Имущественная ответственность образовательного учреждения за некачественное образование

Обновлено: 15.05.2024

Сегодня хотелось бы поговорить о том, как обезопасить себя от некачественных образовательных услуг. Многие из нас постоянно чему-то учатся: музыке, иностранным языкам, плаванию, танцам, а также многому другому. За все приходится платить, и мы с Вами платим, но не всегда получаем образование, которое соответствует стандартам и нормам обучения, а часто еще все это проходит не в полном объеме запланированной программы.

ВНИМАНИЕ : наш адвокат по защите прав потребителя в сфере образования поможет в вопросе возврата денег, если Вы столкнулись с некачественным оказанием образовательных услуг, в процедуре отказа от образовательных услуг: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Подробнее смотрите ВИДЕО

Некачественное образование

Вы заплатили за музыкальные занятия. Давайте разберем конфликтную ситуацию на конкретном примере. К примеру, если вы записались на курсы игры на гитаре, а образовательное учреждение пообещало виртуозную игру на гитаре через три недели. По прошествии этого срока вы неожиданно узнаете, что у Вашего преподавателя отсутствует надлежащая квалификация, он является самоучкой без специального диплома преподавателя, поэтому научить ему Вас профессиональной игре – дело случая и самостоятельной работы.

Смело обращайтесь с претензией к данному образовательному учреждению. Ведь та образовательная услуга, которую Вы оплатили исполнена или исполняется некачественно, а, следовательно, и деньги были потрачены за услугу, которая не соответствует образовательным стандартам.

Неполные образовательные услуги

Можно ли требовать возврат денег за персональные тренировки? Бывают все же ситуации, когда спор разворачивается не за качество, а за то, что Вы не можете в полном объеме получить все оплаченные по абонентскому договору тренировки фитнес тренера. Например, с вами произошел несчастный случай и Вам противопоказана силовая нагрузка. Тогда требуйте частичного возраста денежных средств, соразмерно неоказанным услугам.

Требования к помещению в котором осуществляется образовательная деятельность

Каждый из нас хочет самосовершенствоваться, получать новые знания. Тоже самое можно и сказать про Ваших детей, ведь каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным и успешным. Рассмотрим требования к помещениям на примере языковых образовательных центров.

Сегодня предложений по изучению иностранных языков исчисляется огромными количествами, но не все из них работают легально. Не каждый из нас при выборе курсов задается вопросом: а имеет ли то или иное учреждение образовательную лицензию, есть ли у него заключение о соответствии санитарно-гигиеническим нормам или же заключение о пожарной безопасности. Кстати, если Ваше предприятие хочет получить лицензию на образование, то по ссылке Вы найдете наше выгодное предложение по данному вопросу.

Никому не хочется подвергать опасности ни себя ни своих близких. В данной ситуации ознакомитесь с договором, изучите все его существенные условия, может оказаться так, что Вас вводят в заблуждение – подменяя понятия образовательных и консультационных услуг. Пишите заявление на возврат денег за обучение, если они оказываются без лицензии на образования, с нарушением норм и правил к помещению.

Незаконные поборы при оказании образовательных услуг

Те, кто мечтают научится управлять автомобилем, мотоциклом или же скутером тоже рискуют нарваться на недобросовестных владельцев автошкол, так как не все те автошколы, которые ведут свою деятельность хоть и при наличии лицензии, но не соблюдают требования, к образовательным программам, предъявляемым к ним Министерством образования взимая незаконные поборы за несданные экзамены по теории или вождению.

В таких случаях необходимо не переплачивать, а требовать от руководства автошколы бесплатной пересдачи внутренних экзаменов.

Государственная аккредитация в сфере образования

Нередки также случаи, когда тому или иному лицу, а может быть даже и целой группе работников, необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Однако, когда речь идет об учреждении где эти курсы, проводятся, не все из лиц, проходящих повышение квалификации знают, что для некоторых видов профессиональной подготовки нужно иметь свидетельство о государственной аккредитации. Ведь без этого свидетельства все эти дипломы окажутся простыми бумажками.

Следовательно, перед тем как пойти на такие курсы – удостоверьтесь в наличии государственной аккредитации сайте Министерства образования РФ.

Порядок разрешения спора с образовательным учреждением

Некачественное оказание образовательных услугТак что же делать если вы или ваш близкий оказались в ситуации, когда образовательным учреждением или же просто репетитором были оказаны некачественные образовательные услуги. Читайте пошаговую инструкцию:

Претензия в образовательное учреждение. Первое что нужно знать это то что все вышеуказанные отношения относятся к категории потребительских. А значит, что такого рода отношения регулируются законом о защите прав потребителей. Данный закон позволяет обратится Вам напрямую к лицу или учреждению, оказывавшему Вам или вашим близким услуги с требованием возврата денег или же безвозмездного устранения недостатков некачественно оказанной услуги.

Жалоба на колледж, ВУЗ, курсы. Если же проблему не удается решить мирным путем, тогда смело обращайтесь с жалобой на такое учреждение в надзорные органы – такие как Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Министерство образования и Прокуратуру.

Суд с образовательным учреждением. После того как данные органы установят обоснованность ваших доводов или же если образовательное учреждение отказывается решать вопросов существу – нужно обращаться в суд, законодательство очень лояльно относится к данного рода судебным тяжбам и позволяет не вовсе платить госпошлину. Плюс в случае удовлетворения иска, суд обязательно взыщет с нерадивых преподавателей штраф в размере пятьдесят процентов от взысканной суммы.

P.S.: желаю Всем сторонам правовой безопасности. Подпишитесь на канал СОВЕТЫ АДВОКАТА и Вы первые получите полезную информацию. Не забудьте поставить понравилось настоящей статье, поделиться. Чтобы и другие имели возможность увидеть советы и решить свою проблему.

С уважением, Кацайлиди Андрей Валерьевич, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Кацайлиди и партнеры"

Основанием для привлечения к административной ответственности является факт совершения административного правонарушения. Понятие административного правонарушения дано в части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, признаками административного правонарушения являются его противоправность, виновность и наказуемость.
Противоправность означает, что действиями (бездействием) физических, должностных или юридических лиц нарушаются специальные правила, нормы и стандарты, установленные федеральными законами РФ.
Виновность - следующий признак административного правонарушения. При участии в делах об административных правонарушениях, подаче жалоб на постановления или решения по делам об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина же в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, в нашем случае судом.
Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие).
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения законодательства в сфере образования в следующих случаях:

Правонарушение согласно КоАП

Санкция

Ч.1ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования,

а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 5.57

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 5.57

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.30

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся

в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций

или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 2 ст. 19.30

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса

либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 3 ст. 19.30

Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации

на должностных лиц

50 тыс. руб.
или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года

на юридических лиц

Ч. 4 ст. 19.30

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников,

а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 5 ст. 19.30

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 6 ст. 19.30

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.30 или ч.4 ст. 19.30 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на должностных лиц

дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Ч. 1 ст. 19.4

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль),

а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф
0,5 до 1 тыс. руб.

на должностных лиц

Ч. 1 ст. 19.5

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

на должностных лиц

1-2 тыс. руб.
или дисквалификация на срок до 3-х лет

на юридических лиц

Ст. 19.6

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

На должностных лиц

Ст. 19.7

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса

на должностных лиц

на юридических лиц

Ч. 1 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф
0,5-1 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
30 - 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

30-40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

предупреждение или штраф
170-250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч. 2 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

предупреждение или штраф 0,3-0,5 тыс. руб.

на должностных лиц

предупреждение или штраф
15-25 тыс. руб.

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

предупреждение или штраф
5-10 тыс. руб.

на юридических лиц

предупреждение или штраф
70-100 тыс. руб.

Ч. 3 ст. 19.20

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)

на должностных лиц

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

10-20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

на юридических лиц

100-150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Образовательное учреждение выступает, прежде всего, стороной образовательного правоотношения, обязанной обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на образование, давать им качественное образование. Качество оказываемой образовательной услуги является одной из ее основных потребительских характеристик. Правовые гарантии обеспечения качества образовательных услуг играют роль в охране прав граждан на образование.

В юриспруденции под гарантией понимается система правовых средств для выполнения определенных задач и обеспечения соответствую­щей деятельности. Правовые гарантии применительно к обеспечению конкретных прав носят объективный характер и направлены на закрепление и соблюдение этих прав и законных интересов с учетом их содержания.

На законодательном уровне закрепляется право обучаю­щегося на надлежащее качество образования (результата и процесса).

Прежде всего, это отражено в Конституции РФ, ст. 43 п.1 – где констатируется, что каждый гражданин РФ имеет право на образование. Естественно, что это право должно обеспечиваться в соответствии с некими эталонами, какими являются государственные образовательные стандарты.

Так, Гражданский кодекс РФ не дает конкретного определения качества услуги, но исходит из того, что, во-первых, качество должно соответ­ствовать определенным требованиям (в данном случае договора, а при не­полноте его условий - обычным требованиям), во-вторых, называет неко­торые общие критерии определения качества услуги: обычно предъявляемые требования, пригодность, обычное использование. Граждан­ский кодекс обязывает предпринимателей выполнять услуги в соответствии с требованиями, предусмотренными законом, иными право­выми актами - такими, как стандарты, технические требования, нормы и правила (п. 2 ст. 721 ГК РФ).

Таким образом, качество образования должно обеспечиваться как самой образовательной организацией, так и государством в лице уполномоченных органов, в частности, государ­ственной аттестационной службой, государственными органами управ­ления образованием.

Правовые гарантии качества образовательной услуги образуют си­стему, сочетающую гражданско-правовые и государственно-правовые сред­ства. Система охватывает законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие основы правовой гарантии качества оказываемых услуг.

К государственно-правовым средствам относится деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих правовые гарантии законных действий образова­тельных организаций, в частности лицензионно-контрольная, аттестационно-аккредитационная. Особую роль играет судебная защита в качестве гаранта прав потребителя образовательной услуги.

Основным гражданско-правовым средством обеспечения гарантии качества услуги является договор, оформляющий качество данной услуги в соответствии с нормами, закрепленными в специальных законодательных и иных правовых актах, определяющих условия качества. В этих условиях договор оказания образова­тельных услуг является основным правовым средством гарантии качества образовательной услуги и защиты прав обучающегося. Оформление отношений между образовательной организацией и обучающимся на основе договора позволяет применить к ним не только нормы ГК РФ, но и правила законодательства о защите прав потребителей с учетом особенностей предмета и существа образова­тельной услуги, подключить механизм гражданско-правовых средств, при­званных обеспечить приоритет интересов потребителей в их отношениях с исполнителями. Основная суть правовых гаран­тий, обеспечиваемых договором, сводится к следующему:

· договор закрепляет взаимные обязательства, подлежащие исполне­нию, и обусловливает определенные права и обязанности сторон;

· условия договора должны соответствовать императивным нормам законодательства, иных нормативных правовых актов.

· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответст­вовать услуги (только для аккредитован­ных образовательных организаций);

· сведения об основных потребитель­ских свойствах услуг;

· цену и условия приобретения услуг;

· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование организации;

· информацию о правилах оказания услуг;

· указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по испол­нению образовательных услуг влечет за собой наложение санкций в судеб­ном порядке, а договорные отношения подлежат судебной защите. Исполнитель не вправе включать в договор условия, ущемляющие права граждан по сравнению с правилами, устанавливаемыми законода­тельством.

Нарушение прав потребителей образовательных услуг.С переходом к рыночным отношениям и легализацией платного образования возникла масса нарушений прав лиц, оплачивающих свое образование. Как уже было отмечено, права указанных лиц защищает, в основном, гражданское законодательство, в частности, законодательство о защите прав потребителей.

Практика показывает, что к основным нарушениям прав потребителей образовательных услуг относятся:

· оказание образовательных услуг без лицензии;

· оказание образовательных услуг образовательным учреждением, лишенным государственной аккредитации;

· нарушение прав потребителей на информацию об образовательной услуге и об ее исполнителе;

· наличие в договорах, заключаемых образовательными учреждениями, условий, ущемляющих права потребителей;

· наруше­ния при оформлении дого­воров па оказание платных образовательных услуг.

Рассмотрим условия договора на оказа­ние образовательных услуг, которые на­рушаются чаще всего.

2. По мнению специалистов из МАП России, повторные пересдачи контрольных, курсовых работ, экзаменов и т. д. является неотъемлемой частью основной образовательной услуги. Следовательно, установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию является неправомерным.

4. Неправомерным является установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребитель может подать исковое заявление в суд по месту своего жительства.

В образовательных отношениях не применяется и ст. 425 ГК РФ, согласно которой договор становится обязательным с момента его заключения. Фактом, порождающим данные отношения, является не сам договор, а по­следующая в соответствии с ним оплата обучения за учебный год или се­местр. Лицо, заключившее договор с образовательным учреждением, но не оплатившее стоимости обучения, не приобретает прав участника образовательных отношений и не может требовать по суду возникновения или про­должения этих отношений. Равным образом и образовательное учреждение не считает возможным применять ст. 425 ГК РФ к лицам, которые заключили с ним договор, но не оплатили стоимости обучения. С учетом изложенных обстоятельств образовательные учреждения справедливо предусматривают в договорах право прекращения образовательных отношений в случаях неоп­латы или просрочки оплаты обучающимися образовательных услуг. Обучающийся, не оплативший стоимости обучения, тем самым прекраща­ет образовательное отношение, утрачивает право быть его участником.

Ответственность образовательных учреждений и педагогических работников за некачественное образование.Законодательство не предусматривает возможности применения санкций к государственным и муниципальным образовательным учреждениям за нарушение обязательств по договору с обучающимися или их родителями. Санкции в виде лишения образовательного учреждения государственной ак­кредитации и лицензии возможны только по решению компетентных органов управления образованием и с учетом результатов аттестации.

1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

2. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

4. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

5. Иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

____________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

2. Каковы объекты, методы и содержание и законодательная основа мониторинга качества образования?

3. Оцените эффективность. достоинства и недостатки различных методов оценки качества обучения?

4. Оцените эффективность действующего в РФ института юридической ответственности за качество образования. Свою точку зрения подтвердите конкретными примерами.

5. Какова последовательность процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений? Оцените их эффективность.

В предыдущей главе уже поднимался вопрос об ответственности сторон в договоре платного образования, которая носит гражданско-правовой характер. Надо сказать, что в действующем законодательстве об образовании в целом весьма слабо решены вопросы регулирования правовой ответственности в образовательном процессе. Нормы Закона об образовании, устанавливающие основания ответственности, носят, в основном, отсылочный характер (см. в частности п. 3 ст. 32 Закона об образовании). Лишь в отдельных случаях закон определяет конкретную ответственность – за ведение индивидуальной педагогической деятельности без регистрации (ст. 48) и за некачественное образование (ст. 49).

В то же время для отношений в сфере образовательной деятельности в силу их многопредметности, многоаспектности характерны, пожалуй, все виды правовой ответственности – гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная. Авторитетный специалист в сфере образовательного права В. М. Сырых вводит и обосновывает особый вид юридической ответственности в образовательной деятельности, возникающей только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.64

Рассмотрим нормативно-правовое регулирование гражданско-правовой ответственности в сфере образования.

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) характеризуется такими признаками, как имущественный характер санкций, компенсационно-восстановительная и стимулирующая функции ответственности; санкции применяются в пользу потерпевшего. Выделяют два вида ГПО – договорную, устанавливаемую соглашением сторон договора, и внедоговорную – за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина, и за причинение морального вреда.

В сфере образования можно выделить две группы оснований ГПО – за нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Если первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, то вторая – независимо от характера отношений образовательной организации и обучающегося.

Правовая ответственность образовательной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательной услуги, за её качество регулируется непосредственно договором и собственно требованиями, предъявляемыми законом к образованию. Тем самым выделяются общие основания ответственности образовательной организации, присущие ей как юридическому лицу – некоммерческой организации, предусматривающие гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, и специальные основания, обусловленные характером собственно образовательной деятельности, педагогическими отношениями.

Закон об образовании определяет ряд оснований ответственности образовательной организации, в частности, за невыполнение функций, лежащих в его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, качество образования, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, их жизнь и здоровье во время образовательного процесса (п. 3 ст. 32).

Анализ норм Закона об образовании вскрывает и другие основания правовой ответственности, в частности, за ведение образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований (лишение лицензии), за проведение образовательного процесса аккредитованной организацией не в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (лишение государственной аккредитации) и ряд др.

В то же время Закон об образовании не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с некачественным образованием (ст. 48), давая отсылку в целом к законодательству Российской Федерации.

Однако, если ответственность в законодательстве об образовании носит в целом дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано, в первую очередь, с неоднозначностью его правового содержания.

Применительно к исполнению обязательства по договору платного образования проявление гражданско-правовой ответственности имеет свои специфические черты, которые определяют особенности правовой защиты потребителя образовательных услуг.

1. Повышенная ответственность образовательной организации как профессионального участника образовательной деятельности. С этих позиций в обязанности образовательной организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения взятых заказчиком обязательств даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий и воли при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее по характеру обязательства (задержка выдачи лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, болезнь преподавателя и т. п.) (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Образовательная организация должна предусмотреть при заключении с обучающимися (их законными представителями) договоров платного образования возможные последствия, связанные с изменением учебного плана, заменой преподавателей, условий образовательного процесса, и детально регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включая условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом по общему правилу образовательная организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, связанным с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательная организация, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, тем самым нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права.

Анализ деятельности образовательных организаций по возмездному оказанию образовательных услуг, основанный на практических наблюдениях, позволяет выявить основные факты, приводящие к нарушению прав обучающихся.

1. Зачастую не заключается в письменной форме договор об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования, как правило, имеющих краткосрочный характер.

2. Поступающего на обучение не знакомят под расписку с учебным планом (иным документом, его заменяющим).

3. Учебный план не входит в договор составной частью и подвергается нередко произвольному изменению со стороны администрации образовательной организации в процессе обучения. Хотя учебный план и является формой, выражающей трактование государственного образовательного стандарта (там, где это предусмотрено), он является всегда уникальным, особенным, т.к. образовательная организация вправе сама определять содержание обучения.

5. В договоре нередко не указываются конкретные меры правовой ответственности образовательной организации за нарушение договорных обязательств, а также внедоговорных, но обусловленных законом (например, при потере лицензии, утрате силы свидетельства о государственной аккредитации).

Ранее мы показали, как устанавливается ответственность исполнителя и потребителя в предоставлении платного образования Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного и общего образования. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер, и ее возникновение обусловливается неисполнением либо ненадлежащим исполнением соответствующих договорных обязательств по осуществлению платной образовательной деятельности исполнителем.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1064, ст. 1068, ст. 1069) предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Нормами ст. 1079 ГК РФ предусматривается ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные ГК РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, т. е. относятся к любому гражданину или юридическому лицу, подпадающим под правовое регулирование соответствующей главы 59. Образовательная же деятельность имеет свои специфические особенности, влекущие и установление иных, кроме указанных в Гражданском кодексе РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности.

По нашему мнению, следует в соответствии со ст. 151 и ст. 1100 ГК РФ, установить основания возмещения гражданину морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Норма абз. 5 ст. 1100 ГК РФ закрепляет, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в иных случаях, предусмотренных законом, что дает основание закрепить в Законе об образовании эти основания. К таковым, по нашему мнению, следует отнести: прекращение образовательной организацией образовательного процесса в связи с лишением (потерей) лицензии, нарушением ею лицензионных требований, банкротством образовательной организации, потерей ею статуса государственной аккредитации; необоснованный отказ от приема на обучение, неправильное применение образовательных технологий с причинением вреда обучающемуся.

Следует также закрепить основания ГПО за причинение вреда личности обучающегося в образовательном процессе на основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ Законом об образовании может быть предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда. В этом случае ответственность возлагается независимо от вины причинителя.

К таким неправомерным действиям, причинившим вред, может быть отнесена деятельность образовательных организаций, связанная с неправильной эксплуатацией источников повышенной опасности (оборудование, приборы, установки, проведение учебных экспериментов и т.п.), а также несоответствие условий образовательного процесса лицензионным требованиям, ведение образовательного процесса без лицензии в условиях, не соответствующих установленным требованиям. Вред может быть причинен также и имуществу обучающегося, и он тоже подлежит возмещению в полном объеме. Подобные нормы включают ряд законодательных актов Российской Федерации.

Видимо законодателю необходимо изменить правовое содержание формы образовательного учреждения, предусмотрев ее только для государственных и муниципальных образовательных учреждений, либо отказаться от принципа субсидиарной ответственности учредителя, что впрочем, по нашему мнению, для государственных и муниципальных учреждений, с учетом социальной значимости образования и конституционной обязанности государства обеспечить право на образование, вряд ли допустимо.

Вероятно, следует исключить в Законе об образовании норму об участии граждан в составе учредителей образовательного учреждения, тем самым вывести их из числа субъектов субсидиарной ответственности. В то же время физические лица вправе быть учредителями образовательных организаций, создаваемых в иных формах некоммерческих организаций.

Читайте также: