Имущество театра как называется

Обновлено: 17.05.2024

(греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Источники театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах.

1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный;

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

арена, батлейка, варьете, ваянг, вертеп, глумилище, гранд-опера, драматургия, драмтеатр, есэ, искусство, искусство театра, кабуки, кагура, карагез, кубуки, ла скала, мельпомена, место действия, мюзик-холл, но, ноо, орта оюну, подмостки, порнотеатр, радиотеатр, сан-карло, сахиоба, стратфорд-он-эйвон, сцена, театральные подмостки, телетеатр, туонг, тюз, фантоши, храм мельпомены

Смотреть что такое ТЕАТР в других словарях:

ТЕАТР

I. Театр у греков и римлян (θέατρον) — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у. смотреть

ТЕАТР

IТеа́тр (от греч. théatron — место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. — форма общественного сознания, о. смотреть

ТЕАТР

IТеа́тр (от греч. théatron — место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. — форма общественного сознания, о. смотреть

ТЕАТР

театр 1. м. 1) Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления. 2) устар. Подмостки, сцена. 3) а) Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются представления. б) Учреждение, организация, осуществляющая сценические представления и имеющая все необходимое для этого. 4) устар. Представление, спектакль. 5) а) перен. Совокупность драматических произведений одного автора. б) Совокупность идей и образов, разработанных в творчестве одного драматурга. 2. м. Место, где происходят военные действия, развертываются какие-л. значительные события. 3. м. Помещение для анатомирования трупов; анатомический театр.

ТЕАТР

театр м.(в разн. знач.) theatre; (здание тж.) play-house*; (драматические произведения тж.) dramatic works pl.; (the) plays pl. оперный театр — opera-h. смотреть

ТЕАТР

театр Подмостки, сцена, эстрада, балаган. См. здание, место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. театр арена, храм мельпомены, (театральные) подмостки, искусство театра, драматургия, сцена, ноо, мюзик-холл, кабуки, варьете, вертеп, ваянг, мельпомена, место действия, эстрада, балаган Словарь русских синонимов. театр 1. искусство театра / как символ: Мельпомена (высок.) 2. сцена, (театральные) подмостки; храм Мельпомены (высок.) 3. см. драматургия. 4. см. арена 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. театр сущ. • арена Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. театр сущ., кол-во синонимов: 40 • агиттеатр (1) • арена (13) • батлейка (1) • варьете (3) • ваянг (1) • вертеп (16) • глумилище (4) • гранд-опера (1) • драматургия (6) • драмтеатр (1) • есэ (1) • искусство (45) • искусство театра (2) • кабуки (1) • кагура (2) • карагез (3) • кубуки (1) • ла скала (1) • люзия (1) • мельпомена (5) • место действия (3) • мюзик-холл (1) • но (9) • ноо (3) • орта оюну (1) • подмостки (18) • порнотеатр (1) • радиотеатр (1) • сан-карло (2) • сахиоба (1) • стратфорд-он-эйвон (1) • сцена (31) • театральные подмостки (3) • театрик (1) • телетеатр (1) • туонг (1) • тюз (1) • фантоши (1) • феатр (1) • храм мельпомены (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: арена, батлейка, варьете, ваянг, вертеп, глумилище, гранд-опера, драматургия, драмтеатр, есэ, искусство, искусство театра, кабуки, кагура, карагез, кубуки, ла скала, мельпомена, место действия, мюзик-холл, но, ноо, орта оюну, подмостки, порнотеатр, радиотеатр, сан-карло, сахиоба, стратфорд-он-эйвон, сцена, театральные подмостки, телетеатр, туонг, тюз, фантоши, храм мельпомены. смотреть

ТЕАТР

(греч. theatron, место для зрелищ, зрелище),род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. смотреть

ТЕАТР

• Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатир. смотреть

ТЕАТР

теа́тр Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI—XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюж. смотреть

ТЕАТР

Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театра. смотреть

ТЕАТР

I. ТЕАТР а, м. théâtre, нем. Theater, лат. theatrum <гр. theatron место для зрелищ, зрелище. 1. Помост, театральные подмостки, сцена. Порожжее место. смотреть

ТЕАТР

(от греч. theates - зритель) в Греции место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Т. связан с празднованием Великих Дионисий, утве. смотреть

ТЕАТР

(греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные пред. смотреть

ТЕАТР

ТЕАТР

начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб-ные представл. были известны и в др. част. смотреть

ТЕАТР

ТЕАТР

ТЕАТР

АНАТОМИЧЕСКИЙ ЗАЛ или ТЕАТРЗал для анатомических опытов, вскрытия тел.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ТЕ. смотреть


Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других [1] [2] [3] [4] и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр [2] [4] [5]

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители [6] [1] .

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны [2] [3] .

Содержание

История театра

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизведивших явления природы или трудовые процессы [2] . Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей [4] [2] .

На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синтетизм, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточное формы [2] .

Античный театр

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2012.

Театр родился из мистерий в честь Диониса. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры (изначально их на сцене было всего два, третьего ввёл Софокл) выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.

В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), как между спортсменами, в ходе этого действия учитывалось мнение публики. Софокл ни разу не занял последнего места на этих состязаниях.

Средневековый театр

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2012.

Средневековый театр возник в X—XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию гистрионов, бродячих комедиантов, жонглеров.

Древнейшей формой театра был драматизированный пасхальный ритуал (Ludus paschalis), позже — обряды всех остальных великих праздников. Его ядром служил диалог, иногда дословно заимствованный из литургического канона; вокруг этого ядра группируются различные элементы, взятые либо из других частей календарного цикла (ответствования хора, антифоны), либо из библейского текста, либо из поэтической традиции (фрагменты гимнов, секвенции).

Исходное пространство литургических драм — здание церкви, и только в XIII веке представления выходят на площадь.

Из праздника святого Николая, покровителя школяров, возникает разновидность игры, почти не связанная с литургией: в ней зрителю представлено то или иное чудесное событие, связанное с персонажем распространенной легенды. Так появляются миракли.

Театр эпохи Возрождения

Театр нового времени



Театр Востока

В театре Востока сохранились древние архаичные традиции драматического, кукольного, музыкального театров. Это одинаково верно и для театра Индии, театра Японии и Китая, театра Индонезии.

Театр России

Театральные фестивали

Примечания

Литература

  • Взаимосвязи: Театр в контексте культуры: Сборник научных трудов / Редкол. С. К. Бушуева, Л. С. Овэс, Н. А. Таршис, предисл. С. К. Бушуевой. — Л. , 1991. — 154 с.
  • Барбой Ю. М. К теории театра. Спб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.
  • Барбой Ю. М.Структура действия и современный спектакль. — Л. , 1988. — С. 26—27. — 201 с. Ссылки

См. также

театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Театр" в других словарях:

театр — театр … Нанайско-русский словарь

Театр — (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

ТЕАТР — Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, это уже театр. Густав Холоубек Театр это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Гоголь Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем … Сводная энциклопедия афоризмов

ТЕАТР — ТЕАТР, театра, муж. (греч. theatron). 1. только ед. Искусство, состоящее в изображении, представлении чего нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища. Музыка и театр самые сильные его увлечения. Советская эпоха время большого… … Толковый словарь Ушакова

Театр — Театр. Представление древнегреческой трагедии. ТЕАТР (от греческого theatron место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Театр 19 — Театр 19 … Википедия

театр — ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова

Театр… — Театр Студийный альбом Ирины Аллегровой Дата выпуска 25 ноября 1999 года … Википедия

театр — Подмостки, сцена, эстрада, балаган. См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. театр арена, храм мельпомены, (театральные) подмостки, искусство театра, драматургия,… … Словарь синонимов

ТЕАТР — (от греч. theatron место для зрелищ зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра в древних охотничьих и сельскохозяйственных… … Большой Энциклопедический словарь

ТЕАТР 3 — ТЕАТР 3, а, м.: анатомический театр (устар.) Ч помещение для анатомирования трупов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Амфитеатр (в переводе с греческого - "с обеих сторон") - так называются места, которые поднимаются за партером уступами. Они располагаются полукругом.

Балкон - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах (1-й ярус, 2-й ярус. ).

Бельэтаж (в переводе с французского - "красивый", "прекрасный") - первый ярус зрительного зала, располагающийся полукругом над бенуаром и амфитеатром. В старинных театральных зданиях в центре бельэтажа находилась так называемая "царская ложа". Это самые удобные места в театре. Представление не начиналось, пока не приезжал царь, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся, все ему аплодировали, по его знаку гасили свет и начинали спектакль. Если царь смеялся, то и смеялись большинство зрителей, если зевал - то и на зрителей нападала скука. Но самым страшным для актёров было, если Его Величество вставал и уходил во время действия. Это означало полный провал.

Бенуар (в переводе с французского - "ванна") - ложи, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены и перегороженные между собой. История возникновения бенуара довольна забавна. Когда-то во Франции, которая была в Европе законодательницей мод, привилегированная знатная публика во время действия находилась на сцене, что, конечно же, очень мешало актёрам. Но в XVIII веке это было запрещено. Тогда с целью отделения зрителей-аристократов от остальной публики были придуманы ложи бенуара. В те времена эти ложи даже закрывались специальными сетками, которые позволяли находящимся там оставаться невидимыми.

Галёрка - самый высокий балкон зрительного зала, на котором находятся не очень удобные, однако самые дешёвые места. Раньше галёрку называли "раёк".

Партер (в переводе с французского - "по земле") - нижняя часть зрительного зала, находящаяся на плоскости перед сценой и наиболее приближённая к ней.

Фойе - часть театрального здания, предназначенная для зрителей. В фойе публика ожидает начало спектакля, а в антракте обменивается впечатлениями. Фойе украшается стендами, рассказывающими об истории театра, а также портретами работающих там актёров.

Сцена

Авансцена - передняя часть сценической площадки между занавесом и рампой.

Декорации (в переводе с французского - "украшать") - художественное оформление сцены, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие спектакля.

Задник - большой кусок ткани или другого материала, который вешается на самую удалённую от зрителей часть сцены и обычно изображает общий фон для декораций.

Занавес - несколько соединённых полотнищ, закрывающих сцену от зрителей. Это тот порог, за которым начинается театральная сказка.

Колосники - решётчатый настил для установки сценических механизмов и подвески декораций. Если вы, сидя в зале, видите, как "взлетают" и исчезают одни декорации и опускаются другие, знайте, что все они крепятся на колосниках.

Кулисы - плоские части театральной декорации, однотонные или расписные полотнища, которые попарно располагаются по бокам сцены, параллельно или под углом к рампе.

Планшет (в переводе с французского - "доска") - пол сцены. Сценический планшет состоит из отдельных деревянных щитов, сделанных из высококачественных сосновых досок, которые плотно прилегают друг к другу, но при необходимости могут выниматься. Планшет должен быть очень прочным, ведь на нём располагаются тяжёлые декорации, много людей.

Поворотный круг - часть сценической площадки, расположенная в центре и способная вращаться. Вращение поворотного круга создаёт иллюзию непрерывного сценического действия. Круг бывает также накладной, поменьше размером, чем основной. Поворотный круг был изобретён в Японии в XVIII веке, им был оборудован знаменитый японский театр кабуки.

Рампа - осветительное устройство, размещаемое на авансцене по её переднему краю. Огни рампы освещают сцену, артистов и декорации спереди и снизу. Осветительная аппаратура рампы обычно спрятана от публики невысоким бортиком.

Софит ( в переводе с итальянского - "потолок") - театральная осветительная аппаратура, предназначенная для освещения сцены спереди и сверху. Софиты могут создавать впечатление яркого солнечного утра или сумерек, темного подземелья или лунной ночи.

Суфлёр (в переводе с французского - "дуть, поддувать"). В старые времена эта должность была одной из самых главных в театре. Суфлёр подсказывал артистам текст из специально оборудованной будки, которая находилась на сцене. В те времена спектакли выпускались очень быстро, в одном театре часто собирались артисты из разных городов, пьесы были многословные и актёры не успевали учить текст. Поэтому спектакли, как правило шли "под суфлёра".

Сцена (в переводе с греческого - "палатка") - площадка, на которой происходит театральное представление. Самая первая сцена в Европе была в Древней Греции и представляла собой круглую площадку - называлась она "оркестра". В XVI веке в Англии спектакли игрались во дворах гостиниц с внутренними галереями, к которым пристраивался помост. Постепенно, в течении долгого времени, сцена приобрела тот облик, который она имеет сейчас. Существуют малые сцены, где действие происходит в центре, а зрители сидят вокруг.

Чистая перемена - смена или перестановка декораций, которая делается на глазах у зрителей, как правило, в полной темноте за несколько секунд. требует чётких и слаженных действий всего технического персонала.

Читайте также: