Имущество публично правовых образований можно подразделить на две группы

Обновлено: 02.05.2024

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

- во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

- во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

собственность публично правовых образований

Что означает "собственность публично-правовых образований"?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Особенности реализации права

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству. Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом. При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

собственность публично правовых образований участок

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств. В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры. В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Объекты госсобственности

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

собственность публично правовых образований на земельный участок

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации. При этом право собственности на объекты реализуют представительные структуры власти, а в случаях, предусмотренных нормативными актами (уставами МО) – непосредственно население.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

форма собственности собственность публично правовых образований

Дополнительно

Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.

В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.

Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

земля собственность публично правовых образований

Участие в корпоративных отношениях

Публично-правовые образования могут приобретать в собственность доли участия в уставном капитале хозяйствующих обществ. Обычно покупка производится не на вторичном рынке, а в процессе приватизации.

Кроме того, публично-правовые образования вправе вносить муниципальное или государственное имущество в виде вклада в уставной капитал для его увеличения и оплаты выпуска дополнительных акций.

Особенности участия МО в гражданском обороте

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

что означает собственность публично правовых образований

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление. При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны. Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

право собственности публично правовых образований

Специфика управления

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.

Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями.

За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности.

Собственность публично-правовых образований — что это значит?

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен? Существуют разные концепции права собственности:

Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает: Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО).

Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью.

Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:

  • правил проведения сделок;
  • выделения земельных участков;
  • наложения публичного сервитута;
  • распоряжения выморочным имуществом;
  • реквизиции и конфискации имущества и т. д.

Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:

  • верхушка (прародитель) — государство;
  • ветви — субъекты РФ;
  • ответвления — муниципальные образования.

Публично-правовые компании

В 2016 г. Федеральным приказом № 236 создан еще один вид ППО — публично-правовая компания (ППК), представляющая интересы государства и общества: она оказывает госуслуги, управляет госимуществом, реализует государственные проекты и программы. Правовые компании должны заменить госкорпорации. Фактически это государственный исполнительный орган власти, наделенный властными полномочиями.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

ППК, как и другие ППО, также имеют право безвозмездного пользования государственной (муниципальной) собственностью или выморочным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:

  • недра, природные ресурсы;
  • земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
  • объекты оборонной, космической отрасли;
  • нефте- и газопроводы;
  • объекты культурно-исторического наследия;
  • железная дорога, трассы федерального значения;
  • объекты вооруженных сил;
  • казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
  • плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.

В собственности субъектов и МО находятся:

  • недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т. д.);
  • инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
  • ЖКХ и коммуникационные сети (газо-, водо-, электроснабжение);
  • объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)

Передача прав собственности

Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:

  • сохранности ее целевого назначения;
  • невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
  • срочности и возвратности земельных участков;
  • возможности совместного управления;
  • сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Принцип сохранности целевого использования

  • земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
  • музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
  • участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т. д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:

  • часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
  • ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т. д.);
  • участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
  • некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).

Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т. д.

Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются. Правом безвозмездного срочного пользования обладают:

  • ППО и ППК;
  • некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т. д.;
  • граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.

Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.

Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся. Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения.

Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам.

При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу. По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.

Право на публичный сервитут

Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т. д.). Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда.

Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают. Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.

Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:

Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:

  • ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
  • население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
  • право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута.

Выводы

Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы. Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.

Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера.

ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Участие в имущественном обороте

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность. ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства.

ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг. Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Исследование законодательства, определяющего особенности приобретения прав на земельные участки публично-правовых образований, обусловлено как научным, так и практическим интересом. Исторические особенности в регулировании данных отношений предопределили законодательное определение норм переходного характера, направленного на преобразование экономических отношений, в частности, путем так называемого "переоформления" ранее возникших прав на земельные участки граждан и юридических лиц.
В то же время, усложнение гражданского оборота влечет за собой установление новых правовых конструкций, предусматривающих возможность приобретения права собственности на земельные участки путем проведения торгов по их продаже, бесплатного предоставления в собственность на основании договора о развитии застроенных территорий.
Указанные направления в регулировании рассматриваемых отношений характеризуются наличием ряда правовых проблем, обусловленных возможностью неоднозначного толкования норм, определяющих основания и порядок приобретения права собственности, а также различиями в правовых позициях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Отсутствие единообразия в практике разрешения споров об отказе в предоставлении земельных участков в связи с ограничениями их оборотоспособности, принятием решения о резервировании земель также не способствует стабильности в регулировании рассматриваемых отношений.
Актуальными являются и вопросы, касающиеся определения правовых последствий "непереоформления" ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами, приобретения прав на земельные участки гражданами в упрощенном порядке, а также касающиеся содержания законодательно определенных понятий формирования и образования земельных участков как объектов гражданских прав в целях их последующего предоставления гражданам и юридическим лицам.
Анализ законодательства, определяющего особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований, и практики его применения позволяет сделать вывод о переходном характере их содержания. При этом его развитие отличается в зависимости от исторических периодов реформирования рассматриваемых отношений и характеризуется наличием определенных правовых проблем.
Понятие земельного участка как объекта права собственности. Имеет значение законодательное определение понятия земельного участка как объекта права собственности, в том числе публично-правовых образований. Определение данного понятия в земельном законодательстве является логичным, поскольку сам Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) как акт кодификации направлен на регулирование отношений, возникающих по поводу его охраны и использования. Но, в то же время, очевидно, что понятие земельного участка нуждается в теоретическом обосновании не только с позиции учета его особенностей как природного объекта, но и как объекта гражданских прав. В настоящее время применительно к данному вопросу имеет значение постановка двух основных направлений: разграничение понятий "земельный участок" со смежными понятиями, закрепленными в законодательстве, и определение особенностей правового режима земельного участка и расположенных на нем объектов как единой недвижимой вещи.
--------------------------------
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147; 2013. N 52 (часть I). Ст. 7011.

Земельный участок является объектом многих видов субъективных гражданских прав. По поводу данного объекта возникают различные виды правоотношений, как бы мы их не классифицировали: вещные и обязательственные, имущественные и организационные. Естественно, что различные виды отношений по поводу земельных участков могут входить в предмет правового регулирования различных отраслей права, но при этом понятие земельного участка как объекта должно быть единым и вид правоотношений не может определять его качественную характеристику.
В настоящее время следует признать наличие двух законодательно установленных подходов к определению моментов возникновения земельного участка как объекта прав и, соответственно, завершения процесса его образования. Такими моментами считаются постановка земельного участка на государственный кадастровый учет либо государственная регистрация соответствующего права, рассматриваемая в качестве завершающего этапа образования земельного участка. Очевидно, что в большинстве случаев земельный участок является образованным с момента государственной регистрации прав на него. Таким образом, следует различать понятия "формирование земельного участка" и "образование земельного участка".
Зачастую понятия "формирование объекта недвижимости" и "индивидуализация объекта недвижимости" трактуются как равнозначные. Однако наиболее приемлемым, на наш взгляд, будет являться определение момента формирования земельного участка с момента его государственного кадастрового учета. Образование земельного участка включает в себя действия по его формированию, поэтому представляется необходимым считать земельный участок сформированным с момента его постановки на государственный кадастровый учет, а образованным - с момента государственной регистрации права.
Ограничение оборотоспособности земельных участков. В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов при регулировании отношений по приобретению прав на земельные участки публично-правовых образований необходимым является определение критериев установления перечня объектов гражданских прав, ограниченных в обороте или изъятых из оборота.
Двойственность правового режима земельных участков (объект природы, объект гражданских прав), порождающая известный вопрос о соотношении норм гражданского и земельного законодательства, обусловила целый ряд правовых проблем в регулировании отношений, связанных с реализацией законодательства об ограничении оборотоспособности земельных участков. В частности, долгое время существовала законодательная неопределенность в определении правового режима земельных участков из состава земель городов-курортов как ограниченных в обороте. И только с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) из перечня особо охраняемых природных территорий были исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты.
--------------------------------
О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6971.

Основания возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований. Приобретение прав на земельные участки публично-правовых образований как правоотношение возникает на основании законодательно определенных правообразующих юридических фактов, которые, на наш взгляд, можно классифицировать в зависимости от их функционального назначения.
Первую группу составляют правообразующие юридические факты, непосредственно являющиеся основаниями возникновения права собственности. Их особенностью является то обстоятельство, что они являются "устанавливающими" и, как правило, являются основаниями для государственной регистрации данного права. Однако, учитывая производный характер приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований, такие юридические факты не могут носить исключительно правообразующий характер. Данные обстоятельства являются одновременно правообразующими и правопрекращающими (как порождающие производные способы приобретения права (например, сделки, акты органов публичной власти и судебные решения)).
Ко второму виду правообразующих юридических фактов можно отнести факты, непосредственно не являющиеся основаниями возникновения права собственности, но включающиеся в соответствующие юридические составы (например, заявление о государственной регистрации права или сроки).
Представляется возможным выделить и третью группу правообразующих юридических фактов, которые имеют, скорее, не правоустанавливающее, а правоудостоверяющее значение. К данной группе следует отнести, например, государственную регистрацию права, поскольку в большинстве случаев момент возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований связан с моментом их государственной регистрации.
При этом необходимо учитывать, что юридические факты - основания динамики отношений собственности - могут являться основаниями возникновения, ограничения либо прекращения данного права. Однако из содержания целого ряда нормативных актов можно сделать вывод, что законодатель, не учитывая правовой природы, правообразующего или правопрекращающего характера юридических фактов, являющихся основаниями возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований, использует в содержании правовых норм ряд понятий, правовую природу которых объяснить, как минимум, затруднительно. Таким примером может являться использование в нормативных правовых актах термина "оформление" права без указания на содержание данного понятия.
Оформить можно документ, но не право. Поэтому более точным представляется использование понятия "приобретение прав", "государственная регистрация прав", что вполне отражало бы основную правообразующую функцию юридических фактов в рассматриваемых отношениях.
Основные способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований предопределены историческими особенностями в регулировании гражданских и земельных отношений.
Так, одним из распространенных способов является оформление прав на земельные участки гражданами в упрощенном порядке. Реформирование законодательства, регулирующего отношения по приобретению прав на земельные участки гражданами, не могло осуществляться путем автоматического исключения возможности приобретения гражданами права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения и происходило поэтапно, по мере выявления основных проблем правового и организационного характера.
Первый этап такого реформирования обусловлен вступлением в силу ЗК РФ, п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 которого предусматривали право граждан, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, однократно бесплатно приобрести их в собственность.
Второй этап характеризуется принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" , который внес целый ряд изменений в земельное и гражданское законодательство, направленных на установление особого, упрощенного порядка оформления прав на земельные участки гражданами в случае, если они предоставлялись им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства.
--------------------------------
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 27. Ст. 2881; 2013. N 30 (часть I). Ст. 4083.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: