственного комплекса должны были быть осуществлены в рамках 1‑й (1928–1932) и 2‑й (1933–1937) пятилеток. Старт 1-й пятилетки обнадёживал. Используя основу, заложенную в годы НЭПа, темпы развития большинства отраслей промышленности не только соответствовали плановым показателям, но даже превышали их. Однако с начала 1930-х гг. наблюдается падение темпов промышленного роста. Так, к 1933 г. они едва достигли 5%, тогда как в первые два года пятилетки составляли почти 24%. Постоянное взвинчивание темпов индустриализации требовало притока всё новых капиталовложений.

Источники финансирования индустриализации:

Особенности советской индустриализации:

Коллективизация предусматривала создание крупных коллективных хозяйств на основе отдельных крестьянских дворов. Охватив максимум крестьянских хозяйств, она должна была ликвидировать в деревне институт частной собственности.

Целью коллективизации было обеспечение потребностей страны в сельскохозяйственной продукции; получение финансовых средств для проведения индустриализации; раскулачивание крестьянских хозяйств и подчинение крестьянства интересам государства.

Однако уже спустя несколько месяцев продолжавшаяся индустриализация потребовала увеличения объёмов продаж зерновых, вследствие чего хлебозаготовительные планы снова резко возросли. Колхозы лишались почти всего урожая, что заставляло крестьян отказываться от работы на земле, породив массовую неконтролируемую урбанизацию. Для борьбы с этим явлением в СССР были введены внутренние паспорта.

Для осуществления бесперебойных хлебозаготовок, несмотря на голод в ряде регионов (Украина, Казахстан, Поволжье, Кубань), унёсший жизни более 7 млн человек, осенью 1932 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) в основных хлебозаготовительных районах были созданы Чрезвычайные хлебозаготовительные комиссии, силой экспроприировавшие сельскохозяйственную продукцию и загонявшие крестьян в колхозы.

Результатом данной политики стало то, что к 1935 г. 98 % крестьянских дворов страны было коллективизировано. Было ликвидировано кулачество, увеличились показатели среднегодового производства зерна, но насильственные методы, которыми проводилась коллективизация, привели к многочисленным жертвам и утрате у крестьянина чувства собственника. Административно-командная система управления колхозами, завышенные размеры обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству на фоне заниженных заготовительных цен препятствовали экономическому развитию хозяйств.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР

В последних своих работах В. Ленин последовательно отстаивал концепцию движения к социализму через государственный капитализм в условиях пролетарского государства. Суть этой системы сводилась к однопартийному режиму в политико-идеологической области и административно-рыночной системе хозяйствования в экономике. Однако из-за резкого ухудшения здоровья к 1923 г. В. Ленин уже практически не принимал активного участия во внутрипартийных дискуссиях о путях и методах строительства социализма.

Культ личности И. Сталина

Несмотря на сохранение внешних атрибутов демократии (съезды Советов, коллективные органы власти), к концу 1920‑х гг. ВКП(б) окончательно утвердила свою монополию на власть в государстве. Была создана широкая сеть общественных организаций, находившихся под жёстким партийным контролем (профсоюзы, комсомол, профессиональные организации людей творческой сферы и др.). Произошло переплетение партийного и государственного аппарата управления государством. Формировался культ личности И. Сталина — возвеличивание его личности через средства массовой пропаганды, произведения культуры и искусства, государственные документы, законы и др.

Иосиф Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — участник российского революционного движения, крупный политический, государственный, военный и партийный деятель. С конца 1920‑х гг. и до своей смерти Сталин единолично стоял во главе СССР и руководил коммунистической партией.

Конституция СССР 1936 г

Существенные изменения в государственном устройстве и общественных отношениях, произошедшие с момента принятия Конституции СССР 1924 г., обусловили появление 5 декабря 1936 г. новой редакции главного документа страны. В ней говорилось о ликвидации частной и создании государственной и колхозно-кооперативной собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Компартия провозглашалась руководящей силой общества. Все граждане СССР были наделены равными правами и свободами, хотя воспользоваться ими на практике не представлялось возможным. Новая Конституция зафиксировала падение значения Съездов Советов, которые с 1927 г. созывались раз в два года. Реальной властью обладали лишь партийные органы.

В Конституции были отражены наиболее характерные черты уже сложившейся к тому времени в стране командно-административной системы. Она провозглашала СССР социалистическим государством.

Массовые репрессии

Первые политические процессы начались ещё в конце 1920‑х гг. В июне 1928 г. резонанс получило Шахтинское дело. Его жертвами стали специалисты-инженеры Донбасса с дореволюционной подготовкой. Их обвинили во вредительстве, организации взрывов на шахтах и преступных связях с их прежними владельцами. По процессу проходило 53 человека, 11 были приговорены к смертной казни. В начале 1930‑х гг. огласку приобрели процессы по делам Промпартии, Союза освобождения Украины, Трудовой крестьянской партии, Союзного бюро меньшевиков, Союза защиты ленинизма, созданного М. Рютиным. Большинство обвинений по всем процессам было сфабриковано сотрудниками ОГПУ.

Серьёзной чистке подверглись армия и органы НКВД (М. Тухачевский, И. Якир, В. Блюхер, А. Корк, И. Уборевич, Г. Ягода, Н. Ежов и др.). Репрессиям так же были подвергнуты деятели культуры и науки. При НКВД СССР в 1930 г. было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ), включавшее около 250 исправительно-трудовых учреждений. Численность узников постоянно росла. Если, по официальной статистике, в 1930 г. в лагерях содержалось 179 тыс. человек, то к концу 1937 г. их уже было не многим менее миллиона.

К концу 1930‑х гг. СССР имел все признаки тоталитарного государства. Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся всесторонним контролем государства над разнообразными аспектами личной и общественной жизни граждан.

Идеологические основы советского общества в 1920–1930‑х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.

Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества.

В 1930‑х гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Успехи советской науки 1930‑х связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова.

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (О. Мандельштам, В. Мейерхольд и др.).

Открытием в литературе 1930‑х стали произведения М. Шолохова, А. Твардовского. Важнейшими составляющими советской культуры были театр и кинематограф. Популярностью пользовались постановки московских театров им. Е. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и др. Фабриками кино стали киностудии Мосфильма, Ленфильма, Киевская киностудия. Новые художественные формы воплощались в фильмах А. Довженко, С. Эйзенштейна.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920‑х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 %. Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930‑х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Читайте также: