Имя собственное принадлежит себе потому что в древнерусском языке собь себе это собственность

Обновлено: 06.05.2024

Сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства, профессией; умет отличать имена иноязычные от исконно русских.

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Словарь: ономастика, антропонимика, репло, прозвище, название, прозвание.

Имя и фамилия у тебя одно,
Навсегда оно тебе дано
Жизнь длинна и оттого
Ты побереги его.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.

Сегодня у нас необычный урок-урок – внеклассное мероприятие

“Что в имени тебе моем?”

Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша задача, наш долг.

Ведь мы с вами русские люди?

С далеким прошлым связано и появление на Руси имен.

Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

“Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт.

Другой ученный утверждал:

Имя каждого человека несет в себе обобщенный, ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история.

Ребята! .Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других.

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, а существует еще один нами еще не известный. И мы сейчас это услышим.

l-ый ученик: Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом ономаимя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

Учитель: Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Ребята, вы знаете, что наш язык восходит и древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение (синонимы) что и слово имя, т.е. синонимы. Об этом скажет Илья.

2-ой ученик: В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.

Учащиеся: (приводят пpuмepы пословиц).

Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
От доброго дерева добрый и плод.
Береги честь смолоду.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.

Учитель: В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни. Назовите известные вам.(дети приводят примеры дразнилок, частушек)

Учитель: Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Учитель: Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

Учитель: В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Какие бывают имена? (перечисляют)

Учитель: Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение.

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

Задание: Выписать имена из стихотворения.

Учитель: Сейчас напишите старинные имена, необычные для вас или иноязычные, которые вам встречались.

Учитель: какова история вашего имени.

Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Прочитаем несколько имён.

Учитель: Ребята, а есть история вашего имени, расскажите.

Что я знаю о своём имени? Почему меня так назвали, кто назвал? В какое время года ты родился? Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника? Какова судьба этого родственника?

Незаслуженно забытые имена.

В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Сейчас массовыми являются имена Андрей, Дмитрий, Елена, Наталья, Сергей.

Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

Русским именам близки имена славянских народов (украинский, белорусский, чешский, словацкий)

Ксения – греческое
Аксинья – русское
Оксана – украинское
Имена иногда дают очень странные.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он Приневайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка – Трулялетка,
И дочурка – Трулялурка,
И сынишка – Трулялишка,
И собачка – Трулялячка!
Есть еще у них котенок

По прозванью Труляленок
И в добавке попугай -
Развеселый Труляляй!

Но многие имена переходят из года в год, из века в век. Скажите, ребята, а знаете вы известных людей с вашим именем?

Иван Сергеевич Тургенев – Котов Ваня

Сергей Александрович Есенин – Кулинич Сережа

Екатерина II – Тарбеева Катя

Есть среди на наших ребят интересное имя – Ярославна.

Учитель: Ярославна, а ты знаешь откуда твое имя?

Ученица: “Слово о полку Игореве” – жена князя Игоря.

Сейчас ранее устаревших имен стали появляться все чаще – это:

Тарас, Федор, Араний, Захар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. Исчезают Жанны, Эдуарды – заимствованные имена.

Какие устаревшие имена вы нашли.

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать новое имя – дело ответственное.

Сергеями, Андреями, Иванами,
Иринами, Маринами, Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время именами странными
Одаривали их отец и мать.
Вот стали взрослыми,
А то и старыми: Энергия, Ванцетти, Володар
И Военмор во славу Красной Армии
И Трудомир – В честь мира и труда.
Родварком окрещен рожденный в Арктике,

Поняв, что этот век неповторим
Старались и профкомы и рабфаковки
Его вручить наследникам своим.
И в новых именах бессмертье видели
Их увлеченье не было игрой.
Не надо обижаться на родителей
Перемудривших раннею порой.
Вы, названные Нинами, Маринами,
Андреями, Петрами в наши дни,
Не тяготитесь отчествами длинными,
Свою эпоху славили они.

Знаете ли праздники в честь имен?

Макарьев день – 1 февраля, Татьянин день – 25 января.

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше.

Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.

Назовите имя одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

У вас в классе много ребят, которые носят одни и те же имена: Катя, Таня, Саша, Дима. Как таких называют людей? Тезка.

Расскажите о знаменитом тезке. (Рассказы учащихся)

Ребята, тайной происхождения окружены не только имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя.

И поможет нам в этом ваша фамилия.

– Почему у нас разные фамилии?

– Что называет фамилия?

– Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках?

– Из какого языка пришло слово “фамилия”? И что оно означает?

– Когда фамилия появилась на Руси?

– Где можно найти точное толкование слова?

Так что означает фамилия?

Пишем: Фамилия – наследственное имя семьи. Семейное имя, передаваемое по наследству.

Учитель. Такое привычное для нас слово “фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я (семья).

Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии?

Учитель: Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.

Задание: Запишите фамилии:

Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.

Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.

1.Кузнецов, Гончаров – род занятий

2. Медведев, Волков – от зверей

З. Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.

Продолжите группу фамилий:

1. Столяров, Плотников .

2. Лисицин, Петухов .

З. Хромов, Соленцов, Косоротов .

Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Назовите такие фамилии.

Учитель: Живет в каком – то селении, а может на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище: Кузнец, а его сын – Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается.

Учитель: Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголовов, Кудряшов, Ломоносов.

В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

И нам нельзя забыть, друзья, что с большой буквы пишется фамилия.

Исследуйте свою фамилию.

Отчего произошла фамилия?

Стародубов, Дорогина, Дорофеева, Сонина, Татарцев и другие.

Имена появились Горздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.

Давайте сами попробуем образовать фамилии:

Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.

Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии: Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев.

Ответ. Фамилии указывают на место жительства.

Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, от названий животных и растений, от имен основателей рода.

1. Напишите фамилии, указывающие на внешность предка.

(Вспомните рассказ “Фантазеры”, кто его автор?, “Незнайка на Луне”)

2. Определите, как произошли фамилии:

Сергеев, Новгородцев,Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов,Медведев.

Учитель. Берегите честь смолоду.

Как вы понимаете эту пословицу?

Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме. Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание.

Л.А. Флоренский Народное представление об имени служило руководством в поведении. Одним из памятников такого руководства, письменно закрепленным осколком целой культуры имен можно представить известный “Реестр о дамах и о прекрасных девицах”, который печатался в русских народных картинках. (Прочитать)

1. Тетрадь отдельную

2. Альбомный лист. Фото свое, что известно о своем имени.

3. Пословицы об именах, частушки, песни, дразнилки.

4. Написать старинные имена, иноязычного выражения, употребляющиеся в нашем языке.

5. Рассказать о знаменитом тезке.

6. Выписать значение слова “фамилия”.

7. Песни, где встречаются имена.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
Т о назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!

Святой должен покровительствовать этому человеку.

Чти отца своего и свою мать – так учит древняя мудрость. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню, город, свои родные места.

Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты – член семьи, дорожи памятью своего рода.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

Книжные памятники

5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.

Средства выразительности

Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты

Собери героя

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

Данный суд подчиняется Верховному Суду Российской Федерации, думаю он от него и зависит.

Поинтересуйся у родителей, других взрослых членов семьи, пользуются ли они какими-либо льготами, предоставляемыми государством (бесплатным проездом, освобождением от части коммунальных платежей и т. п.).

Что изображено на картине? Вспомни, что такое Русская Правда. Она была составлена при князе Ярославе Мудром. Какую государственную задачу выполняла Русская Правда?

На этой картине, художник Билибин описал процесс судопроизводства во времена Киевской Руси. На картине можно увидеть как сидит князь в своем дворе и судит виновного человека. Художник изобразил этот процесс очень торжественно и ярко, в мельчайших деталях изобразил детали и наряды людей, которые были вовлечены в судебный процесс. Художник изобразил вершение справедливости так торжественно, чтобы продемонстрировать, что главная цель присутствующих – наказание виновных и восстановление справедливости.

Русская Правда — сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение наиболее ранней части Русской Правды связано с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Написана на древнерусском языке. Русская Правда стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV—XVI веков.

Приведи примеры из истории таких государств, в которых представители власти считали, что законом для всех является безграничная воля правителя.

Объясни смысл королевского изречения. Докажи, что французы в XVII в. были подданными.

Начнем с того, что страна представляет собой отдельную географическую территорию с населением определенной культуры и национальности.

Государство - автономная единица, которая обладает территорией, суверенитетом и собственной системой управления.

Россия с ее культурой и историей - страна. А Российская Федерация с Конституцией, Правительством и субъектами федерации - государство.

И страна, и государство - территория жизни одного общества.

2. Где и когда возникли первые государства?

Первые государства возникли в Египте, Месопотамии, Индии в 4-3 тысячелетии до нашей эры.

3. Какие задачи решает государство?

Государство решает управленческие задачи, ведь оно представляет собой систему органов, которые управляют общественными делами для сохранения целостности общества и обеспечения развития. Поэтому государство принимает законы.

4. Чем граждане государства отличаются от подданных государства?

Граждане являются носителями суверенитета и власти. Подданные являются подданными носителя суверенитета и власти, то есть монарха. Гражданин - человек, который имеет гражданство определенной страны, имеет перечень прав и обязуется выполнять определенные обязанности. Подданный присягает на верность монарху.

1. Рассмотри фотографии. Каждая из них может служить иллюстрацией выполнения государством определённой задачи. Назови эти задачи.

2. Какие государства ты изучаешь на уроках истории? Кто принимает законы в этих государствах?

Во многих государствах, которых мы изучаем на истории, законы принимаются парламентами.

Например, в Древнем Риме был Сенат. В Средние века во Франции были Генеральные штаты (впервые были созваны в 1302 году), в Испании - Кортесы (впервые созывались в 1137 году), а в Русском царстве - Земский собор (действовал с 1549 по 1684 годы). А в Англии и вовсе, начиная с 13 века (15 июня 1215 года), действует парламент.

Между тем, многие из государств, о которых мы говорим на уроках истории, были монархиями. И если речь шла не об ограниченной монархии, то законодательной инициативой обладал также и царь/император.

3. Какие из ситуаций служат примером деятельности государства?

а) Владелец сети продуктовых магазинов решил купить новое холодильное оборудование.

б) Родительский комитет класса помог организовать экскурсию ребят в новый океанариум.

в) Суд постановил восстановить гражданина М. в праве на наследство.

г) Жители микрорайона вышли на субботник по уборке территории.

д) С января бабушка будет получать повышенную пенсию.

4. Прочитай два определения, взятые из толковых словарей.

а) Городской житель, горожанин, член народа, состоящий под общим управлением. - Гражданин

б) Подчинённый, подвластный правителю, государю. - Поданный

Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную — не запотчевать!

А прогневал тебя — воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову…Найди положение в параграфе, иллюстрацией которого может служить этот отрывок. Поясни свой выбор.

6. В стране Н. строительство школ осуществляется за счёт средств государственного бюджета, школьники не вносят плату за образование, учебники им государство предоставляет бесплатно. В чьих интересах в этом вопросе действует государство?

а) Всего общества.

б) Наиболее обеспеченной части общества.

в) Наименее обеспеченной части общества. Поясни свой ответ.

Всего общества, так как, таким образом, государство повышает уровень образования в стране, что благоприятно скажется на жизни всего социума в целом.



В последние годы стало популярным давать детям славянские имена. Мы стараемся вспомнить свои древние корни, и, как и в давние времена, хотим, чтоб благозвучное имя еще и стало оберегом. Так какие же имена встречаются в наших летописях и берестяных грамотах, что означают и что могут рассказать об обычаях и мировоззрении предков? Сегодня постараемся приоткрыть завесу тайны этой части славянской культуры.

Какие из имен имеют славянское происхождение

Богдан Хмельницкий. Фото источник: amp.my.ua

Но были и некоторые предпочтения в традициях имен на разных славянских территориях. Для русских людей предпочтительными оказались имена с корнями -волод- и -влад-, такие как Всеволод и Владимир. А вот сербам больше нравятся имена с корнем -мил-: Милава, Милош, Милица, Милодух, Милодан.

Традиции княжеских имен

Памятник Ярославу Мудрому. Фото источник: pravlife.org

Вот настолько сильно желание через имена заявить о своих правах на киевский престол! Ведь изначально имя выполняло функцию фамилии.

Еще одной любопытной традицией, дошедшей до наших дней, является преемственность имен в одной семье. Назвать малыша в честь дедушки или бабушки - это не только дань уважения предкам, но и отголоски древней веры в способность переселения душ. Ребенку желали лишь счастья, поэтому и называли его именем родственника полагая, что все хорошие качества предка передадутся представителю нового поколения.

Как защитить ребенка с помощью имени

Имена для детей на Руси. Фото источник: smi2.ru

Еще один вариант показать злым духам, что этого малыша не стоит трогать - это сделать вид, что ребенок не принадлежит этому роду-племени. Новорожденные получали имена Подкидыш, Приемыш, Найден, Неждан, Ненаш. Таким образом родители верили, что пущенные по ложному следу недобрые силы не смогут сделать ничего дурного ребенку. Интересно, современные папы и мамы стали бы использовать такие способы защиты от сглаза и порчи?

Впоследствии такие имена были взяты в основу многих распространенных русских фамилий: Волковы, Медверевы, Зайцевы, Воробьевы, Лисицыны, Барсуковы, Соловьевы и т.д.

В противоположность именам-оберегам славяне до сих пор любят использовать имена, отражающие положительные качества человека : Радмила (заботливая и милая), Рада (радость, счастье), Слободан (свободный, дающий свободу), Тихомир (тихий и мирный), Ясна (ясная). Родители, нарекающие так своих чад, наверняка надеются, что дети вырастут именно такими.

Прозвище - признак индивидуальности

Царь Василий II - Темный. Источник фото:facenewss.ru

Часто прозвище указывало на род занятий. Например, дед Щукарь из рассказа Михаила Шолохова наверняка был рыбаком. Карась, Лещ, Сом - еще одни имена-прозвища.

Почему Добрыня - не обязательно добрый, и другие особенности славянских имен

Добрыня Никитич. Фото источник: ucrazy.ru

В Древнерусской словесности было обычным употреблять как полные имена, так и их уменьшительные варианты. Ярким примером могут стать сказки, в которых главных героев зовут Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Имя Добрыня вполне вероятно сформировано от древнерусского Доброслав и означает вовсе не милый и сердечный, как можно подумать, а крепкий и здоровый. В современный именослов дошло множество имен в короткой форме. К примеру, Борис (Борислав), Путята (Путимир), Твердило (Твердислав), Ратша (Ратибор).

Еще одной особенностью славянских имен является отражение в имени ситуации, при которых малыш был рожден. Так, распространенная фамилия Третьяк произошла от имени, означающем, что для родителей этот малыш был третьим. А такие имена, как Мороз или Ярец могли поведать, в какую погоду был рожден ребенок.

Как приход нового вероисповедания отразился на именных традициях славян

Петр Первый. Источник фото: cyrillitsa.ru

Наши предки не ограничивались одним именем. На протяжении всей жизни человеку давалось несколько имен. Зачем, читайте в статье - Зачем на Руси в старину несколько раз меняли имя на протяжении жизни и другие странные обряды


Какие существительные относятся к собственным? Какие существительные относятся к нарицательным существительным? Как пишутся собственные существительные и нарицательные? На этом уроке мы рассмотрим все эти вопросы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое собственные существительные?

· Что такое нарицательные существительные?

· Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

Мы помним, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Но предметов вокруг нас так много!

Конечно же, мы не называем каждый предмет новым существительным. Одно существительное мы используем для называния множества предметов.

Например, словом кот мы обозначаем всех животных с определенными признаками. А то, что у них есть отличия – нас уже не волнует.


О таких предметах с общими признаками мы говорим как об однородных.

Однородные предметы называются при помощи нарицательных существительных.

Но иногда нам требуется не просто назвать предмет. А выделить его из множества таких же предметов.

Что было бы, если бы мы начали подзывать своего питомца так:

– Кот, кот! Кис-кис, кот!

Прохожие точно решили бы, что нам нужны коты всей округи.


Но мы зовём иначе:

И сразу становится ясно, что мы ищем именно своего питомца.


Ведь мы назвали его кличку. Выделили его из всех остальных котов.

Для выделения отдельного предмета из множества похожих используются собственные существительные.

Например, Илья. Или Марина.

Имена собственные бывают не только у людей. Курск, Байкал, Днепр – тоже имена собственные.

Итак, имена существительные могут быть нарицательными и собственными.

Если мы говорим поэт – то это существительное нарицательное. Поэтов бывает много, они все разные.

А если мы скажем Пушкин? А это собственное существительное. Александр Сергеевич Пушкин у нас один.


Наверное, вы уже заметили, что нарицательные существительные пишутся со строчной буквы. А собственные существительные пишутся с заглавной, или прописной, буквы. Потому что они должны выделять один особенный предмет из множества.

Доктор мы напишем с маленькой буквы. А Смирнов – с большой.

Ученик – с маленькой буквы. Алексей – с большой.

Рассмотрим подробнее существительные, которые относятся к собственным именам.

Прежде всего это имена, отчества, фамилии и прозвища людей.

Например, Игорь Васильевич Сумкин. Или Атлет – если мальчика так прозвали во дворе.

К собственным существительным относятся и клички животных. Например, Бобик.

Конечно, среди нарицательных существительных немало и географических названий.

Это названия материков – Африка.

Горных цепей и вершин – Гималаи.

Названия рек и морей – Нил, Чёрное море.

Названия стран – Китай, Германия.

Названия городов – Москва.

Астрономические названия тоже относятся к собственным именам.

Что мы можем увидеть, взглянув в телескоп? Звезды, планеты, созвездия.

Марс, Венера, Сириус, Орион, Большая Медведица.

Все эти слова будут писаться с заглавной буквы, потому что это собственные существительные.

На правописание собственных существительных нужно обратить более пристальное внимание.

Для названия единичных предметов могут использоваться и сочетания слов.

Например, Великая Отечественная война, Северный Ледовитый океан, Большая Медведица, Московский Кремль, Владимир Красное Солнышко.

Обратите внимание на то, как пишутся эти слова. Слова война и океан – нарицательные существительные, поэтому их мы пишем со строчной буквы. Все остальные слова – имена собственные, они пишутся с заглавной буквы.

Некоторые собственные имена пишутся в кавычках.

Названия магазинов, фабрик, заводов, кораблей тоже берутся в кавычки.

Написание в кавычках нужно, чтобы отличить такие названия от обычных существительных.

Чтобы убедиться в этом, послушаем такую историю.

Ученики внимательно рассмотрели задание и на следующий день явились в класс со сказками.

И только одна ученица принесла настоящую золотую рыбку. И удивилась:

– Разве нужна была книжка?


Нужно знать, как различать собственные и нарицательные существительные. Потому что иногда они отличаются только написанием с заглавной или строчной буквы.

Рассмотрим слово земля. Если мы говорим о почве, то земля пишется со строчной буквы. Это нарицательное существительное.


Но Земля – это ещё и название планеты. Такое название мы напишем с заглавной буквы, потому что это имя собственное.

Светит солнце. Мы напишем солнце со строчной буквы.

Земля вращается вокруг Солнца. Солнце здесь – название звезды, поэтому его мы напишем с заглавной буквы.

А теперь немного дополнительной информации. Собственные существительные и нарицательные легко могут меняться местами. Есть много примеров, когда нарицательные существительные становятся собственными.

Вы никогда не задумывались, откуда взялось имя Любовь? Правильно, от названия чувства.

Слово надежда тоже стало женским именем. Имя, конечно, будет писаться с заглавной буквы.

А какие интересные существительные иногда используют, чтобы дать кличку животным! Нам могут встретиться собаки или коты с кличками Зефир, Вышибала, Танк, Аспирин, Пельмень… Вот так нарицательные существительные сразу же становятся собственными.


Но и собственные существительные могут иногда стать нарицательными.

Знаете, откуда произошло слово хулиган? От фамилии Хулигэн. Патрик Хулигэн жил в восемнадцатом веке в Ирландии и был очень неприятным человеком. Он отличался таким скверным характером и так часто скандалил с соседями, что внёс себя в историю. Его фамилией начали называть людей, которые грубо нарушают общественный порядок.

А слово панама? Это ведь не только тип шляпы.

Это ещё и страна, из которой пришла такая шляпа. От страны произошло такое название головного убора.

Нарцисс – не только название цветка, но и имя прекрасного юноши из античного мифа. Юноша настолько залюбовался своим отражением, что не мог оторваться от него. И превратился в цветок, который так и назвали – нарцисс.

А откуда взялось слово макинтош? Этот вид плаща назван по фамилии Чарльза Макинтоша. Этот химик открыл особый вид прорезиненной ткани, из которой стали получаться плащи.

И таких примеров множество.

Что же нам нужно сегодня запомнить?

Собственные существительные обозначают названия единичных предметов.

Нарицательные существительные обозначают названия однородных предметов.

Собственные существительные пишутся с заглавной буквы.

Иногда собственные существительные берутся в кавычки.

Для обозначения единичных понятий могут использоваться не только отдельные слова, но и словосочетания.

Читайте также: