Информационные ресурсы как форма собственности

Обновлено: 17.05.2024

Собственниками информационных ресурсов MOI^T быть физические, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются общими нормами гражданского законодательства и Законом об информации. Так, в силу ст. 6 данного Закона физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, либо приобретены ими на законных основаниях, либо получены в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов устанавливает правила обработки информационных ресурсов, защиты, доступа к информации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта (касающиеся оценки, учета, погашения стоимости и др.).

Государственные информационные ресурсы делятся на федеральные; совместного ведения РФ и субъектов РФ; субъектов РФ. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Органы государственной власти формируют государственные информационные ресурсы в пределах своей компетенции в порядке, определяемом Правительством РФ. Например, Госкомстат России занимается сбором и систематизацией статистической информации различного вида. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные органы осуществляют формирование и ведение федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства.

Государственные информационные ресурсы могут формироваться в виде различных кадастров, регистров, реестров. Например, статьей 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено ведение государственного градостроительного кадастра. Государственный кадастр отходов формируется в соответствии со ст. 20 Федеральною закона "Об отходах производства и потребления" и включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственный реестр налогоплательщиков ведется Министерством РФ по налогам и сборам.

Государственные информационные ресурсы формируются также на базе сведений, предоставляемых в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ. В основном, информацию о различных параметрах своей деятельности хозяйствующие субъекты представляют в виде бухгалтерской и статистической отчетности. Обязанность представления информации может предусматриваться специальными законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный орган, которым в настоящее время является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Формируемые в этих случаях информационные ресурсы находятся в совместном владении государства и субъектов, представляющих информацию.

Государственные информационные ресурсы подлежат учету. Так, Постановлением Губернатора Московской области определен порядок государственного учета информационных ресурсов и информационных систем Московской области.

Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу – собственнику. Однако свойство информации – распространяемость – говорит о том, что одна и та же информация (ее содержание, сведения о чем-либо или о ком-либо) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (т. е. ею может обладать или знать ее содержание неограниченный круг лиц).

Законодатель распространил на информационные ресурсы, в том числе на библиотечные фонды и архивы, институт собственности. При этом, закрепляя право собственности на такие информационные объекты, законодатель, по сути дела, регулирует только отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания отношения, возникающие при использовании информации, отраженной на носителе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности Российской Федерации на которые возникло при

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности Российской Федерации на которые возникло при

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность Законодательство выделяет следующие формы собственности:1) частная собственность (собственность граждан и собственность юридических лиц);2) государственная собственность

35. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ,ТЕХНИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

35. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ,ТЕХНИЧЕСКАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Под эффективностью работ по стандартизации понимают соотношения общественного эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат,

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации 1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования 1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации,

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.Информационно-правовым нормам присущи все

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.Предотвращение и ликвидация угроз

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.Информационная безопасность личности – это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и

79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ

79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ Информационная война – действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при

Статья 17 Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Статья 17 Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю [108]1-2. Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание такой собственности федеральными законами. Примерами

Глава 11 Информационная безопасность

Глава 11 Информационная безопасность Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся

11.4. Информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности

11.4. Информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором практически всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической,

Как должна обеспечиваться информационная безопасность в медицинской организации?

Как должна обеспечиваться информационная безопасность в медицинской организации? Пациенты как субъекты персональных данных, в том числе составляющих врачебную тайну, передавая сведения о себе, вправе рассчитывать на соблюдение конфиденциальности при использовании

Собственниками информационных ресурсов могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

В соответствии со сферами ведения государственные информационные ресурсы могут быть федеральными, совместного ведения РФ и ее субъектов, субъектов РФ.

Так, согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц"*(935) данный государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.

Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется:

- государственными и муниципальными органами и организациями, на которых возложены обязанности по сбору, обработке, накоплению соответствующей информации;

- юридическими и физическими лицами, которые должны в обязательном порядке представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.

Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Так, п. 3 ст. 8 Закона об информации предусматривает, что при регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления.

Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Обязанности по представлению информации в компетентные государственные органы предусмотрены целым рядом федеральных законов.

Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" предусматривает, что производители документов обязаны безвозмездно передавать получателям документов обязательный бесплатный экземпляр, в состав которого входят издания, официальные документы, электронные издания, патентные документы (ст. 6).

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О Счетной палате" все предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Обязанности по представлению документированной информации в форме бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности установлены соответствующим законодательством*(937).

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

Негосударственные информационные ресурсы могут принадлежать на праве собственности юридическим и физическим лицам.

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством, в том числе он имеет право:

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении (п. 7 ст. 6 Закона об информации).

Определенные ограничения в распоряжении информационными ресурсами установлены для физических и юридических лиц - собственников документированной информации в случаях, если она содержит сведения, составляющие государственную тайну.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Вместе с тем Закон РФ "О государственной тайне" предусматривает гарантии для собственников: материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению (ст. 10).

При рассмотрении права собственности на информационные ресурсы необходимо учитывать сложную структуру его объекта - документированной информации. Право на информацию и право на ее физический носитель имеют разную юридическую природу и далеко не всегда совпадают.

Устанавливая право собственности на информационные ресурсы, Закон об информации по существу регулирует отношения собственности по поводу материальных носителей информации, поскольку право собственности как вещное право может распространяться только на материальные объекты.

В отношении информации как нематериального блага могут осуществляться правомочия, не охватываемые содержанием права собственности (распространение, публикация, тиражирование и др.). Юридические последствия передачи права собственности на документированную информацию также отличаются своеобразием (например, когда информация сохраняется у передающего ее субъекта). Право на информацию может находиться в обладании неограниченного круга лиц, получивших доступ к информационным ресурсам, независимо от их принадлежности определенному собственнику.

Несмотря на то что информация и результаты творческой деятельности рассматриваются в ГК РФ в качестве различных объектов гражданских прав (ст. 128), права на информацию как нематериальное благо во многом близки по содержанию и механизму реализации к исключительным правам на объекты интеллектуальной собственности. Это дает основание многим исследователям данной проблемы видеть переплетение прав вещных и исключительных на такие объекты, как информационные ресурсы*(938).

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Юридические свойства информации

    1. Физическая неотчуждаемость , так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.
    2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.
    3. Двуединство информации и носителя , т.е. понимание информации как вещи на материальном носителе.
    4. Распространяемость и тиражирование.
    5. Организационная форма информации – документ .

    Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

    Федеральные законы и другие нормативные акты предусматривают:

    • разделение информации на категории свободного и ограниченного доступа;
    • правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу;
    • лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций в области защиты информации;
    • аттестование автоматизированных информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом на соответствие требованиям безопасности информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени конфиденциальности (секретности);
    • сертификацию средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты, используемых в АС;
    • возложение решения вопросов организации лицензирования, аттестации и сертификации на органы государственного управления в пределах их компетенции, определенной законодательством РФ;
    • создание автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и специальных подразделений, обеспечивающих защиту информации с ограниченным доступом, являющейся собственностью государства, а также осуществление контроля защищенности информации и предоставление прав запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения требований по обеспечению ее защиты;
    • определение прав и обязанностей субъектов в области защиты информации.

    Классификация информации

    1. По источнику создания:

    • недокументированная – остается за пределами правового регулирования;
    • правовая (нормативная и ненормативная) – создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
    • неправовая – создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

    2. По степени доступа:

    • свободного доступа (открытая) (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов);
    • ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

    3. По кругу лиц:

    Понятие информационных ресурсов в законодательстве

    Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

    Виды субъектов в области информационных ресурсов

    1. Граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства.

      • библиотеки, архивы, музеи;
      • информационные центры, фонды и другие информационные структуры;
      • центры анализа информации;
      • информационные агентства, другие органы массовой информации;
      • другие организации – собственники и владельцы информационных ресурсов.

      3. Органы государственной власти всех уровней.

      Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица (далее – информационные организации), так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

      Классификация информационных ресурсов

      1. по виду информации:

      • правовая информация;
      • научно-техническая информация;
      • политическая информация;
      • финансово-экономическая информация;
      • статистическая информация;
      • информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;
      • социальная информация; политическая информация;
      • информация о здравоохранении;
      • информация о чрезвычайных ситуациях;
      • персональная информация (персональные данные);
      • кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);
      • информация иного вида.

      2. по способу доступа:

      • открытые (свободного доступа);
      • информация ограниченного доступа.

      3. по виду носителя:

      • на бумаге;
      • на машиночитаемых носителях;
      • в виде изображения на экране ЭВМ;
      • в памяти ЭВМ;
      • в канале связи;
      • на других видах носителей.

      4. по способу формирования и распространения:

      5. по способу организации хранения и использования:

      • традиционные формы (массив документов, фонд документов, архив);
      • автоматизированные формы (Интернет, банк данных, автоматизированная информационная система (сеть), база знаний).

      6. Информационные ресурсы по форме собственности:

      • национальное достояние;
      • государственная собственность (федеральная собственность, собственность субъектов РФ, совместная);
      • муниципальная собственность;
      • частная собственность;
      • коллективная собственность.

      Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.

      Читайте также: