Изменение границ земельного участка с изменением площади как оформить в рб

Обновлено: 02.05.2024


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
      • Защита нематериальных благ
      • Защита имущественных прав
      • Брачно-семейное право
      • Трудовые и связанные с ними отношения
      • Жилищное право
      • Земельное право
      • Право страхования

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О практике рассмотрения судами земельных споров

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      22 декабря 2011 г. № 9

      Изменения и дополнения:

      Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

      Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

      *Вступает в силу с 1 января 2012 г.

      2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков.

      Подведомственность земельного спора областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительным комитетам (ч. 1 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле) не лишает гражданина права на обращение в суд.

      3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

      Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (ч. 3 ст. 71 Кодекса Республики Беларусь о земле).

      При принятии и рассмотрении жалоб судам следует выяснять, соблюден ли в необходимых случаях обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования и не пропущен ли заявителем срок на обращение в суд.

      5. Обратить внимание судов на необходимость проведения тщательной подготовки дел о земельных спорах к судебному разбирательству. При совершении действий, предусмотренных ст. 262 ГПК, судьям следует учитывать особенности дел данной категории, в каждом конкретном случае уточнять предмет и основание иска, а по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц – сущность обжалуемых действий (бездействия), принимать меры к получению доказательств, обсуждать вопросы о необходимости проведения предварительного судебного заседания, осмотра на месте, производства экспертизы.

      Для правильного разрешения земельного спора суду следует проверять, имеются ли документы, удостоверяющие право на земельный участок, исследовать землеустроительное дело, содержащее сведения о границах и площади земельного участка.

      6. Судам следует иметь в виду, что экспертиза по делам, связанным с разрешением земельных споров, назначается в случаях, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, требуются специальные познания в землеустройстве, строительстве и других областях.

      Заключение экспертизы признается полным и объективным при наличии в нем обоснованных выводов по всем поставленным на разрешение эксперта вопросам, относящимся к его компетенции.

      Выводы эксперта о вариантах определения порядка пользования земельным участком подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу. Если в заключении эксперта предложено несколько возможных вариантов определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка, суд с учетом доводов и возражений сторон оценивает их и выбирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя. Выводы суда по этому вопросу должны быть мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и сопоставлении со всеми имеющимися вариантами.

      В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта суд вправе назначить повторную экспертизу, поручив ее другому эксперту.

      Отказ сторон от оплаты за проведение экспертизы является основанием для оставления заявленных требований без рассмотрения (п. 11 ч. 1 ст. 165 ГПК).

      7. Право на земельный участок возникает у гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, кроме случаев, установленных законодательством (ч. 2 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

      Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (ч. 3 ст. 21 Кодекса Республики Беларусь о земле).

      При рассмотрении споров о праве на земельный участок судам следует проверять, произведена ли в установленном законом порядке государственная регистрация права на спорный земельный участок за конкретным лицом. При непредставлении таких сведений суд выясняет правовой статус (вид вещного права) на земельный участок путем получения сведений из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

      8. Обратить внимание судов, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле раздел земельного участка с образованием новых земельных участков возможен при условии, если это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.

      При выборе конкретного варианта раздела суду необходимо выяснять у соответствующих служб возможность соблюдения данных условий. При этом каждый из образованных в результате раздела земельных участков должен соответствовать целевому назначению спорного земельного участка до его раздела.

      Раздел земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома, может иметь место в случае раздела этого дома с образованием двух или более объектов права собственности.

      Создание образованных в результате раздела земельных участков, возникновение прав и ограничений на них подлежат государственной регистрации.

      9. Разъяснить судам, что, в отличие от раздела земельного участка, при определении порядка пользования земельным участком общее право на земельный участок не прекращается, а поэтому установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

      Требование об установлении порядка пользования земельным участком может быть заявлено независимо от вещного права на земельный участок (права собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, временного пользования).

      Отсутствие правоудостоверяющих документов на земельный участок не препятствует возбуждению дела и не исключает возможности разрешения спора.

      При смене собственников дома установленный порядок пользования земельным участком по их требованию может быть изменен.

      10. Порядок пользования земельным участком, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в общей долевой собственности граждан, осуществляется пропорционально их долям в праве собственности на эти строения (здания, сооружения) (ч. 9 ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле). С учетом принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения выделенная собственнику строения часть земельного участка, как правило, должна прилегать к его части дома.

      Общий двор в пользование собственников строений выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из собственников строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному собственнику строения, окажутся на той части земельного участка, которая определена в пользование другому собственнику, суду необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, суду следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации собственнику сносимого строения.

      Определение порядка пользования земельным участком допускается и при невозможности раздела находящегося на нем жилого дома.

      Порядок пользования земельным участком определяется, как правило, с учетом заключения судебно-землеустроительной экспертизы.

      11. Изменение долей в праве собственности на дом в результате реконструкции (возведения пристройки, надстройки, перестройки и т.п.) одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров их долей в праве на земельный участок.

      12. По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком судам следует проверять правомерность пользования земельным участком лицом, обратившимся с иском о защите своих прав. С этой целью необходимо исследовать правоудостоверяющие документы, подтверждающие факт предоставления земельного участка истцу, государственную регистрацию права на земельный участок, его кадастровый номер, вещное право на земельный участок и его площадь, границы со смежными землепользователями, схемы связи с объектами и контурами точек поворота границ земельного участка и выяснить, имеются ли нарушения прав землепользователя, в чем конкретно они состоят и каким образом возможно их устранение.

      Если право на земельный участок не подтверждено, суд вправе предложить истцу оформить право на земельный участок в установленном законом порядке с определением границ земельного участка, приостановив производство по делу, а после получения необходимых документов проверить обоснованность заявленных требований по существу.

      13. В соответствии с положениями ст.ст. 19, 45 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователь, то есть любое лицо, которому земельный участок предоставлен в установленном порядке, независимо от вещного права на земельный участок, вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута. Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде.

      Землепользователи при недостижении соглашения о земельном сервитуте имеют право в судебном порядке требовать как установления, так и прекращения земельного сервитута.

      При рассмотрении таких споров судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещения убытков.

      Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске.

      Размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на земельный участок, обременяемый сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств.

      14. Разъяснить судам, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение земельным участком как своим собственным в течение не менее пятнадцати лет, вправе приобрести этот земельный участок в частную собственность, получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле) по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Решение исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу может быть обжаловано в суд.

      Добросовестность (отсутствие противоправности в завладении земельным участком), открытость (очевидность факта владения земельным участком для окружающих) и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом, и (или) паспортом домовладения, и (или) документами об уплате земельного налога.

      Исходя из положений ч. 3 ст. 98 Кодекса Республики Беларусь о земле при исчислении срока владения земельным участком учитывается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком началось до 1 января 2009 г. и продолжилось после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.

      Если земельный участок был выделен во временное пользование (ст. 16 Кодекса Республики Беларусь о земле), то право на его приобретение, несмотря на истечение срока, установленного ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле, не возникает.

      Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им.

      15. Судам надлежит иметь в виду, что основаниями предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок являются, в частности, нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении (проведении) границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах (кроме ошибок технического характера), либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка.

      Суду неподведомственны споры об установлении границ земельных участков, если при предоставлении этих земельных участков их границы на местности не устанавливались.

      16. Обратить внимание судов, что изъятие земельных участков по решению суда допускается в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 60 Кодекса Республики Беларусь о земле. Принятие решения об изъятии земельного участка влечет прекращение права частной собственности на земельный участок.

      При удовлетворении судом требований об изъятии земельного участка и прекращении прав на него решение вопроса о дальнейшем использовании земельного участка относится к компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель. Определять целевое назначение земельного участка суд не вправе.

      17. Судам надлежит иметь в виду, что земельные участки как недвижимое имущество относятся к объектам гражданских прав, поэтому сделки с земельными участками могут признаваться судом недействительными не только в случаях нарушения норм законодательства об охране и использовании земель, регулирующих порядок осуществления таких сделок, но и по другим основаниям, влекущим недействительность сделок (§ 2 главы 9 ГК).

      18. Обратить внимание судов, что в резолютивной части решения по земельному спору должны быть полно и понятно сформулированы выводы суда по каждому заявленному требованию. При этом необходимо указывать вид вещного права на земельный участок, его размеры, кадастровый номер и местонахождение.

      По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком в резолютивной части решения должны содержаться сведения о том, кто, какие действия и в чью пользу должен совершить.

      При установлении земельного сервитута указывается, какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого земельного участка, границы земельного сервитута, цели его установления, условия и размер оплаты.

      Резолютивная часть решения по жалобе гражданина на действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и их должностных лиц в случае удовлетворения жалобы должна содержать указание, какие действия (бездействие) и какого государственного органа (должностного лица) признаются неправомерными и какие действия следует совершить для восстановления нарушенного права.

      19. Если при рассмотрении земельных споров будут установлены недостатки в деятельности должностных лиц или государственных органов, допустивших нарушения законодательства об охране и использовании земель, судам следует выяснять причины и условия, способствующие совершению данных нарушений, и в соответствии со ст. 325 ГПК реагировать на них вынесением частных определений.

      20. Областным, Минскому городскому судам периодически изучать и обобщать практику рассмотрения судами земельных споров, своевременно устранять выявленные недостатки, принимать меры по правильному и единообразному формированию практики применения законодательства об охране и использовании земель.

      В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

      Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

      Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости 1 . Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

      При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

      В каком случае потребуется уточнение границ участка?

      Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

      • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
      • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
      • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
      • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

      С кем нужно будет согласовать границы участка?

      Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

      Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

      Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

      Как согласовывать границы участка с соседями, чтобы не допустить земельных споров?

      Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ. Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании. По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

      Что будет, если кадастровый инженер не сможет связаться с соседом-смежником?

      Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

      Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

      • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
      • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

      Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

      Как не пропустить собрание, на котором будут согласовываться границы участков?

      Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

      Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

      Что делать, если владельцы участков не согласны с расположением смежных границ?

      При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

      При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

      Как в суде решаются споры о согласовании границ земельных участков?

      Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

      Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

      Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

      При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

      При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

      Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

      Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.

      Уточнение местоположения границ земельных участков.

      УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

      Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.

      ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

      а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или

      б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или

      в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.

      Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

      Документы, на основании которых проводится уточнение границ

      Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных

      Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

      К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:

      1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:

      2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

      • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
      • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
      • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

      3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

      • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
      • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
      • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
      • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
      • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

      На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.

      Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.

      Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.

      Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

      При получении запрошенных документов допускается при проведении межевания изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

      При отсутствии исходных документов, определяющих местоположение границ, за границы земельного участка принимаются границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими. При отсутствии линейных рубежей границы устанавливаются по указанию владельца земельного участка. Дается конкретное описание закрепления границ на местности. В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка может отличаться от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в установленном законе порядке. Рекомендуется составлять ситуационный план земельного участка в масштабе, на котором показываются имеющиеся ограждения, здания, примыкающая уличная и дорожная сеть а также установленные границы земельного участка и границы объектов по сведениям ЕГРН. Указанный ситуационный план включается в состав приложений межевого плана.

      Обстоятельства уточнения границ земельного участка при отсутствующих исходных документов следует отразить в заключении кадастрового инженера примерно в следующей форме:

      Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства

      Порядок действий при отсутствии прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом

      Порядок действий в случае уточнения границ земельных участков, точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или отсутствует

      • проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
      • утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
      • утвержденный проект межевания территории;
      • другие документы, предусмотренные законодательством, действовавшим в момент их издания.

      2) Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в соответствии с требованиями статей 39 и 40 221-ФЗ «О кадастровой деятельности.

      3) В заключение кадастрового инженера включается пункт примерно следующего содержания:

      4) Изменять конфигурацию границ земельного участка, сведения о точности определения координат которого ниже нормативной, не рекомендуется. Сведения о точности, внесенные в ЕГРН как правило никакого реального содержания не несут и служат простой формальностью.

      Изменение границ заключается во внесении корректировок в документацию по земельному участку в связи с тем, что его фактический размер изменился.

      При уточнении границ земельного надела не исключены случаи, когда в результате допускаются отклонения от первоначальных размеров участка. В связи с этим данные, имеющиеся в документах на участок могут серьезно отличаться от фактических.

      В такой ситуации необходимо официально утвердить вновь возникшие границы с измененными параметрами. Здесь не обойтись без проведения особого вида работ на участке. Именно об изменении границ участка земли и о том, что для этого нужно сделать, пойдет речь в настоящей статье.

      Что такое изменение границ земельного участка?

      Изменение границ заключается во внесении корректировок в документацию по земельному участку в связи с тем, что его фактический размер изменился.


      Чтобы новые данные о земельном участке вступили в законную силу, документ, подтверждающий изменение границ, должен быть подан в специализированный госорган – отделение Росреестра по месту нахождения земельного надела. А Росрееср, в свою очередь, вносит новые сведения о размере участка в ЕГРН (ранее – ГКН).

      Российское законодательство разрешает изменять границы земель как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Однако стоит повториться, что любое такое изменение, которое превышает допустимую норму погрешности, должно быть правильно оформлено.

      В каких случаях может понадобиться?

      изменение границ участка

      Можно назвать три самых распространенных случая, когда может возникнуть необходимость изменить границы:

      1. При кадастровой ошибке. Тогда та геодезическая компания, которая допустила подобную ошибку в документации, заново проводит работы по межеванию и составляет новый кадастровый план с измененными границами земли.
      2. По инициативе собственника. Когда происходит разделение одного участка на несколько, а также при объединении двух и более наделов в один. И в этом случае потребуется заново проводить межевые работы.
      3. При уточнении границ земельного надела. К процедуре изменения границ участка земли собственник прибегает, если при уточнении границ выяснилось, что фактическая площадь участка значительно отличается от той, что указана в документах. Чтобы не пришлось оформлять изменение границ участка, отклонение в площади не может быть более 10%. Если же такой показатель превышен, собственнику ничего не остается, как проводить изменение границ земельного надела.

      Особенности изменения границ земельного участка

      Без изменения площади

      Это проведение межевых линий по координатам уточненного участка. Поворотные точки определяются более точно. При изменении конфигурации надела, его площадь остается неизменной. То есть происходит сдвиг части границы земельного участка, что приводит к необходимости перераспределения земельных участков.

      Иными словами, это частичное изменение местоположения надела, когда один из собственников расширяет границы своего участка, при этом соседний надел сдвигается ровно на это же расстояние, чтобы сохранить свою площадь неизменной. По результатам проведенного сдвига каждому из вновь образованных участков будут присвоены новые кадастровые номера.

      С изменением площади

      разделение земельного участка

      Как уже ранее говорилось в статье, площадь участка, границы которого изменяются, может стать иной при:

      • разделении большого земельного надела на несколько маленьких. Тогда у каждого вновь образованного участка будет своя площадь, так как все они станут самостоятельными объектами недвижимости;
      • объединении нескольких участков в один. В этом случае возникнет единственный земельный объект с уточненными границами и новой площадью;
      • выдел доли из земельного участка. При такой процедуре также границы земли, из которой произошел выдел, изменятся, что приведет и к ее новой площади. Этот участок считается основным, а тот, который выделили – второстепенным. Ему присваивается новый кадастровый номер, его необходимо поставить на кадастровый учет, он имеет свою самостоятельную площадь.

      Где заказать услугу по изменению границ участка?


      Как гласит этот нормативный акт, кадастровый инженер – это лицо, имеющее специальное образование и которое входит в соответствующее СРО таких же специалистов. Он должен иметь лицензию на проведение кадастровых и геодезических работ.

      кадастровый инженер

      В противном случае документ, выданный по результатам межевания, не будет являться действительным. А это приведет к необходимости повторного обращения к другому кадастровому инженеру.

      Поэтому заказчику услуг рекомендуется запросить у инженера подтверждающие статус документы, после чего можно заключать договор на оказание услуг и назначать день для выезда на земельный объект для проведения процедуры изменения границ.

      Кто может обратиться?

      Заказчик работ по изменению границ участка земли – это его собственник. Им может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

      В том случае, если владелец участка – это юрлицо, обратиться в кадастровую фирму может его директор, предъявив документ о подтверждении его полномочий.

      Важные моменты

      уточнение границ земельного участка стоимость

      размежевание земельного участка стоимость

      восстановление границ земельного участка

      вынос границ земельного участка в натуру

      акт выноса в натуру границ земельного участка

      уточнение границ земельного участка с увеличением площади

      наложение границ земельного участка на ранее учтенный участок

      уточнение границ земельного участка порядок действий

      уточнение границ земельного участка

      как разделить земельный участок на два участка

      размежевание земельного участка что это такое

      границы земельного участка определение

      Краткая пошаговая инструкция

      документы на земельный участок

      Обратившись в кадастровую фирму, собственник должен написать оставить заявку на проведение работ и приложить к ней все необходимые документы на участок:

      • свидетельство, подтверждающее право собственности; земельного надела;
      • паспорт гражданина РФ;
      • нотариально заверенная доверенность (если документы подает представитель заявителя).

      Если с документами не возникло никаких проблем, заказчик и кадастровая фирма заключают договор на оказание соответствующих услуг.

      Далее, после изучения специалистом кадастровой выписки, а также ранее выданного межевого дела (если изменить границы нужно в связи с кадастровой ошибкой) назначается время и дата проведения межевых работ.

      Проводятся, непосредственно, работы группой геодезистов по составленному заранее техническому заданию.


      После завершения полевых работ, кадастровый инженер окончательно подготавливает межевое дело, затем передает заказчику межевой план с измененными границами земельного объекта. По желанию заказчика, он может получить все межевое дело, заверенное печатью кадастровой фирмы и подписью инженера.

      кадастровые работы

      Сам собственник передает межевой план в отделение Росреестра для официального внесения изменений в ЕГРН относительно границ надела. Также электронную форму плана в Росреестр отправляет сам кадастровый инженер.

      С момента официального внесения новых данных в Росреестр, процесс изменения границ участка считаются завершенными.

      Читайте также: